Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • И без него возможно использование. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вопросы и задания для самоконтроля

    И без него возможно использование. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вопросы и задания для самоконтроля

    1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
    2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
    3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
    4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
    5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
    6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
    Комментарий к статье 19
    1. Рассматриваемая статья содержит шесть различных случаев свободного использования произведений, разных по своим сферам, условиям применения и мотивам введения.
    Их объединяет лишь то, что все они касаются свободного и безвозмездного использования произведений, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Обычно при этом указывается и название произведения.
    2. Само выражение "без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения", употребляемое в данной статье, а также в ст. 16, 18, 20, 21, 22, 24 и 25 Закона, берет начало в ГК РСФСР 1964 года (ст. 492). Это выражение не очень точное, ибо автор может дать согласие на использование в любом случае и без выплаты вознаграждения.
    Под "автором" в данном случае подразумевается владелец исключительных авторских прав.
    3. Данная статья требует обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
    Под источником заимствования можно понимать либо название произведения (особенно если это произведение издавалось или иным образом публично использовалось многократно), либо точное указание на время и место обнародования или опубликования произведения.
    Таким образом, термин "источник заимствования" может быть истолкован по-разному.
    4. На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи свободного использования произведений, которые подпадают под положения отдельных подпунктов ст. 19, но не содержат требуемого по Закону полного указания имени автора и источника заимствования: нарушены ли здесь и личные, и имущественные авторские права, или мы имеем дело только с нарушением личных прав?
    Однозначного ответа на этот вопрос Закон не дает, а потому следует дополнительно учитывать такие факторы, как объем использования, наличие или отсутствие признаков плагиата, вина пользователя, практика того или иного свободного использования.
    В частности, можно считать допустимым и не нарушающим законодательство использование в литературном произведении короткой цитаты типа "все прошло, как с белых яблонь дым" с указанием за ней в скобках фамилии Есенина и даже без такого указания - но тогда эта цитата должна обязательно приводиться в кавычках.
    5. В подпункте 1 упоминается о возможности свободного цитирования из произведений как в оригинале, так и в переводе.
    В других подпунктах специально не оговаривается возможность свободного использования произведений в переводе. Но из этого не следует делать вывод, что подп. 2 - 6 не предусматривают свободного использования произведений в переводе. Для ответа на этот вопрос необходимо определять суть и смысл того или иного случая свободного использования.
    6. В подпункте 1 говорится о двух различных способах свободного использования - о цитировании и о включении материалов в обзоры печати.
    Включение материалов в обзоры печати не есть цитирование. В этом отношении текст Закона следует считать неточным.
    Эта неточность объясняется тем, что российское законодательство следует за текстом Бернской конвенции (ст. 10).
    Цитирование есть включение произведения (или чаще всего его отрывка) в другое произведение. С другой стороны, обзор печати - это подборка произведений, чаще всего, это составное произведение.
    7. При отсутствии подп. 1 цитирование нарушало бы указанные в п. 2 ст. 16 авторские права на воспроизведение и распространение либо авторские права на публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение по кабелю.
    Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако допускается цитирование из музыкальных произведений в музыковедческой литературе.
    Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из общего контекста аудиовизуального произведения, следует рассматривать как цитирование, несмотря на непривычность термина "цитирование" для аудиовизуальных произведений.
    Вопрос о том, может ли рассматриваться как "цитата" включение произведения искусства или фотографии в коллаж, на практике, пока, не возникал. Не следует исключать, что на него может быть дан положительный ответ, если только такое действие будет признано соответствующим какой-либо цели, указанной в подп. 1.
    8. В подпункте 1 отмечается, что цитирование допускается в определенных целях. Среди них не указана цель художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем.
    Следовательно, недопустимы - без согласия автора - "художественные" цитаты в музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман "Белеет парус одинокий".
    Однако в научно - художественной литературе свободное цитирование допустимо.
    9. Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать всю песню целиком и т.п.
    10. Обзоры печати чаще всего излагают существо различных газетных и журнальных статей (п. 4 ст. 6); тогда они представляют собой независимое произведение, а не производное произведение. В таком случае они используются свободно, без необходимости учета нормы подп. 1.
    И лишь если обзор печати представляет собой производное произведение или даже сборник (п. 3 ст. 7, см. также комментарий к нему), для его свободного воспроизведения требуется применение подп. 1.
    11. Подпункт 1 устанавливает возможность только свободного воспроизведения обзора печати. Передача такого обзора в эфир под эту норму не подпадает.
    12. В подпункте 2 свободное использование определяется его целью. Цель эта - учебная. Это первое ключевое слово для применения данной нормы.
    Учебная цель может частично совпадать с целью просвещения, образования, с научной целью. Тем не менее полного совпадения нет.
    13. В подпункте 2 под свободным использованием в отношении изданий имеется в виду воспроизведение и распространение, в отношении радио- и телепередач - передача в эфир и сообщение по кабелю, в отношении звуко- и видеозаписей - воспроизведение, распространение, передача в эфир и сообщение по кабелю.
