Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Греция во 2 мировой. Герои Новых Фермопил. Они защищали Грецию от фашистов

    Греция во 2 мировой. Герои Новых Фермопил. Они защищали Грецию от фашистов

    Решение о создании военной авиации было принято правительством Греции в 1911 году. ВВС Греции участвовали в Балканских войнах, Первой мировой войне, в греко-турецкой войне 1919-1921 годов и в 1930 году были выделены в самостоятельный вид вооружённых сил.

    В августе 1936 года в стране был установлен диктаторский режим генерала И. Метаксаса. Пришедший к власти генерал Метаксас решил начать кампанию добровольного сбора денег для усиления авиации - ну, иногда добровольную, иногда нет. :)

    К примеру, он косвенным образом оказывал давление на греческих промышленников, посылая им благодарственные послания, за якобы переведенные ими суммы на перевооружения авиации, вынуждая их действительно переводить деньги в фонд авиации.

    Или инициатива министра П. Икономакоса -

    играя одновременно на греческом патриотизме и на греческом тщеславии, начал публиковать в газетах суммы и имена даривших в фонд авиации.

    Военно-воздушные силы Греции вступили во Вторую мировую войну 28 октября 1940 года. Первоначально греческая авиация с успехом противостояла итальянской авиции в Греции и Албании, несмотря на трехкратное превосходство итальянцев в числах самолётов, а также в их техническом превосходстве.

    Во время немецкого вторжения в 1941 году военно-воздушные силы были полностью уничтожены. Позднее несколько греческих эскадрилий были сформированы и сражались под британским командованием на Ближнем Востоке.

    ↓ Германские «Дорнье-17» над Акрополем


    Группа пилотов греческой 335-й эскадрильи RAF перед только что полученным Hawker Hurricane Mark II C, Декейла Египет, 1942

    Незавершённое перевооружение и подготовка авиации к войне

    Самой большой проблемой стоявшей перед Грецией было найти самолёты достаточные в числах и характеристиках, потому что касается авиационного рынка Италии, то для греческой авиации он практически был закрыт. Приоритетом всех других европейских стран производителей самолётов (Франция, Великобритания, Германия, Польша и Чехословакия), было переоснащению собственных авиаций.

    Несмотря на исключительно узкие рамки выбора, Греческая авиация сумела получить :

    36 истребителей P.Z.L. P.24F/G из Польши ,

    9 истребителей Bloch MB.151 и

    12 бомбардировщиков Potez 633 B2 Grec из Франции ,

    12 бомбардировщиков Fairey Battle B.1 из Великобритании , а также

    16 разведывательных самолётов Henschel Hs126K-6 и

    12 гидропланов Dornier Do22Kg из Германии

    Результатом кампании по сбору средства для авиации было и символическое, в силу малых чисел, приобретение 4 истребителей в качестве дара греков диаспоры (два чехословацких Avia B.534, закупленные греческим бизнесменом диаспоры и два Gloster Gladiator MkI), которые стали и первыми современными самолётами полученными в этот период. Разразившаяся в 1939 году Вторая мировая война, стала причиной того, что остались неисполненными многие заказы авиации, как например:

    12 бомбардировщиков Potez 633 B2 Grec,

    12 морских самолётов Avro Anson Mk I,

    16 истребителей Bloch MB.151, и

    12 бомбардировщиков Bristol Blenheim MkIV и

    32 разведывательных самолётов Henschel Hs126K-6

    При этом следует отметить, что во многих случаях недополученные самолёты были авансированы, а в некоторых случаях полностью предоплачены греческим правительством.

    В общей сложности до конца 1939 года греческая авиация получила 128 боевых и 75 учебных самолётов. Были также заказаны 24 истребителей Spitfire Mk I и 30 истребителей F4F-3A Wildcat - и 30 истребителей P-40 Tomahawk и 48 бомбардировщиков Martin Maryland на поставку из США - эти заказы не завершились никогда.

    Весной 1941 года правительство США приняло решение предоставить Греции посредством закона Lend-Lease 30 истребителей F-4F-3A Wildcat, которые по причине оккупации Греции немецкими войсками в апреле-мае 1941 года не были тоже получены греческой авиацией никогда (они были переведены в Великобританию из Гибралтара).

    Таким образом, в начале военных операций 28 октября 1940 года, когда итальянские войска вторглись в Грецию, греческая авиация насчитывала 158 военных самолётов всех типов, из которых в строю (в лётном и боевом состоянии) были только 128. Из общего числа только 79 (в строю 59) были истребителями и бомбардировщиками - против 380 итальянских (по данным airwar.ru, 77 греческих самолётов передовой линии были вызваны противостоять аж 463 итальянским)! Авиация насчитывала также 63 учебных и вспомогательных самолётов.


    Самолеты PZL P.24 22-й эскадрильи греческих ВВС на полевом аэродроме

    Истребительная авиация страны была сосредоточена в 1-м истребительном полку (Mire Dioxes) подполковника Э. Келадеса, имевшем на вооружении польских истребителей P.24F и шесть P.24G, равномерно распределенных по трем эскадрильям – 21-й, 22-й и 23-й. К 28 октября из 36 Р.24 исправны были 24. Истребители полка были рассредоточены по аэродромам Каламбака, Янина, Ларисса и Салоники и могли прикрыть группировку в районе греко-албанской границы.

    P.24 был уже далеко не самым передовым самолетом для начала 1940-х, но вполне мог на равных драться с одним из основных для данного ТВД на тот момент итальянским истребителем CR.42, заметно превосходил CR.32, но по большинству характеристик проигрывал G.50bis. Еще одна эскадрилья истребителей – 24-я, была включена в ПВО столицы и имела на вооружении девять современных французских истребителей MB.151.

    Иными словами, по численности греческие ВВС уступали даже той авиационной группировке, которую итальянцы создали только в Албании. Итальянские ВВС в районе будущих боевых действий имели заметное количественное и некоторое качественное превосходство над греками.


    Истребители PZL P.24F ВВС Греции



    Итало-греческая война 1940-41 гг.


    Итальянский бомбардировщик (Савойа-Маркетти SM.79?) на аэродроме в Албании перед Рождеством.


