Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Что такое обсе? состав, миссии и наблюдатели обсе. Что такое обсе: какие задачи решает, цели организации Означает обсе

    Что такое обсе? состав, миссии и наблюдатели обсе. Что такое обсе: какие задачи решает, цели организации Означает обсе

    Инициатива президента России Дмитрия Медведева по разработке Договора о европейской безопасности и реформирование ОБСЕ станут центральными для российской стороны темами предстоящего 4-5 декабря в Хельсинки заседания совета глав МИД организации, сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

    Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co‑operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

    ОБСЕ (до 1 января 1995 года - СБСЕ), признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

    ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно‑политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

    Руководящие органы обсуждают проблемы безопасности, волнующие государства, и принимат решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.

    Высшим органом ОБСЕ являются саммиты , которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

    Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет , собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 году.

    Координирующую роль в работе организации и ее коллективных органов выполняет Действующий председатель ОБСЕ, функции которого возложены на министра иностранных дел председательствующего государства.

    Военно-политические вопросы, включая разоружение, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Форум создан в 1992 году решением Хельсинкского саммита.

    На Экономическом форуме ОБСЕ, который созывается ежегодно в Праге, рассматриваются актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.

    Вопросы человеческого измерения обсуждаются на ежегодных Конференциях по обзору выполнения обязательств в гуманитарной сфере , которые проводятся в Варшаве.

    Секретариат ОБСЕ расположен в Вене. Возглавляется генеральным секретарем. Состоит из семи подразделений. Это: офис генсекретаря; центр по предотвращению конфликтов; координатор экономическо‑экологической деятельности; старший полицейский советник; департамент служб поддержки и бюджета; департамент людских ресурсов; Пражский офис (архив).

    Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 года. Занимается содействием в проведении выборов и мониторингом за ними, поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.

    Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 года в Гааге. Инструмент превентивной дипломатии. Его основная задача -предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.

    Представитель по свободе СМИ работает с 1997 года в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы.

    Парламентская Ассамблея ОБСЕ создана в 1991 году в качестве самостоятельной парламентской структуры. Состоит из парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии в одном из государств-участников. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.

    На пространстве ОБСЕ функционируют 17 миссий и полевых присутствий Организации. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    ОБСЕ это - аббревиатура, расшифровка которой звучит так: «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе» (англ. Organization for Security and Co-operation in Europe).
    Создана в Хельсинки 1 августа 1975 года главами 35 государств Европы, США и Канады подписанием Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, так называемые Хельсинкские соглашения.

    В Акте страны-подписанты договорились

    • О нерушимости границ, сложившихся в Европе по итогу Второй мировой войны
    • О мирном урегулировании спорных вопросов, уведомлении друг друга о военных учениях и крупных передвижениях войск
    • О сотрудничестве в экономике, в науке, в области охраны окружающей среды
    • О соблюдении всеми государствами основных прав и свобод человека

    ОБСЕ призвана следить за выполнением этих обязательств,

    то есть
    - Контролировать распространение вооруженных сил и вооружений
    - Предпринимать усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов
    - Защищать права человека
    - Следить за демократичностью выборного процесса
    - Надзирать за экологической и экономической безопасностью на континенте

    Её основными институтами являются

    • Постоянный совет под руководством действующего председателя, выбираеиого на год. Совет
    • еженедельно собирается в Вене.
    • Форум по сотрудничеству в области безопасности, еженедельно собирается в Вене.
    • Управление по делам национальных меньшинств во главе с Верховным комиссаром. Располагается в Гааге
    • Бюро по демократическим институтам и правам человека. Находится в Варшаве.
    • Парламентская ассамблея ОБСЕ. Собирается на очередную сессию один раз в год в первой декаде июля.
    • Периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ (саммит).
    • Ежегодный совет министров иностранных дел

    Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский

    В последние годы, однако, авторитет ОБСЕ упал. Организация не смогла предотвратить ни одного вооруженного конфликта в Европе, начиная с Балканских войн, заканчивая Украиной. Существуют острые разногласия между ОБСЕ и Россией, которая обвиняет Организацию в «обслуживания интересов отдельных государств и группировок», «двойных стандартах» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». В свою очередь В 2012 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Законность в России: дело Сергея Магницкого», а в 2014 году заявила, что РФ нарушила хельсинкские принципы в рамках своих отношений с Украиной, ОБСЕ отказалась прислать своих уполномоченных на

    1. ЧТО ТАКОЕ ОБСЕ?

