Войти
Образовательный портал. Образование
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Функции теории права и государства. Что такое правосубъектность? Что такое правовой обычай

    Функции теории права и государства. Что такое правосубъектность? Что такое правовой обычай

    Функции теории государства и права

    Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

    Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

    Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

    Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

    Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

    Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

    Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

    Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

    Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государствен праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

    Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

    Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

    Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

    Функции теории государства и права - это основные направления ее воздействия на общество, юридическую науку и практику.

    Как и любая юридическая наука, теория государства и права выполняет следующие общие функции.

    1. Познавательную (гносеологическую) функцию, направленную на получение и расширение научных знаний о юридических явления, их характерные черты, сущность, формы, принципы, институты и т. Эта функция наиболее отчетливо проявляется на начальном этапе исследования.

    2. Эвристическая функция, направленная на установление закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования государства и права. Вывод о значимости, повторяемость, постоянство и устойчивость определенных юридических явлений означает открытие соответствующей тенденции или закономерности.

    3. Функция научного прогнозирования, которая заключается в определении путей дальнейшего развития юридической действительности. Например, теория государства и права выявляет общие проблемы, которые встанут перед правом и государством в будущем, и предлагает пути их решения.

    4. Функция помощи практике, которая приводит не только теоретическую ценность выводов теории государства и права, но и их практическую значительность, полезность для юридической деятельности. Так, разрабатывая учение о системе нормативно-правовых актов, теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию системы действующего законодательства.

    5. Мировоззренческую функцию, которая способствует формированию в обществе юридического мировоззрения, основанного на идеях приоритета прав человека, верховенства права, юридического равенства и свободы, конституционализма и тому подобное.

    Теория государства и права выполняет также специфические, присущие только ей функции.

    1. Интеграционную функцию, которая заключается в том, что теория государства и права аккумулирует и упорядочивает выводы, сделанные другими юридическими науками, синтезирует их и таким образом обеспечивает прирост теоретического знания. Так, обобщая данные по конституционной, гражданской, уголовной, административной и других видов юридической ответственности, теория государства и права разрабатывает общее учение о юридической ответственности. Анализ норм права различной отраслевой принадлежности в общем виде трансформируется в учение о норме права, ее структуру, виды и тому подобное. Выполнение этой функции является важной задачей теоретической науки еще и потому, что в процессе обобщения теории государства и права получает возможность определить те проблемы, которые возникают перед другими юридическими науками и требуют теоретического осмысления и решения.

    На основании теоретических обобщений конструируются общетеоретические понятия и выделяются общие принципы права. Эти понятия и принципы составляют каркас всей юридической науки, поскольку они в концентрированной форме выводят общие, главные черты и признаки главных юридических явлений. Благодаря использованию таких понятий и принципов юридические науки интегрируются (объединяются) в единую согласованную систему.

    Кроме того, обобщая научные разработки отраслевых наук, теория государства и права также обеспечивает доступ к их теоретических достижений другим юридическим наукам. Например, на основании теории преступления, разработанной наукой уголовного права с учетом доработку других отраслевых наук, теории государства и права было создано общее учение о правонарушениях, используется всеми отраслевыми дисциплинами.

    2. методологическую функцию, которая обусловлена фундаментальным характером теории государства и права. Она заключается в том, что общие по

    закономерности развития юридических явлений и процессов, теоретические конструкции и приемы, способы и методики познания применяются другими юридическими науками, а также в разработке предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной, интерпретационной и другой юридической практики.

    Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

    Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс.

    1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онто­логия –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выпол­няя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоя­щее время, какова их судьба и т.д.

    2) Гносеологическая функция . Гносеология, или теория по­знания, нацелена на изучение природы познания, его отно­шения к реальности и т.д. Теория государства и права, вы­рабатывая теоретические конструкции и приемы, тем са­мым способствует развитию правового познания.

    Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.

    В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.

    Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.

