Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Дороги на территории снт. Подъездная дорога к снт. Как оформляется общая дорога

    Дороги на территории снт. Подъездная дорога к снт. Как оформляется общая дорога

    В соответствии с грядущим законом новшества обойдутся владельцам подмосковных участков примерно в 246 млрд

    СНТ сегодня

    Садовое или дачное товарищество – это несколько сотен людей, которые волей случая оказались собственниками соседних участков земли. Они знать друг друга не знают и видятся главным образом на общих собраниях, которые обычно выливаются в гвалт, истерику и взаимные оскорбления.

    Из-за гвалта, а также из-за собственного пофигизма на собрания ходят максимум четверть членов СНТ. Заставить остальных – невозможно, поскольку для этого не предусмотрено правовых инструментов. Нет рычагов.

    Председатель и правление СНТ выбираются собранием на два года. Наиболее распространенные типы председателя:

    Энергичная наглая дура. Постоянно визжит, обещает со всеми судиться и эффективно разваливает то, что еще как-то работало;

    Отставной военный или бывший начальник. Давит авторитетом, много обещает и ничего не делает, потому что делать ничего не умеет;

    Успешный по жизни, деловой человек. Идет в председатели, следуя принципу «если не можешь остановить безумие, надо его возглавить». Ему обычно удается что-то наладить в садовом товариществе, используя личные средства и связи.

    Проблемы СНТ:

    - электричество

    - мусор

    - дороги

    Проблема с электричеством состоит из двух частей.

    Первая часть: дачникам не хватает мощности. Чайник включишь – лампочки гаснут. Для ее решения надо менять старый трансформатор на новый и наводить порядок с сетями, столбами и проводами, то есть собирать со всех членов большие деньги, что крайне сложно, потому что для этого нет рычагов.

    Вторая часть: неплательщики, повисшие на плечах тех, кто платит.

    Засада здесь в том, что товарищество платит за электричество коллективно - по общему счетчику. Все члены сдают деньги бухгалтеру по своим индивидуальным счетчикам, они плюсуются, и по идее должна получиться та же сумма, что на общем счетчике. Но она никогда не получается. Потому что многие просто не платят за электричество. И нет рычагов, чтоб заставить их заплатить.

    Гасить долги СНТ за электричество в итоге приходится из взносов, то есть из общих денег, которые собираются на вывоз мусора, уборку снега и оплату налога за земли общего пользования.

    Проблема с мусором вытекает из проблемы с электричеством. Если взносы идут в уплату долгов за электричество, на вывоз мусора остается совсем мало. Поэтому вывоз заказывается только когда деваться уже некуда. Когда и контейнер завален мусором, и вокруг все завалено, а владельцы ближайших участков кричат на председателя: «Достала эта помойка! Переставляй немедленно! А то взносы не будем платить!»

    Самая популярная угроза членов СНТ: не буду платить взносы, потому что правление ничего не делает.

    Заставить платить взносы нельзя, нет рычагов.

    Теоретически можно исключить такого товарища из СНТ и заключить с ним договор о пользовании общими дорогами, электросетями и пр.

    Но согласовывать такой договор он может до посинения: вы считаете, я должен платить СНТ 5 тысяч рублей, а я считаю, тысячу.

    Чтобы развязаться ним, СНТ подаст в суд и будет оплачивать судебные издержки. Но тяжба закончится ничем, когда издержки зашкалят за сотню тысяч и станет ясно, что конца и края им нет.

    Проблема с дорогами . Дорога за три копейки не бывает. Чтоб сделать нормальную дорогу, нужно много денег. Собрать их так же трудно, как на новый трансформатор. Сдают меньше половины товарищей. Остальные говорят: чего так дорого? Заставить их невозможно, нет рычагов. В итоге сумма собирается недостаточная.

    Можно то есть где-то подсыпать старую грунтовку, где-то подравнять. Но дорогу, которая не провалиться первой же весной, за эту сумму не построишь.

    Те, кто сдавал деньги, однако, ожидают большего. Они видят жалкие старания выровнять грунтовку и обвиняют председателя: разворовал наши деньги, больше не будем сдавать...

    Болезненное недоверие россиян друг к другу, неумение самоорганизовываться, огромная разница в материальном положении, жизненном опыте и понимании того, как устроен мир – вот причины того, что в СНТ вязнут любые начинания и почти ничего невозможно решить сообща.

    Но все это можно было бы преодолеть, если бы у СНТ - в лице общего собрания и председателя - были рычаги воздействия на своих членов.

    А рычагов нет. Из-за этого СНТ не могут сами себя благоустроить и мучаются от неудобств.


