Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Что включает ликвидация последствий чс. Чрезвычайные ситуации, определение основных понятий, классификация чс, основные поражающие факторы чс. Меры борьбы с оползнями

    Что включает ликвидация последствий чс. Чрезвычайные ситуации, определение основных понятий, классификация чс, основные поражающие факторы чс. Меры борьбы с оползнями

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские форми­рования в соответствии с законодательством Российской Федерации. |

    Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных

    Спасательные работы. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают:

    Разведку очага поражения, в результате которой получают истинные данные о сложившейся обстановке;

    Локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;

    Розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;

    Оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуация по­раженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиацион­ного н другого заражения);

    Санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, тех­нических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;

    Неотложные аварийно-восстановительные работы на промыш­ленных объектах.

    Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и грани­цы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события. В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, поста­новка средств, препятствующих распространению опасности по тер­ритории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

    Устройство при необходимости проездов в завалах и на загряз­ненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

    Локализация аварий на сетях коммунально-энергетических си­стем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетиче­ских и водопроводных сетей и сооружений;

    Укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

    В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформи­рованные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.

    В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-са­мосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматиче­ский инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

    Особое место в организации и ведении спасательных работ зани­мает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестнич­ных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранив­шимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

    Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обру­шению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах про­делывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находя­щимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

    Значительная часть работ в очаге поражения приходится на лока­лизацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирова­ния пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части террито­риального подчинения во взаимодействии со спасательными форми­рованиями.

    Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной по­лосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

    Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

    Пожар в здании распространяется преимущественно по лифто­вым шахтам» лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

    Целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

    Сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

    Сильное задымление без пламени -признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кисло­рода.

    Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ, как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направлен­ные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

    Ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем пере­крытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

    Обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

    Сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

    Постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распростране­ния);

    Изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

    После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

    Определение степени поражения объекта и числа жертв. Степень поражения объекта определяется, исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. Поскольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычай­ного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соот­ветствующих вероятностях: средняя величина D = Di Pi

    Так, для нахождения степени поражения (разрушения) объекта от взрывов при авариях нужно рассматривать зоны всех степеней разру­шения, пользуясь упрощенной формулой

    где D -степень поражения промышленного объекта;

    Sпор= S круг - площадь объекта, подвергнувшаяся разрушению, км 3 ;

    Sобщ-общая площадь объекта, км 2 ;

    N пор -число пораженных элементов объекта (зданий, цехов, сооружений, систем);

    Nобщ -общее число элементов объекта.

    Для определения числа жертв можно использовать следующее выражение:

    где Sпор - число жертв при внезапном взрыве;

    Lс -численность работающих данной смены (всего предприятия).

    Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

    План ремонтно-восстановительных работ . Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обес­печенностью рабочей силой и материальными ресурсами.

    Планирование восстановления работоспособности предприятия может предусматривать как первоочередное восстановление, так и капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады. В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

    Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, дета­лях, инструменте;

    Оптимальные инженерные решения по восстановлению рабо­тоспособности предприятия;

    Календарный план или сетевой график восстановительных ра­бот, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

    Состав восстановительных бригад и др. Методика определения сроков проведения восстановительных ра­бот изложена в СН 440-72.

    1. Обязанность защиты населения и территорий при ЧС возложена на:

    A: на полицию

    C: на скорую помощь

    2. Плановый вывоз людей, материальных и духовных ценностей из зоны ЧС называется:

    A: мобилизация

    B: эвакуация

    C: дестабилизация

    3. Установите правильную последовательность действия человека, попавшего под завал при взрыве.