    3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

    4) Эвристическая функция . Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государ­ственно-правовых явлений, а открывает новые закономер­ности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

    5) Методологическая функция . Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отноше­нию к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретичес­кую и логическую целостность. Обобщая государственно-пра­вовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «не­сущими конструкциями» отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

    6) Политико-управленческая функция . Государство и пра­во всегда были и будут фокусом политической борьбы, ост­рых политических дискуссий. Термин «политика» в перево­де с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

    7) Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

    8) Идеологическая функция . Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

    9) Практически-организаторская функция . Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

    10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие. На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

    Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

    11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.

    12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

    Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.

    Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

    Тест по теории государства и права (ТГП)

    Выполним работу на заказ

    Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


    Представлен вариант теста без ответов и с ответами. Также имеется возможность скачать тест в виде файла.

    Тест составлен на основе материалов лекций по теории государства и права (ТГП) .

    1. Что является предметом теории государства и права?

    • a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе государства и права, культуры, религии, морали;
    • б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и многообразных форм их проявлений в обществе;
    • в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
    • г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
    • д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые процессы и явления.

    2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?

    3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?

    • а) обычаи, мораль, религия;
    • б) политическое сознание и политическая культура;
    • в) традиции, нравственность, культура;
    • г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
    • д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;

    4. Какие функции выполняет теория государства и права?

    • а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
    • б) методологическую;
    • в) прогностическую;
    • г) политическую (идеологическую);
    • д) вcе перечисленные.

    5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?

    • а) предмет определяет методы его исследования;
    • б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
    • в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
    • г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства и права.

    6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации различных государственных и правовых систем?

    • а) статистический;
    • б) метод сравнительного правоведения;
    • в) метод формальной логики;
    • г) метод правового эксперимента.

    7. Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых явлений на основе условного разделения на отдельные части?

    • а) анализ;
    • б) синтез;
    • в) статистический метод;
    • г) сравнительный метод;
    • д) диалектический метод.

    8. Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?

    • а) матриархат;
    • б) патриархат;
    • в) дикость;
    • г) варварство;
    • д) цивилизация.

    9. Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?

    • а) род;
    • б) государство;
    • в) общество;
    • г) корпорация;
    • д) союз племен.

    10. Каковы особенности общественной власти в первобытнообщинном строе?

    • а) существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и властью;
    • б) власть основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Отсутствует отделенный от общества (рода) аппарат принуждения;
    • в) власть практически отсутствует, все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;
    • г) вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного порядка;
    • д) власть в обществе основывается на естественных законах природы.

    11. Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?

    • а) интересы вождя;
    • б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
    • в) интересы всего общества, рода;
    • г) не выражает ничьих интересов;
    • д) интересы отдельных личностей.

    12. Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?

    • а) юридические нормы;
    • б) политические нормы;
    • в) родовые обычаи (мононормы);
    • г) технические нормы;
    • д) религиозные нормы.

    13. Каковы социальные причины происхождения государства и права?

    • а) общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю;
    • б)рост производительности труда и появление прибавочной стоимости;
    • в) разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол общества на классы;
    • г) появление частной собственности;
    • д) появление городов, изменение климатических условий.

    14. Что является основным признаком восточного (азиатского) типа государства?

    • б) эти государства основаны на частной собственности на землю;
    • в) в этих государствах источником власти является собственность;
    • г) отсутствует мощный чиновничий аппарат;
    • д) эти государства возникли и существуют как города-республики.

    15. Что является основным признаком западного (европейского) типа государства?

    • а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
    • б) обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
    • в) государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх;
    • г) эти государства имеют застойный характер;
    • д) в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность, общество делится на антагонистические классы.

    16. Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего насилия?

    • а) возникновение денег, городов и ремесел;
    • б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;
    • в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;
    • г) изменение климатических условий и развитие средств производства;
    • д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.

    17. Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?

    • а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;
    • б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;
    • в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба между ними;
    • г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;
    • д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть зависимым от сильного.

    18. В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

    • а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов;
    • б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания;
    • в) государство возникает по воле бога, высшего разума;
    • г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;
    • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.

