Войти
Образовательный портал. Образование
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Фз 220 статья 9. Что нам готовит новый закон? О проведении государственных проверок

    Фз 220 статья 9. Что нам готовит новый закон? О проведении государственных проверок

    1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

    2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

    3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

    1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

    2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

    4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

    5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


    Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

      Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А56-67810/2017

      Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

      И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ), частью 4 статьи 34 которого предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается только по соглашению сторон или по решению суда, уведомление о расторжении договора от 08.08....

      Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

      Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

      Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

      Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

      Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А56-83394/2017

      Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

      Без заблаговременного уведомления Предпринимателя, в связи с чем последний был лишен возможности предпринять какие-либо меры, направленные на уменьшение возможного размера убытков. Частью 4 статьи 34 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается по соглашению сторон или по решению суда. Закон № 220-ФЗ вступил в силу...

      Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А50-22012/2018

      8); владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9). В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником...

      Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

      Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

      Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

      Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

      Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

      О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

      Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

      Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

      Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

      Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

      Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

      Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

      Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

      Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

      Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...

    В январе 2018 года исполнилось 2 года, как вступил в силу № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но споры о нем не утихают и по сей день.

    Этот вопрос регулярно поднимается во время поездок руководителей Минтранса в регионы. На различных площадках - коллегиях, селекторных совещаниях, профессиональных форумах и конференциях - представители Минтранса России, региональных органов власти, общественных организаций, эксперты обсуждают реализацию этого закона в субъектах РФ. Газета «Транспорт России» собрала разные мнения о реализации № 220-ФЗ и представляет на суд читателей заочный «круглый стол», посвященный этой теме.

    Какие же задачи ставили перед собою разработчики № 220-ФЗ, учитывая, что на долю автомобильного и городского наземного электрического транспорта сегодня приходится 76% от пассажиропотока на всех видах транспорта?

    Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул: - Работа над законопроектом шла около 10 лет и была вызвана необходимостью установления единого для всей страны механизма допуска перевозчиков к осуществлению перевозок на регулярных маршрутах. До принятия № 220-ФЗ в субъектах РФ использовались различные подходы к осуществлению регулярных автомобильных перевозок и контроля за ними. При этом на региональном и местном уровнях встречались случаи необоснованных административных барьеров для перевозчиков, а также нарушения перевозчиками установленных требований, что снижало безопасность перевозок.

    Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: - Напомню, что во время работы над этим законопроектом существовала точка зрения, что нет необходимости регулировать этот вопрос на федеральном уровне, субъекты сами разберутся, как им выстраивать взаимоотношения с перевозчиками. Но жизнь показала, что это не так. Со временем пришло понимание того, что в законах обязательно нужно прописывать четкий перечень оснований, по которым чиновник может что-либо запретить. Поэтому № 220-ФЗ создавался в том числе и для того, чтобы исключить самодеятельность властей, которая процветала на региональном уровне.

    Николай Асаул: - При разработке данного закона мы старались учесть интересы всех сторон: перевозчиков, пассажиров-льготников, региональных властей и муниципалитетов. В сфере межмуниципальных и муниципальных автомобильных перевозок впервые на уровне федерального закона были определены единые принципы регулирования таких перевозок для всех субъектов. Раскрыты полномочия регионов и муниципалитетов в области транспортного обслуживания населения как автомобильным, так и городским наземным электрическим транспортом. Региональные органы власти наделены полномочиями по установлению, изменению и отмене маршрутов. Появились две формы допуска для перевозчиков: по регулируемым тарифам через заключение муниципального контракта и по нерегулируемым тарифам по итогам открытого конкурса.

    Основными новеллами № 220-ФЗ в сфере межрегиональных перевозок являются:

    Закрепление за федеральным центром в лице Минтранса России (совместно с ФБУ «Росавтотранс») полномочий по организации перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, ведению реестра таких маршрутов и реестра остановочных пунктов по этим маршрутам; определение четких правил при проведении процедуры установления, изменения и отмены межрегиональных маршрутов; введение нормы о необходимости соответствия оборудования автовокзалов и автостанций минимальным требованиям, утвержденным Минтрансом России, как условия использования этих объектов на межрегиональных маршрутах; установление административной ответственности за нарушение закона, в том числе при осуществлении перевозок без карт маршрутов - до 300 тыс. руб., за посадку и высадку пассажиров вне установленных остановочных пунктов - до 5 тыс. руб. на водителя за каждый факт нарушения.

    Как нормы закона были реализованы на практике?

    Николай Асаул: - На конец января 2018 года в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включены сведения о 3766 маршрутах и 2771 остановочном пункте, из которых 1110 - это автовокзалы и автостанции, 1661 - расположены на дорогах общего пользования, причем на федеральных дорогах зарегистрированы 1296 объектов, в то время как на всей региональной маршрутной сети - лишь 365 объектов. При этом мы отмечаем, что только 38% межрегиональных маршрутов регулярных перевозок имеют свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов, а 62% межрегиональных перевозок осуществляются вне закона, поскольку в реестре отсутствуют остановочные пункты. Причина - в сложной процедуре регистрации остановочных пунктов. Для исправления ситуации в декабре 2017 года были внесены изменения в № 220-ФЗ, согласно которым обязанность и полномочия по регистрации остановочных пунктов на территории субъекта возложены на руководство субъекта.

    Юрий Свешников: - Основная идея закона была в том, что все легально работающие на день принятия закона перевозчики могут продолжать работать и дальше как минимум пять лет, а региональные чиновники обязаны выдать им все правоустанавливающие документы. Перевозчики в течение 30 дней с момента принятия № 220-ФЗ должны были проинформировать региональные и муниципальные органы о параметрах эксплуатации своих маршрутов для формирования реестров регулярных автобусных маршрутов.

    Закон установил четыре правовых основания легальной законной работы перевозчика: наличие договора с органом власти, паспорта маршрута (для междугородных перевозчиков), допуска или нормативно-правового акта, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров. По истечении 180 дней с момента принятия № 220-ФЗ органы власти в регионах должны были составить реестры регулярных автобусных маршрутов, по истечении 270 дней - выдать перевозчикам временные карты маршрутов, действительные на срок действия правового основания законности маршрута. Перевозчикам, у которых этот срок заканчивался в течение года со дня принятия № 220-ФЗ, временные карты маршрутов выдавались до июля 2016 года. После этого всем перевозчикам, получившим временные карты маршрутов, местные власти обязаны были выдать свидетельства на право эксплуатации маршрута и постоянные маршрутные карты. Однако во многих регионах перевозчики по разным причинам не успели уложиться в 30-дневный срок, в результате их маршруты не были включены в новые реестры, и они в одночасье стали нелегалами.

