Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Источники гражданского права. Их классификация. Основные источники гражданского права Какие правовые акты являются источниками гражданского права

    Источники гражданского права. Их классификация. Основные источники гражданского права Какие правовые акты являются источниками гражданского права

    Понятие источников гражданского права и гражданского законодательства. Источники права - формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

    Источники гражданского права - формы выражения гражданско-правовых норм, они делятся на:

    · правовые акты;

    · обычаи.

    Виды источников гражданского права:

    · Конституция РФ (обладает наивысшей юридической силой);

    · Гражданский кодекс РФ (имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащие в них нормы не должны им противоречить);

    · федеральные законы (Об акционерных обществах; Об обществах с ограниченной ответственностью; О несостоятельности (банкротстве); О залоге; и др.);

    · законы Союза ССР и законы РСФСР (действуют на территории РФ в части, не отмененной и не противоречащей действующему законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990г.);

    · подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ);

    · международно-правовой договор;

    · обычаи делового оборота (сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не закрепленные законодательством правила поведения);

    · юридический прецедент официально не признается источником гражданского права, но судебная практика играет большую роль в применении гражданского законодательства.

    Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

    Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами. Будучи Основным Законом, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это - нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 35,36 Конституции РФ), параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. В основе гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, лежат ст. 20-25 Конституции РФ.


    Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он является отраслевым кодифицированным законодательным нормативным актом. Гражданский кодекс РФ имеет высшую юридическую силу среди других гражданско-правовых нормативных актов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

    Часть первая ГК РФ принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие. Так, глава 4 «Юридические лица» введена в действие со дня официального опубликования части первой кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г., а глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» введена в действие лишь со дня введения в действие нового Земельного кодекса.

    Часть вторая ГК принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

    Часть третья ГК РФ принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., одобрена Советом Федерации 14 ноября 2001 г., подписана Президентом РФ 26 ноября 2001 г., введена в действие с 1 марта 2002 г.

    Часть четвертая ГК принята Государственной Думой 24 ноября 2006 г., одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 г., подписана Президентом РФ 18 декабря 2006г., введена в действие с 01 января 2008 г.

    Структура частей ГК опирается на объективную существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

    Систему гражданского права образуют также специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Принятие ГК РФ не повлекло отмены таких ранее принятых законов РФ, как Закон от 27 ноября 1992 г. «О страховании», Закон РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге», Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторских и смежных правах». Однако действуют эти законы постольку, поскольку не противоречат Гражданскому кодексу РФ.

    Нормы гражданского законодательства содержатся и в так называемых подзаконных актах - указах Президента РФ (п.3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п.4,7 ст. 3 ГК РФ).

    Указ Президента РФ , если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

    Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

    Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

    Нормы международного права как источники гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ (п.4 ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применятся к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта - имплементация .

    Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Так, п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

    деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности. Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источниками гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

    В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота , которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. В силу ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности. Под обычаем понимается правило поведения, не предусмотренное законодательством, но сложившееся в результате длительного практического применения, то есть достаточно определенное в своем содержании, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.

    Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати. Изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.). хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи издаются в виде сборников обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой. Известным является также сборник торговых обычаев «Инкотермс», подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

    Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

    Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. Так, ст. 227 ГК закрепляет правило морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, или ее собственнику. Однако, даже и не являясь источником гражданского права, правила морали и нравственности иногда приобретают важное значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм. Например, в силу ст. 169 ГК признается ничтожной сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.

    Гражданское законодательство, постановления судебных пленумов, постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика и судебный прецедент.Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязательны для всех судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для всей системы арбитражных судов в Российской Федерации.

    Указанные разъяснения являются не нормативными актами, а актами применения права. постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства. Но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума.

    Вопрос о правовой природе руководящих разъяснений судебных пленумов является спорным в литературе. Некоторые юристы полагают, что руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях судебных пленумов, следует считать источниками гражданского права. основанием для признания руководящих разъяснений судебных пленумов источниками гражданского права послужило то обстоятельство, что судебные пленумы в ряде случаев, разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулировали новое правило, отличное от того, которое содержалось в нормативном акте. Однако такие ситуации встречались крайне редко и относились к аномальным явлениям правовой действительности, на которые нельзя ориентироваться при выявлении правовой природы руководящих разъяснений судебных пленумов. Подавляющее большинство указанных разъяснений по своей правовой природе представляют собой судебное толкование действующего законодательства.