    2. ОБСЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

    3. ОБСЕ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Что такое ОБСЕ?


    Все государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют одинаковый статус, а решения принимаются на основе консенсуса.

    ОБСЕ имеет особый статус . С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер. Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями.

    Большинство инструментов, решений и обязательств ОБСЕ оформлено на юридическом языке, однако их осуществление требует применения стандартных методов права международных договоров. Так, ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются в юридическом смысле международными договорами и не носят обязательного характера для государств. Документы СБСЕ/ОБСЕ являются источниками международного права , формулируют его принципы, но по сути дела это только политические (не международно-правовые!) обязательства, т. е. не дают возможности привлечь к судебной ответственности, в отличие от Европейской Конвенции или Международных пактов . Хотя ОБСЕ был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве . Государства-участники, подписавшие Конвенцию по примирению и арбитражу , могут выносить на рассмотрение Суда споры с целью их урегулирования в рамках Арбитражного трибунала или Примирительной комиссии. В 1999 году Постоянный совет постановил принять под эгиду ОБСЕ Пакт о стабильности в Юго-Восточной Европе .

    Вместе с тем тот факт, что обязательства ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи подписанными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права.

    Более того, ОБСЕ – это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.

    Все это делает ОБСЕ уникальной организацией, и она занимает особое положение по сравнению с другими организациями и учреждениями в Европе.

    ОБСЕ и права человека

    Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ . Этот термин был официально введен в 1989 году в Заключительном Документе Венской Встречи и применяется как общий термин для всех вопросов, касающихся прав человека и фундаментальных свобод, человеческих контактов и других вопросов гуманитарного характера, считающихся подпадающими под юрисдикцию данной организации. Кроме того, термин охватывает вопросы, связанные с демократией, демократическими институтами и правопорядком.

    Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже "проникающие" по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в "традиционной" сфере гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, она также явилась зачинщицей многих начинаний в гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в традиционных документах по правам человека. Так, в документах ОБСЕ содержится большое количество правил, традиционно относящихся к внутренним делам государств, а именно, к их политическому устройству. В рамках ОБСЕ было четко и недвусмысленно решено, что защита прав человека и основанная на плюралистической демократии политическая система неразделимы.



    Другим примером "проникающего" характера норм ОБСЕ может служить факт, что страны-участницы ОБСЕ пришли к соглашению о запрете принципа невмешательства во внутренние дела государства в области человеческого измерения (см. преамбулу к Документу Московской Встречи Конференции по Человеческому Измерению СБСЕ в октябре 1991 ).

    Характерным элементом человеческого измерения ОБСЕ является глубоко детализированный характер многих принятых обязательств. Хорошим примером в этом отношении являются детализированные правила, касающиеся условий работы иностранных журналистов в связи со свободой выражения, а также несколько положений о "человеческих контактах" (воссоединение семей, браки между гражданами различных государств, туризм, и пр.), равно как и обязательства, связанные с выдачей выездных документов, обусловленные принципом свободы перемещения.

    Значимость национального уровня

    Выполнение обязательств ОБСЕ происходит на национальном уровне каждой участвующей страны через их учет при решении внутренних вопросов. Эти обязательства являются своего рода руководством для законодателей этих стран, предопределяя содержание законов, необходимых для их выполнения. Органы управления страной, национальные трибуналы и административные власти должны принимать во внимание эти обязательства при использовании существующих норм, правовых включительно.