    Удалось ли решить проблему административных барьеров?

    Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов: - Одна из основных целей № 220-ФЗ - защита перевозчиков от административных вольностей - не достигнута. Региональные органы власти стремятся сохранить под новой вывеской прежние возможности «рулить» бизнесом, а суды, прокуратура и антимонопольные органы в большинстве случаев встают на сторону администрации. В результате бизнес несет потери, страдают хозяйствующие субъекты с большим опытом работы и с хорошей репутацией, которые стали заложниками действия или бездействия органов власти.

    Плохую службу сыграла предоставленная органам власти свобода принятия решений по открытию маршрутов. В результате несогласованных действий региональных и муниципальных властей появилось много дублирующих друг друга межмуниципальных и муниципальных маршрутов.

    Немало вопросов вызывает и установление порядка изменения маршрутов. Известны многочисленные случаи, когда органы власти давали перевозчику свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту, а на следующий день требовали изменить маршрут. Сверхсложный порядок формирования реестра остановочных пунктов на межрегиональных маршрутах привел к тому, что этот реестр в полном объеме не сформирован до сих пор.

    Юрий Свешников: - Мы даже подумать не могли, что нарушения № 220-ФЗ в регионах достигнут такого уровня. Где-то существенно был расширен список оснований для изъятия свидетельства у перевозчика, в целом ряде субъектов РФ вообще ставилось под сомнение право перевозчиков работать по нерегулируемым тарифам или проводились торги на заключение госконтракта по цене 1 коп./км пробега (?!). Как можно в этом случае играть на понижение? Оказывается, можно, если поставить цену 1 коп./2 км пробега.

    Олег Старовойтов: - Конкурсные процедуры стали одним из самых проблемных вопросов. Право органов власти на местах устанавливать требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам породило обширную судебную практику.

    Широкое распространение получили махинации с применением такого критерия конкурсного отбора, как количество ДТП в расчете на среднее количество транспортных средств, которыми владел перевозчик в течение года, предшествующего конкурсу. Дошло до того, что даже добросовестные перевозчики перед проведением конкурсов начали заключать фиктивные договоры аренды транспортных средств и за счет этого резко улучшать значение данного критерия. Нередки случаи, когда перевозчик выигрывал конкурс, заявив транспортные средства с немыслимыми характеристиками, но после получения свидетельства о своих обязательствах забывал. При этом ни контролирующие органы, ни органы власти ничего не предпринимали для прекращения действия этого свидетельства.

    Не секрет, что в регионах тарифы в два раза ниже себестоимости и не во всех субъектах Федерации из бюджетов соответствующих уровней выделяются субсидии перевозчикам, из-за чего они вынуждены экономить в том числе и на безопасности. По данным Минтранса, сегодня убыточными являются порядка 60% предприятий общественного транспорта и 80% - организаций городского электрического транспорта. Какой выход из этой ситуации?

    Николай Асаул: - Напомню, что на заседании президиума Госсовета при Президенте РФ в Ульяновске, где обсуждались вопросы комплексного развития пассажирских перевозок в регионах, особый акцент был сделан на необходимости определения реальной, справедливой и экономически обоснованной стоимости транспортной работы. Мониторинг показал, что после принятия № 220-ФЗ наметилась тенденция установления заказчиком начальной нулевой цены контракта при проведении конкурсов на организацию автоперевозок, что ставило перевозчиков на грань выживания. Экономить приходилось на всем: зарплатах водителей, обслуживании техники, соблюдении требований технологической и транспортной безопасности. В ряде субъектов РФ рост тарифов на пассажирские перевозки в 2015-2016 годах был в два раза ниже уровня инфляции.

    Во исполнение поручений Президента РФ Минтранс издал приказ от 8 декабря 2017 года о порядке определения начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, что создает экономическую основу взаимоотношений между органами власти и перевозчиками, позволяет объективно учитывать специфику осуществления закупок в сфере регулярных перевозок. Также утверждена методика определения максимальной начальной цены контракта. Эти документы носят обязательный характер, и мы рассчитываем, что в 2018 году будут созданы реальные механизмы для улучшения финансового состояния автотранспортных предприятий.

    Юрий Свешников: - Несмотря на все сложности, № 220-ФЗ дает возможность субъектам РФ сформировать удобную и экономически обоснованную модель пассажирских перевозок. Важно то, что теперь органы власти на местах могут сформировать маршрутные сети, исходя из своих бюджетных возможностей. При этом они должны решить уравнение с тремя неизвестными и свести воедино: стоимость единицы транспортной работы, посчитанной по федеральной методике, величину тарифа для населения и количество денег в бюджете, заложенных на транспорт. И уже исходя из этого открывать определенное количество маршрутов с регулируемыми тарифами, а все остальное отдать бизнесу.

    Научно доказано: если рентабельность менее 9,5%, то транспортное предприятие не может устойчиво работать, а если перевозчик хочет обновлять подвижной состав и менять его каждые семь лет, то рентабельность должна быть 22,5%. Надо, наконец, определиться: у нас тарифы социально ориентированные или экономически обоснованные? Если они социально ориентированные, тогда федеральный бюджет должен дотировать регионы, чтобы они могли компенсировать перевозчикам разницу в стоимости тарифа до уровня рентабельности, причем не только ГУПам и МУПам, но и частным компаниям. Если тарифы все же экономически обоснованные, то местные власти должны устанавливать стоимость единицы транспортной работы по методике определения максимальной начальной цены контракта.

    Характерно, что ряд регионов в рамках № 220-ФЗ не издали ни одного подзаконного акта, а в 50% муниципальных образований не реализуются полномочия, данные № 220-ФЗ. Неисполнение отраслевого закона в течение длительного времени должно приводить к каким-то правовым последствиям?

    Николай Асаул: - В октябре 2016 года Генеральная прокуратура РФ провела мониторинг правоприменения № 220-ФЗ органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, который выявил следующие проблемы: невключение в соответствующие реестры маршрутов, сведения о которых перевозчики не успели подать в 30-дневный срок после вступления в силу ст. 39 № 220-ФЗ, и произвольное закрытие маршрутов в течение действия переходного периода; в 28% субъектов РФ не были приняты нормативные правовые акты о порядке установления, изменения и отмены маршрутов; в ряде субъектов РФ в реестры были включены маршруты регулярных перевозок как осуществляемые по регулируемым тарифам, в то время как перевозчики не получали ни субсидий, ни дотаций из бюджетов, но перевозили пассажиров по фиксированным тарифам; в субъектах РФ действуют различные требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

    По результатам мониторинга были внесены представления органам исполнительной власти субъектов РФ о необходимости устранения нарушения законодательства РФ.

