Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что является предметом правового регулирования экономики. Правовое регулирование

    Что является предметом правового регулирования экономики. Правовое регулирование

    Деление на обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования.

    — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

    Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

    • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
    • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
    • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
    • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

    Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

    Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

    Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

    Предмет правового регулирования

    Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

    В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

    Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

    Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

    Рис. 1. Метод правового регулирования

    Средства воздействия на общественные отношения — дозволение, позитивное обязывание, запрет (основные), уполномочивание, ограничение, закрепление определенных отношений (статуса, целей и принципов деятельности), рекомендация, поощрение, предоставление льгот, государственное принуждение. Перечисленные средства используются при формировании структурных элементов нормы (рис. 2).

    Определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности).

    Рис. 2. Средства правового регулирования

    Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует).

    В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования.

    Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение субъекта и общественные отношения с помощью правовых средств.

    Предметом правового регулирования является поведение людей и общественные отношения, то на что целенаправленно воздействие права.

    Существуют разногласия по поводу предмета:

    · только поведение людей

    · общественные отношения

    Несомненно право воздействует на поведение человека, принуждая действовать его определенным образом, при этом поступая определенным образом человек соотносит свое поведение с поведением других лиц. Это соотносимость позволяет говорить, что между субъектами существуют общественные отношения, т.е. акты поведения лежат в основе общественных отношений. Поэтому предметом правового регулирования является поведение людей и через регулирование поведения людей достигается регулирование общественных отношений.

    В предмет правового регулирования входят те отношения, которые объективно требуют правовой регламентации. Это те отношения, в стабильности и единообразии которых заинтересовано и общество и государство.

    Поведение субъектов данных отношений может быть смоделировано в правовой норме. Важно, чтобы это были отношения правовой связи, в рамках которых субъекты обладают правами и обязанностями.

    Существует 3 группы общественных отношений:

    1. отношения по обмену ценностями, как материальными, так и материальными

    2. отношения по перераспределению ценностей (в предмет правового регулирования будут входить эти отношения)

    3. отношения по охране ценностей

    Метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования.

    Научная директива 1936 г.: предмет правового регулирования – это главный фактор, который определяет характер метода правового регулирования.

    Метод правового регулирования – способ целенаправленного воздействия на поведение людей со стороны государства, т.е. метод правового регулирования – способ воздействия на предмет.

    Императивный метод правового регулирования (авторитарный, централизованный) регулирует отношения между властвующими и подвластными, т.е. отношения между юридически неравными субъектами (регулирует публично-правовые отношения). В публичных правоотношениях один субъект имеет полномочие на власть, другой обязанность подчиниться. Императивным методом будут регулироваться отношения 2 и 3 группы (отношения по перераспределению ценностей, отношения по охране ценностей).

    Правило поведения, которое формулируется при использовании данного метода носит императивный, однозначный характер. Это означает, что от следования данному правилу субъект не вправе уклоняться, что последствия нарушения данного правила наступают независимо от воли и согласия сторон.



    Диспозитивный метод правового регулирования (автономный, децентрализованный) строится на началах координации действий между субъектами, такая координация возможна между юридически равными по положению субъектами. Диспозитивные нормы предоставляют сторонам свободу усмотрения, свободу выбора поведения в рамках данной нормы. Стороны этих отношений добровольно, по взаимному согласию принимают на себя права и обязанности. Нарушение такой нормы влечет за собой последствия только по заявлению заинтересованной стороны. Этот метод предоставляет сторонам свободу действовать по своему усмотрению.

    Свобода усмотрения в праве может быть различна. Выделяют 2 формы диспозитивности:

    1. абсолютная диспозитивность – имеет место, когда правовая норма не связывает субъекта в выборе варианта поведения и предоставляет этот выбор исключительно усмотрению управомоченного;

    2. относительная диспозитивность – правовая норма конкретизирует возможные варианты поведения управомоченного.

    Способы правового регулирования – пути правового воздействия на общественные отношения.

    В зависимости от того, что выступает на передний план – права и обязанности – выделяют три способа правового регулирования:

    1. если норма управомочивающая – способ управомочия или дозволения (предоставляет субъектам определенные субъективные права);

    2. обязывающая норма - способ обязывание – предписание совершить активные действия в пользу управомоченной стороны;

    3. запрещающая норма – запрет – предписание воздержаться от совершения определенных действий.

    Типы правового регулирования – это порядок воздействия права на общественные отношения или направленность правового регулирования.

    I тип – общедозволительный – разрешено все, что не запрещено.

    Данный тип предусматривает установление только тех запретов без которых общество не может существовать нормально. Все, что не попадает под законный запрет разрешено. Этот тип присущ сфере частноправовых отношений. С помощью этого типа регулируются абсолютные права (например, право собственности, право авторства).

    II тип – общезапретительный (общеразрешительный) –

    запрещено все кроме дозволенного

    Используется для регулирования публично-правовых отношений. На его основе действуют органы государства и должностные лица, которые в своей компетенции не должны выходить за пределы пряморазрешенного.