    Механизмы обеспечения соблюдения обязательств человеческого измерения

    В рамках ОБСЕ была создана все более совершенствующаяся система надзора за соблюдением обязательств ОБСЕ. Эта система частично функционирует отлично от процедур, предусмотренных правовыми документами по правам человека. Осуществление процедур ОБСЕ характеризуется, в частности, большей гибкостью, которую, однако, не следует приравнивать к эффективности системы

    Специфический механизм мониторинга в системе человеческого измерения ОБСЕ общеизвестен как "механизм человеческого измерения". Этот механизм состоит из 2 основных элементов: Венского механизма и Московского механизма, причем последний отчасти представляет собой дальнейшее развитие первого. Вместе взятые, они составляют стабильную систему надзора за соблюдением обязательств в сфере человеческого измерения.

    Основа Венского механизма, который состоит из 4 этапов, была заложена в Венском Заключительном Документе 1989 года. Впоследствии он получил дальнейшее развитие, в особенности на Конференциях по человеческому измерению в Копенгагене (1990) и Москве (1991) и на Последующей Встрече в Хельсинки (1992).

    В настоящее время этот механизм состоит из 4 элементов:

    Обмен информацией и письменный ответ на запросы и на представления, высылаемые членам ОБСЕ другими участниками ОБСЕ по вопросам, связанным с человеческим измерением, в возможно более короткие сроки, но не более 10 дней; обычно такие связи поддерживаются через дипломатические каналы;

    Проведение двусторонних встреч с другими участниками организации по их просьбе для обсуждения проблем человеческого измерения, включая конкретные ситуации и особые случаи с целью их разрешения; время и место таких встреч должно быть определено как можно быстрее по обоюдному согласию, как правило в течение одной недели после даты получения просьбы; в ходе двусторонних встреч, страны ОБСЕ должны избегать вопросов и тем, не связанных с предметом обсуждения, если только обе стороны не изъявили на то желания; местом проведения таких встреч может быть БДИПЧ (Бюро Демократических Институтов и Прав Человека);

    Любая страна-участница ОБСЕ, которая считает это необходимым, может привлечь внимание других участников по дипломатическим каналам или через БДИПЧ к тем или иным ситуациям и вопросам человеческого измерения;

    Любая страна-участница ОБСЕ, которая считает это необходимым, может делиться информацией об обменах информацией и ответах на свои запросы, информацию и представления о результатах двусторонних встреч, включая информацию о ситуациях и конкретных случаях, на встречах ОБСЕ, особенно на Совещаниях Глав, на обзорных конференциях, которые проводятся каждые два года и на исполнительных встречах.

    Венский механизм является такой постоянно действующей системой надзора, которая напоминает процедуру рассмотрения межгосударственных жалоб; если в страну, в рамках данного механизма, поступил запрос на информацию от любой из стран ОБСЕ, она обязана представить ответ на такой запрос; она также обязана удовлетворить последующую просьбу о двусторонней встрече.

    К недостаткам Венского механизма относится отсутствие санкций в случае доказательства нарушения обязательств по человеческому измерению и требование консенсуса при принятии решений ОБСЕ. Исходя из последнего, нельзя предпринимать действия против воли государства, которого такое решение может касаться. Следовательно, эффективность Венского механизма во многом зависит от политического давления.

    Существенным недостатком Венского механизма является недостаток элемента независимости: механизм функционировал лишь на межправительственном уровне. Этот недостаток был "исправлен" на Московской Встрече Совещания по человеческому измерению (СБСЕ) в 1991. На Московской Встрече Венский механизм был дополнен системой миссий независимых экспертов или докладчиков в области человеческого измерения ОБСЕ.

    Данная система, которую часто называют Московским механизмом, очень усложнена. Она включает 5 отдельных процедур, которые могут использоваться независимо друг от друга для учреждения миссий докладчиков или экспертов. Две из них связаны с Венским механизмом:

    После первой или второй фазы применения Венского механизма страна-инициатор может предложить другому государству пригласить миссию экспертов;

    Если другое государство отказывается это сделать, просящая сторона может инициировать отправку миссии экспертов против воли другого государства, при условии, что такая инициатива находит поддержку еще 5 государств ОБСЕ. Таким образом, в рамках Венского механизма была создана возможность проведения независимой экспертизы случаев нарушения обязательств человеческого измерения.

