Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Федеральный закон 123 ф3. Пожарная безопасность на предприятии. Обязательные требования пожарной безопасности

    Федеральный закон 123 ф3. Пожарная безопасность на предприятии. Обязательные требования пожарной безопасности

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    Технический регламент
    о требованиях пожарной безопасности
    Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года
    Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года
    (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -

    3997; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477;
    Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3366;
    Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4360;
    Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 301-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4234)
    РАЗДЕЛ I
    ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    Глава 1. Общие положения
    Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента
    1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты
    жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц,
    государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет
    основные положения технического регулирования в области пожарной
    безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности
    к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям,
    промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции
    общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии
    с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О
    техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О
    техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей
    требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от
    требований, установленных настоящим Федеральным законом (в ред.

    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
    2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении
    пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения
    при:
    1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте,
    реконструкции, техническом перевооружении, изменении
    функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации
    и утилизации объектов защиты;
    2) разработке, принятии, применении и исполнении технических
    регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О
    техническом регулировании", содержащих требования пожарной
    безопасности, а также нормативных документов по пожарной
    безопасности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N

    29, ст. 3997);
    3) разработке технической документации на объекты защиты.
    3. В отношении объектов защиты специального назначения, в том
    числе объектов военного назначения, атомных станций,
    производственных объектов, объектов, переработки, хранения
    радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов
    уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания,
    наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных
    выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим
    Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной
    безопасности, установленные нормативными правовыми актами
    Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.

    29, ст. 3997).
    4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
    ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки,
    производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и
    утилизации его составных частей, а также в области пожарной
    безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного
    оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается
    законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона
    от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
    Федерации, 2012, N 29, ст. 3997).
    Статья 2. Основные понятия
    Для целей настоящего Федерального закона используются основные
    понятия, установленные статьей 2 Федерального закона "О техническом
    регулировании", статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994
    года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон
    "О пожарной безопасности"), а также следующие основные понятия (в

    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997):
    1) аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут
    на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону,
    используются как дополнительный выход для спасания людей, но не
    учитываются при оценке соответствия необходимого количества и
    размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые
    удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
    2) безопасная зона - зона, в которой люди защищены от
    воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы
    пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений


    3) взрыв - быстрое химическое превращение среды,
    сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;
    4) взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с
    горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими
    пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и
    возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;
    5) взрывопожароопасность объекта защиты - состояние объекта
    защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и
    развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва (в
    ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
    6) горючая среда - среда, способная воспламеняться при
    воздействии источника зажигания;
    7) декларация пожарной безопасности - форма оценки
    соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности,
    направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения
    пожарного риска;
    8) допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого
    допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;
    9) индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может
    привести к гибели человека в результате воздействия опасных
    факторов пожара;
    10) источник зажигания - средство энергетического воздействия,
    инициирующее возникновение горения;
    11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений

    сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия
    строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных
    факторов пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
    117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
    29, ст. 3997);
    12) класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений
    и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
    сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и
    особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных
    отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных
    зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов
    производства (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N
    117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
    29, ст. 3997);
    13) наружная установка - комплекс аппаратов и технологического
    оборудования, расположенных вне зданий и сооружений (в ред.
    Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
    14) необходимое время эвакуации - время с момента
    возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться
    в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в
    результате воздействия опасных факторов пожара;
    15) объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан
    или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество
    (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также
    здания, сооружения, транспортные средства, технологические
    установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к
    которой установлены или должны быть установлены требования пожарной
    безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (в
    ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
    16) окислители - вещества и материалы, обладающие способностью
    вступать в реакцию с горючими веществами, вызывая их горение, а
    также увеличивать его интенсивность;
    17) опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие
    которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и
    (или) к материальному ущербу;
    18) очаг пожара - место первоначального возникновения пожара;
    19) первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения,
    используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития
    (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
    20) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта
    защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и
    развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных
    факторов пожара;
    21) пожарная опасность веществ и материалов - состояние
    веществ и материалов, характеризуемое возможностью возникновения
    горения или взрыва веществ и материалов;
    22) пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта
    защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития
    пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов
    пожара;
    23) пожарная сигнализация - совокупность технических средств,
    предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в
    заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или)
    выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и
    включение исполнительных установок систем противодымной защиты,
    технологического и инженерного оборудования, а также других
    устройств противопожарной защиты;
    24) пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором
    расположены помещения для хранения пожарной техники и ее
    технического обслуживания, служебные помещения для размещения
    личного состава, помещение для приема извещений о пожаре,
    технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения
    задач, возложенных на пожарную охрану;
    25) пожарный извещатель - техническое средство,
    предназначенное для формирования сигнала о пожаре;
    26) пожарный оповещатель - техническое средство,
    предназначенное для оповещения людей о пожаре;
    27) пожарный отсек - часть здания и сооружения, выделенная
    противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или
    покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими
    нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей
    продолжительности пожара (в ред. Федерального закона от 10 июля
    2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
    2012, N 29, ст. 3997);
    28) пожарный риск - мера возможности реализации пожарной
    опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных
    ценностей;
    29) пожаровзрывоопасность веществ и материалов - способность
    веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или
    взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими
    свойствами и (или) поведением в условиях пожара;
    30) пожароопасная (взрывоопасная) зона - часть замкнутого или
    открытого пространства, в пределах которого постоянно или
    периодически обращаются горючие вещества и в котором они могут
    находиться при нормальном режиме технологического процесса или его
    нарушении (аварии);
    31) предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов
    противопожарных преград) - промежуток времени от начала огневого
    воздействия в условиях стандартных испытаний до наступления одного
    из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов
    противопожарных преград) предельных состояний;
    32) прибор приемно-контрольный пожарный - техническое
    средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных
    извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной
    сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий,
    формирования стартового импульса запуска прибора управления
    пожарного;
    33) прибор управления пожарный - техническое средство,
    предназначенное для передачи сигналов управления автоматическим
    установкам пожаротушения, и (или) включения исполнительных
    установок систем противодымной защиты, и (или) оповещения людей о
    пожаре, а также для передачи сигналов управления другим устройствам
    противопожарной защиты;
    34) производственные объекты - объекты промышленного и
    сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты
    инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного,
    автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного
    транспорта), объекты связи;
    35) противопожарная преграда - строительная конструкция с
    нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной
    пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное
    инженерное решение, предназначенные для предотвращения
    распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую
    или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями (в ред.
    Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
    36) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) -
    нормированное расстояние между зданиями, строениями,
    устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (в ред.
    Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);
    37) система передачи извещений о пожаре - совокупность
    совместно действующих технических средств, предназначенных для
    передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного
    наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и
    контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии
    обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления;
    38) система пожарной сигнализации - совокупность установок
    пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и
    контролируемых с общего пожарного поста;
    39) система предотвращения пожара - комплекс организационных
    мероприятий и технических средств, исключающих возможность
    возникновения пожара на объекте защиты;
    40) система противодымной защиты - комплекс организационных
    мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и
    технических средств, направленных на предотвращение или ограничение
    опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также
    воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные
    ценности (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ -
    Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст.
    3997);
    41) система противопожарной защиты - комплекс организационных
    мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и
    имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или)
    ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на
    объект защиты (продукцию);
    42) (Пункт 42 утратил силу на основании Федерального закона от
    10 июля 2012 г. N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской
    Федерации, 2012, N 29, ст. 3997)
    43) социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к
    гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов
    пожара;
    44) степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и
    пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий,
    сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости
    конструкций, применяемых для строительства указанных зданий,
    сооружений и отсеков (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г.
    N 117-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
    29, ст. 3997);
    45) технические средства оповещения и управления эвакуацией -
    совокупность технических средств (приборов управления
    оповещателями, пожарных оповещателей), предназначенных для
    оповещения людей о пожаре;
    46) технологическая среда - вещества и материалы, обращающиеся
    в технологической аппаратуре (технологической системе);
    47) устойчивость объекта защиты при пожаре - свойство объекта
    защиты сохранять конструктивную целостность и (или) функциональное
    назначение при воздействии опасных факторов пожара и вторичных
    проявлений опасных факторов пожара;
    48) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации,
    непосредственно наружу или в безопасную зону;
    49) эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и
    (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в
    безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации
    людей при пожаре;
    50) эвакуация - процесс организованного самостоятельного
    движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из
    помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей
    опасных факторов пожара.