    Ближние разведчики Henschel Hs.126, ВВС Греции

    Список асов из Греции

    Во время Второй мировой войны прославился греческий военный летчик Митралексис Маринос (поговорим о нем позже). Но были и другие.

    У Греции было (опосредованно) семь-девять асов:

    Иоаннис Агорастос «Джон» Плагис. 16 побед

    Будучи ребенком греческих иммигрантов в Родезии, он летал вместе с Королевскими военно-воздушными силами (RAF) в 1940-1945 годах.

    Был самым результативным асом греческой национальности. Был тоже самым результативным южно-родезийским асом войны, с 16 подтвержденными воздушными победами, в том числе 11 над Мальтой. В послевоенный период принял британское гражданство и остался в RAF летать на Gloster Meteor. После выхода на пенсию вернулся в Родезию, где позже совершил самоубийство.



    Спитфайры Плагиса, когда он летал в RAF. Mk.IX (выше) и Mk.Vb (ниже)

    Василиос Майкл "Васс" Вассилиадес. 10 - 11 + 1/2 побед

    Грек с острова Хиос, родившийся в 1920 году. Был студентом в Великобритании в то время, когда разразилась война. Сын хозяина процветающей судоходной компании, был типичным "миллионером плейбоем" и ни в чем не нуждался. Видимо из-за скуки в октябре 1942 года он поступил в RAF.

    За короткое время показал себя отличным бойцом и имел шесть подтвержденных победы, еще две победы в группе и одну предположительную. Позже, на "Темпестах" одержал еще три победы (все FW 190). Еще один самолет этого типа был записан ему как поврежденный.

    25 марта 1945 года четверка "темпестов" была отправлена на атаку вражеского конвоя в районе Bocholt. Однако зенитный огонь был силен и самолет греческого аса был сбит. Летчик не имел ни одного шанса спастись.

    После войны отец в честь него назвал одного из своих судов, однако оно затонуло в Ла Манше после столкновения с другим судном. Ирония судьбы?



    Мустангы Вассилиадеса


    Хаукер "Темпест" из состава 3-й эскадрильи, на котором погиб Вассилиадес.

    Спирос Николау «Стив» Писанос. 6 побед

    Греческий иммигрант в США, он поступил на службу в RAF. Остался в RAF, несмотря на предложение отправиться в Северную Африку, чтобы присоединиться к Королевским эллиническим военно-воздушным силам, сражающимся вместе с RAF. В марте 1944 года выпрыгнул над Францией и был спасен французским Сопротивлением, оставаясь с ними до освобождения Парижа. После войны стал летчиком-испытателем в США. Некоторое время служил гражданским пилотом в TWA на четырехмоторных авиалайнерах.

    Андреас Антониу. 6 побед

    Греческий капитан, сражался во время греко-итальянской войны 1940-41. Летал на PZL P-24.

    Панагиотис Аргиропулос. 5 побед

    Старший сержант. Сбил по крайней мере, один бомбардировщик БР-20 над Клейсурой.

    Маринос Митралексис. 5 побед

    Воевал в греко-итальянской войне в 22-й истребительной эскадрилье. Таран итальянского бомбардировщика сделал его популярной фигурой героя. После падения Греции бежал в Северную Африку и сражался с греческой эскадрой под командованием военно-воздушных сил союзныков.

    Маринос Митралексис пережил войну, но погиб вскоре после ее окончания. 19 сентября 1948 года его двухмоторный Airspeed Oxford упал в море во время рутинного тренировочного полета между Родосом и Афинами.

    Джон Лолос. 5 побед

    Этнический грек. Воевал на Тихом океане, летая на P-47 Thunderbolts. Он утверждал, что сбил пять японских Зеро в Новой Гвинее.

    Иоанис Келлас. 3 победы

    На момент вторжения Италии в Грецию 28 октября 1940 года капитан Келлас служил в 21 Мира (эскадрилья), вооруженной 12 PZL P.24 и базирующейся в Каламбаке.

    20 ноября 1940 года во время перехвата группы итальянских бомбардировщиков Иоанис сбил Z.1007bis.

    В конце 1940 года эскадрилья была перевооружена на Гладиаторы.

    15 апреля его "гладиатор" был атакован мессершмиттом над Триккалой. Пилот был легко ранен во время вынужденной посадки. Интересно, что в том бою был сбит только один греческий истребитель, в то же время сразу три германских аса записали себе по победе: Oberleutnant Gustav Rudel (победа номер 16), Leutnant Ernst Burngen и Oberleutnant Wilhelm Wiesinger (победа номер 9).

    После эвакуации служил в RAF на Ближнем Востоке. Принимал участие в атаке на штаб итальянского командования в Ливии утром 28 октября 1942 года. Закончил войну с тремя победами. Уволился из ВВС в звании капитана в 1948 году. О дальнейшей судьбе информации нет.

    Анастассиос Бардивилиас. 2 победы

    Анастассиос был распределен в 21-ю эскадрилью ВВС Греции перед началом итальянского вторжения. На тот момент эскадрилья была вооружена устаревшими PZL P.24, но в конце 1940 года получила ex-RAF Gladiator.

    Греческие Истребители PZL

    ПЗЛ П-24 (польск. PZL P.24) - польский одноместный истребитель периода Второй мировой войны, стоявший на вооружении Греции, Румынии, Болгарии и Турции.


    Являлся экспортным вариантом истребителя PZL P.11 с двигателем Gnome-Rhone 14K, поскольку двигатель Mercury, устанавливавшийся на P.11, производился по английской лицензии, не допускавшей производства на экспорт.

    Спроектирован в КБ PZL под руководством Зигмунда Пулавского. Опытный Р.24/1 совершил первый полет в мае 1933 года. Серийное производство начато в августе 1936 года. Строился на заводах PZL в Океце, по лицензии на заводе IAR в Брашове (Румыния), а также в Турции. В Румынии на его базе спроектирован и построен истребитель IAR-80.