    Добровольное приглашение миссии экспертов страной ОБСЕ; решение Совещания Глав об учреждении миссии экспертов или докладчиков; учреждение "чрезвычайной миссии" докладчиков в случаях "особо серьезной опасности", с целью выполнения положений человеческого измерения. Эти миссии должны состоять из независимых экспертов, выбранных из списка, в котором находятся до 3 экспертов, назначенных каждым государством ОБСЕ.

    Система миссий экспертов или докладчиков в сфере человеческого измерения стала первым отклонением от до сего времени строго межправительственных процедур надзора ОБСЕ. Мандаты таких миссий могут разниться в соответствии с той процедурой, согласно которой такие миссии возникли. Вообще можно отметить, что полномочия миссий экспертов шире полномочий миссий докладчиков. Полномочия последних в основном сводятся к сбору фактов и оказанию консультативных услуг или предложений относительно пути разрешения обсуждаемых вопросов. Миссии экспертов имеют более широкий мандат, целью которого является облегчение процесса разрешения конкретного вопроса или проблемы, относящихся к человеческому измерению ОБСЕ. Для достижения данной цели такие миссии могут собирать информацию и, "насколько это целесообразно, предоставлять свои хорошие офисы и посреднические услуги для поддержания диалога и сотрудничества между заинтересованными сторонами". Только Совещание Глав (или Постоянный Совет) имеет право выносить решения по поводу принятия последующих мер. В этом случае применим принцип консенсуса (с единственным, преимущественно теоретическим, исключением консенсус-минус один).

    Помимо механизма человеческого измерения, для контроля над соблюдением требований человеческого измерения были разработаны и другие процедуры и средства :

    Любой, относящийся к человеческому измерению, вопрос может быть поднят на встречах самых разных политических органов ОБСЕ, в особенности Постоянного Совета, Совещания Глав и Министерских органов, а также на ежегодных исполнительских встречах ОБСЕ;

    Вопросы человеческого измерения могут решаться апелляцией к общим механизмам ОБСЕ, таким, как различного рода процедуры мирного улаживания спорных вопросов (МУСП) или Берлинский чрезвычайный механизм.

    Вместе с тем, важно понимать, что ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами. Одновременно это не лишает НПО возможностей обращения в структуры ОБСЕ и привлечение ее внимания к фактам (ситуациям) нарушения прав человека в той или иной стране и объединения усилий для обеспечения прав человека.

    ОБСЕ и Неправительственные организации

    ОБСЕ “держит связь” с НПО, в первую очередь, через Бюро по демократическим институтам и правам человека .

    Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ) состоит из двух отделов: Отдел по выборам и Отдел по человеческому измерению/строительству демократии. Первый играет активную роль в наблюдении за проведением выборов и содействии становлению национальных избирательных органов, оказывает техническую помощь в развитии национальных правовых институтов, занимается подготовкой наблюдателей ОБСЕ, следящих за положением в сфере прав человека и проведением выборов. В рамках миссии наблюдатели по итогам выборов подготавливают доклад о нарушениях, если они имели место, и рекомендации о возможных улучшениях прохождения выборов.

    Отдел по человеческому измерению/строительству демократии осуществляет конкретные программы, направленные на формирование НПО, построение гражданского общества и развитие демократии и прав человека в странах-участницах ОБСЕ.

    В ведении обоих отделов находится контроль и содействие выполнению обязательств в области человеческого измерения

    Бюро является пунктом для контактов по вопросам, касающимся народности рома и синти (цыган), и обеспечивает проведение специализированных семинаров ОБСЕ, а также осуществляет организационное обеспечение при проведении совещаний ОБСЕ, посвященных вопросам человеческого измерения (проводятся раз в два года), и семинаров по вопросам человеческого измерения (организуются один раз в год).


    БДИПЧ публикует Бюллетень БДИПЧ и Информационный вестник Центральной Азии и Закавказья.

