Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Государственная и частная собственность

     Государственная и частная собственность

    Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются: -

    ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; -

    культурные и исторические ценности общегосударственного значения; -

    средства государственного бюджета; -

    государственные банки; -

    золотой запас; -

    алмазный и валютный фонды и др.

    К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

    Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

    закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

    владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

    нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

    Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

    Еще по теме Государственная собственность:

    1. Статья 33. Поступление и использование средств за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной сооственности
    2. Статья 31. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок с ними
    3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОБЕДЫ ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    4. Право государственной и муниципальной собственности государственной собственности
    5. 26.Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность
    6. С.Н. Медведев доктор юридических наук, профессор Ставропольского государственного университета О СООТНОШЕНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ «СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ», «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ» И «ВЛАДЕНИЕ»
    7. В.П. Камышанскнй доктор юридических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета (Краснодар) ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

    экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично-правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. - разновидность права собственности., при которой в качестве собственника выступает государство как участник гражданского оборота. Г.с. не следует считать особой формой собственности, ибо последняя является экономической, а не юридической категорией и речь при этом может идти лишь об особенностях приобретения. осуществления и прекращения права собственности на соответствующее имущество (ст.212 ГК РФ), т.е. об особенностях правового режима объектов гражданских прав, но не об особенностях содержания права (правомочий) собственника, которое является одинаковым для всех субъектов гражданского оборота.

    Государство отличается от обычных, частных собственников, во-первых, наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок реализации принадлежащего ему права собственности; во-вторых, осуществлением своего права собственности в публичных (общественных) интересах. В гражданском праве РФ государство традиционно признается особым, самостоятельным субъектом права (наряду с гражданами и юридическими лицами) (ст.124,212 ГК РФ). В зарубежных правопорядках известны и другие подходы - признание государства особой разновидностью юридического лица либо признание за ним и некоторыми его органами особого статуса юридических лиц публичного права.

    Право Г.с. в РФ характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом и ее субъекты - республики.края, области и т.д., но не их органы власти или управления (ст.214 ГКРФ). Последние выступают от имени соответствующего государственного образования и исходя из своей компетенции, установленной законом, осуществляют те или иные правомочия публичного собственника(ст. 125 ГК РФ). Так, при отчуждении государственного имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом, а последние являются также владельцами принадлежащих государству акций или долей участия в хозяйственных обществах с государственным участием; при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды в качестве продавцов выступают соответствующие таможенные органы; приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Минкуль-туры РФ и его органы; ответчиками по искам к государственным образованиям в большинстве случаев становятся органы Минфина РФ.

    В Г.с. могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 129 ГК РФ). Объектами Г.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, а также различные виды движимого имущества, в том числе оборудование. транспортные средства, предметы бытового и потребительского характера, ценные бумаги, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности; различные (движимые и недвижимые) памятники истории и культуры. Объекты Г.с. распределяются между РФ и ее субъектами в соответствии со специальным законом (ст. 214 ГКРФ), а до его принятия - в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации,краев,областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Согласно этому акту все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации.Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации. Субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности предметы в муниципальную собственность.

    К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ. некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, больший-. ство видов вооружений и объектов оборонного значения. оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота. В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц, в том числе имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущество ЦБ, а также имущество, находящееся в государственном резерве.

    Находящееся в Г.с. (собственности Федерации и ее субъектов) имущество подразделяется на две части. Одна часть

    закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления). Это "распределенное" государственное имущество может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, только если последний изымает это имущество в установленном законом порядке (ст. 296 ГК РФ), либо ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (ст. 63 ГК РФ). Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями ("нераспределенное"), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну государства и может служить объектом взыскания его кредиторов (ст. 126 ГКРФ). Находящиеся в Г.с. земля и другие природные ресурсы становятся объектом взыскания кредиторов государства только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (ст. 126 ГКРФ).

    Имущество может поступать в Г.с. не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Специальным основанием прекращения права Г.с. является приватизация.

    Суханов Е.А.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" в других словарях:

      В РФ выступает в виде федеральнойсобственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной об ласти, автономных округов, краев и областей. Словарь финансовых терминов. Государственная собственность Государственная собственность… … Финансовый словарь

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в … Современная энциклопедия

      Форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных… … Большой Энциклопедический словарь

      См. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      В соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц… … Юридический словарь

      Государственная собственность - (англ state property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям … Энциклопедия права

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ - собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество… … Юридическая энциклопедия

      Экономический словарь

      - (state ownership) См.: государственный сектор (public sector). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

      государственная собственность - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN national domain … Справочник технического переводчика

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Юридическая энциклопедия

    Книги

    • Государственная собственность в регулировании транзитивной экономики , Тюренков С.В.. В монографии рассматриваются вопросы функционирования государственной собственности в транзитивной экономике. Автор доказывает, что в случаях перехода от административной экономики к рыночной…

    Государственная собственность

    В российском законодательстве государство традиционно считается особым, самостоятельным объектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов права публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

    Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. РФ и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

    Рассмотрим пример из арбитражной практики. РФ в лице Росимущества России обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с иском к Иркутской области о признании за РФ права собственности на 1 906 723 080 акций Иркутского ОАО энергетики и электрификации, составляющих 40% уставного капитала АО. Иркутская область предъявила встречный иск к РФ о признании права общей долевой собственности РФ и Иркутской области на те же акции. Решением от 5 февраля 2007 г. основной иск был удовлетворен, во встречном иске было отказано. Вместе с тем, решением суда за Иркутской областью признано право на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности, без права отчуждения, залога, а также передачи функций по управлению ими. Данное решение было опротестовано. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ГК РФ (ст. 142), Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст.ст. 2, 31), Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 29) права, закрепляемые акциями, принадлежат собственнику акций и не могут быть переданы иному лицу без его воли. Ссылка в решении суда на договор от 27 мая 1996 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского национального округа», предусматривающий, как сказано в решении, возможность передачи во владение Иркутской области части спорного пакета акций для осуществления прав акционера (без права отчуждения указанных акций путем продажи, передачи в залог и управление без согласия РФ как собственника), не может служить основанием для признания решения в этой части законным. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил: решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. изменить. Исключить из решения положения, касающиеся признания за Иркутской областью права пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности. В остальной части решение оставить без изменения.

    В качестве объектов права государственной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного характера, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших АО, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также памятники истории и культуры.

    Объекты государственной собственности распределяются между РФ и ее субъектами. Все государственное имущество предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации. Субъекты Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

    Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

    В перечне объектов, составляющих государственную казну, на первом месте стоят бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственности государства по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну составляют средства соответствующих внебюджетных фондов. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 1990-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования РФ, Фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

    Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующего образования только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК РФ).

    В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК РФ). К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (заповедники, например), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

    В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество «государственной казны РФ», состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка РФ, а также имущество, находящееся в государственном резерве.

    Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в государственной собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связано не с особой повышенной правовой охраной государственной собственности (как было в прежнем правопорядке), а с особым публичным интересов к использованию такого рода объектов.

    Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесном фонде, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации (источника права) в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

    В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» (в ред. от 26.07.2010), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст. 113-115 ГК РФ) - это такие коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником этого имущества является государство или местное сообщество (муниципалитет). Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

    В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

    Объектами государственной собственности часто являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение, и т.п.).

    Итак, государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты.

    Государственная собственность состоит из всего имущества, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам.

    Государственная собственность обладает рядом особенностей. такой собственности выступает само государство, а управление имуществом сосредоточено в ведении органов госуправления и специально уполномоченных юридических, а также физических лиц.

    Государственное образование полномочия собственника может осуществлять посредством издания правовых актов. Так, РФ имеет право собственности на любое имущество, включая изъятое из оборота, а субъекты РФ - на любое имущество, кроме такого, которое относится к исключительной собственности Российской Федерации.

    Государственная собственность может приобретаться только способами, характерными исключительно для государства (реквизиция, национализация, принудительное изъятие имущества на возмездной основе, конфискация, налоги и пр.). Госсобственности присуще такое основание прекращения существования этого права как приватизация (отчуждение имущества из муниципальной и государственной собственности в частную собственность юрлиц и граждан в соответствии с положениями законодательства).

    Государственная собственность состоит из двух частей. Первой является распределенное государственное имущество, под которым нужно понимать собственность государства, закрепленную за унитарными госпредприятиями и учреждениями на правфх либо хозяйственного ведения. В этом случае имущества по распоряжению, пользованию и владению являются частично ограниченными. Ко второй относится нераспределенное государственное имущество, называемое казной.

    Особое положение госсобственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Необходимые для государственных расходов средства приобретаются различными способами. Два основных сводятся к следующему: выделение госимущества из народного достояния, требование от граждан выделения части их имущества государству.

    Имущество государства состоит из разных видов доходной собственности: поземельной, промышленной и т.д.

    Законодательство называет объектами федеральной государственной собственности объекты, которые являются достоянием государства; объекты оборонной производственной сферы; объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности федеральных органов власти и решения общегосударственных задач; объекты, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности народного хозяйства; другие объекты стратегической важности (фармацевтические, медико-биологические, спиртопроизводящие предприятия).

    По закону ряд объектов, относящиеся к федеральной собственности, может передаваться в собственность отдельных субъектов Российской Федерации. К ним относятся крупные хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетического и атомного машиностроения, научно-исследовательские организации, предприятия радиовещания и телевидения и др.

    Защита государственной собственности в политике страны является одним из важнейших факторов обеспечения ее экономической самостоятельности и независимости. Система собственностью нацелена на создание мощных экономических стимулов для рациональной организации использования и дальнейшего воспроизводства госсобственности. На сегодняшний день в России имеется проблема отсутствия ответственности за эффективность организации и контроля за использованием, преобразованием и воспроизводством госсобственности.