    1. Понятие и значение предмета правового регулирования

    Предметом правового регулирования норм советского права являются общественные отношения, возникающие между субъектами права в различных областях жизни социалистического общества.

    Предмет правового регулирования является объективным критерием систематизации норм советского права. Он, в частности, является основным критерием для отграничения одной отрасли права от другой.

    При решении вопроса о самостоятельности или несамостоятельности той или иной отрасли права надо исходить, как нам представляется, из того, что объективной необходимостью в любом обществе, где существует государство, является существование права вообще – как регулятора общественных отношений. Государство без права существовать не может. Существование же той или иной отрасли права не является объективной необходимостью. Одна и та же совокупность юридических норм может быть выделена в отдельную отрасль права, разделена на несколько самостоятельных отраслей права или слита с другой отраслью права в зависимости от целесообразности такого выделения, разделения или слияния.

    Но решение вопроса о разделении права на отрасли не зависит исключительно от субъективного фактора, от воли законодателя. Воля законодателя сама зависит от объективных условий. Такими объективными условиями применительно к рассматриваемому вопросу является существование и характер общественных отношений, подлежащих регулированию нормами права.

    Таким образом, выделение той или иной совокупности юридических норм в самостоятельную отрасль права зависит от наличия ряда объективных и субъективных факторов:

    а) существования группы однородных по своему характеру общественных отношений, возникающих в определенной области жизни нашего общества;

    б) наличия (или необходимости) совокупности юридических норм для регулирования этой группы отношений;

    в) наличия воли законодателя, которая определяется целесообразностью выделения этой группы юридических норм в качестве самостоятельной отрасли.

    Определяющим среди этих факторов является наличие однородных общественных отношений, т. е. предмета правового регулирования.

    Практическое значение разработки вопроса о предмете правового регулирования заключается еще и в том, что предмет регулирования в значительной степени (хотя и не полностью) определяет и метод регулирования данной группы общественных отношений.

    «Предмет и цели правового регулирования определяют способ (средства) обеспечения требуемого юридической нормой поведения, точнее, метод регулирования. Метод правового регулирования зависит от характера подлежащего правовому воздействию поведения (общественного отношения) и от тех целей, которые при этом имеет в виду законодатель».

    При анализе предмета правового регулирования необходимо исходить из того, что право как регулятор общественных отношений воздействует на фактические общественные отношения, направляя деятельность субъектов этих отношений путем установления их прав и обязанностей. Между фактическим общественным отношением и нормой права, которая призвана регулировать его, в результате воздействия последней на поведение людей возникает промежуточное звено в виде правоотношений. Правоотношения – это «особые идеологические отношения, возникающие в результате наступления предусмотренных правовой нормой юридических фактов, как отношения, при посредстве которых (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения. Правоотношения нельзя отождествлять с фактическими общественными отношениями и представлять себе дело так, что общественное отношение становится правоотношением, если действия его субъектов регулируются нормой права. Правовое отношение может существовать и тогда, когда фактического общественного отношения еще нет.

    Правоотношение – это определенное состояние во взаимоотношениях между субъектами, которое возникает в результате наступления предусмотренного законом юридического факта и заключается в появлении у субъектов взаимно корреспондирующих прав и обязанностей.

    Например, при совершении преступления между государством в лице его карательных органов и преступником возникает правоотношение, существо которого заключается в появлении у карательных органов государства права наказать преступника и у преступника – обязанности понести наказание. Это правоотношение возникает безотносительно к тому, привлечен или еще не привлечен к уголовной ответственности преступник. Фактическое же общественное отношение, регулируемое нормами уголовного права, возникает лишь в случаях, когда преступник разоблачен и привлечен к уголовной ответственности. Или, например, при вынесении обвинительного приговора, содержащего осуждение преступника к лишению свободы, у исправительно-трудовых учреждений появляется право привести в исполнение приговор суда, а у осужденного возникает обязанность отбыть назначенную меру наказания, т. е. возникает правовое отношение. «…Нарушение того или иного запрета тем или иным лицом уже порождает между ним и компетентным государственным органом, наблюдающим за соблюдением соответствующих запретов, особое волевое отношение, предусмотренное правом… Такое отношение, в котором одна сторона наделена поддерживаемым государством правомочием совершить предусмотренные правом действия (в данном примере – применить санкцию), а другая связана соответствующим долженствованием (в данном примере – подчиниться санкции), будет уже видом юридического, или правового, отношения (сокращенно – правоотношение)». Фактические же общественные отношения в процессе исполнения вынесенной судом меры наказания могут и не наступить, несмотря на существование правоотношения (например, в случае побега осужденного). Вместе с тем правоотношение нельзя и противопоставлять фактическому общественному отношению, поскольку фактически совершаемые субъектами действия, предписанные нормой права, являются объектом данного правоотношения.

    Совершенно правильна точка зрения О. С. Иоффе, который говорит, что «содержание правоотношения составляют права и обязанности, т. е. возможное поведение, а объект – реально совершаемые действия, т. е. действительное поведение».

