Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Что такое землеустройство. Организация и порядок проведения землеустройства

    Что такое землеустройство. Организация и порядок проведения землеустройства
    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    Статья 3. Обязательность проведения землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

    изменения границ объектов землеустройства;
    предоставления и изъятия земельных участков;
    определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
    перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
    выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
    проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
    Комментарий к статье 3
    В ст. 3 комментируемого Закона дается перечень случаев, когда проведение землеустройства является обязательным.
    1. При изменении границ объектов землеустройства:
    а) территории субъектов Российской Федерации.
    Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст. 67 п. 3 Конституции РФ);
    б) территории муниципальных образований.
    Изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
    Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 04.08.2000) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
    в) территории иных административно - территориальных образований.
    Изменение границ закрытого административно - территориального образования производится в порядке, установленном ст. 2 Закона РФ "О закрытом административно - территориальном образовании". Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. В свою очередь, предложение о создании (об упразднении) ЗАТО вносится Правительством РФ. Им же вносятся предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) ЗАТО по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории. Таким образом, решение об изменении границ ЗАТО будет приниматься Федеральным правительством по согласованию с правительством субъекта Федерации;
    г) изменение границ территориальных зон, земельных участков, а также частей указанных территорий, зон и участков будет осуществляться федеральными специально уполномоченными органами и территориальными органами в области управления лесными, земельными, водными, геологическими ресурсами, охраны окружающей среды и иными органами (Федеральная служба земельного кадастра, Министерство природных ресурсов), а также органами исполнительной власти субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. Изменение границ земельных участков возможно также при слиянии двух и более земельных участков (их частей), при купле - продаже части земельного участка, наследовании части земельного участка и при иных комбинационных вариантах.
    2. При предоставлении и изъятии земельных участков.
    Действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, несельскохозяйственных нужд, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и жилищного строительства (см., например, гл. IV. "Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками" Земельного кодекса РФ; гл. 17 Гражданского кодекса РФ (часть первая)).
    Изъятие земель - это прекращение в установленном законом порядке права владения, пользования или права собственности на конкретный земельный участок юридических и физических лиц.
    Случаи изъятия земельных участков также установлены действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством. Приоритетным является земельное законодательство. "Общий порядок изъятия и предоставления земельных участков предусмотрен Земельным кодексом РФ".
    3. Остальные случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке, связаны с охраной земель, проведением природоохранных, землевосстановительных и иных мероприятий, а именно:
    - при определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
    - перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
    - выявлении нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии (водная эрозия - процессы разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы талыми или дождевыми водами. Различают линейную (глубинная, овражная) и плоскостную водную эрозию (поверхностная эрозия, смыв почв); ветровая эрозия (дефляция, выдувание) - процессы разрушения верхних наиболее плодородных горизонтов почвы ветром), селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
    - проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель (консервация земель - временное выведение из использования по прямому назначению деградированных земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, отходами производства сверх допустимой концентрации из-за невозможности их восстановления в ближайшее время), рекультивации нарушенных земель (рекультивация нарушенных земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель), защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания (под заболачиванием понимается изменение водного режима, выражающееся в увеличении периодов длительного переувлажнения, подтопления и затопления почв), вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
    Решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления части объектов землеустройства могут быть ограничены в использовании.

    Землеустройством называют целый комплекс мероприятий, которые нацелены на изучение, планирование, организацию использования земельных участков. Регулируется процесс Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

    Инициатива проведения землеустройства

    Проведение землеустройства возможно по инициативе абсолютно любого участника земельных отношений, то есть любой собственник земельного участка или претендент на землю может стать инициатором проведения землеустройства.

    При этом существуют определенные основания, которых придерживаются при проведении всех мероприятий. Прежде всего, к ним относятся решения федеральных структур (органов власти), представителей государственной власти, органов местного самоуправления, а также решения государственных органов конкретных субъектов федерации, решения суда, договоры о проведении процедур по землеустройству.