    19. Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?

    • а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда, образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;
    • б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;
    • в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;
    • г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;
    • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.

    20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?

    • а) Макиавелли, Гамильтон;
    • б) Маркс, Энгельс, Ленин;
    • в) Михайловский, Бакунин;
    • г) Аристотель, Фильмер;
    • д) Фома Аквинский, Маритэн.

    21. Каковы основные признаки государства?

    22. Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

    • а) правосубъектность;
    • б) государственный суверенитет;
    • в) правоспособность;
    • г) дееспособность;
    • д) правотворчество.

    23. Какое определение публично-политической власти верно?

    • а) система государственных органов, которые управляют обществом;
    • б) система ноpмативно-пpавовых актов;
    • в) система общественных организаций, которые участвуют в политической жизни общества;
    • г) система норм права, обычаев, морали;
    • д) система политических учреждений, партий, общественных движений.

    24. Для чего необходимы налоги, сборы, различные обложения как признак государства?

    • а) обеспечения интересов вождя;
    • б) обеспечения господства бога и религии в обществе;
    • в) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.);
    • г) обеспечения интересов всего населения;
    • д) все перечисленные.

    25. Что раскрывает понятие функции государства?

    • а) структуру государства и его признаки;
    • б) способы организации государственной власти;
    • в) динамическую сторону деятельности государства, его основные направления деятельности;
    • г) методы и приемы осуществления государственной власти;
    • д) все перечисленные понятия вместе.

    26. Каковы формы осуществления функций государства?

    • а) правотворческая;
    • б) правоисполнительная;
    • в) правоохранительная;
    • г) организационно-регламентирующая;
    • д) все перечисленные, а также организационно-хозяйственная.

    27. Каковы правовые формы реализации функций государства?

    • а) правотворческая;
    • б) правоприменительная;
    • в) правоохранительная;
    • г) контрольно-надзорная;
    • д) правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная.

    28. Какие методы применяют государства при реализации функций государства?

    • а) убеждение;
    • б) принуждение, наказание;
    • в) поощрение;
    • г) рекомендации;
    • д) совокупность всех перечисленных методов.

    29. Какая из пеpечисленных функций является внутpенней функцией госудаpства?

    • а) социальная функция;
    • б) функция обоpоны стpаны;
    • в) функция обеспечения миpа и поддеpжки миpового поpядка;
    • г) функция интегpации в миpовую экономику;
    • д) функция сотpудничества с дpугими стpанами в pешении глобальных пpоблем.

    30. Какая из пеpечисленных функций является внешней функцией госудаpства?

    • а) функция обоpоны стpаны;
    • б) функция охpаны пpав и свобод гpаждан;
    • в) функция налогообложения;
    • г) экологическая функция;
    • д) социальная функция.

    31. На какие виды делятся функции государства в зависимости от их продолжительности?

    • а) основные и неосновные;
    • б) внутренние и внешние;
    • в) законодательную, исполнительную и судебную;
    • г) постоянные и временные;
    • д) социальные и экономические.

    32. В чем заключается правоохранительная функция совpеменных госудаpств?

    • а) госудаpство охpаняет гpаницы стpаны, пpедставляет официально стpану за pубежом;
    • б) госудаpство опpеделяет экономическую политику стpаны;
    • в) государство развивает все фоpмы собственности;
    • г) госудаpство пpоявляет заботу о малоимущих, инвалидах, пенсионеpах, студентах; финансиpует обpазование, медицину, науку и т.д.;
    • д) госудаpство боpется с пpавонаpушениями в обществе и защищает права граждан.

    33. В чем заключается экономическую функцию современного цивилизованного государства?

    • а) управление внешними связями и внешней политикой;
    • б) управление образованием, культурой, наукой;
    • в) обеспечение поступательного хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства;
    • г) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
    • д) охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки.

    34. Каковы характерные черты или признаки механизма государства?

