Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Что такое парижский клуб кредиторов. Парижский клуб (The Paris Club) - это. Кафедра « Банковское Дело»

    Что такое парижский клуб кредиторов. Парижский клуб (The Paris Club) - это. Кафедра « Банковское Дело»

    Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. То есть Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторами государствам-должникам.

    Лондонский клуб кредиторов – неформальная международная организация, объединяющая банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или отдельным юридическим лицам этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания – Лондон. Лондонский клуб кредиторов сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Лондонского клуба кредиторов состоялось в 1976 г. для урегулирования проблем задолженности Заира.

    Лондонский клуб кредиторов включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Лондонского клуба кредиторов составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Лондонского клуба кредиторов. БКК является органом выработки общих принципов по .

    На регулярных заседаниях Лондонского клуба кредиторов принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются соглашения со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов, а с другой – жесткие меры по обеспечению возврата кредитов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д.

    Процедура решения долговых проблем стран обычно следующая. Так как страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый Банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о . Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90-95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

    Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения должник может получить дополнительный кредит для обслуживания текущего долга.

    Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 году. В Банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 году этот долг был полностью погашен.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Санкт-Петербургский Торгово-Экономический институт

    Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

    Реферат по курсу «Финансы и кредит» на тему

    Парижский клуб

    Выполнила:

    Баенко В.Ф.

    Группа 1306

    Проверила

    К.Э.Н., доц. Боровкова Вал.А.

    Санкт-Петербург

    Введение

    Глава I. Сущность, структура и принципы Парижского клуба

    1.1 Сущность Парижского клуба

    1.2 Структура Парижского клуба

    1.3 Принципы Парижского клуба

    2.1Торонтские условия

    2.2 Хьюстонские условия

    III Россия и Парижский клуб

    3.3 Парижский клуб в цифрах

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия, Россия и Япония.

    Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации (изменение структуры капитала, соотношения заемного и собственного) задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ). Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

    В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.

    Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

    Глава I. Структура, принципы и правила Парижского клуба

    1.1 Сущность Парижского клуба

    За время своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два правила : проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

    В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

    Члены клуба собираются в Париже раз в месяц, за исключением февраля и августа. Сессия длится от двух до пяти дней. Программа каждой встречи обязательно включает в себя так называемую обзорную экскурсию (tour d"horizon) - анализ ситуации по долгам в конкретно взятых странах. Любой кредитор имеет право поставить на повестку дня положение дел в том или ином государстве. Эти «экскурсии» дают возможность обменяться информацией, заблаговременно поставить друг друга в известность о возможных проблемах, а также подготовить почву для будущих переговоров. Результатом tour d"horizon может стать совместное послание властям страны-должника.

    Центральный пункт программы - переговоры с вызванными «на ковер» странами-должниками. Обычно на них уходит один день, хотя каких-то специальных требований по продолжительности нет. Самые короткие переговоры состоялись в октябре 1983 года с делегацией Малави: они заняли всего час. Бывают и обратные ситуации, когда многодневные обсуждения заходят в тупик и заканчиваются ничем.

    Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

    Правовая база в России.

    1)Распоряжением Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 378-рп "О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника"

    2)Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 1179 "О подписании Меморандума о взаимопонимании по вопросу, о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника"

    1.2Структура Парижского клуба

    Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством генерального директор французского казначейства (в настоящий момент это Жан-Пьер Жуй), обязанности вице-президентов исполняют его заместители. Как правило, страны-участницы на заседаниях клуба представлены высокопоставленными чиновниками их министерств финансов, реже - министерств иностранных дел. Делегацию страны-должника обычно возглавляют министр финансов и/или глава Центробанка.

    Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя определен состав стран, имеющих право участвовать в заседаниях Парижского клуба и апеллировать к нему при возникновении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Каждое его заседание посвящается одному конкретному должнику. На нем присутствуют представители страны-должника, стран-кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда (МВФ) и ЮНКТАД.

    Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе. Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

    1.3 Принципы Парижского клуба

    В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

    1.наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,

    2.обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику,

    3.равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

    Первые два принципа -- это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Россия и международные клубы кредиторов.