    Исходя из общего смысла этой нормы, произведение может свободно использоваться и в переводе, однако переработка может осуществляться только с согласия автора.
    14. Норма подп. 2 содержит и второе ключевое слово, которое определяет условие применения этой нормы: произведение или отрывок из него могут свободно использоваться "в качестве иллюстраций", т.е. с включением в какое-то иное произведение: в учебник, телепередачу, в звуковую передачу учебного характера.
    Очевидно и то, что слово "иллюстрация" употребляется не в узком, прямом значении этого слова. "Иллюстрация" в данном контексте это не только графика, фото, репродукция произведения изобразительного искусства, но и иллюстративное использование литературного произведения.
    Поскольку произведение, свободно используемое согласно подп. 2, должно служить иллюстрацией, т.е. включаться в какое-то иное учебное произведение, данный случай не распространяется на хрестоматии.
    15. Различные случаи использования, подпадающие под нормы подп. 3, объединяет текущий, актуальный характер используемых произведений.
    Здесь предмет свободного использования - опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также переданные в эфир произведения такого же характера.
    Под "статьями" следует понимать любые прозаические произведения; стихотворные произведения в это понятие не включаются. Под эту норму не подпадают и рисунки, фотографии.
    Более сложно определить, что подразумевается под "переданными в эфир произведениями такого же характера". Конечно, они также включают в себя только произведения текущей тематики и касаются статей. Но ограничиваются ли эти произведения статьями? Не входят ли сюда и фотографии, рисунки, карикатуры, диаграммы, относящиеся к злободневным экономическим, политическим, социальным проблемам? На этот вопрос следует дать положительный ответ.
    16. В соответствии с подп. 3 произведение может быть свободно использовано в газете (но не в журнале!), передано в эфир, сообщено по кабелю.
    17. Норма, содержащаяся в подп. 3, применяется только в тех случаях, когда такое воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором.
    Лучше, если такой запрет будет выражен прямо и недвусмысленно, например таким образом: "Использование настоящего произведения (статьи, сообщения, фотографии) на основе подпункта 3 статьи 19 Закона об авторском праве запрещается".
    Запрет может касаться лишь некоторых способов использования, указанных в подп. 3.
    18. Пользователи должны учитывать и косвенные запреты: проставление знака охраны авторского права либо помещение надписи "эксклюзивное интервью", "только для "Общественного российского телевидения" и т.д.
    Однако косвенные формы запрета могут вызвать споры.
    19. Подпункт 4 устанавливает свободное использование для целей информации.
    Под содержащуюся здесь норму подпадают публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под "аналогичными" понимаются интервью политических деятелей, приветственные обращения к конференциям, съездам и т.п.
    Чисто научные доклады, даже если они произносятся политическими деятелями, выходят за рамки этой категории.
    Кроме литературного текста указанные произведения включают в себя диаграммы, рисунки, чертежи, схемы и т.п.
    Вообще произведения, относящиеся к этой категории, характеризуются следующими двумя признаками: 1) они публично произнесены; 2) они относятся к политике.
    20. Произведения, указанные в подп. 4, могут быть свободно воспроизведены в газетах (не в журналах!), переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только "в объеме, оправданном информационной целью". Как правило, это должно быть использование отдельных отрывков, но нельзя исключить и использование произведения целиком.
    21. Вторая фраза подп. 4 не добавляет каких-либо новых норм и не несет юридической нагрузки, так как первая фраза не касается права на публикацию таких произведений в сборниках.
    22. Подпункт 5 относится к произведениям, которые случайно или попутно включены в состав других произведений.
    Эти последние произведения условно названы "обзорами текущих событий". Значит, это какие-то актуальные, злободневные произведения. Это могут быть действительно обзоры текущих событий в виде аудиовизуальных произведений (хроника дня и т.п.), звукозаписей. Но сюда же относятся, как это прямо указано в подп. 5, фотографии с места события, происшествия и т.п.
    В "обзоре текущих событий" (включая в это понятие и фотографии) случайно или попутно может быть использовано какое-либо произведение, например звучать "фоновая" музыка, на заднем плане иметься изображение картины или скульптуры и т.п.
    Подпункт 5 как раз и устанавливает свободное использование для тех произведений, которые попутно попали в "обзоры текущих событий".
    23. Подпункт 5 ограничивает свободное использование таких произведений информационной целью.
    24. О второй фразе подп. 5 см. п. 21 комментария к настоящей статье.
    25. Исходя из общего контекста подп. 5, следует считать, что он устанавливает право свободного использования произведений (так как они указаны в п. 22 комментария к данной статье) при воспроизведении, передаче в эфир и сообщению по кабелю "обзоров текущих событий".
    Иными словами, в начале подп. 5, вероятно по техническим причинам, пропущены слова "передача в эфир" и "по кабелю".
    Иначе никак нельзя объяснить смысл этой нормы.
    26. В соответствии с подп. 6 любое обнародованное произведение может быть выражено в такой внешней форме, которая позволяет слепым людям воспринимать это произведение, и затем оно может быть свободно воспроизведено в этой форме.
    27. При использовании данной нормы необходимо соблюдать два дополнительных условия.
    Во-первых, такое использование произведения должно производиться без извлечения прибыли, т.е. продажная цена не может быть выше себестоимости.
    Во-вторых, это правило не относится к произведениям, специально созданным для слепых.
    Разумеется, произведение не может перерабатываться для свободного использования для слепых людей, однако, перевод его на другой язык возможен.
    28. Термин "воспроизведение", применяемый в подп. 3, 4, 5 и 6, включает в себя и "распространение".
    29. Поскольку свободное использование, предусмотренное подп. 1, 4 и 5, обосновывается одними и теми же интересами - интересами информации, а подп. 3 - сходными интересами - интересами ознакомления с текущими событиями, нельзя исключить, что некоторые случаи использования одновременно будут подпадать под два или большее число подпунктов данной статьи.