    К сожалению, субъекты Федерации пока недостаточно активны в этом вопросе, мы считаем, что и в дальнейшем участие прокуратуры было бы весьма нелишним, чтобы действенным образом понудить руководителей субъектов исполнять федеральное законодательство.

    Перевозчики отмечают важность соблюдения региональными властями норм № 220-ФЗ и, самое главное, установления ответственности не только для них, но и для органов власти при исполнении данных нормативно-правовых актов. Только при соблюдении этих условий можно организовать транспортное обслуживание в регионах на должном уровне. В декабре 2017 года был принят № 480-ФЗ, который призван исправить недочеты № 220-ФЗ. Среди принципиальных изменений: уточнение характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок; установление перечня требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам; исключение дублирования межмуниципальных маршрутов межрегиональными и другие.

    По данным Ространснадзора, примерно 15% всех проверок были связаны с реализацией № 220-ФЗ. За все время действия закона выданы более 4 тыс. заключений по остановочным пунктам. В 2017 году проверены более 8 тыс. предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, и более 120 тыс. автобусов в процессе их эксплуатации. По итогам этих проверок составлены 12 тыс. протоколов об административных правонарушениях, что на 46% больше по сравнению с 2016 годом. Сумма штрафов составила более 218 млн руб. (рост в 1,5 раза).

    Как отмечают в службе, планомерная работа по борьбе с нелегальными перевозчиками ведется только в четырех городах, где приняты нормативные акты, направленные на создание специализированных стоянок для хранения транспортных средств.

    В заключение хотелось бы привести слова руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина, которые он сказал на итоговой коллегии службы: «Не проходит и недели, чтобы кто-то из субъектов не попросил новых полномочий по передаче контрольно-надзорных функций по исполнению № 220-ФЗ, - говорил Виктор Басаргин. - Однако если бы регионы выполняли все полномочия, данные им в рамках № 220-ФЗ, у них спина согнулась бы от тяжести. Одного этого достаточно, чтобы ликвидировать нелегальных перевозчиков и обеспечить безопасные перевозки пассажиров».

    1. Вопрос: Что должен включать в себя документ планирования регулярных перевозок? Общий перечень мероприятий или данный перечень по каждому маршруту?

    Ответ: Документ планирования регулярных перевозок – это программа развития регулярных перевозок на определенную перспективу, т.е. это мероприятия не в отношении отдельного маршрута, а в отношении всей маршрутной сети. Законом регламентируется только отдельные мероприятия, которые могут быть включены в этот документ, в частности, перспективный план по оптимизации маршрутной сети и структуры перевозок (установление специализации остановочных пунктов межрегиональных маршрутов по направлениям перевозок, отмена отдельных маршрутов, изменение вида перевозок по отдельным маршрутам), а также помаршрутный график перехода на контрактную систему. Остальное содержание данного документа определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все мероприятия за исключением установления помаршрутного графика перехода на контрактную систему не являются обязательными.

    2. Вопрос: Обязаны ли перевозчики прикладывать к представленной информации согласно части 1 статьи 39 подтверждающие документы (паспорт маршрута, договор, иную информацию)?

    Ответ: Не должны. Вся эта информация должна быть в распоряжении органа власти, если все изменения со дня утверждения паспорта маршрута документировались надлежащим образом. Если же этого не происходило, в том числе вследствие бездействия органа власти, то может возникнуть ситуация, когда представленные сведения не соответствуют данным паспорта. В соответствии со статьей 2 закона в этом случае решение остается за органом власти. Самое справедливое (поскольку в этом виновны также и органы власти) объявить амнистию, т.е. если перевозки уже осуществляются по измененным (по сравнению с паспортом) маршрутам, узаконить эти изменения.

    3. Ст. 39 Федерального закона предусмотрено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

    Ответ: К ним следует относить любые перевозки, в отношении которых предоставляется бюджетное финансирование, независимо от его целевого назначения.

    4. Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Переходными положениями федерального закона предусмотрено: - до 09.04.2016 выдать перевозчикам, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов;

    До 14.07.2016 выдать владельцам карт маршрутов свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам и новые карты маршрутов.

    Вопрос: Для какого вида перевозок выдается свидетельство?

    Ответ: Для перевозок, которые не финансировались бюджетами.

    5. Ст. 14 Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, будет заключаться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44). Таким образом, согласно Ст. 22 Федерального закона № 44 начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию.

    Вопрос: Как формируется начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с Федеральным законом по регулярным маршрутам с регулируемыми тарифами?

    Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в отношении перевозок, которые в настоящее время осуществляются без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства. Если такие перевозки осуществляются на основании договора, то данные свидетельства начнут действовать по окончании срока действия этого договора. При этом со дня начала действия свидетельства тарифное регулирование соответствующих перевозок должно быть отменено.

    Переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования. Этот переход должен быть осуществлен помаршрутно в течение 5 лет. До перехода на контрактную систему перевозки по соответствующим маршрутам должны осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу.

    В настоящее время Минтранс России разрабатывает проект приказа «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам». В случае утверждения данного приказа в Российской Федерации будет введен единый порядок определения начальной цены таких контрактов.

    6. Вопрос: Может ли маршрут, частично или полностью оплачиваемый за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, иметь вид перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу?

    Ответ: Не может.

    7. Вопрос: Означает ли наличие обязанности в выдаче свидетельства перевозчикам до 14.07.2016, что все маршруты, включенные в реестр в январе 2016 года, имеют вид перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам?

    Ответ: Если маршрут установлен после 11 января 2016 года, орган власти должен определиться будет или не будет в отношении перевозок по данному маршруту предоставляться бюджетное финансирование. Если не будет, то по этому маршруту могут осуществляться только перевозки по нерегулируемому тарифу.

    Если будет, то до перехода на контрактную систему (в течение 5 лет со дня официального опубликования закона) перевозки по данному маршруту должны осуществляться по регулируемым тарифам и в порядке, действовавшем до дня официального опубликования закона.

