Войти
Образовательный портал. Образование
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Разделение государства на регионы (2 часа)

     Разделение государства на регионы (2 часа)

    1. Административно-территориальное деление:

    а) АТД: понятие и функции

    Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) - разделение территории унитарного государствана части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройствофедераций характеризуется федеративным устройством.

    Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например,РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

    Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

    Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление) – деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов) на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации категория «административно-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому терминологически неверной будет формулировка «административно-территориальное устройство Российской Федерации», поскольку РФ состоит не из административно-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований. Таким образом, категория «административно-территориальное устройство» применима только в отношении субъектов Российской Федерации.

    Административно-территориальное устройство:

      элемент территориальной организации РФ;

      основа иерархии органов государства и местного самоуправления: административно-территориальное устройство субъектов РФ может быть основной для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления;

      основа участия граждан в управлении государственными и общественными делами.

    Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах :

      соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;

      создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

      содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

      обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

      сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

      участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

    Понятием административно-территориального устройства охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц; порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменения в административно-территориальном устройстве.

    Поскольку Конституция РФ 1993 г. не относит вопросы административно-территориального устройства к предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты Российской Федерации принимают законы об административно-территориальном устройстве, используя при этом критерии выделения административно-территориальных единиц, заложенные в Указе Президиума Верховного Совета РОСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».

    В соответствии с законом Челябинской области от 21 ноября 1996 г. № 44-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» (с изменениями от 25 мая 2000 г. ), к административно-территориальным единицам в Челябинской области относились: города областного значения, в том числе города с территориальным районом, города районного значения, районы, районы в городе, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки), сельсоветы.

    В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 2006 г. введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства субъектов Российской Федерации:

      субъект РФ делится на территории муниципальных районов и городских округов;

      в состав муниципального района входят сельские и городские поселения;

      сельское поселение состоит из сельских населенных пунктов;

      городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов;

      сельский населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности;

      возможно деление крупных городов на районы (городские районы).

    Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г., местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Сельское поселение и городское поселение являются муниципальными образованиями первичного уровня.

    Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Территорию поселений составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

    В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый). Сельский населенны пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

    Муниципальный район - несколько поселений (сельских и городских) или поселений и так называемых межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией.

    Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает осуществление местного самоуправления в районах городов федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – в пределах внутригородских районов. Кроме того, спецификой некоторых субъектов Федерации является введение в их системе административно-территориального устройства такой единицы как административные округа. Административный округ включает в себя несколько районов города. Границы административных округов не могут пересекать границ районов.

    Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Статус закрытого административно-территориального образования определяется Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

    Решение о создании ЗАТО принимается Президентом РФ. Соответствующие вопросы предварительно согласовываются Правительством РФ с субъектами РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФ, обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

    Для ЗАТО существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью. Для граждан, проживающих и работающих в ЗАТО, предусматриваются определенные социальные гарантии на случай ликвидации объектов, сокращения рабочих мест и иных исключительных обстоятельств.

    Законодательством субъектов РФ об административно-территориальном устройстве определяется порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц. Процесс преобразования административно-территориальных единиц может быть обозначен как административно-территориальный процесс - установленный органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, включающий ряд стадий: возбуждение административно-территориального дела; подготовка материалов; подготовка проекта правового акта по делу; рассмотрение и принятие правового акта; оформление документов и исполнение административно-территориального преобразования.

    Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

    Тема: Географическое положение России

    Урок: Административно-территориальное устройство России

    С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

    Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

    Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

    Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

    · Обеспечение территориальной целостности страны

    · Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

    · Территориальная организация общегосударственных служб

    · Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

    · Освоение новых районов

    · Сбор налогов

    Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

    Рис. 1. Типы государственного устройства

    Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

    Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

    Рис. 2. Камчатский Край

    с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

    Рис. 3. Красноярский Край

    Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

    13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

    Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

    таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

    Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

    Домашнее задание

    1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
    2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
    1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
    2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
    3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

    Задачники

    • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

    Другие уроки на эту тему

    • Административно-территориальное деление России ().

