Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Иерархия законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов российской федерации

     Иерархия законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов российской федерации

    Цель: рассказать об иерархической структуре российского законодательства.​

    1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция , которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

    Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание ), состоящий из двух палат:

    • Совет Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
    • Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов).

    2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​ поправки ​ . При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

    3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

    • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
    • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
    • описание и использование государственной символики;
    • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
    • назначение референдума.

    ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

    4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения , которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

    • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
    • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
    • Президент подписывает ФЗ;
    • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации , «Российская газета» , «Парламентская газета» ;
    • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

    Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

    6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

    7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения . Вступление их в действие аналогично актам Президента.

    8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы , распоряжения , письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое иерархия? Приведите примеры.
    2. Что означает аббревиатура НПА?
    3. Какой документ является самым главным в РФ?
    4. Кто является гарантом Конституции?
    5. Является ли Федеральное Собрание парламентом?
    6. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
    7. Кого избирают в Совет Федерации?
    8. Сколько депутатов в Государственной Думе?
    9. Что такое референдум?
    10. Каким законом назначается референдум?
    11. Какие НПА имеют более высокий приоритет перед международными обязательствами РФ?
    12. Какие издания являются официальными для публикации Федеральных законов?
    13. Через сколько дней после публикации Федеральный закон вступает в силу?
    14. Что такое вето?
    15. Чтобы преодолеть вето Президента РФ, сколько голосов должны собрать обе палаты парламента?
    16. Какие НПА подписывает Президент РФ?
    17. Через какое время вступают в силу правовые акты Президента РФ?
    18. В каких случаях правовые акты Президента РФ вступают в силу с момента подписания?
    19. Какие нормативно-правовые акты принимает Правительство РФ?
    20. Какие документы относятся к ведомственным?

    Цель: рассказать об иерархической структуре российского законодательства.​

    1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция , которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

    Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание ), состоящий из двух палат:

    • Совет Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
    • Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов).

    2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​ поправки ​ . При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

    3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

    • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
    • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
    • описание и использование государственной символики;
    • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
    • назначение референдума.

    ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

    4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения , которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

    • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
    • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
    • Президент подписывает ФЗ;
    • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации , «Российская газета» , «Парламентская газета» ;
    • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

    Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

    6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

    7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения . Вступление их в действие аналогично актам Президента.

    8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы , распоряжения , письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое иерархия? Приведите примеры.
    2. Что означает аббревиатура НПА?
    3. Какой документ является самым главным в РФ?
    4. Кто является гарантом Конституции?
    5. Является ли Федеральное Собрание парламентом?
    6. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
    7. Кого избирают в Совет Федерации?
    8. Сколько депутатов в Государственной Думе?
    9. Что такое референдум?
    10. Каким законом назначается референдум?
    11. Какие НПА имеют более высокий приоритет перед международными обязательствами РФ?
    12. Какие издания являются официальными для публикации Федеральных законов?
    13. Через сколько дней после публикации Федеральный закон вступает в силу?
    14. Что такое вето?
    15. Чтобы преодолеть вето Президента РФ, сколько голосов должны собрать обе палаты парламента?
    16. Какие НПА подписывает Президент РФ?
    17. Через какое время вступают в силу правовые акты Президента РФ?
    18. В каких случаях правовые акты Президента РФ вступают в силу с момента подписания?
    19. Какие нормативно-правовые акты принимает Правительство РФ?
    20. Какие документы относятся к ведомственным?

    Частые вопросы: какие законы сильнее? как нормативные правовые акты делятся по юридической силе?

    Говорить о том, какой закон сильнее, в корне неверно. Закон есть закон. Кодекс есть кодекс. И различия в юридической силе между двумя законами нет также как и нет различия в юридической силе кодексов.

    Вообще, все, что связано с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан на момент опубликования данной статьи регулируется Законом РК от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».

    Во-первых, нужно уяснить, что общественные отношения в Республике Казахстан регулируются нормативными правовыми актами (далее НПА) . Что это такое читайте в статье что такое НПА. И Конституция, и кодексы, и законы — это все НПА.

    Вот НПА уже, в свою очередь, различаются по юридической силе.

    Смотрим картинку:

    Регулируется эта иерархия статьей 10 Закона РК «О правовых актах»:

    Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов

    1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
    2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
    1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
    2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
    3) кодексы Республики Казахстан;
    4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
    5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
    6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
    7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
    8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
    9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
    10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.
    3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
    4. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
    5. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан находятся вне иерархии нормативных правовых актов, установленной настоящей статьей.


    Этот структурный ряд состоит из четырех элементов: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти. Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты.

    Классификация и иерархия нормативных правовых актов

    Ведь определение их иерархии имеет важное значение для правоприменителя: с учетом приоритета соответствующего акта разрешается юридический спор, определяется компетенция государственного органа, должностного лица. В повседневной жизни практикующие юристы (юрисконсульты, судьи, адвокаты и др.), а также граждане, обращаясь к правовым нормам, вынуждены решать прежде всего такую задачу, как определение юридической силы, его места в общей системе права. Юридическая сила актов определяется не только статусом органа, их принимающих, но и степенью “сложности процедуры их принятия.

    Иерархия нормативно — правовых актов РФ

    последние обязаны издавать правовые на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов. Иерархическая структура НПА Конституция РФ Это основной закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства. Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум). Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией. Федеральные Конституционные законы Регулируют вопросы, которые определены в Конституции.

    Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах.

    Только вдумайтесь в эти цифры. В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения.

    Иерархия нормативно-правовых актов РФ

    Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе. Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации.

    Распределить данные нормативно-правовых актов по юридической силе начиная с наивысшего

    Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ - основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии).

    Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе

    В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки.

    При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ. 3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются: введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан; принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса; описание и использование государственной символики; порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ; назначение референдума. ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы.

    За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

    Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

    Понятие НПА

    Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

    Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

    Нормативный акт как источник права

    В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

    Виды основных НПА

    Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

    1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

    2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

    Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

    Правовая иерархия

    Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

    1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

    2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

    Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

    Российская Конституция

    Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

    Принципы, закреплённые в конституции

    Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

    1. Демократизм государства и власти.

    2. Народовластие.

    3. Федеральный принцип территориального устройства.

    4. Россия является правовым и социальным государством.

    5. Гуманизм всех общественных отношений.

    6. Светский характер власти.

    7. Форма правления - республиканская.

    Федеральные законы

    Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

    Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

    Внесение изменений в Конституцию РФ;

    По поводу федерального устройства РФ;

    Защита прав и свобод человека, гражданина;

    Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

    Установление федерального бюджета;

    Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

    Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

    Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

    Виды ФЗ

    Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

    1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

    2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

    Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

    Подзаконные акты

    Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

    Заключение

    Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.