    8. Ст. 11 Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в части регулирования тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района. Вместе с этим ст.15 Федерального закона утвержден порядок установления регулируемых тарифов на перевозки, где пунктом 1 данной статьи определено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

    Вопрос: Будет ли устранено это противоречие в части порядка установления тарифов на регулярные перевозки?

    Ответ: В части 2 статьи 11 допущена техническая ошибка. В настоящее время Комитет Государственной Думы РФ по транспорту подготовил проект соответствующих поправок в Федеральный закон № 220-ФЗ, который планируется принять до конца 2015 года.

    9. Вопрос: Имеет ли право уполномоченный орган власти предусмотреть для одного маршрута одновременно 2 вида регулярных перевозок?

    Ответ: Не имеет.

    10. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

    Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр. Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

    11. Вопрос: Что означает понятие «установление маршрута»? Равнозначно ли оно понятию «открытие маршрута»?

    Ответ: Равнозначно.

    12. Вопрос: каким образом осуществляется процедура установления отдельного маршрута в случаях:

    1) если регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

    2) если регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

    При этом процедура установления предполагает открытие (установление) нового маршрута (с новым порядковым номером), не включенного в реестр каждому ип, юр. лицу, или присвоение для каждого ип, юр. лица, обслуживающего маршрут, нового регистрационного номера маршрута (при этом они будут осуществлять перевозку по уже открытому (установленному) ранее маршруту, но с разными реестровыми номерами)?

    Ответ. Новым маршрутам должны присваиваться новые порядковые и новые реестровые номера.

    13. Ст. 28 Федерального закона установлены сведения, которые должна содержать карта маршрута регулярных перевозок.

    Вопрос: Будет ли предусмотрено порядком заполнения карты или формой бланка карты маршрута указание государственного регистрационного номера автобуса?

    Ответ: Не будет.

    14. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 1 части 3 ст. 24, определяется и подтверждается количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса?

    Ответ: ПТС, договором аренды или лизинга.

    15. Вопрос: Может ли орган местного самоуправления/ субъект РФ регулировать минимальную, максимальную величину тарифа по виду перевозок - по нерегулируемому тарифу по муниципальным маршрутам?

    Ответ: Если перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, то органы власти не вправе устанавливать предельные значения данных тарифов, поскольку это также будет являться тарифным регулированием.

    16. Вопрос: Предполагается ли введение такого регулирования на законодательном уровне?

    Ответ: Наделение органов власти правом устанавливать предельные значения тарифов на такие перевозки не предполагается.

    17. Вопрос: Каким образом уполномоченный орган может регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения?

    Ответ: Органы власти не вправе "регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения".

    18. Вопрос: в законе за уполномоченным органом не закреплена обязанность заключения договора с ип, юр лицом, получившим свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса. В связи с тем что предметом конкурса является: право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок вправе ли орган местного самоуправления при утвердждении порядка проведения открытого конкурса предусмотреть процедуру заключения договора на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

    Ответ: Законом заключение таких договоров не предусмотрено. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ заключение договора в обязательном порядке может быть установлено только федеральным законом. Поэтому органы власти не вправе обязать перевозчиков заключать такие договоры.

    19. Вопрос: если маршруты установлены до 11 января 2016 года - перевозчикам, включенным в реестр как обслуживающим данные маршруты, орган местного самоуправления в сроки, регламентированные законом, выдает карты маршрута и свидетельства.

    Означает ли это, что данные маршруты имеют вид перевозок - по нерегулируемому тарифу и могут изменить вид перевозок - по регулируемому тарифу только в сроки перехода на контрактную систему, указываемые уполномоченным органом в документе планирования?

    Ответ. Законом предусматривается сохранение до перехода на контрактную систему прежнего порядка организации только тех перевозок, которые частично или полностью финансируются бюджетами. Если после вступления в силу статьи 18 закона (т.е. после 11 января 2016 года) будет принято решение об изменении на каком-либо маршруте вида перевозок (с перевозок по нерегулируемым тарифам на перевозки по регулируемым тарифам) и при этом в отношении таких перевозок не будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое решение будет противоправным. Если же в отношении данных перевозок будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое изменение вида перевозок возможно. При этом до перехода на контрактную систему они могут выполняться в прежнем порядке, действовавшем до вступления закона в силу.

    20. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

    Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр.

    Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

    21. Ст. 39 Федерального закона определен порядок выдачи карты маршрута и свидетельства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов Российской Федерации, на основании действующих документов на организацию регулярных перевозок по маршрутам (договоры, разрешения, паспорта, расписания) сроком действия пять лет. Однако в ст. 39 не указано, подлежат ли данные свидетельства и карты маршрута пролонгации.

    Вопрос: Можно ли к данным свидетельствам и картам маршрута применить нормы ст. 19 (действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет, количество таких продлений не ограничивается)?

    Ответ: Нужно.

    22. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 24, определяется максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем?

    Ответ: Этот срок предлагается участником конкурса в виде добровольно принимаемых на себя обязательств. Например, использование для перевозок по маршруту транспортных средств со сроком эксплуатации не больше 5 лет.

    23. Вопрос: ФЗ не предусмотрено оформление паспорта муниципального маршрута при его установлении, изменении. Вправе ли орган местного самоуправления утвердить форму паспорта маршрута, порядок его оформления при разработке порядка установления, изменения, отмены маршрутов или такая необходимость отсутствует в связи с наличием большинства сведений, ранее содержащихся в паспорте, в оформляемых уполномоченным органом картах маршрута, свидетельствах, реестре маршрутов?

    Ответ. В соответствии с законом документом, подтверждающим установление маршрута, является не паспорт маршрута, а реестр маршрутов. Свидетельство и карты маршрута являются по сути выписками из этого реестра. В то же время закон не запрещает органам власти предусматривать оформление паспортов на все маршруты, кроме межрегиональных, если они посчитают это целесообразным.

    24. п. 3 ст. 39 предусмотрена выдача карт маршрута только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры.

    Вопрос: На основании чего будут осуществлять свою деятельность перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, до момента заключения муниципального контракта? Каким образом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом смогут отличить таких перевозчиков и не взыскивать штраф за работу без карты маршрута?

    Может ли орган местного самоуправления предусмотреть выдачу карт маршрута в рамках заключенного муниципального контракта?