    Не относится к числу источников гражданского права и постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания постановлением Конституционного Суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ этот акт или отдельное его положение утрачивает силу. Поэтому постановлением Конституционного Суда РФ можно только отменить ту или иную норму гражданского права, но не создавать новую.

    Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. Вместе с тем судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

    Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент , под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является обязательным только для лиц, участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичное дело.

    Действие гражданского законодательства во времени . Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

    Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Обычно обратная сила придается таким нормам гражданского права, которые рассчитаны наотношения, ранее вообще не урегулированные гражданским законом, либо тем нормам права, которые устанавливают более льготный режим для участников гражданского оборота или обеспечивают повышенную защиту их прав и охраняемых законом интересов.

    Так, обратная сила придана ст. 234 ГК, устанавливающей возможность приобретения права собственности на вещь в силу приобретательной давности. Содержащиеся в данной статье правила применяются и к тем отношениям, которые возникли до того, как в нашем законодательстве стало возможным приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если эти отношения продолжаются в момент введения в действие части первой ГК (ст. 11 Федерального закона >).

    По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ. (Ст. 422 ГК РФ Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

    Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц. Поскольку гражданское законодательство находитсяв ведении Российской Федерации, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территорииРФ. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативныйакт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.

    Точно так же действует гражданское законодательство и по кругу лиц. По общему правилу, действие гражданского законодательства распространяется на всех лиц, находящихся на территории РФ. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК).

    Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией РФ, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории. Но имеют место случаи, когда в самом нормативном акте установлено или вытекает из его смысла, что он применяется не ко всем, а лишь к определенной группе лиц. К примеру, в самом Законе РФ > установлено, что он распространяет свое действие только на тех субъектов гражданского права, которые относятся к потребителям и предпринимателям. Из смысла Федерального закона > вытекает, что он применяется только к юридическим лицам, расположенным на территории РФ.

    гражданский правотворчество государственный

    В данной части работы нам предстоит обозначить базовые источники, гражданского права.

    Для начала заметим, что нормы гражданского права находят свое выражение в разных правовых формах, получивших в юридической науке название «источники гражданского права». Обратимся к более подробному рассмотрению нескольких основных источников гражданского права.

    Обратимся к нашей сегодняшней жизни, в которой почти каждый гражданин нашей страны попадает в ситуацию, вынуждающую его защитить свои права или отстоять интересы бизнеса.

    Такой ситуацией может быть неосторожно нанесённый ущерб квартире собственника со стороны соседей, либо различного рода споры между родственниками по вопросам, связанным с наследством, и масса еще всевозможных иных правовых вопросов, которые невозможно предусмотреть, объединяет которые их решение возможное лишь в судебном порядке.

    На деле возникает вполне резонный вопрос, как решить эти проблемы, и какой законодательный акт стоит на защите прав рядовых граждан России в этих «житейских» случаях?

    В нашей стране имеется такой закон и принят он достаточно давно, названный закон призван регулировать, возникающие в подобных ситуациях правовые вопросы. А именуется он Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), он представляет собой один из наиболее важных правовых документов в стране. В его ведении находится регулирование вопросов, связанных с правами и обязанностями физических и юридических лиц, вопросы обязательств, возникающих из договоров, вопросы собственности, аренды, авторских прав, банковских вкладов и наследства, вопросы интеллектуальной собственности и авторского права.

    Данный акт можно сказать является единым и систематизированным, в его основе лежат принципы равенства, независимости воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота.

    Общеизвестно, что Гражданский кодекс РФ является источником, направленным на регулирование отношений между физическими и юридическими лицами, и иногда споров, которые возникают между органами государства и муниципальными образованиями. Весьма большая часть его посвящена регулированию вопросов, между участниками предпринимательской деятельности. В целом же общепризнанно, что Гражданский кодекс это главный источник гражданского права на территории нашего государства.

    Обратим внимание на так называемую структуру ГК РФ, он состоит сегодня из четырех действующих частей, первые две из которых включают в себя базовые положения, а также положения, направленные на регулирование вещного и обязательственного права. При чем первые 2 части были приняты весьма быстро.

    Столь быстрое принятие названных частей ГК РФ дало возможность сформировать действенный акт кодифицированного гражданского права, который закрепил целостную систему включающую в себя понятия, нормы и институты, рассчитанные на рыночные отношения. Это именуют успехом создателей проекта ГК РФ, планировавших остановиться на трех частях Кодекса. Посмледняя часть по их мнению должна была содержать разделы «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (исключительные права)», «Наследственное право», «Частное международное право». Но поскольку прошел шестилетний срок между принятием 2-ой и 3-ей частей ГК РФ, а между 3-ей и 4-ой -- еще 5 лет. Как видим процесс создания ГК РФ, растянулся на двенадцать лет. За этот долгий период произошло множество различных изменений в обществе и государстве, что повсеместно влияло и на принятие последующих частей ГК РФ.