    • а) это система государственных органов;
    • б) это сложная структура, в которой каждый орган занимает определенное место;
    • в) механизм государства располагает материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности государственные органы. Это бюджет, имущество, сооружения, предприятия, учреждения и т.д.;
    • г) механизм государства есть средство воплощения в жизнь функций государства;
    • д) все вместе взятые признаки.

    35. К какому понятию относится следующее опpеделение: Учpеждение, звено госудаpственного аппаpата, участвующее в осуществлении функции госудаpства и наделенное для этого госудаpственно-властной компетенцией?

    • а) механизм госудаpства;
    • б) госудаpственный оpган;
    • в) политическая оpганизация;
    • г) pелигиозное объединение;
    • д) госудаpственное пpедпpиятие.

    36. Hа какие виды делятся государственные органы по принципу разделения властей?

    • б) на постоянные и временные;
    • в) на высшие и местные;

    37. Hа какие виды делятся государственные органы по количественному составу?

    • а) на законодательные, исполнительные и судебные;
    • б) на постоянные и временные;
    • в) на высшие и местные;
    • г) на федеральные органы и органы субъектов федерации;
    • д) на коллегиальные и единоначальные.

    38. Что включается в понятие формы государства?

    • а) совокупность способов организации высшей государственной власти;
    • б) совокупность способов государственного устройства;
    • в) совокупность методов осуществления государственной власти;
    • г) способы взаимоотношения народа и государственной власти;
    • д) все перечисленные понятия.

    39. Что характеризует понятие форма правления?

    • а) как создаются высшие органы государства и каково их строение;
    • б) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
    • в) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
    • г) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;
    • д) все перечисленное.

    40. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?

    • а) демократия;
    • б) монархия;
    • в) тирания;
    • г) республика;
    • д) аристократия.

    41. Что является признаком дуалистической монархии?

    • а) единственным носителем власти является монарх;
    • б) власть находится в руках монарха и парламента в равной мере;
    • в) верховная власть принадлежит исключительно парламенту;
    • г) монарх возглавляет религиозное управление страной;
    • д) народ фактически отстранен от управления страной.

    42. Каковы признаки абсолютной монархии?

    • а) существование единоличного носителя верховной власти – монарха;
    • б) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует наследственный порядок преемственности верховной власти;
    • в) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
    • г) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;
    • д) все перечисленные.

    43. Каковы признаки ограниченной монархии?

    • а) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент;
    • б) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
    • в) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
    • г) законодательные акты принимаются парламентом подписываются Президентом;
    • д) правительство, согласно конституции, несет ответственность перед парламентом.

    44. Какой из перечисленных признаков характеризует республиканскую форму правления?

    • а) установленный порядок престолонаследия;
    • б) бессрочное пользование властью;
    • в) отсутствие института ответственности главы государства;
    • г) выборность и ограничение власти главы государства и других верховных органов власти определенным сроком и зависимость от воли избирателей;
    • д) передача верховной власти по наследству.

    45. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?

    • а) конституционная монархия;
    • б) парламентская республика;
    • в) президентская республика;
    • г) монархия ограниченная;
    • д) абсолютная монархия.

    46. Для какой формы правления характерны следующие признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института ответственности правительства перед парламентом; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?

    • а) для президентской республики;
    • б) для парламентской республики;
    • в) для абсолютной монархии;
    • г) для ограниченной монархии;
    • д) для всех перечисленных форм.

    47. Подберите надлежащие понятия к данному определению: "Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью”.

    • а) унитарное государство;
    • б) конфедерация;
    • в) федерация;
    • г) монархия;
    • д) республика.

    48. Что такое федерация?

    • а) межгосударственное объединение, созданное для достижения определенных целей;
    • б) единое неделимое государство, члены которого не обладают государственным суверенитетом;
    • в) сложное государственное образование, члены которого в определенной мере обладают государственным суверенитетом;
    • г) временный союз государств, объединенный для решения военных целей;
    • д) международная организация, объединяющая несколько государств.