    [Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

    [Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

    [Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

    [Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

    ВВЕДЕНИЕ


    Административно-территориальное деление - это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных форм административно - территориального устройства страны, а также форм самоорганизации и самоуправления на местах. От правильности выбора этих форм, без преувеличения, зависит настоящее и будущее нашей страны, так как именно административно территориальное устройство и местное самоуправление обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти.

    Актуальность темы видится в том, что Россия огромная страна по территориальности и очень важно знать ее административно-территориальное устройство и ее особенности.

    Целью курсовой работы является изучение административно-территориальное устройство Российской Федерации и ее особенности.

    Задачами данной работы выступают:

    Изучить теоритические аспекты административно-территориального устройство Российской Федерации

    Проанализировать субъект РФ на примере Чувашской Республики

    Разработать предложения по укрупнению субъектов РФ.

    Объектом исследования является административно-территориальное устройство России.

    Предметом субъект Российской Федерации Чувашская Республика и его устройство.

    Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ


    .1 Значение административно-территориального устройства страны


    Государственный строй любой страны характеризуется формой правления и формой административно-территориального устройства. Необходимость определённым образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. - государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

    После определённого порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

    Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

    Наконец, субъективные и даже случайные факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое - тоже влияют на территориальную организацию государства.

    Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов административно-территориального устройства государства. Основные из них - унитарная и федеративная формы государственного устройства.

    Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

    Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Яркими примерами унитарной формой государственного устройства являются Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.

    Федеративная форма государственного устройства является ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

    Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в прямом смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства. Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. В настоящий момент существуют около 20 федеративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др.

    Наряду с вышеназванными основными формами государственного устройства - унитарной и федеративной - выделяют также и конфедеративную.

    Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют прежде всего экономические цели, причём эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т. д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.


    1.2 Административно-территориальное устройство субъектов РФ


    Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    В статье 5 Конституции Российской Федерации сказано следующее:

    Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

    Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

    Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

    Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

    Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года <#"justify">2. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


    .1 Общая характеристика Чувашской Республики


    Чувашская Республика - Чувашия, (чуваш. <#"justify">Таблица 2 - Муниципальные Районы Чувашии

    №РайонНаселение, чел.Территория, км²Центр1Алатырский 172441940г. Алатырь 2Аликовский 18282554.1с. Аликово 3Батыревский 38620994с. Батырево 4Вурнарский 358501012.6п. Вурнары 5Ибресинский 261921201.2п. Ибреси 6Канашский 39708981.4г. Канаш 7Козловский 21649516.8г. Козловка 8Комсомольский 26951630.3с. Комсомольское 9Красноармейский 16036456.3с. Красноармейское 10Красночетайский 16941691.6с. Красные Четаи 11Марпосадский 23895686.1г. Мариинский Посад 12Моргаушский 34884845.3с. Моргауши 13Порецкий 139921116.9с. Порецкое 14Урмарский 25189598.3пгт. Урмары 15Цивильский 36772790.8г. Цивильск 16Чебоксарский 629201331.7п. Кугеси 17Шемуршинский 14759799.1с. Шемурша 18Шумерлинский 107651047.6г. Шумерля 19Ядринский 29965897.5г. Ядрин 20Яльчикский 20452567.2с. Яльчики 21Янтиковский 16421524.4с. Янтиково

    3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УКРУПНЕНИЮ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Практика существования федеративных отношений первого десятилетия российской государственности показала, что страна нуждается в последовательной централизации системы государственного управления путем укрупнения субъектов Российской Федерации по ряду причин.

    Во-первых, неограниченная децентрализация власти в стране, рост влияния региональных элит и их независимость в решении местных вопросов своим следствием имеют возникновение и усиление центробежных тенденций в государственном управлении.

