Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Имеет ли право призывник. Военная служба или какие права и обязанности есть у призывников в России? На что родители призывника имеют право

    Имеет ли право призывник. Военная служба или какие права и обязанности есть у призывников в России? На что родители призывника имеют право

    Содержимое статьи:

    Призывники срочной армейской службы всегда обладают правами и обязанностями, которые закреплены на законодательном уровне РФ.

    Особенности призыва военнообязанных мужчин в РФ

    Служба в армии – это прямая конституционная обязанность каждого мужчины и прямой долг перед Родиной. Некоторые мужчины понимают ценность проявления своих физических способностей на благо всей стране. Остальные мужчины уверены в том, что служба в армии РФ является только их прямой обязанностью, которую обязательно нужно выполнять. Однако для того, чтобы не приходилось отвечать перед законодательством за невыполнение воинских обязанностей, гражданин должен знать свои личные права и обязанности. В противном случае предполагается нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

    Граждане, которые состоят на учете в военкоматах, обязательно должны отслужить в армии РФ. При этом отслужить нужно ровно двенадцать месяцев. Это важное событие должно состояться в призывном возрасте, который стартует в 18 лет и завершается в 27 лет.

    Изначально мужчина получает повестку из военкомата и обязательно ставит подпись, подтверждая получение документа. В указанный день военнообязанный мужчина должен прийти в военный комиссариат для участия в медицинских обследованиях и определения состояния здоровья. В дальнейшем призывная комиссия получает врачебные заключения и другие документы призывника, стараясь найти оптимальный вариант решения вопроса. Гражданин обязательно должен присутствовать на заседании призывной комиссии. Если будет принято решение, что призывник годен к армии, в установленный срок нужно будет придти в военкомат и отбыть на службу.

    Любые уклонения фиксируются, поэтому они предполагают получение штрафа или лишение свободы на срок до двух лет. Правоохранительные органы могут успешно отыскивать всех уклонистов, а затем – действовать на основе законодательства РФ.

    От воинской обязанности могут избавиться только некоторые граждане:

    • мужчины, которые отслужили в армии;
    • мужчины, которых признали негодными к службе по состоянию здоровья;
    • обладатели степени кандидата наук;
    • мужчины, у которых близкие родственники семьи погибли при исполнении военного долга перед Родиной.

    Все эти исключения должны быть зафиксированы на законодательном уровне, после чего – реализованы на практике.

    Права призывника: отсрочка

    Отсрочка – одно из прав для каждого призывника. Для использования отсрочки следует быть причисленным к одной из нескольких категорий граждан:

    • те, кто не годен к воинской службе из-за отклонения по здоровью. При этом предполагаются не только постоянные, но и временные нарушения состояния здоровья;
    • отцы двух детей или ребенка возрастом меньше трех лет;
    • мужчины, которые являются попечителями близких тяжелобольных родственников;
    • студенты очной формы обучения в государственном высшем учебном заведении;
    • мужчины, задействованные в общественно полезной деятельности.

    Граждане, которые подлежат призыву, должны документально подтвердить причисление к одной из вышеописанных категорий. В противном случае воспользоваться правом на отсрочку не удастся.

    Призывники могут оспорить решение в судебном порядке, обратившись в соответствующие государственные органы.

    Еще одно право – проведение медицинского освидетельствования в любом учреждении. В этом случае следует соблюсти установленные сроки для мероприятия. Призывник обладает правом представления всех документов, где указаны актуальные врачебные заключения и присутствуют диагнозы. Такой подход к определению состояния здоровья позволяет исключить риск, когда мужчина вынужденно служит на Родину и жертвует личным здоровьем.

    Документы для получения отсрочки

    Вопрос об отсрочке, которая является основным правом призывника, решается на основе представляемых документов:

    • акт исследования здоровья. В документе должны присутствовать результаты исследований, обследований и должен быть определен диагноз;
    • выписка из истории болезни. Выписка должна быть заверена подписями двух врачей (главного и лечащего), а также печатью медицинского учреждения;
    • листы медицинского освидетельствования. Предполагается определение группы годности к армейской службе.