    A: отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене

    B: обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы

    C: закрыть нос и рот носовым платком, одеждой; стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится

    D: стучать по трубе или стене; отодвинуть от себя острые предметы; обломками укрепить то, что над вами находится; закрыть нос и рот носовым платком, одеждой

    4. Эвакуация – это:

    A: вывод (вывоз) населения из очага поражения или из зоны чрезвычайной ситуации

    B: вывод населения из очага бактериологического заражения

    C: организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в производстве (в том числе учащихся), из городов в загородную зону

    D: вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации

    5. РСЧС создана с целью…

    A: прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно- спасательных работ

    B: объединение усилий органов центральной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организации, их сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    C: обеспечение организованного вывоза (вывода) неработающего населения в загородную зону

    D: обеспечение первоочередного жизнеобеспечения жизни населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

    6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было создано:

    7. Выход из строя людей при ЧС из-за гибели, травм и болезней называется:

    B: потери

    8. Восстановление здания, сооружения возможно после капитального ремонта при ______ степени разрушения.

    A: полной

    B: сильной

    C: средней

    D: слабой

    9. Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимают:

    A: аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводящиеся при возникновении чрезвычайной ситуации

    B: заблаговременную подготовку сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

    C: создание материально-технических и финансовых резервов для жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации

    10. Совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций называется:

    A: гражданскими организациями ГО

    B: аварийно-спасательными формированиями

    C: аварийно-спасательной службой

    11. К ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются государственные материальные и финансовые ресурсы в случае:

    A: локальной чрезвычайной ситуации

    B: чрезвычайной ситуации местного значения

    C: крупномасштабной или уникальной по своим характеристикам чрезвычайной ситуации

    12. Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной:

    A: когда снижена до приемлемого уровня угроза жизни и здоровью людей

    B: когда устранена непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

    C: когда подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение людей

    13. Разведка при чрезвычайной ситуации:

    A: проводится перед началом аварийно-спасательных и других неотложных работ для выявления обстановки в ходе чрезвычайной ситуации

    B: организуется и ведётся непрерывно, вплоть до полного завершения работ

    14. Установление характера разрушения дорог, зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей входит в задачи ________ разведки:

    B: пожарной

    C: инженерной

    15. В начале второй половины суточного перехода пешей колонны назначается…

    A: большой привал

    B: медосмотр

    C: ночлег

    D: малый привал

    16. Покрытие затрат общественных ресурсов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайной ситуации называется:

    A: материальным обеспечением

    B: жизнеобеспечением

    C: техническим обеспечением

    D: финансовым обеспечением

    17. Эвакуационные пункты, служащие для отправки населения различными видами транспорта в безопасную зону, называются пунктами…

    A: посадки

    B: промежуточными

    C: высадки

    D: сборными

    18. В случае внезапного наводнения в первую очередь необходимо…

    A: позвонить в аварийно-спасательную службу

    B: перенести ценные вещи на верхние этажи

    C: начать срочную эвакуацию

    D: выслушать информацию по телевизору или радио

    19. При выводе населения пешим порядком вблизи сборных эвакуационных пунктов формируются…

    A: колонны

    B: отряды

    C: бригады

    D: коллективы

    20. Штаб и службы гражданской обороны в организациях и на предприятиях предназначены для…

    A: организации работы приёмного эвакуационного пункта

    B: обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны

    C: проведения призыва на военную службу

    D: организации работы промежуточного эвакуационного пункта

    21. Основными документами для учёта, размещения и обеспечения в загородной зоне эвакуированного населения являются…

    A: трудовые книжки и школьные аттестаты

    B: эвакуационные списки и паспорта

    C: приписные свидетельства и паспорта

    D: военные билеты и ордера на квартиру

    22. Через каждый час движения колонны назначается…

    A: малый привал

    B: медосмотр

    C: ночлег

    D: большой привал

    23. Руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет…

    A: Министерство по чрезвычайным ситуациям России

    B: Правительство РФ

    C: премьер-министр РФ

    D: Президент РФ

    24. Эвакуация населения организуется через _______ пункты, которые размещаются в общественных зданиях (школах, клубах, театрах) обеспечивают сбор, регистрацию и отправку населения на станции посадки или на исходные пункты формирования пеших колонн.