    Единственный сохранившийся PZL P.24 в мире. Турецкий музей авиации, Стамбул

    В том что касается польских истребителей, были высказаны сомнения в их качестве и боеспособности. Члены комиссии авиации отдавали предпочтение британскому Gloster Gladiator. Необходимость срочного принятия окончательного решения вынудила вмешаться лично Метаксаса. Был заключён контракт с поляками на сумму в 133 млн греческих драхм. Не в последнюю очередь для принятия этого решения имело финансовое состояние страны и то, что польские самолёты были приобретены по клирингу в обмен на греческий табак.

    Так греческая авиация стала, наряду с польской, единственной европейской авиацией, в которой в начале войны P.Z.L был основным истребителем.



    PZL P.24, ВВС Греции

    Таранный удар в небе Средиземноморья

    Утром 2 ноября 1940 года 22-я эскадрилья греческих Королевских ВВС, вооруженная истребителями польского производства PZL P.24F и P.24G, была поднята по тревоге с аэродрома города Фессалоники для отражения налета 27 итальянских бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями Fiat CR.42 (бипланы) и Fiat G.50 (цельнометаллические монопланы), которые направились на бомбардировку Фессалоник.

    Кстати, среди пилотов итальянских бомбардировщиков, которые отбомбили порт Фессалоник всего за день до этого - 1 ноября - а когда в результате итальянского налета погибло 35 человек - были сыновья дуче, Бруно и Витторио, и сам министр иностранных дел, граф Галеаццо Сиано.


    Бомбардировщик Cant Z.1007 из состава 210-й эскадрильи 50-й отдельной бомбардировочной группы

    Точнее - Салоники атаковали 1 ноября 10 бомбардировщиков SM.79 105-й группы с эскортом из пяти «Фиатов» CR.42 393-й эскадрильи. Бомбардировщики вел никто иной, как подполковник Г. Чиано, зять Муссолини и Министр Иностранных Дел Италии.

    Не менее представительная группа нанесла удар по аэродрому Ларисса, где базировались 23-я и 32-я эскадрильи греческих ВВС. Десять «Кантов» Z.1007 вел командир 260-й эскадрильи 106-й группы 47-го полка Бруно Муссолини, старший сын итальянского диктатора, а еще один из «Кантов» пилотировал его другой сын Витторио.


    Б. Муссолини со своими сыновьями Бруно и Витторио.

    На следующий день, ни один из шести взлетевших греческих летчиков не имел серезного боевого опыта – Греция была втянута в мировую войну всего за пять дней до этого дня, когда 28 октября итальянские войска перешли в наступление на албанской границе, а вражеская авиация стала бомбить греческие города.

    Один из истребителей PZL пилотировал уроженец провинции Мессения (Μεσσηνία), двадцатичетырехлетний лейтенант Маринос Митралексис (Μαρίνος Μητραλέξης). Менее чем за полгода до описываемых событий, летом 1940 года, он окончил греческую военно- воздушную академию и был направлен в 22-ю истребительную эскадрилью.

    Как будет сказано ниже, в последовавшем воздушном бою 3 (2 в действительности) бомбардировщика были сбиты. Шокированные яростным натиском противника пилоты итальянских бомбардировщиков не стали испытывать судьбу и, избавившись от бомб, повернули назад на свою базу в Албании. За свой успех грекам пришлось заплатить одним севшим на вынужденную после тарана истребителем, еще один также вынужденно сел, израсходовав в бою все топливо, а один был повреждён в воздушном бою.

    Относительно лейтенанта Митралексиса, позднее он сообщил, что сбил один из трёх итальянских бомбардировщиков, расстреляв так в бою весь боекомплект.

    Случилось это так. В первой атаке Митралексис длинной очередью удачно обстрелял один бомбардировщик, который перешел в беспорядочное падение (как стало известно позднее, огнем греческого истребителя был убит итальянский пилот лейтенант Паскуалетто (Pasqualetto), но остальные члены экипажа перехватили управление и сумели удержать тяжелую машину в воздухе).

    В результате, два итальянских бомбардировщика были сбиты, после чего они начали отступать. Настигнув одного из уходящих противников (это был Кант Зет-1007 (CANT Z.1007bis) с номером MΜ22381, по некоторым данным – тот самый самолет, который Митралексис атаковал до этого), греческий летчик открыл огонь, но в этот раз промахнулся, и в следующее мгновение с досадой обнаружил, что кончился боезапас. Ведомый Митралексиса, сержант Константинос Ламбропоулос (Κωνσταντινος Λαμπροπουλος), очень эмоционально описал то, что произошло дальше:

    «Я был очень близко к Митралексису и увидел, как он направил свой самолет прямо на итальянца! Это был самый великолепный поступок, который я когда-либо видел!»

    Митралексис подошел сзади вплотную к бомбовозу и отрубил винтом своего истребителя PZL P. 24 руль направления «Канта», в результате чего «итальянец» резко пошел к земле. С огромным трудом экипажу бомбардировщика удалось совершить вынужденную посадку «на брюхо» деревни Геракароу (Γερακαρού). Однако когда четверо счастливо спасшихся итальянцев, пошатываясь, вылезли из машины, они попали в положение едва ли не худшее, чем в воздухе: толпа крестьян, вооруженных ножами и кирками, окружала летчиков, явно намереваясь их прикончить.

    Внезапно послышался грозный окрик, и все увидели греческого офицера небольшого роста в летном снаряжении, который выхватил пистолет и приказал местным жителям не трогать пленных и убираться прочь. Это был не кто иной как Митралексис, который с поврежденным пропеллером совершил вынужденную посадку недалеко от места падения бомбардировщика. Митралексис арестовал и сопроводил четверых благодарных итальянцев на свою базу. Один из пленных итальянских лётчиков, Гарибальдо Бруссоло (Garibaldo Brussolo), позднее писал, что Митралексис представился и дружелюбно пожал руки врагам-коллегам.

    Вся Греция пришла в восторг от подвига летчика. Митралексис был повышен в звании и награжден высшей на тот момент наградой Греции – «Золотым Крестом за Доблесть» (Αριστείον Ανδρείας). Он был единственным офицером авиации, награждённый этим крестом в ту войну.