    Как устроить в СНТ удобную жизнь

    Два пути.

    Либо дать рычаги: узаконить право правления СНТ отключать свет неплательщикам, штрафовать нарушителей, снимать с их банковского счета взносы, арестовывать имущество, то есть осуществлять те же действия, что и правоохранительные органы, отвечающие за сбор налогов и общественный порядок.

    Либо снять с СНТ коллективную ответственность и пусть каждый член отвечает только сам за себя.

    Первый вариант работал бы великолепно. Если бы членам товарищества еще позволили выбирать шерифа, а шерифу – иметь пистолет, в СНТ воцарился бы идеальный порядок. Но это антиконституционный путь, к сожалению. Поэтому его не рассматриваем.

    Остается второй вариант. Он тоже эффективный, что подтверждается опытом некоторых СНТ Московской области.

    Как и у всех, электрические сети и трансформаторы у них находились в собственности товарищества. Эту общую собственность они безвозмездно передали на баланс энергоснабжающей компании.

    Компания заключила с членами СНТ прямые договора за электричество. И теперь у них такая же система, как в городе.

    Каждому члену приходит платежка, начисленная по показаниям его счетчика, которые он сам передал. И он сам за себя платит. А больше – ни за кого. С неплательщиками разбирается компания: приезжают, отключают. Других членов СНТ это уже не касается, и такой беды, как раньше – когда в конце года обнаруживалось, что у товарищества долг за электричество 400 тысяч рублей, боже, где их брать? – больше не случается.

    Точно таким же образом некоторые СНТ наладили вывоз мусора. Члены товарищества перешли на прямые договора с компаниями, которые этим занимаются.

    Если семья большая и мусора много, заключается договор, чтоб его забирали, скажем, три раза в неделю. График известен, мешки заранее выставляются возле ворот на улицу, машина приезжает и увозит. А если мусора мало, его можно копить на участке и вывозить раз в неделю, договор тогда будет дешевле.

    Все по справедливости. Каждый платит сам за себя. Каждый сам несет ответственность за свой мусор. И никаких общих помоек, грязи, вони и ругани.

    Направление, в котором нужно двигаться СНТ, чтобы наладить у себя разумную и удобную жизнь, хорошо видно.

    Надо переходить на индивидуальные расчеты за все, что только возможно, и сокращать зону коллективной ответственности.

    Но подмосковные власти планируют прямо противоположное.

    Они наоборот намерены увеличивать коллективную ответственность, для несения которой у СНТ нет ни рычагов, ни инструментов, ни возможностей.


    Как похоронить СНТ

    Московская областная Дума разработала Хартию дачника - свод правил, которые должны соблюдаться в садовых и дачных товариществах.

    В Хартии очень красиво расписано, как и что должно быть.

    «Въезд на территорию СНТ (ДНТ) оборудуется воротами или шлагбаумом с электромеханическим приводом или открываемым вручную, а также наружным освещением. Минимальная освещенность в горизонтальной плоскости у въездных ворот должна быть не менее 1 лк. Высота размещения светильников наружного освещения должна составлять не менее 2,5 метров».

    «Внутренние проезды СНТ (ДНТ) должны содержаться в чистоте и иметь твердое покрытие (железобетонное, бетонное, асфальтобетонное или щебеночное покрытие), а также быть освещены в темное время суток средствами наружного освещения».

    «У главного въезда на территорию СНТ (ДНТ) должны быть установлены: информационный знак с названием садоводческого (дачного) объединения; информационный стенд, с обязательным размещением схематического плана СНТ (ДНТ)».

    «Территория СНТ (ДНТ) должна быть огорожена по периметру. Не допускается отклонение ограждения от вертикали. Запрещается дальнейшая эксплуатация ветхого и аварийного ограждения, а также отдельных элементов ограждения без проведения срочного ремонта. Элементы ограждения из древесины не должны иметь на поверхности заусенцев, отщепов, сколов с острыми концами или кромками, а также наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму. Не допускается наличие гниения основания деревянных опор».

    «На въезде на территорию СНТ (ДНТ) размещают площадки для установки мусоросборников. Площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 метров, асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части, подъездной путь с твердым покрытием. На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов организации, осуществляющей вывоз. СНТ (ДНТ) обязано обеспечить регулярный вывоз мусора согласно заключенным договорам с организациями, осуществляющими вывоз и утилизацию мусора в соответствии с утвержденными среднегодовыми нормами накопления мусора».

    Это только несколько пунктов Хартии. И даже не полностью. Но уже понятно, что все они очень прекрасные и полезные. Однако очень дорогостоящие.

    Средства на их реализацию, по замыслу подмосковных властей, должны дать члены СНТ. Те самые члены, которые взносы в 3 тысячи рублей не платят и «дорога им не нужна», а за свет, который они нажгли, пускай расплачиваются соседи.

    Мало того, в Хартии дачника есть пункты, которые и со средствами не всегда можно выполнить.

    Например: «Расстояния от жилого строения (или дома) и погреба до уборной должно составлять не менее 12 метров, а от колодца или иного водного устройства до уборной и компостного устройства не менее 8 метров».

    Попробуйте организовать такие «расстояния» на шести сотках, часть которых к тому же занимает дом, сад, огород, беседка.

    Разработчикам Хартии, видно, не приходило в голову, что в СНТ могут быть такие маленькие участки.

    Формулируя «требования», они представляли престижные коттеджные поселки, в которых живут сами: большие участки, дорогие дома, богатые владельцы... Поэтому у них получилась не Хартия дачника, а нечто невыполнимое и по сути своей издевательское.

    Тем не менее, в апреле Хартию уже утвердил какой-то мутный форум привластных дачников. После майских праздников текст будет разослан по всем СНТ Подмосковья, чтоб дачники почитали и выдвинули предложения.

    «Хартия – документ, который мы будем шлифовать год-два для того, чтобы принять закон Московской области о дачниках и садоводах. Это будет первый региональный закон, который будет регулировать деятельность и жизнь наших дачников и садоводов», – объяснили инициаторы закона.

    Если Хартия действительно превратится в закон, садовым и дачным товариществам придет конец. Это совершенно ясно.

    Выполнить прописанные в ней требования они не смогут. Адмтехнадзор будет приезжать и накладывать штрафы. Судя по информации в интернете, они будут грабительскими - до 500 тысяч рублей. Кроме того, отдельно будут штрафовать председателей – по 50 тысяч за каждый «косяк».

    Индивидуальные штрафы дачникам тоже предусмотрены. Вдоль забора со стороны улицы трава не скошена – 2 тыс. Мусор сжег у себя на участке – 5 тыс.

    Но если индивидуальные штрафы еще можно будет заплатить, то коллективные точно никто не потянет.

    Значит, в счет долга судебные приставы будут отбирать имущество СНТ – земли общего пользования, а сами СНТ, очевидно, банкротить и назначать им управляющие компании с такими тарифами, что дачники вообще перестанут на дачи ездить.

    Коротко говоря, сейчас плохо, а будет еще хуже.

    И придумали это все подмосковные власти.

    В Хартии дачника они расписали, что и как должно быть в СНТ. Но дачники и сами это прекрасно знают. Всем хочется, чтоб в СНТ было чисто, красиво, удобно, светло, тепло и тихо. Властям не расписывать все это надо, а разобраться, почему так не получается. И придумать, как сделать, чтоб получалось.


    Цена новых требований к СНТ

    В Московской области примерно 11 тысяч СНТ и 3 млн дачников.

    В среднем в СНТ порядка 300 участков, хотя есть и маленькие - по 30 участков, и гигантские – где их больше 1000.

    Чтобы представить, во сколько обойдется выполнение требований Хартии дачников, мы составили примерную смету для СНТ с 360-ю участками. Помогал нам председатель этого СНТ, который отработал два срока, но, увидев на днях Хартию дачника, ахнул и поспешил оставить должность.

    Требование 1. Все внутренние проезды в СНТ должны быть с твердым покрытием.

    Самый экономный вариант твердого покрытия – асфальтовая крошка. Квадратный метр дороги обходится в 550 руб. Сначала идет грейдер, потом каток, потом 25 см – отсыпка щебня, опять каток, 8-10 см асфальтовой крошки, снова каток, слой битума.

    Берем для примера центральную улицу СНТ шириной 4 м, длиной 900 м. Чтобы сделать на ней такое покрытие, нужно 2 млн. руб.

    Если делать еще и все проезды – 12 млн.

    Вместе с твердым покрытием обязательно нужно делать «ливневку» - канавы по обочинам для отведения воды, иначе после каждого дождя участки будут тонуть. Стоимость ливневки обойдется в стоимость самой дороги, т.е. еще 12 млн.

    Требование 2. Ограждение по периметру всего СНТ.

    Периметр у СНТ с 360-ю участками – приблизительно 4 км. Погонный метр струганых досок сейчас стоит минимум 500 руб. Значит, на материал нужно 4 млн. Плюс на столбы – еще 2 млн. Уже получается 6 млн и плюс столько же за работу. Всего 12 млн.

    Требование 3. Шлагбаум с электромеханическим управлением – в районе 100 тыс.

    Требование 4. Помойка на забетонированной площадке, огражденная с трех сторон – 150-200 тысяч.

    Требование 5. Информационные щиты на въезде и у помойки – 30-50 тысяч.

    Итого: СНТ с 360-ю участками должно потратить приблизительно 30 млн.рублей, чтоб соответствовать требованиям, изложенным в Хартии дачника, которая через полтора-два года станет законом.

    Это значит, что с каждого участка нужно собрать примерно по 82 тысячи рублей.

    Умножаем на 3 млн. дачников и видим, что обустройство всех СНТ Московской области в соответствии с требованиями нового закона обойдется владельцам участков примерно в 246 млрд рублей.

    Астрономическая, абсолютно нереальная сумма, которой у людей нет и быть не может.

    Для справки: вся доходная часть бюджета Московской области на 2016 год – 371 млрд. руб. На образование будет потрачено 117 млрд., здравоохранение – 72 млрд., соцзащиту – 59 млрд., дороги – 52 млрд., на культуру – всего 4 млрд.

    Качество дорожной сети в дачном массиве или коттеджном поселке для покупателя – важный критерий выбора участка, для девелопера – существенная статья расходов, а для домовладельца – повод купить внедорожник. Мы расскажем вам, как сделать или отремонтировать грунтовую дорогу в дачном массиве

    Городские и областные целевые программы субсидирования дачных и садоводческих объединений, предусматривают компенсации расходов на дорожное строительство и ремонт. Но шансы получить бюджетные деньги на эти цели у садоводов, мягко говоря, невелики. То есть, подавляющему большинству членов СНТ и ДНП строить и ремонтировать дороги приходится за свой счет.

    Какие должны быть дороги в коттеджном поселке?

    Выбирая участок в новом массиве, следует обращать внимание на то, как спланирована дорожная сеть и насколько она удобна для реальной жизни. Ошибок при создании генпланов может всплывать великое множество. Причем, как правило, все они начинают давать знать о себе не в начале строительства, когда жильцов еще мало, а уже тогда, когда поселок построен и заселен. Недосмотры проектировщиков могут оборачиваться пробками на выездах, часами потерянного времени для жильцов, провалами и колдобинами, возникающими из-за неверного расчета нагрузки на дороги и несущей способности грунтов.

    Пожарные требуют, чтобы в любом массиве были альтернативные заезды, но случается, что их строительство отложили в долгий ящик. В результате может оказаться, что если, к примеру, на единственной ведущей в массив грунтовой дороге увяз груженый «Камаз» - обитатели поселка надолго окажутся под «домашним арестом».

    Какой ширины должны быть дороги и проезды в коттеджном поселке? В качестве минимального значения при проектировании принимается 4,5 м (дорога V категории с одной полосой для движения). Но это почти тропинка: здесь даже двум легковушкам без выезда на обочину разойтись трудно, не то, что груженой шаланде с бетономешалкой. Поэтому такие проезды в обязательном порядке должны иметь расширения (как правило, рядом с перекрестками). Кроме того, пожарные потребуют, чтобы тупиковый проезд был оборудован разворотной площадкой - и не для девушки на внедорожнике, а для пожарной машины.

    Дорожное полотно 7 м дает возможность организовать полноценное двустороннее движение. Но для центральных улиц большого коттеджного поселка с более или менее интенсивным автомобильным и пешеходным движением, комфортное значение – 9 м.

    Но дороги приходится не только проектировать, но также правильно строить, ремонтировать и эксплуатировать. Но порой случается, что размежевав территорию, продав участки и наспех отсыпав основные дороги, девелопер посчитал свою миссию выполненной.

    Дорога класса «лайт»: строим сами

    Что нужно знать обитателям дачного массива, если они остались со своими дорогами один на один и вынуждены делать их собственными силами? Прежде всего, следует помнить, что интересы возможных подрядчиков не всегда совпадают с вашими. Они заинтересованы в освоении ваших средств, вы желаете сэкономить, но не в ущерб качеству.

    Как быть? Прежде всего, изучать матчасть, то есть, технологии дорожного строительства, а также «мониторить» цены на основные материалы (песок, щебень, асфальтовая крошка), их доставку, и услуги подрядных организаций. Ничто не мешает, определив фронт работ, провести среди потенциальных подрядчиков тендер, чтобы выявить самое выгодное предложение, а при случае, ткнув пальцем в ту или иную позицию сметы, спросить: «Почему так дорого?».

    Попытаемся обобщить опыт дорожного строительства в небольших дачных массивах. Во-первых, подобные «мегапроекты» должны начинаться с общего собрания, с обсуждением смет, графиков работ, назначением ответственных и контролеров.

    Если инициативная группа не сделает весь процесс прозрачным и понятным для других членов СНТ, у «товарищей» неминуемо возникнет множество самых разных версий по поводу «нецелевого использования» доверенных денег. На материалах и работах скорее всего, сэкономить не удастся – это плохая новость. Хорошая – в том, что почти всегда есть возможность растянуть строительство и, соответственно, затраты на несколько лет. При этом уже в первый год у вас будет дорога, позволяющая подъехать к участку.

    Единственное в данном случае требование – заранее рассчитать конструкцию дорожной одежды, соответствующую местным условиям и нагрузкам. Оптимальный вариант, когда строительство разбивается на два или, а если речь идет о проблемных грунтах, на три года.

    Первая очередь начинается с дренажных работ: по краям будущей дороги делают канавы, а выбранный из них грунт используется для насыпи. Если речь идет о почвах с преобладанием торфа, – нижним слоем должна стать подушка из песчано-гравийной смеси (ПГС), которую проливают водой и трамбуют (виброплитой или дорожным катком). Если песчаное основание качественно уплотнено, по нему можно будет ездить на легковушке или «газели», и первый этап строительства будет завершен. Но такая дорога требует аккуратной эксплуатации со строгими ограничениями для проезда крупнотоннажного транспорта и обязательной просушкой в весенний период.

    По окончании тестового периода эксплуатации грунтовку придется выровнять и устранить появившиеся провалы и промоины. Второй этап строительства сводится к укладке геоткани и отсыпке трех слоев щебня (сначала крупной, затем – средней и мелкой фракции), в результате чего грунтовка превращается в полноценную автодорогу IV или V категории. Финишным покрытием (при недостаточном финансировании его можно отложить еще на год), как правило, становится отсев щебня (пыль и мелкие частицы, образующиеся при дроблении), либо приобретенная у «дорожников» по случаю асфальтовая крошка. Впрочем, и отсев под воздействием дождей, смешавшись с верхним слоем мелкого щебня, создаст твердую корку, способную без проблем выдерживать большегрузный транспорт.

    Работа над ошибками

    Первая ошибка, которая отражается на качестве дорожного покрытия – строительство «заплатками», по методу «слепили из того что было». Это когда все более или менее подходящие для этой цели материалы приобретаются по случаю, небольшими партиями.

    Например, поблизости открылся песчаный карьер. Потом он закрылся, но рядом стали сносить здание и представился случай купить несколько машин строительного мусора. Затем начался ремонт шоссе, и появилась асфальтовая крошка по доступной цене… И все это добро заводится в поселок и используется для ямочного ремонта. Результат такого подхода – дорога с неоднородным покрытием и нескончаемые ремонтные работы.

    Вторая группа ошибок – недостаточное внимание к мелиорации и дренажным системам. В условиях российского северо-запада с обводненными грунтами, без водопонижения не обойтись.

    Часто приходится наблюдать, как строители вначале возводят насыпь, а потом, когда дорога готова, экскаватор начинает копать вдоль нее канавы. Между тем (если, разумеется, под ногами не торф, а песок или суглинок), имеет смысл проводить дренажные работы и мероприятия по водопонижению до начала отсыпки. В этом случае выбранный грунт не нужно вывозить: его можно использовать для подъема самого дорожного полотна.

    Еще одна ошибка, которая непременно снизит и производительность труда, и качество дороги – проведение земляных работ в период дождей или таяния снега, когда грунт расползается, а канавы заплывают. Конечно, местные экскаваторщики и бульдозеристы с радостью согласятся поработать в любое время, но самый благоприятный момент для дорожного строительства в сельской местности начинается в декабре, когда почва скована морозом.

    Скажите пожалуйста, в каком случае можно оспорить решение снт о сборе денег на дорогу?

    Добрый вечер! В случае, если процедура проведения собрания не соблюдена, или отсутствовал кворум и так далее. Всего Вам наилучшего!

    Здравствуйте. Есть основания для оспаривания решения. Например: - нет кворума; - решение не соответствует закону; - решение принято с нарушением процедуры.
    При этом лицо которое оспаривает решение должно голосовать против.

    Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

    У меня стоит забор в снт на 40 см выступает на дорогу. Правление требует перенести. Что делать?

    Правильно требует. Если Вы не перенесете, то могут заставить Вас убрать в судебном порядке.
    ГК РФ Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

    ""Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    Нужно исполнять, поскольку у вас фактически самозахват и вы можете быть привлечены к ответственности, то есть заплатить штраф по КоАП РФ.

    забор в снт на 40 см выступает на дорогу
    --- Здравствуйте, а вы вообще чем думали когда его устанавливали, или вам закон не писан? Придётся сносить, в противном случае получат решение суда и снесут приставы, но в разы дороже. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. :sm_ax:




    Ответ на важный для многих дачников вопрос дал Верховный суд страны. Он прояснил, может ли стать частной дорога, которую построили сами садоводы. И кому она принадлежит.

    Наступление весны, это для миллионов граждан в первую очередь приближение дачного сезона, со всеми его радостями и проблемами. Одной из таких, больных и порой неразрешимых забот, становится дорога к своим шести соткам. Где-то такая дорога - жуткая колея, в которой тонет личный транспорт дачников, а где-то дорога к даче в полном порядке, но оборудована новеньким шлагбаумом. И проехать под ним могут лишь те, кого пустит хозяин личной трассы. Обе ситуации порождают жалобы, скандалы и, в конце концов, для некоторых заканчиваются в зале суда.

    Вот одно из подобных "дачно-дорожных" дел и пересмотрел недавно Верховный суд. В преддверии дачного сезона разъяснения самых опытных судей страны могут стать очень полезными.

    Сегодня с дорогами к дачным поселкам и садовым товариществам и внутри их сплошные проблемы. И с этим утверждением трудно не согласиться. У местных властей чаще всего нет денег на благоустройство таких мелких трасс, да и транспортные проблемы приезжающих дачников местную администрацию по большому счету, не волнуют. А там, где с асфальтом полный порядок, как правило, это заслуга одного или нескольких состоятельных дачников, которые латают дорогу за свой счет. Но очень редко делают это бескорыстно.

    Итак, группа граждан пришла в суд. У них был коллективный иск к Товариществу. Истцы хотели, чтобы за ними признали право общей долевой собственности на объект недвижимости - на дорогу их дачного поселка. В суде эти граждане объяснили, что все являются членами товарищества и за свои деньги сделали дорогу с асфальто-бетонным покрытием. Поэтому у них возникло на дорогу право общей долевой собственности. Они в этом не сомневались, но просили суд определить долю каждого из них "пропорционально размеру вклада каждого в строительство дороги".

    Само Товарищество, точнее некоторые из его членов и руководство организации возражали. Но суд решил дело в пользу истцов. И вышестоящая инстанция вердикт назвала правильным. Тогда те, кто не согласился с таким вердиктом, дошли до Верховного суда. И высший суд решение о дележе дороги отменил и заявил, что Товарищество и его обделенные долями от дороги члены, возражают правильно.

    Вот как рассуждал и как сформулировал свою позицию Верховный суд. Проверив дело, судебная коллегия по гражданским делам ВС выяснила следующее. Между одним из истцов и некой строительной компанией был заключен договор. Из него следовало, что фирме было поручено "устройство асфальтового покрытия". Заказчик действовал от имени тех, кто сдал деньги на это благоустройство. Работу дорожники сделали, а позже местное БТИ выдало технический паспорт, что в Товарищество ведет "дорога с асфальтово-бетонным покрытием".

    По Гражданскому кодексу (статья 128) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. А еще туда же относятся работы, услуги, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности. По следующей статье того же кодекса - 130-й, к недвижимым вещам относятся участки земли, недр и все, что прочно связано с землей. То есть те объекты, которые невозможно переместить без очень большого ущерба для них. Попросту говоря, недвижимость - это здания, сооружения и незавершенные строительные объекты.

    Еще в одной статье Гражданского кодекса (статья 218) сказано, что право собственности на новую вещь, созданную или изготовленную гражданином для самого себя, с соблюдением норм закона, этим же лицом и приобретается.

    Из всех перечисленных статей следует вывод, что право общей собственности, в том числе и долевой, на дорогу, как на самостоятельный объект гражданских прав, возможно. Но только в том случае, если дорога создана именно как объект недвижимости и таковым признана. А вот это местные суды проглядели. Они не решали главного вопроса, была ли эта дачная дорога сделана как объект недвижимости, с соблюдением всех правил и норм. В противном случае, эта дорога становится просто элементом благоустройства, и обеспечения передвижения в пределах Товарищества для нужд его членов - для прохода и проезда в пределах поселка. Одна из дачниц, недовольная решением местных судов, доказывала, что дорога к поселку была и раньше. Ее строили те же дачники, но давно. Сейчас же на нее просто положили новый асфальт.

    Кстати, из договора с дорожной фирмой, которая работала по заказу дачников, следует то же самое. В договоре ничего не говорится о строительстве новой дороги. Там речь идет об "устройстве асфальтового покрытия". Никаких доказательств, что фирме поручили построить дорогу как объект недвижимости, по мнению Верховного суда, в материалах процесса нет.

    Из этого Верховный суд делает вывод - покрытие асфальтового полотна дороги за счет личных средств дачников, не влечет возникновения у них права собственности на дорогу, как на объект недвижимости.

    Кроме этого есть еще закон о садовых товариществах. В нем перечислены так называемые объекты общего пользования. К ним относятся участки в пределах Товарищества. А точнее - дороги, ворота, детские и спортивные площадки, водонапорные башни, противопожарные сооружения, заборы... В общем, список большой.

    И вот что важно. По статье 14 этого закона о садоводческих товариществах, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, выдаются Товариществу как юридическому лицу в собственность. Развитие же инфраструктуры такого объединения граждан делается на основе решения общего собрания. Принимало ли какое-либо решение по дороге наше Товарищество, местные суды не интересовало, сказал Верховный суд. Хотя это важно для соблюдения прав всех дачников. Даже тех, у кого не было денег на новый асфальт.

    (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ № 4-В12-13.)

    Кстати

    Верховный суд в упрек своим коллегам сказал, что местные суды ограничились формальным указанием, что дорога построена за счет личных средств некоторых дачников и что они добровольно договорились о разделении собственных долей. Но суды совсем не исследовали фактически обстоятельства дела и не обеспечили соблюдения интересов тех людей, чьи права были затронуты их решением. А право на судебную защиту наших граждан, между прочим, записано в Конституции, подчеркнул Верховный суд.

    Чья дорога за забором СНТ?

    Учебно-методический центр «Школа садоводов Зауралья», созданный Курганским региональным отделением «Союз садоводов России» в рамках партийного проекта «Дом садовода – опора семьи», 19 ноября провел практический семинар о правовых аспектах земель и имущества общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ, о статусе и ремонте подъездных дорог к садовым участкам, постановке их на баланс и межевании границ СНТ..

    Его вела председатель Совета Курганской областной общественной организации садоводов Н.В. Верхошапова.

    В работе семинара, который проходил в Централизованной городской библиотеке им. В.В. Маяковского, приняли участие представители МКУ «Транспортное управление» Администрации города Курганаи перевозчика, представители землеустроительной организации, председатели садоводческих некоммерческих товариществ города Кургана, члены Президиума Курганского регионального отделения «Союз садоводов России» и Совета Курганской областной общественной организации садоводов.

    В начале мероприятия председатель Совета Н.В. Верхошапова торжественно вручила председателю СНТ «Лесное-3» УВД Петру Анисимовичу Пушкареву Благодарственное письмо Администрации города Кургана за большой личный вклад в развитие садоводства в городе Кургане и подарок.

    Основное внимание участники семинара сосредоточили на необходимости оформления земельных участков общего пользования в садоводстве, которые им были 30-40 лет назад предоставлены государством на правах постоянного (бессрочного) пользования. А учитывая, что 80% садоводческих некоммерческих товариществ Кургана до сих пор не оформили право собственности на ЗОП, обсуждение этого вопроса проходило очень бурно ввиду его особой актуальности.

    Кадастровый инженер Н.П. Голендухина подчеркнула, что земли общего пользования не подпадают под действие закона «о дачной амнистии» в части упрощенного порядка оформления и, соответственно, правовые последствия по истечении срока действия этого закона – с 1 марта 2017 года следует рассмотреть в соответствие с новой редакцией Земельного кодекса РФ.

    Земли, относящиеся к имуществу общего пользования в садоводческих товариществах, - это дороги, проезды, земли на которых расположены линии электропередачи, газопроводы, трубопроводы, водоемы, подсобные сооружения (сторожки) - то есть, все то, что находится на территории СНТ, за исключением земельных участков, непосредственно закрепленных за гражданами. Эти земли, по сути, являются коллективной, совместной собственностью членов садоводческих товариществ.
    Закон четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования общими земельными участками сроком не ограничивается.

    Какие последствия могут быть, если СНТ не оформит земли общего пользования? И как правильно определить границы земель общего пользования СНТ и смежных с ним садоводств? А как делить общие дороги? Вообще, оформлять или не оформлять ЗОП?
    Отвечая на многочисленные вопросы участников семинара, Нина Петровна Голендухина пояснила:
    - Если в вашем правоустанавливающем акте на земли общего пользования содержится фраза о передаче земель на праве собственности, переоформлять земли общего пользования не требуется, и можно спать спокойно. Если же в документе содержится любая другая фраза - садоводческому товариществу необходимо переоформлять и регистрировать права на земли общего пользования. Зачем?
    Вы знакомы с Генпланом Кургана или правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)? Так вот, в случае, если проектными решениями будет предусмотрено целевое использование земли вблизи вашего СНТ, отличное от садово-огороднического хозяйства или интерес к земле проявят крупные застройщики, то есть все шансы столкнуться с захватом земель СНТ, их «прихватизацией» и скупкой за бесценок. Поэтому стоит ли откладывать то, что, так или иначе СНТ придется делать? Решать вам.

    По злободневной дорожной проблеме затопляемой зоны выступил заместитель директора МКУ «Транспортное управление» С.И. Ментюгов. Он ответил на вопросы председателей СНТ о транспортных проблемах, о неудовлетворительном состоянии бесхозной подъездной дороги за Кировским мостом по автобусным маршрутам № 52 и № 53, которая требует капитального ремонта. Причем, дорога не стоит на балансе ни у муниципального образования, ни у садоводческих товариществ, хотя расположена на землях населенных пунктов.

    Эта дорога – многолетняя и ежегодная «головная боль» садоводов 30 садоводческих некоммерческих товариществза Кировским мостом, в первую очередь – пенсионеров, которые ездят на дачу на автобусах по талонам. Каждую весну, из-за разбитого дорожного полотна или разросшихся деревьев, перевозчики отказываются выезжать на маршруты, а садоводы-автомобилисты разбивают на ухабах свои машины. Садоводы буквально атаковали Администрацию города Кургана жалобами и требованиями капитального, а не «ямочного» ремонта дороги. А чиновники заявляют, что она относится к имуществу общего пользования садоводческих товариществ. То есть, ремонтировать ее должны сами садоводы.

    Но любое садоводческое объединение, как юридическое лицо, должно иметь правоустанавливающий документ на земли общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность или акт, закрепляющий право постоянного бессрочного пользования землей. Председатели СНТ за Кировским мостом на семинаре заявили, что в их земельных документах и планах застройки территории СНТ спорная подъездная дорога никак не обозначена. К тому же она находится за воротами и заборами СНТ. Получается, она – бесхозная! А раз дорога бесхозная, то, значит - муниципальная!
    Так как приглашенные представители Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана и МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана на семинар не пришли, ответных комментариев по сп***му аргументу не последовало. Поэтому дискуссия по бесхозным дорогам общего пользования на семинаре завершилась практическим решением.

    Председатели СНТ, при поддержке Курганского регионального отделения «Союз садоводов России» и Курганской областной общественной организации садоводов, решили обратиться к руководству Курганского регионального отделения политической партии «Единая Россия», в Курганскую городскую Думу, в Прокуратуру города Кургана с просьбой оказать содействие по включению подъездной дороги к СНТ за Кировским мостом по автобусным маршрутам № 52 и № 53 в реестр муниципальной собственности и заключению муниципального контракта по капитальному ремонту дороги весной-летом 2017 года.

    Ведь этой дорогой и автобусными маршрутами пользуются более 8660 собственников земельных участков, а также члены их семей. Главным образом – пожилые люди, которые нуждаются в социальной поддержке.

    Председатели СНТ также решили обратиться в Курганскую городскую Думу с предложением - разработать и принять в 2017 году, в рамках проекта партии «Единая Россия» «Дом садовода - опора семьи», целевую программу по развитию инфраструктуры садоводческих некоммерческих объединений города Кургана, включая ремонт дорог общего пользования, на условиях 50% субсидирования.

    В конце семинара председатели СНТ от души поблагодарили приглашенных представителей за участие в мероприятии. А индивидуальному предпринимателю О. Н. Невструеву, который является перевозчиком на проблемных автобусных маршрутах № 52 и № 53 за Кировским мостом, они выразили особую признательность за выдержку, терпение и добросовестную работу водителей, осуществляющих пассажирские перевозки садоводов по разбитой дороге в дачный сезон.
    Н. Верхошапова.
    Курганское региональное отделение «Союз садоводов России» и Совет Курганской областной общественной организации садоводов, участники семинара выражают сердечную благодарность за участие и активную работу на семинаре: заместителю директора МКУ «Транспортное управление» Администрации города Кургана Сергею Ивановичу Ментюгову, кадастровому инженеру Нине Петровне Голендухиной, индивидуальному предпринимателю Олегу Николаевичу Невструеву.
    Благодарим за взаимопомощь и сотрудничество директора МБУК «Библиотечная информационная система города Кургана», депутата Курганской городской Думы Дорофееву Людмилу Евгеньевну и сотрудников Центральной городской библиотеке им. В.В. Маяковского.