Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Страны зарубежной европы с административно территориальным устройством. Государственный строй: административно-территориальное деление

    Страны зарубежной европы с административно территориальным устройством. Государственный строй: административно-территориальное деление

    Существующие в настоящее время в мире федерации заметно различаются друг от друга по территории, численности населения и основным показателям экономического развития. Значительные различия наблюдаются и в области административно-территориального устройства, включая число и статус базовых административно-территориальных единиц (см. табл. 6).
    Можно видеть, во-первых, что различия в числе базовых единиц административного деления могут достигать нескольких десятков раз и при этом практически не соответствовать различиям в территории. Во-вторых, во многих федерациях выделяются территории особого статуса (собственно “территории” в Австралии, Канаде, Бразилии и Венесуэле, “союзные территории” в Индии и федеральные округа в США, Бразилии и других странах). В основном указанные различия обусловлены историческими особенностями развития, спецификой освоения экономического пространства и рядом других причин. Подчеркнем, что в ряде случаев (Канада, Австралия, Индия и др.) указанные административно-территориальные единицы не являются субъектами федерации и находятся под прямым управлением центрального правительства, в том время как в США, Бразилии и некоторых других странах столичные округа по своему статусу приравнены к штатам.
    Можно отметить некоторые характерные особенности административно-территориального устройства федеративных государств. Во-первых, с течением времени число их субъектов, как правило, увеличивается. Хотя этот рост незначителен, определенная тенденция в этом отношении явно прослеживается. Возрастание числа субъектов может быть обусловлено как присоединением новых территорий (США, Германия), так и дроблением существующих таксономических единиц (Индия, Канада).
    Второй вывод, который можно сделать из рассмотрения общей картины административно-территориального деления федеративных государств, состоит в том, что существование в отдельных федерациях территорий особого статуса, не являющихся федеративными субъектами, обусловлено наличием в указанных странах обширных зон с экстремальными природными условиями и резких региональных различий в уровнях экономического развития.

    Таблица 6
    Административно-территориальное устройство федеративных государств


    Страны

    Число и статус базовых административно- территориальных единиц

    Средняя численность населения одной базовой административно- территориальной единицы, млн. чел.

    Югославия

    2 (2 республики)

    5,3

    Бельгия

    3 (3 региона)

    3,4

    Объединенные Арабские

    7 (7 эмиратов)

    0,3

    Эмираты



    Пакистан

    6 (4 провинции, 1 федеральная столичная территория, 1 федерально-административная территория племен)

    22,0

    Австралия

    8 (6 штатов, 1 столичная территория, 1 территория)

    2,3

    Австрия

    9 (9 земель)

    0,9

    Канада

    13(10 провинций, 2 территории, 1 самоуправляющаяся территория)

    2,3

    Германия

    16 (16 земель)

    5,1

    Южно-Африканская

    9 (9 провинций)

    4,6

    Республика



    Аргентина

    24 (23 провинции н 1 федеральный округ)

    1,5

    Венесуэла

    24 (20 штатов 3 территории и 1 федеральный округ)

    КО

    Танзания

    24 (24 области)

    1,3

    Щвейцария

    26 (20 кантонов, 6 полуканггонов)

    0,3

    Бразилия

    27 (22 штата, 4 территории. 1 федеральный округ)

    6,1

    Нигерия

    31 (30 штатов, 1 федеральная столичная территория)

    3.9

    Индия

    32 (25 штатов. 7 союзных территорий)

    30,6

    Мексика

    32(31 штат. 1 федеральный округ)

    3,0

    США

    51 (50 штатов. 1 федеральный округ)

    5,3

    Российская Федерация

    89 (55 краев и областей. 21 республика, 2 города, 10 автономных округов, 1 автономная область)

    1,6

    Вопрос о территориях особого статуса, по нашему мнению, может быть выделен в тему для самостоятельного исследования, в том числе и применительно к Российской Федерации. Основные принципы их функционирования в рамках федеративных государств могут быть в первом приближении сведены к следующим: выделение территорий особого статуса в большинстве федераций рассматривается в качестве вынужденной меры до создания в них условий развития, соответствующих положению субъекта федерации; при создании таких территорий этнические и религиозные факторы не играют определяющей роли; на территории прямого федерального подчинения приходится значительная часть площади тех стран, где они используются в качестве базовых административно-территориальных единиц. В Канаде, например, их доля в общей площади страны составляет 39,2%, в Австралии -17,5%, в Бразилии 10,4%, в Венесуэле - 23,7%.

    После прихода королевской семьи две меры Дома Жоао быстро стимулировали бразильскую экономику: открытие портов и разрешение на создание отраслей, которые ранее были запрещены Португалией. Заводы открылись, ткани начали появляться, но не прогрессировали из-за конкуренции со стороны английских тканей.