    А: Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, способа его выражения, а также производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства) и сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, в том случае если они существуют в какой-либо объективной форме.
    Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, официальные документы (их официальные переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
    Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

    Q: Что означает знак © и каков его статус?

    А: знак © является составной частью знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов:

    § Собственно © ;

    § имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

    Обладатель исключительных авторских прав вправе (вовсе не обязан) размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права – отсутствие © не означает отсутствия автора или того что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать.



    § право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора псевдонимом либо без обозначения имени то есть анонимно (право на имя);

    § право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

    § право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);

    § отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения;

    § осуществлять или разрешать следующие действия:

    § воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

    § распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

    § импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

    § публично показывать произведение (право на публичный показ);

    § публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

    § сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

    § сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

    § переводить произведение (право на перевод);

    § переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

    Q: В каких случаях возможно использование произведение без согласия автора?

    А: Использование произведения допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

    § цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    § использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    § воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

    § воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

    § воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

    § воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

    Каждый из нас знает, что Интернет являет одним из основных источников информации. Кто из нас не скачивал музыку, не смотрел только вышедший на телеэкраны фильм или не читал книгу в сети. Мы привыкли думать, что это вполне нормально, ведь для чего еще нужен Интернет? Однако, согласно закона об интеллектуальной собственности и авторских и смежных прав мы нарушаем закон.

    Как показывает практика, отношение к интеллектуальной собственности в Росси, носит потребительский характер, в нашем обществе не сформировано правовое сознание. В сети Интернет мы собираем или вносим различную информацию, которая является объектом авторского права, и мы распоряжаемся этой информацией без согласования с автором

    Существуют международные правовые акты, которые охраняют использование произведений во Всемирной паутине. Конституция РФ гарантирует сохранность авторских прав (статья 44). В 4-ой части ГК РФ указано, что только автор является владельцем результатов своей интеллектуальной деятельности, и третьи лица не имеют права использовать произведения без согласия правообладателя. Поэтому размещение в сети Интернет музыкальных, литературных произведений, фотоматериалов, фильмов без разрешения автора запрещено, причем вне зависимости от того, принесет ли эта информация прибыль или нет. Нарушение авторских прав влечет административную и уголовную ответственность.