    1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по по­гашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год. Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в на­циональной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной ва­люте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задол­женности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

    2.Условия погашения для должников. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих ре­форм и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пере­смотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах». У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают? План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

    а)ограничение роста денежной массы,

    б)сокращение дефицита государственного бюджета,

    в)контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации),

    г)устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса, ограничение вмеша­тельства государства в экономику. Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа. Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

    3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения. Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов». Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

    Глава II Условия реструктуризации долга

    2.1Торонтские условия

    Были приняты в 1988 году.

    Таблица «Торонтские условия»

    Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития (в настоящее время - 540 долларов в год).

    Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

    Вариант А (уменьшение суммы долга):

    Списать треть долга;

    В отношении остальной части долга пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

    Вариант В (долгосрочные долги) :

    Проценты начисляются по рыночным ставкам;

    Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.

    Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

    Предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

    Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.

    Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.

    2.2 Хьюстонские условия

    Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень.

    Таблица «Хьюстонские условия»

    2.3 Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)

    Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.

    Таблица «Триниадские и Лондонские условия»

    2.4 Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC

    Таблица «Неапольские условия»

    С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-е снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.

    Проект под названием « ИНИЦИАТИВА HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

    2.5 Стандартные условия Парижского клуба

    Реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг). Срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом. Рыночные ставки.

    III Практика Парижского клуба

    3.1 Долги России перед Парижским клубом

    Россия полностью погасила долг бывшего СССР летом 2006 года перед Парижским клубом кредиторов. Общая сумма выплат составила 23,737 миллиарда долларов. Платежи были сделаны в 9 валютах в рамках соглашения, подписанного в июне. Внешний государственный долг России на 1 сентября 2009 года составил 38,99 миллиарда долларов, или 27,17 миллиарда евро. Об этом сообщается в пресс-релизе российского Минфина. На начало года задолженность государства перед внешними кредиторами находилась на отметке 40,57 миллиарда долларов (28,8 миллиарда евро). За восемь месяцев госдолг сократился в долларах на 4 процента, а в евро - на 5,6 процента. В ходе 2009 года сократились долги России практически перед всеми группами кредиторов. В частности, за январь-август задолженность перед Парижским клубом снизилась на 418 миллионов долларов до 1,162 миллиарда. Долги по еврооблигациям сократились с 27,7 до 26,99 миллиарда долларов.

    С 18 по 21 августа по поручению Минфина были осуществлены плановые платежи в 1,269 миллиарда долларов. В то же время Внешэкономбанк заплатил еще 22,468 миллиарда долларов в счет досрочного погашения долга. К общей сумме долга Россия дополнительно выплатила 1 миллиард долларов премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 миллионов долларов получила Германия. Экономия от досрочного погашения составит 7,7 миллиарда долларов в течение ближайших 15 лет. Эти средства пойдут на инвестиционную деятельность.

    Сам факт вступления России в Парижский клуб -- явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса -- 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности. Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма может превысить 50 млрд.).

    3.2 Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба

    Большая часть межгосударственных кредитов в этой подгруппе была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена, Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам хоть и маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами -- уровнем развития страны и до­лей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%

    3.3 Парижский клуб в цифрах

    С 1956 по 2009 гг в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд.долл США. График урегулирования задолженностей за период 1963-2009 гг представлен на рисунке:

    Заключение

    Парижский клуб, действующий как неформальное объединение государств-кредиторов, был создан в 1956 году для выработки и согласования совместных подходов к вопросам реструктуризации и обслуживания долгов развивающихся стран. Ныне в его состав в качестве полноправных членов входят 19 государств, еще примерно полтора десятка стран-кредиторов приглашаются на заседания клуба от случая к случаю.

    Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб.

    Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.