    Ответ. В соответствии с частью 9 статьи 39 такие перевозки до перехода на контрактную систему осуществляются в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу, т.е. без карт маршрута. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ административная ответственность за осуществление перевозок без карт маршрута наступает в случае, когда наличие таких карт является обязательным. Поскольку для таких перевозок до перехода на контрактную систему наличие карт маршрута не является обязательным, то на них эта норма КоАП не распространяется. Надеюсь, что в Вашем регионе все маршруты, где осуществляются перевозки с предоставлением бюджетного финансирования, и перевозчики, осуществляющие такие перевозки, как-то "помечены" (соответствующим договором или НПА). По крайней мере пока еще никто не заявлял о проблемах, связанных с невозможностью отличить "бюджетные" перевозки от "небюджетных".

    25. В соответствии со ст. 19 Федерального закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, а юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению предусмотренных данным свидетельством регулярных перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса.

    В случае если участник открытого конкурса взял на себя обязательства по приобретению транспортных средств, а приступить к осуществлению перевозок может не позднее чем через шестьдесят дней, то каким образом в течение десяти дней и на какие автобусы могут быть выданы карты маршрутов?

    В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса не готов приступить к обслуживанию маршрута сразу после результатов открытого конкурса, то кто и на каком основании будет осуществлять перевозки на регулярном маршруте на протяжении шестидесяти дней? Может ли в данном случае уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации урегулировать данный вопрос на региональном уровне?

    Ответ: Карты маршрута выдаются не на «живые» автобусы, а на то количество автобусов, которое необходимо для осуществления перевозок. Количество таких автобусов определяется при установлении маршрута, т.е. до того как появится конкурсная документация.

    Если конкурс проводится в отношении нового маршрута, то таких проблем не возникает. Если конкурс проводится в отношении маршрута, по которому перевозки уже осуществляются, но перевозчик утратил право их осуществления, то в соответствии с пунктом 1 части 3 и частью 6 статьи 19 органы власти вправе предоставить право осуществления таких перевозок любому перевозчику, но не более чем на 180 дней.

    26. Федеральным законом определены критерии конкурсного отбора, которые не содержат критериев, направленных на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива».

    Вопрос: Являются ли критерии исчерпывающими или можно установить иные критерии конкурсного отбора?

    Ажиотаж по поводу уже вступившего в силу 11 января 2016 года федерального закона № 220-ФЗ набирает обороты

    Одних перевозчиков закон вдохновил – появилась реальная возможность разделить транспортные услуги на регулярные перевозки по регулируемым тарифам и нерегулируемым. А это обещание свободы ценообразования для «коммерческих» автобусов. Другие боятся краха своей предпринимательской деятельности – ходят слухи о сокращении частного автобусного парка республики.

    О маршрутных автобусах Башкортостана сегодня и их будущем в связи с введением нового закона, рассказал Председатель РОО «Союз автопредпринимателей Республики Башкортостан» Куляшов Олег Ильич.

    Олег Ильич, тема пассажирских перевозок частными перевозчиками актуальна всегда, как бы ни менялись правила организации перевозок, ведь общественный транспорт касается практически всех и каждого.

    Споры о плюсах и минусах частных маршруток не утихают. Из плюсов для пассажиров очевидны: скорость и маневренность, остановки по требованию. Не стоит забывать и о том, что негосударственные перевозчики развивают отрасль как инвесторы – они вкладывают в бизнес деньги, закупая автобусы и оборудуя производственные площадки. Ну а недостатками являются: в первую очередь - стоимость проезда 20-25 руб. против 18 руб. на социальных маршрутах, на которые выделяются бюджетные дотации. Частник тоже хотел бы возить пассажиров по таким же ценам, но из-за отсутствия соответствующей системы бюджетной компенсации для частников, не в состоянии этого сделать, в связи с сегодняшней дороговизной топлива, запасных частей, ремонта и других эксплуатационных материалов. Но коммерческие перевозки просто необходимы, чтобы в полном объеме обеспечить потребности населения в транспортных услугах и создания конкуренции, направленной на повышение качества оказываемых услуг. Города республики усиленно отстраиваются, вводятся новые микрорайоны, где частные перевозчики, в отличие от государственных, являются, «группами мобильного реагирования» новых маршрутов.

    Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями. На Ваш взгляд, чего стоит ожидать от нововведений?

    Ажиотаж, в связи с принятием федерального закона № 220-ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...»), я считаю, создается искусственно недобросовестными перевозчиками. Ни о каком сокращении автобусных маршрутов не может быть и речи! Во-первых – это будет нарушением прав пассажиров, так как пассажиры уже привыкли к определенному транспортному трафику маршрутов, планируя свое передвижение, а во-вторых, это логически приводит к сокращению рабочих мест, что в нынешней экономической ситуации крайне нерентабельно.

    Принятый закон очень и очень не плох. В нем есть небольшие недочеты, которые могут в будущем оказать негативное влияние на развитие маршрутной сети и конкуренцию между перевозчиками. Но результаты от его реализации зависят от совместных действий власти и перевозчиков. В первую очередь, он должен быть полностью исполнен чиновником, а затем предпринимателем, только тогда будет виден положительный эффект от всех нововведений. Так как, по своей сути, закон позволяет в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок.

    Какие «подводные камни» ожидают перевозчиков? И какие основные преимущества становятся очевидными для пассажиров?

    Наша организация была приглашена в Москву на «Всероссийское совещание по реализации федерального закона 220-ФЗ от 13.06.2015г.» для изучения его положений и правил их применения, где присутствовали представители перевозчиков, представители органов местного самоуправления и представители исполнительной власти субъектов РФ из всех регионов России. По результатам изучения положений Федерального закона № 220-фз и правил их применения, были получены сертификаты о знании соответствующих положений и правил их применения.

    Если предприниматель, то есть перевозчик, исполнил закон – в полном объеме подал документы для включения своих маршрутов в реестр маршрутов муниципального транспорта в срок до 12 августа 2015г., то ему не грозят июньские штрафы. Все предприниматели, выполнившие свои обязательства, должны быть включены в реестр регулярных маршрутов без исключения, как это установлено статьей 39 Федерального закона № 220-фз.

    Правда, на данном этапе, почему то не все действующие маршруты в него включены, о чем мы сообщили в январе текущего года начальнику управления транспорта администрации ГО г. Уфа РБ Храмову Сергею Владимировичу с просьбой разобраться в данной ситуации, так как отказ для включения в реестр действующих маршрутов, по которым были своевременно представлены необходимые сведения, законом не предусмотрен.

