Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Гарантии конституционных прав и свобод. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

    Гарантии конституционных прав и свобод. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Основные права человека и гражданина в Конституции РФ. Гражданство РФ, как основание возникновения прав. Классификация основных прав и свобод. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод. Механизм осуществления гарантий прав и свобод.

      курсовая работа , добавлен 11.09.2005

      Понятие основных прав и свобод человека, их классификация и закрепление в Конституции. Виды гарантий прав и свобод человека, механизм их осуществления. Право на международную защиту как важная гарантия реализации прав человека и гражданина в Украине.

      курсовая работа , добавлен 27.03.2013

      Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

      курсовая работа , добавлен 30.10.2008

      Понятие и структура конституционного статуса личности. Конституционные принципы правового положения человека и гражданина в РФ. Проблемы реализации личных прав и свобод после принятия Конституции РФ 1993 г. Способы и порядок защиты личных прав и свобод.

      дипломная работа , добавлен 16.04.2013

      Гарантии прав и свобод человека и гражданина: суть, классификация. Содержание конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, их административно-правовая защита. Специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти.

      курсовая работа , добавлен 12.10.2011

      Понятие основ правового статуса личности. Концепция прав человека и её отражение в Конституции. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

      Экономические, социальные и культурные права. Содержание конституционно-правового статуса личности. Понятия и принципы российского гражданства. Понятие "свобода человека и гражданина". Виды гарантий и основные механизмы исполнения защиты прав и свобод.

      курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Термин "гарантия" - международный, общенаучный, междисциплинарный. Он встречается в различных отраслях знания и применяется к различным отношениям как средство (правовое, техническое, экономическое, социальное, политическое, международное и т.д.), с помощью которого реализуют свои права, интересы и цели заинтересованные субъекты. В правовой сфере существуют свои специфические средства с присущими им особенностями.

    Положение личности в современной России определяется ее конституционно-правовым статусом, в котором следует различать положения (нормы) общего характера, раскрывающие принципиальные установки, подходы, оценки личности и нормы, содержащие конкретные права и свободы всякого человека и гражданина.

    Уже в преамбуле Конституции Российской Федерации, где называются основания и цели принятия указанного правового акта, провозглашаются определяющие общественные ценности, в числе которых: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны и незыблемость ее демократической основы.

    Конституционно закрепленные в Российской Федерации права, свободы и обязанности человека и гражданина охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Они соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод.

    Правовой статус человека и гражданина базируется на таких основополагающих принципах как: презумция неотъемлемости прав и свобод, недопустимости их противоправного ограничения, в том числе и законодательного; равенство всех перед законом и судом, независимо от имущественного положения, занимаемой должности, вероисповедания, языковой принадлежности, а также независимо от пола, расы, национальности и др.; гарантированность прав - как общее начало их реализации и как конкретные гарантии каждого из прав.

    В Конституции 1993 года закреплены следующие принципы правого статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

    1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

    Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

    В прошлом нарушение этого принципа было широко распространено, хотя и в скрытой форме. В частности, без разрешения соответствующего органа КПСС не могло быть возбуждено уголовное дело против лица, относящегося к номенклатуре данного органа (т.е. подлежащего его утверждению в должности).

    Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

    Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Выделение такого необычного для конституционного законодательства основания равенства, как принадлежность к общественным объединениям, обусловлено тем, что на предыдущих этапах развития страны членство в КПСС или беспартийность являлись основанием для решения вопросов о занятии той или иной должности, фиксировались в официальных анкетах как значимый во многих отношениях фактор.

    В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

    В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

    В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Бывший Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, и у нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы «кандидатами» на увольнение часто бывают женщины, сокращаются их возможности получения нового места работы.

    Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования.

    Равенство прав и свобод человека и гражданина - равноправие - Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

    В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав только как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.

    Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

    Разумеется, государство должно использовать правовые средства, чтобы сокращать резкий разрыв в доходах граждан. Для этого применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение имеет борьба с криминальными источниками доходов, которые широко распространены в жизни общества на данном этапе. Эта борьба ведется еще очень слабо, что приводит к неоправданному усилению расслоения по доходам и материальному обеспечению населения.

    Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Государство должно оказывать преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в коей мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

    2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

    Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

    Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен и ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 года.

    Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

    Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46-54).

    Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

    Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

    3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

    Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2).

    Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы - основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

    В охране правового статуса личности имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15, ч. 3).

    Недопустимость ограничения прав и свобод, вполне закономерно, не означает отсутствия каких-либо пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

    В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписании закона, прежде всего Конституции.

    В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

    В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

    Определенные ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др.

    4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

    Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями - одни в правовом плане, другие - в моральном, в виде общественного долга.

    Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

    Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

    Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации, причем в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    В качестве структурных элементов конституционной гарантии прав и свобод личности выступают: правовые принципы, субъективные права и свободы, юридические обязанности, запреты, ограничения, требования; меры, направленные на охрану, защиту и компенсацию; полномочия Президента Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Необходимым элементом конституционных гарантий прав и свобод является юридическая ответственность за нарушение прав и свобод личности лиц, выполняющих публичные функции в органах государственной власти и местного самоуправления. Все названные элементы в различной мере определены в Конституции Российской Федерации и действующем российском законодательстве. Конституционные гарантии - это прежде всего правовые средства и механизмы, с помощью которых достигаются цели правового регулирования, заложенные в конституционных нормах.

    Отличительной особенностью конституционных гарантий является то, что международные обязательства и государственные обязанности взаимно обусловлены и в большинстве случаев тесно взаимосвязаны. Надо отметить, что объем прав и свобод, зафиксированный в Конституции Российской Федерации, соответствует международным обязательствам России и международным стандартам, а по некоторым обязательствам в сфере прав человека наше государство превзошло уровень требований, установленный в международных документах.

    Конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина - это комплексная категория конституционного права, включающая нормативную, процессуальную и институциональную составляющую. Реальность конституционных гарантий прав и свобод личности зависит от разработки и закрепления правовых механизмов их осуществления на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Анализ действующего конституционного законодательства не оставляет сомнений в том, что для эффективного обеспечения процесса реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина системно используется такая правовая категория, как "гарантия", а также, что особенно важно для комплексного регулирования, сочетаются и дополняют друг друга нормативная, процессуальная и институциональная составляющие конституционных гарантий.

    Права человека, которые надо уважать. Права человека, которые надо защищать. Справочник для сотрудников милиции

    Конституционные гарантии

    Конституционные права и свободы - это наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

    2. Самозащита прав всеми способами, не запрещенными законом (ст.45, п.2).

    3. Международная защита прав и свобод человека (ст.46, п.3)

    4. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).

    5. Неотменяемость прав и свобод (ст.55, п.2).

    6. Достижение возраста 18 лет позволяет человеку самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (ст.60).

    7. Предоставление защиты и покровительства Россией своим гражданам, находящимся за границей (ст.61, п.2).

    8. Принцип равного доступа к государственной службе - это равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации (ст. 32 п. 4).

    Судебные гарантии

    2. Право на получение квалифицированной юридической помощи (

    Конституционные гарантии прав и свобод личности

    Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. При этом, относясь к человеку как к высшей ценности общества и государства, Республика Беларусь ставит важнейшей целью обеспечение не только конституционных прав и свобод граждан, но и иных прав, закрепленных в различных нормативных актах и предусмотренных международными обязательствами.

    Гарантии прав и свобод – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности . Иными словами, гарантировать права и свободы – значит, обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту.

    Государство обязано гарантировать реальное осуществление прав и свобод всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод – своеобразный механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

    В статье 2 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется в статье 21 Конституции, которая устанавливает, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

    Что касается классификации гарантий прав и свобод, то в литературе нет единого мнения по данному вопросу. Обобщая имеющиеся точки зрения, их можно классифицировать по следующим основаниям:

    · по территории действия – внутригосударственные и международно-правовые;

    · по объему охвата прав и свобод – общие и специальные.

    Общие гарантии предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин (человек) наделен как субъект правоотношений. Данный вид гарантий закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Можно предположить, что в качестве важнейшей из общих гарантий выступает гарантия, закрепленная в статье 79 Конституции, в которой указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения личности и отдельных групп населения: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и др.

    Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает, в первую очередь, через органы внутренних дел и другие правоохранительные структуры.

    Важная гарантия содержится в статье 58 Конституции, которая определяет, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

    Осуществление гражданами конституционных прав и свобод во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов и общественных объединений. В этой связи важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, содержащаяся в ст.59 Конституции. В соответствии с ней, государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

    Эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

    Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности. В соответствии с вышеуказанной статьей (60), с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

    Значимы и юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

    Важная правовая гарантия прав и свобод содержится в статье 62 Конституции, в которой сказано, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

    В качестве одной из общих гарантий прав и свобод выступают и положения ст.63 Конституции, в соответствии с которой приостановление основных прав и свобод не допускается. Это может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и переделах, определенных Конституцией и законом.

    Необходимым условием реализации гражданами прав и свобод является благоприятная международная обстановка, обеспечивающая основное право человека – право на жизнь. В соответствии со ст.59 Конституции, государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

    В качестве важного гаранта, осуществляющего контроль за соблюдением властями правового статуса личности, выполняет в Республике Беларусь Конституционный суд, наделенный соответствующими полномочиями в этой сфере.

    Специальные гарантии . Кроме общих гарантий многие права и свободы дополнительно обеспечиваются специальными гарантиями, т.е. они гарантируются как бы дважды. Подобные права и свободы закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, т.е. соответствующее право (свобода) и гарантия его (ее) реализации содержаться в одной статье Конституции. Например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст.25) сопровождается гарантией от произвольного ареста. При этом следует отметить, что некоторые права (свободы) закреплены не декларативно, как в выше указанном примере (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность), а в виде самой гарантии (гражданам гарантируется право на труд – ст.41; или – неприкосновенность жилища – ст.29 и др.). Различие формулировок не умаляет роли того или иного права (свободы), поскольку Конституция имеет прямое действие и уже само закрепление соответствующего права (свободы) есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможности его отрицания.



    Внутригосударственные гарантии (общие и специальные) классифицируют и по иным основаниям, например, по сферам деятельности:

    · политические : проявляются в принадлежности власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений;

    · экономические : развитие социально ориентируемой рыночной экономики, забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан;

    · организационные : характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей с т.н. системой «сдержек и противовесов»);

    · юридические (правовые) гарантии: представляют собой правовые формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

    Рассматривая проблему гарантий прав и свобод, важно отметить, что гарантии, содержащиеся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, детализируются и развиваются в нормах отраслевого законодательства.

    Международно-правовые гарантии . Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь, «каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданами всех предусмотренных законом возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

    Международно-правовые гарантии статуса личности заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года; Международном Пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированном Республикой Беларусь 10.01.1992 года, где она заявила, что признает компетенцию Комитета ООН по правам человека, обязуется получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство – участник данного Пакта не исполняет своих обязанностей.

    Важная роль принадлежит Европейскому суду (в Страсбурге), действующему под эгидой Совета Европы, куда входит абсолютное большинство европейских государств, и решения которого обязательны.

    Обращение в Суд в праве подать как государство, так и физическое лицо. Суд может налагать штрафы на виновное государство. Общее число поступающих в него жалоб составляет в среднем около 10 тысяч в год, но 90% из них не принимается к производству, поскольку не относятся к компетенции данного Суда. Контроль за соблюдением прав личности в государствах – членах Совета осуществляют так же Европейская комиссия по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

    Вступление Республики Беларусь в Совет Европы будет способствовать защите прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства. Однако важнейшим условием этого является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 году государствами - членами Совета Европы, и дополненных протоколах к ней.

    Подводя итоги, можно резюмировать, что провозглашенные в Основном Законе Беларуси права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности, соответствуют международным актам о правах человека и содержат надежный гарантийный механизм.

    Контрольные вопросы к теме 4

    1. Назовите классификацию основных прав и свобод.

    2. Приведите примеры политических прав и свобод.

    3. Назовите экономические права.

    4. Назовите личные права.

    5. Какими правами не обладают иностранцы?

    6. Какие права и свободы не могут быть ограничены в условиях военного и чрезвычайного положения?

    7. Назовите конституционные обязанности.

    8. Гарантии прав и свобод – это…

    9. Какие Вы знаете виды гарантий прав и свобод?

    Основная литература по теме 4

    (нормативная)

    1. Избирательный Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и дополн. от 04.07.2000 г.) //Ведомости Национального Собрания Респ. Беларусь 2000. №6 Ст.47; НР ПА Респ. Беларусь 2000. №25, 2/145; №64.2/181.

    2. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с измен. и дополн. от 13.12.1999 г. и 22.06.2001 г.)// Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1994. №30. Ст.509; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №63. 2/779.

    3. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (с измен. и дополн. от 31.01.1995 г. и 22.06.2001 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1994 г. №29. Ст.503; 1995. №14 Ст.135; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №3. 2/779.

    4. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в ред. от 14.01.2000 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №23. 2/146.

    5. Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» // НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №76. 2/964.

    6. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. «О культуре в Республике Беларусь» (в ред. от 18 мая 2004 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2004. №87. 2/1031.

    7. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в ред. от 14.07.2000 г.) // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. 2000. №24. Ст.329.

    8. Закон Республики Беларусь «О ветеранах» (в ред. от 12.07.2001 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №67. 2/787.

    9. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании» // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. 2000. №16 Ст.208.

    10. Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. от 22.07.2003 г.)// Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1992. №29. Ст.501; НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №85. 2/976.

    11. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г.
    «О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. от 31.10.2002 г. // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1993. №2. Ст.18; НР ПА Респ. Беларусь. 2002. №123.2/886.

    12. Закон республики Беларусь от 4 июня 1991 г. «О культуре в Республике Беларусь» (с измен. и дополн. от 14.05.2001 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1991. №20. Ст.291; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №48.2/759.

    13. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1995. №12. Ст.121; 1996. №21. Ст.378; НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №2. 2/112.

    14. Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в ред. от 23.05.2000 г.) // Ведомости Национального Собрания Респ. Беларусь. 2000. №17. Ст.229.

    Права, как бы широко они не были декларированы, не представляют реальной ценности без гарантий их реализации. Людям, населяющих огромную территорию постсоветского пространства, это утверждение особенно понятно и близко. "Большая Сталинская Конституция", которая провозглашала широкие права за всю историю человечества, на самом деле была самой фикцией в мире, потому что трудно найти государство, где права человека попирались бы цинично и жестоко, чем в стране "развитого социализма".

    Конституционные гарантии реальны лишь тогда, когда надежно подкреплены механизмом их реализации. Механизмом гарантий прав человека и гражданина можно считать систему правовых средств, определенных конституцией - это государственные правоохранительные органы, судебная система, общественные организации по защите прав человека и гражданина и тому подобное.

    Право на защиту - это прежде всего материальное субъективное право правоохранительного характера, которое возникло в момент нарушения субъективного права потерпевшего и следует из конституции.

    Юридический механизм защиты человеком своих прав - это активный связь носителя прав на защиту и правоохранительного органа, обязанного защитить эти права.

    Виды конституционных гарантий прав и свобод.

    Система гарантий прав и свобод человека предусматривает создание условий экономического, политического организационного и правового характера, а также способов и методов, обеспечивающих реальный фактический защиту этих прав. Указанная система имеет сложную структуру.

    Во-первых, это общие гарантии, охватывающих всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическое осуществление прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий на пути осуществления гражданами своих прав и свобод.

    Во-вторых, это специальные юридические гарантии, правовые средства и способы, с помощью которых реализуются, защищаются права и свободы граждан, устраняются нарушения прав и свобод, восстанавливаются нарушенные права.

    Общие гарантии прав и свобод подразделяются (классифицируются) на:

    Экономические;

    Политические;

    Организационные.

    Экономические гарантии конституционных прав и свобод заключаются в способе производства, экономическом устройстве общества, которые обеспечивают неуклонный рост производительных сил на основе всех форм собственности. Согласно выбранной модели развития это социально ориентированная рыночная экономика. Создавая высокий материальный достаток, она тем самым обеспечивает экономическую независимость личности в обществе. Экономическая свобода граждан и их объединений заключается в реальной возможности выбирать формы предпринимательской деятельности и беспрепятственно такую осуществлять.

    Политические гарантии - это политическая система государства, главного организатора системы осуществления и защиты прав человека, власти народа, осуществляемой непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Политические гарантии обеспечиваются правом граждан на свободу объединений в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также правом граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах. Избирательное право предусматривает свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Среди политических гарантий является возможность обращаться за защитой своих прав к уполномоченному парламента и в международные правозащитные организации.

    Организационные гарантии - это систематическая организаторская деятельность государства и всех его органов, должностных лиц, общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для реального пользования гражданами своими правами и свободами. К таким гарантиям следует отнести наличие четкой системы взаимосвязи человек - государство. Он проявляется в хорошо отлаженном механизме проверки жалоб граждан и быстрого реагирования на них и тому подобное.

    Юридические гарантии - это предоставление государством формальной (юридической) загальонообовьязковости условиям, которые необходимы для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться своими конституционными правами и свободами.

    Юридические гарантии устанавливаются государством в Конституции, нормам текущего законодательства. их цель - реальное обеспечение максимального осуществления гражданами своих прав и свобод с помощью правовых методов.

    Право на судебную защиту свидетельствует, что провозглашенные Конституцией права и свободы - не просто декларация о намерениях, не просто лозунг, а принципиальные положения, государство намерено реализовывать. Судебная защита - это гарантия осуществления прав и свобод, существует во всех демократических государствах. Основанием для судебного оспаривания могут быть не только противозаконные действия и акты, но и бездействие государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц.

    Право на возмещение материального и морального ущерба. Имеются в виду случаи причинения ущерба должностными лицами государственного и местного самоуправления при осуществлении ими своих должностных обязанностей. Ущерб может быть материальным и моральным и причиняться путем принятия незаконных решений, совершением незаконных действий и бездействием упомянутых лиц. Аналогичные положения содержатся и в административном кодексе. Подобные спорные вопросы решает суд.

    Право на знание каждым своих прав и обязанностей является важной демократической гарантией прав и свобод. В советское время было значительное количество так называемых закрытых правовых актов, которыми устанавливались обязанности людей, о которых последние даже не были проинформированы. Речь идет о том, что государство обязано информировать своих граждан, потому что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

    Право на юридическую помощь. Это право логически вытекает из права на судебную защиту. Его история начинается с шести поправок к Конституции США, впервые юридически закрепило это право. Сегодня оно рассматривается как неотъемлемое право гражданина. Основное содержание этого права состоит в том, что все граждане в равной степени имеют право на защиту, осуществляя его, могут пользоваться услугами адвоката. Роль адвоката в этом отношении чрезвычайно высокой, поскольку он дает гражданам консультации по правовым вопросам, представляет их интересы в административных учреждениях, в досудебном расследовании и в суде. Именно адвокат способен добиться неукоснительного соблюдения процессуальных прав гражданина.

    Принцип недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Никому не дано право по-своему изменять, а тем более ограничивать права и свободы гражданина и человека без соответствующего указания об этом в законе. В конституциях приведены права, которые не могут быть ограничены даже в военное время. К ним относятся: право на жизнь, право на обращение, на жилье и тому подобное.

    Гарантии правосудия. Законы и другие нормативные акты не имеют обратной силы. Закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

    Никто не обязан выполнять заведомо преступные распоряжения и приказы. Этот принцип направлен на воспитание разумного волевого человека, который способен объективно оценить каждое распоряжение сверху, и только после этого выполнять его. Речь идет об очевидности, понятность для всех преступности приказа какого-либо органа или лица, которые могут не оказаться в поле зрения соответствующих органов, наблюдающих за законностью. Стоит учесть, что это не рекомендация, а юридическая норма, которая предусматривает ответственность как за издание такого приказа, так и за его выполнение.

    Принципом правосудия является также положение о том, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

    Презумпция невиновности. Человек является невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в приговоре суда. Никто не должен доказывать свою невиновность. Даже признание виновным своей вины не освобождает суд от необходимости доведения ее объективными доказательствами. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого (примером неправомерных приговоров можно считать позицию А. Вышинского и его принцип "Признание - царица доказательств").

    Определение статуса человека в процессе правосудия. Речь идет о праве человека на отказ от показаний против себя, членов своей семьи или близких, на защиту в процессе досудебного расследования, а так же судебного расследования и о статусе осужденного. Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина за исключением ограничений, определенных законом по приговору суда.

    Принципиально новым средством защиты прав человека является институт омбудсмена, к которому можно обращаться в случае необходимости. Кроме того, когда использованы все национальные средства защиты своих прав, есть возможность обратиться в международные судебные учреждения или организации, членом или участником которых является государство.

    Омбудсман, или омбудсмен (швед. Ombudsman - представитель интересов) - выбрана специально (назначаемая) должностное лицо для контроля разного рода административных органов, а в некоторых странах - также частных лиц и объединений.

    Экскурс в историю понятия позволяет выявить его связь с терминами "власть", "авторитет". Шведский термин "омбудсмен юстиции", используемый для обозначения исторически первой омбудсмановские службы, не снискал всеобщее признание. Авторитетное определение института омбудсмана принадлежит Международной ассоциации юристов: "Служба, предусмотрена конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственное перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять команды ". Институт имеет различные наименования: в Франции - медиатор, в Испании - народный защитник, в Великобритании - парламентский уполномоченный по делам администрации, в Италии - гражданский защитник, в Австрии - коллегия народного правозащиты, в Нидерландах - национальный омбудсмен, в Канаде - уполномоченный в публичных расследованиях, в США - общественный адвокат и помощник граждан, в рф _ уполномоченный по правам человека. Действуют общие и специализированные службы (омбудсман университетов и школ, больниц и психиатрических учебных заведений, для защиты личных данных, обеспечения равенства полов, по делам потребителей, по охране окружающей среды, несовершеннолетних, по здравоохранению, для вооруженных сил). Успешно работают муниципальные омбудсмены городов Парижа, Иерусалима, Нью-Йорка. Учреждена должность омбудсмена Европейского Союза.

    Правовой механизм любого государства содержит не только традиционные средства контроля за законностью деятельности публичной администрации, но и так называемые нетрадиционные, неформальные элементы. К последним можно отнести омбудсменов. Необходимость института омбудсмана объясняется тем, что классические способы контроля за администрацией, в частности парламент, суды (общие и административные), не могут выявить все несправедливые, грубые, предвзятые, невнимательны акты и действия должностных лиц.

    Омбудсмановские сообщество насчитывает более 50 государств. Институт омбудсмана принято в государствах с различными формами правления: президентских республиках (США, Франция, Германия, Финляндия, Португалия, Израиль), парламентских республиках (Австрия, Швейцария), конституционных монархиях (Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада Великобритания, Новая Зеландия). Его уважают в классических демократиях и высоко оценивают в странах, где сравнительно недавно начат переход от тоталитаризма к демократии, Польши, Венгрии, Румынии.

    Прототипом омбудсмановские служб является шведский омбудсмен, введенный Конституцией Швеции 1809 как должностное лицо парламента, который рассматривает жалобы на должностных лиц и государственных органов. Модель шведского омбудсмена получила признание том, что общие суды в Швеции традиционно не контролируют административную деятельность. Несменяемость чиновников и судей создавала в XVIII в. угрозу гражданским правам. В Финляндии также практически не осуществлялся контроль судов за административной деятельностью, и опыт Швеции был успешно взят в 1919 То же можно сказать о Дании (1995).

    Юридическая природа омбудсмена концентрируется в его общих и особых характеристиках. Первые демонстрируют "чистоту", вторые - гибкость. Можно выделить 12 общих характеристик, среди которых:

    1) омбудсман - субсидиарный (дополнительный) средство правовой защиты в отношении суда, административных органов, прокуратуры;

    2) омбудсман - независимый публично-правовой институт, а не предвзятый в проведении расследований;

    3) омбудсмен предоставляет персонифицированную помощь (что не исключает образования коллегиальных служб);

    4) народный защитник - неформальный способ правозабезчення. С его помощью граждане реализуют право на хорошее управление вне судебных формальных процедур. Омбудсман проявляет чуткость и причастность к проблемам пострадавших от административных злоупотреблений. Он лишен отрицательных черт "юрократии", использует нетрадиционные критерии административного производства (справедливость, разумность, правильность, уместность)

    5) народный защитник не имеет императивных полномочий, его решения зачастую являются рекомендательными. Сторонники права принуждения считают, что омбудсману не хватает юридического господства. Другие правоведы относят его к контрольной власти. Ни та, ни другая точка зрения не согласуется с социальной и юридической природе омбудсмена. Императивность здесь заменена другими свойствами: омбудсмен демонстрирует умеренность, уравновешенность и компетентность суждений. Его косвенное влияние зачастую является более эффективным, чем традиционный (юридический, силовой)

    6) институт омбудсмана - открытый средство правовой защиты, противовес административной секретности. Публичность необходима для выполнения рекомендаций омбудсмена;

    7) институт имеет государственные атрибуты (должность, полномочия, юридическую регламентацию организации и функций, подотчетность парламента - органа исполнительной власти, установленные обязанности администрации выполнять требования и рекомендации омбудсмена). Они являются дополнительными гарантиями результативности института;

    8) омбудсменов объединяет общность задач: они не только решают вопросы, связанные с жалобами на административные органы, но и участвуют в выработке стандартов административной поведения и совершенствования законодательства;

    9) народные защитники имеют большую сферу компетенции, охватывает широкий круг административных органов и должностных лиц;

    10) омбудсмены сохраняют политическую нейтральность, не имеют права катализировать политическое противоборство, заручиться поддержкой партий;

    11) омбудсмена беспокоят такие проблемы: угроза независимости расследования, материальные и кадровые трудности;

    12) успех службы омбудсмана определяется неинституциональных факторами, в том числе управленческой, политической и гражданской культурой, сбалансированностью системы государственной власти.

    Компетенция омбудсменов по кругу органов и лиц не является однозначной в разных государствах. Как правило, компетенция омбудсмена ограничивается органами государственного управления (только в Швеции и Финляндии омбудсмен может оценивать деятельность суда) - Общей тенденцией для всех омбудсменов является включение в сферу их компетенции местных органов управления, дискреционных решений администрации. Деятельность омбудсменов ряда государств (например, парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании) ограничивается центральными органами управления. В Испании признается преимущество судебной деятельности перед квазисудебными функциями омбудсмена: ему разрешено оценивать только задержки в отправлении правосудия.

    Некоторые омбудсмены имеют специфические полномочия: право обращения в Конституционный суд с ходатайством о рассмотрении гражданской жалобы о признании закона неконституционным, о проверке правомерности задержания граждан (Австрия, Испания). Отдельным Омбудсман предоставлено право выступать с инициативами принятия законов или внесении изменений в действующее законодательство.