    Во-вторых, наличие огромного числа субъектов Федерации (более восьмидесяти) чрезвычайно усложняет структуру управления страной и «раздувает» бюрократический аппарат федеральных органов исполнительной власти, особенно осуществляющих контрольные и надзорные функции за региональной властью.

    В-третьих, существующая диспропорция в развитии регионов в силу ряда социально-экономических и природно-климатических факторов все более усугубляется по мере усиления глобального экономического кризиса, в который вовлечена и наша страна. Федеральному центру требуется с каждым годом все более увеличивать бюджетное финансирование для обеспечения уравнивания уровня жизни населения в различных субъектах России.

    Существует ещё ряд причин, которые говорят в пользу укрупнения субъектов.

    Однако, анализирую различные точки зрения политиков становится ясно, что однозначного взгляда на процесс укрупнения нет.

    До недавнего времени очень трудно складывалась разумная экономическая политика между тремя составными частями одного из так называемых «матрешечных» субъектов Федерации - Тюменской области. «Собственно Тюменская область», то есть ее южная часть, никак не могла найти общий язык с «Северами», то есть Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, которые, входя в состав «большой Тюменской области», одновременно являлись самостоятельными субъектами Федерации. Предмет раздора был прост: львиную долю бюджета юга формируют «нефтяные» и «газовые» деньги северных округов.

    Следует отметить, что при объединении, резко ограничивается бюджетная самостоятельность автономных округов и только два автономных округа Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий заключили в 2004 году особое соглашение с Тюменской областью о разграничении бюджетных полномочий, за большие деньги, отодвинув решение проблемы на 2008 год, по этой схеме субъекты большой Тюмени взаимодействуют и сегодня.

    Руководитель Чувашского регионального отделения партии «Патриоты России» Владислав Солдатов пишет, что «… автономные округа - это окраины, и с поглощением их более крупными соседями грозят превратиться в отдалённый район. А что такое отдалённый от столицы район мы знаем и по собственному городу Чебоксары».

    Депутат Государственной Думы Российской Федерации 5-го созыва, бывший Губернатор Ярославской области А.И. Лисицын давно заявлял, что регионов должно быть не 89, а примерно 50, а укрупнение надо производить за счет объединения дотационных регионов с донорами. В частности, он был бы не против присоединить Костромскую область, поскольку там «...сильное сельское хозяйство, слабая промышленность. Ярославская область имеет развитое промышленное производство и слабое сельское хозяйство. Объединив эти территории, можно говорить о разумной самодостаточной экономической политике».

    Вопрос укрупнения регионов - это не вопрос этносов, а вопрос экономики. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM депутат Госсовета Чувашии -Игорь Кушев. В любом случае вопрос объединения ЕАО с более крупными соседними регионами - Хабаровским краем или Амурской областью должен решать народ. И, может быть, не просто жители ЕАО, а крупные еврейские общины в стране».

    Лидер общественной организации «Адыге Хасэ» Карачаево-Черкесии Мухаммед Черкесов, комментируя тезис президента России - Владимира Путина о том, что «потенциал укрупнения субъектов федерации далеко не исчерпан» пишет - «…если повторятся попытки инициировать слияние Адыгеи с Краснодарским краем, то это, безусловно, вызовет отрицательную реакцию у черкесского населения Адыгеи».

    В тоже время, Черкесов упомянул иное направление возможного укрупнения субъектов РФ, населенных адыгами (черкесами). «Адыги, как и карачаевцы, и балкарцы, разделены в разных республиках. Составляющие один народ карачаевцы и балкарцы - в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Адыги - кабардинцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, будучи единым народом, в шести субъектах федерации - в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Так почему бы не укрупнить и не объединить три северокавказские республики, где эти народы являются субъектообразующими, в один субъект федерации?! Наша разобщенность не идет нам на пользу», - считает Черкесов.