    Коснулось собственников помещений. По новому закону они самостоятельно определяют требования, выполнение которых обеспечит сохранность объекта от воспламенения. Для этого установлена специальная форма – Декларация пожарной безопасности.

    Это документ, который содержит информацию о требованиях, которые необходимо выполнять, чтобы поддерживать приемлемый уровень риска возгорания на объекте. Декларация выдается после проведения экспертизы. Чтобы экспертиза прошла успешно, здание должно поддерживать показатели пожарного риска. так же важно соблюдать нормы « «.

    Показатели включают:

    • воспламеняемость;
    • огнестойкость, горючесть;
    • дымообразование;
    • скорость распространения огня;
    • выделение токсичных веществ.

    Федеральный закон 23 «О пожарной безопасности» устанавливает базовые положения о поддержании сохранности помещений в противодействии воспламенению. Данный закон устанавливает основные требования по поддержанию уровня риска воспламенения на различных объектах – здания, жилые строения, промышленные объекты.

    Федеральный закон 123 решает следующие задачи:

    • гарантия комплексной системы защиты от возгорания, включая безопасность таких объектов, как: здания, транспорт, техническое оборудование, и другое имущество;
    • гарантия минимального уровня пожарной безопасности;
    • появление новой системы нормирования. Такая система является гибкой, использует разные механизмы для оценки рисков пожарообразования. Система гарантирует страховку имущественной ответственности перед третьими лицами.

    Среди нововведений ФЗ 123 выделяется:

    • новый документ предоставляет широкий спектр классификации пожарной безопасности, позволяющий клиенту выбрать подходящий способ защиты;
    • способ страховки ответственности за повреждение имущества третьих лиц при пожаре. Такое нововведение позволяет застраховать чужое имущество в случае возгорания подконтрольного собственнику объекта.

    Регламент «О требованиях пожарной безопасности» включает следующие условия:

    • выполнение в полном объеме требований безопасности, которые устанавливаются федеральным законом. Риск возникновения пожара, не должен превышать нормы, установленной законом;
    • здания, для которых не установлены требования о противодействиях возгоранию, считаются безопасными, если обеспечен приемлемый уровень риска возгорания.

    Последние изменения ФЗ-123 «О пожарной безопасности»

    Последние изменения 123 Федерального закона в основном уточняющие. Из большинства статей была убрана классификация — «конструкция». Теперь, согласно закону, пожарная безопасность касается только «зданий» и «сооружений». Крупное изменение коснулось собственников помещений. Согласно новому закону, они сами назначают требования, определяющие сохранность помещений от возникновения пожаров. Также, собственники могут застраховать соседние здания от ущерба, нанесенного пожаром.

    Последняя редакция 123 Федерального закона «О пожарной безопасности» коснулась следующих статей:

    • Статью 4 дополнила информация о том, что на территории Крыма и Севастополя, на защищенных объектах, действующие требования о противодействиях возгоранию, продлеваются до 1 сентября 2018 года;
    • В ст. 32, в список охраняемых объектов добавились образовательные организации;
    • Изменения в статье 54 коснулись необходимости оснащения объектов системами пожарной сигнализации. Теперь, они не обязательны;
    • Согласно изменениям в статье 64 в декларации указывается только перечень статей, требования которых соответствуют одному из объектов защиты;
    • Статья 67, в новой редакции закона, исключена;
    • Ст. 69 устанавливает протвивопожарные расстояния между различными строениями;
    • Ст. 82 предполагает установку источников бесперебойного питания в зданиях, для питания систем противопожарной безопасности;
    • Согласно статье 83, в зданиях классов функциональной опасности возгорания Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 необходимо дублирование сигналов о возгорании объекта, на пульт охраны по месту дислокации;
    • Согласно дополнениям статьи 84, здания социального обслуживания, с постоянным прибыванием людей, следует обеспечить системой оповещения при возникновении пожара;
    • Из статьи 87 исключили требования к огнестойкости для строений;
    • Из статьи 90, были исключены пункты 4 и 5 первой части, а также части с 3 по 17. Из части 2 было исключено обеспечение выходов на кровлю для строений, из п.2 ч.1 – пожарные лестницы.