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что научное исследование предмета правового регулирования той или иной отрасли права возможно на основе анализа правоотношений, которые порождаются действиями норм права, входящих в данную отрасль, и рассмотрения фактических общественных отношений, которые регулируются этой отраслью права.

    Исследование вопросов, относящихся к анализу предмета правового регулирования советского исправительно-трудового права, приобретает в настоящее время очень важное значение.

    Это объясняется тем, что перед нашим обществом встала задача не только значительно сократить преступность, но и полностью ликвидировать ее. В решении этой задачи важную роль должны сыграть исправительно-трудовые учреждения, которые призваны исправлять и перевоспитывать лиц, совершивших преступления, предупреждать совершение новых преступлений со стороны этих лиц, а также предупреждать совершение преступлений со стороны других неустойчивых членов нашего общества. Качество работы этих учреждений в значительной степени зависит от теоретической разработки вопросов борьбы с преступностью в стадии исполнения судебных приговоров.

    Начиная с 30-х годов, научные работники не занимались научной разработкой проблем исправительно-трудового права. Поэтому «теоретические вопросы советского исправительно-трудового права не разработаны… Всякие печатные работы на темы исправительно-трудового права перестали публиковаться с 30-х годов, и с этого времени теоретические вопросы, связанные с применением наказания, если и разрабатывались, то только в ведомственном порядке». В настоящее время многие советские ученые приступили к научному исследованию различных проблем советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права.

    Вполне естественно, что разработка вопросов исправительно-трудового права и исправительно-трудовой политики невозможна без уточнения и научного анализа предмета правового регулирования указанной отрасли права, поскольку круг проблем, требующих научного исследования, определяется прежде всего кругом общественных отношений, составляющих объект регулирования.

    Анализ предмета регулирования советского исправительно-трудового права приобретает сейчас и чрезвычайно важное практическое значение, поскольку возникла острая необходимость создания Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и новых республиканских исправительно-трудовых кодексов. На 2-й сессии V созыва Верховного Совета СССР депутат Верховного Совета СССР т. Полянский говорил, что «назрела необходимость разработки Основ исправительно-трудового законодательства и в соответствии с ними принятия республиканских исправительно-трудовых кодексов с тем, чтобы в этих законах изложить как общие принципы советской исправительно-трудовой политики, так и конкретные условия, формы и методы перевоспитания правонарушителей». Неразработанность вопроса о предмете регулирования советского исправительно-трудового права порождала и порождает сомнения и споры о его самостоятельности и месте в системе советского права.

    Некоторые крупные ученые, даже те, кто многие годы занимался теоретической разработкой вопросов исправительно-трудового права, отрицают самостоятельность этой отрасли права. Так, проф. Е. Г. Ширвиндт в выступлении на теоретической конференции в Москве в 1957 г. говорил, что аргументы о признании исправительно-трудового права являются еще очень спорными.

    Е. Г. Ширвиндт и ряд других ученых считали, что поскольку советская исправительно-трудовая политика является составной частью уголовной политики, постольку исправительно-трудовое право является частью советского уголовного права.

    С другой стороны, многие научные работники (Б. С. Утевский, Н. А. Стручков, Л. С. Галесник и др.) считают исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Очевидно, что решить вопрос о том, является или не является исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права, и создать Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и республиканские исправительно-трудовые кодексы невозможно без уяснения и анализа предмета правового регулирования.

    Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

    2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

    Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

    7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы.

    Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    34. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение,

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

    6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

    Из книги Конфиденциальная информация в трудовых отношениях автора Иванов Дмитрий Викторович

    § 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    § 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

    Из книги автора

    § 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

    Из книги автора

    § 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

    Из книги автора

    Глава 1 Понятие, виды и источники правового регулирования конфиденциальной

    Из книги автора

    § 3.1. Значение методологии в познании государства и права. Связь предмета и метода науки Наряду с предметом, свойственным любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод, который находится в теснейшей связи и взаимозависимости с

    Из книги автора

    § 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

    Из книги автора

    § 13.3. Способы и типы правового регулирования В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать, определенные действия в собственных

    Из книги автора

    § 13.4. Эффективность механизма правового регулирования Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном

    Тема 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    1. Понятие и предмет правового регулирования

    2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

    3. Методы, способы и типы правового регулирования

    4. Стимулы и ограничения в механизме правового регулирования

    5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции

    6. Правовые поощрения и наказания: понятие, признаки, функции, виды

    Понятие и предмет правового регулирования

    Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействие на общественные отношения. Целью правового регулирования является создание необходимых условий для развития общества, а также создание в обществе стабильного правопорядка и системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать.

    Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения – значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на других людей. Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

    В каждую конкретно-историческую эпоху, в каждом государстве могут допускаться колебания а определении круга отношений или социальных явлений, регулируемых правом. Часто те или иные отношения после отмены устаревшего нормативно-правового акта «выпадают» из сферы правового регулирования, переходя в сферу правового регулирования, переходя в сферу регулирования иных социальных норм (морали, религии, обычаев, традиций и пр.).

    Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия в целом. Правовое воздействие – более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих юридических норм. В составе правового воздействия традиционно рассматривают: правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс и собственно механизм правового регулирования.

    В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование осуществляется при помощи системы особых юридических средств – правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к намеченным результатам.

    2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

    Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

    Механизм правового регулирования представляет собой долговременный процесс, который состоит из определенных стадий. Можно выделить следующие стадии:

    1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений).

    Правовое регулирование начинается с принятия НПА, устанавливающих изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентирут поведение людей. Определяют, какие права и обязанности они могут иметь, как должны поступать в той или иной ситуации. Каковы последствия несовершения данных действий.

    2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновение правоотношения.

    3) реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей. Права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни, т.е. воплощаются в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;

    4) применение права.

    Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой и второй или второй и третьей стадиями. Так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства, в ряде случаев для достижения намеченного результата необходимы дополнительные акты (акты применения права) специальных государственных органов.

    Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

    1) норма права (устанавливается модель удовлетворения интересов). Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права - это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

    2) юридический факт или фактический состав. При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности.

    3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для субъектов права). Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

    Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

    4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования). Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются: использование предоставленных нормами права возможностей; исполнение обязывающего правового предписания; соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

    5) правоприменительные акты.

    В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.

    Простое регулирование – процесс, в котором используется один государственный властный акт – нормативный акт. Индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

    Сложное регулирование – процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, один из которых нормативный акт, а другой - акт применения нормы права.

    Процесс правового регулирования осуществляется определенными методами и способами.


    Похожая информация.


    Отечественные правоведы, в большей своей части, едины во мнении, что под предметом правового регулирования следует понимать то, что регулируется правом, то есть конкретные виды общественных отношений, которые, в свою очередь, представляют собой сложную многоаспектную структуру.

    Предмет правового регулирования считается основным, материальным критерием разделения норм права по отраслям, ввиду того, что у него объективный характер, он обусловлен самим содержанием общественных отношений и в целом не зависит от воли законодателя. Однако именно это утверждение, касающееся критериев для определения отраслей российского права, традиционно является спорным в нашей юридической науке.

    Это впервые остро проявилось еще в 1938 - 1940 гг. на I Совещании по вопросам науки советского государства и права. Результатом того совещания стала развернувшаяся на страницах журнала «Советское государство и право» дискуссия о системе права, основным направлением которой стало изучение проблем отдельных правовых отраслей, а также само обоснование правомерности их существования.

    Достижением названной дискуссии было то, что предмет правового регулирования признавался общей основой различия между отдельными нормами и институтами, а многообразие предметов правового регулирования как следствие разнообразия общественных отношений - это решающее основание для разделения правового массива на самостоятельные отрасли.

    М.А. Аржанов отмечал, что предмет правового регулирования не является

    Предметомвзначениивещиилиживогочеловека.Предметправового регулирования - это, в первую очередь, отношения субъектов права по поводу

    Вещей, лиц, действий. «Таким предметом всегда являются те или иные общественные отношения, поскольку они отражаются, закрепляются и охраняются правом».

    Заметим, что указанный этап изучения предмета правового регулирования совпадает по хронологии с первой дискуссией о системе права. Он заложил прочную основу для последующего изучения феномена предмета правового регулирования, сохраняющего свое значение и по настоящее время.

    Вторая дискуссия о системе советского права датируется 1956-1958 г.г. Ее основной результат заключается в том, что решение основного методологического вопроса касательно юридической природы предмета правового регулирования, полученное в первой дискуссии, было признано верным.

    В то же время на этом этапе наблюдаются более основательные проработки исследуемой категории в смысле определения понятия предмета правового регулирования. Одни ученые предлагали понимать под предметом правового регулирования поведение субъектов права (В. Кнапп, И.А. Ребане). Другие поясняли, что право регулирует общественные отношения и направляет их развитие в нужное русло посредством воздействия на поведение людей. Именно эта позиция получила поддержку большинства участников спора (Л.С. Явич, И.В. Павлов, А.М. Витченко и др.).

    Также в рамках второй дискуссии подробную характеристику получают признаки предмета правового регулирования, руководствуясь которыми становится возможным более четкое, практически безошибочное, обособление конкретных общественных отношений в особые, самостоятельные предметы правового регулирования.

    Эти признаки, по мнению С.С. Алексеева, могут быть подразделены на общие и специальные. Он выделяет следующие отличительные черты общих

    Признаков:
    1) предмет правового регулирования состоит из общественных отношений, которые осуществляются посредством конкретного поведения людей;

    2) предмет правового регулирования формирует общественные отношения, которые по своей природе могут стать объектом правовой регламентации в данных социальных условиях;
    3) предмет правового регулирования состоит из общественных отношений, объективно требующих правового регулирования в данных социально-классовых условиях.
    Эти общие признаки предмета дают возможность установить только внешние границы той области отношений, которая охватывается регламентацией со стороны права. Для разграничения же отдельных отраслей права необходимо использовать специальные признаки предмета правового регулирования.