    Хорошими результатами, однако, было производство железа с созданием завода Ипанема в провинциях Сан-Паулу и Минас-Жерайс. В стране были введены новые виды растений, такие как чай. Это способствовало прибытию европейских поселенцев. Сельскохозяйственное производство снова возросло. В этот период появился кофе, новый продукт, который вскоре перешел с третьего места на первое место в бразильском экспорте.

    В числе территорий особого статуса (федеральных территорий) мы можем прежде всего отметить существующие в ряде федеративных государств (США, Мексика, Австралия и др.) федеральные округа, в которых находятся столицы этих государств. Это сделано в качестве одной из гарантий равноправия субъектов федераций: там считается, что размещение столицы на территории какого-либо субъекта федерации дало бы ему преимущества перед другими субъектами. Но не везде разделяют такие опасения. Скажем, в Австрии столица Вена сама представляет собой одну из девяти земель, которая, кстати говоря, по численности населения существенно превосходит любую другую землю. В Германии же до последнего времени столицей служил сравнительно небольшой город Бонн, находящийся на территории земли Северный Рейн - Вестфалия и не являющийся даже ее столицей; лишь в 1994 г. принято было решение о постепенном переносе столицы обратно в Берлин, имеющий после объединения Германии в 1990 г. статус федеральной земли. В Швейцарии столица находится в Берне, который в то же время является столицей одноименного кантона, и никого это не волнует.
    Из ст. 43 и 48 мексиканской Конституции следует, что федеральный округ, в котором расположена столица Мехико, наряду со штатами считается составной частью федерации, то есть не относится к федеральным территориям. Последние же - это острова, островки и рифы, не находящиеся под юрисдикцией штатов. Примечательно положение ст. 44, согласно которому если федеральные власти переедут в другое место, то территория округа будет преобразована в штат Валье де Мехико, границы которого определит Генеральный конгресс (федеральный парламент).
    Бразильская Конституция также отделяет федеральный округ от территорий. Согласно ее ст. 32 федеральный округ не может делиться на муниципии. Он управляется на основе органического закона, принимаемого его Законодательной палатой 2/3 голосов и двумя голосованиями с промежутком не менее 10 дней. Ему принадлежат законодательные полномочия, сохраняемые за штатами и муниципиями, он формирует свою законодательную и исполнительную власть аналогично штатам. И представительство в федеральном парламенте он имеет такое же, как и штаты, что позволяет сделать вывод об отличии его от штатов лишь по названию и отсутствию политикоадминистративного деления.
    Напротив, федеральный округ Колумбия, в котором расположена столица США Вашингтон, в Конгрессе США не представлен. Лишь в 1961 г. вступила в силу XXIII поправка к Конституции США, которая предоставила жителям федерального округа право участвовать в выборах Президента США.
    Что касается иных федеральных территорий, то они могут находиться под управлением администраторов, назначенных федеральными властями, а могут и наделяться определенными правами самоуправления. Например, ст. 33 бразильской Конституции установила, что федеральные территории могут делиться на муниципии, имеющие тот же статус, что и муниципии

    Меры по поощрению культуры. Помимо коммерческих изменений, приход королевской семьи в Бразилию также вызвал культурный и образовательный переворот, который только облегчил процесс независимости Бразилии. Были созданы Национальный музей, Астрономическая обсерватория и Королевская библиотека, коллекция которых состояла из многих книг и документов, привезенных из Португалии. Также был открыт настоящий театр Сан-Жуан и Ботанический сад. Очень важным отношением дона Жоао было создание Королевской прессы.

    Она редактировала работы разных писателей и переводы научных трудов. Это был период большого прогресса и развития. Возвращение Королевской семьи в Лиссабон. Такое движение вокруг вызвало возмущение на другой стороне Атлантики. В конце концов, Бразилия перестала быть просто колонией. Наша страна была поднята до состояния Соединенного Королевства в Португалию и Алгарве. Между тем, в Португалии народ был обедневшим войной против Наполеона, и торговля сильно пострадала от открытия бразильских портов.