    Россия оформила свое членство в Парижском клубе в 1997 году и с тех пор на регулярной основе участвует в его работе. При этом Российская Федерация является одновременно и кредитором, и клиентом клуба, то есть страной, имеющей долговые обязательства перед государствами-участниками Парижского клуба. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. Наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

    Список литературы

    1. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 378-рп «О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника»

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1997 года № 1179 «О подписании Меморандума о взаимопонимании по вопросу, о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника»

    3. http://www.ng.ru/ - независимая газета

    4. http://www.france4you.ru/france/publications/credit/ - сайт о Франции

    5. http://www.history.ru/ - история России

    6. http://www.rol.ru/ - новостной портал

    7. http://www.ko.ru/ - деловой ежедневник

    8. http://www.clubdeparis.org - сайт Парижского клуба

    9. http://dkvartal.ru - интернет издание «Деловой квартал»

    Подобные документы

      Нормативная база. Состояние внутреннего долга. Состояние внешнего долга. Международные финансовые организации. Лондонский клуб. Парижский клуб. Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд в управлении долгом.

      курсовая работа , добавлен 08.06.2007

      Обоснование проектного финансирования инвестиционного проекта создания спортивно-развлекательного комплекса мини-гольф клуба. Расчетная стоимость строительства и инвентаря. Анализ прибыльности проекта, плановые доходы и расходы на содержание клуба.

      курсовая работа , добавлен 21.02.2012

      Классификация государственного долга России. Состояние внутреннего и внешнего долгов. Способы управления государственным долгом. Роль стабилизационного фонда в управлении государственным долгом. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

      дипломная работа , добавлен 01.08.2015

      Глобальный характер проблемы внешней задолженности. Обслуживание государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. Формирование и определение внешнего долга. Реструктуризация долга. Лондонский клуб.

      курсовая работа , добавлен 21.01.2009

      Роль государственного долга в рыночной экономике. Управление государственным долгом в царской России. Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований. Российский долг: формирование современной структуры.

      курсовая работа , добавлен 12.12.2007

      Определение и значение внешнего государственного долга. Влияние внешнего долга на российскую экономику. Формирование внешнего государственного долга, кредиторы и должники России. Задолженность СССР. Обслуживание, урегулирование внешнего долга России.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2007

      Понятие и сущность лизинга, его функции лизинга и отличия от банковского кредитования. Преимущества факторинговых операций перед другими видами кредитования. Практика и перспективы использования лизинга и факторинга в российском предпринимательстве.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2015

      курсовая работа , добавлен 18.11.2015

      Причины возникновения задолженности по налогам и сборам. Налоговые органы как государственная структура, инициирующая взыскание налоговых задолженностей. Анализ уровня налоговой задолженности в Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области.

      дипломная работа , добавлен 21.05.2014

      Долговые отношения: понятие, сущность, виды, необходимость заимствования. Классификация и формы государственного долга. Анализ современной динамики и структуры внешнего долга Российской Федерации. Проблемы управления и погашения государственного долга.

    Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры - это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы - это некий аналог международных частных ростовщиков.

    Что это такое

    Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

    История

    Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

    Кредиторы

    Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

    Сборы и место встречи

    Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

    Парижский клуб: цели и функции

    Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

    • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
    • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
    • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

    Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

    Первый принцип

    Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант - показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

    Второй принцип

    Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

    • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
    • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
    • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
    • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
    • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

    Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

    Третий принцип

    Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

    Торонтские условия по реструктуризации

    Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

    1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
    2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
    3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям - уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

    Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

    Хьюстонские условия

    Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

    • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
    • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

    При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

    • Масштаб задолженности - общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
    • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
    • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

    Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

    Другие условия

    Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

    Парижский клуб и Россия

    Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

    Вывод

    Парижский клуб, как и его Лондонский аналог - достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.

    Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

    Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

    В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

    Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

    В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

    Основные принципы работы Парижского клуба

    В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

    1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

    Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

    Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

    2. Условия погашения для должников.

    Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

    У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

    Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

    Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

    План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

    • ограничение роста денежной массы,
    • сокращение дефицита государственного бюджета,
    • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
    • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
    • ограничение вмешательства государства в экономику.

    Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

    Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

    3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

    Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

    Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

    Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

    Парижский клуб - основной форум, на котором страны-кредиторы ведут переговоры по долгам официального сектора. Долги официального сектора - это обязательства, которые либо эмитированы, либо застрахованы или гарантированы правительствами стран-кредиторов. Парижский клуб включает 19 постоянных членов: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США , Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Другие страны-кредиторы могут принимать участие в переговорах в случае, если они являются кредиторами стран-должников и заинтересованы в учете их интересов.