    Первый специальный признак, полагал С.С. Алексеев, состоит в том, что предметом регулирования данной отрасли права является определенный вид общественных отношений, качественно отличающихся от других видов (однородность содержания).

    Суть второго признака заключается в том, что для выделения самостоятельной отрасли права требуется такой уровень качественной специфичности указанного вида общественных отношений, которому просто необходим собственный, особый метод правового регулирования.

    Резюмируя вышесказанное, С.С. Алексеев отмечает, что предмет правового регулирования следует характеризовать не через совокупность «фактических» общественных отношений, а социальной необходимостью существования конкретного вида общественных отношений, обусловленной требованиями экономического базиса, а так же необходимостью для них определенного метода правового регулирования.

    Итак, результатом второй дискуссии стало углубление научного понимания предмета правового регулирования, были созданы предпосылки для разнообразия его определений, обоснования признаков. Также более детальную разработку получил вопрос о соотношении предмета и метода правового регулирования.

    Общие итоги двух дискуссий, посвященных системе советского права, были проанализированы только в начале 1970-х г.г. и нашли отражение в четырех томном издании Марксистско-ленинской общей теории государства и права. Остался неизменным тезис о том, что в основе построения системы права находится предмет правового регулирования, представляющий собой систему однородных, урегулированных правом общественных отношений.

    В 1980-1982 г.г. состоялся следующий (уже третий) этап в развитии учения о предмете правового регулирования. По указанной теме, при непосредственном содействии журнала «Советское государство и право» был организован круглый стол в г. Звенигороде. Новым направлением в дискуссии стал вопрос пересмотра привычных представлений о соотношении двух систем - права и законодательства.

    Само понятие предмета правового регулирования практически не обсуждалось. Большая часть ученых признала верными уже сложившиеся подходы к этой сложной проблеме и занималась теперь только углублением обоснований предмета и метода правового регулирования как основных критериев деления права на отрасли и иные правовые образования.

    Однимиззавоеванийтретьегоэтапасталоосознаниенеизбежности перехода от социалистического типа государства к несоциалистическому (капиталистическому), вследствие признания объективной необходимости дальнейшего развития общества и экономики на основе признания норм частного права.

    В настоящее время российская правовая система продолжает претерпевать начатые еще в начале 80-х г.г. изменения, характеризующиеся как общим

    Преобразованием всей системы права, так и модификацией ее структурных элементов (их основных характеристик и назначения). Вследствие указанных выше процессов в 2001 году назрела четвертая дискуссия, посвященная системе права, положившая начало современному этапу в развитии научного учения о предмете правового регулирования.

    Событияпоследнихдвухдесятилетийвнашейстране,основательно модифицировавшие политическую, экономическую, социальную структуры российского общества, тем не менее (как это ни удивительно) в целом не оказали влияния на существо формировавшихся на протяжении более полувека представлений о предмете правового регулирования. Эти представления сохранили свою актуальность, объективность, научную значимость и в наши дни. А накопившиеся противоречивые и неподкрепленные сколько-нибудь убедительными аргументами различные правовые концепции о предмете правового регулирования, не поколебали сложившегося в российской юридической науке и проверенного на практике вывода о том, что он «по-прежнему является основополагающим условием дифференциации права на отрасли».

    Здесь, кстати, уместно будет сказать несколько слов о праве. Ибо как для темы нашего исследования в целом, так и для рассмотрения вопроса о предмете правового регулирования необходимо определиться - что мы конкретно понимаем под данным феноменом. Это очень важно, поскольку именно при помощи права получают нормативное закрепление и осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

    В современном российском правоведении существует множество различных концепций, интерпретаций и определений права.

    Приведем ряд конкретных определений права, в основе которых лежит нормативный подход.

    По мнению М.И. Байтина, право - это организованная совокупность формально-определенных, общеобязательных норм, выражающих общечеловеческий и классовый характер государственной воли общества; эти нормы создаются государством либо с его санкции, находятся под защитой возможности государственного принуждения и представляют собой властно- официальный регулятор общественных отношений1.

    В.Л.Кулаповопределяетправокак«системуобщеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей»2.

    Н.И. Матузов предлагает целых два нормативных определения права.

    Согласно первому их них, «право - это официальный цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности». Согласно второму - право есть «совокупность исходящих от государства общеобязательных формально-определенных норм, выражающих идеи свободы,

    Справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека, и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества».

    И наконец, В.И. Леушин и В.Д. Перевалов предлагают понимать под правом «обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения».

    Таким образом, мы видим, что приведенные формулировки объединяет единый взгляд на право как на систему установленных либо санкционированных государством юридических норм, регулирующих социально значимые общественные отношения.