    Скачать

    Федеральный закон 123 «О пожарной безопасности» в последней редакции можно скачать

    Пожар - это горение, не подлежащее контролю, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей. Во время пожара все вокруг подвергается опасным факторам, таким как открытый огонь, искры, дым, ядовитые продукты горения, падающие части строений, установок, агрегатов.

    Поэтому, несомненно, обеспечение защиты от пожаров является первостепенной задачей как государства в целом, так и предприятий, населения в частности. На общегосударственном уровне на сегодняшний день для данных целей разработаны и утверждены нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения.

    Понятие

    Пожарная безопасность (ПБ) - это состояние защищенности человека, его имущества, страны и общества от пожаров. Его обеспечение является одной из приоритетных задач государства. Именно поэтому на различных уровнях власти в России приняты законодательные акты, устанавливающие правила защиты.

    Нормы пожарной безопасности (НПБ) - это специальные правила, условия технического или социального характера, необходимые для обеспечения ПБ.

    Система пожарной безопасности

    В РФ существует законодательно закрепленная система обеспечения ПБ, представляющая собой комплекс мер, сил, средств правового, организационного, экономического, научно-технического и социального воздействия, нацеленных на борьбу с пожарами.

    Основными звеньями организации пожарной безопасности в стране являются органы государственной власти, местного управления, предприятия, население, принимающее участие в обеспечении ПБ.

    Основополагающие задачи системы пожарной защиты - это:

    • правовое регулирование и реализация государственных мер в сфере ПБ;
    • разработка НПБ и осуществление действий в данной области;
    • создание и организация деятельности пожарной охраны;
    • организация обучения граждан и противопожарной пропаганды;
    • научно-техническое и информационное обеспечение;
    • производство специальной технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для гарантирования защиты от пожаров (оборудования, средства защиты, связи, огнезащитные вещества и т. п.);
    • предоставление лицензий в рассматриваемой области;
    • содействие добровольным пожарным, волонтерам;
    • осуществление противопожарного надзора;
    • установление противопожарного режима;
    • учет пожаров;
    • тушение возникших пожаров, ликвидация аварий и их последствий.


    Пожарная охрана и государственный пожарный надзор

    Пожарная охрана - система специально созданных органов управления, организаций и подразделений, которые предназначены для проведения профилактики пожаров, их устранения, реализации аварийных и спасательных работ.

    Пожарная охрана включает в себя государственную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную охрану. В свою очередь, в противопожарную государственную службу входят федеральная служба и службы субъектов РФ.

    Помимо исполнительных органов, в области пожарной защиты существуют и структуры контролирующие. Так, то, насколько были соблюдены требования норм пожарной безопасности, в РФ проверяет государственный федеральный пожарный надзор.

    В основу проверок организаций по вопросам пожарной безопасности положен ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ежегодно органы федерального противопожарного надзора устанавливают определенный план проверок, в котором указываются организации и предприятия, подлежащие визитации.

    Основаниями для проведения плановой проверки органами надзора являются истечение трех лет с момента последней проверки, ввод объекта в эксплуатацию или преобразование его функционального класса ПБ, истечение одного года с момента последней плановой проверки для некоторых предприятий, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах, указанных в ФЗ.

    То, как в организации соблюдаются нормы пожарной безопасности, может быть проверено надзорными органами и внепланово. Такого рода визиты на предприятие являются следствием:

    • истечения периода выполнения организацией выданного органом государственного надзора распоряжения об устранении выявленного несоблюдения требований ПБ;
    • установления противопожарного особого режима на соответствующей местности;
    • поступления в орган надзора информации о вводе в эксплуатацию объекта после строительства, реставрации, технического переоборудования, капитального ремонта или перемены его функционального класса пожарной безопасности;
    • поступления в орган надзора информации о нарушениях требований ПБ;
    • наличия приказа начальника органа государственного пожарного надзора о реализации внеплановой проверки, выпущенного Правительством РФ или Президентом РФ либо на основании претензии прокурора.

    Законодательство РФ, регулирующее пожарную безопасность

    В Российской Федерации правила и нормы пожарной безопасности закреплены в законодательных актах различных уровней власти. Основные из них - это:

    • ФЗ №69 "О пожарной безопасности".
    • ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
    • ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
    • Постановление Правительства РФ №390 "О противопожарном режиме".
    • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
    • Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности" (МЧС РФ).
    • Приказ МЧС РФ №313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".

    Все вышеперечисленные законы и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к пожарной безопасности, основываются на Конституции РФ. В регионах страны принимаются собственные постановления и решения по данному вопросу, которые не противоречат федеральному законодательству. Если в субъектах РФ приняты более низкие требования ПБ, чем указано в ФЗ, то они считаются недействительными.

    Приказ МЧС РФ №645

    12 декабря 2007 года МЧС РФ был издан Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности", который действует на сегодняшний день с последними поправками от 22.06.2010 г. Приказ утверждает НПБ и закрепляет правила обучения мерам ПБ сотрудников организаций.

    В соответствии с данным актом администрация (собственники) предприятия обязаны организовать и провести своевременно соответствующий инструктаж и обучение своих работников по вопросу пожарной безопасности. В противном случае руководство несет непосредственную ответственность. Контроль над проведением таких мероприятий выполняют органы государственного пожарного надзора.

    В Приказе МЧС РФ "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" указано, что работники организации должны прослушать противопожарный инструктаж и иметь минимум пожарно-технических знаний.

    Противопожарный инструктаж

    В противопожарном инструктаже, который в обязательном порядке проводится в организациях, должны содержаться основные требования и нормы пожарной безопасности, сведения об огнеопасных технологических процессах производства и особенностях используемого оборудования. В инструктаже лектор должен разъяснить действия сотрудников в случае возникновения огня на рабочем месте.

    Также противопожарный инструктаж должен включать в себя информацию о:

    • нормах содержания рабочего места и территории организации, включая эвакуационные выходы, водопроводы, системы пожарного оповещения;
    • правилах вызова спасательных служб, пользования средствами защиты и противопожарными инструментами, эвакуации в случае возникновения огня.

    При проведении данных лекций для работников необходимо учитывать особенности работы предприятия. Но примерный перечень рассматриваемых на инструктаже вопросов представлен в приказе МЧС.

