Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Факультет свободных искусств и наук спбгу. Стоит ли поступать на факультет свободных искусств и наук В СПбГУ? Чем он интересен

    Факультет свободных искусств и наук спбгу. Стоит ли поступать на факультет свободных искусств и наук В СПбГУ? Чем он интересен

    Смольный институт свободных искусств и наук в Санкт-Петербурге каким-то чудом остается незамеченным прессой - тем временем, создатели называют его «первым в России факультетом, который основан на принципах либерального образования». Этот проект, который был создан СПбГУ совместно с американским Бард-колледжем, долго существовал в виде образовательной программы, а год назад был преобразован в полноценный факультет. «Теории и практики» выяснили, как устроен факультет, деканом которого работает Алексей Кудрин, лекции проходят во Дворце Бобринских, а студенты сами выбирают, на какие лекции им ходить.

    Смольный институт

    Название «Смольный» связано с территорией бывшего Смольного монастыря, а не с благородными девицами или с правительством Петербурга, как кажется многим. Именно здесь в 1997 году начали свою работу открытые курсы, устроенные по принципу либерального образования. В 1999 году они переместились на филфак и были преобразованы в программу «Искусства и гуманитарные науки», которая в 2011 году выросла в отдельный факультет СПбГУ, где сейчас учится около 500 студентов. Сегодня факультет располагается в Бобрах - бывшем особняке Бобринских на Галерной улице.

    На факультете читают более 300 курсов по 12 направлениям. Студенты сами составляют для себя учебный план, ориентируясь на свои интересы и карьерные перспективы. Причем наряду с курсами с широким охватом (кино, литература, современное и классическое искусство, философия, экономика, международные отношения, социология, актерское мастерство и другие), есть и такие, которые направлены на изучение довольно узких тем, как, например, «1968 год как социокультурный феномен» или «Антропология смеха».

    Выпускники факультета получают два диплома о высшем образовании - диплом СПбГУ с квалификацией «Бакалавр искусств и гуманитарных наук» и диплом Бард-колледжа с квалификацией Bachelor of Arts. С 2005 года факультет начал готовить магистров по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Выпускники могут продолжить свое образование в магистратурах факультетов социологии и экономики, филфака, международных отношений, в Европейском Университете и питерском филиале Вышки.

    Мария Годованная

    преподаватель программы «Зрелищные искусства», режиссер экспериментального кино

    «Факультет свободных искусств и наук - это хороший старт, чтобы начать узнавать себя, поскольку здесь не нужно сразу принимать решение о специализации. С другой стороны, выбирать свой образовательный маршрут самостоятельно - очень ответственный процесс, так что здесь учат быстро принимать решения. При этом важно понимать, что в основе обучения на факультете лежит именно свобода, а не вседозволенность, и за свой выбор ты отвечаешь перед собой в первую очередь. На мой взгляд, это развивает у студентов способность к критическому мышлению и поиску нестандартных решений, а здесь это очень приветствуется».

    Бард-колледж

    Президент Барда Леон Ботстайн - знаменитый американский дирижер, возглавляющий Американский симфонический оркестр. Он стал инициатором одного из самых громких мероприятий колледжа - ежегодного музыкального фестиваля, который проходит в Фишер Центре, спроектированном архитектором Фрэнком Гери, автором Музея Гуггенхайма в Бильбао.

    Основной партнер факультета - Бард-колледж, расположенный в штате Нью-Йорк в тихом и живописном кампусе с водопадами, большим садом, викторианскими общежитиями, 5-этажной библиотекой и современными исследовательскими центрами. Сегодня в Барде 50 образовательных программ - от философии и высшей математики до техники живописи и основ киноискусства. Колледж позиционирует себя как «место для размышлений» и представляет студентам уникальную возможность для погружения в образовательный процесс.

    Бард выпускает бакалавров и магистров, для последних здесь среди прочего есть отличная программа по кураторству, которую проводит Центр кураторских исследований. У колледжа большой авторитет в научной жизни штата и страны, тут активно привлекают к сотрудничеству профессионалов из сфер культуры, политики и бизнеса.

    У студентов Факультета свободных искусств и наук есть несколько возможностей бесплатной учебы в Барде. Во-первых, они могут пройти здесь трехнедельные курсы по английскому языку, а во-вторых, самые лучшие из них могут поехать поучиться в Бард на целый семестр. Американские студенты тоже приезжают учиться на факультет в рамках программы обмена.

    Женя Любич

    «Благодаря Факультету свободных искусств и наук, один семестр я проучилась в Бард-колледже. Именно там я начала писать свои первые песни на английском, узнала, что такое open mikes, и все время участвовала в джазовых джемах - это приблизило меня к пониманию того, чем я хотела бы заниматься в жизни. Все курсы, которые я выбирала, были связаны с музыкой, которая и сейчас представляет для меня основной интерес.