    штатов. Счета Правительства территории представляются предварительно Счетному трибуналу Союза и затем Национальному конгрессу, то есть федеральная территория финансируется Союзом. Федеральные территории, насчитывающие более 100 тыс. жителей, избирают губернатора, имеют суды двух инстанций, членов прокуратуры (Ministerio Publico), федеральных публичных защитников, выборное территориальное собрание с решающей компетенцией.
    Отмеченные особенности мировой практики выделения территорий особого статуса в корне противоречат российской действительности. В России, как известно, такие территории не выделяются вообще, хотя около 2/3 площади страны является зоной экстремальных природных условий, дисперсного расселения и “заведомо убыточного” производства. Более того, значительная часть так называемой зоны Севера относится к административной компетенции автономных округов, которые имеют “низший” статус в составе федерации (так как они входят в состав краев и областей), но остаются при этом полноправными федеративными субъектами. Влияние государства на их развитие и экономическую политику становится еще более опосредованным, так как некоторые принципиальные вопросы требуют согласования с органами управления “вышестоящих” административно- территориальных единиц.
    В связи с изложенным заслуживает внимания рассмотрение предложения о реформировании административно-территориального устройства Российской Федерации, выдвинутое российским экономистом Б. Лагутенко. Суть этого предложения сводится к выделению в составе России пяти федеральных территорий (напрямую подчиненных Центру) и сокращению субъектов федерации до 35 (см. карту 1). Данный вариант нового политикоадминистративного деления страны представляется достаточно рациональным и в существенной мере учитывающим опыт зарубежных федераций. “Понижение статуса” большинства регионов, входящих в зону Севера, выглядит вполне оправданным, в том числе и с экономической точки зрения; одновременно за счет предлагаемого подхода происходит нивелирование уровня федеративных субъектов по размеру территории, численности населения и хозяйственному потенциалу.
    К числу недостатков приведенной сетки деления следует отнести в первую очередь то обстоятельство, что она практически не учитывает новую инициативу российской исполнительной власти - создание семи федеральных округов. Последние становятся по существу не нужными, и, соответственно, устраняются заложенные в их функции позитивные начала административного и хозяйственного регулирования (отметим, что то же самое касается по меньшей мере трех межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия).

    Повстанцы требовали возвращения Дома Жоао и изгнания иностранных правителей. Они также хотели, чтобы торговля Бразилии производилась исключительно португальскими торговцами. Отдав давление Португалии, Дом вернулся 26 апреля. Однако он оставил своего сына Дома Педро в качестве регента Бразилии.

    Таким образом, он порадовал португальцев и бразильцев, которые выиграли от прихода португальского суда в Бразилию, особенно с открытием портов. Дом Педро защитник Бразилии. Ситуация в Бразилии по-прежнему не определена во время. Дому Педро было приказано вернуться в Португалию, но бразильская партия, группа, образованная крупными фермерами, торговцами и старшими должностными лицами, убедила его остаться.

    Кроме того, данный вариант реформирования административно-территориальной системы, очевидно, будет связан с серьезными внутриполитическими коллизиями, прежде всего со значительным усилением противостояния между Центром и региональными элитами, а также, вероятно, с масштабным переделом собственности на ряде крупнейших добывающих и перерабатывающих предприятий, составляющих основу экспортной базы страны. Нельзя сбрасывать со счетов и возможное усиление межрегионального напряжения и потенциальную опасность возникновения новых внутренних конфликтов, связанных с укрупнением федеративных субъектов.
    В последние годы большая работа по обоснованию новой модели административно-территориального устройства России велась в Совете по изучению производительных сил (СОПС) под руководством академика РАН Гран- берга А.Г. Подготовленный проект был одобрен Администрацией Президента и направлен в Комиссию при Президенте Российской Федерации по разработке Программы государственного строительства. Данным проектом предлагалось, не затрагивая прав и полномочий субъектов Федерации, определить на первом этапе межрегиональный уровень территориального деления и управления в виде укрупненных административно-экономических образований (макрорегионов). В определенной мере эта идея была реализована при формировании федеральных округов.
    В основе предложений представителей СОПС и их предшественников лежит теория экономического районирования. В условиях проведения радикальных экономических реформ указанная теория может получить новый импульс в своем развитии с учетом новых складывающихся реалий. Естественно, при этом необходимо помнить, что административное районирование по содержанию шире экономического районирования и должно удовлетворять более широкий спектр факторов и условий. В то же время именно экономический подход позволяет последовательно учитывать и такой фактор, как преобладание интеграционных процессов в мировой экономике. Из этой посылки исходят и имеющиеся предложения о создании трехуровневой системы экономического и административного деления и территориального управления (см. табл. 7). Можно заметить, что по сути дела при выделении трех экономических уровней (макро-, мезо- и микро-) речь идет
    о создании шести уровней административно-территориального управления. В мировой практике, однако, мы не найдем ни одного примера такой сложной сетки административно-территориального деления.
    Справедливости ради отметим, что сделанные замечания относятся практически ко всем вариантам модификации российского государственного

    Регент получил списки с подписью около тысячи человек с просьбой остаться в стране. Португалия не приняла мирного решения от Дома Педро. Португальские войска, дислоцированные в Рио, пытались заставить его встать, люди отреагировали на защиту Дома Педро. Нажав, эти войска вернулись в Португалию.

    Решающие моменты независимости. Дом Педро, вызванный популярным энтузиазмом, принял новые решения. Сначала он реформировал служение, придав ему силу и единство. 4 апреля посол Хосе Бонифацио постановил, что приказы, поступающие из Португалии, будут иметь ценность только в том случае, если они будут одобрены им, как это, с учетом требований судов.

