Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Гражданское и наследственное право по «Русской Правде. Право наследства в период империи

    Гражданское и наследственное право по «Русской Правде. Право наследства в период империи

    Наследственное право (по «Русской правде»)

    Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир.

    Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отмечали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству.

    Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом.

    То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.

    Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы - отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).

    Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства.

    Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.

    Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души).

    Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «А матерня часть детям ненадобна, - гласит закон, - кому мать захочет, тому и отдаст». Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр».

    Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследование по завещанию.

    В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья («паки без ряду умрет, то всем детем»).

    Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак.

    Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников.

    Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).

    От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь - наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу А.А.Зимин. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 1999..

    Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи.

    Боковые родичи не имели никаких прав на наследство.

    Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического развития русского наследственного права.

    Этот процесс идет параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза - семьи.

    русский наследственный право договор

    Это совокупность правовых норм регулирующих передачу прав и обязанностей умершего к его наследникам.

    Общая характеристика:

    1. По завещания

    2. Существует два порядка наследования (для бояр, для смерда)

    3. Регламентируется наследование прав вдовы

    Наследование по завещанию:

    1. Сохраняет обычай делать завещательное распоряжение

    2. Наследователь имел право по своему произволу назначать наследника и распределять между ними свое имущество

    Наследование по закону:

    1. Наследство в первую очередь делилось между сыновьями

    2. При наличии сыновей дочери не имеют право на наследование

    3. Младший сын имел приемущество перед старшими

    4. Наследуют только дети рожденные в браке

    5. Источники не упоминают о наследовании восходящих (мать) и боковых (брат, сестра) родственников.

    6. Регулировалось наследование супруга

    А. после смерти мужа наследством управляет жена

    Б. вдова не наследовала, а выделялась «часть» (выдел)

    В. пока вдова не вышла замуж, она управляет имуществом на правах главы семейства

    Г. воля вдовы должна соблюдаться даже при протесте детей против его руководства

    Д. при растрате имущества вдова должна возместить ущерб при вторичном замужестве

    7. регулировались права и обязанности наследника:

    А. отвечали по обязательствам наследодателя

    Б. на сыновей возлагалась обязанность выдать сестер замуж

    В. на наследников возлагалась обязанность выделить часть имущества церкви на помин души.

    8. регулировалось наследование выморочного имущества

    А. у светских людей- к князю

    Б. церковных людей – церкви

    Т.о. статьи о наследстве свидетельствуют о серьезном развитии правовых институтов в ДР.

    Семейное право Древнерусского государства

    Это отрасль права, которая регулирует семейные отношения, личные, имущественные отношения внутри семьи.

    I. Порядок заключения брака

    1. до принятия христианства, преобладали следующие формы брака:

    Покупка невесты (вены)

    Кража невесты (умыкание)

    Пленение невесты

    Соглашение

    2. моментом заключения брака признавались:

    Покрытие головы невесты платком невесты

    Снятие обуви женихом

    3. после принятия христианства вводится церковная форма брака.

    4. церковному браку предшествовал брачный сговор (обручение)

    5. условия вступления в брак:

    А. отсутствие кровного родства

    Б. душевного родства

    В. минимальный возраст мужчины 14-15 лет; женщины 13-15 лет

    Г. согласие родителей на брак

    6. препятствия для заключения брака:

    Исповедование другой религии

    Отлучение от церкви

    Самовольное расторжение предыдущего брака (роспуст)

    Состояние в 3-ем браке

    7. требование Византийского законодательства на Руси не всегда применялось

    II. Признание брака недействительным и развод.

    1. Признавался недействительным в случаях (см. условия вст. в брак)

    2. Развод был возможен в случаях:

    При нарушении супружеской верности

    Покушались на жизнь супругов

    Вступление в монашество

    3. основания при которых жена может просить развода:

    Государственная измена

    Если муж содержит в доме сожительницу

    4. другие поводы:

    Порча жены

    III. Личные имущественные отношения супругов

    Сохранение супружеской верности обязательно

    Положение жены определялось положением мужа

    Был возможен спор м\у мужем и женой

    А. приданое

    Б. после смерти жены ее имущество шло наследникам

    В. закреплял ответственность жены за вину и долги мужа

    IV.Установление и прекращение родительской власти

    1. До принятия христианства, не делалось различий м\у детьми рожденными от жены и рожденными от наложницы

    2. С принятием христианства дети прижитые вне брака считались незаконными

    А. теряли право на наследство

    Б. невозможно усыновление детей родителями после заключения брака.