    Парижский клуб кредиторов не представляет собой формальную организацию. Но у клуба есть секретариат в рамках Казначейства Франции, который возглавляет представитель казначейства.

    В ходе переговоров о снижении долговой нагрузки правительств стран-должников члены Парижского клуба, исходя из общих согласованных принципов, все же применяют дифференцированный подход к разработке условий конкретных реструктуризаций. После обращения страны-должника в Парижский клуб с заявлением о необходимости реструктуризации постоянные члены формируют Комитет, который совместно с представителями международных финансовых институтов и региональных банков развития проводит переговоры с правительством страны-должника об условиях реструктуризации. МВФ и МБРР представляют экспертные оценки степени обремененности страны-должника суверенным долгом и перспективам ее социально-экономического развития. В настоящее время наличие согласованной с МВФ программы кондишинелити и выделения кредита «стэнд-бай» выступает обязательным условием начала переговорного процесса в рамках Парижского клуба. Общие данные о деятельности Парижского клуба за время функционирования отражает таблица 1.

    Общие итоги функционирования Парижского клуба, 1956-2015 гг.

    1. Общее число соглашений о реструктуризации

    2. Число стран, заключивших соглашения о реструктуризации

    3.Общий объем реструктурированного долга

    583 млрд долл.

    4. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе «классических условий»

    5. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Хьюстонских условий

    6. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Неапольских условий

    7. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Кельнских условий

    Источник: http://www.clubdeparis.org.

    При разработке условий реструктуризации суверенного долга Парижский клуб преследует цель стабилизации платежей по обслуживанию долга для страны-должника. В основу переговоров положены общие принципы и детализирующие их правила реструктуризации официального долга стран-должников.

    Общие принципы Парижского клуба:

    • 1. Решения Парижского клуба принимаются на основе от случая к случаю;
    • 2. Все решения достигаются при полном консенсусе стран-кредиторов;
    • 3. Переговоры о снижении долга применяются только к странам, действительно нуждающимся в освобождении от долга, предпосылкой начала переговоров выступают программы МВФ по адаптации экономической политики (кон-дишинелити) страны-должника;
    • 4. Требуется солидарность в том смысле, что все кредиторы будут применять согласованные в ходе переговоров условия при заключении двусторонних соглашений со страной должником;
    • 5. Парижский клуб стремится к сопоставимости условий реструктуризации для разных кредиторов, т.е. страна-кредитор не может предоставить стране-должнику более благоприятные условия, чем те, что согласованы членами Парижского клуба.

    Детализирующие правила клуба определяют:

    • 1) типы долга: соглашения Парижского клуба охватывают только средне- и долгосрочный долг общественного сектора и кредиты, привлеченные официальным сектором страны-должника до определенной даты «отсечения»;
    • 2) разграничение потока и запаса платежей по обслуживанию и погашению долга; выделение потока платежей позволяет стране-должнику преодолеть временные трудности дефицита платежного баланса, а запаса - помогает оценить, какую долю накопленного страной долга будет охватывать соглашение с Парижским клубом;
    • 3) условия текущих платежей суверенным кредиторам;
    • 4) провизии по долговым свопам, т.е. сделкам по обмену накопленной задолженности на другие активы, такие как иностранная помощь, материальные активы или долг, номинированный в национальной валюте страны-должника.

    Достигнутое в ходе переговоров консенсусное решение оформляется как соответствующий протокол («согласованная минутка»), оно носит рекомендательный характер и не является юридически обязательным соглашением.

    Условия Парижского клуба реструктуризаций суверенного долга.

    Классические условия - стандартные условия, они доступны для любой страны, столкнувшейся с кризисом суверенного долга. Их конкретные параметры в наименьшей степени детализированы. Величина задолженности, подлежащей реструктуризации, может охватывать до 100% официального долга, хотя в отдельных случаях учитывается задолженность только по запасу долга. Срочность долга может быть продлена до 10 лет, а льготный период - до 5 лет. Процентные ставки по новым условиям устанавливаются на уровне рыночных ставок на момент достижения кредиторами консенсуса.