    устройства, в том числе и тем, которые будут рассмотрены авторами в заключительной главе данной книги. Это не означает отсутствие необходимости осуществления дальнейших преобразований в данной области, так как сегодня большинство исследователей сходятся во мнении о том, что административно-территориальная система уже давно превратилась в тормоз для развития России.
    В целом же на основании сравнения с административно-территориальным устройством крупнейших федеративных государств можно еще раз констатировать общеизвестный факт о чрезмерной громоздкости и несбалансированности российской федеративной системы. Различия в территории, а также в демографическом, природно-ресурсном и экономическом потенциале между отдельными субъектами федерации в России достигают огромных величин, а сам факт существования “карликовых” субъектов лишь в слабой степени может быть оправдан историческими причинами.
    Пресловутый “матрешечный” принцип (согласно которому один субъект федерации может сходить в состав другого) практически не имеет аналогов в мировой практике. Сходная ситуация наблюдается лишь в Швейцарии, где полукантоны формально входят в состав кантонов, но в этой стране такое положение сложилось в ходе длительного процесса становления федерации, включая конфедеративную стадию.
    Таблица 7
    Система экономического районирования и административно- территориального деления (проект)

    Это означало, что, в конечном счете, независимость Бразилии была близка, и бразильцы разработали свои собственные законы. Для португальского парламента не могло быть больше непослушания. Народные потрясения захватили улицы в главных бразильских городах. И 1 августа Дом Педро обратился к бразильцам с манифестом, призвав их объединиться. 6 августа он обратился к другим манифестам с заявками, требующими признания другими народами прав Бразилии.

    Регентство было передано его жене, Доне Леопольдиной. Леопольдина и Хосе Бонифацио отправили письмо, чтобы передать это письмо в Дом Педро. Хосе Бонифацио и Леопольдина отправили еще одно письмо, каждый из которых утверждал, что пришло время принять решение. Леопольдиной и Государственным советом. Провозглашение независимости Бразилии.


    Подсистемы

    Экономические районы (комплексы)

    Администра
    тивно-терри
    ториальные
    единицы

    Количество
    единиц

    Уровни
    управления

    Основные функции

    экономи
    ческие

    социаль
    ные

    Макро

    Основная экономическая зона (макрокомплекс 1)

    Федеральный край (округ)

    4-5

    Федеральный

    4


    Крупный экономический район (макрокомплекс 2)

    Область

    15-20

    Региональный

    ++


    Мезо

    Средний экономический район (мезо- комплекс)

    Административный округ (провинция)

    150-200

    +

    +

    Микро

    Низовой экономический район (микрокомплекс 1)

    Город, низовой административный район

    2,5-3 тыс.

    Местный

    +

    -н-


    Первичный социум (микрокомплекс 2)

    Территория
    муниципального
    совета,
    сельсовета



    +

    Источник: Кистанов В.В. Указ. соч. С. 49.