    Основные источники нарушения прав интеллектуальной собственности:

    Сайты, которые бесплатно предоставляют доступ к информации и получают доход от трансляции рекламы посетителям;

    Сайты, которые предоставляют платный доступ к информации, без согласования с правообладателем;

    Файлообменники, благодаря которым пользователи производят обмен результатами интеллектуальной собственности;

    До сих пор не найдено решение проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Кто ответственен за незаконное размещение результатов интеллектуальной деятельности и в результате, кто должен возмещать убытки правообладателям – сайты, провайдеры или сами пользователи? Четкого ответа на данный вопрос пока не существует.

    Случаи свободного использования объектов авторского права (пределы авторского права и смежных прав)

    Запрет на свободное использование объектов авторского права и смежных прав, который установлен в интересах авторов, исполнителей, правообладателей, как уже отмечалось, сдерживает развитие науки, новых технологий, образования, культуры. Чтобы избежать подобных последствий государства в своих национальных законодательствах определяют так называемые пределы авторского права и смежных прав { .

    В последнее время в литературе встречаются случаи необоснованного смешения принципов исчерпания права и пределов права. При этом, безусловно, институт исчерпания прав - один из наиболее важных ограничителей исключительных прав, широко проявляющий себя в разных аспектах . Чтобы разобраться в особенностях указанных принципов, обратимся к европейскому опыту совершенствования правового регулирования в области интеллектуальной собственности.

    Директивы ЕС способствуют унификации права во всех присоединившихся странах, а также служат фундаментом для дальнейшего правотворчества на международном уровне. Общие тенденции развития правового регулирования в данной области особенно заметны на примере Директивы 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» (далее - Директива 2001/29/ЕС), закладывающей основы для создания общей гибкой правовой системы.

    Особое внимание в Директиве 2001/29/ЕС уделяется вопросам исчерпания прав . В частности, предусматривается, что ни при каких условиях представление произведений или объектов смежных прав широкой публике (путем эфирного или кабельного вещания либо посредством интерактивных цифровых сетей) не должно рассматриваться как основание для дальнейшего их использования в гражданском обороте без согласия правообладателя. Для случаев распространения экземпляров произведений путем их продажи или иной передачи специально оговаривается, что правила об исчерпании прав (т.е. возможности дальнейшего распространения введенных в гражданский оборот экземпляров без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) применяются только в отношении тех экземпляров, первая продажа или иная передача нрава собственности на которые с согласия правообладателя имела место в пределах ЕС (ст. 4 Директивы 2001/29/ЕС).

    Аналогичный принцип заложен в ст. 1272 ГК РФ, в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных нравах». Действие указанного принципа, как и в Европе, подвергается территориальному ограничению, исчерпание прав наступает только в том случае, если оригинал или экземпляр произведения вводится в гражданский оборот на территории РФ. Уяснение содержания понятия «введение в оборот» является важным для применения нормы об исчерпании прав. Здесь важен факт отчуждения товара, переход права собственности на экземпляр. Характерно, что доктрина исчерпания прав применяется только в отношении товаров, но не услуг. В авторском праве указанная доктрина признается в отношении произведений, распространенных в материальной форме, опубликованных произведений. Исчерпание прав не применяется в отношении права на прокат.

    В XX в. законодатели США предприняли попытку решить проблему свободного обращения объектов интеллектуальной собственности путем выработки критерия защиты от обвинений в нарушении копирайта. С его помощью третье лицо получает право использовать защищенный исключительным правом объект разумным образом без согласия правообладателя (доктрина fair use) . Судебная практика была частично кодифицирована Актом об авторском праве 1976 г., однако по своей сути осталась верна праву справедливости, применяемому в тех случаях, когда признание действия правонарушением несправедливо или противоречит интересам прогресса науки и искусств.

    В результате анализа споров, основанных на доктрине fair use , были сделаны выводы относительно частного использования объектов.