    Хьюстонские условия были разработаны в 1990 г. на встрече Большой семерки в Хьюстоне, штат Техас. Они применяются при выработке условий реструктуризации задолженности официального сектора стран, относимых к группе стран с низкими средними доходами. По новым условиям обслуживания и погашения задолженности обычно предусматриваются более длительный серый период и период погашения по сравнению с классическими условиями.

    Неапольские условия (заменили Торонтские и Лондонские условия) были разработаны в 1994 г. на встрече Большой семерки в Неаполе и применяются в отношении группы бедных стран. Страна-должник может рассчитывать на такие условия, если способна получить кредит от Мирового Банка или Международного агентства содействия развитию. Неапольские условия предусматривают более льготные условия реструктуризации для стран-должников. Так, если Лондонские условия допускали списание до 50% от номинала запаса долга, то Неапольские условия - до 67% чистой текущей стоимости долга для стран, у которых среднедушевой размер ВВП менее 500 долл, или уровень долга 350% от доходов от экспорта, и до 50% для остальных стран-должников. Лондонские условия содержали три варианта реструктуризаций:

    • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 23 лет по сниженным процентным ставкам без льготного периода;
    • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 25 лет по рыночным процентным ставкам с 16-лет-ним льготным периодом;
    • - реструктуризация условий обслуживания долга по кредитам официальной помощи развитию с продлением периода до 30 лет с 20-летним льготным периодом.

    Неапольские условия, помимо больших списаний номинала долга, предусматривали также несколько вариантов:

    • ? капитализация процентных платежей (50%) и их погашение в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом;
    • ? общая сумма долга погашается в течение 23 лет с 6-лет-ним льготным периодом и прогрессивной шкалой обесценения;
    • ? реструктуризация долга на 40 лет с 16 или 20-летним льготным периодом при неизменности процентной ставки для кредитов по программам официальной помощи развитию.

    Кельнские условия (заменили Лионские) были согласованы в июне 1999 г. Они были разработаны для урегулирования проблемной задолженности стран, которые МВФ и Мировой Банк отнесли в 1996 г. к группе сильно обремененных долгом беднейших стран (Highly Indebted Poor Countries Initiative, HIPC). Если первоначально в 1988 г. при реструктуризации задолженности Мали было списано 33,3% (по торонтским условиям), то данные условия допускают списание до 90% запаса долга.

    Эвианский подход. В 2003 г. Парижский клуб объявил о новом, более гибком подходе к разрешению долгового бремени. Вместо использования экономических индикаторов для определения возможности освобождения от долга, данный подход делил потенциальных соискателей снижения суверенного долга на две группы. Первая группа - это страны, подпадающие под Н1РС, а вторая - все остальные. Страны-должники из первой группы могли рассчитывать на возможность реструктуризации суверенного долга по кельнским условиям. До начала переговоров о списании долга страны должны пройти через тщательный анализ социально-экономических условий от МВФ, который оценит степень устойчивости долга, потребности в инвалютной ликвидности, или же страна столкнулась с обеими проблемами. Если эксперты МВФ приходят к выводу, что страна-должник столкнулась с временными проблемами дефицита инвалютной ликвидности, ей в ходе переговоров о реструктуризации долга кредиторы Парижского клуба могут перенести платежи по обслуживанию и погашению задолженности на будущие периоды. Если эксперты МВФ заключают, что долговая динамика страны неустойчива, у нее отсутствуют долгосрочные ресурсы для погашения долговых обязательств, а накопленный объем долга негативно влияет на ее будущую способность платить, страна может рассчитывать на реструктуризацию долга. При этом по официальным кредитам помощи развитию срок может быть установлен до 40 лет при льготном периоде до 18 лет.

    В соответствии с Эвианским подходом отсутствуют стандартные условия снижения долгового бремени суверена, при обращении правительства страны в Парижский клуб кредиторы могут предлагать к обсуждению спектр возможных вариантов, как применявших в прошлом, так и новых.