    Административная асимметрия и неравномерность распределения ресурсов дополняется асимметрией правовой, то есть фактическим наличием у одной категории субъектов федерации (республик) больших полномочий, чем у другой (краев, областей и автономных округов). Такое положение еще более усиливает неустойчивость всей системы российского государственного устройства (более подробно эта проблема будет рассмотрена в следующей главе).
    Тем временем в ряде зарубежных федераций прослеживается зарождение еще одной тенденции, которая заключается в том, что по мере развития федеративных отношений их административно-территориальная система усложняется. Особенно наглядно это проявилось на примере Бельгии, создание федерации в которой уже стало свершившимся фактом. Как уже отмечалось выше, наряду с территориальным принципом деления (регионы и входящие в их состав провинции) в этой стране также используется этнокультурный (сообщества) и лингвистический принципы (последний подразумевает создание лингвистических регионов). В компетенцию сообществ входят вопросы культуры, образования, сотрудничества между сообществами и международного сотрудничества. Вдобавок ко всему, Бельгия продолжает оставаться конституционной монархией.
    В некоторых странах в субъектах федерации выделяются особые административные автономии. В индийском штате Ассам, например, автономия была предоставлена тем районам, где проживают племена нага и ниво. Для этих автономных образований предусматриваются изъятия в пользу местных обычаев из федеральных и штатских законов по вопросам сельского и лесного хозяйства, рыболовства и т.п.
    Наиболее характерным примером эволюционного изменения административного устройства является Франция. Хотя это государство и не является федеративным, его пример представляет интерес для российской практики государственного строительства В конце 60-х годов во Франции была предпринята попытка изменения статуса регионов, закончившаяся отставкой президента страны. Тем не менее, процесс регионализации Франции продолжается и характеризуется различными аспектами. Прежде всего, определенный интерес представляет опыт поэтапного преобразования “планировочных районов” (регионов) в административные единицы. Эти “регионы” использовались во французской системе территориального планирования. Примерным аналогом в советской практике являются “экономические районы”. После провала референдума 1969 г. о децентрализации в 1972 г. были созданы региональные государственные органы с очень ограниченными полномочиями. Лишь после принятия законов 1982 г. о децентрализации и выборов региональных советов всеобщим голосованием в 1986 г. регионы действительно стали полноправными административными единицами со своими органами самоуправления наряду с коммунами,
    возникшими еще в эпоху Средневековья, и департаментами, созданными в 1791 г. и размеры которых определялись возможностью пересечь территорию на лошади за один день.
    Есть признаки, указывающие на то, что процесс регионализации Франции не завершен, прежде всего на внутрирегиональном уровне. В данном случае речь идет о двух основных понятиях: “земля” (“pays”) и “агломерация” (“Гagglomeration”). Принятый в 1999 г. закон о долгосрочном обустройстве и развитии территории указывает на предполагаемое усиление роли этих территориальных единиц в системе регулирования регионального развития. Их границы определяются с учетом таких критериев, как единство территории, общая внутренняя целостность и внешняя связь с региональным проектом.
    Земля рассматривается как целостная территория, представляющая для лиц и организаций, участвующих в ее развитии (депутатов, предпринимателей, общественных организаций, профсоюзов), как некое “жизненно сложившееся сообщество”. В перспективе предполагается дать им возможность совместно разрабатывать проект долгосрочного развития, задачи которого будут определяться в форме контракта. При этом экономическое развитие рассматривается как процесс, способствующий занятости, строительству жилья и социальной адаптации, развитию туризма и охране окружающей среды, социальному обслуживанию и помощи, созданию рабочих мест для молодежи, развитию культуры и досуга и т.д. Создание единой системы участников развития земли ляжет в основу базового партнерского подхода. Хотя сегодня и подчеркивается, что земли не должны стать новым уровнем административного управления, тем не менее очевидна их усиливающаяся роль в системе планирования, плановых контрактов “государство- регион”. Когда-то с этого начинали и существующие сегодня “регионы”.
    Агломерация рассматривается как территория, характеризующаяся большой плотностью населения. Этим определяются как позитивные факторы развития, соответствующие современным требованиям (культура, экономика, обслуживание, образование, наука), так и трудности, связанные с функционированием крупных систем (транспорт, торговля) и чрезмерной концентрацией населения, иногда создающей неразрешимые проблемы (преступность, маргинальные элементы). Законом от 1999 г. минимальная численность агломерации (сообщества агломераций) определена в 50 тыс. чел. При численности свыше 300 тыс. чел. уже будет ставиться и решаться вопрос о создании нового типа территориальной организации, имеющей единый профессиональный налог и имеющей право принимать участие в плановых контрактах “государство-регион”. Некоторые французские исследователи считают, что на определенном этапе развития, по примеру “регионов”, “земли” и “агломерации” могут стать новыми административно- территориальными единицами.
    Важным событием с возможными далеко идущими последствиями для государственного устройства России является введение в практику семи
    федеральных округов. Эта новация не противоречит Конституции, так как формально прежде всего призвана упорядочить и повысить эффективность работы федеральных структур (прежде всего администрации Президента) в регионах.
    С другой стороны, данное нововведение не идет в разрез с опытом ряда зарубежных федераций. Главная его особенность состоит в том, что созданные федеральные округа покрывают всю территорию России, чего нет в мировой практике. Из представленных в данной главе примеров развития зарубежных федераций определенное сходство (если говорить о потенциальном возможном изменении административно-территориального устройства) прослеживается с опытом Франции, где постепенно была введена сетка регионов до признания их полноправными административно-территориальными единицами - на это ушло более 15 лет.
    Очевидно и то, что новые округа станут объектами федеральной региональной политики. Характерно, что уже в принятом Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе предусматривается разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально- экономического развития территорий в пределах федерального округа. Такие программы уже появляются. В связи с этим рано или поздно встанут вопросы об экономических рычагах, которые должны быть направлены прежде всего на решение межрегиональных проблем.
    Другая особенность новых округов - их относительно укрупненный характер. Ранее делавшиеся предположения предлагали более дробную сетку.
    Принятая же сетка характеризуется и очевидной разнородностью по укрупненным показателям экономического потенциала округов (см. табл. 8). Так, если не принимать во внимание территорию, то по всем другим показателям лидирует Центральный федеральный округ, на втором месте - Приволжский; вместе эти два округа дают примерно 50% по большинству показателей. В то же время можно заметить, что по сравнению с другими макрорегионами (экономическими районами и межрегиональными ассоциациями) федеральные округа характеризуются более уравновешенными пропорциями по большинству показателей.
    Дискуссии о перспективах административно-территориального устройства России продолжаются. В целом сегодня многими специалистами признается, что реформа здесь нужна. Главное препятствие, очевидно, заключается в “цене вопроса”, так как его решение может отвлечь государство, существенную часть его политических, административных и финансовых ресурсов от решения не менее актуальных задач страны. Перекроет ли эффект возможные издержки? Однозначного ответа нет.
    В качестве компромиссного варианта прорабатываются вопросы законодательного оформления процедурных механизмов изменения границ между субъектами федерации, что, в принципе, допускается Конституцией. В

    Дом Педро возвращался в Сан-Паулу после поездки в Сантос. Все они говорили то же самое: Лиссабон понизил принца до простого делегата Кортеса, ограничив его полномочия провинциями, где он все еще был признан. Кроме того, они потребовали его немедленного возвращения в Португалию, а также ареста и судебного преследования Хосе Бонифасио. Принцесса рекомендовала благоразумие, но Хосе Бонифацио вызывал тревогу, сообщая ей, что помимо шестисот лузитанских солдат, которые уже приземлились в Баии, еще 7 000 были обучены, чтобы их разместили по всей территории Бразилии.

    Таблица 8
    Экономический потенциал макрорегионов Российской Федерации в 1999 г. (Россия = 100%)

    Макрорегионы


    alt="" />

    Он закончил, заявив: «Есть только два пути: либо вернуться в Португалию в качестве узника португальских судов, либо провозгласить независимость, став императором Бразилии». Дом Педро знал, что Бразилия ожидает от него отношения. Затем, подняв меч, он сказал: «Бразильцы, отныне наш девиз будет: Независимость или Смерть!». Педро провозглашает независимость Бразилии на берегах реки Ипиранга в Сан-Паулу.

    Новость распространилась по всей Бразилии. Народ пел и танцевал на улицах. Бразилия больше не была цепной нацией. В столице был назван героем. Войны за независимость Бразилии. Провинции Баия, Мараньяну, Пьяуи, Грао-Пара и, наконец, Цисплатина, все еще доминирующие в португальских войсках, должны были бороться за свою свободу до конца. В Баии изгнание португальцев было возможно только тогда, когда Дом Педро отправил туда сильный флот, которым командовал адмирал Кокрейн, чтобы заблокировать Сальвадор.

    Соотношение максимального и минимального значений по каждому из факторов.
    ** В тех случаях, когда тот или иной субъект Федерации входит в несколько ассоциаций, то в данных расчетах этот субъект учитывался в каждой из соответствующих ассоциаций. Как известно, есть тенденция включения в ассоциации регионов из сопредельных стран СНГ. В данных расчетах такого рода регионы не учитывались.
    данном случае речь может идти не об обвальном процессе реформы всей системы административно-территориального устройства страны, а о решении частных задач и накоплении опыта на примере отдельных субъектов федерации.
    В целом здесь нужна серьезная политическая воля центра и мощная политическая, социальная поддержка, особенно учитывая возможные коллизии и в связи с национальным вопросом. Готова ли к этому Россия? Как нам представляется, здесь необходим осторожный, взвешенный подход. При этом, как мы уже отмечали, связанные с этим вопросы целесообразно решать поэтапно с учетом общей стратегии территориального развития России.

    Освобожденные по суше и на море, португальские войска, наконец, должны были сдаться 2 июля. После победы в Баие эскадра Кокранов, направлявшаяся на север, заблокировала город Сан Луис. Эта блокада ускорила поражение португальцев не только в Мараньао, но и в Пиауи. Из Мараньхао один из кораблей Кокрейн продолжал на крайнем севере и, угрожая городу Белен, способствовал сдаче португальцев в Гра-Пара.

    На крайнем юге город Монтевидео, осажденный землей и заблокированный бразильской эскадрильей в реке Серебряной, должен был сдаться. Признание независимости Бразилии. Присоединившись ко всем провинциям и установив на территории Бразилии Империю, необходимо было получить признание независимости иностранными государствами. Первой иностранной страной, признавшей независимость Бразилии, были Соединенные Штаты в мае. Не было никаких трудностей, потому что американцы выступали за независимость всех колоний в Америке.

    Государственный строй: административно-территориальное деление

    Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориалъного устройства (или административно-территориального деления – АТД). Обычно такое деление проводят с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов. К его главным функциям относятся: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, региональной политики, проведение избирательных компаний и др.

    Среди первых европейских стран только одна была благоприятной для признания независимой Бразилии: Англии, которая не хотела порвать со своим бывшим союзником, Португалией, и не навредила своей торговле с Бразилией. Затем другие европейские страны, один за другим, официально признали Независимость и Империю Бразилии.

    В то время как Бразилия была колонией Португалии, Бразилия смело столкнулась и побеждала пиратов, французов и голландцев. Было много внутренней борьбы, и многие из них потеряли свою жизнь, пытаясь сделать свою страну свободной и независимой от Португалии. Этот бой длился более трехсот лет. Процесс независимости был очень долгим, и по иронии судьбы был португальский, провозгласивший это.

    Исследования политико-географов показывают, что сетка административно-территориального деления стран формируется эволюционно под влиянием нескольких факторов, подходов. При этом преобладают исторический и этнокультурный подходы. Историческое АТД характерно, например, для многих стран зарубежной Европы. В основу его там были положены исторические провинции, бывшие в средние века феодальными государствами (Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг и другие в ФРГ, Тоскана, Ломбардия, Пьемонт в Италии). Этническое АТД чаще встречается в развивающихся странах, особенно многонациональных. Примером такого рода может служить Индия, где при определении границ штатов в первую очередь учитывают этнические границы. Этот принцип был положен также в основу формирования административно-территориального деления бывшего СССР, в состав которого входили автономные республики, области и округа. Впрочем, четко разделить оба эти принципа часто не представляется возможным, поэтому правильнее, очевидно, говорить об историко-этническом подходе. Соответственно и границы между административными единицами часто проводятся по историко-этнокультурным рубежам, которые, в свою очередь, нередко связаны с природными (речными, горными) рубежами. Не так уж редко (например, в США) встречаются и геометрические административные границы.

    Однако независимость Бразилии не происходила во всех провинциях Бразилии, провинциях Баия, Мараньян, Пиау, Грао-Пара и Цисплатина, по-прежнему доминировали португальцы и нуждались во многих битвах, чтобы сделать их независимыми. Эта борьба. После того, как все провинции были независимыми, возникла необходимость в признании независимости другими народами. Первой страной в Америке, которая признала нашу независимость, были Соединенные Штаты.

    Больше ли Бразилия действительно достигнет своей независимости? Потому что Бразилия в настоящее время имеет свое правительство, сформированное бразильцами, и больше не является колонией другой страны. Несмотря на это, для полной независимости Бразилии все еще остается много, и для этого многое необходимо изменить в нашей стране. Богатство, созданное работой бразильца, должно способствовать повышению уровня жизни нашего населения, жизнь бразильцев должна быть более уважаемой и защищенной, и для этого нам еще предстоит много бороться, чтобы мы могли реально достичь нашей полной независимости.

    Страны мира сильно различаются и по степени дробности административно-территориального деления. В большинстве из них количество административных единиц колеблется в пределах от 10 до 50: это считают более или менее оптимальным с точки зрения управления. В ФРГ, например, 16 земель, в Испании 50 провинций и 17 автономных областей. Существуют и страны с меньшим числом таких единиц (в Австрии 8 земель).

    Англия и Франция боролись за лидерство на европейском континенте. Целью блокады было разрушить английскую экономику. Любой, кто не подчинился, вторгся во французскую армию. Португалия оказалась в деликатной ситуации. Жоао не могла выполнить приказы Наполео и присоединиться к Континентальной Блокаде, потому что у нее были длительные коммерческие отношения с Англией, с другой стороны, правительство Португалии боялись французской армии. Не имея другого альтернативного варианта, Португалия приняла блокаду, но продолжала торговать с Англией.

    Наиболее яркими примерами стран с очень дробным АТД могут служить Франция, Россия и США. Во Франции декрет о преобразовании старых исторических провинций в небольшие департаменты был принят еще в 1793 г. Ныне эта страна в административном отношении делится на 100 департаментов (96 во Франции и 4 «заморских») и 36,6 тыс. коммун. Это ставит ее на первое место в зарубежной Европе по степени децентрализации низовой власти. В России до 2007 г. было 86 субъектов Федерации (21 республика, 1 автономная область, 7 автономных округов, 48 областей, 7 краев и 2 города федерального подчинения – Москва и Санкт-Петербург). В США низовой административной единицей следует считать округ или графство (всего их более 30 тыс.), которые входят в состав 50 штатов. Однако некоторые графства подразделяются еще на тауншипы и муниципалитеты, не говоря уже о многих тысячах так называемых специальных округов, ведающих жилищным и дорожным строительством, водоснабжением, здравоохранением, школьным образованием и др.

    Узнав сюжет, Наполеон определил вторжение в Португалию в ноябре. Жоау и весь португальский суд бежали в Бразилию под военно-морской охраной английского флота. Англия предложила эскорт через Атлантику, но взамен потребовала открытия бразильских портов английским кораблям. Педро, будущий император Бразилии и более 15 тысяч человек среди дворян, военных, религиозных и должностных лиц короны.

    Принесите все, что вы можете носить; мебель, предметы искусства, ювелирные изделия, фарфоровые изделия, книги, архивы и вся королевская королевская казна. После 54 дней путешествия португальский флот прибыл в порт Сальвадора в Баия, 22 января, были встречены вечеринки, где они пробыли более месяца.

    В 60-90-х гг. XX в. во многих странах Запада были проведены реформы административно-территориального деления, направленные прежде всего на его укрупнение и упорядочение. Как правило, они носили компромиссный характер. В развивающихся странах с 50-х гг. также проводят реорганизацию. Однако, в отличие от стран Запада, она направлена преимущественно на разукрупнение такого деления. Что касается бывшего СССР и России, то сложившееся здесь АТД давно уже подвергается критике, в том числе и со стороны ученых-географов – прежде всего за его расстыковку с экономическим районированием. Однако в нынешней ситуации его радикальная реформа вряд ли возможна, хотя некоторое укрупнение АТД уже началось.

    Джон выполнил свое согласие с англичанами, открыв бразильские порты дружественным странам, то есть в Англии. Отчасти устраняя португальскую торговую монополию, которая обязывала Бразилию торговать только с Португалией. Джону пришлось организовать административную структуру правительства. Необходимо было разместить новых жителей и сделать город достойным быть новым штабом Португальской империи. Маркос де Норонья е Брито дал свою резиденцию, дворец губернатора, Озерный дворец, который теперь называется Королевский дворец для короля и его семьи, и потребовал, чтобы жители лучших домов в городе, чтобы сделать то же самое.

    Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную . Первая из них появилась значительно раньше. Однако и некоторые федерации имеют уже длительную историю.

    Классический пример такого рода – Швейцария, где зачатки федеративного строя возникли более 700 лет назад.

    Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой в стране действует единая конституция, существуют единые законодательные и исполнительные органы власти, а имеющиеся в ее составе административные единицы не обладают сколько-нибудь значительным самоуправлением. Таких государств в мире подавляющее большинство. Их примерами могут служить Белоруссия, Польша, Франция, Швеция, Япония, Турция, Египет, Чили, Куба.

    Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой, наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти, существуют самоуправляющиеся административные единицы – республики, штаты, провинции, земли, кантоны, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка». Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы власти, структура и компетенция которых определены конституцией данного штата.

    В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. (таковы, например, функции сената в конгрессе США). В 2007 г. в мире было 24 федеративных государства (табл. 10). Как нетрудно заметить, их официальные названия в большинстве случаев прямо отражают эту особенность государственного строя.

    В таблице 10 обращает на себя внимание Швейцария, имеющая официальное название Швейцарская Конфедерация. Конфедерацию можно считать разновидностью федеративного государственного устройства, при котором образующие государство единицы юридически приравниваются к самостоятельным государствам со своими органами власти, а единые для всей страны органы государственной власти ведают только внешнеполитическими и военными делами. В данном случае каждый кантон имеет свои конституцию, парламент и правительство. Но фактически эта форма довольно близка к федеративной.

    Интересно, что при федеративном (конфедеративном) государственном устройстве столицей страны часто становится не крупнейший ее город. Примерами могут служить Вашингтон в США, Оттава в Канаде, Бразилиа в Бразилии, Канберра в Австралии, Исламабад в Пакистане, Абуджа в Нигерии, Ямусукро в Кот-д"Ивуар, Берн в Швейцарии. В некоторых случаях столичные функции оказываются разделенными между двумя городами. Так, в ЮАР резиденция правительства находится в Претории, а парламент заседает в Кейптауне.

    Таблица 10

    СТРАНЫ МИРА С ФЕДЕРАТИВНЫМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ

    Довольно широко распространено мнение о том, что федеративная форма административно-территориального устройства характерна прежде всего для многонациональных и двунациональных стран. Конечно, такие примеры есть – Россия, Индия, Швейцария, Бельгия,

    Канада, Нигерия. И все же большинство существующих ныне федераций – это страны с более или менее однородным национальным (этнолингвистическим) составом. Следовательно, их возникновение отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности развития. В качестве примеров стран с федеративной структурой, предусматривающей четкое распределение компетенций между различными уровнями управления, чаще всего приводят Австралию, Австрию, Германию, Канаду, США, Швейцарию, что должно свидетельствовать об их продвижении к «новому федерализму» и отходе от старого «казенного федерализма».

    Тем не менее мировой опыт свидетельствует о том, что часто конфликтные внутриполитические ситуации связаны как раз с федеративными государствами, где продолжает проявляться сепаратизм. В особенности это относится к многонациональным и двунациональным странам, где внутренняя обстановка осложняется из-за межнациональных и религиозных противоречий. В СФРЮ и 4ехословакии, а в значительной мере и в СССР на рубеже 1990-х гг. они привели к распаду федераций, казавшихся вполне устойчивыми, причем этот «развод» не везде происходил мирным путем.

    В качестве своего рода сепаратистского курьеза можно привести пример крошечного островного федеративного государства Сент-Китс и Невис в Карибском море. Эти два острова общей площадью 269 км 2 с населением около 45 тыс. человек образовали свою федерацию в 1983 г. В 1998 г. 10 тыс. жителей Невиса потребовали выхода из нее и полной политической самостоятельности. Однако во время проведенного с этой целью референдума им не удалось собрать необходимые 2/3 голосов, так что самое маленькое в мире федеративное государство не распалось.

    Можно добавить, что во многих федеративных государствах (пример – Россия) проявляются довольно сильные элементы унитаризма. А в некоторых унитарных государствах (пример – Испания) – элементы федерализма. Сочетание же тех и других зависит в первую очередь от интересов различных политических и финансово-экономических групп.

    В заключение приведем интересную типологию современных федераций, предложенную В. А. Колосовым, который выделяет следующие их типы: 1) западноевропейский (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария); 2) североамериканский (США, Канада, Австралия); 3) латиноамериканский (Мексика, Венесуэла, Аргентина, Бразилия); 4) островной (Микронезия, Сент-Китс и Невис, Коморские Острова); 5) афро-азиатский (Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР); 6) нигерийский (Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма); 7) постсоциалистический (Россия, Югославия).