    Ректор Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Башкирии (БАГСУ), политолог Сергей Лаврентьев, отметил, что Башкирия относится к самодостаточному региону. «Если взять критерий, по которому можно определить субъекты, то регионы, где проживает 4-5 млн. человек, являются самодостаточными. К ним относятся Татарстан, Башкирия, Самарская, Свердловская, Челябинская области. Калужская, Костромская, Курская, Воронежская, Орловская области - это другого плана субъекты. Хотя это исторические территории, но они жили в другой системе координат. А новая система требует объединения для развития», - резюмировал политолог.

    Везде свои представления об управляемости. Так, в Китае всего 34 административные единицы, но это количество необходимо помножить на тысячелетнюю традицию централизации власти и почтительной покорности перед начальством. В крохотной Швейцарии административных единиц почти столько же сколько в Китае: 26 кантонов, но эти кантоны управляются в основном самостоятельно, очень мало оглядываясь на столичное мнение.

    Таким образом, в данном вопросе сложно ориентироваться на зарубежный опыт, ибо в состав современных федераций входит различное число субъектов, которое не является константным: в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии - 3, Индии - 25, Югославии - 2 и т.д. Однако Российская Федерация в вопросе количества субъектов Федерации оказалась «впереди планеты всей» ибо нет в мире федеративного государства, обремененного таким количеством субъектов.

    Управлять 89, а на данный момент 83 субъектами Российской Федерации, может быть, действительно очень сложно. А сколько надо? Любую идею можно довести до абсурда. Почему не сделать два субъекта Российской Федерации - Восточный и Западный?

    Многие политики считают, что вряд ли можно всерьез рассчитывать, укрупнив регионы, радикальным образом повысить эффективность нынешней системы власти. Но почему объединение двух плохо управляемых регионов должно дать при сложении один хорошо управляемый?

    На мой взгляд, укрупнение регионов будет способствовать формированию на территории страны единого правового пространства, унификации регионального законодательства, что, с одной стороны, укрепит федеративные отношения, а с другой стороны, создаст благоприятную почву для экономического развития.

    Благодаря этому будут созданы условия для проведения более эффективной социально-экономической политики государства, сбалансированности доходов и расходов в рамках укрупненных субъектов Российской Федерации с целью повышения уровня жизни населения регионов и укрепления их экономической базы.

    Правовые основы укрупнения российских регионов заложены в ч. 2 ст. 65 Конституции Российской Федерации. Однако практический механизм реализации процесса укрупнения субъектов России был закреплен в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Данный Закон детально регламентировал процедуру укрупнения регионов страны путем образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, ознаменовав новый этап конституционно-правовой реформы государственного устройства России. В течение восьми лет после принятия данного Федерального конституционного закона было инициировано несколько процедур объединения субъектов Российской Федерации.

    Однако эффективному укрупнению субъектов Российской Федерации препятствует ряд проблем, в числе которых можно выделить следующие.

    В статье 10 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ, заложенные ограничения лишают федеральные органы государственной власти возможности осуществлять укрупнение российских регионов «сверху», отдавая вопросы централизации системы государственного управления на откуп региональным элитам. Следовательно, процессы укрупнения регионов страны путем их укрупнения будут носить хаотичный характер, а их влияние на консолидацию экономической базы страны будет минимальным.

    На федеральном уровне отсутствует четко разработанная программа, касающаяся перспектив (планов) укрупнения субъектов Российской Федерации путем их объединения, что уже явилось негативным моментом на практике объединившихся субъектов, а также федеральный орган государственный власти, ответственный за осуществление контроля (надзора) за процессами объединения российских регионов.

    Для разрешения проблем, препятствующих укрупнению субъектов Российской Федерации, следует разработать и реализовать ряд последовательных мероприятий, что позволит, по мнению ряда авторов, занять процессам объединения регионов страны приоритетное место в федеративной политике государства.