    Лондонский клуб кредиторов официально получивший название «Комитет коммерческих банков-советников», является форумом, в рамках которого проводятся переговоры о реструктуризации долга, предоставленного суверенным заемщикам коммерческими банками без гарантий (страхования) своих правительств. В таблице 2 представлено сопостав-

    Отличительные особенности работы Парижского и Лондонского клубов кредиторов 1

    Лондонский клуб

    Парижский клуб

    Тип долга

    Реструктуризация долга перед коммерческими структурами

    Реструктуризация долга перед официальными кредиторами

    Начало переговоров

    Определяется должником (дата, указанная в заявлении должника о неспособности платить по долгу)

    Определяется кредитором (дата, когда страны-кредиторы отказываются предоставить стране-должнику новые кредиты)

    Представление интересов кредиторов

    Интересы кредиторов представляет Комитет банков-советников, образованный из наиболее заинтересованных банков-кредиторов

    Интересы кредиторов представляют наиболее влиятельные банки, вне зависимости от их доли в финансировании долга

    Возможность пересмотра основной суммы долга и процентов

    Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб ведет переговоры о пакете мер по реструктуризации долга, банки становятся собственниками новых евробондов

    Соглашения предыдущих периодов могут быть пересмотрены

    Необходимость поддержки должников со стороны

    МВФ и других финансовых институтов

    Не требуется

    Реструктуризация долга сочетается с требованием подписания соглашения о выделении траншей со стороны МВФ и альтернативного кредитования из других

    источников

    ление отличительных черт функционирования Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

    Переговоры о реструктуризации в рамках Лондонского клуба основаны на трех основных принципах:

    • 1) недопущение дискриминации любого кредитора;
    • 2) равного подхода ко всем кредитам в зависимости от объема риска каждого банка;
    • 3) обязательности соблюдения условий реструктуризации.

    Различия между Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Хотя у обоих клубов общая цель - реструктуризация задолженности стран-должников, в их деятельности есть существенные различия. Лондонский клуб кредиторов разрабатывает и ведет переговоры об условиях реструктуризации суверенной задолженности перед частными кредиторами, а Парижский клуб - перед официальными кредиторами. У Лондонского клуба кредиторов нет постоянных членов или секретариата, а у Парижского клуба есть секретариат и постоянные члены. Урегулирование суверенной задолженности в рамках Парижского клуба опирается на согласованные принципы и правила, Лондонский клуб более свободен в выборе условий реструктуризаций и учете особенностей социально-экономических условий развития конкретных стран-должников.

    После обращения страны-должника в Лондонский клуб, из коммерческих банков, на долю которых приходится основная доля задолженности суверена, формируется Комитет банков-советников, как правило, его состав не превышает 15 банков. Комитет уполномочен выражать интересы всех банков-кредиторов в переговорах с официальными представителями данной страны-должника. После достижения консенсуса со страной-должником Комитет обязан получить согласие от банков-кредиторов, на долю которых приходится 90-95% официальной задолженности страны-банкрота, только после этого может быть подписано официальное соглашение. Поскольку у страны-должника может быть более сотни банков-кредиторов или тысячи розничных инвесторов в ее долговые инструменты, то процесс достижения ими согласия может быть продолжительным. По этим причинам переговоры с Комитетом Лондонского клуба носят более длительный характер и сопряжены с большими затратами для страны-должника, чем переговоры о реструктуризации с Парижским клубом кредиторов.

    Обычно в объем реструктурируемого долга Лондонским клубом не включаются процентные платежи, в то время как Парижский клуб пересматривает первоначальные условия обслуживания и погашения и основного долга, и процентных платежей. Лондонский клуб кредиторов, в отличие от Парижского, может пересматривать условия обслуживания и погашения долга без получения страной-должником кредитов «стенд-бай» от МВФ. Парижский клуб кредиторов обычно не соглашается на продолжительность периода консолидации долга, превышающую один год, в то время как у Лондонского клуба кредиторов этот период может длиться 2- 3 года. Задолженность официального сектора перед кредиторами Лондонского клуба может пересматриваться несколько раз, а перед кредиторами Парижского клуба - только один раз, за исключением группы наиболее бедных стран-долж-ников.

    • Weiss M. A. The Paris Club and International Debt Relief. - Congressional Research Service, 2013, December 11. - 8 p.