    Однако это не означает, что физические лица не могут ходатайствовать в муниципалитет о том, чтобы соответствующие мероприятия провели по какому-то конкретному участку. Любой гражданин, который участвует в земельных отношениях (землевладелец, землепользователь, арендатор и любой другой человек), имеет право обратиться с заявлением к представителям местной власти или в суд с требованием проведения землеустройства.

    При наличии соответствующих оснований процедура производится согласно действующему законодательству.

    Примечательно, что при проведении процедур по землеустройству все заинтересованные в процессе лица должны быть извещены не позднее, чем за 7 дней (календарных). В противном случае все мероприятия будут считаться не совсем законными. Те, чьи права были ущемлены, имеют право подать жалобу или судебный иск.

    Порядок проведения землеустройства

    Земельное право предусматривает важный аспект - сведения о землеустройстве носят открытый характер.

    За исключением некоторых случаев. В частности, это касается сведений, которые относятся к государственной тайне и личным данным собственников/пользователей/арендаторов земли, которые не могут быть предоставлены третьим лицам без весомых на то аргументов.

    Ознакомиться с порядком проведения, проследить за исполнением норм земельного права, указать на недостатки при их обнаружении может абсолютно любой гражданин. Более того, человек имеет право запросить в местной администрации документы, где прописаны все данные по землеустройству по конкретному району, адресу или кадастровому номеру.

    Скрывать такие сведения от граждан не имеют права. Выписки предоставляются бесплатно, если иное не прописано в федеральном законодательстве конкретного субъекта.

    В целом организация, порядок проведения землеустройства достаточно подробно и четко прописаны в законодательстве.

    В частности, в Федеральном законе РФ №78. Полный перечень того, как проводится организация землеустройства, прописан именно там. Он включает в себя несколько этапов:

    1. Изучение земельных участков.

    2. Проведение работ геодезического и картографического характера.

    3. Обследования и изыскания геоботанического, почвенного и иного рода.

    4. Независимая оценка качества земли.

    5. Инвентаризация.

    6. Организация, планирование и определение земель для рационального использования, а также охраны.

    7. Определение и установление границ земельных наделов.

    8. Устройство землеустройства на внутрихозяйственном уровне.

    После того, как на государственном уровне было решено, что провести землеустройство необходимо, запускается поэтапно весь описанный выше процесс. При этом некоторые пункты друг друга взаимно дополняют и определяют.

    Так, к примеру, компетентные органы проводят плановое или внеплановое изучение земель, в ходе которого устанавливают и количество, и качество земель. Только после этого приступают к обследованию и определению того, для каких именно целей может быть реализован земельный участок, что на нем может быть возведено, кому его можно передать для использования.

    Условия проведения землеустройства

    Согласно Федеральному закону РФ № 78 к процедуре землеустройства предъявляются специальные требования технического характера, которые разрабатывают с учетом действующим норм законодательства. Они являются обязательными для исполнения, на их основании составляется государственная экспертная документация.

    Проводить все работы необходимо исключительно в рамках законодательства, иначе такие работы считаются незаконными, документация на их основе не имеет никакой юридической силы. А при проведении экспертизы на государственном уровне выносится не только предписание об устранении несоответствий, но и обвинения по нарушению сразу нескольких статей действующего земельного законодательства.

    Одним из обязательных условий при проведении, к примеру, оценки качества тех земель, на которых проживают некоторые коренные народы, учитывают не только состояние почвы, но и сохранение условий для проживания коренных народов. К таким народам, согласно законодательству, относятся:

    • Сибирь (малочисленные и малоизвестные народы);
    • Крайний Север (в том числе и традиционные оленеводческие народы);
    • Дальний Восток.

    В случаях, если при проведении процедуры землеустройства, описанные факторы не учитываются, то документацию представители государственной или муниципальной власти могут не подписать. И даже отдать на рассмотрение в судебные органы для установления ее правомерности.