    3. источники не содержит сведения об усыновлении как способа установления родительской власти

    4. прекращение родительской власти связанно:

    А. с выходом замуж

    Б. с достижением сыновьями того возраста когда они могли кормиться самостоятельно

    V. Личные и имущественные отношения родителей и детей

    1. неограниченная власть над детьми, имели как отец так и мать

    2. дети находились как в личной, так и имущественной зависимости от родителей

    А. распоряжались брачной судьбой своих детей

    Б. родители продавали своих детей за долги

    В. потоку и разграблению подвергались все члены семьи

    1. Могла устанавливаться в случае смерти отца

    2. Опекунами могли быть ближайшие родственники

    3. Имущество опекаемых передавалось опекуну при свидетелях

    4. Разрешается опекуну использовать полученное имущество

    5. Опекунская деятельность была возмездная (получая прибыль)

    6. Ущерб, причиненный опекуном возмещался опекаемым

    7. Прекращение опеки определялось не достижением определенного возраста, а при достижение зрелости

    8. Находились в юрисдикции церкви

    Т.о. с введения христианства на Руси устанавливается моногамие, безправие внебрачных детей, затрудненность развода, жестокие наказания за внебрачные связи.

    Ранее уже подчеркивалось, что главной чертой права, выраженного в Русской Правде, является то, что это право было правом феодальным, правом неравным, правом привилегий.

    Второй характерной чертой права является отсутствие четкого различия между гражданскими правонарушениями и уголовными преступлениями. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой, то есть причинением кому-либо материального, физического или морального вреда (например, моление у воды, ввод в церковь животных и пр.). Но при отсутствии разграничения между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями все же нормы Русской Правды различаются по своему характеру. Они могут быть условно разделены на три основные группы.

    1. Нормы гражданского права, то есть, главным образом, нормы, определяющие чисто имущественные и семейные отношения (мы их рассмотрели выше).

    2. Нормы процессуального права, то есть нормы, которые определяли порядок расследования и рассмотрения судебных дел.

    3. Нормы уголовного права (то есть те нормы, за нарушение которых прямо предусматривались наказания).

    Большинство норм Русской Правды по существу относится к уголовному и уголовно-процессуальному праву, поэтому Русская Правда позволяет составить достаточное представление о системе основных преступлений и наказаний Древнерусского государства. Основными принципами, повлиявшими на становление уголовного права, было дальнейшее развитие феодальных отношений, наличие антагонистических классов и обострение борьбы между ними.

    Субъектом права могли быть только свободные люди – феодалы, городские люди, феодально-зависимые крестьяне. Ст. 46 Пространной Правды говорит, что “если холопы окажутся ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны”; хозяин такого холопа обязан был платить двойное вознаграждение потерпевшему, холопов же, совершивших кражу, “князь продажей не казнит, зане суть не свободны”, но мог его бить, убить и т.д.

    Обычно субъектом преступления являлось одно лицо. Свободный человек за кражу платил штраф в пользу князя и урок в пользу пострадавших (ст. 75, 79, 82). Если преступление совершалось несколькими лицами, то все виновные отвечали одинаково, независимо от степени участия каждого из них в совершении преступления (ст. 42, 43, 44).

    Имеющиеся в научном обороте документы Киевской Руси позволяют установить виды преступлений и меры наказаний, которые применялись в то время.

    Отметим прежде всего деяния, которые можно квалифицировать как государственные преступления, хотя самого понятия “государственное преступление” не существовало: восстание против князя, переход на сторону врага – перевет, нарушение вассальной верности. Эти преступления в Русской Правде не отражены, но судить о них можно на основании летописей. В качестве меры наказания за эти преступления применялась смертная казнь в виде повешения.