    Руководствуясь указанными ориентирами, обратимся теперь к вопросу о понятии правового регулирования и приведем вариант наиболее удачного, как нам представляется, определения, предложенного С.С. Алексеевым. Правовое регулирование - это результативное, нормативно-организационное влияние, осуществляемое посредством целой совокупности правовых средств (индивидуальных предписаний, правоотношений, юридических норм и др.), которое оказывается на общественные отношения для их развития в соответствии с потребностями общества, упорядочения и охраны.

    Правовое регулирование реализуется при помощи особой совокупности

    Правовых средств, основное назначение которых - юридически гарантировать достижение поставленных законодателем (государством) целей. А так как оно, в общем и целом, занимается упорядочением относящихся к его сфере общественных отношений, эти разнообразные виды общественных отношений, которым необходимо правое опосредование, и являются предметом правового регулирования.

    В настоящий момент в отечественной юридической науке достигнута определенная согласованность относительно того - что, все-таки, следует понимать под предметом правового регулирования. Хотя и сегодня определенные разногласия все же остаются.

    Так, А.И. Коваленко полагает, что «предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм». На наш взгляд, приведенное определение далеко не полностью и не совсем адекватно отражает изучаемый правовой феномен. Отвечая на вопрос «что регулируется правом?», предмет правового регулирования скорее представляет собой разнообразные виды общественных отношений, а не их формы.

    По мнению Н.И. Матузова предмет правового регулирования - «это все то, что подпадает под действие правовых норм, то есть определенные виды общественных отношений» (выделено нами - А.К.). Другими словами, это область, на которую действует право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные условные границы образно часто называют юридическим или правовым полем.

    Соглашаясь с последним, отметим, что нам в то же время близка позиция М.А. Лукашева, который полагает, что общественные отношения получают статус предмета правового регулирования только после того, как они будут закреплены в нормах права. После этого закрепления субъекты права могут вступать в конкретные виды общественных отношений, а могут и не вступать, от этого

    Данные, закрепленные в праве общественные отношения не перестают находиться в сфере правового регулирования, в результате чего они не утрачивают свой статус предмета правового регулирования.

    Таким образом, реальные, фактические общественные отношения становятся правоотношениями лишь постольку, поскольку они выступают предметом правового регулирования, то есть регулируются правом.

    Здесь справедливости ради стоит отметить, что существуют и несколько иные точки зрения на проблему. Так, В.С. Нерсесянц под «общим предметом правового регулирования» понимает некий общий, официально установленный порядок в области всех регулируемых правом общественных отношений. Имеется ввиду, система норм права целиком, которая представляет собой нормативное выражение принципа формального равенства.

    В.М. Сырых отмечает, что предмет правового регулирования состоит из различных социальных явлений, находящихся под воздействием права, которые оно определенным образом видоизменяет.

    По мнению Д.Е. Петрова при рассмотрении общественного отношения как предмета правового регулирования следует различать две его стороны - объективную и субъективную. Объективную сторону общественного отношения составляют деяния и поступки его участников. В данном аспекте под объективностью деяния следует рассматривать не независимость от воли субъекта, а скорее обязательность, необратимость его совершения.

    Субъективную сторону общественного отношения образуют мотивы поведения его участников, которые складываются из их интересов и потребностей. Мотив - движущая сила каждого осознанного акта поведения человека, таким образом право оказывает воздействие на волю и сознание людей только для того, чтобы повлиять на мотивацию их поведения в

    Качестве участников общественных отношений. Объективная и субъективная стороныобщественногоотношениятесновзаимосвязаныдругсдругоми представляют собой его содержание.

    Особое мнение по поводу предмета правового регулирования высказывал В.Д. Сорокин, который еще в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века впервые предложил рассматривать в качестве предмета правового регулирования единый предмет для всей системы права. На его взгляд, такой единый предмет представляет собой полноценную систему идеологических отношений, которым право полностью должно соответствовать и одновременно воздействовать через социальные управляющие системы государственного аппарата.

    Эта система, будучи весьма разнообразной по своему характеру, естественно и неизбежно дифференцируется в свою очередь по содержательному признаку, образуя предметы регулирования соответствующих правовых отраслей. Таким образом, единый предмет правового регулирования имеет ясно выраженную системную природу.

    В последнем своем фундаментальном труде В.Д. Сорокин, подводя итог своим прежним исследованиям, определяет предмет правового регулирования как

    «единую социально правовую среду».

    Подытожим - несмотря на некоторые расхождения в определении понятия

    «предмет правового регулирования», какие-либо серьезные, принципиальные разногласия в отечественной теории права на этот счет отсутствуют.

    Таким образом, на основе анализа сложившихся в современной российской теории права представлений о предмете правового регулирования мы приходим к следующим выводам:

    Во-первых, правовое регулирование есть результативное, нормативно- организующее воздействие на общественные отношения с помощью особой, полноценной, созданной государством системы правовых средств, для приведения их (отношений) в соответствующий порядок согласно объективным потребностям развития и охраны;

    Во-вторых, предмет правового регулирования составляет совокупность общественных отношений, которые объективно требуют правового опосредования (закрепления) и, как следствие, его получают;

    В-третьих, предмет правового регулирования конкретной отрасли права состоит из однородных правовых отношений (т.е. общественных отношений, получивших правовое закрепление).

