Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Информация о расторжении контракта по 44 фз. Расторжение договора по соглашению сторон: образец и бланк

    Информация о расторжении контракта по 44 фз. Расторжение договора по соглашению сторон: образец и бланк

    ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. ОБРАЩАЙТЕСЬ! ПОМОЖЕМ! ОПЛАТА ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

    Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

    Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

    Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

    У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

    Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).


    Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей


    При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.


    При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

    О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

    Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

    Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

    Об отсутствии взаимных претензий,

    Подписи и реквизиты обеих сторон.


    Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.


    Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей


    Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.


    Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.


    В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.


    В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.


    У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

    Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

    В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.


    Реализация права заказчика


    Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

    Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

    Отправить электронное письмо.


    Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.


    Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.


    Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.


    Реализация права поставщика


    Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.


    Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.


    Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.


    Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.


    Когда ответчик считается официально уведомленным


    Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

    Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

    Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

    По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

    Возможные последствия расторжения госконтракта


    После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

    По результатам электронного аукциона был заключен контракт на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В процессе выполнения работ был нарушен график выполнения работ. Часть работ по муниципальному контракту выполнена, однако подрядчик не справляется с графиком работ, часть сроков уже нарушена. Обе стороны контракта понимают, что подрядчик не сможет выполнить работы по контракту в установленный срок без нарушений, и готовы расторгнуть контракт. Заказчику потребуется сразу же провести новую закупку для выполнения всех тех работ, которые не были выполнены по данному контракту. Возможно ли частичное расторжение контракта? Какие сроки надо соблюсти для проведения новой закупки (внесение изменений в план-график, план закупки и пр.)?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. Само по себе расторжение контракта по соглашению сторон не свидетельствует о каком-либо нарушении. Однако при описанных обстоятельствах, на наш взгляд, в интересах заказчика либо отказаться от исполнения контракта (при наличии такой возможности), либо обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

    Обоснование позиции:
    В силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ. В связи с этим при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ (смотрите также преамбулу Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).
    Согласно ГК РФ любое обязательство, возникающее в гражданских правоотношениях ( , ГК РФ), прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ГК РФ). N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для прекращения контрактов, заключаемых в соответствии с этим законом, ограничиваясь указанием на то, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством ( Закона N 44-ФЗ).
    N 44-ФЗ не указывает на то, что контракт независимо от каких-либо обстоятельств должен быть исполнен в полном объеме. В соответствии с Закона N 44-ФЗ стороны контракта вправе расторгнуть его на основании своего соглашения в том числе и в ситуации, когда контракт не может быть исполнен контрагентом в срок (смотрите Минэкономразвития от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N , от 18.12.2014 N , от 11.12.2014 N ). При этом само по себе то обстоятельство, что контракт расторгнут по соглашению сторон, не препятствуют взысканию с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта (смотрите подробнее об этом, например, в ответе на : Между заказчиком и поставщиком заключен муниципальный контракт по выполнению работ. Подрядчик по контракту не выполнил предусмотренные этим контрактом работы. Контракт был расторгнут по соглашению сторон после допущенной подрядчиком просрочки в исполнении. В контракте установлено два вида санкций - штраф за неисполнение обязательств и пени за каждый день просрочки. С подрядчика была взыскана неустойка в виде штрафа, предусмотренная контрактом. Имеет ли право заказчик по суду взыскать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, если в соглашении о расторжении контракта указано, что заказчик не имеет к подрядчику претензий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)).
    Не препятствует расторжению контракта и то обстоятельство, что часть работ подрядчиком выполнена. В силу ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. При этом прекращенными договорные обязательства считаются с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения ( ГК РФ). Соответственно, расторжение договора означает прекращение всех обязательств такого договора на будущее время ( информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Исполненные же к моменту составления соглашения о расторжении контракта обязательства являются уже прекращенными надлежащим исполнением ( ГК РФ), их нельзя прекратить вторично. Эти положения следует применять с учетом ГК РФ, в силу которого стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, а также с учетом принципов возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов в регулируемых им отношениях, недопустимости неосновательного обогащения, на которых основывается гражданское законодательство ( , ГК РФ, смотрите также Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09).
    Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением сторон, расторжение контракта по соглашению сторон приводит не к "частичному расторжению контракта", а к прекращению всех возникших из него и не исполненных обязательств (включая обязательства о приемке результата работ и об оплате). Исполненные же до этого обязательства подрядчика уже прекращены исполнением и подлежат оплате, если соответствующие работы выполнены надлежащим образом (смотрите об этом, например, ответ на : Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена контрактом и документацией о закупке). Просрочка работ составила 10 дней. Работы выполнены на 90%, и заказчик считает, что в связи с просрочкой он вправе их не оплачивать. Обязан ли заказчик оплатить подрядчику стоимость частично выполненных работ на момент расторжения контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)).
    В заключение отметим, что в силу положений Закона N 44-ФЗ информация о подрядчиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, если соответствующие основания (вина подрядчика) имеются в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, заказчику целесообразно использовать именно указанные способы расторжения контракта. Разумеется, кроме того, заказчику следует предпринять все необходимые меры, направленные на взыскание с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта, а также убытков, причиненных таким ненадлежащим исполнением. Это связано с тем, что в случае, если осуществление новой закупки повлечет необходимость расходования дополнительных средств по сравнению с ценой работ, которая была предусмотрена расторгнутым контрактом, поведение должностных лиц заказчика будет оцениваться контролирующими органами в том числе и с точки зрения эффективности расходования средств. Однако оценить перспективу решения указанного вопроса в рамках этой консультации не представляется возможным.