    Полномочия Российской Федерации при проведении землеустройства

    Согласно статье 5 Федерального закона РФ № 5 Российская Федерация наделена особыми полномочиями при проведении процедур по землеустройству:

    • устанавливать порядок, согласно которому будут происходить комплексные мероприятия;
    • координировать действия всех участников процесса землеустройства (государственные органы, местные органы, органы исполнительной власти);
    • управлять государственным фондом, где содержатся данные о землеустройстве;
    • осуществлять государственный надзор за исполнением всех требований и правил по землеустройству. В случаях обнаружения несоответствий выносить решение о наказании нарушителей;
    • самостоятельно проводить процедуру землеустройства на тех землях, которые относятся к федеральной собственности;
    • устанавливать порядок проведения экспертизы документов по землеустройству.

    Землеустроительная документация и ее экспертиза

    Землеустроительной документацией называют те документы, которые были получены в ходе землеустройства. Их экспертизу проводят государственные органы с целью выявления правомерности их составления.

    К примеру, если было неправильно определена целевая принадлежность земель, то компетентные органы могут выписать предписание, чтобы земля была использована строго по назначению.

    На законодательном уровне не слишком четко прописано, как именно проверяется землеустроительная документация. Однако при регулировании спорных вопросов суд, к примеру, чаще всего придерживает норм Земельного кодекса РФ и федеральных законов, где прописаны все аспекты земельного права.

    Обязательное проведение землеустройства

    Согласно статье 3 Федерального закона РФ №78 существуют основания для обязательного проведения землеустройства, независимо от того, ходатайствовал кто-то об этом или нет. К ним относятся:

    • умышленное или естественное изменение границ конкретного земельного участка4
    • обнаружение нарушений по целостности и качеству земли при определении того факта, что качество земель было нарушено из-за подтоплений почвы, эрозии и прочих негативных факторов;
    • при необходимости проведения процедур по восстановлению состояния качества земли.

    На протяжении тысячелетий развитие цивилизации происходило на земле. И хотя довольно давно человек стал надолго уходить в море, несколько веков назад рискнул подняться в воздух, а по историческим меркам совсем недавно дотянулся до космического пространства, земля остается для него единственно возможным местом жизни. Даже покидая ее, он стремится быстрее вернуться назад.

    Хотя сегодня может создаться впечатление, что значительная часть людей «оторвалась от земли», потеряла с ней связь, пусть и в переносном смысле слова. И если некоторые из них пытаются эту потерю компенсировать эпизодическими поездками на дачу, другие, воспринимая прилагательное «приземленный» исключительно в негативном контексте, об этой на самом деле несуществующей потере нисколько не жалеют.

    С бесспорными подтверждениями значимости земли, а в современных условиях еще и важности правого обеспечения ее оборота, человек сталкивается постоянно. И это закономерно, ведь любая недвижимость стоит на земле, и, как правило, неразрывно с ней связана (да и сама земля помимо прочих своих функций является недвижимостью). А всякое владение, пользование или распоряжение землей требует ее измерения.

    Землеустройство сегодня ─ это комплекс мероприятий, преследующий достижение широкого спектра целей: изучение состояния земель, планирование и организацию их рационального использования и охраны, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства. (Объекты землеустройства ─ это территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и их части).

    Организация территорий, используемых общинами или отдельными лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их традиционного образа жизни, равно как и организация рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков, обозначаются термином «внутрихозяйственное землеустройство».

    Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемку, выполнение топографо-геодезических и почвенно-геоботанических работ, межевание границ и проч.

    Землеустройство в историческом контексте

    Необходимость разграничения земель и установления границ территорий возникла в доисторические времена, но особую значимость приобрела после появления частной собственности. И если вначале роль границ между земельными участками выполняли естественные рубежи (лесные просеки, реки или элементы рельефа), то позже в обиход вошли специальные знаки, ─ устанавливаемые на межах камни, столбы и т.д.

    Землемерным работам, как составной части целенаправленной деятельности по организации использования земель и регулированию земельных отношений, уделяли значительное внимание в первых государствах древнего мира: Индии, Египте, Греции. Там был организован учет земель, проводились работы, направленные на сохранение их качества. Можно говорить, что уже тогда появилось то, что сегодня можно назвать «государственное землеустройство».

    Вопросы землеустройства постоянно находились в центре внимания правителей средневековой Европы, в числе которых навсегда вписавшие свои имена в скрижали истории Карл Великий, Вильгельм Завоеватель, Фридрих II.