    Алгоритм действия таков: подача документов в реестр - проверка данных – выдача маршрутных карт – выдача свидетельства на маршрут. Если на одном маршруте работает несколько предпринимателей, то меняется нумерация маршрута. Пассажиры, в данном случае, будут четко видеть, какое количество перевозок предоставляет тот или иной предприниматель на одном и том же маршруте. А это, в свою очередь, предоставляет пассажиру право выбора перевозчика. На открывающиеся маршруты, например, в новом микрорайоне, администрацией города (района) проводится конкурс, где рассматриваются перевозчики, предлагающие лучшую рентабельность маршрута и качество услуг.

    Закон 220-ФЗ тем и хорош, что упорядочивает порядок отношений между чиновниками и перевозчиками, упорядочивает работу и защищает права перевозчиков и повышает качество услуг для пассажиров. Помимо всего, у предпринимателей появилась возможность претендовать на равные условия с муниципальными компаниями по установлению регулируемых тарифов и получения бюджетной поддержки. Если администрация дает предпринимателям дотации, то коммерческие перевозки сравняются по цене с социальными, что так же только на пользу пассажирам.

    Олег Ильич, все вышесказанное можно подытожить – никакого негатива от федерального закона № 220-ФЗ ждать не стоит?

    Повторюсь – принятый закон хорош! Неоспоримые плюсы и для пассажиров и для перевозчиков. И тот перевозчик, кто исполнил закон – будет работать! Если все, изначально чиновники, а затем предприниматели добросовестно выполнят все пункты нового закона, то не будет угрожающих штрафов, а профессия водителя, наконец, обретет свой прежний престиж.

    Региональная общественная организация «Союз автопредпринимателей РБ»

    Создана в январе 2002 года, а 31 марта 2004 года получила государственную регистрацию и приобрела юридический статус.

    С момента создания работа Общественной Организации направлена на защиту законных интересов тех, кто хочет честно развивать малый и средний бизнес, работать без препонов со стороны чиновников разного уровня, тех, кто ежедневно сталкивается с административными барьерами. За эти годы накоплен большой опыт работы по социальной и правовой защите автопредпринимателей. Обращения в высшие и местные органы государственной и исполнительной власти, представление интересов автопредпринимателей и водителей в судебных инстанциях позволили защитить законные интересы сотен людей от произвола чиновников. Сегодня в рядах членов организации состоят более 500 автопредпринимателей, водителей и других категорий граждан, занятых в автотранспортном обслуживании населения из Уфы, Баймака, Белорецка, Благовещенска, Давлеканово, Иглино, Раевки и Стерлитамака.

    Мы провели небольшой опрос общественного мнения в городе Уфе по поводу нововведений в связи с вышеуказанным законом. Пассажиры, в основном, не ведают ни о каких нововведениях и не ощущают на себе каких-то изменений относительно проезда. Часть опрошенных уже в курсе данного закона и полагает, что количество маршрутов значительно уменьшится, так как «прикроют» всех нелегальных перевозчиков. Однако население города настроено оптимистично, в надежде что все встанет на свои места и город не останется без транспорта.

    Тема.

    За громкими новостями последних недель, ньюсмейкерами которых выступали в том числе органы государственной власти, малозаметным осталось подписание Президентом России В.В. Путиным ещё одного Федерального закона, который касается практически всех и каждого. Ибо сфера его применения – общественный транспорт.

    сайт восполнит для вас этот пробел. Итак, знакомьтесь. Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.

    Несмотря на то, что рыночная экономика действует в России уже третий десяток лет, и пассажирскими перевозками ещё с начала 1990-х активно занялся частный бизнес, правовая сторона этого вопроса на федеральном уровне до сих пор была слабо урегулирована. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на смену старому «советскому» Уставу 1969 года, был принят лишь в 2007 году – почти на полтора десятилетия позже, чем это было необходимо. Но он устанавливал лишь базовые понятия и термины, общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг по перевозке и взаимоотношения сторон, возникающие при этом. То есть, если некая услуга по перевозке оказывается, она должна подчиняться Уставу, а также рожденными в дополнение к Уставу в 2009 году Правилам перевозок.

    Всё это прекрасно для того мира, где всё давно придумано и ничего менять не надо. Но спрос на услуги по перевозке – меняется. Появился новый микрорайон – возникает спрос на услуги по перевозке к этому району. Закрылся завод или рынок – соответствующий спрос на услуги по перевозке исчезает. Построили новую дорогу, закрыли железнодорожный переезд, и так далее – факторов, влияющих на изменение спроса, достаточно. Кроме того, услугу по перевозке должен кто-то оказывать. А чтобы желающих не было слишком много, или слишком мало, рынок услуг кто-то должен регулировать.

    В треугольнике взаимоотношений «государство – перевозчик – пассажир» не хватало регулирующего документа о том, кем и как перевозки организуются, как они могут измениться или прекратиться, как подобрать для них перевозчика, как защитить право пассажира на существование его потребностей в перевозке.

    Все равны, но некоторые - равнее

    Конечно, в большинстве регионов приняли свои местные законы по транспортному обслуживанию населения, и отчасти это спасало ситуацию. Но для двух «горячих точек» это решение абсолютно не годилось. Это города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые являются отдельными субъектами Российской Федерации, и имеют тесные связи со своими пригородами, которые находятся уже в другом субъекте РФ (для Санкт-Петербурга это Ленинградская область, для Москвы – Московская или Калужская области). Объем перевозок тут немалый – несколько сотен маршрутов, на которых ежедневного работают тысячи автобусов и перевозятся миллионы пассажиров.

    Каждый из регионов считал себя вправе быть главным в вопросе организации перевозок. При этом взгляды регионов-соседей на один и тот же вопрос мог различаться диаметрально. Например, несколько лет назад и в Московской области и в Москве решили одновременно провести конкурсы на право обслуживания маршрутов. По правилам, принятым в Московской области, победитель должен был получить наибольшее количество баллов, в то время как в Москве победителем признавался претендент с наименьшим количеством баллов. Утвержденные одним регионом маршруты в другом регионе могли быть признаны нелегальными, а перевозчики – получать штрафы за работу на нелегальных маршрутах, с перспективой при этом получить штрафы за прекращение работы маршрута от той стороны, которая его всё-таки согласовала.

    Как «комфортно» себя в такой ситуации ощущали перевозчики, и как потом удивлялись пассажиры, когда из-за санкций одной или другой стороны полюбившийся им маршрут вдруг пропадал – представить несложно.

    Начали нынешний закон разрабатывать еще в конце «нулевых», после принятия Устава. Но уже к тому времени в разных регионах страны транспортная ситуация развивалась по слишком противоположным сценариям – в одних регионах основой транспортной системы были перевозки по тарифам, регулируемым местным правительством, а главными (а порой единственными) перевозчиками – ГУПы и МУПы, а в других и само слово «автобус» давно выпало из лексикона, безнадежно заменившись на «маршрутку».

    Поэтому принятие закона растянулось на долгие годы. В итоге, по очень многим вопросам, освещаемым законом, удалось найти компромиссные решения – не только взять в новый закон как наработки по формированию транспортных систем таких прогрессивных регионов как Москва, Московская область, но и прислушаться к мнению и нуждам периферийных регионов, а также максимально постараться не допустить глобального передела на рынке транспортных услуг, сохранив маршруты и перевозчиков на них.

    Не на все вопросы закон даёт ответ сам. Регионам и муниципальным образованиям ряд полномочий остаётся на их усмотрение. Но появляется строгая иерархия вертикали власти – местные акты могут дополнять федеральные требования тогда и только тогда, когда Федеральный закон это допускает.

    Без реестра теперь никуда

    Новый закон уже вступил в силу, но большинство его положений начнет действовать только 11 января 2016 года. Срок в 180 дней со дня принятия закона необходим для того, чтобы в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели переписать местные документы таким образом, чтобы они не противоречили 220-ФЗ. Также за это время должны быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе без взимания платы реестры маршрутов регулярных перевозок. Во многих субъектах РФ реестры маршрутов существовали и до этих пор, но их форма, содержимое и доступность содержащейся в них информации были на усмотрение уполномоченных органов, и, как правило, не в пользу пассажиров.

    Теперь требования к реестрам единые по всей стране, сами реестры становятся более информативными и публичными.

    Федеральный уполномоченный орган, подчиненный Министерству транспорта России, будет вести реестр межрегиональных маршрутов, т.е. проходящих по территории двух и более субъектов РФ.

    Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, комитеты и т.п.) – реестры межмуниципальных маршрутов, т.е. маршрутов, проходящих в границах одного субъекта РФ по территории нескольких муниципальных районов и (или) городских округов.

    Уполномоченные органы городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации – реестры муниципальных маршрутов.

    Уполномоченные органы для ведения реестров смежных межрегиональных маршрутов (к ним относятся маршруты между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Москвой и Московской областью, Москвой и Калужской областью, Севастополем и Республикой Крым) определятся, скорее всего, еще до конца 2015 года по соглашению сторон соответствующих регионов. Законом 220-ФЗ предусмотрено обязательное заключение соглашений об организации пассажирских перевозок между городами федерального значения и их соседями, причем время, за которое стороны должны договориться, также ограничено законом, поэтому затянуть процесс заключения соглашений на долгие годы, как это могло быть раньше, не удастся.

    Федеральному уполномоченному органу также поручено вести реестр остановок для межрегиональных маршрутов, который тоже должен сформироваться к 11 января 2016 года.

    А что внутри?

    В реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке должны быть включены сведения о самом маршруте (номер маршрута, наименование, промежуточные остановочные пункты, трасса следования, протяженность). Также реестром определяется порядок посадки и высадки пассажиров на маршруте (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) – по сути это разделение между «автобусом (троллейбусом, трамваем)» и «маршрутным такси». Вид транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) также определяется реестром, равно как классы транспортных средств (их решено определять по длине транспортного средства – от особо малого (менее 5 метров) до особо большого (свыше 16 метров)), которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также максимальное количество транспортных средств каждого класса, и их экологические характеристики.

    Тариф, применяемый на маршруте, тоже находится в поле зрения реестра маршрутов, но не в виде некоей денежной суммы, а как вид перевозок – по регулируемым тарифам (устанавливаются правительствами субъектов Российской Федерации или администрациями муниципальных образований, с предоставлением пассажирам всех установленных льгот на проезд), либо по нерегулируемым тарифам (тарифы устанавливает перевозчик исходя из своих соображений).

    Заглянув в общедоступные реестры, пассажир сможет узнать информацию и о перевозчике по каждому из маршрутов.

    В дополнение к этим сведениям, уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований для своих реестров могут вводить иную информацию. Для межрегиональных маршрутов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, законом уже определено, что в соответствующий реестр вносится расписание для каждого остановочного пункта.

    Срок подачи документов для внесения действующих маршрутов в реестры у перевозчиков истекает уже в августе 2015 года, после чего поданные сведения будут проверяться уполномоченными органами и в случае успешного прохождения проверки они попадут в итоговые реестры.

    Если перевозчики не успеют своевременно подать сведения о маршрутах, то с 11 января 2016 года их можно будет зарегистрировать только как новые. И такие маршруты должны уже будут выдерживать проверку на «совместимость» с ранее утвержденной маршрутной сетью. В частности, вновь регистрируемые межрегиональные маршруты не должны будут по времени отправления совпадать, либо отличаться на величину, меньше разрешенной, с ранее зарегистрированными рейсами. То есть при наличии рейса 17.00 сообщением «Вологда – Ярославль», нельзя будет открыть рейс отправлением 16.55 из Вологды ни до Ярославля, ни до находящихся в том же направлении Костромы, Иванова или Москвы.

    Санкции и антисанкции

    Интересным новшеством, вводимым законом, является использование судебных органов для расторжения договоров, контрактов и аннулирования свидетельств на право выполнения пассажирских перевозок. Раньше, как правило, в случае недовольства работой перевозчика (как правило, из-за грубого нарушения последним условий выданных разрешений), государственные (муниципальные) органы расторгали договорные отношения с перевозчиками, а те, в свою очередь, оспаривали невыгодные для них решения в судах разных инстанций и периодически их выигрывали. При этом, как правило, перевозчики продолжали на протяжении всего времени судебных разбирательств работать на маршрутах. И контролирующие органы пребывали в замешательстве – с одной стороны, перевозчики работают без разрешений, то есть их надо штрафовать, с другой стороны, в любой момент может появиться решение суда, по которому расторжение договора могут признать незаконным, а значит и все штрафные санкции (а порой это сотни тысяч или даже миллионы рублей) также будут подлежать отмене. Теперь, получив достаточную доказательную базу оснований для расторжения договоров, уполномоченные органы сначала будут обращаться в суд. В случае признания судом справедливости требований уполномоченного органа, договоры будут расторгаться в судебном порядке, и после вступления в силу решений суда недоразумений по поводу того, легальные ли перевозки по маршруту или нет, ни у кого уже не будет.

