Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Издание положения о губернских и уездных. Новое Земское положение (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.). Идея «Положения о земских учреждениях»

    Издание положения о губернских и уездных. Новое Земское положение (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.). Идея «Положения о земских учреждениях»

    1 января 1864 года Александр II подписал «Положение о губернских и земских учреждениях». Структура данного документа содержит пять глав:

    Глава I - Положения общие;

    Глава II - Состав земских учреждений;

    Глава III - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений;

    Глава IV - Порядок действия земских учреждений;

    Глава V - Отчетность и ответственность земских учреждений.

    Каждая глава разбита на статьи, которые, в свою очередь, разделены на пункты и подпункты.

    Глава I «Положения…» посвящена общим вопросам организации земского самоуправления. В первую очередь, после крестьянской реформы 1861 года нужно было создать учреждения, которые могли бы решать, прежде всего, вопросы местной хозяйственной жизни. Такими учреждениями стали губернские и уездные земские собрания, наделённые распорядительными функциями, и губернские и уездные земские управы с функциями исполнительными: «…Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой Губернии и каждого уезда, образуются Губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением» Ромашова В. И. Земство в России // Земство и возрождение его культурно-хозяйственных традиций (Материалы конференции, посвященные 130-летию Новгородского земства. 24-25 октября 1995 г.). - Новгород, 1996. - С. 6:

    Также в первой главе «Положения…» был определен круг дел, «…подлежащих ведению земских учреждений, в Губернии или уезде по принадлежности, суть:

    I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

    III. Меры обеспечения народного продовольствия.

    IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

    V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

    XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

    XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 31

    Глава II «Положения…» посвящена составу земских учреждений. Взамен многочисленных органов местного самоуправления были созданы всего два типа органов: Земское собрание (губернское и уездное) и Земская управа (губернская и земская): «.. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа» Глава II Ст.50. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37. Собраниям была предоставлена распорядительная власть, а управам - исполнительная. И те, и другие «…составлялись из представителей, избранных населением уезда или губерний». По поводу разделения властей высказывалась мысль о том, что содержание функций органов местного самоуправления должно быть двояким. С одной стороны, они должны отражать потребности и желания местного населения (по земским делам), с другой - необходима постоянная, правильно организованная власть для исполнения общих постановлений по земским делам, для осуществления правильно и законно выраженных желаний и потребностей земства» Маршев В. И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 356

    Земские учреждения создавались на демократическом принципе выборности. Выбирались они на три года: «…Губернское Земское собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года» Глава II ст. 51. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37.

    Но сами выборы были не прямые, а многостепенные, хотя в основу их был положен прогрессивный в то время буржуазный принцип -- имущественный ценз. Несмотря на это, выборы были организованы так, что предпочтение всё же отдавалось дворянству. Тем самым правительство как бы вознаграждало дворян за потерю власти над крестьянами, отдавая им первенство в местном хозяйственном управлении.

    Сельская интеллигенция (врачи, учителя, агрономы, инженеры и др.) была фактически лишена избирательных прав, поскольку не обладала необходимым имущественным цензом.

    Выборы «гласных» (депутатов) уездных земских собраний происходили по трём «куриям» (собраниям, или съездам): «…а) уездными землевладельцами б) городскими обществами в) сельскими обществами» Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 33. От первых двух курий выборы производились на съездах их представителей. А выборы гласных от крестьян были многоступенчатыми: сельские обществ посылали представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды избирались гласные уездного земского собрания.

    В первую входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли или недвижимого имущества общей стоимостью не менее 15 тысяч руб. 20 мелких дворян-землевладельцев могли объединяться на выборах для получения необходимого имущественного ценза.

    Во вторую, городскую, курию входила крупная промышленная и торговая буржуазия, купцы 1-й и 2-й гильдий, промышленные и торговые предприятия которой давали от 500 руб. до 6 тысяч руб. дохода.

    В третью курию входили уполномоченные, выбранные от крестьянских обществ: «… В городских избирательных съездах участвуют:

    • а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
    • б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.
    • в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;
    • г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. Гл. 2 // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 34».

    Такая система выборов привела к тому, что в среди гласных уездных земств дворян оказалось 41,7%, крестьян -- 38,4%, купцов, -- 10,4%, духовенства -- 6,5%, мещан -- 0,5%.

    Гласные губернских земских собраний избирались из состава гласных уездных земских собраний, поэтому процент дворян возрастал до 74,2%, купцов оказалось -- 10,9%, крестьян -- 10,6%, духовенства -- 3,8%, мещан -- 0,5%.

    Следовательно, фактическими хозяевами земских собраний становились дворяне. В объяснительной записке Валуева было учтено пожелание дворянства относительно представительства в собраниях: «При первом и совершенно новом еще опыте установления местного представительства необходимо дать некоторый перевес в составе Земских собраний классу, более образованному и развитому…» Маршев В. И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 356

    Земские гласные избирали из своей среды губернских гласных:

    52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й.

    По поводу председательствования в Земском собрании «.. Госсовет находит неудобным и назначение председателя по выбору самого собрания». Поскольку и для Правительства и для самого Земства весьма важно, чтобы председатели уездных собраний были люди благонадежные…», то «всего более удостоены доверием уездные предводители дворянства», то и ясно окончательное решение: «…В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства...» Глава II, Ст 53 Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. Гл. 2 // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37

    Законодательно были определены функции земств. Они получали в свое ведение по преимуществу дела местного хозяйства, распоряжались местными сборами губерний и уездов.

    К ведению уездных земств относились все местные повинности и немало общегубернских - устройство и содержание дорог, наем домов для рекрутских присутствий, содержание местных по крестьянским делам учреждений, статистических комитетов и др. В «Положении…» были статьи о сферах влияния собраний и управ, об организации и формах контроля, отчетности и ответственности земских учреждений, о правилах «заведывания земским имуществами», «составления земских смет и раскладок», «утверждения и проведения в действие земских смет», «порядка удовлетворения земских потребностей». Указывались меры по строительству зданий и сооружений, строительсву и содержанию дорог, «меры к развитию местной торговли и промышленности»:

    «…Независимо от сего, к ведомству Губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

    I. Разделение на Губернские и уездные; земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения,

    VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.

    • 63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.
    • 64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

    I. Раскладка внутри уезда тех государственных и Губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.

    II. Составление предварительных предположений, для Губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду Губернских отнесенных,и представление означенных

    II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

    III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

    IV. Представление, чрез Начальника Губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

    V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня» Глава III Предметы ведомства и пределы земских учреждений Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 39

    Всякое новое дело влекло за собой обложение земских плательщиков новыми налогами. Поскольку право земства на обложение торгово-промышленных предприятий было ограничено Временными правилами, в качестве объекта налогообложения оставались одни земли, а они и без того несли высокие платежи. Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью, многие постановления земств, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел: «…Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, Высочайшей властью утвержденному, распоряжению правительства.

    Земские учреждения не были введены в волостях, не был создан и общероссийский орган, который мог бы направлять и организовывать деятельность уездных и губернских земских собраний и управ различных регионов страны. Земство, как тогда говорили, представляло собой «здание без фундамента и крыши». Правительство страшно боялось дальнейшей демократизации органов местного управления; а это неизбежно произошло, если бы земские учреждения были организованы в волостях, где основную массу населения составляли крестьяне. Во-вторых, оно боялось и создания Всероссийского земского органа: организация его привела бы немедленно к политизации земства и внедрению его в высшие политические сферы общества. В Положении о земствах был четко очерчен круг обязанностей их, ограничившийся лишь заведыванием «делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии»:

    «… Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений» Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 35.

    Земствам запрещалось общаться друг с другом, обсуждать вместе общие вопросы.

    Разделы организационно-правовых нововведений и мероприятий. В «Положении…» был специальный раздел, в котором излагались «существо, степень и пределы власти земских учреждений». Лучшей оценкой и характеристикой «пределов власти» земств была статья «Положения», согласно которой начальнику губернии предоставлялось право в случае бездействия земских учреждений по исполнению повинностей напоминать и понуждать к исполнению…» Глава IV Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 41. В случае безуспешности этих мер губернатор мог приступать с разрешения министра «к непосредственным распоряжениям на счет земства».

    Глава IV «Положения…» посвящена порядку действий земских учреждений.

    Проводили заседания один раз в год. На первых заседаниях избирались соответственно уездная и губернская земские управы (состоящие в уездах из трёх лиц, в губерниях из семи) и их председатели. Управы заседали постоянно и рассматривали текущие дела в перерывах между земскими собраниями.

    Земские учреждения всецело работали под контролем губернатора и министра внутренних дел. Председатели уездных земских собраний, как правило, были из уездных предводителей дворянства, а председателем губернского собрания -- губернский предводитель дворянства; первый из них утверждался губернатором, второй -- министром внутренних дел:

    «…Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

    Начальник Губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.»

    Земские учреждения не были включены в систему государственных органов, служба в них считалась общественной обязанностью и не оплачивалась. Отсюда и деятельность земства по разрешению местных хозяйственных вопросов не финансировалась из государственного бюджета, экономической базой его являлось самофинансирование. Но земству было предоставлено право собирать земские налоги с земель, лесов, с оборота промышленной и торговой деятельности, доходов домовладельцев и т.д. Земское обложение затронуло все слои населения. Кроме того, дохода земства пополнялись за счёт целевых дотаций государства и частных пожертвований.

    В целом, земство оказалось безвластным и бесправным органом местного управления. Самоуправление на местах, провозглашенное в реформе 1864 г., осталось только на словах, так как самодержавие пошло на уступки дворянству и либерально-буржуазным элементам лишь в решении местных и хозяйственных вопросов. Оно сохранило за собой административную власть на местах, и, в частности, право отменять неугодные правительству решения Земских собраний и даже закрывать земства, выступающие в защиту своих прав.

    Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения

    Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по принадлежности, суть:

    I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения. . .

    III. Меры обеспечения народного продовольствия.

    IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; . . . попечение о построении церквей.

    V. . . . взаимного земского страхования имуществ.

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

    VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления. . . вредными насекомых и животными.

    IX. . . . участие в делах о почтовой повинности.

    X. Раскладка. . . государственных денежных сборов. . .

    XI. Назначение, раскладка, вздымание и расходование. . . местных сборов для удовлетворения земских потребностей. . .

    XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд. . .

    XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих учреждений.

    XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых уставов, положений или постановлений. . . .

    Ст. 5. Земские учреждения имеют право. . . приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры. . .

    Ст. 6. . . . действуют самостоятельно. . . .

    Ст. 7. . . . не могут выходить из круга указанных им дел. . .

    Ст. 8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности. . . за действия, противные существующим законам, за неиспользование основанных на законе требований местных начальств. . .

    Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений. . .

    Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

    Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих лиц в нем.

    Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.

    Ст. 51. Губернское земское собрание составляется из гласных,

    избираемых уездными земскими собраниями на три года.

    Ст. 56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды. . .

    Ст. 76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу. . . .

    Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. . . М. , 1990. С. 80-82.

    Новое положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. стеснило избирательную систему и деятельность земств, усилило правительственный надзор за ними. Для первого съезда, называвшегося теперь съездом дворян-землевладельцев (все землевладельцы- недворяне были причислены к другим съездам), минимальный ценз был значительно понижен (там, где он равнялся 200 дес. земли, он стал 125 дес.). Для избирателей

    буржуазии городов ценз повысился в 2, 5 раза (с 6000 руб. оборота до 15000)Третий избирательный съезд упразднялся, а гласные в уездное земское собрание стали назначаться самим губернатором из списка кандидатов, составленных на волостных сходах. В состав уездного земского собрания включались чиновники (от государственных имуществ, удельного ведомства, духовенства, городского головы, весь состав земской управы прежнего состава. Положение о земских учреждениях 1890 г. явилось земской контрреформой. . . . На созданные по положению 12 июня 1870 г. городские органы “самоуправления” (городские думы и управы)возлагались административные и хозяйственные задачи. . . . Городовое положение 2 июня 1870 г. явилось городской контрреформой. . . . Значительно возрос надзор за органами “самоуправления” . . . Отстранение от участия в “самоуправлении” городов мелкой и части средней буржуазии означало усиление роли и места крупной буржуазии. . .