    Предмет правового регулирования - одна из основных, наиболее часто используемых категорий в теории права, поэтому так важно, чтобы именно в теории права она была по возможности четко определено, имела бы однозначное содержание, хотя отдельные нюансы в трактовке данного понятия, разумеется, могут быть.

    Заслуживает особого внимания и внутренняя структура предмета правового регулирования, поскольку мы имеем дело с системным образованием. Это необходимо еще и потому, что, как верно заметил В.Д. Сорокин, «определение структуры предметов отраслевого регулирования позволит глубже оценить роль и специфику каждого составного элемента этой структуры и, следовательно, найти наиболее целесообразные средства правового воздействия на каждый элемент с учетом присущих ему особенностей».

    Вразработкеуказаннойпроблемынесомненнаязаслугапринадлежит

    Известному чехословацкому правоведу Виктору Кнаппу, по мнению которого в структуру предмета правового регулирование входят следующие элементы:
    1) деятельность отдельных людей или их организаций в конкретных общественных отношениях;
    2) предмет правоотношений;
    3) субъекты правоотношений (конкретные субъекты права);
    4) юридические факты.

    В целом, соглашаясь с предложенной В. Кнаппом структурой, С.С. Алексеев выделяет следующие элементы (стороны) регулируемых правом общественных отношений: а) субъекты общественных отношений (люди, (граждане), общественные организации, государство и его органы); б) содержание общественных отношений (волевое поведение людей); в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей, составляющее содержание отношений); г) внешние условия возникновения и движения общественных отношений (юридические факты).

    Обращаясь к анализу современной отечественной правовой литературы, отметим, что теоретическая разработка вопроса структуры предмета правового регулирования оставляет желать лучшего. В современных учебниках, как по теории права, так и по отраслевым наукам, за редким исключением, проблеме внутреннего строения предмета не уделяется должного внимания. Как правило, авторы ограничиваются простым перечислением составных элементов структуры этой правовой категории.

    Так, в учебнике по теории государства и права под редакцией В.К. Бабаева только и написано, что «в структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты; б) объекты регулирования общественных отношений; в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих отношений».

    Структурапредметаправовогорегулирования,предложеннаяН.И.

    Матузовым, включает четыре составных элемента: а) объекты окружающего мира, относительно которых субъекты вступают в отношения; б) субъекты - индивидуальные и коллективные; в) действия, поведение, поступки субъектов; г)социальные факты (события, обстоятельства), являющиеся основными причинами возникновения или прекращения конкретных отношений.

    Во всех случаях, раскрывая структуру предмета, авторы не останавливаются на подробной характеристике ее составных частей, тем самым предоставляя простор для их субъективной трактовки при применении приведенных структур к отраслевым предметам правового регулирования.

    Более или менее подробная характеристика структуры предмета правового регулирования была предложена В.Д. Сорокиным в рамках изучения единого предмета правового регулирования как системы, включающей в себя все отраслевые предметы. Итак, единый предмет правового регулирования имеет трехзвенную систему, составными частями которой являются:

    Статус субъекта права (наличие определенного комплекса прав и обязанностей), определяемый на уровне системы права в целом, безотносительно к его отраслевой принадлежности. Множественности субъектов права соответствует и их различный статус. Отличительная черта данного элемента единого предмета заключается в том, что он требует

    «предварительного определения положения соответствующего субъекта права безотносительно к тому, будет ли он участником какого-либо конкретного правоотношения или нет». Таким образом, фиксирование правового статуса субъекта - это не что иное, как признание его правоспособности как потенциального участника конкретного правоотношения;

    Конкретные связи, которые постоянно возникают в социально-правовой среде между субъектами права, и, будучи опосредованы соответствующей юридической нормой, приобретают форму правовых отношений (материальных и процессуальных) различной отраслевой направленности. Появление таких правовых связей между субъектами права в данном случае превращает последних еще и в субъектов правоотношений, наделенных определенными дополнительными правомочиями и обязанностями. Характеризуя данный элемент предмета правового регулирования, следует иметь в виду ситуации, при которых складываются конкретные связи, принимающие формы правовых отношений;

    - «поведение вне правоотношения», то есть ситуации, предусмотренные запрещающими нормами права различной отраслевой принадлежности. Регулирование данного элемента - по мнению В.Д. Сорокина - осуществляется через обеспечение должного соблюдения всех запрещающих правовых норм или, иначе говоря, через пассивное поведение по отношению к действиям, расцениваемым государством как правонарушения.

    С учетом всего вышесказанного мы приходим к выводу, что структура предмета правового регулирования состоит из нескольких взаимозависимых составляющих (элементов). Каждый из них имеет конкретные присущие ему свойства, которые оказывают влияние на выбор методов правового регулирования, и занимает в системе предмета свое определенное место.