    В другую группу деяний входили преступления против личности: убийство, телесные повреждения, насилия, оскобление. Основным видом наказания здесь были штрафы, находящиеся в прямой зависимости от личности потерпевшего: жизнь, честь, имущество бояр защищались повышенными штрафами. Вместе с тем, убийство, совершенное в порядке кровной мести, не являлось преступлением и не подлежало наказанию. В Правде Ярославичей месть была заменена денежной вирой и головничеством, а убийство в порядке кровной мести стало преступлением и подлежало наказанию на общих основаниях (ст. 1).

    Русская Правда различает деяния по степени проявленной преступником злой воли. Так, например, различается убийство на пиру, в ссоре, убийство в разбое. Во всяком случае Русская Правда устанавливает разное наказание за эти убийства. Не являлось преступлением убийство ночного вора (ст. 40), застигнутого на месте преступления, но при условии, что в момент убийства вор не был связан и это преступление произошло до наступления рассвета. Не являлось преступлением убийство холопа или рабыни (ст. 89).

    Наиболее опасным считалось убийство в разбое без всякой ссоры, за которое была установлена высшая мера наказания – поток и разграбление, то есть конфискация имущества и продажа в рабство виновного и членов его семьи (ст. 7). Почти таким же опасным считалось убийство “княжа мужа”, вира в 40 гривен взималась за убийство свободных людей, приближенных ко двору и слуг. Менее опасным представлялось убийство других категорий граждан: за ремесленника в пользу князя взималось 12 гривен (ст. 15), смерда и холопа – 5 (ст. 16), раба – 6 гривен. (Позже в ст. 89 предусматривается 12 гривен и за убийство холопа, и за убийство раба).

    Довольно много уделено внимания в Русской Правде преступлениям против личных прав: по Краткой Правде за отсечение руки назначался штраф в 40 гривен (ст. 5), за преступления против чести предусматривалось 12 гривен штрафа. К числу оскорблений действием относилось вырывание волос из бороды или усов, таскания кого-нибудь к себе или от себя. Оскорбление словом и развратное поведение – юрисдикция церкви.

    Большую группу преступлений составляли преступления против собственности. Защищая собственность феодала на землю, Русская Правда в ряде статей устанавливала строгую ответственность за порчу межевых знаков в бортных лесах и за перепахивание пашенной межи (ст. 71, 72, 73). За эти действия было установлено наказание в виде штрафа размером в 12 гривен.

    Очень много статей посвящено охране другого имущества феодалов. В Русской Правде говорится об ответственности за поджог жилого и нежилого помещения (двора и гумна, ст. 83), за что устанавливалась суровая мера – поток и разграбление. За злонамеренное истребление скота взыскивался штраф в пользу князя (продажа) 12 гривен и возмещение вреда хозяину (урок).

    Наибольшее внимание, как отмечалось ранее, уделено краже (татьбе). Причем кража из закрытого помещения и конокрадство (ст. 35) наказывалась сурово. В Русской Правде не содержится никаких статей о церковных преступлениях, мало статей имеется и в церковных уставах, но отсутствие упоминаний о такого рода преступлениях объясняется не тем, что эти деяния вообще не предусматривались в Киевском государстве, а тем, что они рассматривались по византийским законам. Виновные в этих преступлениях подвергались жестоким наказаниям (смертной казни, членовредительным наказаниям и пр.).

    Таким образом, система преступлений и система наказаний в Русской Правде свидетельствует о строгой охране законом феодальных отношений. Наказание в Киевском государстве являлось средством осуществления карательной деятельности в отношении классовых врагов и уголовных преступников. Кровная месть не соответствовала интересам феодала и во второй половине ХI в. месть как наказание была заменена денежным взысканием.

    В конце ХI в. установились следующие виды наказаний:

    1. Смертная казнь . Русская Правда не говорит о смертной казни, но летописи сообщают о ее применении. Смертная казнь применялась к восставшим против княжеской феодальной власти, к изменникам. Согласно феодальному праву князь за измену великому князю отвечал своим уделом, а боярин – своей головой (“князь в удел, а боярин в голову”).

    Византийское духовенство добивалось у князей применения смертной казни и к церковным преступникам – богохульникам, “волхвам” и т.д.

    2. Поток и разграбление . Сущность этого вида наказания заключалась в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергались разбойники, поджигатели и конокрады.