    Необходимо разработать на федеральном уровне комплексную программу, посвященную вопросам укрупнения субъектов Российской Федерации путем их объединения. Учитывая изложенное, следует придать данной программе статус перспективного приоритетного национального проекта, что позволит осуществлять процессы централизации государственного управления путем уменьшения количества российских регионов не хаотично, а системно. В подобной программе следует учесть исторические, социально-экономические, политические, национально-культурные, религиозные особенности регионов, подлежащих объединению, в целях избежания появления межнациональных, межрелигиозных и межэтнических конфликтов и разногласий.

    Следует закрепить в федеральном законодательстве положения о том, что финансирование вопросов укрупнения субъектов Российской Федерации осуществляется из федерального бюджета. Кроме того, в федеральных программах, посвященных вопросам объединения регионов, а также

    Налоговом и Бюджетном кодексах страны необходимо заложить ряд финансовых и налоговых льгот для хозяйствующих субъектов в объединяемых регионах (до пяти лет), что позволит сгладить дезорганизационные моменты, вызванные изменением системы регионального государственного управления в результате укрупнения субъектов Российской Федерации, и сделать объединенный регион привлекательным для отечественных и зарубежных инвестиций.

    Пертурбации вокруг законодательства, сопровождающего объединительные процессы, показали, что до сих пор нет единого мнения по вопросу о необходимости укрупнения.

    Однако, одним из основных условий укрепления властной вертикали в стране и преодоления центробежных тенденций в государственном управлении всё же является укрупнение субъектов Российской Федерации путем их объединения в более крупные регионы.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Административно-территориальное деление любого государства правомерно рассматривать с двух сторон:

    Административно-территориальное деление - это одна и сторон объективного развития общества, нуждающегося во внутренней упорядоченности дифференцированных и относительно автономных его частей (учитывая огромную протяженность России, деление ее на многочисленные составные части всегда было непростой задачей);

    Административно-территориальное деление - это деление территории государства на части, соответствующие его природе, задачам и функциям, а также адекватная такому делению организация системы местных органов государственной власти и управления.

    В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства одна из главных задач в сфере государственного строительства - укрепление Федерации, построение эффективного государства в существующих границах. «В последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации самого управления, более эффективной социально-экономической политики, а, в конечном счете, ради роста благосостояния людей». (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 25.04.2005). Укрупнение субъектов Федерации необходимо, но должно происходить с учетом всего многообразия факторов влияющих на данный процесс.

    В настоящее время муниципальное управление в России проходит этап становления, и многие проблемы еще ждут своего внимания и разрешения. Так, наиболее невостребованными и ослабленными оказались ресурсы социально-экономические, научно-технические, духовно-культурные. Формирование местного самоуправления в нашей стране оказалось одной из самых трудных задач государственного строительства. На пути этого процесса стоит целый комплекс экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т. д.), политических (потеря доверия населения к институтам власти) препятствий. Становится очевидным, что на пути возрождения России, выхода ее из кризиса первоочередной является задача подъема территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении Центра. Впервые десятилетия XXI в. «региональный фактор» будет одним из определяющих, т. к. решение вопросов формирования гражданского общества, целостности Российского государства, развертывания демократического механизма функционирования политической власти все активнее перемещается в регионы, поэтому необходимо грамотное укрупнение территориальных единиц. Это сократит и сбавит остроту вопросов в отношении государственного устройства РФ.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


    1.Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993г. - М.: Юрид. лит., 1993. - 63 с.

    .Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Гос.Думой 21 окт. 1994 г. Одобрен Советом Федерации. Ч. 1. - М.: Клио, 1994. - 128 с.

    3.Трудовой кодекс Российской Федерации: (в ред. от 30.06.2006 №90-ФЗ). - М.: Налог Инфо: Статус-Кво, 2006. - 331 с.

    4.Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Официальный текст. - М.: Норма (Норма - Инфра-М), 1999. - 136 с.

    5.Галкин А.Н. Укрупнение регионов как условие и средство оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2008. - N 8. - С. 95 - 96.

    .Гончаров В.В. О некоторых вопросах укрупнения субъектов Российской Федерации как условия оптимизации системы государственного управления: современные проблемы и перспективы развития // Юридический мир. - 2010. - N 2. - С. 12 - 16.