    В то же время отсрочка может быть предоставлена и на основе других обстоятельств, которые можно подтвердить следующими документами:

    • справка о составе семьи (наличие тяжелобольного близкого родственника, родного ребенка);
    • при постоянном уходе за родственником требуются следующие документы: свидетельства о рождении нуждающихся лиц, заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного ухода, свидетельство об инвалидности I или II группы, пенсионные удостоверения или свидетельства о рождении тех, кому еще не исполнилось 18 лет;
    • отцы предлагают на рассмотрение свидетельство о рождении детей. В некоторых случаях требуются дополнительные документы для подтверждения группы инвалидности у ребенка или состоявшегося развода, самостоятельного воспитания ребенка;
    • призывник, который посвятил себя уголовно-исполнительной системе, противопожарной службе или внутренним делам, должен подтвердить соответствующее образование с последующим трудоустройством документальным способом;
    • при очном обучении требуется соответствующее документальное подтверждение.

    Документальное решение всех вопросов позволяет успешно регулировать тех, кто участвует в призыве и служит Родине.

    Видео: Права и обязанности призывника

    Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

    В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте; от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу – до 24 лет.

    Первый контракт с желающими заключается на срок:

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины – три года;

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера – пять лет;

    С обучающимися в военных училищах – на время обучения и пять лет после его окончания.

    В настоящее время – думается, что и в обозримом будущем – комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

    Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву – это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

    Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

    Освобождаемых от призыва;

    Не подлежащих призыву;

    Имеющих право на отсрочку от призыва;

    Подлежащих призыву.

    Освобождаются от призыва , а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

    Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

    Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

    Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

    У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

    Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».

    И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

    К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

    А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».

    Не подлежат призыву граждане:

    Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

    Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

    В отношении которых ведется уголовное дело.

    Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

    Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

    Первый вид – право на отсрочку по состоянию здоровья – имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

    Второй вид – право на получение отсрочки по семейному положению – предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец) которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

    Третьим видом – правом на отсрочки в связи с получением образования – пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях:

    Начального, среднего, высшего профессионального образования – на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

    Послевузовского профессионального образования – на время обучения и защиты квалификационной работы.

    Четвертый вид – право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью – предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

    Постоянно работающим врачами в сельской местности;

    Проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;

    Работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);

    Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

    Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

    Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России* . Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

    * СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

    В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:

    Курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота – до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;

    Учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев – до окончания полного курса обучения;

    Наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;

    Отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

    В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

    Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

    Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

    Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

    В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками . В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

    Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

    Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

    Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

    Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу . Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

    В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

    Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы.

    Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации. Призывная комиссия может принять решение:

    – об освобождении от воинской обязанности;

    –о предоставлении отсрочки;

    – о зачислении в запас;

    – об альтернативной службе;

    – об освобождении от призыва;

    – о призыве на военную службу*. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

    Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

    При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках. Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

    Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

    Общее право всех призываемых – обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением – в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

    Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

    Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге – с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

    * На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

    В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

    Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

    Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

    24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;

    12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

    Кстати, в срок военной службы засчитывается время:

    Пребывания в дисциплинарной воинской части;

    Отбывания осужденным ареста;

    Отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

    Самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.

    С каждым днем все чаще к юноши-призывники, с целью защиты своих прав. Как именно нарушаются права призывников? Рассмотрим основные ситуация, которые обычно происходят с призывниками. Заметим, что федеральным законом предусмотрен административный (то есть обращение в учреждение уровнем выше, например, военкомат области) и судебный способы отстоять свои права.

    Как нарушаются права призывников?

    • Военкомат вызывает молодого человека на медкомиссию вне сроков призыва – это абсолютно незаконное действие. Результат такой медкомиссии при оспаривании в установленном порядке отменяется в 100% случаях. Опять же, везде есть свои нюансы, обратитесь к нам за консультацией, если Вы оказались в подобной ситуации – мы бесплатно консультируем призывников и их родственников по всей Российской Федерации.
    • Нередки случаи, когда юноше с заболеванием, которое соответствует освобождению от армии и выдаче военного билета, призывная комиссия решает оформить отсрочку на полгода, а потом вновь пройти медкомиссию. Это незаконно! Юноша приходит на медкомиссию, предоставляет медицинские документы, видит, что его диагноз в Расписании болезней 2019 года соответствует освобождению от службы, а врач вопреки нормативному документу выставляет категорию, дающую только отсрочку, а то и вообще отправку на службу. Если с Вами произошла такая ситуация – не паникуйте, главное не терять время. Защита прав призывников – это рабочий инструмент в современном законодательстве. Необходимо обжаловать это решение, у Вас есть право на это. Но, если заявление будет составлено неправильно, то результата не будет. Мы бесплатно консультируем по вопросам призыва и имеем большой опыт успешного оспаривания подобных решений. Звоните!
    • Отказ в предоставлении отсрочки, которая предусмотрена законом. Бывает, военкоматы выдают повестки 11-классникам, хотя закон устанавливает отсрочку для выпускников школ с моменты выпуска (лето) до 1 октября – это так называемая отсрочка «для поступления в ВУЗ». Подробнее о таких отсрочках читайте в нашей обзорной статье – отсрочка от армии по учебе . В подобной ситуации механизм обжалования работает очень эффективно при условии соблюдения всех процессуальных требований.

    Судебная защита прав призывников в 2019 году

    Не стоит бояться обращения в суд, но, чтобы процесс прошел гладко, и призывник получил желаемый результат, необходимо, чтобы все этапы суда сопровождались грамотным и опытным юристом. Во многих случаях потребуется проведение независимого медицинского обследования. Наши юристы составят заявление в суд так, что затраты на это обследование и гонорар юриста будут взысканы с военкомата, что сократит затраты призывника до минимума. Но если составить заявление в суд неправильно, не следуя всем требования, суд просто не примет заявление или откажет в требованиях призывника. Ввиду этого, лучше обращаться именно к организации, оказывающим помощь призывникам , а не юристам общего профиля.

    Защита прав призывников. Отзывы о нашей работе

    Мы занимаемся юридической и консультативной медицинской помощью больше 5 лет. За это время добились освобождения от армии для многих призывников по всей России. Мы имеем обширную судебную практику, знаем все потенциально возможные ситуации с военкоматом и всегда добиваемся поставленной цели, так как наша специальность – защита прав призывников. Отзывы ребят, получивших военный билет с нашей помощью, можно посмотреть на нашем сайте и группе Вконтакте. Наши филиалы есть в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах России (смотрите раздел Контакты).

    Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

    В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу -- до 24 лет.

    Первый контракт с желающими заключается на срок:

    • а) с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины -- три года;
    • б) с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера -- пять лет;
    • в) с обучающимися в военных училищах -- на время обучения и пять лет после его окончания.

    В настоящее время -- думается, что и в обозримом будущем -- комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

    Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву -- это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

    Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

    • 1) освобождаемых от призыва;
    • 2) не подлежащих призыву;
    • 3) имеющих право на отсрочку от призыва;
    • 4) подлежащих призыву.

    Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

    • а) признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
    • б) прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;
    • в) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;
    • г) у которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

    Статьей 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", принятого в апреле 1999 г., установлено: "Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...".

    И хотя Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

    К сожалению, в этом вопросе законодательная власть "подставила" в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

    А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: "Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу".

    Не подлежат призыву граждане:

    • а) отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
    • б) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
    • в) в отношении которых ведется уголовное дело.

    Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

    Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

    Первый вид -- право на отсрочку по состоянию здоровья -- имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

    Второй вид -- право на получение отсрочки по семейному положению -- предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец)"которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

    Третьим видом-- правом на отсрочки в связи с получением образования-- пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях: * начального, среднего, высшего профессионального образования -- на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

    Послевузовского профессионального образования -- на время обучения и защиты квалификационной работы.

    Четвертый вид -- право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью -- предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

    • а) постоянно работающим врачами в сельской местности;
    • б) проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;
    • в) работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);
    • г) имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

    Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

    Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России25. Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

    В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают: военный служба обязанность вооруженный

    • 1) курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота -- до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;
    • 2) учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев -- до окончания полного курса обучения;
    • 3) наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;
    • 4) отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

    В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

    Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

    Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

    Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

    В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками. В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

    Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

    Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

    • 1) сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;
    • 2) явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу. Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;
    • 3) в случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;
    • 4) явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы. Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации.

    Призывная комиссия может принять решение:

    • -- об освобождении от воинской обязанности;
    • -- о предоставлении отсрочки;
    • -- о зачислении в запас;
    • -- об альтернативной службе;
    • -- об освобождении от призыва;
    • -- о призыве на военную службу26. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

    Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

    При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

    Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

    Общее право всех призываемых -- обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением -- в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

    Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона "О воинской обязанности и военной службе" со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

    Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге -- с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

    В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены "для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев".

    Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, -- день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

    Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

    • а) 24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;
    • б) 12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

    Кстати, в срок военной службы не засчитывается время:

    • 1) пребывания в дисциплинарной воинской части;
    • 2) отбывания осужденным ареста;
    • 3) отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
    • 4) самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.

    Правовое положение военнообязанных

    Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело.

    В запас Вооруженных Сил зачисляются:

    • 1) уволенные с военной службы с зачислением в запас;
    • 2) не прошедшие военную службу:
      • а) освоившие программу обучения офицеров запаса на военных кафедрах вузов;
      • б) освобожденные от призыва на военную службу;
      • в) лица, получавшие отсрочки от призыва по достижению ими 27 лет;
      • г) прошедшие альтернативную гражданскую службу;
      • д) не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);
    • 3) женщины, имеющие военно-учетные специальности.

    Предельный возраст пребывания в запасе для военнообязанных, не имеющих офицерского звания, -- 50, младших офицеров -- 55, старших -- 60, высших -- 65 лет.

    Пребывание в запасе состоит в выполнении ряда обязанностей.

    Во-первых, готовиться к военной службе, поддерживать и повышать свою военную квалификацию. Основной формой выполнения этой обязанности являются различные занятия и военные сборы, организуемые военной администрацией. Продолжительность военных сборов -- до двух месяцев, за время пребывания в запасе их суммарный срок не может превышать 12 месяцев.

    На военные сборы военнообязанные могут призываться не чаще, чем раз в три года. От военных сборов освобождены женщины. На них не призываются мужчины:

    • а) являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, налоговой полиции, таможенных органов, входящие в их гражданский персонал и гражданский персонал войск и воинских формирований;
    • б) включенные в плавсостав судов морского, речного, рыболовного флота;
    • в) обучающиеся по очной и очно-заочной формам обучения;
    • г) обучающиеся по заочной форме обучения (на период сессий и написания дипломных работ);
    • д) имеющие трех несовершеннолетних детей;
    • е) депутаты представительных (законодательных) органов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе. Военкомам предоставлено право освобождать граждан от военных сборов и по другим причинам, признанным ими уважительными.

    Во-вторых, военнообязанные должны соблюдать правила воинского учета. Уволенные с военной службы должны в двухнедельный срок явиться в военкомат по месту жительства для постановки на военный учет. А лица, которые не проходили военную службу, если их зачислят в запас, продолжают оставаться на учете, но уже как военнообязанные. Соответственно они должны сниматься с воинского учета при переезде в другой район, город, сообщать военкомату об изменениях в образовании, семейном положении, месте жительства, должности. Военнообязанные должны бережно хранить военные билеты (временные удостоверения, заменяющие их).

    В-третьих, военнообязанные должны по повестке военкомата явиться в установленное время в указанное место.

    В-четвертых, граждане, пребывающие в запасе, обязаны по направлению военкомата проходить медицинское освидетельствование.

    А если будет объявлена мобилизация, военнообязанные могут быть призваны на военную службу. Для этого и создается запас Вооруженных Сил. Кстати, в целях своевременного перевода войск, воинских формирований и органов на условия военного времени военнообязанные приписываются к определенным воинским частям для прохождения в них службы в военное время.

    Военнообязанные имеют право на присвоение очередного воинского звания. Это может быть сделано только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов по представлениям руководителей сборов. И не более двух раз за время пребывания в запасе. Кроме того, военнообязанным возмещаются расходы, связанные с выполнением воинской обязанности, и за ними сохраняется заработная плата за время ее выполнения, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда.

    Чтобы избежать ошибок при призыве и противостоять нарушению закона со стороны должностных лиц, призывник должен четко знать свои права и обязанности .

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны:

    • исполнять обязанности по воинскому учету;
    • получать повестки военного комиссариата под расписку;
    • являться в военкомат по повестке на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии, для отправки к месту прохождения военной службы.

    Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:

    • заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;
    • тяжелое состояние здоровья близких родственников либо участие в их похоронах;
    • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
    • иные причины, признанные уважительными комиссией по первоначальной постановке граждан на воинский учет/ призывной комиссией или судом.

    Уважительные причины неявки по повестке должны быть документально подтверждены. О наличии таких причин следует известить военкома заказным письмом с уведомлением о вручении и с актом о вложении (образец № 8). К письму необходимо приложить копии документов, удостоверяющих наличие уважительных причин. В случае неявки по повестке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, без уважительной причины гражданин считается уклоняющимся от военной службы и может быть привлечен к ответственности, в соответствии с законодательством РФ. За неисполнение гражданами обязанностей, возложенных на них ФЗ ВО, установлена административная и уголовная ответственность.

    Административная ответственность предусмотрена статьями 21.5- 21.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП):

    • за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП);
    • за уклонение от медицинского освидетельствования или обследования по направлению комиссии по постановке граждан на первоначальный воинский учет либо от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (ст. 21.6 КоАП);
    • за умышленные порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение указанных документов, повлекших утрату (ст. 21.7 КоАП).

    Каждое из указанных правонарушений влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

    В обязанности граждан по воинскому учету входит явка по повестке в РВК. Таким образом, за неявку по повестке законодательством предусматривается административная ответственность.

    Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от призыва на военную службу (ст. 328 УК РФ). Уклонением, в соответствии с ФЗВО, признается неявка гражданина без уважительных причин по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Законодательство предусматривает широкий спектр ответственности за уклонение от призыва - от денежного штрафа до лишения свободы сроком на два года. Но вопрос об уклонении от призыва может решить только суд. Призывная комиссия или военком вправе направить соответствующие материалы в следственный отдел при прокуратуре месту жительства призывника. Следователь, ознакомившись с обстоятельствами, решает, возбудить уголовное дело об «уклонении» или нет.

    Для привлечения призывника к уголовной ответственности требуется установить:

    • факт неявки призывника по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
    • отсутствие уважительных причин неявки;
    • факт вручения гражданину повестки под личную подпись.

    Если хотя бы одно из этих трех обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения призывника к уголовной ответственности нет.

    Зачастую военкоматы присылают повестки почтой или передают через родителей, соседей. Следует иметь в виду, что ни соседи, ни родители не несут никакой ответственности, если забудут передать или потеряют повестку. Отсутствие у призывной комиссии личной расписки призывника на «корешке» повестки не позволит привлечь юношу к уголовной ответственности за уклонение от призыва. Привлечь призывника к ответственности по статье 328 УК РФ можно будет только в том случае, если будет доказано, что он уклонялся от получения повестки. Из всего сказанного следует, что ни в коем случае нельзя оставлять без внимания повестки РВК. Получив повестку, необходимо либо явиться в призывной пункт, либо реагировать на нее письменным заявлением с обоснованием причин неявки. Полезно также написать заявление в полицию о том, что вы (ваш доверитель) не уклоняетесь от призыва на военную службу, не скрываетесь и выполняете все требования закона (образец № 10).