    К сведению:
    1. Информация о расторжении контракта по соглашению сторон и само соглашение о таком расторжении должны быть направлены заказчиком для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней (п. 8 ч. 2, ч. и Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта должна быть размещена заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта ( Закона N 44-ФЗ).
    2. Расторжение контракта по соглашению сторон не освобождает заказчика от обязанности направления контрагенту требования об уплате пени при нарушении последним предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) ( Закона N 44-ФЗ). Обязанность уплаты пени возникает у подрядчика лишь в случае наличия вины ( ГК РФ). В силу Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
    3. Для осуществления новой закупки заказчику следует предварительно внести соответствующие изменения в план-график. Случаи внесения муниципальным заказчиком изменений в план-график перечислены в Закона N 44-ФЗ, а также в Требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования) ( Закона N 44-ФЗ). Одним из таких случаев является "возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно" (пп. "ж" п. 10 Требований). В соответствии с Закона N 44-ФЗ внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. Внесенные в план-график изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну ( Закона N 44-ФЗ).

    Рекомендуем ознакомиться также с материалами:
    - Энциклопедии решений: Расторжение контракта по N 44-ФЗ;
    - Энциклопедия решений. Расторжение контракта по N 44-ФЗ по решению суда;
    - Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по N 44-ФЗ;
    - Калькулятор пеней, начисляемых заказчику;
    - Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график;
    - Энциклопедия решений. Размещение извещения об осуществлении закупки.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Чашина Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Закон № 44-ФЗ позволяет расторгнуть контракт раньше указанного в нем срока. Инициатива может исходит как от заказчика, так и от поставщика. Как заключить соглашение о расторжении контракта, а также предоставим образец договора о расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ.

    Как расторгнуть контракт

    Расторгнуть контракт можно тремя способами:

    • по соглашению сторон;
    • по решению суда;
    • в случае одностороннего отказа.

    Первый способ предусматривает, что стороны приняли совместное решение о расторжении контракта. Такое право заказчикам и поставщикам дает ст. 95 Закона о контрактной системе . При этом регламент действий не указан. Поэтому руководствоваться необходимо гл. 29 ГК РФ. В ней говорится о сути этого способа расторжения контракта, порядке процедуры и ее последствиях.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Как правило, контракты расторгают по взаимному согласию сторон, когда внешние обстоятельства в ходе его исполнении настолько изменились, что дальнейшее сотрудничество невыгодно никому. Также возможно расторжение по суду и в случае одностороннего отказа заказчика или поставщика. Последний вариант возможен, если вторая сторона . Это значит, что для второй стороны ее ущерб превысил ожидаемую выгоду.

    Как заключить соглашение о расторжении контракта поэтапно

    Рассмотрим четыре шага, которые нужно пройти, чтобы заключить соглашение о расторжении контракта по всем правилам и не попасть под санкции ФАС.

    На первом этапе необходимо определить причину расторжения контракта по взаимному согласию. Конкретного списка оснований для этого закон не содержит. Однако на практике контракты расторгают по следующим причинам:

    • отпала необходимость в закупке (например, после сокращения штата целого отдела госучреждения ему оказались больше не нужны услуги по повышению квалификации для этих работников);
    • поставщик не может исполнить условия контракта по независящим от него причинам (сюда относятся форс-мажоры, возникновение которых компания не предвидела, например, стихийные бедствия, забастовки и т.д.).

    Однако если поставщик существенно нарушил условия контракта или вовсе не выполнил свои обязательства, заказчик не вправе пользоваться способом расторжения по согласию сторон. В пример можно привести неоднократный срыв сроков поставки, множественные дефекты товара и т.д. Даже если госзаказчик не хочет портить репутацию поставщику и согласен расторгнуть контракт по обоюдной договоренности, сделать это он не вправе. Процедуру можно осуществить через суд или в одностороннем порядке. Последствием станет включение поставщика в реестр недобросовестных (в отличие от взаимного решения).