    В 2008 году, после 4-летнего перерыва в учебе, я поступила в магистратуру Смольного. Незадолго до этого состоялось мое знакомство с группой Nouvelle Vague, начались концерты и гастроли по всему миру. Без отрыва от этих туров с группой я продолжала писать курсовые, сдавать экзамены и работать над дипломом. Самое главное, что Смольный дал мне то, чему обычно научить нельзя - колоссальный импульс к самообразованию и развитию. Я стараюсь не сходить с этого курса».

    Лена Блиман

    Cтарший менеджер и менеджер проектов компании IQ Consultancy, выпуск 2003 года, программа «Социология и социальная антропология»

    «Обучение в Барде началось для меня со слов президента, которые я помню до сих пор: «Вы приехали сюда, чтобы попробовать все, пока это не нарушает свободу другого человека. Пробуйте, а мы постараемся вас поддержать и помочь в случае необходимости». И я пробовала, хотя было безумно страшно в первый раз делать социологическое исследование на английском, сочинять песню, рисовать 50 картин с изображением перца - ресурсы колледжа казались мне безграничными, хотелось использовать их по максимуму. Для одного из курсов я собственноручно сделала стул - проводила дни и ночи в мастерской, которая была похожа на пилораму из «Твин Пикса».

    Возможно, либеральное образование не дает конкретной специализации и точного понимания того, как строить свою карьеру, но оно делает тебя открытым всему новому и учит тому, что на одно и тоже можно смотреть по-разному и что чем мы больше отличаемся друг от друга, тем интереснее. Мне оно дало возможность понять, как здорово быть не такой, как все, но при этом принимать почти всех, кто не нарушает твою свободу».

    Либеральное образование

    Современная система либерального образования, концепция которого появилась еще в Древней Греции, ставит в главу угла свободу выбора и индивидуальность - ее главная цель состоит в развитии творческого потенциала каждого студента. Обучение в такой системе строится не по совсем привычной схеме: студенты сами выбирают себе предметы, которые могут быть из самых разных областей - от физики до видеоарта, учатся в малых группах и ведут с преподавателем диалог на равных. Учебные заведения либерального образования предлагают 4 основных направления обучения: искусства и гуманитарные науки, точные и естественные науки, социальные науки, языки и литература.

    В Америке такое образование очень распространено, и лучшие колледжи либерального образования даже образуют «Маленькую лигу плюща» (Little Ivies) по аналогии с известной Ivy League, куда входят Йель, Принстон и Гарвард. Факультет свободных искусств и наук - первая попытка создать в рамках российской высшей школы программу классического бакалавриата, в основе которой лежит традиционная для европейской системы образования модель Septem artes liberales.

    Маша Небесная

    Видеоинженер театра АХЕ, преподаватель мультипликации в детской студии при Русском музее, сооснователь мануфактуры П.Т.Х.

    «Новая на тот момент для меня система выбора предметов и преподавателей (не такая, как в школе) сначала прельщала, потом пугала, затем надоела и, наконец, мы с ней свыклись. Сначала выбираешь все курсы и превышаешь количество возможных кредитов, и ругаешься с деканом - мол, я так хочу учиться, а мне не дают. Потом выбираешь ровно столько, сколько нужно, потом и вовсе занят дипломом и ни до чего нет дела.

    Скажу, наверное, банальность, но наш преподавательский состав просто уникальный и замечательный - прямо, как в Хогвардсе. Нина Савченкова, Маша Годованная, Федор Двинятин - навсегда со мной. Правда, в какой-то момент мне казалось, что выйдя из института, я буду взвешивать конфеты в супермаркете у дома, но потом вдруг все как то закрутилось, и все то, чему я научилась за последние 2 года, пригодилось мне. Теперь я работаю, можно сказать, по профессии».

    Илья Орлов

    Художник, выпуск 2007, программа «История цивилизаций»

    «Когда я поступал в Смольный, у меня уже была профессия и карьерные перспективы, поэтому в учебе меня привлекало нечто другое: свобода, горизонт, мышление. Теперь я знаю, что занятия философией меняют твои повседневные привычки мышления, что работа в архиве развивает волю и чувство юмора, что изучение истории помогает понять повседневную жизнь, а классическое искусство пробуждает интерес к искусству современному. Иначе как бы стало возможным, что я, прилежно изучавший политические науки и историю революции, увлеченный немецкой классической философией и современным марксизмом, начал заниматься искусством? Причем на практике, в самом прямом смысле «размазывания краски» по холсту. Мне стало интересно. Это настоящая жизнь, в которой есть смысл, содержание, настоящая работа».

    Библиотека

    Библиотека факультета создана в 1999 году при поддержке программы High Education Support (HESP) и Бард-колледжа. Все ресурсы находятся в открытом доступе. Чтобы соответствовать требованиям учебного процесса, библиотека постоянно пополняется по заявкам преподавателей. Сейчас ее фонд насчитывает более 14 000 книг, журналов и аудиовизуальных материалов, а также включает в себя несколько специальных коллекций:

    Немецкая библиотека герцогини Дианы Вюртембергской, основанная по инициативе Ивана Чечота. Это собрание немецкой и русской литературы по культуре, искусству, литературе и истории Германии, книги подарены герцогиней и Институтом имени Гете в СПб, Библиотекой Мюнхенских художественных собраний и нескольких немецких университетов.

    Коллекция композитора Бориса Арапова - партитуры и книги по теории музыки.

    Коллекция Центра гендерных проблем - книги и монографии по гендерным исследованиям.

    Также у Факультета есть своя уникальная система сетевого и дистанционного обучения - Sakai@СПбГУ . Это виртуальный ресурс, где студенты могут общаться между собой и с преподавателями, обсуждать занятия и свои работы, узнавать о переносе лекций, консультироваться перед экзаменами, получать материалы по всем читаемым курсам. Помимо этого здесь доступна информация о событиях на факультете и за его пределами, программах студенческого обмена, стипендиях и грантах. C помощью Sakai@СПбГУ можно искать нужные книги по каталогам библиотеки факультета и Научной библиотеки СПбГУ, а также по полнотекстовым электронным коллекциям EBSCO, JSTOR, Science Direct.

    Научная жизнь

    Центр научной жизни - лаборатория «Смольный коллегиум», которая была создана в 2003 году по модели европейских институтов высших междисциплинарных исследований. Лаборатория проводит крупные международные конференции и открытые семинары с привлечением известных социальных ученых, художников, кураторов, правозащитников и журналистов. Самые известные выглядят примерно так:

    «Смольный Коллегиум» каждый семестр выделяет грант и принимает от одного до трех стипендиатов - исследователей из российских региональных вузов. Деньги выделяет Фонд Карнеги, а проблема сформулирована так: «внутренняя разобщенность российской академической среды после падения коммунизма».

    Семинар «Критика социальных и гуманитарных наук», в ходе которого проходят обсуждения мировоззренческих и эпистемологических проблем и презентации научных и исследовательских достижений. Тут ведутся дискуссии о центральных проблемах развития общества и места науки в нем, а выступать приезжают Олег Аронсон, Франсуа Артог, Татьяна Венедиктова, Ханс-Ульрих Гумбрехт, Катриона Келли, Жак Рансьер и Александр Филиппов.

    Семинар «Дискуссии об искусстве и эклектике» стартовал в 2010 году как серия встреч с известными российскими и международными художниками, кураторами, режиссерами, архитекторами и киноведами. Сейчас кураторы семинара режиссер Мария Годованная и искусствовед Станислав Савицкий составляют программу на 2012 год и обещают много интересных гостей. Стоит верить - среди спикеров уже были Марк Нэш, Штефан Лутчингер, Мия Масаока, Петр Швецов и Андрей Рудьев.

    На семинаре по правам человека рассказывается о современных исследованиях в области, обсуждаются проблемы преподавания этого предмета и анализируется состояние прав человека в современной России. Приглашают представителей известных российских и международных организаций - Human Rights Watch, «Мемориал», Центр исследований модернизации ЕУСПб.

    Лаборатория когнитивных исследований, которая была создана на Филологическом факультете СПбГУ в 2005 году для проведения исследований, связанных с изучением специфики языка как средства познания и коммуникации, в 2011-м была переведена на Факультет свободных искусств и наук. Под руководством известного психолингвиста и биолога Татьяны Черниговской здесь ведется изучение ментальной грамматики и коммуникативного взаимодействия.

    Данила Расков

    Руководитель программы «Экономика», кандидат экономических наук

    «На факультете открывается Центр исследований экономической культуры, который будет проводить научные и исследовательские мероприятия, что привлечет на факультет известных российских и международных экономистов и социологов. В планах Центра на этот год - регулярный семинар «Экономика и культура» и две большие международные конференции, куда приглашены такие выдающиеся ученые, как Питер Бергер, Янош Корнаи, Митчел Аболяфия, Олег Ананьин и другие».

    Дарья Бочарникова

    Докторант исторического факультета Европейского университетского института во Флоренции, выпуск 2007, программа «История»

    «Пожалуй, квинтэссенция моего опыта учебы в Смольном - это междисциплинарный семинар «Критика социальных наук». Дискуссии там всегда были острыми и злободневными, оставаясь при этом живыми и остроумными. Именно тогда мне стало очевидно, что читать, писать, размышлять и спорить - чудовищно увлекательно и невероятно важно. Так Смольный разбудил во мне гражданина, гражданин - молодого ученого, а ученый - будущего преподавателя. Но, впрочем, это еще в планах, а пока я благополучно дописываю диссертацию по истории архитектурной профессии в Советском союзе и составляю программы курсов, которые мне предстоит читать со следующего года».

    Студенческая жизнь

    На факультете есть ряд инициатив и мероприятий, не связанных с учебой - например, футбольный клуб, где преподаватели играют против студентов, студенческий клуб Oeconomia liberalis для проведений общефакультетских дискуссий или класс актерского мастерства. Одна из особенностей студентов Смольного в том, что здесь нет четкого разграничения на курсы, так как один и тот же предмет может посещать и первокурсник, и тот, кто уже заканчивает. В связи с этим, отношения между студентами возникают на основе общих интересов к одним и тем же темам. С другой стороны, наличие индивидуального плана у каждого студента способствует некоей разрозненности между ними - все общаются малыми группами и пересекаются не так часто, ведь каждый семестр у тебя новые одногруппники.

    Мария Матвеева

    3 курс, программа «Социология и антропология»

    «Сначала на классе актерского мастерства было совсем туго - все эти упражнения вроде “Покажи мне холод” заставляли нас чувствовать себя неуклюже. Естественно, всем сразу хотелось драматургии (с большой буквы), а не деревья изображать. Но потом у нас сколотилась актерская тусовка, которая бегала с непонятными шапками, красками, поленьями и всех интриговала. Стали оставаться после занятий допоздна, чем очень бесили охранников, шумели на весь коридор. Ставили номера про бомжей, деревенских старичков, про что только не ставили, даже кусок из сериала «Друзья» как-то замутили, просто так, для себя. Искали аранжировку, работа кипела!

    А вот с клубами как таковыми у нас дело плохо. Мы не того сорта факультет, где все все делают вместе, у нас многие даже не знают своих однокурсников, если никогда не были с ними на одном предмете. Отсюда и праздники не лепятся - нет коллективизма. Хотя дружба, если появляется на факультете, то настоящая, это я много раз видела: люди находят людей с похожими взглядами и держатся друг друга».

    Лолита Малышева,

    4 курс, программа «Музыка и театр»

    «Нам свойственна вялость или пофигизм по отношению к студенческой внеучебной жизни. Те, кто пытается быть активными, в основном, занимаются организацией учебы, центров карьеры, конференций и т.п. Скепсис по отношению ко всему, развитое критическое мышление и претензия на «европейскую» молодежь с русской дисциплинированностью - вот что из себя представляют студенты факультета.

    В общем, у нас есть возможность и время учиться тому, что нам, как мы считаем, действительно нужно».

    Кирилл Якимец

    4 курс, программа «Кино и видео»

    «Есть несколько мест, где смоляне часто бывают: это все бары на Думской, «Стирка» и «Новая Голландия», потому что она близко. Кстати, преподавателей там тоже можно встретить. Многие завсегдатаи «Родины» и «Дома кино», часто ходят на выставки в Эрмитаж, Эрарту, в Курехинский центр. Я думаю, практически на каждом андеграундном культурном событии можно встретить студента нашего факультета».

    Факультет , созданный в сотрудничестве с Бард колледжем (en:Bard College) (штат Нью-Йорк, США). Это первый в России факультет, реализующий принципы либерального образования в рамках программы классического бакалавриата .

    История факультета

    Факультет свободных искусств и наук (Смольный институт свободных искусств и наук) появился в 1996 году как совместный проект Бард-колледжа (США) и Санкт-Петербургского государственного университета . В 1997 году была объявлена программа открытых курсов Смольного центра для студентов СПбГУ и других вузов Санкт-Петербурга. В 1999 году Смольный центр был преобразован в Смольный институт свободных искусств и наук и принял первых студентов на основную образовательную программу филологического факультета СПбГУ по направлению 031600 (с 2010 г - 035300) «Искусства и гуманитарные науки». Весной 2011 года на основе программы «Искусства и гуманитарные науки», по решению Ученого совета СПбГУ, был создан Факультет свободных искусств и наук . Сейчас на Факультете обучается около 500 студентов.

    Особенности обучения

    В англо-саксонской системе высшего образования подобного рода колледжи существуют не только в виде небольших (до 2000 студентов), чаще всего частных, университетов (таких как Бард колледж), но и в качестве отдельных подразделений больших исследовательских университетов. Именно в такой колледж и поступает первоначально большинство студентов американского вуза на первый курс (не считая факультет медицины), и лишь по прошествии года или двух студент принимает окончательное решение о выборе специальности, и переходит на соответствующий профильный факультет. Как видно из списка профилей подготовки бакалавров Факультета свободных искусств и наук СПбГУ(см. ниже), и социальные и даже точные науки здесь представлены. Присутствует и широкий спектр языковых программ, хотя и без возможности у студентов специализироваться в этой области. Языки выступают в качестве необходимого практического инструментария для освоения других областей знания. И тем не менее, в рамках программы «Когнитивные исследования» есть возможность осваивать и собственно лингвистику, хотя и под определенным углом зрения.

    Система обучения на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ основана на принципах так называемого либерального образования (восходящего к античной и средневековой модели septem artes liberales). Либеральное образование подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту и выстраивание собственной траектории обучения, то есть значительно большую, чем в обычной системе, свободу выбора предметов.

    Концепция «либерального образования» основана на творческом подходе к образованию и развитии индивидуальности человека. Обучение ведётся в небольших группах, активно практикуется междисциплинарный подход, диалогический формат проведения занятий, стимулирование самостоятельности студентов в выборе ими дисциплин.

    На бакалаврские программы сюда поступают те, кто имеет среднее или высшее образование. По окончании первых двух лет студенты должны освоить половину из восьми требований широты образования и осуществить выбор профиля подготовки, который отвечает их интересам и планам на будущее.

    Выпускники Факультета получают два диплома о высшем образовании - Санкт-Петербургского государственного университета (квалификация «Бакалавр искусств и гуманитарных наук»), и Бард колледжа (квалификация «Бакалавр искусств» (Bachelor of Arts)).

    Программы концентрации

    Учебный план ФСИиН состоит из дисциплинарно ориентированных и междисциплинарных программ. Программы подразделяются на два типа:

    1) основные программы концентрации (majors)

    • Компьютерные науки и искусственный интеллект
    • Международные отношения , политические науки и права человека
    • Социология и антропология

    2) дополнительные программы концентрации (minors)

    • Российские , советские и постсоветские исследования
    • Французские исследования

    3) языковые курсы

    • Романо -германские языки (английский , немецкий , французский , итальянский)
    • Классические языки (латинский , древнегреческий)
    • Семитские языки (арабский)

    Каждый студент-бакалавр факультета должен выбрать профиль подготовки (основную программу концентрации) и выполнить соответствующие требования, включая защиту квалификационной работы бакалавра. Помимо основной программы концентрации студент при желании может выбрать дополнительную программу концентрации. Выбор программы концентрации происходит по завершении четвёртого семестра обучения (по окончании 2 курса).

    Кампус

    Изначально Смольный институт располагался на территории исторического комплекса бывшего Смольного монастыря , почему проект и получил название «Смольный». В настоящее время факультет размещается во Дворце Бобринских на Галерной улице . Иногородние студенты имеют возможность поселиться в одном из студенческих городков СПбГУ - на Васильевском острове или в Петергофе .

    На факультете имеются компьютерные классы открытого доступа и видеоконференцзалы; практически во всех аудиториях установлены видеопроекторы. Помимо этого, есть и ряд специализированных лабораторий: видеомонтажа, электронной музыки, когнитивных исследований, сложных систем. В СПбГУ Факультет свободных искусств и наук известен также тем, что здесь внедрена и активно используется система дистанционного обучения Sakai@СПбГУ ;
    .

    Программы международного обмена

    Сотрудничество с Бард колледжем предоставляет студентам Факультета свободных искусств и наук СПбГУ широкие возможности для получения опыта обучения за рубежом и погружения в интернациональную образовательную среду. К настоящему времени существует несколько обменных программ, воспользоваться которыми могут как студенты, обучающиеся на Факультете и хорошо знающие английский язык, так и студенты Бард колледжа, изучающие русский язык и культуру России.

    Научные центры и лаборатории

    Факультет свободных искусств и наук является перспективным научным центром фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований в сфере общенаучной методологии, образовательной политики, современных образовательных технологий, теории и методики либерального образования, гуманитарных и социальных наук. Реализация научных проектов, а также организация конференций и семинаров осуществляется Смольным коллегиумом, созданным в рамках Смольного института в 2003 году.

    Также на факультете действуют:

    • Лаборатория когнитивных исследований
    • Лаборатория моделирования речевой деятельности
    • Центр гражданского общества и прав человека
    • Центр изучения наследия империй
    • Центр искусствознания
    • Центр исследований экономической культуры
    • Центр либерального образования
    • Центр письма и критического мышления
    • Центр «Смольный коллегиум»
    • Центр современного искусства

    Руководство

    Руководство проектом осуществляется Попечительским советом, сопредседателями которого являются ректор СПбГУ Николай Кропачев и Президент Бард колледжа Леон Ботстайн (en:Leon Botstein). В Попечительский совет также входят: бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин , . директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский , художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича Юрий Темирканов , и другие общественные и политические деятели. Деканом Факультета является бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин .

    Известные преподаватели

    В 2001 году Министерство образования Российской Федерации расширило эксперимент по внедрению программы по направлению «Искусства и гуманитарные науки», включив в него

    Стоит, если вы знаете, зачем туда идете. Многие поступающие правда не в курсе, что тут не искусствоведов делают. И что вообще есть физика и биология. И что есть еще какие-то обязательные курсы.

    Интересен, конечно же, системой образования. По сути у вас есть еще год чтобы определиться, что вам нужно. Есть обязательные курсы, но большую часть вашего расписания составляют, конечно же, предметы по выбору. Так очень быстро учишься отвечать за свой выбор и принимать его последствия.

    А еще интересен контактами с вузами Европы и США. Помимо кучи возможностей уехать на семестр учиться за границу плюс в том, что немало курсов читается на английском языке (и это не так страшно, как кажется). С языком (если есть усердие) проблем и правда минимальное количество: тут тебе и американские студенты, с которыми можно болтать на любые темы, и преподаватели-носители, и еще (очень классный) клуб дебатов на английском. И магистратура в дружественных вузах Европы и США - милое дело. Ну и два диплома, да.

    Я от многих слышала, что минус в том, что нет специализации... ну да, её нет, а дальше-то что? (Можно пропустить шутки про работу по специальности) Вы не будете специалистом, но хорошо будете плавать во всей области, будь то история искусств или же кино (или даже когнитивные исследования). Ясное дело, что за экономическим образованием сюда не стоит идти, но для отчаявшихся гуманитариев все очень здорово, и вы даже экономикой заниматься сможете, просто немного на другом уровне, более теоретическом что ли. Как сказал декан на первой встрече в начале семестра, мы не знаем, что будет дальше, поэтому мы не знаем, к чему вас готовить.

    А еще у Смольного есть Эндаумент фонд, который дает именные стипендии - что в простонародье зовется скидками. Не всем, там тоже есть свой конкурсный список, но большая часть студентов-платников экономит свои средства благодаря баллам (пусть и не хватило их на бюджет).

    У меня все было довольно прозаично: мне хотелось только в Смольный, что ни делай. Просто потому что учи что хочешь (в 11 классе хотелось на стену лезть от большей части предметов только из-за того, что на это все НАДО (не мне) было ходить), развивайся на здоровье, английский совершенствуй. Был у меня вариант на филфак пойти, но что-то как-то не задалось. Ну вот не совсем мое. И сейчас я перестала воспринимать высшее образование как подготовку к работе. В моем понимании теперь это процесс самосовершенствования, становления более образованным, разносторонним и компетентным человеком. И поэтому и учиться в кайф, честное слово. Ни разу не пожалела, а только радуюсь.

    В июне 1997 г. ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая и президент Бард Колледжа (штат Нью-Йорк, США) Л. Ботстайн подписали соглашение о создании Смольного центра свободных искусств и наук как совместного начинания СПбГУ и Бард Колледжа. Осенью 1997 г. Смольный центр объявил программу открытых курсов, которые посещали студенты СПбГУ и других петербургских вузов.

    В 1999 г. центр был преобразован в Смольный Институт свободных искусств и наук и принял своих первых постоянных студентов дневного отделения.

    В настоящее время в Смольном Институте обучаются около 260 студентов.

    Смольный Институт свободных искусств и наук – совместная образовательная программа Санкт-Петербургского государственного университета и Бард Колледжа (штат Нью-Йорк, США) – осуществляет подготовку бакалавров по направлению 522800 «Искусства и гуманитарные науки».

    Смольный центр начал функционировать в помещении бывшего Смольного монастыря, откуда и происходит его название. В сентябре 2001 г. между СПбГУ и Бард Колледжем было подписано соглашение о передаче Смольному Институту уникального архитектурного памятника – дворца Бобринских (Галерная ул., 58/60), куда Смольный Институт переедет по завершении ремонтно-реставрационных работ. В настоящее время большая часть занятий проходит по адресу: наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11.

    Общее руководство Смольным Институтом осуществляет Международный Попечительский совет. Сопредседателями Попечительского совета являются ректор Санкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкая и президент Бард Колледжа Л. Ботстайн.

    Смольный Институт – первая в России образовательная программа, основанная на принципах свободных искусств и наук. В число этих принципов входят:

    – индивидуальный учебный план для каждого студента, обеспечивающий возможности максимально гибкой специализации и способствующий всестороннему развитию личности;

    – междисциплинарный подход в преподавании, отвечающий синтетическому характеру современной культуры, позволяющий студентам научиться смотреть на мир с различных точек зрения и развивающий у них критическое мышление;

    – интерактивный метод проведения занятий, ориентирующий студента и преподавателя на творческое сотрудничество и совместное размышление, приучающий студентов самостоятельно осваивать новые знания.

    Программа Смольного Института нацелена на создание максимально благоприятных условий для развития творческой индивидуальности студентов. Это становится особенно актуально сегодня, когда наряду с узкоспециальными знаниями все большую ценность при приеме на работу приобретают творческие способности, умение быстро перестраиваться и генерировать новые идеи, одинаково эффективно работать в разных языковых и социокультурных условиях.

    Учебный план Смольного Института состоит из одиннадцати основных и десяти дополнительных программ. Среди основных:

    изобразительное искусство и архитектура,

    – музыка,

    – зрелищные искусства (театр, кино),

    – литература,

    – история цивилизаций,

    – философия,

    – социология и антропология,

    – экономика,

    – когнитивные исследования,

    – история и методология гуманитарного знания,

    – сложные системы в природе и в обществе.

    Дополнительные программы: практические искусства, религиоведение, гендерные исследования, идентичность, демократия, международные отношения, русская культура и цивилизация, американская культура и цивилизация, восточная культура и цивилизация, французская культура и цивилизация.

    Методика преподавания в Смольном Институте предполагает диалогическую форму проведения занятий, которая отличается от обычных лекций. Обучение проводится в небольших группах (не более 15–20 человек) с преимущественным вниманием к чтению и критическому обсуждению текстов. Программа строится таким образом, чтобы у студентов было достаточно времени для занятий дома и в библиотеке, для написания разноплановых эссе и для качественной подготовки к занятиям.

    Изучение английского языка в Смольном Институте является обязательным. Преподавание английского языка в Смольном Институте ведется по оригинальной программе, рассчитанной на три года обучения (по 8 учебных часов в неделю). Наряду с английским в Смольном Институте преподаются французский, немецкий и другие иностранные языки.

    Всего в Смольном Институте работают более 80 преподавателей различных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (в числе которых – 1 проректор, 3 декана, 4 директора научно-исследовательских институтов СПбГУ, 10 заведующих кафедрами, 14 профессоров). Кроме того, в число преподавателей Смольного Института входят сотрудники ведущих научно-исследовательских учреждений города: Российского института истории искусств РАН, Музея антропологии и этнографии и др. В преподавании принимают участие также известные деятели культуры: поэты, художники, музыканты, режиссеры, арт-критики. В Смольном Институте регулярно преподают зарубежные преподаватели, прежде всего из Бард Колледжа, и других университетов США.

    Выпускники Смольного Института получают два диплома о высшем образовании – диплом «бакалавра искусств и гуманитарных наук» Санкт-Петербургского государственного университета и диплом «бакалавра искусств (Bachelor of Arts)» Бард Колледжа.

    Смольный Институт предоставляет студентам возможность участия в международных образовательных программах (обмен студентами с Бард Колледжем, продолжение обучения в магистратуре ряда американских университетов и т. д.).

    В Смольный Институт принимаются лица со средним, незаконченным высшим и высшим образованием. Институт принимает студентов на бюджетные и на дополнительные платные места.

    Студентам, нуждающимся в материальной поддержке, предоставляются стипендии и скидки по оплате обучения институтом «Открытое общество» (в рамках программы поддержки высшего образования HESP), а также другими спонсорами Смольного Института.

    Военнообязанные студенты на время обучения в Смольном Институте получают отсрочку от прохождения действительной военной службы.

    Факультет , созданный в сотрудничестве с Бард колледжем (en:Bard College) (штат Нью-Йорк, США). Это первый в России факультет, реализующий принципы либерального образования в рамках программы классического бакалавриата .

    История факультета

    Факультет свободных искусств и наук (Смольный институт свободных искусств и наук) появился в 1996 году как совместный проект Бард-колледжа (США) и Санкт-Петербургского государственного университета . В 1997 году была объявлена программа открытых курсов Смольного центра для студентов СПбГУ и других вузов Санкт-Петербурга. В 1999 году Смольный центр был преобразован в Смольный институт свободных искусств и наук и принял первых студентов на основную образовательную программу филологического факультета СПбГУ по направлению 031600 (с 2010 г - 035300) «Искусства и гуманитарные науки». Весной 2011 года на основе программы «Искусства и гуманитарные науки», по решению Ученого совета СПбГУ, был создан Факультет свободных искусств и наук . Сейчас на Факультете обучается около 500 студентов.

    Особенности обучения

    В англо-саксонской системе высшего образования подобного рода колледжи существуют не только в виде небольших (до 2000 студентов), чаще всего частных, университетов (таких как Бард колледж), но и в качестве отдельных подразделений больших исследовательских университетов. Именно в такой колледж и поступает первоначально большинство студентов американского вуза на первый курс (не считая факультет медицины), и лишь по прошествии года или двух студент принимает окончательное решение о выборе специальности, и переходит на соответствующий профильный факультет. Как видно из списка профилей подготовки бакалавров Факультета свободных искусств и наук СПбГУ(см. ниже), и социальные и даже точные науки здесь представлены. Присутствует и широкий спектр языковых программ, хотя и без возможности у студентов специализироваться в этой области. Языки выступают в качестве необходимого практического инструментария для освоения других областей знания. И тем не менее, в рамках программы «Когнитивные исследования» есть возможность осваивать и собственно лингвистику, хотя и под определенным углом зрения.

    Система обучения на Факультете свободных искусств и наук СПбГУ основана на принципах так называемого либерального образования (восходящего к античной и средневековой модели septem artes liberales). Либеральное образование подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту и выстраивание собственной траектории обучения, то есть значительно большую, чем в обычной системе, свободу выбора предметов.

    Концепция «либерального образования» основана на творческом подходе к образованию и развитии индивидуальности человека. Обучение ведётся в небольших группах, активно практикуется междисциплинарный подход, диалогический формат проведения занятий, стимулирование самостоятельности студентов в выборе ими дисциплин.

    На бакалаврские программы сюда поступают те, кто имеет среднее или высшее образование. По окончании первых двух лет студенты должны освоить половину из восьми требований широты образования и осуществить выбор профиля подготовки, который отвечает их интересам и планам на будущее.

    Выпускники Факультета получают два диплома о высшем образовании - Санкт-Петербургского государственного университета (квалификация «Бакалавр искусств и гуманитарных наук»), и Бард колледжа (квалификация «Бакалавр искусств» (Bachelor of Arts)).

    Программы концентрации

    Учебный план ФСИиН состоит из дисциплинарно ориентированных и междисциплинарных программ. Программы подразделяются на два типа:

    1) основные программы концентрации (majors)

    • Компьютерные науки и искусственный интеллект
    • Международные отношения , политические науки и права человека
    • Социология и антропология

    2) дополнительные программы концентрации (minors)

    • Российские , советские и постсоветские исследования
    • Французские исследования

    3) языковые курсы

    • Романо -германские языки (английский , немецкий , французский , итальянский)
    • Классические языки (латинский , древнегреческий)
    • Семитские языки (арабский)

    Каждый студент-бакалавр факультета должен выбрать профиль подготовки (основную программу концентрации) и выполнить соответствующие требования, включая защиту квалификационной работы бакалавра. Помимо основной программы концентрации студент при желании может выбрать дополнительную программу концентрации. Выбор программы концентрации происходит по завершении четвёртого семестра обучения (по окончании 2 курса).

    Кампус

    Изначально Смольный институт располагался на территории исторического комплекса бывшего Смольного монастыря , почему проект и получил название «Смольный». В настоящее время факультет размещается во Дворце Бобринских на Галерной улице . Иногородние студенты имеют возможность поселиться в одном из студенческих городков СПбГУ - на Васильевском острове или в Петергофе .

    На факультете имеются компьютерные классы открытого доступа и видеоконференцзалы; практически во всех аудиториях установлены видеопроекторы. Помимо этого, есть и ряд специализированных лабораторий: видеомонтажа, электронной музыки, когнитивных исследований, сложных систем. В СПбГУ Факультет свободных искусств и наук известен также тем, что здесь внедрена и активно используется система дистанционного обучения Sakai@СПбГУ ;
    .

    Программы международного обмена

    Сотрудничество с Бард колледжем предоставляет студентам Факультета свободных искусств и наук СПбГУ широкие возможности для получения опыта обучения за рубежом и погружения в интернациональную образовательную среду. К настоящему времени существует несколько обменных программ, воспользоваться которыми могут как студенты, обучающиеся на Факультете и хорошо знающие английский язык, так и студенты Бард колледжа, изучающие русский язык и культуру России.

    Научные центры и лаборатории

    Факультет свободных искусств и наук является перспективным научным центром фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований в сфере общенаучной методологии, образовательной политики, современных образовательных технологий, теории и методики либерального образования, гуманитарных и социальных наук. Реализация научных проектов, а также организация конференций и семинаров осуществляется Смольным коллегиумом, созданным в рамках Смольного института в 2003 году.

    Также на факультете действуют:

    • Лаборатория когнитивных исследований
    • Лаборатория моделирования речевой деятельности
    • Центр гражданского общества и прав человека
    • Центр изучения наследия империй
    • Центр искусствознания
    • Центр исследований экономической культуры
    • Центр либерального образования
    • Центр письма и критического мышления
    • Центр «Смольный коллегиум»
    • Центр современного искусства

    Руководство

    Руководство проектом осуществляется Попечительским советом, сопредседателями которого являются ректор СПбГУ Николай Кропачев и Президент Бард колледжа Леон Ботстайн (en:Leon Botstein). В Попечительский совет также входят: бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин , . директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский , художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича Юрий Темирканов , и другие общественные и политические деятели. Деканом Факультета является бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин .

    Известные преподаватели

    В 2001 году Министерство образования Российской Федерации расширило эксперимент по внедрению программы по направлению «Искусства и гуманитарные науки», включив в него