    Землеустройство в России

    В России одними из первых землемеров были уполномоченные князьями служители, не только обмерявшие землю, но и отводившие и изымавшие земельные участки.

    В царствование Ивана IV было образовано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ведавший, используя современную терминологию, землеустроительными работами. Основным видом этих работ были т. н. писцовые межевания. При Поместном приказе возникла первая в России землемерная школа.

    В осознании важности землеустроительных дел были едины все российские монархи. Это подтверждается почти полуторавековым, с середины XVIII и до начала XX века без особых изменений, существованием Межевой канцелярии.

    Подчинявшиеся губернским межевым конторам землемерные партии сыграли важную роль в производстве Генерального межевания, проводившегося по инициативе государства и носившего обязательный характер для всех землевладельцев. В 1766 г. (начало Генерального межевания) была создана Межевая инструкция, определявшая организацию и порядок производства землемерных работ.

    После Октября 1917 г. землеустройство приобрело новое содержание, став инструментом проведения коренных политических, экономических и аграрных преобразований, направленных на воплощение в жизнь Декрета о земле.

    К началу 1990-х годов сформировалась система землеустройства. Она была достаточно эффективной, но в связи с начавшимися в это время в стране общественно-политическими изменениями, одним из которых стало проведение земельной реформы, был дан старт очередному этапу землеустройства.

    Землемеры и землеустроители

    Вплоть до XVIII века тех, кто занимался описанием земель, называли писцами, описчиками, дозорщиками. Их деятельность определяли особые писцовые наказы. Первый из них был издан в 1555 г., а последний - в 1684 г. В Инструкции Генерального межевания 1754 г. посланные для размежевания и съемки земель правительственные агенты названы «межевщиками». Впервые слово «землемер» использовано в межевой инструкции, изданной в 1766 году.

    Современный термин «землеустройство» начал использоваться уже в XX столетии. Привычные слова «межевой инженер», «межевание», «землемерия» все чаще стали заменять другими ─ «инженер-землеустроитель» и «землеустройство».

    Учреждение Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия и губернских и уездных землеустроительных комиссий относится к марту 1906 года.

    Закон от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» определил землеустройство как механизм осуществления земельной реформы. Принимаются и другие документы: Закон о землеустройстве, утвержденный Николаем II 29 мая 1911 г., а также Положение о землеустройстве, изданное в 1912 году.

    Но слово «землемер» не кануло в небытие. Такое название получило созданное в 1994 году государственное предприятие по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства.

    Землеустройство и законодательство

    Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», принятый Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобренный Советом Федерации 6 июня 2001 года был официально опубликован в Российской Газете 23 июня 2001 г. и с этого же дня вступил в силу.

    Закон включает шесть глав. Две ─ «Общие положения» и «Заключительные положения» ─ начинают и завершают документ. И в еще четырех ─ «Государственное регулирование проведения землеустройства», «Проведение землеустройства», «Землеустроительная документация», «Ответственность за нарушение настоящего федерального закона» ─ сконцентрировано его основное содержание. Всего в Законе 27 статей.

    На основе этого закона и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов осуществляется правовое регулирование отношений при проведении землеустройства.

    Обязательность и основания проведения землеустройства

    В ряде ситуаций проведение землеустроительных работ обязательно. В том числе при изменении границ объектов землеустройства.

    Существуют и другие причины для обязательного проведения землеустройства: выявление нарушенных земель и земель, подверженных негативным воздействиям, осуществление мероприятий по восстановлению и консервации земель.

    Проведение землеустройства осуществляется на основании решений органов власти (федеральных, субъектов РФ, местных) о проведении землеустройства. Основанием, кроме того, могут служить договоры о проведении землеустройства и судебные решения.

    Землеустройство и государство

    Российская Федерация обладает широкими полномочиями в области регулирования проведения землеустройства. Во-первых, это принятие нормативных правовых актов о землеустройстве, установление порядка его проведения и координация деятельности органов власти любых уровней. Другие важные полномочия: установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации, организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства, проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности, управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, отвечающим за проведение государственной политики и осуществление государственного управления в сфере земельных отношений, является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

    В других субъектах Федерации, как правило, также есть орган власти, по содержанию выполняемых функций ─ комитет по землеустройству, хотя его официальное наименование может быть и иным.

    Землеустроительная документация

    Землеустроительная документация ─ это документы, полученные в результате проведения землеустройства. Существует несколько видов землеустроительной документации: схема, проект землеустройства, карта (план) объекта землеустройства. Землеустроительной документацией также являются тематические карты и атласы состояния и использования земель, материалы обследований и изысканий, оценки качества земель и их инвентаризации.

    Наряду с генеральной схемой землеустройства территории Российской Федерации, существуют схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель.

    Карта (план) объекта землеустройства в графической и текстовой формах отображает его местоположение, размер, границы и характеристики. Она составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, материалов дистанционного зондирования, картографических материалов, а также по данным измерений, полученных на местности.

    Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель и определения мероприятий по организации их рационального использования и охраны.

    Проведение землеустройства

    Изучение состояния земель осуществляется в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии. Оно включает почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценку качества земель и их инвентаризацию. Основой для них и для таких мероприятий как планирование и рациональное использование земель, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственное землеустройство являются материалы геодезических и картографических работ.

    Почвенные, геоботанические и иные обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель.

    Оценка качества земель позволяет получить информацию о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

    Инвентаризация земель помогает выявить земельные участки, которые используются нерационально, не по целевому назначению, не в соответствии с разрешенным использованием или не используются вообще.

    Землеустройство и образование

    Залог эффективного землеустройства ─ квалифицированные кадры. В мае 1779 г. в Москве была открыта Константиновская землемерная школа, положившая начало российской научной школе в этой области знаний.

    Специальность «землеустройство» остается востребованной и сегодня. Подготовку по ней осуществляют не только в учебных заведениях, для которых землеустройство является основным профилем деятельности, например, Государственном университете по землеустройству в Москве, который иногда называют «Университет Землеустройства». Но и в таких высших учебных заведениях как Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» в Санкт-Петербурге, в котором представлено направление подготовки студентов «Землеустройство и кадастры».

    Землеустройство играет важную роль в жизни общества. Председатель Совета Министров России П. А. Столыпин отмечал: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение». Со времени произнесения этих слов прошло более века, а они нисколько не потеряли своей актуальности. Как не потеряло ее и само землеустройство, и все, что с ним связано.

    Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

    Землеустроительная деятельность направлена на объекты землеустройства и включает в себя:

    Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства на землях всех категорий;

    Разграничение государственной собственности на земли и подготовка документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков для этих целей;

    Образование новых землевладений и землепользований сельскохозяйственных организаций и граждан;

    Упорядочение (реорганизация) землевладений и землепользований существующих сельскохозяйственных предприятий (организаций) и граждан с устранением неудобств в расположении земель;

    Организация землепользований несельскохозяйственного назначения (изъятие и предоставление земель промышленным, транспортным и другим предприятиям несельскохозяйственного назначения);

    Осуществление мероприятий по защите земель от ветровой и водной эрозий, деградации, а также консервации, рекультивации и восстановлению земель;

    Установление и изменение границ (черты) городов и других населенных пунктов (поселений);

    Установление и упорядочение границ муниципальных и других административно-территориальных образований;

    Установление границ территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

    Размещение и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

    Образование земельных фондов различного целевого назначения (специального, перераспределительного, переселенческого и других);

    Земельно-хозяйственное устройство городов;

    Упорядочение землевладений, землепользований и границ закрытых административно-территориальных образований;

    Изменение (восстановление) границ земельного участка (участков);

    Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

    Перераспределение сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности;

    Межевание объектов землеустройства;

    Формирование земельных участков для совершения сделок с ним

    3.Виды землеустроительной документации .

    К видам землеустроительной документации относятся:

    генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства;

    проекты внутрихозяйственного землеустройства;

    проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

    материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

    Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

    Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

    Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

    Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

    Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

    Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

    Землеустройство это своеобразный вид отношений, который регулируется нормами права и касается изучения состояния конкретно-определённых земельных участков. Подобная деятельность включает в себе множество видов работ и необходима в первую очередь для осуществления дальнейшего межевания. Соответственно, землеустройство – часть работ, которые проводятся в отношении надела, чтобы в дальнейшем появилась возможность его использовать. При этом необходимо понимать точное понятие землеустройства, его сущность и значение.

    Что такое землеустройство? Собственники нередко задаются данным вопросом, когда речь касается земельных участков, которые совершенно не готовы для их использования.

    Землеустройство определяется как изучение земель и их состояния, а также организация по использованию и реализации наделов, то есть их управления. Осуществляется рассматриваемый вид деятельности землеустроителями, специалистами, получившими знания в этой области.

    Сущность землеустройства в том, что оно включает в себя совокупность множества взаимосвязанных работ: картографических, инвентаризационных и инженерно-технических.

    Предложенные выше варианты работ не единственные, так как землеустройство в целом подразумевает не только исследование предлагаемого объекта, но и управление им. Специалисты должны грамотно организовывать порядок действий, который бы позволял рационально и с максимальной пользой использовать наделы. Кроме того, важно учитывать содержание землеустройства, в которое входят важные социальные моменты. Речь идёт о водных фондах, особенностях населённых пунктов, коммуникациях и транспортных путях.

    Землеустройство также имеет ряд своих специфических задач, которые постоянно дополняются и соответствуют тем положениям, которые имеют своё развитие в сфере регулирования данной области:


    • перераспределение земельных наделов, чтобы обеспечить соблюдение государственной политики в экономической и экологической сфере;
    • обеспечение рентабельности в использовании земельных участков, а также создание специальных фондов распределения наделов;
    • создание специальных предприятий, занимающихся обеспечением рационального использования и управления земельными наделами;
    • создание проектов, а также определение границ образований, имеющих государственное и муниципальное значение;
    • формирования новых наделов, реорганизация уже имеющихся, определение их границ и проектов;
    • подготовка всей необходимой документация, которая способствуют эффективной землеустроительной деятельности;
    • обеспечение сведений, которые бы отражали качественные и количественные показатели тех земель, что находятся в использовании;
    • разработка методов и средств, позволяющих определять и осуществлять максимально эффективные исследования земельных участков;
    • осуществление внутрихозяйственного управления, то есть организация земель, находящихся в пользовании граждан, и обеспечение необходимых пространственных условий.

    Все представленные задачи объединяет одна общая цель, а именно обеспечение эффективного использования имеющихся наделов.

    Основное направление деятельности специалистов-землеустроителей затрагивает вопросы охраны земельных участков, их защиту от нарушений в каждой области экономических отношений.

    Кроме того, определяют некоторые виды землеустройства.

    Их всего два, и они основываются на принципе определения границ землепользований:

    1. Межхозяйственный тип. Такой вид называют также территориальным землеустройством. Он предполагает установление границ участков двух или более пользователей и их освоение путём исследования, а также определение системы организации таких наделов. В результате применения такого вида землеустройства могут образовываться новые участки, а также совершенствовать те, что были созданы ранее.
    2. Внутрихозяйственный тип. Он предполагает освоение определённой территории, в пределах которой находятся земельные участки, границы которых устанавливаются и исследуются. Такие земельные пользования носят специфический характер, могут относиться к севообороту или сельскохозяйственным дорогам.

    На практике могут выделяться и иные виды деятельности по землеустройству, но предложенные выше основные и применяются чаще всего.

    Вся деятельность, касающаяся землеустроительных работ, регламентируется законодателем, а обеспечивают исполнение норм и порядка проведения землеустройства службы кадастра и специалисты, имеющие соответствующее образование. Ведь землеустройство очень сложный вид деятельности, который в итоге предлагает некоторые данные, выступающие основой для формирования кадастрового реестра и работы данных органов в целом.

    Землеустройство всегда направлено на какой-либо объект. Ими выступают различные территориальные зоны, наделы и их части, государственные и муниципальные участки.

    Как и любая другая деятельность, землеустройство имеет свои принципы осуществления, на которых оно должно постоянно базироваться:


    • законность, а именно обеспечение гражданам их законных интересов и прав, исполнение принятых законов данной сферы;
    • основная направленность должна быть осуществлена в сторону экономической составляющей всей системы в целом;
    • обеспечение однообразия применения методов землеустройства на всех территориях;
    • постоянный учёт направления развития рассматриваемой сферы;
    • учёт показателей экологической устойчивости земель, а также их пригодности для длительного использования;
    • стабильность, обеспечиваемая в сфере землепользования;
    • соотношение участков, а также оптимальность их использования;
    • обеспечение устойчивости участков к метеорологическим условиям и их изменениям;
    • осуществление специальной агроклиматической оценки участков, а также зонирования территорий;
    • защита территорий, изъятие участков, которые были загрязнены или стали по иным причинам непригодны для дальнейшего использования;
    • определение и учёт устанавливаемых экологических требований.

    При реализации деятельности по землеустройству в первую очередь необходимо учитывать именно эти принципы, только после этого нужно брать в расчёт особенности отдельных территорий.

    Помимо принципов, важно определять и функции рассматриваемого вида деятельности, так как они взаимосвязаны и применяются в совокупности:


    1. Внутрихозяйственные. Они направлены на установление особенностей участков, их исследование, определение границ, их защиту, а также формирование схем и планов. Одновременно происходит реализация принятой земельной реформы, а именно осуществляется обеспечение рационального использования земель и их охрана.
    2. Отраслевая. Это функция реализуется в отношении участков, не имеющих сельскохозяйственного назначения, например, исследование транспортных связей или наделов промышленности.
    3. Территориальная. Она направлена на то, чтобы обеспечить реализацию принципов и правил землеустройства на всех участках и во всей экономической сфере, так как она охватывает большее количество объектов.

    Данные функции тесно сопряжены с задачами, которые выполняются за счёт их применения, а также принципами, на которых деятельность землеустроителей обязательно должна основываться в самом процессе работы.


    Для того чтобы понять, каким образом осуществляется землеустроительная деятельность, необходимо прежде всего определить, что именно в неё включено. Это могут быть различные методы и средства, например, всевозможные виды съёмок, позволяющих определить координаты и показатели участка, или процедура межевания. Сюда также справедливо отнести разработку предложений о дальнейшем развитии землеустройства. Данная деятельность направлена на то, чтобы произвести максимально возможные исследования и измерения на земельных участках. При этом обязательно соблюдение законодательной базы, то есть принципа законности.

    Вопросы землеустройства регулирует единственный принятый в РФ закон «О землеустройстве», который вступил в силу в 2001 году и закрепляет в себе все необходимые положения для осуществления рассматриваемой деятельности.

    Указанный выше акт устанавливает конкретные случаи, при наступлении которых и должно проводиться землеустройство:
    • когда было осуществлено изменение ранее определённых границ исследуемого участка;
    • когда проводилось предоставление или, наоборот, изъятие какого-либо надела;
    • когда были обнаружены нарушения пользования землёй, которая имеет повреждения от селей, воды, ветра;
    • когда необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение земель.

    Соответственно, согласно закону осуществлять допускается только в исключительных, конкретно-определённых случаях.

    Помимо данных положений, предлагаются некоторые методы, которые могут применяться для обеспечения эффективных землеустроительных работ и наиболее конкретно отражают содержание рассматриваемой деятельности:
    • кадастровая съёмка, а также та, что применяется за счёт использования аэроэффекта;
    • почвенные, геоботанические, геодезические и топографические работы;
    • межевание, а именно установление и исследования границ участков.

    Они должны основываться только на общих принципах данной сферы и обеспечивать выполнение поставленных задач.

    Данные, получаемые в результате проведения работы по землеустройству, имеют вес в первую очередь в службе кадастра, так как именно там формируют техническую документацию на конкретный земельный надел. Осуществляется же такая деятельность специалистами, которые будут определяться в зависимости от того, какой конкретный метод должен применяться. Подобная работа помогает также собирать все данные о состоянии территорий, их качественных и количественных характеристиках, а также анализировать полученные сведения с возможностью формирования прогнозов.

    Помимо предложенных методов, возможно также осуществление дополнительных мероприятий, которые повышают эффективность землеустроительной работы. К ним относят следующие: освоение каких-либо новых территорий, улучшение имеющихся земельных наделов, их развитие и повышение экологичности, а также разработка разного рода проектов, направленных на максимально эффективное использование участков. Всё это в совокупности повышает результативность рассматриваемого вида деятельности.

    Землеустройство представляет собой такой вид деятельности, который не подразумевает волеизъявление собственника. Подобное исследование земельных наделов необходимо, так как только за счёт него возможно получение максимально точных и достоверных данных о территориях как частных, так и тех, что относятся к государству или муниципалитету. Именно поэтому необходимо точно определять субъекта, который признаётся инициатором землеустроительных работ.

    Решение об осуществлении рассматриваемого вида деятельности принимается только государственными органами или местными представителями власти, иные варианты не допускаются.

    Несмотря на то что землеустройство включает в себя множество видов работ, основными направлениями деятельности считаются следующие:

    1. Инвентаризация выделенных под землеустройство угодий как начальное действие, направленное на установку объёма работы.
    2. Отделение специальных участков, а именно тех, что должны быть переданы гражданину, то есть в частную собственность.
    3. Определение размеров участка, а также его документальное уточнение.

    Для того чтобы не совершить ошибку при определении правильного расположения участка, что считается важным этапом всего землеустройства, необходимо опираться на принятые положения о землеустроительных работах.

    Как было сказано выше, главной причиной осуществлять землеустроительные работы является решение органа власти, а именно специального комитета, занимающегося данными вопросами. Приниматься подобное решение будет на основании договора, который заключается между компаниями, осуществляющими необходимые землеустроительные работы, и лицами, заинтересованными в этом. Важно уведомлять субъектов, имеющих интерес в землеустройстве, о времени его проведения в письменном виде. Если же они с чем-то не согласны, то орган власти займётся рассмотрением претензий и защитой их законных интересов.

    После принятия решения начинается осуществление работ. Они стартуют с зонирования территории, так как оно необходимо для составления схем и планов. В таких документах будут отражены не только площади и расположение надела, но и его назначение, категория и вид. Кроме того, важно фиксировать наличие каких-либо ограничений, возложенных на участок в виде сервитутов и иных подобных обременений. За счёт выявления данных показателей происходит определение той территории, что из государственных наделов перейдёт в категорию частных.

    Если определять проведение землеустройства как порядок действий, то необходимо определить следующие этапы:


    1. Ходатайство. Лицо, имеющее интерес в проведение рассматриваемых работ, подаёт заявку, после чего заключается договор с соответствующей компанией.
    2. Дополнительные работы. Они направлены на получение и изучение необходимых для работы сведений.
    3. Разработка схем, прогнозов и проектов землеустройства.
    4. Утверждение документации, имеющей проектное назначение.
    5. Перенос планов в натуру, то есть непосредственно на исследуемую территорию.
    6. Получение документации по землеустройству. К ней относят как графические варианты документов, так и текстовые.

    Лишь начальный этап реализуется по инициативе заинтересованных лиц, дальше все решения принимает государственный орган, а исследования осуществляют специалисты. Работа в целом подтверждается специально оформленными документами.

    Учёт всей получаемой информации ведёт государственный реестр, который существует при службе кадастра. В нём сосредоточены все данные, позволяющие в итоге формировать техническую документацию территорий.

    По результатам проведения землеустроительных работ составляются следующие документы:
    • различные схемы;
    • планы объектов исследования;
    • проекты при проведении внутрихозяйственного вида землеустройства, а также улучшения и освоения разного рода угодий;
    • карты и атласы тематического характера;
    • отчёты о проделанных видах работ.

    Представленная документация будет признаваться основой для дальнейшей регистрации права гражданина на тот или иной участок.

    Таким образом, землеустройство - это процедура, направленная на улучшение, освоение и исследование территорий, которые входят в государственные или муниципальные владения. При этом главной целью является выявление характеристик наделов, прогнозы их развития, охрана, а также отделение некоторых частей территорий для дальнейшего их предоставления гражданам.