    В то же время неверно было бы рассматривать общественные отношения как механическое соединение таких элементов. Все они неизбежно отражают признаки, присущие общественному отношению как некоторому единому (качественно однородному) целому. Поэтому следует согласиться с С.С. Алексеевым, указывающим, что если мы рассматриваем поистине качественно особенный вид общественных отношений, который требует специфической формы правового регулирования, то под углом зрения какого из элементов общественного отношения мы бы его не изучали - полученные результаты

    Должны полностью совпадать.

    Что же касается конкретных составляющих структуры предмета правового регулирования, то, на наш взгляд, не лишена здравого смысла идея провести здесь аналогию со структурой правового отношения. Ранее в этой главе мы уже согласились с определением предмета правового регулирования через общественные отношения, требующие (и получающие) правовое закрепление. Теперь, принимая за основу структуру предмета правового регулирования, предложенную Н.И. Матузовым и другими учеными, мы попытаемся дать более подробную характеристику ее составным элементам.

    Итак, предмет правого регулирования, на наш взгляд, представляет собой четырехзвенную систему и состоит из следующих элементов:

    А) субъекты права (люди и их объединения), которые выступают в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных законом. Субъекты права делятся на коллективные (юридические лица) и индивидуальные (физические лица). К последним относятся граждане России, иностранцы, бипатриды и апатриды. У коллективных субъектов права более обширная классификация, они делятся на: 1) государство (в т.ч. государственные органы и учреждения федерального уровня); 2) субъекты Федерации (в т.ч. государственные органы и учреждения регионального уровня); 3) муниципальные образования (в лице органов местного самоуправления и муниципальных учреждений); 4) некоммерческие организации (общественные объединения, религиозные организации и т.д.); 5) коммерческие организации (в т.ч. индивидуальные предприниматели) и 6) иностранные фирмы.

    Отметим, что к субъектам права следует относить лишь устойчивые, постоянные коллективные образования, отличающиеся единством цели и внутренней организацией. Особый статус имеют должностные лица - физические лица, участвующие в правовых отношениях от имени коллективных субъектов, - их полномочия полностью определяются компетенцией коллективного субъекта. Но как заметил Д.Е. Петров, будучи неразрывно связанным со своими действиями, сам субъект не является предметом правового регулирования1;

    Б) поведение, поступки и действия субъектов права, как правило, носят разнонаправленный характер, непосредственно связаны с их правосубъектностью, т.е. возможностью или способностью конкретного лица выступать в роли субъекта права, включая все вытекающие отсюда последствия, и осуществляются через механизм субъективных прав и юридических обязанностей конкретного субъекта;

    В) объекты окружающего мира - это разнообразные предметы и явления, на которые субъект права направляет свои субъективные права и юридические обязанности.
    Не вызывает сомнений, что разница между объектами конкретных правоотношений и объектом права в целом заключается только в степени конкретизации. В зависимости от характера правоотношений их объектами могут являться: 1) материальные блага (вещи, иные ценности); 2) нематериальные личные блага (жизнь, свобода, здоровье, честь, безопасность и т.д.); 3) продукты духовного и интеллектуального творчества (произведения литературы, музыки, живописи и т.д.; рационализаторские предложения, научные открытия и изобретения и др.); 4) ценные бумаги и официальные документы; 5) работы и услуги (действия субъектов и их результаты главным образом в сфере бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной сфер деятельности);

    Г) социальные факты - это конкретные жизненные обстоятельства, касающиеся наиболее значимых интересов общества и находящиеся в сфере правового регулирования, ввиду чего с ними связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. По волевому признаку все социальные факты можно разделить на события (обстоятельства, объективно не зависящие от воли и сознания субъекта) и действия (факты, зависящие от воли людей вследствие того, что ими же и совершаются).

    Подведем итоги. По результатам первой главы мы приходим к выводу, что под предметом правового регулирования в российской правовой науке следует понимать совокупность всех общественных отношений, подпадающих под действие права и как следствие получающих правовую регламентацию.

    Любые общественные отношения приобретают статус предмета правового регулирования после их закрепления в соответствующих нормах права, и таким образом становятся правовыми отношениями. Здесь на лицо функциональная трансформация явления, меняется его качество. Отсюда и предложенная нами 4- хзвенная структура предмета правового регулирования, состоящая по аналогии со структурой правового отношения из субъекта права, его прав и обязанностей, объекта и юридических (социальных) фактов.

    Стоит также отметить особую роль, которая отводится в российской правовой действительности государству. Являясь главным (но не единственным) творцом правовых норм, оно организованно воздействует на возникающие общественные отношения с помощью законов и иных нормативных актов, постоянно расширяя, систематизируя и углубляя представление о предмете правового регулирования.

    Вследствие постоянного развития общества происходит возникновение новых, еще не урегулированных правом общественных отношений. И, если анализ практической жизни и тенденций развития конкретного вида общественных отношений позволяет сделать вывод о возникновении необходимости их правовой регламентации, то можно говорить и о соответствующих изменениях содержания предмета правового регулирования.