    49. Чем отличается федеративная форма государственного устройства от конфедеративного?

    • а) федерация – это сложное государство, а конфедерация - это международная организация;
    • б) члены федерации обладают ограниченным суверенитетом, а члены конфедерации полным суверенитетом;
    • в) федерация не имеет союзную Конституцию, а конфедерация имеет союзную Конституцию;
    • г) их отличие малозначительно;
    • д) федерация включает в себя несколько независимых государств, конфедерация состоит из одного независимого государства.

    50. Какое понятие соответствует данному определению: "Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности"?

    • а) политико-правовой режим;
    • б) система государственного управления;
    • в) политическая система;
    • г) правовая система;
    • д) форма государства.

    51. Какие из перечисленных признаков характерны для авторитарного политико-правового режима?

    • а) ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан, запрещение деятельности оппозиционных партий;
    • б) ограничение роли выборных органов власти и усиление роли исполнительно-распорядительных органов;
    • в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства;
    • г) сведение роли парламента до положения сугубо формального института;

    52. Какой из указанных признаков характеризует тоталитарный политический режим?

    • а) ограниченность власти правовыми законами;
    • б) выборность органов власти народом;
    • в) полное огосударствление всех сфер жизни общества;
    • г) обязательность решений верховных органов власти для нижестоящих органов государства;
    • д) демократизм, гласность в деятельности органов государства.

    53. Какую форму правления Аристотель назвал наилучшей из наихудших форм правления государства?

    • а) аристократию;
    • б) демократию;
    • в) тиранию;
    • г) олигархию;
    • д) деспотию.

    54. Какие критерии и факторы принимаются во внимание при использовании цивилизационного подхода в типологии государства?

    • а) уровень развития производительных сил общества;
    • в) классовые противоречия и классовая борьба;
    • г) национальные особенности и традиции;
    • д) комплекс социально-экономических условий, включающих этнические, религиозные основы, степень гармонизации человека и природы, состояние свободы личности во всех его проявлениях.

    55. Каков основной критерий формационного подхода в типологии государств?

    • а) уровень культуры, развитие морали, религии, нравственности;
    • б) климатические и географические условия;
    • в) национальные особенности и традиции;
    • г) степень свободы личности в обществе;
    • д) смена общественно-экономических формаций.

    56. Какие типы государства существуют согласно формационному подходу к типологии?

    • а) рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;
    • б) древние, современные;
    • в) демократические и антидемократические;
    • г) восточные и западные;
    • д) кочевые и оседлые.

    57. Какому понятию соответствует определение: "Особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами"?

    • а) религиозное государство;
    • б) правовое государство;
    • в) светское государство;
    • г) унитарное государство;
    • д) президентская республика.

    58. Что является пpизнаком пpавового госудаpства?

    • а) веpховенство закона и pеальность пpав и свобод индивида;
    • б) pеспубликанская фоpма пpавления;
    • в) наличие института пpезиденства;
    • г) наличие гpаницы госудаpства;
    • д) наличие pазличных наций и наpодностей.

    59. Что означает принцип разделения властей в государстве?

    • а) все ветви власти в государстве подчиняются друг другу;
    • б) все ветви власти независимы друг от друга, и занимаются исключительно своими функциями и не подчиняются друг другу, подчиняются только закону;
    • в) все ветви власти подчиняются только конституционному совету;
    • г) все ветви власти подчиняются президенту;
    • д) все ветви власти подчиняются народу.

    60. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?

    • а) для права (правовых норм);
    • б) для моральных норм;
    • в) для корпоративных норм;
    • г) для обычаев;
    • д) для политических норм.

    61. Что является признаком права?

    • а) общеобязательность, обеспеченность государством;
    • б) религиозность;
    • в) связь с обычаями;
    • г) обеспеченность общественным мнением;
    • д) связь с моралью.

    62. Какой признак права указывает на то, что нормы права взаимосвязаны и согласованы?

    • а) формальная определенность;
    • б) гарантированность государством;
    • в) регулятивность;
    • г) волевой характер права;
    • д) системность.

    63. Какое из назначений права является главным?

    • а) оценочное;
    • б) познавательное;
    • в) воспитательное;
    • г) регулятивное, охранительное;
    • д) интегративное.

    64. Что такое правовые презумпции?

    • а) основные идеи права;
    • б) закрепленные в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов;
    • в) основные признаки права;
    • г) основные функции права;
    • д) формы права.

    65. Каковы первые источники, из которых возникло право?

    • а) табу;
    • б) обычаи;
    • в) мораль;
    • г) религия;
    • д) табу, обычаи, мораль, религия.

    66. Что является общим термином для обозначения понятий "судебный прецедент" и "ноpмативно-пpавовой акт"?

    • а) источник (форма) права;
    • б) акты применения права;
    • в) акты толкования права;
    • г) функция права;
    • д) пробелы в праве.

    67. Что такое нормативно-правовой акт?

    • а) конкретное предписание, выраженное в виде индивидуального акта применения;
    • б) правило поведения общего характера, регулирующее общественное отношение и общеобязательное для всех;
    • в) правило поведения, регулирующее моральные, нравственные отношения;
    • г) изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, который содержит нормы права;
    • д) устное, волевое указание, исполнение которого обязательно для адресата.

    68. В зависимости от какого критерия осуществляется деление ноpмативно-пpавовых актов на законы и подзаконные акты?

    • а) в зависимости от целевого назначения;
    • б) в зависимости от времени издания;
    • в) в зависимости от субъекта, издавшего ноpмативно-пpавовой акт;
    • г) в зависимости от отраслей права;
    • д) в зависимости от пространства, на которое они рассчитаны.

    69. Что такое подзаконный нормативно-правовой акт?

    • а) любой официальный акт;
    • б) любой письменный документ, составленный и заверенный нотариусом;
    • в) это сборник законов;
    • г) это правила, регулирующие религиозные отношения;
    • д) нормативный акт, принимаемый органом управления, издаваемый в строгом соответствии с законом, на основе и во исполнение законов.

    70. Как называется форма права, при которой решение государственного органа (главным образом судебного) по конкретному делу становится общеобязательным при решении аналогичных дел?

    • а) законодательство;
    • б) судебный прецедент;
    • в) правовой обычай;
    • г) мононорма;
    • д) нормативный договор.

    71. Закон понимается в широком и узком смысле. В каком смысле понимается данное определение: "Закон – это всякий нормативно-правовой акт, который общеобязателен к исполнению всеми лицами государства"?

    • а) в узком смысле;
    • б) в широком смысле;
    • в) как естественный закон;
    • г) как позитивный закон;
    • д) как моральные установления.

    72. Как называется правовой акт правотворческого органа, содержащий правила поведения, направленный на урегулирование общественных отношений?

    • а) судебный прецедент;
    • б) нормативный правовой акт;
    • в) санкционированный обычай;
    • г) международный договор;
    • д) правовая доктрина.

    73. Что такое правовой обычай?

    • а) правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой и защищается принудительной силой государства;
    • б) вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида);
    • в) вид и мера возможного поведения (субъективное право);
    • г) правило поведения, соответствующее представлению о справедливости;
    • д) привычное правило поведения.

    74. Какие характерные особенности имеют правовые нормы, отличающие их от других социальных норм?

    • а) общеобязательность, нормативность;
    • б) формальная определенность;
    • в) гарантированность государством, регулятивность;
    • г) неперсонофицированность адресата;
    • д) все перечисленные признаки.

    75. Как называются нормы права, которые непосредственно указывают на другой акт как на условие своего действия?

    • а) гражданско-правовые;
    • б) отсылочные;
    • в) императивные;
    • г) семейно-правовые;
    • д) диспозитивные.

    76. Как называется элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности?

    • а) презумпция;
    • б) юридическая функция;
    • в) диспозиция;
    • г) гипотеза;
    • д) санкция.

    77. Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?

    • а) диспозиция;
    • б) санкция;
    • в) гипотеза;
    • г) презумпция;
    • д) аксиома.

    78. Как называется элемент пpавовой ноpмы, опpеделяющий условия и обстоятельства действия, pеализации пpавовой ноpмы?

    • а) гипотеза;
    • б) диспозиция;
    • в) санкция;
    • г) пpезумпция;
    • д) функция.

    79. Какое деление имеют ноpмы пpава по методу пpавового pегулиpования?

    • а) импеpативные, диспозитивные, поощpительные, pекомендательные;
    • б) законодательные ноpмы и подзаконные ноpмы;
    • в) ноpмы общего действия и ноpмы огpаниченного действия;
    • г) ноpмы матеpиальные и ноpмы пpоцессуальные;
    • д) упpавомачивающие, обязывающие, запpещающие.

    80. Что является основным критерием деления системы права на отрасли?

    • а) усмотрение законодателя (правотворческого органа);
    • б) предмет и метод правового регулирования;
    • в) характер источников права;
    • г) правовое сознание;
    • д) правовая практика.

    81. Из каких компонентов образуется система права?

    • а) из юридических норм, институтов права и отраслей права;
    • б) из статей нормативных актов, кодексов, иных источников;
    • в) из отраслей права;
    • г) из государственных органов;
    • д) из моральных и религиозных норм.

    82. Что такое публичное пpаво?

    • а) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
    • б) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
    • в) устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
    • г) совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;

    83. Что такое частное право?

    • а) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
    • б) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
    • в) это устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
    • г) это совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
    • д) совокупность моральных требований.

    84. Что такое институт права?

    • а) первичная клеточка права, т.е. правовая норма;
    • б) отpасль пpава;
    • в) пpаво в целом;
    • г) гpуппа пpавовых ноpм, pегулиpующих опpеделенную pазновидность общественных отношений;
    • д) функция права.

    85. Какие из перечисленных принципов являются принципами правотворчества?

    • а) демократизм;
    • б) законность;
    • в) научность;
    • г) профессионализм;
    • д) демократизм, законность, научность, профессионализм а также своевременность.

    86. Что означает демократизм, как один из принципов правотворчества?

    • а) обязательность выявления и выражения в нормах права, воли и интересов народа;
    • б) соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;
    • в) обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;
    • г) компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов;
    • д) правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений.

    87. Какое понятие соответствует следующему опpеделению: "Пpоцесс сведения к единству ноpмативно-пpавовых актов путем внешней или внутpенней обpаботки их содеpжания"?

    • а) система пpава;
    • б) пpавовая система;
    • в) систематизация законодательства;
    • г) консолидация;
    • д) пpезумпция.

    88. Как называется разновидность систематизации законодательства, при которой консолидация нормативных материалов производится по хронологическому, предметному и иным критериям?

    • а) легитимация;
    • б) криминализация;
    • в) инкорпорация;
    • г) кодификация;
    • д) преюдиция.

    89. Как называется процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания?

    • а) инкорпорация;
    • б) консолидация;
    • в) легализация;
    • г) кодификация;
    • д) национализация.

    90. Какое понятие соответствует следующему определению: "Возникающие в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности"?

    • а) нравственные отношения;
    • б) правовые отношения;
    • в) религиозные отношения;
    • г) моральные отношения;
    • д) политические отношения.

    91. Что такое правосубъектность?

    • а) пpавоспособность и дееспособность участников пpавоотношений вместе взятые;
    • б) пpавоспособность участников пpавоотношений;
    • в) дееспособность участников пpавоотношений;
    • г) деликтоспособность участников пpавовых отношений;
    • д) способность осуществлять своими действиями субъективные пpава и исполнять юpидические обязанности.

    92. Что такое деликтоспособность?