    Когда поставщик нарушает существенные условия - вы расторгаете с ним контракт в одностороннем порядке и подаете сведения в РНП. Учтите, что если вы запустили процесс расторжения, то остановить его будет непросто. Мы расскажем, почему лучше хорошо подумать, прежде чем расторгать контракт. И покажем ситуации, когда законное одностороннее расторжение контракта доставит больше неудобств, чем пользы.

    Когда основания определены, стороны переходят ко второму этапу - составлению образца дополнительного соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ. В этому документе заказчик и поставщик на бумаге фиксируют факт прекращения взаимных обязательств и подтверждают обоюдное согласие на расторжение контракта.

    Третий шаг - возврат обеспечения исполнения контракта. Срок возврата смотрите в контракте или в самом соглашении о расторжении. Согласно сложившейся судебной практике невозврат обеспечения в таком случае расценивается как неосновательное обогащение. При этом важно знать, что средства по банковской гарантии возврату не подлежат.

    Четвертый, заключительный шаг - это размещение сведений о расторжении в ЕИС. Эту информацию публикуют в реестре контрактов. Заказчик обязан направить ее в Федеральное казначейство в течение пяти рабочих дней с даты расторжения.

    Образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ

    Как лучше расторгнуть контракт: по соглашению сторон или по суду

    Досрочное прекращение действия контракта в госзакупках происходит часто. Основные причины - прекращение финансирования или нарушения со стороны исполнителя. Как правило, заказчики расторгают контракты по соглашению сторон или по решению суда.
    , и покажем 8 главных правил расторжения контрактов.
    Из статьи вы узнаете:
    ✔ Расторжение контракта по соглашению сторон: 5 причин, почему это удобно
    ✔ Расторжение контракта в судебном порядке: зачем нужно досудебное урегулирование
    ✔ 8 главных правил расторжения контракта

    Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ

    Соглашение о расторжении контракта по 44-ФЗ на оказание услуг, поставку товаров или выполнение работ составляется в двух экземплярах, оба из которых имеют одинаковую юридическую силу. Хранить этот документ следует вместе с документацией о закупке не менее 3 лет.

    По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

    Повышайте квалификацию на курсе « » и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Изменение условий на основании ГК РФ

    Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

    Пример 1

    30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

    Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

    Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

    Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

    1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

    а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

    Это самое распространенное основание для изменения контракта.

    Пример 1

    Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

    Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

    Пример 2

    На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

    Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

    Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

    Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

    С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

    2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

    Пример 3

    В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

    Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

    По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

    3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

    Пример 4

    В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

    4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

    5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    Изменение на основании контракта

    Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

    Пример 1

    В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

    ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

    Ответственность

    Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

    • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
    • на юридических лиц — 200 000 рублей.

    В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    

    1. Изменение существенных условий контракта при его исполнениине допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон вследующих случаях:

    1) если возможность изменения условий контракта былапредусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случаеосуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика,исполнителя) контрактом:

    а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренныхконтрактом количества товара, объема работы или услуги, качествапоставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иныхусловий контракта;

    б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренныеконтрактом количество товара, объем работы или услуги не более чемна десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактомколичество поставляемого товара, объем выполняемой работы илиоказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом посоглашению сторон допускается изменение с учетом положенийбюджетного законодательства Российской Федерации цены контрактапропорционально дополнительному количеству товара, дополнительномуобъему работы или услуги исходя из установленной в контракте ценыединицы товара, работы или услуги, но не более чем на десятьпроцентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактомколичества товара, объема работы или услуги стороны контрактаобязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара,работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товараили цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактомколичества поставляемого товара должна определяться как частное отделения первоначальной цены контракта на предусмотренное вконтракте количество такого товара;

    2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд насрок не менее чем три года контракта составляет либо превышаетразмер цены, установленный Правительством Российской Федерации, иисполнение указанного контракта по независящим от сторон контрактаобстоятельствам без изменения его условий невозможно, данныеусловия могут быть изменены на основании решения ПравительстваРоссийской Федерации;

    3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъектаРоссийской Федерации на срок не менее чем три года контрактасоставляет или превышает размер цены, установленный ПравительствомРоссийской Федерации, и исполнение указанного контракта понезависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения егоусловий невозможно, данные условия могут быть изменены на основаниирешения высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации;

    4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нуждна срок не менее одного года контракта составляет или превышаетразмер цены, установленный Правительством Российской Федерации, иисполнение указанного контракта по независящим от сторон контрактаобстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанныеусловия могут быть изменены на основании решения местнойадминистрации;

    5) изменение в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары,работы, услуги;

    6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетногокодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных догосударственного или муниципального заказчика как получателябюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этомгосударственный или муниципальный заказчик в ходе исполненияконтракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в томчисле цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количестватовара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

    2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаяхсокращение количества товара, объема работы или услуги приуменьшении цены контракта осуществляется в соответствии сметодикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

    3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаяхпринятие государственным или муниципальным заказчиком решения обизменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетныхобязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения ценыконтракта и количества товара, объема работы или услуги.