    БДИПЧ, Директором которого является посол Жерар Студман (Швейцария), находится в Варшаве (Польша). Узнать более подробную информацию, а также направить свои сообщения о нарушениях прав человека и о нарушениях в процессе проведения выборов и предложения о сотрудничестве можно по адресу:

    Польша – Варшава

    OSCE Officer for Democratic Institutions and Human Rights

    Aleje Ujazdowskie 19

    Тел.: +48 (Факс: +48 (

    http://www. osce. org/odihr/

    E-mail: *****@***osce. waw. pl

    Особо важную роль в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов играет Верховный комиссар по делам национальных меньшинств , который базируется в Гааге (Нидерланды). Верховный комиссар - представитель Нидерландов - , анализирует ситуации, возникающие в связи с национальными меньшинствами, и принимает меры по предотвращению осложнений на возможно более раннем этапе. Путем проведения консультаций и подготовки рекомендаций он побуждает стороны к выбору неконфронтационного пути.

    Адрес Верховный комиссар по делам национальных меньшинств:

    Нидерланды – Гаага

    2500 ЕВ, The Hague

    http://www. hcnm. org/

    E-mail: *****@***org

    В 1997 году был создан пост Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации , который должен наблюдать за положением дел в этой области и оперативно реагировать на случаи серьезного нарушения государствами-участниками принятых в рамках ОБСЕ принципов и обязательств, касающихся свободы выражения своего мнения и свободы средств массовой информации. Бюро Представителя, которым является Фраймут Дуве (Германия), находится в Вене.

    Адрес Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации:

    Австрия – Вена

    OSCE Representative on Freedom of the Media

    Kärntner Ring 5-7, Top 14, 2.DG

    http://www. osce. org/fom/

    E-mail: *****@***org

    Органом ОБСЕ, где на регулярной основе проводятся политические консультации и принимаются решения, является Постоянный совет . Его члены, постоянные представители государств – участников ОБСЕ, еженедельно собираются на заседания в конференц-центре Хофбург в Вене для обсуждения и принятия решений по всем вопросам, относящимся к компетенции Организации. В Вене также часто проходят разнообразные неформальные встречи между делегациями. В Хофбурге проводятся заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности (который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности).

    Наряду с заседаниями этих органов для проведения политических консультаций периодически созываются встречи Руководящего совета, в которых принимают участие руководители политических департаментов или иные высокопоставленные должностные лица государств-участников. Кроме того, один раз в год Руководящий совет проводит встречу в Праге в качестве Экономического форума. Министры иностранных дел стран ОБСЕ регулярно встречаются в рамках Совета министров, а каждые несколько лет проводится Встреча на высшем уровне с участием глав государств и правительств (последняя состоялась в ноябре 1999 года в Стамбуле).

    Действующий председатель (ДП) ОБСЕ несет общую ответственность за исполнительную деятельность. Пост Председателя переходит от страны к стране ежегодно на основе ротации: в 2000 году его занимает Австрия, а в 2001 году он перейдет к Румынии. В своей работе ДП, министр иностранных дел страны, являющейся Председателем, опирается на помощь Тройки, в состав которой кроме него входят предыдущий и последующий председатели. ДП также может назначать личных представителей, поручая им заниматься теми или иными проблемами или ситуациями.

    Генеральным секретарем ОБСЕ является представитель Словакии посол Ян Кубиш, чей трехлетний срок пребывания в этой должности начался в июне 1999 года. Базируясь в Вене, Генеральный секретарь действует в качестве представителя ДП, которому оказывает поддержку во всей деятельности по осуществлению целей ОБСЕ. В его функции входит также руководство структурами и операциями ОБСЕ. Секретариат, который базируется в Вене, занимается оперативным обеспечением деятельности Организации. В его состав входят аппарат Генерального секретаря, Центр по предотвращению конфликтов, Административно-оперативный департамент и координатор деятельности ОБСЕ в области экономики и окружающей среды. Пражское отделение выполняет задачи документационно-информационного обеспечения.

    История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».

    По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.

    На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.

    По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.

    Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.

    В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.

    Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».

    Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.

    Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.

    Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.

    Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы

    • 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
    • 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.

    С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.

    В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).

    Основные органы характеризуются следующим образом.

    Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.

    Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.

    Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.

    Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.

    Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.

    Функциональные органы ОБСЕ:

    • 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
    • 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
    • 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
    • 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
    • 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
    • 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

    Основные направления деятельности ОБСЕ:

    • 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
    • 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
    • 3) действия в сфере человеческого измерения.

    Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом

    способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.

    Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).

    Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.

    Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.

    Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.

    Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.