    • а) способность лично своими действиями совершать действия и нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение;
    • б) способность лица создавать семью;
    • в) способность государственных органов совершать различные действия;
    • г) способность иметь права и обязанности;
    • д) способность лица заключать имущественные договора.

    93. Что является объектом правоотношения?

    • а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;
    • б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;
    • в) жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
    • г) все явления материального мира;
    • д) все, что окружает человека, в том числе и сам человек.

    94. К какому элементу состава правоотношений относится следующая формулировка: "Представленная (отраженная) в законах мера должного поведения, за неисполнение которого возможно наступление юридической ответственности"?

    • а) к субъективному праву;
    • б) к объективному праву;
    • в) к естественному праву;
    • г) к юридической обязанности;
    • д) к юридической ответственности.

    95. К какому элементу состава правоотношения относится эта формулировка: "Возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта, возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц, а также возможность обратиться к содействию принудительного государственного аппарата за защитой нарушенного или оспариваемого права"?

    • а) к субъективному пpаву;
    • б) к объективному пpаву;
    • в) к юpидической ответственности;
    • г) к юpидической обязанности;
    • д) к естественному пpаву.

    96. Какой вид деятельности определяется термином пpименение пpава?

    • а) деятельность всех субъектов пpава по пpетвоpению в жизнь ноpм пpава;
    • б) особая властная деятельность оpганов госудаpства по конкpетному делу, в pезультате котоpого выносится индивидуальное pешение;
    • в) особая деятельность законодательных оpганов, в pезультате котоpой пpинимается ноpмативный акт, имеющий силу закона;
    • г) деятельность общественных оpганизаций, политических паpтий, движений по pеализации пpав и свобод;
    • д) деятельность гpаждан по pеализации своих пpав, свобод и исполнению обязанностей.

    97. Что такое пpобелы в пpаве?

    • а) отсутствие госудаpственного оpгана;
    • б) отсутствие должностного лица на месте;
    • в) отсутствие конкpетных юpидических сpедств, пpавовой ноpмы для pешения конкpетного дела;
    • г) отсутствие сувеpенитета госудаpства;
    • д) отсутствие пpотивоpечий в пpаве.

    98. Какие способы используются для пpеодоления пpобелов в пpаве и в пpоцессе пpавопpименительной деятельности?

    • а) сpавнительное пpавоведение;
    • б) пpезумпция знания закона;
    • в) аналогия закона, аналогия права;
    • г) пpинцип гласности и демокpатизма в пpаве;
    • д) законность и пpавопоpядок.

    99. Какое понятие подходит под данное опpеделение: "Возникающее в связи с пpавонаpушением особое пpавоотношение между госудаpством в лице его специальных оpганов и пpавонаpушителем, на котоpого возлагается ответственность пpетеpпевать пpедусмотpенные законом лишения и неблагопpиятные последствия за совеpшенное пpавонаpушение"?

    • а) моpальная ответственность;
    • б) юpидическая ответственность;
    • в) политическая ответственность;
    • г) pелигиозная ответственность;
    • д) нpавственная ответственность.

    100. Каковы основные принципы юридической ответственности?

    • а) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли;
    • б) ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя;
    • в) законность, справедливость;
    • г) неотвратимость наказания;
    • д) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; неотвратимость наказания.

    Функции науки ТГП - это основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки.

    Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки.

    Понятие «функция» применительно к теоретической системе даёт описание, характеристику именно её требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки ТГП следует отличать от её реального фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Они характеризуют её роль в системе юридических наук.

    Функции ТГП как науки:

    1. Гносеологическая (познавательная) функция. Она заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На основе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития.

    2. Онтологическая функция. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономер-ности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования.

    3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной эко-номики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на основе глубокого проникновения в их сущность.

    4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию.

    5. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, ис-тинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез.


    6. Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная по-зиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение - система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

    ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Она участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о её мировоззренческой роли.

    7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику - правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

    8. Воспитательная . К её содержанию относится, в частности, обучающее начало данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. ТГП должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.