    Митралексис


    Маринос Митралексис: бомбардировщик «Кант Зет-1007» (Cant Z1007bis) - который он таранил 2 ноября 1940 года вблиз Науссы - согласно одному источнику. Однако, руль направления неповрежденной, так что это скорее всего просто какой-то другой CANT Z.1007bis, сбитый греческими истребителями в ноябре 1940 года.


    Модель Cant Z1007bis. Ранние экземпляры имели однокилевое хвостовое оперение, более поздние самолеты обладали двухкилевым хвостовым оперением с овальными килями и рулями направления, расположенными с двух сторон.


    Таран Митралексиса был даже запечатлен на греческой почтовой марке.

    Подвиг летчика поднял моральный дух греческой армии и немногочисленной авиации. Таран 18 ноября 1940 года повторил летчик-истребитель Григорис Валканас (Γρηγόρης Βαλκανάς) из 23-й истребительной эскадрильи, уничтожив итальянский истребитель.

    Второй таран

    Григорис Валканас (греч. Γρηγόρης Βαλκανάς) 1916 - 1940. Родился в греческой провинции Аркадия, поступил в лётную школу в августе 1936 года и закончил её в сентябре 1939 года. Вскоре после начала Итало-греческой войны направлен в 23-ю истребительную эскадрилью греческих ВВС, располагавшуюся в городе Лариса.

    В районе Морова, к северо-востоку от албанского города Корча, 5 греческих истребителей польской постройки PZL P.24 из 23-й и 22-й эскадрильи перехватили итальянские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями. Валканас был единственным из лётчиков 23-й эскадрильи на счету которого ещё не было сбитого самолёта. После того, как в ходе боя расстрелял все патроны, решил не возвращаться на базу и пошел на таран итальянского истребителя. Оба самолёта сгорели и их лётчики погибли.

    Григорис Валканас


    Бомбардировщики Savoia-Marchetti SM.79 из состава 253-й эскадрильи 104-й отдельной бомбардировочной группы над Грецией.

    Россию и Сербию связывают традиционные любовь и уважение друг к другу. Но было в истории и такое: русские штурмовали Белград. Чтобы его освободить. И делали это вместе с сербами.

    14 октября 1944 года наша армия совместно с дивизиями югославских партизан начала штурм Белграда, который защищали гитлеровцы.

    Прорыв внешнего обвода обороны Белграда на горе Авала начался 14 октября 1944 года. Войска 3-го Украинского фронта совместно с войсками 1-й армейской группы Народно-освободительной армии Югославии начали атаку немецких позиций.

    Прорвав немецкую оборону, штурмующие подошли к городу. Чтобы Белград не был сильно разрушен, советское командование отдало приказ использовать артиллерию, бомбардировочную и штурмовую авиацию, танки и самоходные орудия только в самых крайних случаях .

    Как обычно в таких случаях, нацисты подготовили город к уничтожению, заминировав все и вся. Но маршал Толбухин подготовился к такому развитию событий. Нашим саперным батальонам пришлось разминировать 1845 зданий, мостов, заводов, дворцов, подготовленных фашистами к взрыву. Всего было обезврежено 3 тысячи мин и около 30 тонн взрывчатки.

    В то время, как русские солдаты жертвовали своими жизнями, освобождая Югославию, наши британские союзники начали высаживать десанты… в Греции. Первые воздушные десанты британской армии были высажены здесь 4 октября 1944 года. Главной задачей англичан был вовсе не разгром германской группировки в Греции, а скорейшее продвижение навстречу войскам маршала Толбухина. Не встречая сопротивления немецких войск, они спешили занять освободившуюся территорию, чтобы не пустить русских в Грецию. Немцы уходили, англичане приходили .

    После их «прихода» в Греции мир не наступил. Наоборот, боевые действия вспыхнули с новой силой. Англичане выступили против мощнейшего движения коммунистических партизан ЭЛАС. В итоге - «освободители» британцы начали боевые действия против греков.

    Ну, а нам…

    Нужно помнить и знать, что англосаксонская «демократия» всегда приходит в большинство стран по костям ее граждан.

    Исключений в этом правиле почти нет…

    Греция вступила во Вторую мировую войну 28 октября 1940 года, когда итальянская армия начала вторжение из Албании. Греческая армия одержала первую крупную победу среди стран антигитлеровской коалиции, нанеся поражение агрессору и заставив итальянские войска отступить в Албанию.

    Войне предшествовали потопление 15 августа 1940 года «неизвестной» подводной лодкой крейсера «Элли», во время православного празднования Дня Богородицы, на рейде острова Тинос, и другие провокации фашистской Италии, после чего Греция провела частичную мобилизацию. Итальянский ультиматум был предъявлен премьер-министру Греции генералу Метаксасу 28 октября 1940 года, в 3 утра. Ультиматум был отклонён. Итальянское вторжение началось в 5:30.

    Наступление итальянцев шло в прибрежной зоне Эпира и в Западной Македонии. Перед 3-й итальянской дивизии альпинистов «Джулия » (11 000 солдат) была поставлена задача продвигаться на юг по хребту Пинда, чтобы отсечь греческие силы в Эпире от греческого региона Западная Македония. На её пути встала бригада полковника К. Давакиса (2 000 солдат). Сдержав натиск «Джулии » и получив подкрепления, Давакис перешёл в контрнаступление, после чего и на эпирском, и на македонском фронте греческая армия перешла в контрнаступление и перенесла военные действия на территорию Албании. В январе 1941 года греческая армия заняла стратегический горный проход Клисура (Занятие ущелья Клисура).

    Победы греческой армии в этой войне стали первыми победами армий антифашистской коалиции над странами оси. Известный греческий археолог и участник той войны, М. Андроникос пишет, что «когда Италия решила вторгнуться в Грецию, силы Оси господствовали в Европе, разбив перед этим французов и англичан и заключив пакт о ненападении с Советским Союзом. Только островная Англия ещё сопротивлялась. Ни Муссолини, ни любой „разумный“ человек не ожидали в этих условиях сопротивления Греции. Поэтому когда мир узнал, что греки не собираются сдаваться, первой реакцией было удивление, которое сменилось восхищением, когда стали поступать новости о том, что греки не только приняли бой, но и побеждают ». В марте 1941 года, получив подкрепления и под непосредственным наблюдением Муссолини, итальянская армия попыталась перейти в контрнаступление (Итальянское весеннее наступление). Греческая армия отразила наступление и находилась уже в 10 км от стратегического албанского порта Влёра.