    Так, в одном из дел рассматривался вопрос о возможности осуществления частным пользователем записи объекта, транслировавшегося в публичном эфире. Верховный суд США решил, что запись такой передачи для частных нужд (последующего просмотра) образует добросовестное использование защищенного исключительным правом объекта. В обоснование этого решения было указано, что использование является некоммерческим, ущерб для рынка не предполагается и истец не доказал возможности возникновения вреда от последующего просмотра сделанной записи. Учитывались также природа объекта, защищенного исключительным правом, и количественное, и качественное отношение использованной части ко всему объекту.

    В другом деле была подтверждена применимость доктрины fair use к частному использованию и определены пределы применения данной доктрины. Ключевым стал тезис о том, что использование считается коммерческим тогда, когда пользователи бесплатно получают то, за что они в обычной ситуации должны были бы заплатить. Таким образом, нарушением закона является не создание еще одной копии объекта и не обход технических средств защиты объектов авторского права и смежных прав, а извлечение коммерческой выгоды, прибыли из чужого труда без разрешения free riding .

    Следует признать, что в странах общего права удалось сформулировать достаточно убедительную и гибкую доктрину свободного использования объектов интеллектуальной собственности, представляющую собой не комплекс разноплановых ограничений (пределов авторского права), которые могут устанавливаться каждым государством по собственному усмотрению (но только в тех пределах, в которых это допускается заключенными таким государством международными договорами в области авторских прав), а единую систему, основанную на определенных критериях.

    Разумеется, речь не идет о последовательном переходе к американской системе права, никто не говорит о прямой рецепции, о переносе норм из одной правовой системы в другую, поскольку это бы означало замену нашей отечественной правовой системы системой общего права (common law ) и права справедливости (law of equity ), потребовало изучения судебных прецедентов (case law ) в качестве источника права.

    Однако известное сближение названных подходов в вопросе свободного (добросовестного) использования объектов авторского права и смежных прав представляется возможным. Российский правоприменитель не будет тогда зависеть от конкретной ситуации, указанной в законе, а сможет использовать единые гибкие критерии для определения пределов авторского права и смежных прав. Стоит также принять во внимание, что у гибкости при англосаксонском подходе есть свои недостатки: во-первых, она обеспечивает возможность внедрения новых инновационных технологий, которые могут быть основаны на использовании охраняемых объектов авторского права; во-вторых, гибкая система затрудняет установление и предугадывание правомерности использования объектов авторского права экономическими субъектами, которые полагают, что используют систему добросовестного использования, т.е. в значительной степени присутствует риск не увидеть разницу между добросовестным использованием и нарушением авторских прав; в-третьих, отрицательный эффект заключается в обременении судебных органов, которые определяют добросовестное использование самостоятельно в отсутствие писаного права, оценивая каждый вид использования по своему внутреннему убеждению, собственному усмотрению .

    На решение указанной проблемы следует обратить пристальное внимание, учитывая наши реалии и современный опыт , при условии, что в ближайшее время готовятся внести изменения и дополнения в ГК РФ, в том числе и в разд. VII ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» .