    Виды противопожарного инструктажа

    Противопожарный инструктаж может быть вводным, первичным на рабочем месте, повторным, целевым или внеплановым. Обо всех проведенных мероприятиях делается соответствующая пометка в журнале учета, который подписывается лектором и сотрудником, прошедшим обучение.

    Вводный инструктаж проводится со вновь прибывшими сотрудниками (с принятыми на работу, с работниками, отправленными в командировки, сезонными рабочими, со студентами-практикантами и т. д). Заканчивается данная лекция практической тренировкой, проверкой знаний и полученных навыков.

    Первичный инструктаж на трудовом месте проводится для тех же категорий работников, что и в случае вводной лекции, а также для сотрудников, переведенных из одного отдела, подразделения в другой, и для строителей, выполняющих работы на территории организации. Такое обучение проводится с каждым сотрудником отдельно, на практике ему показывается, как пользоваться специальными средствами защиты, пожаротушения, как провести эвакуацию и помочь пострадавшим. Данные навыки должны получить все работники предприятия, которое является пожароопасным объектом, или те сотрудники, которые работают в помещении с большим пребыванием людей (более 50 человек). Занятия могут осуществляться и с группой лиц, но только в рамках общего рабочего места.

    Повторный инструктаж должен проводиться со всеми работниками организации не реже чем один раз в год, а с сотрудниками пожароопасных объектов - раз в полгода.

    Внеплановый инструктаж необходим в случаях, если:

    • изменились действующие нормы и правила пожарной безопасности, технологические процессы при производстве,
    • произошла замена оборудования, материалов, инструментов, которые оказывают действие на противопожарное положение объекта,
    • сотрудник отсутствовал на рабочем месте более 30 дней (для работ, к которым предъявлены особые требования пожарной безопасности) или более 60 дней,
    • сотрудник нарушил НПБ, которые могли послужить или послужили причиной аварии на предприятии,
    • произошли пожары в аналогичных организациях.

    Инструктаж внепланового характера может быть назначен руководителем или самой службой государственного пожарного надзора в случаях, когда есть основания предполагать, что сотрудники не знают надлежащим образом нормы и правила пожарной безопасности.

    Целевой инструктаж проводится при осуществлении разовых работ с повышенной пожарной опасностью, при устранении последствий аварий, чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий, при проведении массовых мероприятий (с участием более 50-ти человек), экскурсий на предприятии, при деятельности с оформлением допуск-наряда или огневых работах на взрывоопасных производствах.

    Пожарно-технический минимум

    Руководители и работники предприятий, отвечающие за пожарную безопасность, должны знать пожарно-технический минимум в объёме знаний требований правовых актов, регулирующих нормы пожарной безопасности. 645-й приказ МЧС устанавливает обязательное обучение сотрудников организации, чья деятельность не связана с взрывоопасным производством, в течение календарного месяца после приёма на работу и с последующими повторениями не менее одного раза в год. А для работников, чья деятельность связана с взрывоопасной деятельностью, - один раз в год.

    Инженеры (техники) по защите от пожаров, работники федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на решение задач в сфере ПБ, и преподаватели, обучающие дисциплине "пожарная безопасность", имеющие непрерывающийся стаж работы не менее 5 лет, в течение одного года после поступления на новую работу могут не проходить обучение по пожарно-техническому минимуму.

    Организация обучения данному минимуму знаний является обязанностью руководителя предприятия. Оно может проводиться как с отрывом от производства, так и без него.

    Обучение пожарно-техническому минимуму производится по специально разработанным и установленным программам. Начальникам и специалистам предприятий, чья деятельность связана с взрывоопасным производством, рекомендуется проходить учебу в пожарных центрах, оборудованных специальными полигонами.

    Проверка знаний норм и правил пожарной безопасности у сотрудников организации

    После того как сотрудники организации обучены пожарно-техническому минимуму, руководитель назначает своим распоряжением специальную комиссию для проверки у работников соответствующих знаний. Комиссия должна состоять не меньше чем из 3-х человек, в ее состав могут входить начальники, штатные сотрудники, проводящие обучение, и специалисты федеральных структур исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и государственного пожарного надзора.

    Для того чтобы у работников предприятия были проверены ранее изученные действующие нормы пожарной безопасности, сотрудники должны быть заранее осведомлены о программе и графике предстоящей проверки. Программа таких проверок разрабатывается в соответствии со спецификой производства и обязательно включает в себя практическую часть.

    Наряду с плановыми проверками знаний существуют и внеочередные, которые проводятся, когда:

    • сотрудник не работал на своей должности более года;
    • работники были переведены на другую службу, а их новые обязанности требуют новых знаний в области защиты от пожаров;
    • было введено в эксплуатацию новое оборудование или были изменены технологические процессы, требующие новых знаний в сфере пожарной безопасности;
    • на предприятии произошли пожары или были выявлены какие-либо нарушения;
    • имеется требование должностных лиц органа противопожарного надзора или других ведомственных организаций при установлении ими нарушений или недостаточного уровня знаний ПБ у работников;
    • при утверждении новых правовых актов, касающихся пожарной безопасности, или внесения в них поправок.

    Ответственность за нарушение требований ПБ

    Нарушение норм пожарной безопасности влечет за собой наступление ответственности, административной или уголовной. По итогам проведенной инспектором проверки наказаны могут быть организации, владельцы фирмы или ее сотрудники. На них может быть наложен административный штраф, в случае наличия преступных действий проверяющий может отправить материалы для дальнейшего расследования дознавателю Государственной противопожарной службы.

    Еще одной мерой воздействия на предприятие, нарушившее соблюдение норм пожарной безопасности, является приостановление его деятельности на период до 90 суток (КоАП, ст. 3.12). Такая санкция может быть назначена только судом и отменена ранее установленного срока им же в случаях, когда организация устранит все нарушения и представит доказательство данного факта.

    Что же касается административных штрафов, то данные меры наказания могут назначаться самим проверяющим непосредственно на месте путем составления соответствующего протокола и отправления его главному инспектору для утверждения. Только некоторые нарушенные нормы пожарной безопасности требуют обязательного установления штрафа именно судом.

    Размер назначенной санкции зависит от разных обстоятельств, например, от того, находилось ли предприятие на территории повышенной пожарной опасности или был ли установлен местными властями особый противопожарный режим. К штрафу добавится и конфискация имущества в случае, если организация оказывала услуги или производила, продавала товары без специального сертификата на соответствие нормам пожарной безопасности, когда наличие его было обязательным.

    Если в результате несоблюдения НПБ здоровью человека был причинен тяжкий вред, то виновные лица несут ответственность согласно УК РФ, ст. 219. А именно на них налагается штраф суммой до 80 тысяч рублей или в сумме заработной платы/дохода обвиняемого за шесть месяцев или они могут быть лишены свободы до 3-х лет вместе с лишением права заниматься определенным видом деятельности или без такового.

    Виновный будет наказан по той же статье кодекса, если нормы пожарной безопасности были нарушены, и это повлекло за собой смерть человека. В таком случае обвиняемого ждет до пяти лет принудительных работ или лишение свободы без права трудиться на определенных должностях или заниматься определенными категориями деятельности до трех лет или без такового.

    Самое суровое наказание могут понести обвиняемые, нарушившие нормы пожарной безопасности РФ, в результате чего погибли два и более двух лиц. Таких правонарушителей законодательство лишает свободы сроком до семи лет вместе с лишением возможности занимать некоторые рабочие места или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

    Пожарная безопасность имеет своей целью нахождение самых эффективных, технически обоснованных и материально выгодных средств и способов предупреждения и ликвидации пожаров. А нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения направлены на защиту граждан и государства в целом.

    Расстояния между зданиями, сооружениями и строениями (далее – здания) на территории производственных объектов в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности следует принимать не менее указанных в таблице 2.

    Таблица 2

    Степень
    огнестойкости
    и класс
    конструктивной
    пожарной
    опасности
    Расстояния между зданиями, м
    I и II степень
    огнестойкости.
    III и IV степень
    огнестойкости
    класса С0
    III степень
    огнестойкости
    класса С1
    III степень огнестойкости
    классов С2 и С3.
    IV степень огнестойкости
    классов С1, С2 и С3.
    V степень огнестойкости
    I и II степень
    огнестойкости.
    III и IV степень
    огнестойкости
    класса С0
    Не нормируется
    для зданий
    категорий Г и Д
    9 – для зданий
    (сооружений)
    категорий А, Б и
    В (см. прим. 4)
    9 12
    III степень
    огнестойкости
    класса С1
    9 12 15
    III степень
    огнестойкости
    классов С2 и С3.
    IV степень
    огнестойкости
    классов С1, С2
    и С3. V степень
    огнестойкости
    12 15 18

    Примечание – Наименьшим расстоянием между зданиями считается расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями. При наличии конструкций зданий, выступающих более чем на 1 м и выполненных из материалов группы Г1-Г4, наименьшим расстоянием считается расстояние между этими конструкциями.

    Расстояние между зданиями не нормируется:

    • а) если сумма площадей полов двух и более зданий III и IV степеней огнестойкости классов С1, С2 и С3 не превышает площадь полов, допускаемую между противопожарными стенами, считая по наиболее пожароопасной категории, низшей степени огнестойкости и низшего класса конструктивной пожарной опасности здания;
    • б) если стена более высокого или широкого здания или сооружения, выходящая в сторону другого здания, является противопожарной 1-го типа;
    • в) если здания и сооружения III степени огнестойкости независимо от пожарной опасности размещаемых в них помещений имеют противостоящие противопожарные стены 2-го типа с заполнением проемов 2-го типа.

    Указанное расстояние для зданий I, II, а также III и IV степеней огнестойкости класса С0 категорий А, Б и В уменьшается с 9 до 6 м при соблюдении одного из следующих условий:

    • здания оборудуются стационарными автоматическими системами пожаротушения;
    • удельная пожарная нагрузка в зданиях категории В менее или равна 10 кг на 1 кв. м площади этажа.

    Расстояния от закрытых складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до других зданий и сооружений следует принимать согласно таблице 2.

    Нормативные требования

    В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, следует предусматривать тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха по Своду правил «Отопление, вентиляция, кондиционирование. Противопожарные требования. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух помещений и более указанных категорий не допускается» ().

    Устройство общих тамбур-шлюзов для двух помещений и более указанных категорий не допускается.

    При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или дверей, ворот, люков и клапанов – в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по ограничению распространения пожара и проникания горючих газов, паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пылей, волокон, способных образовывать взрывоопасные концентрации, в смежные этажи и помещения. Эффективность этих мероприятий должна быть обоснована.

    В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категорий В, Г и Д допускается предусматривать открытые тамбуры, оборудованные установками автоматического пожаротушения. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.

    В помещениях класса Ф5.2 категорий А, Б и В1, в которых применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.

    При проектировании административных и бытовых помещений и зданий высотой до 50 м (включая мансардный этаж) объектов складского назначения следует пользоваться положениями настоящего раздела, представленными ниже.

    При проектировании зданий, перестраиваемых в связи с расширением, реконструкцией или техническим перевооружением предприятий, допускаются отступления от требований настоящих норм в части геометрических параметров.

    Встроенные помещения следует выполнять, как правило, из легких ограждающих конструкций, в том числе из сборно-разборных, и размещать рассредоточено.

    В зданиях IV степени огнестойкости классов С2 и С3 встроенные помещения (за исключением уборных, личной гигиены женщин, ручных ванн, устройств питьевого водоснабжения, умывальных и полудушей) не допускается размещать у наружных стен, на антресолях и технологических площадках.

    Высоту встроенных помещений (от пола до потолка) допускается принимать не менее 2,4 м.

    Административные и бытовые помещения могут размещаться в пристройках зданий.

    Пристройки I и II степеней огнестойкости следует отделять от зданий I и II степеней огнестойкости противопожарными перегородками 1-го типа.

    Пристройки ниже II степени огнестойкости, а также пристройки к зданиям ниже II степени огнестойкости и пристройки к помещениям и зданиям категорий А и Б следует отделять противопожарными стенами 1-го типа.

    Пристройки IV степени огнестойкости класса С0 допускается отделять от зданий IV степени огнестойкости классов С0 и С1 противопожарными стенами 2-го типа.

    Административные и бытовые помещения могут размещаться во вставках и встройках зданий категорий В, Г и Д:

    • I, II, и III степеней огнестойкости класса пожарной опасности С0;
    • IV степени огнестойкости всех классов пожарной опасности.

    Вставки следует отделять от помещений противопожарными стенами 1-го типа.

    Вставки от помещений категорий В, Г, и Д допускается отделять:

    • в зданиях I, II степеней огнестойкости классов С0 и С1, III степени огнестойкости класса С0 противопожарными перегородками 1-го типа;
    • в зданиях III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости классов С0 и С1 – противопожарными стенами 2-го типа.
    • Встройки следует принимать с числом этажей не более двух и отделять от помещений противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

    Встройки от помещений категорий В, Г и Д допускается отделять:

    • в зданиях I, II степеней огнестойкости классов С0 и С1, III степени огнестойкости класса С0 – противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 2-го типа;
    • в зданиях III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости классов С0 и С1 – противопожарными стенами 2-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа.

    Суммарная площадь вставок, выделяемых противопожарными перегородками 1-го и противопожарными стенами 2-го типов, а также встроек и складских помещений не должна превышать площади пожарного отсека, установленной в Своде правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2012).

    Коридоры следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на отсеки протяженностью не более 60 м.

    В зданиях I и II степеней огнестойкости с числом этажей не более трех главные лестницы допускается проектировать открытыми на всю высоту здания при условии размещения остальных (не менее двух) лестниц в обычных лестничных клетках 1-го типа. При этом вестибюли и поэтажные холлы, в которых размещены открытые лестницы, должны быть отделены от смежных помещений и коридоров противопожарными перегородками 1-го типа.

    Облицовку и отделку поверхностей стен, перегородок и потолков залов более чем на 75 мест (кроме залов в зданиях V степени огнестойкости) следует предусматривать из материалов групп горючести не ниже Г2.

    Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, высоту зданий и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по , за исключением специально оговоренных случаев.

    Многоэтажные складские здания категорий Б и В следует проектировать шириной не более 60 м.

    Площадь первого этажа многоэтажного здания допускается принимать по нормам одноэтажного здания, если перекрытие над первым этажом является противопожарным 1-го типа.

    Складские помещения категорий В1-В3 производственных зданий следует отделять от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, при хранении этой продукции на высотных стеллажах – противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа. При этом помещения складов готовой продукции категорий В1-В3, размещаемые в производственных зданиях, необходимо, как правило, располагать у наружных стен.

    Площадь зданий зерноскладов между противопожарными стенами следует принимать не более 3000 м 2 .

    Склады сырья комбикормовых предприятий следует проектировать одноэтажными. Склады готовой продукции в виде тарных грузов (мешков и пакетов с мукой, комбикормами) допускается проектировать многоэтажными (не более шести этажей).

    В здании склада тарных грузов на первом этаже у торца допускается располагать помещения для зарядки аккумуляторных погрузчиков.

    Ограждающие конструкции помещения для зарядки аккумуляторов должны иметь предел REI 45 и класс конструктивной пожарной опасности К0.

    Помещения для зарядки аккумуляторов должны быть отделены от остальных складских помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа и иметь обособленный выход.

    Оконные проемы складов тарных грузов с производством категории В следует заполнять стеклоблоками, устраивая в части проемов открывающиеся оконные фрамуги площадью не менее 1,2 м 2 с механизированным открыванием для дымоудаления. Суммарная площадь проемов принимается не менее 0,3% площади пола склада.

    Приемные сооружения для разгрузки сыпучих материалов с железнодорожного и автомобильного транспорта категории Б по взрывопожарной опасности допускается проектировать с бункерами, размещаемыми в заглубленных помещениях с проемами, заполненными легкосбрасываемыми конструкциями площадью не менее 0,03 м 2 на 1 м 3 объема помещения. Площадь указанных помещений не должна превышать 1000 м 2 , а высота – 6 м.

    Вспомогательные помещения для обслуживающего персонала следует размещать в отдельно стоящих зданиях.

    Допускается располагать вспомогательные помещения в пристройках в торце производственных зданий со стороны размещения помещений категорий В1-В4, Г или Д (за исключением зерноочистительных отделений мельниц).

    Наибольшую допустимую площадь этажа между противопожарными стенами складских зданий для удобрений и пестицидов следует принимать по таблице 3.

    Таблица 3

    Категория
    здания склада
    Степень
    огнестойкости
    здани я
    Площадь этажа между противопожарными
    стенами в зданиях, м 2
    одноэтажных двухэтажных многоэтажных
    А II 5200
    Б II 7800
    В II 10500 7800 5200 (6)
    III 3500 2500 2200 (3)
    IV 2200 1200
    V 1200
    Д II Не ограничивается
    III 5200 3500 3000 (3)
    IV 3500 2200
    V 2200 1200

    При определении площади этажа для хранения аммиачной селитры (за исключением водоустойчивой селитры) следует также учитывать, что между противопожарными стенами допускается хранить не более 5000 т селитры насыпью и не более 2500 т селитры в специальных мешках.

    Допускается хранение до 3500 т аммиачной селитры в специальных мешках в отдельно стоящих складских зданиях, разделенных перегородками из материала группы НГ с пределом огнестойкости не менее R 45 на складские помещения для хранения в каждом из них селитры в количестве не более 1750 т.

    Перегородки, отделяющие складские помещения для хранения взрывопожароопасных и пожароопасных пестицидов от других помещений, должны иметь предел огнестойкости не менее EI 45 и класс пожарной опасности К0; двери в этих перегородках должны быть с пределом огнестойкости EI 30.

    Складские помещения для хранения аммиачной селитры в количестве не более 1500 т допускается отделять от других помещений, в том числе от складских помещений для удобрений и пестицидов, сплошными (без проемов) перегородками из материала группы НГ с пределом огнестойкости не менее EI 45.

    Склады табака, как правило, размещаются в отдельно стоящих одно- или многоэтажных зданиях, рассчитанных на хранение полугодового запаса табачного сырья.

    Склады табака следует делить противопожарными стенами на отсеки не более 1500 м 2 , для складов готовой продукции – 750 м 2 .

    Аэрозольную продукцию 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности следует хранить, как правило, отдельно от других товаров в одноэтажных складских зданиях или противопожарных отсеках таких зданий. Хранение в складах, расположенных в цокольных и подземных этажах, не допускается.

    При хранении в складе совместно с другими горючими товарами общее количество аэрозольной продукции 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности не должно превышать:

    • аэрозольных упаковок уровня 2 – 1100 кг;
    • уровня 3 – 450 кг.

    Общее количество аэрозольной продукции при хранении в складе совместно с другими горючими товарами допускается увеличить при наличии автоматического водяного пожаротушения и выделения под аэрозольную продукцию отдельных помещений или специально отведенных участков с сетчатым ограждением (из стальной проволоки диаметром не менее 3 мм, размером ячейки не более 50 мм), исключающим разлет баллонов при пожаре.

    Общее количество аэрозольной продукции 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности в этом случае не должно превышать:

    • при напольном хранении – 5500 кг;
    • при хранении на стеллажах – 11000 кг.

    На открытых площадках или под навесами хранение аэрозольной продукции 2-го и 3-го уровней по пожарной опасности допускается только в негорючих контейнерах. Расстояние от таких мест хранения до зданий (сооружений) должно составлять не менее 15 м или у противопожарных стен.

    К аэрозольной продукции 1-го уровня пожарной опасности требования пожарной безопасности по размещению и хранению должны предъявляться как к горючим товарам.

    Здания склада активного вентилирования и половохранилища следует проектировать одноэтажными, без чердаков.

    Расположение вспомогательных помещений в здании половохранилища не допускается.

    В надсилосных и подсилосных галереях, связывающих рабочие здания элеваторов с силосными корпусами, следует предусматривать легкие ограждающие конструкции (из профилированных стальных оцинкованных или асбестоцементных листов). Допускается применение других конструкций, но в сочетании с участками из легкосбрасываемых конструкций.

    Складские здания с высотным стеллажным хранением категории В следует проектировать одноэтажными I-IV степеней огнестойкости класса С0.

    Стеллажи должны иметь горизонтальные экраны из материалов группы НГ с шагом по высоте не более 4 м.

    Экраны должны перекрывать все горизонтальное сечение стеллажа, в том числе и зазоры между спаренными стеллажами, и не должны препятствовать погрузочно-разгрузочным работам. Экраны и днища тары и поддонов должны иметь отверстия диаметром 10 мм, расположенные равномерно, со стороной квадрата 150 мм.

    Конструкции рамп и навесов, примыкающих к зданиям I, II, III и IV степеней огнестойкости, классов пожарной опасности С0 и С1, следует принимать из материалов группы НГ.

    Для обеспечения своевременной и беспрепятственной , спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара, а также для защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара, при проектировании и эксплуатации складских зданий необходимо руководствоваться положениями Технического регламента, а также Сводами правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» () и «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» ().

    Для определения необходимости защиты складских зданий системами автоматической противопожарной защиты, а также при проектировании необходимых систем на объектах защиты необходимо руководствоваться положениями Технического регламента, а также Сводами правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (), «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (), «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (), «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» ().

    Для определения необходимости обеспечения объектов хранения наружным противопожарным водоснабжением, а также при проектировании данных систем, необходимо руководствоваться требованиями Технического регламента и Сводом правил « (Системы противопожарной защиты. . Требования пожарной безопасности).

    Также необходимо отметить, что для постоянного обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объектов рассматриваемой категории, необходимо соблюдать требования

    В данной публикации мы поговорим о том, каким образом определяется соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

    Заодно рассмотрим основные подходы, применяемые на практике, исходя из требований действующих нормативных документов.

    Основным из документов, устанавливающим правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).

    Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности однозначно определено в части 1 статьи 6 Технического регламента, которые рассмотрены далее.

    Условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

    Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий:

    1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает нормативных значений, устанавливаемых Техническим регламентом;

    2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

    Обязательные требования пожарной безопасности.

    Все, казалось бы, предельно просто!

    Требования пожарной безопасности, которые устанавливают технические регламенты, принятые в развитие федерального закона о техническом регулировании, должны быть выполнены в обязательном порядке. На данный момент такие требования содержатся в двух нормативно-правовых актах, а именно:

    — технический регламент о требованиях пожарной безопасности (он же федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ);

    — технические регламент о безопасности зданий и сооружений (он же федеральный закон от 23.12.2009 года №384-ФЗ).

    Вначале определяем, соответствует ли объект защиты требованиям указанных технических регламентов. Допустим, объект соответствует.

    В таком случае, государство дает нам право выбора: либо соблюдать наряду с требованиями пожарной безопасности, установленными Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, требования нормативных документов по пожарной безопасности, либо подтверждать, что пожарный риск не превышает нормативного значения.

    Теперь по порядку…

    Требования нормативных документов по пожарной безопасности.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 ноября 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности признаются следующими:

    — национальные стандарты, содержащие требования пожарной безопасности;

    — своды правил, содержащие требования пожарной безопасности;

    — правила пожарной безопасности;

    — действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

    В настоящее время перечень нормативных документов по пожарной безопасности определен следующим документом:

    — Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года №474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Документы из этого перечня в среде специалистов и проектировщиков принято называть «пожарными» сводами правил и «пожарными» ГОСТами.

    Возникает вопрос: «почему не нужно учитывать требования пожарной безопасности из перечня к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений»?
    Ведь есть перечень документов, содержащих требования пожарной безопасности, т.н. «строительные» своды правил и ГОСТов:

    — Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Данные документы содержат нормативных документы, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение требований которых позволяет обосновать соответствие объекта требованиям не пожарной безопасности, а лишь требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

    Ответ прост. Он содержится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:

    — к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, т.е. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

    Некоторые специалисты, так или иначе связанные с проектированием, экспертизой или проверкой требований пожарной безопасности, относятся к слову «добровольный» напрямую.

    В этой связи, хотелось бы отметить, что требования нормативных документов по пожарной безопасности носят добровольный характер тогда, и только тогда, когда пожарный риск на объекте защиты не превышает нормативного значения.

    В остальных случаях, когда значения пожарного риска на объекте защиты превышают нормативные значения, то все требования нормативных документов по пожарной безопасности будут носить обязательный характер.

    Еще раз, другими словами: если на объекте защиты не выполняется хоть одно из требований нормативных документов по пожарной безопасности, то это невыполнение следует обосновывать расчетом пожарного риска. При этом, пожарный риск не должен превышать нормативного значения, установленного на данный момент Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

    В любом случае, либо добиваемся условий, при которых уровень пожарного риска не превысит нормативного значения, либо выполняем требования нормативных документов по пожарной безопасности! Как говорится: «третьего не дано».

    Требования пункта 4 статьи 4 Технического регламента.

    При установлении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, если этот объект только проектируется и фактически существует только на «бумаге» или в мыслях проектировщиков, возникает резонный вопрос:

    — как подтверждается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, если он был построен очень давно, еще до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности?

    Ответ на этот вопрос лежит в пункте 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который гласит (цитата из 123-ФЗ):

    — В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

    — При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

    Теперь разберем, что в этой части статьи 4 123-ФЗ имеется ввиду.

    Вполне ясно, что на все объекты, которые были построены до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности распространяются «старые» требования, которые действовали на момент ввода в эксплуатацию объекта, либо на момент подачи на экспертизу проектной документации на него.

    Другими словами, на все объекты, которые никак не были изменены до вступления в силу Технического регламента, в части соответствия требованиям пожарной безопасности, распространяются «старые» требования.

    Да, важно отметить, что для этих же объектов (не подвергнутых капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению), расчет пожарного риска в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не требуется!

    Перечень требований, перечисленных в скобках в первой части пункта 4 статьи 4, носит обязательный характер обратного действия, т.е. должны быть выполнены для всех объектов защиты, независимо от того, когда они были построены и какие изменения претерпели. Вот эти требования:

    — положения статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

    Капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение.

    Определения капитального ремонта и реконструкции даны в Градостроительном кодексе, а вот определение технического перевооружения на данный момент отсутствует.

    Каким образом подтверждается соответствие требованиям пожарной безопасности для объектов, где был проведен капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение? Ответ на этот вопрос также содержится в части 4 статьи 4 Технического регламента, а именно:

    требования Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

    Т.е. как только в объекте защиты произошли какие-то изменения, подпадающие под определение капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, то в объеме выполненных работ объект должен соответствовать требованиям Технического регламента о пожарной безопасности, в том числе статье 6 этого федерального закона.

    Другими словами, соответствие требованиям пожарной безопасности для объекта, который подвергся капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, устанавливается одновременным выполнением следующих условий:

    — выполнены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами, которые действовали до момента осуществления капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, в части объекта, не затронутого указанными работами;

    — объект в полной мере соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе соответствие нормативным документам по пожарной безопасности в части объема работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (равно как и пожарный риск не превышает нормативного значения).

    Здесь следует отметить, что если мы провели на объекте капитальный ремонт, реконструкцию или техническое перевооружение, то к объему выполненных работ уже предъявляются «новые» требования пожарной безопасности, — либо нормативных документов по пожарной безопасности, либо проводится расчет пожарного риска, при обязательном в обоих случаях выполнении требований техрегламентов.

    Какие требования пожарной безопасности можно не выполнять при расчете пожарного риска?

    Этот вопрос является на данный момент ключевым и ставится практически при проектировании каждого объекта защиты. Рассмотрим его подробнее.

    Как следует из требований статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расчетом пожарного риска можно уйти от требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. от всех требований пожарной безопасности, за исключением тех, что содержатся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

    Но так ли это на самом деле? Прямого ответа, в самом 123-ФЗ не содержится, попробуем разобраться.

    Сразу оговорюсь, что на излагаемую точку зрения могут быть другие мнения, которые с удовольствием готов выслушать в комментариях ниже.

    На данный момент для объектов защиты, в зависимости от функциональной принадлежности, утверждены две методики для оценки пожарного риска (оба приказа об их введении зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ):

    — методика расчетного определения пожарного риска в зданиях различного класса функциональной пожарной опасности (жилые и общественные здания, в том числе со встроенными вспомогательными складскими и производственными помещениями);

    — методика для расчета пожарного риска на производственных объектах (производства, склады, сельскохозяйственные объекты).

    В отличие от методики для производственных зданий, методика для расчета пожарного риска для зданий различных классов функциональной пожарной опасности (непроизводственные объекты) содержит следующую запись:

    — результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.

    Смысл этой записи настолько противоречив, что на основании нее мнения пожарного сообщества разделены на прямо противоположные, что отрицательно сказывается на результатах предъявления требований пожарной безопасности в целом.

    Одни говорят, что пожарным риском можно обосновать только параметры путей эвакуации и систем противопожарной защиты, которые учтены в рисковой методике напрямую или в виде коэффициентов в соответствующих формулах.

    Другая часть пожарного сообщества утверждает, что можно обосновать любые требования нормативных документов по пожарной безопасности.

    Одни из самых частых требований пожарной безопасности, споры о которых возникают и в настоящее время, являются следующие:

    — необходимость внутреннего противопожарного водопровода;

    — необходимость наружного противопожарного водопровода;

    — обоснование степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания;

    — обоснование площади пожарного отсека и этажности здания.

    Мое мнение было и оставалось таким, что нужно придерживаться выполнения статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Другими словами, если мы не выполняем какие-либо требованиях нормативных документов по пожарной безопасности, то ключевым является значение пожарного риска.

    Т.е., если люди в случае пожара успели эвакуироваться за пределы здания, либо достигнуть безопасной зоны, то ущерб от пожара нас уже не интересует. К тому же наличие внутреннего и наружного противопожарного водопровода никак не влияют на безопасность людей в случае пожара.

    Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности вполне могут быть обоснованы при моделировании динамики опасных факторов пожара в рамках расчета пожарного риска.

    Площадь пожарного отсека и этажность здания могут повлиять как на протяженность путей эвакуации, так и на динамику развития пожара, что также обосновывается при расчете пожарного риска.

    Основная логика в том, что обоснованию через расчет пожарного риска могут подвергнуться те требования пожарной безопасности, которые напрямую либо не влияют на безопасность людей при пожаре, либо влияют на безопасность, но их наличие не оказывает существенного влияния на конечный результат.

    Вместе с тем, по моему скромному мнению, ряд требований все же не может быть обоснован пожарным риском. Это, например, высота путей эвакуации, которая должна составлять не менее 1,9 м, различная высота ступеней лестничного марша и т.п. Эти требования напрямую будут влиять на процессы безопасной эвакуации.

    Итак, в данной статье мы поговорили о том, как устанавливается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности. Для каждого объекта защиты существуют свои нюансы, но в целом его необходимо приводить в соответствие с требованием статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом требований статьи 4 того же федерального закона.

    Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности устанавливается на стадии разработки проектной документации, на стадии прохождения государственной экспертизы, при проведении мероприятий по контролю и надзору государственным пожарным надзором (в том числе с привлечением экспертных учреждений). Последнее может включать и проведение нормативных пожарно-технических экспертиз в рамках мероприятий по контролю и надзору, в случае пожара по уголовным, арбитражным или гражданским делам о пожарах.

    Спасибо за внимание, жду вас снова на блоге о пожарной безопасности!