    Здесь добавим лишь, что ГК являясь основным законом, регулирующим отношения в области гражданского права, предусматривает предмет этого права и его базовые начала, устанавливает институты гражданского права, их систему, при чем значительнейшая часть этих институтов вполне подробно регламентирована, что зачастую исключает необходимость принятия дополняющих ГК РФ нормативных актов.

    Еще ГК РФ снабжен развернутой системой норм о предпринимательской деятельности. Так его первая часть определяет статус таких юридических лиц как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и государственные предприятия, регламентирует положения о вступлении физических лиц в гражданско- правовые отношения, а в часть вторая подробно закрепляет все базовые договоры, заключаемые в предпринимательской деятельности и не только.

    Теперь мы обязательно должны отметить Конституцию РФ, которая обладает высшей юридической в нашем государстве, по сравнению с другими правовыми актами, её можно было бы указать первой в данной главе. Однако поскольку мы не преследуем цель показать иерархию источников гражданского права, позволим себе отметить её после ГК РФ. Итак Конституция РФ содержит основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы.

    Статья 76 Конституции предусматривает выделение федеральных конституционных законов и федеральных законов. Названные первыми законы обладают большей юридической силой по отношению к федеральным законам. Последние порой именуют законами текущего законодательствования.

    Конституция, будучи основным законом, обладающим высшей юридической силой в нашем государстве закрепляет главные принципы гражданского права и предусматривает нормы, относящиеся к базовым институтам гражданского права, таким к примеру как право собственности (ст. ст. 8, 35, 36), право интеллектуальной собственности (ст. 44), право на занятие предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 34).

    Все законы нашей страны и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ. Конституция РФ есть основной источник любой отрасли национального права.

    Далее назовем законы РФ, которые совместно с кодифицированными нормативными актами тоже относятся к источника гражданского законодательства. Эти законы направлены на регулирование отдельных видов отношений в обществе, если последние входят в предмет гражданского права.

    Федеральные законы аналогично Конституции пользуются верховенством на всей территории нашей страны, а также прямое действие и наделены высшей юридической силой, если говорить об остальных нормативно-правовых актах. Все законы в обязательном порядке должны соответствовать Конституции РФ.

    Что касается принятия законов, то это относится к компетенции Государственной Думы, здесь предусмотрено соблюдение установленной процедуры.

    На особом месте находятся нормы международного права и международные договоры РФ, относящиеся к источникам гражданского права, их выделяет ГК РФ. Связано это с вхождением нашей страны в мировое сообщество, а это значит, что гражданское законодательство РФ по этим причинам просто обязано считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами, в которых участвует.

    Положение о признании этих норм составной частью правовой системы России закреплено в п. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ есть составная часть нашей правовой системы. Если международным договором РФ предусмотрены иные правила, нежели предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    И в заключение нашего обзора источников гражданского права отметим обычай делового оборота, коим признается «сложившееся и широко применяемое в той или иной области предпринимательской деятельности правило поведения, которое не предусмотрено законом, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

    Важнейшую особенность этого источника составляет его ненормативный характер. Как видим из приведенного определения обычаи не принимаются органами государства в установленном порядке, их складывание происходит стихийно, причиной которому служит их частое применение.

      Особенности и виды источников гражданского права РФ
      Понятие и система гражданского законодательства РФ
      Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
    1. Особенности и виды источников ГП РФ.

    Понятие и виды источников гражданского права
    Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли (Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб, 2001. - С.188.).
    Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.
    Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
    К источникам гражданского права относятся:
    конституция РФ; законы; иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота; нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
    Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
    В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.
    В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники права - закон и иные нормативно-правовые акты. Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.
    Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.
    Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.
    Конституция РФ
    Конституция РФ была принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36 и др. Конституции РФ), равенство всех форм (ст. 35), право на судебную защиту нарушенных прав; закрепляющие гражданское законодательство в ведении РФ (ст. 71).
    Это закон, имеющий высшую силу и верховенство на территории всей РФ. Это означает, что законы и иные нормативные акты, не соответствующие Конституции, не имеют юридической силы, не должны применяться. Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.
    Законы
    Законы - это нормативно-правовые акты, принятые государственными органами представительной власти с соблюдением установленной процедуры. Здесь можно выделить следующие группы:

      Гражданский кодекс РФ. Он занимает центральное место в системе гражданского законодательства и представляет собой отраслевой кодифицированный нормативный акт. Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Первая часть, которая регулирует общие положения гражданского права, право собственности и общую часть обязательственного права, введена в действие с 1 января 1996 года. Вторая часть Гражданского кодекса, регулирующая отдельные виды обязательств, введена в действие с 1 марта 1996 года. Третья часть, которая регулирует наследственное и международное частное право, введена в действие с 1 марта 2002 года. Четвертая часть ГК РФ, регулирующая право интеллектуальной собственности, вводится в действие с 1 января 2008 года. Гражданский кодекс, являясь по своей правовой природе также федеральным законом, имеет по отношению к остальному законодательству приоритетное значение, т.е. нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям, закрепленным Кодексом.
      Федеральные конституционные законы. Они принимаются по прямому указанию в Конституции на необходимость их принятия.
      Законы РФ (федеральные законы). Принимаются они по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.
    Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.
    Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.
    Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.
    Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:
      не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации
      не противоречат нормативным актам Российской Федерации.
    Указы Президента РФ
    Указы издаются Президентом по вопросам, входящим в круг его полномочий (ст. 83-89 Конституции). Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней.
    Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) - в этом случае они не являются источниками права.
    Постановления Правительства РФ
    Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента. В случае их противоречия вышеуказанным нормативным актам, они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции). Вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования.
    Акты федеральных органов исполнительной власти
    Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). Издаваться они могут в случаях и в пределах, установленных законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Однако, следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
    Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Нормы международного права
    Особо в качестве источников гражданского права Гражданский кодекс выделяет нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.).
    Нормы международных документов обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа.
    Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются национальным законодательством страны-участницы (ч. 1 ст. 6). В соответствии с данной конвенцией в России был принят национальный закон от 23 сентября 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
    Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).
    Обычай делового оборота
    Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 ч. 1 ГК РФ).
    Особенностью данного источника права является его ненормативный характер: обычаи не принимаются государственными органами в установленном порядке, а складываются стихийно, в силу частого применения. Например, гражданское законодательство устанавливает обязанность банка-эмитента информировать исполняющий банк об открытии аккредитива и его условиях. В банковской практике сложилось правило, что такое извещение происходит путем направления копии заявления об открытии аккредитива.
    В соответствии со ст. 6 ГК если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем, обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2. ст. 5 ГК РФ).
    Он может нигде письменно не фиксироваться, т.е. существовать только в устной форме. Регулирует только отношения в сфере предпринимательской деятельности.

    2. Система законодательства ГП РФ.

    Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.
    В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
    Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле .
    Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.
    Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».
    Понятие «гражданское законодательство» используется также в широком смысле , охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
    Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
    Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему. При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
    .
    Исключительное ведение Российской Федерации в сфере гражданского законодательства исключает для субъектов Федерации возможность издавать в области гражданского права не только свои законы, но и свои иные нормативно-правовые акты. Этот очевидный вывод следует не только из существа исключительности компетенции Федерации в сфере гражданского законодательства, но и из прямых указаний Федерального закона (п.3-7 ст.3 ГК) относительно того, что положения этого законодательства могут развиваться и конкретизироваться лишь подзаконными правовыми актами федерального уровня.
    Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
    Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
    По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
    - обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).
    - носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3–6 ст. 3 ГК);
    - нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
    Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
    ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимост-ных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.
    Следует согласиться с мнением М. И. Брагинского о том, что ГК по отношению к любым другим федеральным законам занимает положение «первого среди равных» В этом смысле ГК иногда условно называют «экономической конституцией» Такое положение отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых изменений в ГК одновременно с принятием новых законов.
    Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
    Например, Закон Российской Федерации «О страховании», регулирует отношение в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых организаций между собой; Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями.
    Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, имеют чрезвычайно важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.
    Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
    Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Конституции, ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.
    Те постановления Правительства Российской Федерации, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему гражданского законодательства. В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.
    Нормативные акты федеральных министерств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
    Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).
    Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.
    Особо в качестве источников гражданского ГК выделяют нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ).
    Российская Федерация является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Международные договоры РФ применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
    К источникам гражданского законодательства можно отнести также деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности.
    Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.
    В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота , которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.
    Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указан
    и т.д.................

    Источники гражданского права РФ включают в себя:

    • Нормативные правовые акты
    • Международные договоры
    • Обычаи делового оборота

    Различают законы:

    • Федеральные конституционные законы.
    • Федеральные законы
    • Законы субъектов Федерации

    Федеральный конституционный закон Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

    Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, кᴏᴛᴏᴩые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

    Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации .

    Федеральные законы подразделяются на:

    1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
      • Указы Президента РФ
      • Постановления Правительства РФ
    2. Акты федеральных органов исполнительной власти
      • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
    3. Акты исполнительных органов субъектов РФ
    4. Обычаи делового оборота — правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
    5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

    Понятие и виды источников гражданского права

    В теории права иол термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, — повествовал русский цивилист Г. Ф. Шершеневич, — следует понимать формы выражения положений права, кᴏᴛᴏᴩые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом».

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что источник гражданского права — ϶ᴛᴏ объективированная форма выражения и закрепления содержания гражданско-правовых норм вовне.

    Различают следующие источники гражданского права:

    • нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);
    • Конституция РФ;
    • гражданское законодательство — ГК РФ и принятые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);
    • иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права — указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);
    • обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ)

    Все перечисленные источники гражданского права подпадают под классификацию романо-германской системы права, так как их можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи — источники ненормативного характера (обычаи делового оборота)

    Изучим подробнее источники гражданского права.

    Нормы международного права и международные договоры РФ

    Россия — участник многих международных договоров, содержащих нормы гражданского права. Среди них особое практическое значение имеют международные соглашения об основных гражданско-правовых договорах (купле-продаже, перевозке, финансовой аренде, об авторских и патентных правах)

    Стоит сказать - положения данных международных соглашений подлежат применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, нрава иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок российскими предпринимателями. Нужно помнить, такие нормативные акты подлежат применению и к некᴏᴛᴏᴩым отношениям между российскими юридическими и физическими лицами, например, при международных перевозках, выполняемых отечественными перевозчиками.

    Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. При этом следует подчеркнуть, что для применения некᴏᴛᴏᴩых международных договоров требуется издание внутригосударственного акта — имплементации. Примерами международных нормативных актов могут служить Конвенция о защите прав человека и основных ϲʙᴏбод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и иные акты, регулирующие, в частности, вексельное обращение, вопросы интеллектуальной собственности, финансовой аренды.

    Конституция РФ

    Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно к регулированию гражданско-правовых отношений. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

    Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36), признаки правоспособности граждан (ст. 17-25, 35, 44)

    В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ.

    Гражданское законодательство

    Традиционно в учебной литературе термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. При этом законодатель определил, что гражданское законодательство составляют ГК РФ и принятые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним федеральные законы (п. 2 ст. 3)

    При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. К примеру, правоспособность юридического лица, для осуществления деятельности кᴏᴛᴏᴩого крайне важно наличие лицензии (п. 3 ст. 49 ГК РФ), возникает и прекращается в зависимости от срока действия лицензии, если иное не предусмотрено законом или иным нормативным актом.

    Действующий ГК РФ состоит из трех частей.

    Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. Стоит заметить, что она состоит из трех разделов: первого, включающего разнообразные общие положения (ст. 1-208), второго, содержащего нормы о вещных правах (ст. 209-306), и третьего, кᴏᴛᴏᴩый регулирует общие положения об обязательствах и договорах (ст. 307-453)

    Вторая часть введена в действие с 1 марта 1996 г. Стоит заметить, что она посвящена самому крупному разделу, содержащему отдельные виды обязательств (ст. 454-1109)

    Третья часть введена в действие с 1 марта 2002 г. и содержит положения наследственного права (ст. 1110-1185) и международного частного права (ст. 1186-1224)

    Четвертой частью, введенной в действие с 1 января 2008 г., регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности (ст. 1225-1551)

    Значительное место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Как правило, ϶ᴛᴏ специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений, кᴏᴛᴏᴩые определены в п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 Г К РФ. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с предусмотренными в ГК РФ положениями приняты федеральные законы: от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» (ст. 107 ГК РФ), от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 51 ГК РФ) и ряд других.

    Подзаконные нормативные акты

    Как уже указывалось выше, нормы гражданского права содержатся также в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    В качестве предмета регулирования указов Президента РФ могут выступать любые вопросы, отнесенные к его кохмпетенции, за исключением случаев, когда ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие отношения согласно ГК РФ или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом. В противном случае тот или иной указ утрачивает ϲʙᴏю силу на основании заключения Конституционного Суда РФ.

    Правительство РФ , осуществляя исполнительную власть в государстве, принимает решения на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента. Как правило, они имеют нормативный характер и издаются в форме постановлений.

    Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, исключительно в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства РФ.

    Обычаи делового оборота

    Под обычаем понимается юридическая норма, подкрепленная давностью применения. Сегодня обычаи чаще всего применяются во внешнеэкономических отношениях, в биржевой, банковской сферах деятельности, торговом мореплавании. Что же касается содержания обычая, то законодатель выделил только обычай делового оборота , применяемый исключительно в сфере предпринимательских отношений. Стоит сказать, для признания его таковым он должен отвечать следующим требованиям:

    • правило поведения должно быть сложившимся;
    • оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный частный характер;
    • сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями;
    • оно не должно быть предусмотрено законом (и. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8)

    Порядок применения обычаев предусмотрен в ГК РФ (ст. 311-312, 315, 421, 427) и иных актах (ст. 127, 129-131 КТМ РФ)

    Очень близки к обычаям так называемые деловые обыкновения , т. е. устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения. Стоит заметить, что они не будут источником гражданского права, однако если государство санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы. Примером таких правовых актов могут служить ст. 309 «Общие положения» главы 22 «Исполнение обязательств», п. 2 ст. 481 «Тара и упаковка», п. 1 ст. 721 «Качество работы» ГК РФ.

    Правила морали и нравственности также не будут источниками гражданского права, но становятся таковыми в результате закрепления их в нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства. ГК РФ содержит охранительную норму, кᴏᴛᴏᴩая непосредственно связана с нравственностью (ст. 169)

    Судебный прецедент в нашей стране, придерживающейся принципов романо-германской системы права, не считается источником права. При этом следует согласиться с тем, что в современных условиях судебные прецеденты, выраженные в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, будут руководящими разъяснениями судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

    Гражданский кодекс как основной источник гражданского права

    Гражданский кодекс Российской Федерации , ч. 1 был введен в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс, ч. 2 введен в действие с 1 марта 1996 г. В ближайшее время будет принята ч. 3. Действуют и те нормативные акты, кᴏᴛᴏᴩые были приняты в период существования СССР, но еще не обновлены и не заменены новыми (например, Кодекс торгового мореплавания СССР)

    Основными началами гражданского законодательства будут: признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, ϲʙᴏбода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ч. 1 ГК РФ)

    Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют ϲʙᴏи гражданские права ϲʙᴏей волей и в ϲʙᴏем интересе. Стоит заметить, что они ϲʙᴏбодны в установлении ϲʙᴏих прав и обязанностей на базе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

    Гражданским кодексом введено новое понятие “обычай” делового оборота (ст. 5 ч. 1 ГК РФ) Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-нибудь документе.

    Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

    Допускается применение гражданского законодательства по аналогии (ст. 6 ч. 1 ГК РФ)

    В случае если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, то к таким отношениям, если ϶ᴛᴏ не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)

    Аналогия закона представляет собой решение конкретного юридического дела на базе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. К примеру, при плохой укупорке стеклянной тары применяется по аналогии ответственность за нарушение условий о качестве.

    При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Аналогия права применяется при наличии пробела в законе, в результате чего подобрать сходную, аналогичную норму права невозможно.

    Значение гражданского кодекса для национальной экономики

    Гражданский РФ вносит существенный вклад в развитие экономической предпосылки национальной экономики России. В нем в частности:

    • установлены важнейшие начала гражданского законодательства в стране;
    • даны основные понятия, статус предпринимательской деятельности в РФ;
    • определены содержание и состав отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ;
    • установлены взаимодействия положений гражданского законодательства с иными актами, содержащими нормы гражданского права;
    • уточнено действие гражданского законодательства во времени и применение его положений по аналогии;
    • даны определения таких понятий и категорий рыночной экономики, как «коммерческие» и «некоммерческие» организации, «общества», «товарищества», «ассоциации», «союзы», «фонды», «защита», «судебная защита», «самозащита», «полное товарищество», «товарищество на вере» и др.;
    • отражены обычаи делового оборота в РФ.;
    • выявлены содержание и сферы взаимодействия практики правоприменений статей российского национального законодательства с нормами международного права;
    Прикрепленные файлы
    Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
    Гражданский кодекс РФ Часть 1 ред. от 18.07.2009 156 Кбайт 343
    Гражданский кодекс РФ Часть 2 ред. от 17.07.2009 195 Кбайт 148