    3. Вира – денежное взыскание за убийство в размере 40 гривен. За убийство княжих людей взималась двойная вира. Одновременно со взиманием виры родственники убитого получали от убийцы так называемое головничество (размер которого Русская Правда не устанавливает). Русская Правда знает так называемую дикую виру , которая взыскивалась не с одного преступника, но и с верви, к которой он принадлежал, в следующих двух случаях: а) если совершено простое убийство и преступник состоит с членами верви в круговой поруке; б) если совершено убийство в разбое, но вервь не разыскивает убийцы, то есть прикрывает его и не выдает. В первом случае вервь платит с участием самого преступника (в соответствующей доле), во втором случае уплата виры рассрочивается на несколько лет.

    4. Вознаграждение за убийство княжеских холопов и смердов, взимавшееся в разном размере от 12 до 5 гривен.

    5. Продажа (штраф), которая взималась в размере 12 или 3 гривен и поступала князю.

    Кроме того, пострадавшие от обид получали от обидчика особое вознаграждение, так называемый урок.

    Церковь, обладавшая широкой юрисдикцией, применяла в некоторых случаях византийскую систему наказаний с широко распространенным членовредительством: ослеплением, урезанием носа, ушей и пр. Применяла церковь и денежные штрафы.

    Особенности гражданского права:

    · Нормы Русской Правды защищают частную собствен­ность, регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

    · Объектом собственности являются конь, боевое снаряже­ние, одежда, земля.

    · Гражданские обязательства в Древней Руси допуска­лись только между свободными лицами и возникали или из договора, или из причинения вреда.

    · Договоры заклю­чались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица - мытника.

    · Типы договоров: купля-продажа, мена, займ, личный найм, хранение, поручение.

    · Предметом купли-продажи могли быть люди, вещи; су­ществовал институт самопродажи.

    · Условиями действи­тельности договоров купли-продажи и мены было отсут­ствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свобод­ных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупа­теля.

    · Различался займ с процентами и без процентов.

    Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до од­ного рубля обеспечивался поручительством, а выше руб­ля - письменным актом и закладом.

    Обязательства возникали и в результате совершенных преступлений и правонару­шений гражданского характера (неосторожные и случайные). Например, с целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов РП определяет стоимость ряда предметов (княжеский конь с пятном ценился в три гривны, а кони смердов – в две гривны). Остальные предметы ценились без различия владельцев.

    Наследственное право по «Русской правде»

    Основной принцип реализации - социальная принадлежность субъектов.

    Наследство открывалось в меменнт смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или пол закону.

    Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению. Мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого считала наиболее достойным.

    Наследство по закону открывалось, когда наследователь не оставлял после себя завещания.

    Общий порядок наследования определялся следующими правилами:

    - После отца, не оставившего завещания, наследовали законные наследники, т.е. дети, часть наследства шла церкви «на помин души»,часть в пользу супруги умершего, если муж при жизни не назначил ей доли из своего наследства.

    -Дочери бояр и дружинников имели право наследования.

    -У смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыно­вей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущест­во - он получал двор отца.

    -Незаконнорожденные дети на­следственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

    Семейное право

    Браку предшествовало обручение, которое считалось нерасторжимым.

    Брак заключался путем религиозного обряда в форме венчания.

    Условия заключения брака:

    - Возраст брачующихся – 15 лет для жениха и 13 лет для невесты.

    - Свободное волеизъявление жениха и невесты.

    - Согласие родителей.

    - Стороны не должны быть связаны другим браком.

    - Отсутствие родства в известных степенях.

    - Третий брак церковь не допускала.

    Условия расторжения брака:

    - Уход в монастырь одного из супругов.

    - Безвестно пропавший супруг.

    - Смерть мужа или жены.

    - Прелюбодеяние.

    РП кроме малой семьи предусматривала кроме малой семьи (отец, мать, дети) и сожительство в одном даме братьев, дядей, племянников с их женами и детьми, скрепленные общим владением - семейным имуществом и власть одного из родственников – старшего брата.

    Преступление и наказание по «Русской Правде»

    Преступление определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материально­го ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. Преступление не отграничивается в законе от деликта.

    Объект - личность и имущество.

    Объективная сторона делится на две стадии, но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники преступления отвечают поровну. Имеется представ­ление о превышении пределов необходимой обороны. К смягчающим обстоятельствам относит состояние опьянения, к отягчающим - корыстный умысел.

    Субъект - все физические лица, за исключением рабов.

    Субъективная сторона включает умысел или не­осторожность.

    Среди имущественных преступлений наибольшее внимание уделяется краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим сред­ством производства, а также и боевым имуществом.

    К имущественным преступлениям также относились разбой, уничтоже­ние чужого имущества, угон, повреждение межевых зна­ков, поджог, злостная неуплата долга.

    Преступление против личности: убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

    Система наказаний.

    Выс­шая мера наказания - «поток и разграбление», назна­чалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. На­казание заключалось в конфискации имущества и обра­щении преступника вместе с семьей в рабство.

    Следую­щим по тяжести видом наказания была «вира» - штраф, который назначался только за убийство. Если за преступ­ника платила община, то это называлось «дикой вирой». За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений на­значались «полувиры»

    СУД И ПРОЦЕСС ПО РП

    Управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных сферах.

    По Русской Правде суд по всем мирским делам сосредоточивался в ру­ках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправ­лял правосудие лично или поручал это дело наместникам.

    Местом суда в столице и провинции был княжеский двор, позже заме­ненный приказной или воеводской избой.

    Судебный процесс имеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

    «заклич» - публичное объявление о совершенном преступлении;

    Судебный процесс начинался иском, или «поклепом», со стороны ист­ца, в котором указывались правонарушение и обвиняемый.

    Исключение из этого правила составляли только убийство и воровство, так как истец, как правило, не мог указать на конкретное лицо.

    Вервь, на земле которой обнаруживалось одно из таких преступлений, должна была отыскать пре­ступника или платить за убийство виру.

    «свод» - очная ставка; Если заподозренный в преступлении по поличному указывал на человека, от которого он приобрел его, Русская Правда требовала так называемого свода, т. е. очных ставок до тех пор, пока не будет найден действительный похититель вещи. Если свод заканчивался отысканием вора, последний должен был уп­латить штраф и вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь.

    «гонение следа» - поиск доказательств и преступ­ника.

    Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Го­нение следа влекло за собой для верви, в которой теряются следы убийцы или вора, необходимость самой разыскать преступника и выдать его властям или платить дикую виру.

    Конкретными судебными доказательствами были:

    Свидетели - «видоки» и «послухи» свободного состояния; поличное, или «лице», т. е. предмет преступления у обвиняемого в руках или на его дворе.

    Держатель поличного признавался виновным в том случае, если он не мог объяснить, каким образом оно попало в его руки или находится у него во дворе.

    Система доказательств состояла из свидетель­ских показаний, вещественных доказательств, ордалий.

    Рядом с органами местного княжеского суда существовал суд общины. Его компетенция ограничивалась границами и лицами общины.

    Жалобы сторон на решение суда подавались князю.

    Гражданско-правовые отношения в Киевской Руси регулировались нормами обычного и церковного права . В Русской Правде появляются нормы обязательственного и наследственного права .

    Объектом собственности первоначально были вещи , принадлежащие человеку (конь, боевое снаряжение, одежда), позднее объектом собственности становится земля и другие виды угодий.

    Гражданские обязательства в Древней Руси допускались только между свободными лицами и возникали или из договора, или из причинения вреда. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях , на торгу или в присутствии специального лица - мытника. В Русской Правде упоминаются следующие договоры: купля-продажа, мена, займ, личный найм, хранение, поручение и др.

    Предметом купли-продажи могли быть люди, вещи; существовал институт самопродажи. Условиями действительности договоров купли-продажи и мены было отсутствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свободных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупателя.

    Различался займ с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством , а выше рубля - письменным актом и закладом.

    Обязательства возникали и в результате правонарушений гражданского характера. С целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов Русская Правда определяла стоимость ряда предметов (княжеский конь с пятном ценился 3 гривны, а кони смердов - 2 гривны). Остальные предметы имели цену без различия владельцев.

    Для наследственного права важное значение имела социальная принадлежность субъектов. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущество - он получал двор отца. Незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.