    7.Гончаров В.В. Становление федерализма как принципа формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. - 2008. - N 11. - С. 8 - 11.

    Гончаров В.В. Централизм и децентрализация как принцип формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации // Философия права. - 2007. - N 3. - С. 6 - 9.

    Емельянов А.С. Конституционная реформа: юридические, политические и экономические аспекты укрупнения субъектов Российской Федерации // Публично-правовые исследования. - 2006. - Т. 1. - С. 57 - 71.

    10.Карапетян М.Г. Правовая политика в сфере укрупнения субъектов Российской Федерации: понятие, цели и приоритеты // Ленинградский юридический журнал. - 2009. - N 2. - С. 184 - 192.

    11.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003// Парламентская газета.2003. 8 окт.

    Федеральный закон РФ от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Российская газета. - 18 октября 2005. - <#"justify">30.Управление государством: проблемы и тенденции развития / Рос. ассоциация полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. - М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2008. - 510 с. - (Политическая наука: ежегодник. 2007).

    .Фукуяма, Ф. Сильное государство / Пер. с англ. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010. - 145 с.

    32.Чиркин, В. Е. Государственное управление: элементар. курс [для вузов]. - М.: Юристъ, 2007. - 318 с.

    33.Экономическая география России: учебник для вузов/ Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов. - М., 2008. -145 с.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1


    Субъекты Российской Федерации


    №Субъект федерацииТерри- тория (км²)Население (2010)Админист- ративный центрАдминистративно-территориальное деление (согласно ОКАТО <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    административный территориальный устройство россия

    Экономические районы России


    РайонСубъекты РФНаселение млн. челПлощадь тыс. км²1. Центральный <#"justify">Тамбовская область 7,9 (2008)167,73. Восточно-Сибирский 1. Республика Бурятия 2. Республика Тува 3. Республика Хакасия 4. Забайкальский край 5. Красноярский край 6. Иркутская область 8,4 (2010)41234. Дальневосточный 1. Республика Саха (Якутия) 2. Еврейская автономная область 3. Камчатский край 4. Чукотский автономный округ 5. Приморский край 6. Хабаровский край 7. Амурская область 8. Магаданская область 9. Сахалинская область 6,3 (2009)6215,95. Северный 1. Республика Карелия 2. Республика Коми 3. Архангельская область 4. Вологодская область 5. Мурманская область 6. Ненецкий АО 4,7 (2010)1466,36. Северо-Кавказский 1. Республика Адыгея 2. Республика Дагестан 3. Республика Ингушетия 4. Кабардино-Балкарская Республика 5. Карачаево-Черкесская Республика 6. Краснодарский край 7. Ростовская область 8. Республика Северная Осетия - Алания 9. Ставропольский край 10. Чеченская Республика 17,7 (1987)3557. Северо-Западный 1. Санкт-Петербург 2. Ленинградская область 3. Новгородская область 4. Псковская область 8,5 (2007)210,88. Поволжский 1. Республика Татарстан 2. Астраханская область 3. Волгоградская область 4. Пензенская область 5. Самарская область 6. Саратовская область 7. Ульяновская область 8. Республика Калмыкия 16,2 (1987)536,49. Уральский 1. Башкортостан 2. Удмуртия 3. Курганская область 4. Оренбургская область 5. Пермский край 6. Свердловская область 7. Челябинская область 19,5 (2010)82410. Волго-Вятский 1. Республика Марий Эл 2. Республика Мордовия 3. Чувашская Республика 4. Кировская область 5. Нижегородская область 7,5 (2010)265,411. Западно-Сибирский 1. Кемеровская область 2. Новосибирская область 3. Омская область 4. Томская область 5. Тюменская область 6. Ханты-Мансийский автономный округ 7. Ямало-Ненецкий автономный округ 8. Республика Алтай 9. Алтайский край 14,6 (2006)2427,212. Калининградский 1. Калининградская область 0,9 (2010)15

    Рассмотрим понятие и содержание административно-территориального устройства государства .