    Предусмотрены новым законом и меры, позволяющие улучшить безопасность движения. Не секрет, что многие частные компании сейчас используют «арендные» машины, которым они лишь выдают путёвки и собирают с их владельцев некую ренту за право работать на маршрутах, закрепленных за компанией. Ночуют такие машины зачастую во дворах, с утра водитель, не пройдя медосмотр, сразу садится за руль автобуса, не прошедшего предрейсовый техосмотр, и едет на маршрут. Результатами таких поездок нередко становятся ДТП с человеческими жертвами. 220-ФЗ вводит положение, заключающееся в том, что в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время (с 22.00 до 6.00) должна осуществляться, только на парковках, соответствующим требованиям Минтранса России, а места парковок определяются уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Ещё одна негативную тенденцию, которую хочет переломить новый закон – это межрегиональные «заказные» перевозки. В отличии от рейсов регулярного сообщения с автовокзалов и автостанций, выполняемых компаниями, получившими лицензии на право выполнение пассажирских перевозок, заказные рейсы могут выполняться любой компанией, и за качество их услуг никто по сути не отвечает. Например, в Москве уже много лет борются с таким явлением, как «заказные» автобусы от точек, находящихся в районе железнодорожных вокзалов, но кроме локальных побед, кардинального изменения здесь ситуации не достигнуто. Новый закон позволяет уполномоченным органам регионов определять места отправления межрегиональных автобусов, тем самым поставив вне закона все пункты отправления «серых» перевозчиков, оставив перед теми выбор – либо перейти в регулярные перевозки, с отправлением от согласованных автовокзалов/автостанций, либо перевозки прекратить.

    В одной, даже большой статье, полностью пересказать все нюансы нового, фундаментального для целой отрасли, закона практически невозможно, поэтому в обзоре останавливаемся лишь на наиболее существенных моментах.

    Автобус движется по направлению к границе

    И, конечно же, нельзя обойти вниманием негативные последствия закона.

    Наибольшее количество неприятностей новый закон сулит пассажирам пригородных межрегиональных маршрутов – то есть маршрутов, проходящих по территориям нескольких субъектов РФ, расстояние между границами начального и конечного пункта которых менее 50 километров. Как правило такие маршруты соединяют соседние райцентры по обе стороны границы между регионами, либо приграничные деревни одного региона с приграничным райцентром другого региона, а остановки располагаются каждые 2-3 километра или даже чаще.

    Для того, чтобы все остановки такого маршрута были внесены в реестр, по новой процедуре их должен в федеральный орган подать владелец остановочного пункта. Типичный остановочный пункт пригородного межрегионального маршрута – это павильон ожидания «без удобств», а то и просто столбик в чистом поле. Владельцем, как правило, является дорожная организация, на балансе которой находится дорога, элементом которой эта остановка является. То есть у хозяина остановки нет заинтересованности в функционировании межрегионального маршрута, особенно если через нее проходят другие, «местные» маршруты, и желание готовить документы для внесения остановки в федеральный реестр, у него более чем отсутствуют.

    Между тем, перевозчиков за посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, не внесенных в маршруты, предполагается штрафовать, для чего законом 220-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 11.33 «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса» начнет действовать уже с 15 июля 2016 года. Помимо посадки и высадки пассажиров, штрафам перевозчики будут подвергаться за стоянку в ночное время вне установленных мест, отсутствие карты маршрута в автобусе, троллейбусе или трамвае (она выдается на каждое транспортное средство по маршруту, согласованному соответствующим уполномоченным органом), а также если такая карта есть, но сам автобус (троллейбус, трамвай) не соответствует заявленным в ней требованиям.

    Но вернемся к межрегиональным маршрутам. Помимо всего прочего, по ним теперь не смогут выполняться перевозки по регулируемым тарифам. Между тем в настоящее время только из Московской области в соседние Тверскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области таких маршрутов более 20 («Талдом – Кимры», «Зарайск – Жоково», «Шатура – Спас-Клепики», «Серпухов – Кремёнки», «Дубна – Фёдоровка» и другие). О льготах на этих маршрутах придется забыть, как, возможно, и вообще о некоторых из этих маршрутов.

    Переходный период

    После формирования к 11.01.2016 на всей территории Российской Федерации новых реестров маршрутов, перевозчикам, чьи маршруты попадут в реестр, будут выданы свидетельства на право выполнения регулярных перевозок по маршрутам, и карты маршрутов на каждый автобус (троллейбус, трамвай), предусмотренный расписанием маршрута. Тем самым предполагается реализация первого этапа по трансформации «исторически сложившейся» транспортной ситуации в правила, сформулированные новым законом. Срок действия этих свидетельств будет либо равен срокам старых разрешений, либо (если он не указан, или истек в первые месяцы после принятия нового закона) установлен до 14 июля 2016 года. После чего уполномоченные органы будут выдавать новые свидетельства сроком не менее чем не 5 лет, которые потом (в случае работы перевозчика без существенных нареканий) могут быть продлены на срок не менее 5 лет. Все маршруты, оставшиеся без перевозчиков (из-за его отказа, прекращения действия свидетельства по решению суда и т.д.), будут выставляться на конкурсы. Такая ситуация по маршрутам по нерегулируемым тарифам. Разрешения и сроки их действия по маршрутам по регулируемым тарифам будут зависеть от сроков действия бюджетов соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Со временем власти могут переводить маршруты по нерегулируемым тарифам в регулируемые тарифы, но с информированием перевозчика не позднее чем за полгода.

    Уполномоченные органы смогут развивать маршрутные сети подвластных им территорий путём утверждения документов территориального планирования – так смогут появляться на свет маршруты, о которых не заявил бы не один перевозчик, но которые нужны пассажирам, изменяться или отменяться существующие маршруты. Для действующих перевозчиков решение властей об отмене или изменении маршрута при этом не будет внезапным – ведь оно должно поступить к ним не позднее чем за 180 дней до предполагаемого закрытия маршрута. Такой срок вполне достаточен для того, чтобы перевозчику либо перестроить работу своей компании, либо попытаться оспорить решение о закрытии маршрута в судах.

    Будущее покажет, насколько новый закон будет жизнеспособен. Возможно, какие-то «точечные» изменения и дополнения появятся еще в первый год его жизни. В любом случае, с точки зрения транспортной системы, единый закон для единой России – это несомненный шаг вперёд.