    Вопросы и задания для самоконтроля

    • 1. В каких случаях допускается свободное использование произведений науки, литературы и искусства?
    • 2. Расскажите о правиле «трехшаговой проверки», применяемом в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.
    • 3. Сравните указанное правило с доктринами faire use и faire dealing , применяемыми в США и Великобритании.
    • Анализ литературы позволяет говорить о широком круге различных точек зренияпо данному вопросу. Так, А. Г. Назаров к пределам осуществления исключительных правотносит свободное использование произведений третьими лицами, исчерпание права, принудительные лицензии. Автор пишет, что случаи свободного использования результата интеллектуальной деятельности следует считать нормативно установленными пределами осуществления исключительного права, так как они прямо указывают на то, когда правообладательограничен в таких действиях. По мнению А. С. Ворожевич, границы исключительного прававключают в себя его территориальные, временные, содержательные, объектные рамки, тогдакак к пределам осуществления исключительного права относится институт принудительнойлицензии. Она указывает, что следует разграничивать границы субъективного права, за рамками которого субъект перестает действовать на основании права, и пределы осуществленияправа, представляющие собой правовые средства воздействия на поведение правообладателя.В международных актах рассматриваемые категории разграничиваются также непоследовательно. См.: Назаров А. Г. Пределы осуществления исключительного права на результатыинтеллектуальной деятельности: дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 148; Ворожевич А. С. Пределы осуществления и защиты исключительного права патентообладателя:дис.... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 10-14.
    • Большое влияние на формирование указанных взглядов оказала теория И. Канта,который, обосновывая недопустимость перепечатки произведений, исходил из того, чтопроизведение представляет собой обращение автора к публике. Идею о неправомерностиперепечатки произведений Кант основывал на римском институте negotionim gestio. Контра-фактор, публикуя чужое произведение, обращается от лица автора к большему кругу читателей, чем предполагал сам автор, а соответственно действует без поручения последнего. См.:Кашанин Л. В. О проблеме распоряжения личными неимущественными правами автора //Вестник гражданского права. Т. 9. 2009. № 4.
    • Declaration on a Balanced Interpretation of the «Three-Step Test» in Copyright Law. URL:http://law.nyu.edu/sites/default/files/ECM_PRO_061920.pdf (дата обращения: 23.01.2017).
    • См. более подробно критику Мюнхенской декларации о сбалансированной интерпретации трехступенчатого теста в авторском праве: Ficsor М. Copyright, balancing of interests,and developing countries. URL: http://www.wipo.int/edocs/mdocs/mdocs/en/wipo_ip_grtkf_bra_12/wipo_ip_grtkf_bra_12_topic_l l_presantation_ficsor.pdf (дата обращения: 23.01.2017).
    • См.: United States Code. Title 17. § 107. Доктрина fair use (добросовестное использование) широко применяется в отношении тех действий, которые совершают пользователис копией произведения при подготовке к ее размещению, в том числе в Интернете.
    • См.: Дело А&М Records, Inc. v. Napster, Inc. (2001). Суд признал действия пользователей системы Napster, загружавших на свои компьютеры музыкальные файлы, размещенныев Интернете на сайте ответчика, прямым нарушением авторского права.
    • См.: Flexible Copyright. URL: http://www.ivir.nl/publicaties/download/760 (лата обращения: 29.03.2016).
    • Отношения, возникающие при использовании и размещении информации в Интернете,затронули интересы миллионов правообладателей. Пользователи получили возможностьраспространять и получать копии охраноспособных объектов авторского права и смежныхправ без какой-либо компенсации, в том числе материальной. Деятельность таких лиц оказалась вне контроля правообладателей. Так, определенные сайты предоставляют посетителям возможность обмениваться музыкальными файлами (имеются в виду файлообменные(пиринговые) сети), в результате чего в личных целях создаются миллионы копий. Все этодолжно привести к серьезным изменениям в доктринальном понимании и законодательномзакреплении.
    • См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации:одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованиюгражданского законодательства от 7 октября 2009 г.
    Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

    25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

    Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях (кроме аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений, баз данных или существенных частей из них, а также программ для ЭВМ, произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, а так же репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов).

    Свободное использование в информационных целях. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах или переданных в эфир статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если такие действия не были специально запрещены автором, а также воспроизведение перечисленными способами публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

    Свободное использование в научных, образовательных, культурных, социальных целях . Разрешается свободное использование:

    1) путем цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио и телепередачах, звуко и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    3) путем воспроизведения рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. Допускается свободное предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, законным путем введенных в гражданский оборот (экземпляры, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать их копии в цифровой форме).

    Свободное использование, обусловленное необходимостью соблюдения интересов других правообладателей. Возможно свободное воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого использования или когда произведение используется для коммерческих целей.

    Из книги Гарантии и компенсации. Новые правила автора Бобкова Оксана

    Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

    Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера

    Из книги МСФО. Шпаргалка автора Шредер Наталия Г.

    Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    15. Произведения архитектуры как объекты авторского права В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его

    Из книги автора

    16. Производные и составные произведения как объекты авторского права К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и

    Из книги автора

    17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

    Из книги автора

    22. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства Имущественные авторские права – права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.Имущественные права

    Авторское право. Вводный курс Козырев Владимир

    Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

    Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

    Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

    Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.

    Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

    «копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

    Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.

    Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

    Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.

    Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.

    Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

    Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.

    На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

    В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.

    Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

    Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

    Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.

    Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

    Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

    Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу

    Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

    Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого

    Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

    Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

    Из книги автора

    Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

    Из книги автора

    Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений