Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Где можно копать с металлоискателем по новому закону. Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем. «Как теперь копать»

    Где можно копать с металлоискателем по новому закону. Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем. «Как теперь копать»

    До конца 90-х годов прошлого века кладоискательством в России занимались лишь единицы. Поэтому в те годы никто не думал о лицензировании металлоискателей или принятии закона об их запрете. Но с появлением в России дешевых металлоискателей, число людей, занимающих приборным поиском, стало расти в геометрической прогрессии. Кладоискательство из интеллектуального увлечения для избранных переросло в массовое хобби.

    Не секрет, что среди занимающихся кладоискательством есть люди, которые (зачастую по незнанию или врожденной глупости) ведут поиски с металлоискателями на памятниках археологии, на засеянных полях, на территории чужих дачных участков, тем самым нарушая существующие законы в России. Как говорится, в большой семье не без урода. Но именно с этими преступающими закон людьми стали ассоциировать современных кладоискателей. Археологи стали агрессивно относится ко всем кладоискателям без исключения. Они утверждали, что массовое увлечение поисками с металлодетектором представляет для археологического наследия страны большую опасность.

    Археологи жаловались, что действующее законодательство не позволяет должным образом защищать памятники археологии от кладоискателей. Стоит отметить, что за редким исключением правоохранительные органы пытались наказать кладоискателей по статье 7.15 кодекса об административных правонарушениях России. Согласно этой статьи кладоискателям за незаконную археологическую разведку грозил небольшой штраф и конфискация металлоискателя. Но проведение кладоискателями археологической разведки было очень сложно доказать, поэтому надзорные органы очень неохотно составляли протоколы по этой статье. Были известны лишь единичные случаи привлечения за поиски с металлоискателем к ответственности по статье 7.15 КоАП РФ. В основном, это наказание за поиски с металлоискателем на территории памятников археологии или случаи, когда кладоискатели сами соглашались с обвинением в незаконной археологической разведке.

    В последние годы все чаще и чаще в СМИ стали появляться статьи и заметки о так называемых «черных копателях», под которым чаще всего подразумевали не только людей, уничтожающих культурное наследие, но и обычных законопослушных кладоискателей. Археологи, опираясь на опыт ряда других стран, стали настаивать на принятии новых законов, которые бы запрещали кладоискательство и поиски с металлоискателями.

    Кладоискатели на форумах активно обсуждали возможность принятия нового закона о запрете металлоискателей или их лицензировании. Но все разговоры сводились к тому, что наше законодательство инертно, что для принятия такого закона потребуются годы. Но большая часть кладоискателей понимала, что в любом массовом увлечении рано или поздно должен появиться закон, которые будет устанавливать «правила игры». Поэтому появление проекта закона о пресечении незаконной деятельности в области археологии не стало сюрпризом, но никто не ожидал столь быстрого принятия этого сурового закона.
    Федеральный закон Российской Федерации N 245-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии” был принят в июле 2013 года и получил среди кладоискателей название «Закон о металлоискателях (или закон о кладоискательстве)».

    Ознакомиться с текстом нового закона о кладоискательстве можно на сайте «Российской газеты ».

    Так называемый «Закон о кладоискательстве» вносит ряд поправок в ранее действующее законодательство, в том числе в уголовный кодекс и в кодекс об административных правонарушениях. Теперь с учетом поправок принятых по новому закону об использовании металлоискателей кладоискателям может грозить:

    • За уничтожение или повреждение памятников истории и культуры России – штраф до 5 млн рублей, лишение свободы на срок до 5 лет.
    • За поиск и изъятия археологических предметов, проводимые без специального разрешения, которые привели повреждение или уничтожение культурного слоя – штраф до 1 млн рублей, лишение свободы на срок до 6 лет.
    • За ведение археологических разведок или раскопок без разрешения – штраф до 300 тысяч рублей с конфискацией находок и используемого для поисков оборудования.

    Таким образом, так называемый закон о металлоискателях (кладоискательстве), принятый в июле 2013 года, не запрещает любое использование металлоискателей и кладоискательство, как думают многие. Также не запрещена продажа металлоискателей, их перевозка. Под запрет попадает только использование металлоискателей с целью поиска археологических предметов, а также проведение археологической разведки и раскопок.

    Тем не менее, кладоискатели возмущены некоторыми размытыми формулировками в законе о кладоискательстве, которые допускают нарушение законодательства практически любым кладоискателем.

    Например, в новом законе дано понятие культурного слоя, под которым понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. Учитывая, что большая часть территории России имеет следы существования человека, а наличие археологических предметов нельзя определить без проведения археологической разведки и раскопок, то фактически любой кладоискатель, который занимается, например, поисками металлолома, может повредить «культурный слой», о котором он может просто не знать. К тому же не секрет, что в ходе любых поисков с металлоискателем в виде «сопутки» могут быть случайно найдены «археологические предметы». При этом в ряде интервью с археологами и статьях в СМИ упоминается, что доказывать умысел никто не собирается, что любые поиски с металлоискателем приравниваются как минимум к археологической разведке, а если при вас будут найдены археологические предметы, тогда вы будете наказаны за повреждение культурного слоя.

    Следующий термин, который не дает покоя, это «археологические предметы». Под этим термином в законе понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Именно эти предметы запрещается искать и изымать без разрешения. Определение столь неконкретно, что некоторые археологи смеют утверждать, что практически любой предмет оказавшийся на земле можно будет при желании назвать «археологическим предметом».

    Таким образом, использование таких размытых формулировок делает возможным при желании практически любого кладоискателя обвинить в совершении преступления. Правда, скорее всего при этом будет отсутствовать умысел. Возможно, что в суде удастся доказать, что умысла на поиски археологических предметов и археологическую разведку не было. Но каждый ли кладоискатель готов пройти всю процедуру от задержания до суда? Лично я – нет!

    Археологи согласны, что законопроект не доработан. Многие специалисты также согласны, что по этому законы могут пострадать не виновные лица, поэтому они советуют отказаться от этого хобби, чтобы не стать жертвой нового закона. Большая часть кладоискателей выбрала позицию «посидим- посмотрим». Кто-то решил временно воздержаться от поисков с металлоискателем, другие занимаются кладоискательством подальше в лесу, где нет риска быть замеченным. Хотя есть и такие кто по-прежнему продолжают поиски с металлоискателем, не обращая внимание на «закон о запрете кладоискательства».

    Стоит отметить, в настоящее время в сети появилось много статей с рекомендациями «анонимных юристов», которые пишут, что поиски вне памятников археологии не запрещены и так далее. Но, читая все эти многочисленные советы, всегда помните, что, если вы попадетесь в поле с металлоискателем, то рядом с вами этих «помощников» уже не окажется. Поэтому занимайтесь поисками с металлоискателем, только в том случае, если вы уверены, что сможете доказать свою правоту.

    P. S. Кстати на подходе еще один «интересный» закон, так называемый закон Левичева о лицензировании металлоискателей. Посмотрим, что ждет нас дальше.

    Когда увлечение кладоискательством перерастает в нечто большое, уже никак нельзя обойтись без специализированной техники, вроде мощных радаров или металлоискателей по типу Adventure V3000. Последние подходят и для других целей, например, без Garrett Super Scanner не обойтись в досмотре. Но можно ли свободно пользоваться купленной техникой?

    Что говорит закон?

    Законами РФ разрешается покупать, перевозить и использовать металлоискатели. Однако, после принятия 23.07.2013 ФЗ №245 о внесении поправок в некоторые законодательные акты, появились положения, ограничивающие их использование, например:

    Статья 243.2 УК, согласно которой караются такие действия во время поиска археологических предметов:

    • Повлёкшие к уничтожению или повреждению культурного слоя.;
    • Те же, но совершённые группой лиц или с помощью специализированных технических средств, например, металлоискателей;

    Остальные поправки относятся к ведению раскопок в целом и предусматривают строгие наказания за их нарушения.

    В скором времени ожидается введение лицензирования металлоискателей. Вопрос принятия такого закона рассматривался в 2013 году и получил поддержку большинства депутатов Госдумы.

    Разрешено законодательством РФ и свободное пользование ручными металлодетекторами, вроде TS90A.

    Так можно копать или нет?

    Однозначно можно копать:

    • Если есть Открытый лист, который выдаётся людям, имеющим:
    1. Высшее историческое образование;
    2. Опыт проведения археологических работ в экспедициях;
    3. Отношения договорного или трудового характера с юридическим лицом, у которого имеется право на проведение археологических раскопок, основывающееся на решении по выдаче Открытого листа специалистами комиссии РАН;
  • На собственном или родственников участке. При этом, если вы найдёте на нём древнее захоронение вместо копейки времён СССР (а с мощными металлоискателями, вроде Garrett GTI-2500 и такое возможно), то раскопки надо будет прекратить уведомить о находке органы власти.
  • В местах, не относящихся и не прилегающим к памятникам культурного наследия, например, пляжах.
  • На свой страх и риск:

    • При возможности доказать, что ваш интерес не затрагивает археологические предметы, а действия не причиняют вреда культурному слою.
    • На заброшенных пашнях и землях, где не может идти речь о культурном слое. Однако подобные действия могут попасть под статью №8.2 АК о порче земель.

    Итак, относительно недавно, а именно 23 июля 2013 года, в силу вступили изменения в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Всем кладоискателям эти поправки больше известны как «закон об использовании металлоискателей» или Федеральный Закон от 23/07/2013 №245-ФЗ.

    Прошло уже три года, а до сих многие искатели кладов задаются вопросом, какие же ограничения накладывает на их деятельность данный законодательный акт? Где теперь можно копать или можно вообще? Какая ответственность предусмотрена и как не перейти черту? Были ли какие-то изменения в последующие годы (2014-2016)? Попытаемся разобраться вместе с этими и другими вопросами.

    Можно ли заниматься поиском артефактов?

    На сегодняшний день, в России наше хобби – кладоискательство регламентируется/оценивается/наказывается (нужное подчеркнуть) с точки зрения статьи 243-2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания».

    Согласно этой статье заниматься поиском и копать могут только люди, имеющие специальное разрешение (открытый лист) на проведение подобных работ:

    «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа) , повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя , наказывается… ».

    Следовательно, по закону получается, что копать вы можете, но нужно разрешение и нельзя повреждать культурный слой. Что же такое культурный слой? Определение культурного слоя предлагает нам все тот же самый Федеральный закон №245-ФЗ:

    «Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. »

    Пример простой. Вышли вы в чисто поле с металлоискателем на прогулку. В поле этом ни деревень, ни сел, никаких других объектов отродясь не было. Скажем, была там всегда пашня. Идете себе, позваниваете прибором, сигнал. Выкапываете, шестеренка от дореволюционного трактора, возрастом 101 год. Всё, вы повредили культурный слой, который «образовался» внезапно вокруг места залегания ржавой шестерни, вы нарушили закон и за это вам полагается:

    «…наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. »

    Хотя нет! Вы же злостный нарушитель, вы пошли копать с металлоискателем. А это уже немного другой пункт:

    «3. Те же деяния, совершенные:
    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;…
    …наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. »

    И для полноты понимания, рассмотрим, что же понимается под специальными техническими средствами поиска:

    «Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания. »

    Т.е. и металлоискатели, и , и глубинники и т.п. все это является специальными средствами поиска, а значит только усугубляет вашу вину.

    В сухом остатке мы имеем, что копать вы можете только там, где попадаются находки возрастом не более 100 лет. Нашел гнилую полушку, неважно где. На пляже, на поле, в лесу, где угодно. Ты – преступник! Нашел с металлоискателем, преступник вдвойне.

    Объект археологического наследия

    Кроме этого, Федеральный закон №245-ФЗ подразумевает внесение правок в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и вводит такое определение как объект археологического наследия:

    «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. »

    И опять, мы сталкиваемся с тем факт, что, по сути Россия – это один огромный объект археологического наследия. Где прошел сто лет назад человек, где обронил пуговицу, там и вырос культурный слой.

    Оборот археологических предметов

    В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появляется новая статья 7.15-1. «Незаконный оборот археологических предметов», которая гласит:

    «Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, наказывается… »

    В свою очередь, «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. »

    Итак, друзья-кладоискатели, кто в детстве начитался книжек про пиратов, теперь вы все потенциальные преступники, джентльмены удачи. По сути, мы уже не только искать и копать не можем, но и даже коллекционировать. Нет, конечно, коллекционировать то можно, но по установленным правилам.

    234

    "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

    От 30.11.1994 N 51-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

    (действующая редакция от 23.05.2015)

    Статья 227. Находка

    1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

    2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

    3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

    4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

    Статья 228. Приобретение права собственности на находку

    1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

    Статья 233. Клад

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

    Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

    3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

    ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

    К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

    Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    (часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    (часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    (часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

    Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

    (часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

    От 13.06.1996 N 63-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

    Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

    Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

    Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

    Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

    Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

    Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

    Б) лицом с использованием своего служебного положения;

    В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

    1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

    P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2019 год.

    совсем запутали)))

    Ну а если серьезно то:

    В августе 2013 г. вступил в силу «Закон о металлоискателях» или закон о "запрете металлоискателей", породивший у любителей приборного поиска - металлоискателей, множество вопросов относительно своего хобби. Вашему вниманию предлагается краткий обзор законодательства по данному вопросу, а также обобщенные мнения по теме:

    «можно ли копать с металлоискателем, как это теперь делать, и что за это будет».

    I. Обзор законодательства

    «Закон о металлоискателях» - это Федеральный закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». С полным текстом этого документа можно ознакомиться в интернете, в частности на сайте Российской газеты.