    A: сборные эвакуационные

    B: приёмные эвакуационные

    C: промежуточные эвакуационные

    D: контрольно-пропускные

    25. Заблаговременный, организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения (студентов, учащихся, пенсионеров и др.) в загородную зону называется:

    A: общей эвакуацией

    B: рассредоточением

    C: частичной эвакуацией

    D: миграцией населения

    26. Если сигнал «Воздушная тревога» застал на улице, то необходимо…

    A: быстро направиться домой

    B: направиться в ближайшее убежище

    C: сообщить по телефону родственникам

    D: постараться выехать из города

    27. В загородной зоне для приёма эвакуированного населения создаются…

    A: сборные эвакуационные пункты

    B: контрольно пропускные пункты

    C: промежуточные эвакуационные пункты

    D: приёмные эвакуационные пункты

    28. Начальником эвакуационной комиссии объекта гражданской обороны общеобразовательного учреждения является…

    A: представитель департамента образования

    B: руководитель образовательного учреждения

    C: один из заместителей руководителя учреждения

    D: представитель органов местного самоуправления

    29. Запас продуктов питания при эвакуации берётся на _____ суток.

    30. При эвакуации на транспортных средствах максимальный вес личных вещей не должен составлять не более _______ килограммов на одного взрослого человека.

    31. Установите правильную последовательность действий населения при получении распоряжения на эвакуацию после аварии на атомной электростанции…

    A: провести йодную профилактику; выключить газ, электричество, воду; надеть средства индивидуальной защиты; взять вещи, документы, еду и следовать на сборный эвакопункт

    ГОСТ Р22.8.01,-96 БЧС "Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.02.-94 БЧС "Захоронение радиоактивных отходов агропромышленного производства. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.03.-95 БЧС "Технические средства разведки. Общие технические требования".

    ГОСТ Р22Л04.-96 БЧС "Технические средства санитарной обработки людей. Дезинфекционно-душевые установки. Общие технические требования".

    ГОСТ Р22.8.05.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствии аварии на химически опасных объектах. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования".

    ГОСТ Р22.8.06.-95 БЧС "Аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий и катастроф на транспорте. Общие требования".

    Ликвидация ЧС заключается в проведении в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и неотложных работ, а также организации жизнеобеспече­ния пострадавшего населения и личного состава этих сил.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

    Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя: спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидация аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах; энергетических и коммунальных сетях; нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.



    Аварийно-спасательные работы в ЧС включают в себя работы в зоне ЧС по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очагах поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

    Неотложными работами в ЧС являются первоочередные работы в зоне ЧС по устранению или снижению степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и обеспечению охраны общественного порядка в зоне ЧС

    Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

    Спасательные и другие неотложные работы – это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

    Организационные мероприятия по подготовке СДНР проводятся в мирное время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника, или угрозе возникновения ЧС и после нападения противника или после возникновения ЧС.

    В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения ЧС проводятся:

    1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

    2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечения ее постоянной готовности.

    3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

    4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах ЧС мирного времени.

    5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды.

    6. Организация взаимодействия с органами военного командования.

    При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

    1. Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

    2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

    3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

    4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

    После нападения противника или факта возникновения ЧС осуществляются:

    1. Восстановление нарушенных систем управления.

    2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита,

    3. Организация сбора информации и наблюдение за обстановкой.

    4. Организация и управление СДНР.

    Спасательные работы проводятся в целях:

    Розыска пораженных и извлечения их из под завалов, разрушенных сооружений;

    Оказания им первой медицинской и врачебной помощи;

    Эвакуации из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

    Спасательные работы включают:

    Разведку маршрутов движения и участков работ;

    Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения;

    Розыск пораженных и извлечение из задымленных помещений завалов;

    Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений;

    Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

    Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

    Санитарную обработку людей, ветеринарную сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

    Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

    Другие неотложные работы включают:

    Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зоне заражения;

    Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление конструкций зданий и сооружений.

    СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии с силами других министерств.

    Мероприятия по ликвидации ЧС планируются и готовятся заранее.

    При подготовке мероприятий учитывается, что каждому виду ЧС присущи свои специфические особенности, из которых вытекают определенные требования к составу привлекаемых сил, их техническому оснащению и способам действия.

    Мероприятия по ликвидации ЧС включают в себя; спасение людей; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; локализацию аварий и устранение повреждений, препятствующих спасательным работам; ликвидацию аварий, угрожающих жизни людей (на АЭС, химически опасных объектах, энергетических и коммунальных сетях, нефте- и газопроводах и т.д.); создание необходимых условий проведения восстановительных работ.

    В ходе спасательных работ проводят:

    Разведку очагов поражения и маршрутов выдвижения формирований на объекты работ;

    Локализацию и тушение пожаров па участке проведения работ и путях выхода к ним;

    Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

    Санитарную обработку людей;

    Дезактивацию техники, транспорта и средств защиты.

    При проведении таких работ прокладывают колонные пути; устраивают проезды в завалах и на зараженных участках; восстанавливают поврежденные мосты и наводят переправы и т.д.

    Для предотвращения и уменьшения ущерба, ожидаемых ЧС предусматривается проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, таких как строительство берегозащитных и берегоукрепляющих сооружений, обваловка и подсыпка дамб и т.д.

    Введение

    На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "чрезвычайные ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут вызвать опасные последствия в окружающей среде, создающие угрозу существования человека на Земле как биологического организма.

    В настоящее время наблюдается резкое возрастание количества ЧС и тяжести их последствий. Поэтому растет необходимость в проведении комплекса спасательных и других неотложных работ. Это вызывает повышение уровня требований к качеству и времени проведения комплекса СиДНР.

    Комплекс ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и его содержание

    Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    Ликвидация ЧС выполняется Вооруженными силами Украины, силами Гражданской Обороны Украины, специальными и невоенизированными формированиями Гражданской Обороны.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения спасательных и других неотложных работ.

    Ликвидация ЧС
    Аварийно-спасательные работы Другие неотложные работы
    1. Разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ. 1. Прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках.
    2. Тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ. 2. Локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.
    3. Розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений. 3. Укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.
    4. Оказание первой доврачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.
    5. Санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

    Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.

    В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

    – устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

    – локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;

    – укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

    В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.

    В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

    Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

    Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

    Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями.

    Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50–100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

    Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

    – пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

    – целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

    – сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

    – сильное задымление без пламени – признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.

    Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества), как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

    – ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем перекрытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

    – обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

    – сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

    – постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распространения);

    – изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

    После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

    Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс увеличения количества ЧС и тяжести их последствий. ЧС носят сложный характер и вызывают массовое поражение людей, значительные потери материальных ценностей и вызывают необходимость проведения сложного комплекса СиДНР. Источниками ЧС могут быть опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

    И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

    Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

    • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
    • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
    • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
    • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

    Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

    • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • принятие решения на проведение АСДНР;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

    • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
    • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
    • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
    • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

    Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

    Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

    На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

    К экстренным мерам защиты населения относятся:

    • оповещение об опасности;
    • использование средств защиты;
    • соблюдение режимов поведения;
    • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
    • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

    Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

    Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


    На третьем этапе
    в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

    • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
    • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
    • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
    • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
    • организация учета и распределения материальной помощи;
    • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

    При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

    Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

    • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
    • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
    • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
    • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
    • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

    Аннотация: Дается понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и подробная классификация ЧС. Кратко рассматриваются различные ЧС техногенного и антропогенного характера, а также природного происхождения (землетрясения, ураганы, сели и др.). Уделяется внимание вопросам организация предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

    Таблица 6.2. Ингаляционные токсические дозы мг/л.мин некоторых СДЯВ
    Наименование СДЯВ Смертельные Вызывающие поражения средней тяжести Вызывающие начальные симптомы
    Хлор 6,0 0,6 0,01
    Аммиак 100,0 15,0 0,25
    Фосген 6,0 0,6 0,01
    Серистый ангидрид 70,0 20,0 0,4…0,5
    Фтористый водород 7,5 4,0 0,4
    Цианистый водород 1,5 0,75 0,02… 0,04
    Сероводород 30,0 5,0 0,3
    Сероуглерод 900,0 135,0 1,5…1,6
    Нитрил акриловой кислоты 7,0 0,7 0,03

    Время действия опасных концентраций зависит от типа и количества выброшенного СДЯВ, а также сложившихся в месте аварии метеоусловий (скорость ветра и температура окружающей среды) и может составлять от нескольких часов до нескольких суток.

    Взрывы конденсированных взрывчатых веществ, газовоздушных, парогазовых смесей и аэрозолей . Под взрывом понимается кратковременный процесс весьма быстрого превращения вещества с выделением большого количества энергии в достаточно малом объеме. Такие превращения могут происходить в результате химической (конденсированные, жидкие и газообразные взрывчатые вещества) или ядерной реакции. Физическими причинами взрыва могут быть разрушения сосудов (резервуаров со сжатым газом) и устройств (паровые котлы и т.п.), находящихся под давлением.

    При взрыве заряда конденсированного взрывчатого вещества в атмосфере возникают воздушные ударные волны, распространяющиеся с большой скоростью. Вид фронта ударной волны сферический, а форма заряда несущественно сказывается на ее параметрах. Эффект действия ударных волн зависит от расположения точки взрыва относительно земной поверхности. Различают воздушный, наземный и подземный взрывы .

    При воздушном взрыве ударная сферическая волна достигает земной поверхности и отражается от нее. На некотором расстоянии от эпицентра взрыва фронты отраженной и падающей волн сливаются, вследствие чего образуется головная волна с вертикальным фронтом, распространяющаяся вдоль земной поверхности.

    При наземном взрыве характер воздушном ударной волны (за пределами воронки) соответствует дальней зоне воздушного взрыва.

    При подземном взрыве воздушная ударная волна ослабляется грунтовой средой.

    Взрывы газопаровоздушных (ГПВС) и пылевоздушных смесей относятся к классу объемных взрывов. Взрывы пыли могут происходить только в замкнутых объемах (помещениях), а взрывы ГПВС - как в помещениях, так и в неограниченном пространстве.

    В зависимости от давления и температуры любое вещество может находиться в различных агрегатных состояниях. Для сжижения газов их охлаждают и сжимают до параметров жидкой фазы. В некоторой критической точке диаграммы состояния вещество находится в газообразном состоянии, независимо от давления. Сжиженные углеводородные газы, хлор, аммиак, фреоны, находящиеся под атмосферным давлением при температуре выше или равной температуре окружающей среды в сосудах и резервуарах, являются перегретыми жидкостями. В теплоизолированных сосудах хранят при отрицательных температурах сжиженные газы (криогенные жидкости - метан, азот, кислород). Пропан, бутан, аммиак, хлор хранят в жидком состоянии под давлением в однослойных сосудах при температуре окружающей среды.

    При разливе жидкостей их испарение зависит от свойств летучести, температуры внешней среды и скорости ветра. При полном разрушении емкости с криогенными жидкостями происходит их выброс в атмосферу, вскипание с быстрым испарением и образованием облака газопаровоздушной смеси. Аварийное вскрытие емкостей с негорючей или горючей перегретой жидкостью сопровождается взрывом с осколочным разрушением емкости. Воспламенение облака ГПВС происходит при наличии источника зажигания (детонации). Детонационная волна в газах представляет собой ударную волну, сопровождаемую волной горения.

    При аварийном вскрытии газопроводов и емкостей, разлитиях углеводородов и их испарении облако ГПВС, переобогащенное топливом, не детонирует, а интенсивно горит, образуя огненный шар. Поражающее действие огненного шара определяется интенсивностью его теплового излучения.

    Горение ГПВС в закрытых помещениях от точечного источника зажигания (искры и т.п.) происходит послойно с дозвуковой скоростью распространения пламени при повышении давления во всем объеме, так как границы помещения не дают возможности свободного распространения продуктов горения. Для снижения ущерба от взрыва ГПВС в замкнутом пространстве взрывоопасные помещения снабжаются легкоразрушаемыми стенными конструкциями.

    Взрывы аэрозолей (пылевоздушных смесей) происходят в ограниченных пространствах внутри зданий, оборудования, штольнях шахт и т.п. Такие взрывы происходят по принципу взрывного горения.