    4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотреныпунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможностьисполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетныхобязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит изнеобходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств,вытекающих из контракта, предметом которого является поставкатовара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числепродовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скоройспециализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложнойформе, лекарственные средства, топливо), и (или) по которомупоставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

    5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика(подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новыйпоставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемникомпоставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствиереорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния илиприсоединения.

    6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика,предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

    7. При исполнении контракта по согласованию заказчика споставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставкатовара, выполнение работы или оказание услуги, качество,технические и функциональные характеристики (потребительскиесвойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством исоответствующими техническими и функциональными характеристиками,указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменениядолжны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенныхзаказчиком.

    8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, порешению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта отисполнения контракта в соответствии с гражданскимзаконодательством.

    9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе отисполнения контракта в соответствии с гражданским законодательствомпри условии, если это было предусмотрено контрактом.

    10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара,выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов,экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказеот исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

    11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара,выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов,экспертных организаций, решение об одностороннем отказе отисполнения контракта может быть принято заказчиком только приусловии, что по результатам экспертизы поставленного товара,выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта,экспертной организации будут подтверждены нарушения условийконтракта, послужившие основанием для одностороннего отказазаказчика от исполнения контракта.

    12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполненияконтракта в течение одного рабочего дня, следующего за датойпринятия указанного решения, размещается в единой информационнойсистеме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) попочте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресупоставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, атакже телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо поадресу электронной почты, либо с использованием иных средств связии доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления иполучение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику(подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требованийнастоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика(подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполненияконтракта. Датой такого надлежащего уведомления признается датаполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику(подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо датаполучения заказчиком информации об отсутствии поставщика(подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.При невозможности получения указанных подтверждения либо информациидатой такого надлежащего уведомления признается дата по истечениитридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннемотказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

    13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполненияконтракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым черездесять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика(подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполненияконтракта.

    14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение ободностороннем отказе от исполнения контракта, если в течениедесятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика(подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннемотказе от исполнения контракта устранено нарушение условийконтракта, послужившее основанием для принятия указанного решения,а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы всоответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило неприменяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком,исполнителем) условий контракта, которые в соответствии сгражданским законодательством являются основанием дляодностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе отисполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено,что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствуетустановленным документацией о закупке требованиям к участникамзакупки или предоставил недостоверную информацию о своемсоответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителемопределения поставщика (подрядчика, исполнителя).

    16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), скоторым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказомзаказчика от исполнения контракта, включается в установленномнастоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестныхпоставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    17. В случае расторжения контракта в связи с одностороннимотказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправеосуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение,оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, всоответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящегоФедерального закона.

    18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик,исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренныеконтрактом, при заключении нового контракта количествопоставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемойуслуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленноготовара, объема выполненной работы или оказанной услуги порасторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого всоответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшенапропорционально количеству поставленного товара, объему выполненнойработы или оказанной услуги.

    19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решениеоб одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии сгражданским законодательством, если в контракте было предусмотреноправо заказчика принять решение об одностороннем отказе отисполнения контракта.

    20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) ободностороннем отказе от исполнения контракта в течение одногорабочего дня, следующего за датой принятия такого решения,направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением овручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а такжетелеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресуэлектронной почты, либо с использованием иных средств связи идоставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления иполучение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику.Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требованийнастоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика ободностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такогонадлежащего уведомления признается дата получения поставщиком(подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчикууказанного уведомления.

    21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) ободностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу иконтракт считается расторгнутым через десять дней с датынадлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем)заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить невступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполненияконтракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащегоуведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе отисполнения контракта устранены нарушения условий контракта,послужившие основанием для принятия указанного решения.

    23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказомстороны контракта от исполнения контракта другая сторона контрактавправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба,непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимисяоснованием для принятия решения об одностороннем отказе отисполнения контракта.

    24. В случае расторжения контракта в связи с одностороннимотказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполненияконтракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги,поставка, выполнение, оказание которых являлись предметомрасторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящегоФедерального закона.

    25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решенияоб одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлениизакупки товара, работы, услуги по государственному оборонномузаказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

    26. Информация об изменении контракта или о расторженииконтракта, за исключением сведений, составляющих государственнуютайну, размещается заказчиком в единой информационной системе втечение одного рабочего дня, следующего за датой измененияконтракта или расторжения контракта.