    Здесь же рассмотрю лишь основные его положения, а также новшества, им вводимые.

    1. Ничейных предметов на ничейной земле (в полях, лесах, по берегам) теперь нет. Законом определена собственность государства над любыми находками - «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности».

    2. Уголовный кодекс теперь дополнен статьей 243.2 «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания», согласно которой:
    - «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой,… повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя» - штраф до 500 тысяч руб., исправительные работы до года, или лишение свободы до 2 лет.
    - «Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия,… или выявленного объекта культурного наследия, - штраф до 700 тысяч руб. или лишение свободы до 4 лет.
    - «Те же деяния, совершенные… с использованием специальных технических средств поиска …; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» - штраф до 1 миллиона руб., исправительные работы до 5 лет, или лишение свободы до 6 лет.

    Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.

    Культурный слой - «слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

    Археологические предметы «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок».

    Специальные технические средства - «металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания».

    3. Кодекс об административных правонарушениях теперь содержит статью 7.151. «Незаконный оборот археологических предметов», по которой совершение сделок с археологическими предметами чревато штрафом до 5 тысяч рублей с граждан, с конфискацией археологических предметов.

    4. Законом вводится Статья 8, по которой «физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству » или в музейный фонд.

    5. Помимо указанных нововведений, по-прежнему действует статья 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» чревато лишением свободы до 4 лет.

    6. Однозначно нельзя копать не территориях культурного наследия, памятниках, некрополях, обозначенных городищах и урочищах, на территориях церквей, храмов и т.п. Перечень объектов культурного наследия приводится в тексте Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 20.02.95 N 176.
    Данный перечень не является исчерпывающим, потому как рассматриваемым Законом вводится формулировка «объект культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия …, или выявленного объекта культурного наследия» - то есть место раскопок может быть признано объектом культурного наследия на основании ваших же находок.

    7. Любые раскопки на лоне природы – штраф с граждан в размере 1000-1500 руб. за «самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы», статья 8.6 Порча земель Административного Кодекса.

    «Что за это будет?»

    Рассматривая вопрос, «что за это будет» можно создать примерную таблицу штрафов :

    II . Обзор мнений о законе "о запрете поиска с металлоискателем в России"

    Гипотетически, под формулировку «Закона о металлоискателях» не попадают предметы времен Великой Отечественной войны и современные «потеряшки», а также (по мнению форумчан) предметы, обнаруженные «над поверхностью земли» (т.е. в конструкциях зданий и на чердаках).

    Не запрещается перевозка, ношение и хранение металлоискателей. Не запрещается использование металлоискателей для других целей.

    С другой стороны, у нашей страны настолько богатая история, что на любом участке земли можно обнаружить предметы если не «совсем древнего человека», то уж просто «древнего человека» точно, а потому любое копание ямок вне границ своего (бабушкиного/дедушкиного) участка может быть отнесено к «нарушению культурного слоя».

    Что касается поиска на чердаках, здесь действуют другие статьи УК РФ, касающиеся незаконного проникновения и кражи.
    Носить и перевозить прибор не возбраняется, однако его наличие в случае «копания ямок» или при наличии археологических предметов послужит доказательством умысла и серьезным отягчающим обстоятельством («использование специальных средств»).

    Можно использовать «специальные технические средства» для других целей, например, для поиска домашней электропроводки (в 30 км от ближайшего жилья), металлолома в нехоженой тайге, или мест посадок НЛО, в доказательство чего будьте готовы предоставить подтверждение оного от местного отшельника, именной заказ-наряд с пункта приема втормета, или справку от инопланетян, или липовое разрешение о поиске метеоритов.

    Если говорить серьезно, на вопрос «можно ли копать с металлоискателем», существует несколько вариантов ответа:

    а) нельзя (за исключением случаев наличия Открытого листа на раскопки, выдаваемого лицам с высшим историческим образованием и опытом археологических работ в экспедициях, имеющим договорные либо трудовые отношения с юридическим лицом, имеющим право на проведение арх. работ, на основании решения по выдаче открытого листа специальной комиссией РАН);

    Б) можно, если коп производится на собственном (бабушкином/дедушкином) участке (при этом в случае обнаружения на своих 6 соток скифского захоронения или объектов любого другого культурного наследия Вы обязаны прекратить раскопки и уведомить уполномоченные органы);

    В) теоретически можно, если вы готовы доказать, что объектом вашего интереса не являются арх. предметы, а действия не затрагивают культурный слой (т.е. за все время существования человечества древние люди обходили вашу полянку стороной).

    Г) «нельзя, но все равно буду» (частое мнение на тематических форумах).

    Если с первыми двумя пунктами все более или менее ясно, интересно рассмотреть мнения копарей по последним пунктам, а точнее, обсуждаемые методы, «как теперь копать».

    «Как теперь копать».

    Встреча копарей уполномоченными на то лицами чаще всего возможна:
    - Целенаправленно на копе. Если местные власти устраивают плановый рейд, будьте готовы к тому, что вас неожиданно окружат человек 20 сотрудников ОМОН и покажут занимательное видео, на котором кто-то очень похожий на вас машет прибором и копает ямки. Этого вполне достаточно для схлопотания очень больших неприятностей.

    Случайно на копе. Если встретились с егерем или лесником, обходящем свою территорию. В случае попыток отбрехаться он просто организует «буханку» или воронок и отправит в ближайший райцентр для составления протокола.

    После копа. Обычно желающих бегать за копарем по лесам и полям очень мало, потому проще расположиться у оставленной машины и ждать, когда копарь сам придет с лопатой, прибором и полным мешком хабара.

    На пути следования. Обычная проверка сотрудниками ДПС может грозить неприятностями, если в машине будут замечены лопата или прибор, что, естественно, может повлечь повышенный интерес к содержимому багажника и «вон того покрытого землей мешка».

    По месту хранения хабара. Слухами земля полнится, а потому местный участковый может зайти с несколькими товарищами и поинтересоваться, что хранится в подвале, потому как какая-то бабушка видела, как «этот снова приволок полный мешок чегой-то».

    Сейчас, кстати, по подмосковью развешивают фотоловушки, призванные незаметно запечатлеть дачников в момент выброса ими мусора по обочинам. Было бы, наверное, глупо увидеть у участкового фотки процесса погрузки хабара в багажник, или же, например, фотку отряда поисковиков в полной выкладке, с интересом изучающих диковинный прибор на дереве…

    Предлагаемые копарями меры можно свести к нескольким основным пунктам:

    1. Не болтай!

    2. Не афишируй свою принадлежность к копарям.

    3. Не имей при себе археологических предметов (!!!).

    Наличие при себе археологических предметов однозначно подразумевает, что вы их нашли и изъяли (вариант «нашел эту потеряшку вон там на дороге» не прокатит, см. определение).

    4. Маскируйся.

    Средства передвижения убрать вне поля зрения. Не прочесывать открытую местность в прямой видимости потенциальных любопытствующих. Продумать вариант замены лопаты на саперную лопатку. Продумать вариант укорачивания прибора (замена полевой катушки на моно-узконаправленную, замена раздвижной штанги на короткую пластиковую или деревянную, снятие подлокотника, обертывание мешковиной; некоторые умельцы вообще выкидывают штангу и вешают катушку себе на руку). Быть готовым быстро и незаметно избавиться от лопаты и прибора. Не надевать наушники, чтобы слышать, что происходит вокруг; с другой стороны, минимизировать звук прибора – работающую Аську слышно за добрую сотню метров, потому либо закрывать динамик изолентой, либо вешать наушники на шею.

    5. Подстраховывайся.

    Обеспечь обзор и связь в группе (бинокли, рации, очередность дежурства).
    Продумать легенду своего пребывания на месте, обеспечить ее реалистичность. Если ищешь червячков, будь добр иметь при себе удочку и знать местные водоемы (согласитесь, рыбак в казахской степи – очень колоритный персонаж). Если ищешь металлолом – нагрузи в багажник чермета. Ищешь в апреле-мае грибы – будь готов предъявить корзинку и справку от психиатра. Ищешь в тайге потерянную серёжку подруги – будь готов на месте предъявить вторую серёжку, пару свидетелей потери и саму расстроенную подругу.

    В случае наличия на руках лопаты и прибора все гораздо усложняется, т.к. никакие сережки не могут сами зарыться на 20 см в землю, и никто не будет покупать прибор за 20-50 тыс. для поиска чермета «на опохмел».

    И имейте в виду, что даже за сам факт копания ямок (по научному – «повреждение плодородного слоя почвы», статья 8.6) вполне могут оформить протокол на 1-1,5 тыс. рублей, но прецедентов пока не было.

    6. Действуй исходя из здравого смысла и своей совести.

    В связи с отсутствием судебной практики по новому закону пока неясно, что будет приниматься во внимание, а что – нет. С другой стороны есть опыт применения закона о культурном наследии, слабым местом которого было определение границ объектов культурного наследия. В новом законе этот пробел учтен, закон принят, должно последовать его исполнение и, как минимум, несколько показательных процессов в следующем сезоне. Потому совет может быть только один – не нарушай.