    6 апреля 1941 года , спасая итальянцев, в конфликт была вынуждена вмешаться нацистская Германия, после чего конфликт называется Греческой операцией.

    12 ноября 1940 года Гитлер подписал директиву № 18 о подготовке «в случае необходимости » операции против Северной Греции с территории Болгарии. Согласно директиве, предусматривалось создание на Балканах (в частности, в Румынии) группировки немецких войск в составе не менее 10 дивизий. Замысел операции уточнялся в течение ноября и декабря, увязывался с вариантом «Барбаросса » и к концу года был изложен в плане под кодовым наименованием «Марита » (лат. marita - супруга). Согласно директиве № 20 от 13 декабря 1940 года резко, до 24 дивизий, увеличивались силы, привлекавшиеся для проведения этой операции. Директива ставила задачу оккупировать Грецию и требовала своевременного высвобождения этих сил для выполнения «новых планов », то есть участия в нападении на СССР.

    Таким образом, планы завоевания Греции были разработаны Германией ещё в конце 1940 года, однако с их осуществлением Германия не торопилась. Неудачи итальянских войск в Греции гитлеровское руководство стремились использовать для ещё большего подчинения Италии германскому диктату. Заставляла выжидать и всё ещё не определившаяся позиция Югославии, которую в Берлине, как и в Лондоне, рассчитывали привлечь на свою сторону.

    27 марта 1941 года в Югославии был совершён государственный переворот. Профашистское правительство Драгиши Цветковича пало, и во главе нового правительства встал Душан Симович. В связи с этим событием германское правительство решило ускорить в целом реализацию своих планов на Балканах и перейти от методов политического давления к открытой агрессии.

    27 марта, сразу же после совершившегося в Югославии переворота, в имперской канцелярии в Берлине Гитлер провел совещание с главнокомандующими сухопутными и военно-воздушными силами и их начальниками штабов. На нём было объявлено о решении «сделать все приготовления для того, чтобы уничтожить Югославию в военном отношении и как национальную единицу ». В тот же день была подписана директива № 25 о нападении на Югославию.

    Нападение на Грецию германское командование решило начать одновременно с нападением на Югославию. План «Марита » был подвергнут коренной переработке. Военные действия против обоих балканских государств рассматривались как единая операция. После того, как план нападения был окончательно утверждён, Гитлер направил письмо Муссолини, сообщив, что ожидает помощи со стороны Италии.

    Вторжение предполагалось осуществить нанесением одновременных ударов с территории Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии по сходящимся направлениям на Скопье, Белград и Загреб с целью расчленения югославской армии и уничтожения её по частям. Ставилась задача овладеть в первую очередь южной частью Югославии, чтобы не допустить установления взаимодействия между армиями Югославии и Греции, соединиться с итальянскими войсками в Албании и использовать южные районы Югославии в качестве плацдарма для последующего германо-итальянского наступления на Грецию.

    Против Греции предусматривалось нанесение главного удара в направлении Салоник с последующим продвижением в район Олимпа.

    К осуществлению операции привлекались 2-я, 12-я армии и 1-я танковая группа. 12-я армия была сосредоточена на территории Болгарии и Румынии. Она была значительно усилена: её состав доведен до 19 дивизий (в том числе 5 танковых). 2-я армия в составе 9 дивизий (в том числе 2 танковые) сосредоточивалась в юго-восточной Австрии и западной Венгрии. В резерв выделялось 4 дивизии (в том числе 3 танковые). Для авиационной поддержки привлекались 4-й воздушный флот и 8-й авиационный корпус, насчитывавшие вместе около 1200 боевых и транспортных самолётов. Общее командование группировкой германских войск, нацеленных на Югославию и Грецию, было возложено на генерал-фельдмаршала В. Листа.

    30 марта 1941 года главнокомандование сухопутных сил вермахта поставило войскам задачи. 12-я армия должна была силами двух корпусов наступать на Струмицу (Югославия) и Салоники, одним корпусом нанести удар в направлении Скопье, Велес (Югославия), а правым флангом наступать на белградском направлении. Перед 2-й армией ставилась задача овладеть Загребом и развивать наступление в направлении Белграда. Боевые действия против Югославии и Греции предусматривалось начать 6 апреля 1941 года массированным налетом авиации на Белград и наступлением войск левого крыла и центра 12-й армии.

    Греческая армия оказалась в трудном положении. Длительные военные действия истощили стратегические запасы страны. Основная масса греческих войск (15 пехотных дивизий, объединённых в две армии - «Эпир » и «Западная Македония ») была дислоцирована на итало-греческом фронте в Албании. Вступление немецких войск в Болгарию и их выход в марте 1941 года на греческую границу поставили командование Греции перед трудноразрешимой задачей организации обороны на новом направлении, куда могло быть переброшено не более 6 дивизий.

    Не могло значительно изменить положения и начавшееся 5 марта 1941 прибытие из Египта экспедиционного корпуса, имевшего в своём составе две пехотные дивизии (новозеландская 2-я дивизия, австралийская 6-я дивизия), английскую 1-ю бронетанковую бригаду и девять авиационных эскадрилий. Предназначенные для высадки в Греции 7-я австралийская дивизия и польская бригада были оставлены британским командованием в Египте из-за действий немцев в Ливии.

    Для отпора агрессии греческое командование спешно создало две новые армии: «Восточная Македония» (три пехотные дивизии и одна пехотная бригада), которая опиралась на укрепления линии Метаксаса вдоль границы с Болгарией

    28 октября 1940 года Греция вступила во Вторую мировую войну. На территорию Греции в этот день началось массированное вторжение итальянской армии. Ко времени рассматриваемых событий Италия уже успела оккупировать Албанию, поэтому итальянские войска напали на Грецию именно с албанской территории. Бенито Муссолини претендовал на южно-балканские территории и рассматривал все Адриатическое побережье и Грецию как закономерные владения Итальянской империи.

    Ко времени начала боевых действий Греция, безусловно, проигрывала Италии в военном отношении. Но от этого сопротивление греческой армии не стало менее ожесточенным. В самые первые дни итало-греческой войны войскам Италии противостояли пограничные части греческой армии, которые были усилены пятью пехотными и одной кавалерийской дивизиями. В это время главнокомандующим греческими вооруженными силами был генерал Александрос Леониду Папагос (1883-1955). Он был уже немолодым человеком пятидесяти семи лет от роду. За плечами Папагоса было почти сорок лет армейской службы. Военное образование он получил в Военной академии Бельгии в Брюсселе, а также в кавалерийской школе в Ипре. В 1906 г. он начал службу в греческой армии на офицерских должностях. Ко времени начала Первой Балканской войны Папагос был офицером Генерального штаба, но в 1917 году, после упразднения монархии, Папагоса как человека монархических убеждений уволили из рядов вооруженных сил. Затем он восстановился на службе, неплохо проявил себя во время греко-турецкой войны в Малой Азии, потом снова был уволен. В 1927 году Папагоса вновь восстановили на военной службе. К 1934 году он дослужился до командира корпуса, а в 1935-1936 гг. занимал пост министра обороны Греции. В 1936-1940 гг. генерал Папагос был начальником генерального штаба вооруженных сил Греции. Именно он осуществлял непосредственное командование греческой армией во время итало-греческой войны 1940-1941 гг.


    Вторгшаяся на греческую территорию итальянская армия действовала в Эпире и Западной Македонии. Тем не менее, по приказу генерала Папагоса греки оказали итальянцам серьезнейшее сопротивление. Итальянское командование бросило на захват хребта Пинда, с целью отсечь греческие войска в Эпире от Западной Македонии, элитную 3-ю альпийскую дивизию «Джулия», насчитывавшую 11 000 солдат и офицеров. Ей противостояла только бригада греческой армии численностью в 2000 солдат и офицеров. Командовал бригадой полковник Константинос Давакис (1897-1943) - одна из самых интереснейших фигур в греческих вооруженных сил и, более того, мировой военной науки. Уроженец греческого села Кехрианика, Константинос Давакис в 1916 году, в девятнадцать лет, закончил офицерское училище и в звании младшего лейтенанта начал службу в греческой армии. Чуть позже он получил высшее военное образование в Афинской военной академии, а затем во Франции, где получил подготовку офицера - танкиста.

    Во время Первой мировой войны Давакис служил на Македонском фронте, где отравился газами. Храбрость Давакиса способствовала его быстрому продвижению по военной службе. Уже в 1918 году, в 21 год и всего спустя два года после выпуска из училища, Давакис получил капитанское звание. Настоящий боевой офицер, он отличился и во время греко-турецкой войны, участвуя в малоазийском походе греческой армии. После битвы за высоты Алпанос он был удостоен «Золотого отличия за храбрость». В 1922-1937 гг. Давакис продолжал службу в вооруженных силах, сочетая попеременное командование воинскими частями и научно-преподавательскую работу. Он успел послужить начальником штаба 2-й дивизии и 1-го армейского корпуса, преподавал в военном училище, написал ряд научных работ по военной истории и тактике бронетанковых войск.В 1931 г. Давакис получил звание подполковника, однако в 1937 году, всего в сорок лет, перспективный командир ушел в отставку. Этому способствовало ухудшение здоровья вследствие полученных в многочисленных боях травм и ранений.

    Тем не менее, Давакис продолжал заниматься военной наукой. В частности, он выдвинул идею использования танков для прорыва линии обороны и последующего преследования противника. По мнению Давакиса, танки и бронемашины имели явное преимущество в действиях против укрепленных оборонительных линий и помогали пехоте продвинуться вперед. Современные историки считают греческого полковника Константиноса Давакиса одним из основоположников концепции использования мотопехотных соединений.

    Когда в августе 1940 года было уже ясно, что фашистская Италия рано или поздно предпримет атаку на Грецию, в стране была проведена частичная военная мобилизация. Из запаса призвали и сорокатрехлетнего Давакиса (на фото). Вспомнив его фронтовые заслуги, командование назначило полковника на должность командира 51-го пехотного полка. Затем, для обороны хребта Пинд, была сформирована Пиндская бригада, состоявшая из нескольких пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей и подразделений. В состав бригады входили два пехотных батальона, переданных из 51-го пехотного полка, кавалерийский отряд, артиллерийская батарея и несколько менее крупных подразделений. Штаб Пиндской бригады разместился в селении Эптахорион. Командиром Пиндской бригады и назначили полковника Константиноса Давакиса. Общее же командование пограничными войсками, сосредоточенными на границе Греции с Албанией, осуществлял генерал Василиос Врахнос. После того, как 28 октября 1940 года итальянская армия начала свое вторжение в Грецию, первыми ее встретили как раз пограничные войска, сконцентрированные в Эпире.

    Против Пиндской бригады была брошена куда более многочисленная и хорошо вооруженная итальянская дивизия «Джулия». Полковник Давакис отвечал за 35 километров фронтовой линии. Он ожидал более мощных подкреплений греческой армии, поэтому перешел к оборонительной тактике. Однако, через два дня после нападения Италии, 1 ноября 1940 года, полковник Давакис во главе сил бригады предпринял храбрую контратаку на итальянские войска. Дивизия «Джулия» была вынуждена отступить. Во время очередного боя у села Дросопиги полковник был тяжело ранен в грудь. Когда к нему подбежал один из офицеров, Давакис приказал считать себя мертвым и не отвлекаться на свое спасение, а заниматься обороной. Лишь когда полковник потерял сознание, его погрузили на носилки и транспортировали в Эптахори, где размещался штаб Пиндской бригады. Спустя два дня Давакис пришел в себя, но чувствовал себя плохо. Офицеру пришлось перебраться в тыл. На посту командира бригады его сменил майор Иоаннис Каравиас.

    Победа Пиндской бригады над итальянской дивизией «Джулия» стала одним из первых примеров блестящих действий против вооруженных сил стран Оси. Так маленькая Греция показала всему миру, что потомки героических трехсот спартанцев всегда готовы к бою с теми, кто будет покушаться на независимость страны. Военные историки убеждены, что одной из главных причин победы бригады Давакиса стала тактическая ошибка итальянского командира дивизии. Полковник смог моментально распознать эту ошибку и оперативно отреагировать на нее. В результате действий Давакиса, подоспевшие части греческой армии смогли не только отбить натиск итальянцев, но и перенести боевые действия на территорию соседней Албании. Для фашистской Италии это стало серьезнейшим ударом. В декабре 1940 г. наступление греческой армии продолжилось. Греки заняли ключевые города Эпира - Корчу и Гирокастру. Одновременно генерал Папагос высказал опасения, что рано или поздно в войну на стороне Италии вступит гитлеровская Германия. Поэтому он предложил ни в коем случае не отступать, а предпринять дальнейшее наступление, не давая итальянским войскам ни минуты покоя. Генерал-лейтенант Иоаннис Пицикас, командовавший Эпирской армией греческих вооруженных сил предложил организовать наступление на переход Клисура, имевший стратегическое значение.

    Операция по захвату контроля над переходом Клисура началась 6 января 1941 года. Ее разработкой и осуществлением руководил штаб 2-го армейского корпуса, бросивший на переход Клисура 1-ю и 11-ю пехотные дивизии. Несмотря на то, что с итальянской стороны перешли в наступление танки 131-й танковой дивизии «Кентавр», греческим войскам удалось уничтожить танки итальянцев артиллерийским огнем. В результате четырехдневных боев греческие войска заняли проход Клисура. Естественно, что итальянцы тут же предприняли контратаку. На греческие позиции была брошена 7-я пехотная дивизия «Волки Тосканы» и бригада альпинистов «Джулия». Им противостояли всего четыре греческих батальона, но итальянцы вновь потерпели поражение. 11 января дивизия «Волки Тосканы» была полностью разгромлена, после чего проход Клисура оказался полностью под контролем греческих войск. Захват ущелья Клисура стал очередной впечатляющей победой греческой армии в этой войне. Греки продолжили наступление, которое было остановлено лишь 25 января - и то по причине ухудшившейся погоды. Все же зима в горах оказывается серьезным препятствием даже для самых отважных воинов.

    Итальянское командование никак не желало мириться с поражениями от греческой армии, вошедшими в систему. Тем более, что это наносило жесточайший удар по самолюбию самого Бенито Муссолини, мнившего себя великим завоевателем. В марте 1941 года итальянская армия вновь перешла в контрнаступление, пытаясь вернуть захваченные греческими войсками позиции. На этот раз за ходом боевых действий наблюдал сам Бенито Муссолини, спешно прибывший в албанскую столицу Тирану. Но присутствие дуче не помогло итальянским войскам. Итальянское весеннее наступление, под каким названием эта операция вошла в мировую военную историю, спустя неделю боев окончилось новым полным поражением итальянских войск. Во время Итальянского весеннего наступления новым примером героизма греческих солдат стал подвиг ΙΙ/5 пехотного батальона, оборонявшего высоту 731 на территории Албании. Батальоном командовал майор Димитриос Каслас (1901-1966). Каслас был типичным примером выходца из народных низов - крестьянский сын, работавший в юности в пекарне и закончивший вечернюю школу, он поступил на военную службу, в 23 года выдержал экзамены на офицерский чин и стал младшим лейтенантом. Впрочем, продвижение по службе шло сложно и в 1940 году, к моменту начала войны, Каслас был еще капитаном и лишь затем за отличие в боях был произведен в майоры. Несмотря на то, что итальянские войска 18 раз атаковали высоту, они неизменно терпели поражение и отступали назад. В мировую историю бой на 731-й высоте вошел как «Новые Фермопилы».

    Полный провал Итальянского весеннего наступления спутал все карты руководства стран Оси. Адольф Гитлер был вынужден прийти на помощь союзнику. 6 апреля 1941 года германские войска начали наступление на территорию Греции со стороны Болгарии. Им удалось выйти через южные югославские земли в тыл греческим войскам, сражавшимся в Албании против итальянцев. 20 апреля 1941 года генерал-лейтенант Георгиос Цолакоглу, командовавший Западной Македонской армией, подписал акт о капитуляции, хотя это и было прямым нарушением приказа греческого главнокомандующего Папагоса. После капитуляции началась германо-итало-болгарская оккупация Греции. Но и в условиях оккупации греческие патриоты продолжили вооруженную борьбу против оккупантов. Большинство офицеров и солдат греческой армии так и не перешли на сторону коллаборационистов.

    Судьбы главных участников итало-греческой войны сложились по-разному. Наиболее трагичной оказалась судьба настоящего героя - полковника Константиноса Давакиса. Пока Константинос Давакис лечился в госпитале от полученного ранения, на помощь итальянской армии, терпевшей все новые и новые поражения от греческих войск, подоспели войска нацистской Германии. Превосходящим силам противника удалось оккупировать Грецию, хотя партизанское сопротивление греческих патриотов продолжалось вплоть до конца Второй мировой войны. Оккупанты приступили к массовым чисткам. В первую очередь, арестовывались все потенциально ненадежные элементы, включая патриотически настроенных офицеров и бывших офицеров греческой армии. Разумеется, среди арестованных был и полковник Давакис. В городе Патры арестантов погрузили на пароход «Чита ди Дженова» и собирались отправить в Италию, где офицеров предполагалось поместить в концентрационный лагерь. Но по пути на Апеннины пароход был торпедирован британской подводной лодкой, после чего затонул у берегов Албании. В районе города Авлона (Влёра) труп Константиноса Давакиса выбросило на море. Мертвого полковника опознали местные греки, которые и захоронили его поблизости. Уже после войны тело Константиноса Давакиса с почетом было перезахоронено в Афинах - до сих пор полковника чтут как одного из самых выдающихся национальных героев Греции периода Второй мировой войны.

    Герой «Новых Фермопил» майор Димитриос Каслас (на фото) остался жив и стал участвовать в греческом Сопротивлении. Первоначально он служил в проанглийских силах ЭДЕС, однако затем был пленен коммунистами из ЭЛАС и перешел на их сторону. Он командовал 52-м пехотным полком ЭЛАС и участвовал в боях против оккупантов. После войны, с 1945 по 1948 гг., он находился в ссылке - как участник ЭЛАС, но затем был амнистирован и уволен в отставку из греческой армии с присвоением звания подполковника - как признания его фронтовых заслуг. Умер Каслас в 1966 году.

    Генерал Александрос Папагос в 1949 году получил звание стратарха - греческий аналог маршальского звания, и до 1951 г. был главнокомандующим греческой армией, а с 1952 до 1955 гг. занимал пост премьер-министра Греции. Генерал Иоаннис Пицикас был пленен гитлеровцами и отправлен в концлагерь. В 1945 году его освободили из Дахау подоспевшие американские войска. После освобождения он ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта, некоторое время спустя был мэром Афин и министром по делам Северной Греции, а скончался в 1975 году в возрасте 94 лет. Коллаборационист генерал Цолакоглу после освобождения Греции от гитлеровцев был приговорен греческим судом к смерти. Затем приговор заменили на пожизненное заключение, но уже в 1948 году Цолакоглу умер в тюрьме от лейкемии.

    Борьба между странами Оси и Антигитлеровской коалиции за Балканы вышла на новый, более острый уровень. Соперничающие государства придавали исключительное значение установлению своего превосходства на этом военном театре.

    Правящие круги Британии рассматривали Балканский полуостров как прикрытие британских владений на Ближнем и Среднем Востоке, а также как ценный источник людских ресурсов и плацдарм для открытия одного из фронтов войны с Германией.

    «Гитлер всегда ставит меня перед свершившимся фактом. Но на этот раз я ему отплачу той же монетой: он узнает из газет, что я оккупировал Грецию» .

    Состояние греческой армии

    Стрелковое оружие греков было в основном британского, французского и американского производства: винтовки Ли-Энфилд , Лебель , Манлихер , пистолеты-пулемёты Томпсона и EPK (греческий вариант Томсона), станковые пулемёты Гочкисс , Шварцлозе , Шоша . Артиллерия состояла из небольшого количества орудий французского и британского производства.

    ВВС Греции насчитывали около 160 готовых к бою самолётов, многие из которых были устаревших типов: польские истребители PZL P.24 и французские Bloch MB.150 , британские бомбардировщики Bristol Blenheim и Fairey Battle , французские Potez 630 , три десятка французских бипланов Breguet Br.19 , полтора десятка немецких Henschel Hs 126 и другие. Флот Греции был представлен несколькими эскадренными миноносцами класса Гончая британского производства, двумя крейсерами, шестью подводными лодками.

    С воздуха грекам оказывали помощь 30 эскадрилий Британских ВВС , присланные в страну за шесть дней до итальянского вторжения.

    Итало-греческая война 1940 г

    Вторжение

    28 октября 1940 года войска Италии начали вторжение на территорию Греции. В первые дни им противостояли лишь слабые заслоны в виде пограничных частей. Однако греческие войска прикрытия, усиленные пятью пехотными и одной кавалерийской дивизиями, оказали решительное сопротивление. 1 ноября согласно приказу главнокомандующего греческой армией А. Папагоса был нанесён контрудар по открытому левому флангу противника. За последующие два дня боёв итальянские войска в районе Корчи были вытеснены обратно на албанскую территорию. В Эпире, в долинах рек Вьоса , Каламас , сопротивление вторжению усилилось настолько, что уже 6 ноября Чиано был вынужден сделать запись в своем дневнике: «Тот факт, что на восьмой день операции инициатива перешла к грекам, является реальностью».

    Действия стран Оси

    Итоги вторжения

    В то же время было сформировано греческое Сопротивление, одно из наиболее эффективных движений Сопротивления в оккупированной Европе. Группы Сопротивления начали партизанские атаки против оккупационных сил, сражались против коллаборационистских «батальонов безопасности» и создали крупную разведывательную сеть, а в конце 1943 года начали воевать уже между собой. В сентябре 1943 года и в сентябре 1944 года Италия и Болгария подписали перемирие с антигитлеровской коалиции и объявил войну Германии, после 1943 и 1944 итальянские и болгарские войска сражаются вместе с греческими партизанами против немцев.

    Когда страна была освобождена в октябре 1944 года (в значительной степени - благодаря усилиям местного Сопротивления, а не высадившимся в сентябре 1944 года в ходе операции «Манна» английским войскам), Греция находилась в состоянии крайней политической поляризации, которая вскоре привела к началу гражданской войны.

    Террор и голод

    Геноцид евреев

    12 898 греческих евреев сражались на стороне греческой армии. Одним из самых известных представителей еврейской общины был подполковник Мордехай Фризис (Μαρδοχαίος Φριζής), успешно оказывавший сопротивление итальянскому вторжению . 86 % евреев, особенно в областях, оккупированных Германией и Болгарией, было убито, несмотря на усилия Элладской православной церкви и многих греков укрыть их. Несмотря на то, что большое количество евреев на оккупированной территории было депортировано, многие нашли укрытие у своих соседей .

    Сопротивление

    Экономика

    В результате оккупации в 1941-1944 гг. греческая экономика лежала в руинах, был нанесён значительный ущерб внешнеторговым отношениям и сельскому хозяйству страны - двум важнейшим компонентам греческой экономической системы. Требования немецкой стороны выплатить значительные «издержки на оккупацию» вызвали гиперинфляцию . Средний показатель инфляции в годы оккупации был равен 8,55⋅10 9 %/месяц (удвоение цен каждые 28 часов). Наивысший показатель инфляции за всю историю Греции был достигнут в 1944 году. Если в 1943 г. самым высоким ценовым достоинством обладала купюра в 25 000 драхм , то уже в 1944 г. - 100 млрд драхм. Одним из последствий гиперинфляции стал всеобщий голод, начавшийся зимой 1942 г. и длившийся до 1944 г. Расслоение денежных накоплений, вызванное гиперинфляцией и чёрными рынками значительно затруднили послевоенное экономическое развитие .

    По модели, предложенной в октябре 1944 г. управляющим центрального банка Греции К. Золотасом (Ξενοφών Ζολώτας), по достижении греческой экономикой пятой части довоенного уровня накопленная