    Это разделение территории государства на отдельные единицы, в соответствии с которым выстраивается система государственного, регионального и местного управления.

    Административно-территориальное устройство отражает особенности и характер отношений между государством и его составными частями. При этом административно-территориальное устройство формируется в течение долгого времени. В его основе находятся политические, экономические, социальные и иные факторы, а также непременно учитывается фактическое расселение граждан на конкретной территории.

    В прямом смысле понятие административно-территориальное устройство относится только к унитарному государству , поскольку для федерации первичное значение имеет федеративное устройство . В последнем случае непосредственно территориальное деление государства характерно субъектам федерации - республикам, штатам, провинциям, землям, кантонам.

    Совокупность территориальных единиц формирует территориальное деление государства .

    Территориальные единицы государства выступают пространственным пределом для функционирования региональных и местных институтов публичной власти.

    Как правило, государства с большой территорией обладают трехзвенной системой административно-территориального устройства. Например, большая часть территории Великобритании делится на графства, графства - на округа, а последние состоят из приходов. В устройстве Франции и вовсе заложена четырехзвенная система: департаменты-округа-кантоны-коммуны (общины).

    Низовой административной единицей в административно-территориальном устройстве обычно выступает небольшое городское либо сельское поселение типа коммуны (общины), а в ряде африканских и азиатских странах подобную роль выполняет род или кочевое племя.

    В административно-территориальных единицах присутствует назначенное должностное лицо , которое управляет соответствующей территорией, или избранный гражданами представительный орган и назначенное должностное лицо . Далеко не во всех административно-территориальных образованиях формируются представительные органы. В маленьких по численности населения или территории государствах вообще отсутствуют самостоятельные и обособленные административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн).

    К административно-территориальным образованиям примыкают столичные округа , которые обладают самостоятельным статусом. Они имеют столицу и её окрестности (федеральные округа в Бразилии, США). Местное (городское) самоуправление в данном случае ограничено.

    В соответствии с положениями национальных конституционных норм большой самостоятельностью обладают только крупные административно-территориальные единицы - области в Италии (их число 20) и Испании (17). В указанных государствах области предстают как общепризнанные публично-правовые учреждения и имеют более широкие полномочия, нежели субъекты некоторых федераций.

    Основными территориальными единицами Португалии выступают административные области, муниципии, приходы. Согласно статье 227 конституции Португалии введен особый политико-правовой режим для отдаленных территорий - Азорских островов и Мадейры.

    Основные формы государственного устройства в современном мире:

    Унитарное (простое) государство,

    Федерация,

    Конфедерация.

    Унитарное государство – это государство, состоящее из административно – территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Имеет единую конституцию, правовую систему, единую систему высшей власти и управления, единое гражданство. РБ – унитарное государство. (Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония и др.)

    Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, т.е. субъектов федерации. В РФ 89 субъектов - областей, краев, автономных республик. (США, Канада, Мексика)

    Конфедерация – это союз юридически и политически самостоятельных государств, минимум два, для осуществления конкретных совместных целей. Неустойчивая форма государственности, либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. (США).

    Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную . Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе национальные образования, пользующиеся автономией, компетенция которой определяются центральной властью.

    Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).

    Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

    Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета, выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан (в унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета - народ).

    Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить:

    Свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями;

    Создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств;

    Для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций;

    Приблизить власть и управление к гражданам.

    Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и ею членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент. Участники федерации - соучастники общегосударственного суверенитета и фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства, что обеспечивает жизнеспособность этого типа государственного устройства.

    Этого нельзя сказать о конфедерации - постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Эта форма государственного объединения непрочна, и обычно, либо постепенно преобразуется в федерацию, либо распадается. На территории бывшего СССР была сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) - союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов. Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства.