Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Федеральные органы государственной власти россии - особенности, описание и история. Федеральные органы государственной власти россии Кто относится к федеральным государственным органам

    Федеральные органы государственной власти россии - особенности, описание и история. Федеральные органы государственной власти россии Кто относится к федеральным государственным органам

    Государственное устройство России имеет три уровня пуб­личной (народной) власти: федеральный центр, субъекты РФ, местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и су­дебную. Органы каждого вида власти самостоятельны*.

    * Основоположники теории разделения властей Дж. Локк (Англия) и Ш. Мон­тескье (Франция) исходят из того, что абсолютная власть портит человека и необходимо ограничение любой власти. Законодательная власть должна принад­лежать народу и аккумулировать его волю, а исполнительная - монарху.

    Принцип разделения властей широко распространен в мире, хотя и проявля­ется в каждом случае специфически.

    Так, в Англии с 30-х годов XIX в. парламент (палата общин) и исполнитель­ная власть функционируют в единстве: парламентское большинство формирует правительство, министры назначаются из числа депутатов и остаются ими в министерской должности.

    В СССР существовали все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), действовавшие под руководством КПСС. Но советская власть была единой, исполнительная власть формировалась представительной властью, т.е. эти ветви власти не были самостоятельными.

    Государственную власть осуществляют Президент РФ, Феде­ральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ (рис. 2.1).

    Президент Российской Федерации является главой государст­ва, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда­нина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государст­ва, представляет Россию внутри страны и в международных от­ношениях, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

    Рис. 2.1. Структура федеральных органов власти

    Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), он как бы возвышается над властными институтами, осуществляет взаимодействие между ними и при принятии решений руковод­ствуется общей волей, т.е. волей большинства избирателей.

    Президент РФ назначает высших должностных лиц государ­ства, в том числе председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), заместителей председателя Правитель­ства РФ и федеральных министров; назначает выборы Государ­ственной Думы, референдум; подписывает и обнародует феде­ральные законы; издает указы и распоряжения; является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и вы­полняет другие общегосударственные функции.

    Президент РФ применяет согласительные процедуры в случае разногласий между органами власти, он вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции, федеральным законам, междуна­родным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека до решения этого вопроса соответствующим судом.

    При Президенте РФ функционируют органы, обеспечи­вающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы госу­дарства являетсяАдминистрация Президента РФ. Она действу­ет на правах государственного органа управления. В составе Администрации - самостоятельные подразделения, должност­ные лица. Образованы советы по направлениям деятельности. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование феде­рального уровня, работа с регионами, международная полити­ка. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

    Советы в Администрации Президента РФ являются посто­янно действующими консультативными органами. Они инфор­мируют Президента РФ о процессах, происходящих в той или иной сфере, и обеспечивают взаимодействие Президента РФ с организациями и деятелями данной сферы. Организационное обеспечение деятельности каждого Совета осуществляет Главное управление внутренней политики Президента РФ. Решения Сове­та носят рекомендательный характер и направляются Президен­ту РФ, соответствующим органам государственной власти Рос­сийской федерации и субъектов РФ.

    Федеральное Собра­ние

    Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующееФедеральное Собра­ние - парламент Российской Федерации, состоящий из двух па­лат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федера­ции образуют по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума избирается на четыре года в составе 450 депутатов, которые работают на профессиональной основе.

    Совет Федерации и Государственная Дума формируют коми­теты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парла­ментские слушания. Для осуществления контроля за исполнени­ем федерального бюджета парламент образует Счетную палату.

    Парламент призван выражать мнение народа, обеспечивать реализацию требований Конституции и создавать юридическую базу правового государства. Главным критерием эффективности работы парламента служат качество и. своевременность принимаемых законов.

    В практике западных демократий парламент контролирует пра­вительство, ограничивает рамки его деятельности. В парламенте деятельность правящей партии находится под постоянным на­блюдением оппозиции, которая хотя в целом лояльна и ответст­венна, но всегда готова бросить вызов правительственной пар­тии на выборах. Правящая партия в свою очередь осознает воз­можность перехода в оппозицию.

    Члены парламента обязаны вести себя в соответствии с при­нятым кодексом поведения. Им запрещено активное лоббиро­вание интересов непарламентских структур в расчете на возна­граждение.

    Парламент формируется на основе избирательного права. Различают два вида избирательной системы.

    1. Мажоритарная - депутаты избираются по одному от каж­дого округа, на которые разбита страна (США, Великобритания).

    2. Пропорциональная - выборы проводятся по партийным спискам и места делятся в соответствии с поданными за каждый из них голосами избирателей (континентальная Европа).

    Первую называют англосаксонской, она присуща классиче­ской демократии; для нее характерна 2-3-партийная система. Партия-победительница управляет страной, проигравшая со­ставляет оппозицию, извлекая уроки из поражения. Страны с мажоритарной системой наиболее устойчивы к авторитаризму. При пропорциональной системе избиратели голосуют за спи­сок без конкретных имен. Будущие депутаты зависят больше не от избирателей, а от руководства своей партии. Устойчи­вость в парламенте поддерживается, пока не нарушаются инте­ресы какой-либо партии.

    Первые шаги к новому парламентаризму были сделаны в марте 1989 г. выборами на съезд народных депутатов СССР.

    После принятия Декларации о государственном суверенитете России, новой Конституции, в результате работы Госдумы со­зывов 1993, 1995 гг. утвердился порядок альтернативных избира­тельных кампаний.

    Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от пол­номочий других государственных органов. Парламент наделен следующими видами компетенции:

    Законодательная;

    Формирование государственных органов;

    Финансовая;

    Контрольная;

    Ратификация и денонсация международных договоров.

    Совет Федерации

    Совет Федерации выражает интересы регионов, выступает инструментом стабильности, служит посредником между Прези­дентом РФ и Государственной Думой при принятии законов, нейтрализует при этом потенциальные конфликты, применяя согласительные процедуры.

    К ведению Совета Федерации относятся:

    Утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвы­чайного положения;

    Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил за пределами территории России;

    Назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности;

    Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Гене­рального прокурора РФ, заместителя Председателя Счет­ной палаты и половины состава ее аудиторов.

    Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

    Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов;

    Финансового, валютного, кредитного, таможенного регу­лирования, денежной эмиссии;

    Ратификации и денонсации международных договоров России;

    Статуса и защиты государственной границы России;

    Войны и мира.

    Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов.

    Проводится реформа Совета Федерации, направленная на совершенствование порядка его формирования в целях более последовательной реализации принципа разделения властей. Членство в Совете Федерации глав исполнительной власти Про­тиворечит этому принципу. Совет Федерации не может работать на постоянной основе. Главы исполнительной власти получают депутатский иммунитет, хотя распоряжаются материальными и финансовыми ресурсами.

    Согласно новому положению прекращается представительст­во исполнительной власти в законодательном органе, деятель­ность палаты осуществляется на постоянной основе. Это позво­ляет главам исполнительной власти субъектов РФ сосредото­читься на работе в своих регионах.

    К ведениюГосударственной Думы относятся:

    Решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства РФ;

    Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Упол­номоченного по правам человека;

    Объявление амнистии;

    Выдвижение обвинения против Президента РФ для отре­шения его от должности;

    Принятие федеральных законов.

    Государственная Дума образует комитеты, фракции, депутат­ские группы, сочетает законотворческую и законодательную дея­тельность. Механизм взаимодействия структур Госдумы при про­хождении законопроектов отвечает классическим парламентским требованиям. Вся текущая работа над проектами законов прово­дится в 27 комитетах. Если проект одобряется большинством го­лосов комитета и не встречает серьезных возражений со стороны фракции, то он с большой вероятностью Думой принимается.

    У законотворчества есть концептуальная и техническая сто­роны. Сначала законопроект должен получить согласие заинте­ресованных сторон по концепции, а потом начинается техниче­ская сторона разработки закона.

    Нередко Госдуму критикуют, что она мало принимает зако­нов, да и не те законы принимает. Но, например, земельный кодекс не принят не потому, что не готов (он давно готов), а потому, что у ветвей власти разные взгляды на его концепцию, В мировой практике основная часть законопроектов готовится и вносится правительством. И это правильно, ведь у депутата один штатный помощник, а у правительства огромный аппарат, кроме министерств (в России на его долю приходится не более 20% внесенных проектов). Поэтому наивны призывы посылать в парламент больше профессионалов-юристов.

    За годы работы Государственной Думы было рассмотрено более тысячи законопроектов, из них принято 690, подписаны Президентом РФ лишь 487.

    Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть является нелюбимым дети­щем в значительной части общества, особенно в СМИ. Одна из причин заключается в том, что узки ее конституционные рамки, урезаны полномочия, к минимуму сведены контрольно-надзор­ные функции.

    Действующая Конституция РФ предоставляет парламенту Право выражать недоверие только правительству в целом. В то же время он не может оперативно реагировать на вызы­вающие недовольство граждан решения и действия конкрет­ных членов правительства. Предоставление такого права по­зволило бы производить кадровые изменения, не прибегая к полной отставке правительства.

    Федеральная исполнительная власть

    В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

    1. Правительство РФ, состоящее из:

    Председателя Правительства РФ;

    Заместителей Председателя Правительства РФ;

    Федеральных министров;

    2. Министерства РФ;

    3. Другие федеральные органы исполнительной власти.

    Председатель Правительства РФ, первые заместители и за­местители председателя ПравительстваРФ, министры финансов, иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции, экономического развития и торговли, руководитель аппарата Правительства РФ образуют президиум Правительства РФ. В работе Прави­тельства РФ наравне с членами президиума принимают участие глава Центрального банка РФ, спецпредставитель Президента РФ по связям с международными финансовыми организациями, гла­ва Российской академии наук.

    Структура федеральных органов исполнительной власти включает министерства и ведомства, обеспечивающие реализа­цию Правительством РФ возложенных на него полномочий, и утверждается указом Президента РФ.

    Федеральные органы исполнительной власть подразделяют­ся на:

    Подведомственные Правительству РФ;

    Подведомственные Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, либо в соответствии с законодательством.

    В отраслевых ведомствах выделяются прогнозно-аналитичес­кие и оперативно управляющие структуры; первые координи­руют работу с Министерством экономического развития и тор­говли РФ и другими ведомствами экономического блока, вто­рые - с предприятиями и учреждениями.

    Правительство Российской Федерации:

    Разрабатывает и представляет Государственной Думе фе­деральный бюджет, обеспечивает его исполнение, о чем отчитывается перед Государственной Думой;

    Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, нау­ки, образования, здравоохранения, социального обеспе­чения, экологии;

    Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, за­конности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    Координирует деятельность федеральных органов испол­нительной власти по экономической реформе; реформе социального сектора, жилищной и строительной поли­тике; реформе научной сферы и отраслей инфраструкту­ры; национальной, региональной политике, сотрудниче­ству с государствами - участниками СНГ; правоохрани­тельной деятельности;

    Осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, указами Президента РФ;

    Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, фе­деральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

    Председатель Правительства РФ определяет основные на­правления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Согласно Указу Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249, ; Председатель Правительства РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере внешнеэкономических связей, обороны и безопасности страны.

    Систему федеральных органов исполнительной власти обра­зуют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

    Министерство как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление соответствующей сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции координации оно выполняет в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав правительства РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются и освобождаются Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно Председатель Госкомитета РФ, Председатель Федеральной комиссии России.

    Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России осуществляют специальные (исполнительные, кон­трольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, российское агент­ство - генеральный директор российского агентства, федераль­ный надзор - начальник федерального надзора России.

    Назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей государственных комитетов, федеральных комис­сий, федеральных служб, российских агентств и федеральных надзоров России, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федераль­ными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федераль­ных органов исполнительной власти, подведомственных Прези­денту РФ, назначаются на должность и освобождаются от долж­ности в особо устанавливаемом порядке.

    Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

    Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов ис­полнительной власти определяются в соответствии с их структу­рой, утверждаемой Указом Президента РФ (приложение 1).

    Постановлениями Правительства РФ устанавливаются пре­дельная численность аппарата министерств в центре и по терри­ториям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансиро­вание расходов на содержание центрального аппарата и терри­ториальных органов осуществляется за счет федерального бюд­жета по статье «Государственное управление».

    В министерствах образуются департаменты. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической или социально-экономической деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответ­ствующего федерального органа исполнительной власти.

    Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10%, а старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

    При Правительстве РФ функционирует широкая сеть коор­динационных, консультативных и других органов: правительст­венные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты; число таких структур составляет около 50 (комиссии по обеспечению доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации; по вопросам СНГ; по таможенным и тарифным вопросам; по защитным мерам во внешней торговле; по аудиторской деятельности и т.д.).

    Так, основными задачами Продовольственной Комиссии являются решение вопросов по обеспечению населения продовольствием путем формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечение поставки селу материально-технических ресурсов, координация деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

    Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок нe более одного месяца органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, предприятиями и объеди­нениями, к которым решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

    В целях повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное пред­ставительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме, пол­номочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных Органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

    Федеральные органы исполнительной власти для осуществ­ления полномочий могут создавать свои территориальные орга­ны и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоре­чит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут переда­вать им осуществление части своих полномочий. В пределах ве­дения и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ фе­деральные органы исполнительной власти и органы исполни­тельной власти субъектов РФ образуют единую систему испол­нительной власти Российской Федерации.

    В целях усиления координации деятельности органов испол­нительной власти Российской Федерации и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, дейст­вующие в качестве совещательных органов. Они включают ру­ководящих работников министерств и ведомств и представите­лей органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Работе органов исполнительной власти мешают частые реорга­низации, в том числе и Правительства РФ. После реорганизации ведомству нужно несколько месяцев, чтобы начать нормальное функционирование, до этого неотложные дела остаются на втором плане. Нередко новации исчерпываются сменой названия, хотя расходов такие затеи требуют немалых (бланки, печати и т.д.).

    Так, за 13 месяцев 1998-1999 гг. три раза менялась структу­ра федеральных органов исполнительной власти. Министерство общего и специального образования переименовано в Мини­стерство образования. Государственный Земельный комитет - Государственный комитет по земельной политике. Федеральный Орган по строительству с 1992 г. менял название 6 раз*.

    * Бюро цензов США (аналог Госкомстату) не меняет название 200 лет, статслужбы Великобритании, Франции - 100 лет.

    Несмотря на то, что управление строится в основном по западным образцам с акцентом на либеральную демократию, в обществе пропа­гандируются также в качестве образца монархические принципы Рос­сийской империи.

    Во главе России стоял царь, император, правивший единолично. Высший законодательный орган - Государственный Совет, его члены назначались царем. Законопроекты приобретали силу после утвержде­ния их царем. Состав Комитета Министров также утверждался царем;

    Правительствующий Сенат во главе с обер-прокурором включал руко­водителей департаментов, сенаторов, назначаемых также царем, действовала вертикаль: Император - губернатор с прямым подчинением.

    В основу административно-территориального деления было поло­жено удобство управления. Различалось общее административно-территориальное деление и специальное: общее - для целей общего­сударственного управления, специальное - управления отдельными ведомствами, группами территориальных единиц. Страна делилась на генерал-губернаторства, губернии, области, градоначальства, округа, уезды, волости, станы. В начале XX в. в России было:

    Генерал-губернаторств - 8

    Губерний - 78

    Областей - 18

    Градоначальств - 4

    Военных губернаторств - 2 (г. Кронштадт, Николаев). Губернии делились на две группы:

    В губерниях первой группы действовали новые земские и город­ские органы самоуправления, при этом традиционные админист­рации уступали им часть своих функций;

    В губерниях второй группы в руках губернаторов по-прежнему сосредоточивались все полицейские, административно-хозяйствен­ные и финансовые рычаги управления.

    Все должностные лица от генерал-губернатора до станового при­става назначались.


    Лекция:

    Органы государственной власти РФ – это организации и учреждения, обладающие государственной властью и реализующие её.

    В соответствии с принципом разделения властей они делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Высшим органом законодательной власти в нашей стране является Федеральное собрание РФ, он принимает законы и контролирует органы исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, оно осуществляет государственное управление и исполняет законы, принятые Федеральным собранием. Высшими органами судебной власти РФ являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, они восстанавливают справедливость, наказывая тех, кто нарушает законы.

    Итак, государственную власть в РФ осуществляют Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный и Верховный Суды РФ, а также Президент РФ. В осуществлении государственной власти Президенту РФ помогают Администрация Президента РФ, Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, комиссии. Эти органы не входят в систему органов государственной власти. Также в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (МСУ).

    Взаимосвязь и взаимозависимость органов государственной власти обеспечивается системой сдержек и противовесов, которая позволяет органам государственной власти контролировать друг друга. Так, Госдума может отправить Правительство в отставку; Президент ежегодно отчитывается перед Федеральным Собранием, а также может распустить Госдуму или наложить вето на закон. Система сдержек и противовесов имеет важное значение, поскольку защищает граждан от монополии какой-либо одной ветви власти.

    Знание полномочий органов государственной власти, закреплённых в Конституции РФ, пригодится вам для правильного решения задания 14 ЕГЭ по обществознанию.


    Органы власти

    Полномочия

    1.

    Президент РФ (ст. 80, 83-93 КРФ)

    Возглавляет государство

    Представляет РФ внутри страны и на международной арене

    Гарантирует исполнение Конституции, соблюдение прав и свобод

    Определяет направления внешней и внутренней политики
    Назначает премьер - министра (председателя Правительства РФ) с согласия Госдумы. Если Госдума трижды отклоняет кандидатуры Президента на должность премьер - министра, то Президент распускает Госдуму
    Представляет Госдуме кандидатуру на должность Председателя Центробанка РФ и ставит перед Госдумой вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка РФ
    По предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от должности заместителей премьер - министра и министров
    Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда и Верховного Суда; назначает других федеральных судей
    Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности Генерального прокурора и его заместителей либо вносит предложение об их освобождении; назначает и освобождает прокуроров субъектов РФ
    Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ

    Возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину и является Верховным главнокомандующим ВС

    Назначает выборы Госдумы и референдум
    Обладает правом законодательной инициативы - может вносить свои законопроекты в Госдуму

    Подписывает и обнародует законы, а также пользуется правом вето

    Издаёт указы и распоряжения по вопросам ведения

    Руководит внешней политикой, подписывает и ратифицирует международные документы, ведёт переговоры

    Решает вопросы принятия гражданства и предоставления политического убежища

    Награждает государственными наградами, присваивает почётные, воинские и иные звания

    Осуществляет помилование

    2.

    Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания РФ (ст. 102 КРФ)

    Утверждает вопросы изменения границ субъектов РФ

    Утверждает указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения

    Решает вопросы использования вооруженных сил за пределами страны

    Назначает выборы Президента

    Отрешает Президента от должности на основании обвинения Госдумы в государственной измене или заключения Верховного Суда о совершении тяжкого преступления и заключения Конституционного Суда о соблюдении законности выдвижения обвинения

    С представления Президента назначает на должность судей КС РФ и ВС РФ

    С представления Президента назначает и освобождает Генерального прокурора и его заместителей

    Назначает заместителей Председателя Счётной палаты и половину её аудиторов

    Утверждает или отправляет на доработку законопроекты, принятые Госдумой


    3.

    Госдума - нижняя палата Федерального Собрания (ст. 103 КРФ)

    Даёт или не даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства

    Заслушивает ежегодные отчёты Правительства о результатах исполнения законов

    Решает вопрос о доверии Правительству и на законных основаниях отправляет его в отставку

    Назначает и освобождает Председателя Центробанка РФ

    Назначает и освобождает Председателя Счетной палаты и половину её аудиторов

    Назначает и освобождает Уполномоченного по правам человека

    Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности Советом Федерации

    Объявляет амнистию

    Обсуждает и принимает законопроекты, внесённые субъектами законодательной инициативы

    Издаёт постановления по вопросам ведения

    4.

    Правительство РФ (гл. 6 КРФ)

    Разрабатывает государственный бюджет и исполняет его

    Ежегодно отчитывается перед Госдумой о результатах деятельности и исполнения решений, принятых Госдумой

    Управляет федеральной собственностью

    Обеспечивает проведение внутренней политики: денежно - кредитной, налоговой, в области образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

    Обеспечивает проведение внешней политики, обороны страны, государственной безопасности РФ

    Обеспечивает законность, охрану правопорядка, борьбу с преступностью

    Издаёт постановления и распоряжения по вопросам ведения

    5.

    Конституционный суд РФ (ст. 125 КРФ)

    Разрешает дела о соответствии всех нормативно-правовых актов, принимаемых в стране Конституции РФ

    Разрешает дела о соответствии договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ

    Разрешает споры о компетенции между федеральными гос/органами РФ; между гос/органами субъектов РФ
    Даёт толкование норм Конституции РФ

    Осуществляет проверку закона на конституционность в случае жалоб граждан на нарушение их конституционных прав

    6.

    Верховный суд РФ (ст. 126 КРФ)

    Осуществляет гражданское, уголовное, административное судопроизводство

    Осуществляет разбирательство по экономическим спорам

    Даёт разъяснения по вопросам судебной практики

    Приведённые выше органы относятся к федеральным. Но в системе государственных органов власти РФ есть ещё уровень органов государственной власти субъектов РФ. К ним относятся:

    Полномочия этих органов определяются Конституцией/Уставом, законами и иными нормативно - правовыми актами субъекта РФ, которые не могут противоречить Конституции РФ, Федеральным законам и иным нормативно - правовым актам РФ.

    Власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти . Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями.

    Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации.

    Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

      Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ и судами России.

      Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

      Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами.

      Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям , которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер.

    Замечание 1

    Рассмотрев основные признаки органов государственной власти, можно сделать вывод, что не каждое государственное учреждение или организация может являться органом государственной власти. Таковым, например, не является государственное предприятие, государственное учебное учреждение и т.д. Эти государственные учреждения являются звеном какого-либо министерства, государственного комитета и др., которые сами выступают в качестве органа государственной власти.

    Органы государственной власти составляют выборные депутаты или назначенные государственные служащие, наделенные определенными властными полномочиями. Орган государственной власти может представлять и один человек. Таковыми являются Президент РФ, президенты республик и главы администраций субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Свою деятельность эти должностные лица осуществляют в соответствии с конституциями и законами и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил.

    Вместе с органами государственно власти в Российской Федерации свою деятельность осуществляют и органы местного самоуправления. Эти органы имеют особую природу и в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти. Но рассмотренные выше три основных признака органов государственной власти могут быть применены и к органам местного самоуправления.

    Виды органов государственной власти

    Органы государственной власти классифицируются на несколько групп и по ряду оснований .

    Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация яв-ляется федеративным государством, его механизм состоит из феде-ральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конститу-ции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществ-ляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

    Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляет-ся право самостоятельно устанавливать систему органов государ-ственной власти, порядок их организации и деятельности и их ком-петенцию в соответствии с основами конституционного строя Рос-сийской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти.

    Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органом исполнительной власти разрешается создавать свои терри-ториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют пра-во принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполне-ние с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

    Различие в предметах ведения федеральных органов и органов субъектов РФ не означает одновременного существования двух качественно различных механизмов государства. Единство меха-низма Российского государства обеспечивается основами консти-туционного строя, закрепляющими власть многонационального на-рода Российской Федерации, принципы законности, разделения властей, демократизма, органичного сочетания субординации и координации.

    Принцип законности обеспечивает создание единого политико-правового режима в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, согласованность их действий, реализацию мероприятий, закрепленных нормативно-правовыми актами феде-ральных органов, на территории субъектов РФ с учетом их специфи-ки и интересов населения.


    Последовательное закрепление и проведение принципа разделе-ния властей обеспечивает единство организационной основы феде-ральных органов государства и органов государственной власти субъектов РФ. Система сдержек и противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ, творчески приме-няется ими при конституировании собственной системы органов государственной власти. По мере накопления опыта оптимальный вариант системы сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специальном федеральном законе.

    Демократизм деятельности механизма Российского государства выражается в праве народа участвовать в управлении делами госу-дарства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в отправлении правосудия, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в любые государственные органы.

    Принцип субординации и координации компонентов системы механизма Российского государства требует строгой государствен-ной дисциплины, подчинения по вертикали вышестоящим органам и координации деятельности с органами, выполняющими однотип-ные либо общие задачи. Негативное отношение отдельных органов субъектов РФ к этому принципу, стремление выйти из-под подчине-ния центру по вопросам, отнесенным к ведению Российской Феде-рации, создает дополнительные искусственные препятствия на пути экономических, социальных и иных реформ, вносит дисгармонию в деятельность единого государственного механизма.

    Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компо-нентов механизма Российского государства играют федеральные орга-ны. Особо значение имеет деятельность Президента РФ как главы го-сударства, призванного обеспечивать согласованное взаимодействие всех ветвей власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъек-тов РФ и наделенного в этих целях специальными полномочиями.

    Президент Российской Федерации

    Как глава государства Президент играет особую роль в механиз-ме государства. Согласно ст. 80 Конституции РФ он является:

    1) га-рантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

    2) при-нимает меры по охране суверенитета Российской Федерации;

    3) обес-печивает согласованное действие органов государственной власти;

    4) определяет основные направления внутренней и внешней поли-тики;

    5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни проявля-лась, в конечном счете направлена на охрану Конституции, обеспече-ние ее неукоснительного действия. Особо важной является задача со-здания такого правового режима, при котором ни один орган госу-дарства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых актов, и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.

    В этих целях Президент наделяется широкими полномочиями в подборе кандидатур на ключевые государственные посты. Часть из них он назначает самостоятельно, другую часть — Государственная Дума либо Совет Федерации по его предложению. Государственная Дума дает согласие на назначение Президентом Председателя Пра-вительства и по предложению Президента назначает на должность Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ также пред-ставляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на долж-ности судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ.

    Самостоятельно Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ, назначает на должности заместителей Председате-ля Правительства РФ, федеральных министров, формирует Совет Бе-зопасности, Администрацию Президента, назначает полномочных пред-ставителей Президента в субъектах Федерации, высшее командование Вооруженных Сил РФ, послов РФ в иностранных государствах.

    Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы не-посредственного влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного действия федеральной законодатель-ной власти Президент наделен правом законодательной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на рассмотрение Государствен-ной Думы. Он также подписывает федеральные законы и обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять его на повторное рассмотрение, изложив мотивы неподписания. Пре-зидент назначает выборы Государственной Думы и в установленных Конституцией случаях может распускать ее досрочно.

    Большое влияние на законодательный орган РФ, иные органы государственной власти и общественность страны оказывают еже-годные послания Президента РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания со-держат перечень основных проблем в обществе и государстве и пу-тей их решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий всех государственных органов на решении важ-нейших задач общества и государства.

    Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспечении эффективной работы Правительства РФ и иных органов исполни-тельной власти . Так, Президент имеет право председательствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ, отменять действие постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их про-тиворечия Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези-дента РФ. В случае возникновения разногласий между органами го-сударственной власти Российской Федерации, а также между орга-нами государственной власти субъектов Федерации, Президент РФ использует согласительные процедуры. Конституция не называет конкретных форм этих процедур, предоставляя право их определять самому Президенту с учетом конкретных условий и сути конфликта.

    Президент наделен правом приостанавливать действие актов ор-ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Действие актов приостанавливается до их рассмотрения компетентным судом.

    Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руковод-ство внешней политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Президенте дипломатических представителей.

    Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства, при-менения Вооруженных Сил РФ, издает указы о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, ведет переговоры и подпи-сывает международные договоры о совместной обороне и воен-ном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и ра-зоружения.

    В случае агрессии против Российской Федерации или непосред-ственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Россий-ской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение. Президент РФ обладает также правом вводить на всей территории РФ или ее отдельных местностях чрезвычайное положение. Как и в случае введения военного, так и чрезвычайного положения Прези-дент РФ должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федера-ции и Государственной Думе, т.е. обеим палатам Федерального Со-брания. Окончательное решение о введении в стране или ее части военного или чрезвычайного положения принимает Совет Федера-ции. В случае отрицательного решения Совета Федерации относи-тельно указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, последние должны быть отменены или пересмотрены.

    Президент РФ правомочен решать и значительную часть вопро-сов, связанных с реализацией прав и свобод личности — граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, он решает вопро-сы гражданства РФ и предоставления политического убежища, на-граждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий. Президент так-же осуществляет помилование лиц, отбывающих уголовное наказа-ние по приговору суда.

    В процессе своей многогранной государственно-правовой дея-тельности Президент РФ издает указы и распоряжения, которые яв-ляются обязательными для исполнения на всей территории Россий-ской Федерации. При этом акты, принимаемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

    Президент РФ избирается на основе всеобщих равных прямых выборов и при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет и постоянно проживаю-щий в России не менее 10 лет.

    Исполнение полномочий Президентом начинается с принесения им присяги в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Го-сударственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Полно-мочия Президента ограничиваются истечением срока его пребыва-ния в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

    Конституция предусматривает возможность досрочного прекраще-ния полномочий Президента по трем основаниям:

    1) по инициативе самого Президента;

    2) в случае стойкой нетрудоспособности;

    3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им реше-ния об отрешении Президента от должности.

    В Конституции же определена только процедура прекращения пол-номочий Президента в случае его отрешения от должности. Механизм отставки Президента по мотивам стойкой его нетрудоспособности по состоянию здоровья остался неурегулированным в Конституции. Пока что он не решен и на уровне действующего законодательства.

    Согласно Конституции, Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации. Однако инициатива в этом вопросе должна исходить от Государственной Думы. Основанием для отре-шения является факт совершения Президентом государственной из-мены или иного тяжкого преступления. Уголовный кодекс относит к их числу шпионаж, диверсию, вредительство, пропаганду войны, призывы к насильственному изменению конституционного строя, получение взятки, превышение власти или служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах и др.

    Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа:

    Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Ини-циатива в принятии такого решения может исходить от группы де-путатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от обще-
    го числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государ-ственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимает-ся квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты;

    На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что ус-тановленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден;

    Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от долж-ности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех ма-териалов, подтверждающих правильность решений Государствен-ной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за от-решение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть при-нято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считают-ся отклоненными.

    Федеральное Собрание Российской Федерации

    Федеральное Собрание РФ — это представительный и законодатель-ный орган страны. Оно осуществляет законодательную власть — при-нимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отне-сенные к компетенции представительных органов власти.

    Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Государствен-ной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избранных населением, а Совет Федерации — из 178 чле-нов. В эту палату входят по два представителя от каждого субъек-та РФ — главы его представительного и исполнительного органов.

    Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

    Совместные заседания палат согласно ст. 100 Конституции могут проводиться в трех случаях:

    1) заслушивание ежегодных посланий Президента РФ;

    2) заслушивание посланий Конституционного Су-да РФ;

    3) заслушивание выступлений руководителей иностранных государств.

    Важнейшим направлением деятельности Федерального Собрания является утверждение федерального бюджета, подготавливаемого высшим федеральным органом исполнительной власти — Прави-тельством РФ. Первоначально бюджет рассматривается и утвержда-ется в форме федерального закона Государственной Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государствен-ная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

    Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некоторы-ми, только ей присущими полномочиями. Важнейшей прерогативой Государственной Думы является принятие федеральных законов и ут-верждение федерального бюджета.

    В соответствии с Регламентом Государственной Думы процесс принятия федерального закона осуществляется, как правило, в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положе-ния концепции и самого проекта закона. Второе чтение сводится к детальному обсуждению законопроекта, каждой его статьи и внесен-ных поправок по итогам первого чтения законопроекта. Третье чте-ние законопроекта сводится к голосованию за или против проекта в целом. Никаких дополнений или изменений проекта закона на этой стадии законотворчества вносить не разрешается.

    Федеральный закон считается принятым, если за него проголо-совало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов требу-ется абсолютное большинство — не менее 2/3 голосов депутатов.

    В целях обеспечения эффективной деятельности органов испол-нительной власти Государственная Дума имеет право на следующие действия:

    1) Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

    2) Государственная дума выносит вотум недоверия Правительству, который либо при-нимается Президентом, либо оставляется им без последствий. Пре-зидент может не согласиться с вотумом недоверия Правительству, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы;

    3) Го-сударственная Дума назначает и освобождает от должности Предсе-дателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и по-ловину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;

    4) Государственная Дума выдвигает обвинения против Президен-та РФ в целях отрешения его от должности.

    Особенность законотворческой компетенции Совета Федерации состоит в том, что он не может вносить изменения и дополнения в федеральные законы, как действующие, так и только что принятые Государственной Думой. Ибо это прерогатива Государственной Думы. Однако Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и может внести на рассмотрение Государственной Думы свой проект федерального закона, равно как и проект закона,

    предусматривающего внесение изменений, дополнений в принятые Государственной Думой законы.

    Для вступления федерального закона в силу требуется его одобре-ние Советом Федерации, что служит серьезным барьером на пути по-пулистских и плохо продуманных законов, принятых Государствен-ной Думой.

    Федеральный закон считается одобренным, если за него прого-лосовало более половины от общего числа членов этой палаты. За-кон также считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Исключение составляют особо важные федеральные законы, затрагивающие непосредствен-но интересы субъектов РФ, которые должны быть обязательно рас-смотрены Советом Федерации. Это законы по вопросам федераль-ного бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валют-ного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, войны и мира, статуса и защиты государственной гра-ницы Российской Федерации.

    В случаях отклонения федерального закона Совет Федерации со-вместно с Государственной Думой могут образовать согласительную комиссию с целью выработки компромиссного варианта норматив-но-правового регулирования. Однако решающее слово все-таки оста-ется за Государственной Думой. Только она может изменить содержа-ние федерального закона и внести в него изменения, предлагаемые Советом Федерации. Однако может поступить и иным образом — ос-тавить федеральный закон без изменения, проголосовав за него 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    К исключительной компетенции Совета Федерации относится преж-де всего отрешение Президента от должности. На основании выдвину-того Государственной Думой обвинения Президента в совершении тяж-кого государственного преступления Совет Федерации принимает окон-чательное решение по этому вопросу. Совет Федерации также назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и освобождает от должно-сти Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной па-латы и половину состава ее аудиторов.

    Значительную часть исключительной компетенции Совета Феде-рации составляют вопросы, непосредственно затрагивающие инте-ресы всех или большинства субъектов Федерации. Так, данная пала-та утверждает изменения границ между субъектами РФ при условии, что субъекты Федерации, чьи границы меняются, дали согласие на данное решение. Совет Федерации одобряет решение субъектов при-нятием по этому вопросу соответствующего акта.

    Совет Федерации утверждает указы Президента о введении воен-ного либо чрезвычайного положения и решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Поскольку осуществление руководства внешней политикой отнесено к полномочиям Президента РФ, то и вопрос об использовании Во-оруженных Сил РФ Совет Федерации может рассматривать как по сво-ей инициативе, так и по представлению Президента.

    Совет Федерации также назначает выборы Президента РФ по ис-течении срока его полномочий, а также в случаях отставки, неспо-собности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Прези-дента РФ либо отрешения от должности.

    Правительство Российской Федерации

    Правительство РФ возглавляет исполнительную власть и обеспе-чивает ее эффективное действие. Оно состоит из Председателя Пра-вительства РФ, заместителей Председателя РФ и федеральных ми-нистров. Статья 114 Конституции РФ выделяет семь основных на-правлений деятельности Правительства РФ.

    1. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, вносит его на рассмотрение Государственной Думы и обеспечивает исполнение. Фе-деральный бюджет представляет собой совокупность расходов и дохо-дов Российской Федерации за год и является важнейшим инструмен-том политики государства. Как орган, ответственный за исполнение бюджета, Правительство наделено правом давать заключения на зако-нопроекты, предусматривающие дополнительные расходы из федераль-ного бюджета. Это, в частности, проекты законов, предусматривающие увеличение заработной платы работникам государственных предприя-
    тий и учреждений, об изменении финансовых обязательств государства, отмене налогов или предоставлении налоговых льгот .

    2. Правительство РФ проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику. Основные ориентиры деятельности государ-ства в данной сфере определены в программе Правительства «Разви-тие реформ и стабилизация российской экономики». Основные за-
    дачи, решаемые Правительством, сводятся к сокращению дефицита федерального бюджета, укреплению его доходной части, предотвра-щению неконтролируемого роста расходов бюджета.

    3. Важную роль играет Правительство в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и эколо-гии. Оно обеспечивает проведение единой государственной полити-ки во всех названных сферах путем их финансирования, а также при-нятия действенных мер по организации и эффективной деятельнос-ти органов управления культурой, наукой, образованием, медициной. Основные задачи Правительства сводятся к обеспечению качествен-ного образования, как общего, так и профессионального, к сохране-нию и развитию общенациональной культуры, стимулированию ее национального многообразия, обеспечению действенной медицин-ской помощи населению, дальнейшему развитию научного потен-циала страны.

    4. Правительство осуществляет управление федеральной соб-ственностью, к которой относятся здания, сооружения, предприя-тия, составляющие основу национального богатства страны, объек-ты оборонного производства, железные дороги, средства связи и дру-гие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства страны. Правительство решает вопросы созда-ния и ликвидации относящихся к федеральной собственности пред-приятий, назначает представителей государства в предприятиях, со-здаваемых с участием государства и иных лиц и др.

    5. В числе основных мер, принимаемых Правительством РФ в области обороны, осуществляется оснащение Вооруженных Сил РФ оружием и военной техникой, материальными средствами, ресурса-ми и услугами, определение порядка воинского учета, организация контроля за экспортом оружия и военной техники, обеспечение во-еннослужащих и членов их семей жильем.

    6. Правительство уделяет большое внимание обеспечению закон-ности, прав и свобод граждан, охране собственности и обществен-ного порядка, борьбе с преступностью.

    Следует отметить, что перечень полномочий Правительства РФ, закрепленный Конституцией РФ, не является исчерпывающим. Со-гласно ст. 114 Конституции РФ Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральны-ми законами и указами Президента РФ. В частности, оно обладает правом законодательной инициативы, устанавливает тарифные льго-ты и др.

    Правительство РФ принимает постановления и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению на всей террито-рии Российской Федерации.

    Председатель Правительства назначается Президентом РФ с со-гласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ пос-ле назначения представляет Президенту РФ свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень центральных органов федеральной исполнительной власти, подве-домственных Правительству РФ. Председатель также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председа-теля Правительства РФ и федеральных министров. В аналогичном порядке представляются и кандидатуры на должности руководите-лей иных федеральных органов исполнительной власти. Окончатель-ное решение по всем предложенным кандидатурам принимает Пре-зидент РФ.

    Инициатива отставки Правительства может исходить от Прези-дента РФ, самого Правительства РФ или Государственной Думы.

    Правительство уходит в отставку в полном составе. Решение об этом оно принимает на заседании Правительства большинством го-лосов в связи с какими-либо серьезными обстоятельствами в стране: экономическим кризисом, неспособностью Правительства обеспе-чить реализацию федеральных законов и др.

    Постановление Государственной Думы о недоверии Правитель-ству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление принимается после заслуши-вания заявления Председателя Правительства РФ и обсуждения воп-роса о необходимости и целесообразности вынесения вотума недо-верия.

    С постановлением Государственной Думы о недоверии Правитель-ству РФ Президент может не согласиться и Правительство будет про-должать работу. Государственная Дума может повторно выразить не-доверие Правительству РФ. Если подобную акцию она предпримет в течение трех месяцев после вынесения первого вотума недоверия, то Президент обязан сделать выбор: либо он объявляет об отставке Правительства, либо принимает решение о роспуске Государствен-ной Думы.

    Решение об отставке Правительства Президент РФ может при-нять по собственной инициативе, как правило, в случае появления противоречий между ним и Правительством РФ, неудовлетворитель-ной работы Правительства и по другим основаниям.

    Вопрос о вотуме недоверия Государственной Думы Правительст-ву РФ Государственная Дума может принимать и по инициативе Пра-вительства. Как правило, на такой шаг Правительство решается в случаях каких-либо серьезных разногласий с Государственной Ду-мой по важнейшему законопроекту, федеральному бюджету и др. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент обязан либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

    В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

    Органы правосудия в Российской Федерации

    Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроиз-водства определяется и судебная система Российской Федерации. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ , Верховный Суд РФ , Высший Арбитражный Суд РФ . Остальные звенья этой системы устанавливаются федераль-ными законами.

    Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высше-го Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по пред-ставлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назна-чаются Президентом РФ.

    Конституция устанавливает три обязательных требования к кан-дидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, нали-чие высшего юридического образования и стажа работы по юриди-ческой специальности не менее пяти лет. Однако федеральными за-конами могут устанавливаться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Су-да РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной репу-тацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридичес-кой специальности не менее 15 лет.

    Важнейшими гарантиями правосудия являются закрепленные Конституцией принципы:

    1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и федеральным законам;

    2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полно-мочий;

    3) неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

    Последовательное проведение принципа разделения властей Кон-ституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно не-зависимы от законодательной и исполнительной властей. Консти-туция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив прин-цип несменяемости судей. Этот принцип означает, во-первых, от-сутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномо-чия судьи иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и в-третьих, судья не подлежит без его согласия переводу на другую должность или в другой суд.

    Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности привлечения их к уголовной ответственности ина-че как в порядке, определяемом федеральным законом.

    Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является конституционное положение о том, что финан-сирование судов производится только из федерального бюджета. Действующим законодательством, определяющим порядок состав-ления государственного бюджета, предусматриваются ежегодные ассигнования на содержание судов. Обеспечение судов общей юрис-дикции кадрами, материальными и другими ресурсами возложено на специальное подразделение при Верховном Суде РФ.

    Особое место в системе органов правосудия занимает Конститу-ционный Суд РФ, осуществляющий конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и сво-бод граждан, обеспечения верховенства и прямого действия Консти-туции РФ на всей территории Российской Федерации.

    Для выпол-нения возложенных задач Конституционный Суд РФ обладает сле-дующими полномочиями:

    1. Дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Аналогичные заключе-ния Конституционный Суд РФ дает и относительно нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе кон-ституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относя-щимся к ведению органов государственной власти РФ или совмест-ному ведению органов государственной власти РФ и органов госу-дарственной власти субъектов РФ.

    Конституционный Суд вправе также рассматривать дела о соот-ветствии Конституции РФ договоров, заключаемых органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных дого-воров РФ.

    Свои заключения Конституционный Суд дает по запросам Пре-зидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пя-той членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также органов законодательной и исполнительной влас-ти субъектов РФ.

    2. К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмотрение индивидуальных или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем применения неконституци-онных законов и иных нормативно-правовых актов. В процессе рас-смотрения жалобы Конституционный Суд РФ проверяет конститу-ционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают объединения граждан, суды и иные органы и лица, указан-ные в конституционном федеральном законе.

    3. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти РФ, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между выс-шими государственными органами субъектов Российской Федера-ции.

    4. Конституционный Суд РФ наделен правом толкования поло-жений Конституции РФ. Акты толкования являются обязательны-ми для всех органов государственной власти, должностных лиц, граж-дан и их объединений.

    5. Конституционный Суд РФ участвует в процедуре отрешения Президента РФ от должности и дает заключение о соблюдении уста-новленного порядка выдвижения обвинения в государственной из-мене или совершении иного тяжкого преступления.

    Законы, иные нормативно-правовые акты, их отдельные поло-жения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом РФ, а международные договоры, не соответствующие Кон-ституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

    Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

    Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

    В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

    Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

    Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

    Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

    По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

    Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

    Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

    Правительство РФ

    Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

    Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

    • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
    • управляет федеральной собственностью;
    • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

    Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

    Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

    Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

    Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

    Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

    Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

    В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).