    «Положением о земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в царствование императора Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из центра (из столицы). Потребности местной жизни чрезвычайно разнообразны и, сравнительно, мелочны, у каждой местности эти потребности, а равно и средства для их удовлетворения зачастую столь отличны от потребностей и средств других областей, что разобраться в них могут только местные люди, близко знакомые с ними. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои пределы десятки губерний и областей с разнообразным климатом, населением, и с большого расстояния эти местные особенности стушевывались; из министерского окошка, очень от них удаленного, зачастую их совсем даже не было видно, и потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и запоздалыми. Условия местной жизни могут хорошо знать только постоянные жители края; между тем чиновник, посылаемый в провинцию (губернатор, исправник), в лучшем случае только временный гость, несвободный в своих действиях, заинтересованный, прежде всего, в точном исполнении отданных ему предписаний; ему, наконец, прямо не усмотреть за всем. Вот почему новое Положение было построено на том, чтобы выделить дела исключительно областного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей: лучше с ними знакомые, непосредственно заинтересованные в благополучии своего края, они, предполагалось, легче найдут средства и изыщут способы для удовлетворения его нужд.

    В самом деле, центральные государственные учреждения (сенат, государственный совет, министерства) дают общие директивы, указывают направление, по какому должна идти жизнь государства во всем его целом; они дают, так сказать, политический камертон народной жизни; поэтому меры, принимаемые центральным правительством, всегда будут мерами общими, одинаковыми для всех частей государства.

    Положение о земских губернских и уездных учреждениях было недостаточно совершенным. Он отражал борьбу, которая шла тогда между старыми и новыми силами российского общества. Правительство всегда держало земства на почтительном расстоянии от политической власти в строго очерченных рамках «польз и нужд уездов и губерний» Земская реформа и созданные ею органы всесословного местного самоуправления уже в 60-е гг. XIX в. привлекли к себе внимание общественности, стали объектом исследований историков и правоведов, а земская тематика прочно заняла место на страницах газет и журналов того времени. В дореволюционный период были опубликованы тысячи работ, совершенно неоднородных по характеру и объему: от небольших -- в несколько десятков строк -- заметок в популярных периодических изданиях до многотомных научных монографий..

    Земские учреждения не были включены в систему государственных органов, служба в них относилась к общественным обязанностям.

    Авторы Положения 1864 г. исходили из негосударственной природы земств, поэтому в нем нет указания, на какие бы то ни было государственно-властные полномочия земских учреждений. Вместе с тем, поскольку в их задачу входило решение вопросов местного самоуправления, земства наделялись правом издавать обязательные для населения постановления, облагать его сборами. Но для эффективного осуществления таких полномочий нужно было обладать властью. Авторитет же власти по-прежнему принадлежал государственным органам, прежде всего полиции. Несмотря на то, что полиция финансировалась из земских средств, она не подчинялась земствам, которые могли осуществлять меры принуждения только через полицию, одновременно решавшую вопрос о целесообразности таких мер. Ковешников Е. M. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- M.: Издательство НОРМА, 2001.- С. 94

    Ситуацию не изменило Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. Хотя земские учреждения стали рассматриваться как часть государственного управления и служба в земских должностях приравнивалась к государственной, но взаимоотношения с полицией остались прежними. Вероятно, правительство, опасаясь политической активности представительных учреждений на местах, не стремилось давать в их руки реальные властные механизмы.

    Как показывает история, земства оказались весьма жизнеспособными. В 1865 г. они начали свою деятельность в 19 губерниях, в 186,6 - еще в девяти. К моменту Февральской революции земства действовали уже в 43 губерниях, в их орбиту было вовлечено 110 млн. россиян.

    Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.

    12 июня 1890 года император утверждает новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохранило принципы бессословности и выборности земств, однако реализация этих принципов существенно ограничивается. В этом и заключался смысл земской контрреформы. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов предста­вительства по первой (землевладельческой) курии. Если раньше по ней могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, то теперь в нее могли входить исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

    Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

    Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.

    Духовенство лишалось избирательных прав.

    Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа ограничивает права этого по существу «дворянского» органа. Теперь губернатор полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение «свой» вопрос. Кроме того, учреждается новое административное учреждениегубернское по земским делам присутствие , которое рассматривало «правильность» проведения выборов в земства и проверявшее «законность» и «целесообразность» постановление земств.

    Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.

    11 июня 1892 года было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщи­ков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Тем самым были урезаны избирательные права основной массы городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся, но и мелкая буржуазия (мелкие торговцы, приказчики и пр.).

    Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.

    Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.

    Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. С помощью мер ужесточения политического режима и проведения курса контрреформ удалось стабилизировать ситуацию в стране и на некоторое время сохранить незыблемым самодержавие. Однако политика откладывания назревших изменений на будущее привела к политическому взрыву первых русских революций.

    Исторический анекдот : у Александра III был день рождения. А один генерал-губернатор забыл поздравить царя-батюшку. Вспомнил, когда уже прошло три дня. Что делать? Виноватым быть не хочется. Прислал царю телеграмму следующего содержания: «третий день пьем за ваше здоровье». Царь посмотрел и написал резолюцию – «не пора ли остановиться».


    Именной указ, данный Правительствующему Сенату 1 Января 1864 года, распубликованный 8-го того же Января. – Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных пользы нужд каждой губернии и каждаго уезда, местное их население, посредством избираемых от онаго лица, Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведывания упомянутыми делами, учреждений.

    Составленные на сем основании и разсмотренные в Государственном Совете проекты: Положения о губернских и уездных земских учреждениях и временных для них Правил по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении, Мы находим соответствующими нашим Намерениям и, вследствие чего, утвердив их и препровождая при сем в Правительствующий Сенат, повелеваем:

    1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях и временныя Правила для сих учреждений ввести ныне же в действие в губерниях: Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской.

    2. Министру Внутренних Дел, составя немедленно Правила, необходимыя для открытия, на сем основании, в поименованных губерниях, земских учреждений и для первоначальных их действий, внести сии Правила на Наше утверждение чрез Государственный Совет.

    Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащия распоряжения.

    Положение

    Гл. 1. - Положения общия

    1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждаго уезда, образуются губернския и уездныя земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.

    2. Дела, подлежащия ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

    I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

    III. Меры обезпечения народного продовольствия.

    IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочия меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

    V. Управление делами взаимнаго земскаго страхования имуществ.

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

    VIII. Содействие к предупреждению падежа скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

    IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинскаго и гражданскаго управлений и участие в делах о почтовой повинности.

    X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земския учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

    XI. Назначение, раскладка, взимание и расходывание, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

    XII. Представление, чрез губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез губернское начальство; добавление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников губерний, сведений, до земскаго хозяйства относящихся.

    XIII. Производство выборов в члены и другия должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

    XIV. Дела, которыя будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

    3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.

    4. На земския учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.

    5. Земския учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимыя имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинать гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.

    6. Земския учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.

    7. Земския учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.

    8. Земския учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противныя существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильныя распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

    9. Начальникам губерний иметь право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ход дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.

    10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательными для земства, то Начальник губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает, с разрешения Министра Внутренних Дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.

    11. Земским учреждениям предоставляется на относящияся до них распоряжения Начальника губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, Земского Собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.

    Гл. 2. - Состав земских учреждений

    12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.

    13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

    14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

    15. В С.-Петербурге и Москве, а также в Одессе, где образовано уже новое городское управление, заведывание земскими делами, до сих городов относящимися, возлагается на Городские Думы; при чем пользуются правами и несут обязанности: Общая Дума – Уезднаго Земскаго Собрания, а Распорядительная Дума – Земской Управы. Уезды С.-Петербургский, Московский и Одесский имеют особыя от сих городов Земския Собрания и Земския Управы (ст. 43).

    16. Выбор Уездных Гласных, присутствующих в Уездном Земском Собрании, производится:

    а) на съезде уездных землевладельцев;

    б) на съезде городских избирателей;

    в) на съезде выборных от сельских обществ.

    17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченныя по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

    18. За лица женскаго пола, за отсутствующих и за достигших гражданскаго совершеннолетия (21 года), но не имеющих положеннаго в предшедшей статье возраста, допускаются к выборам лица, снабженныя доверенностями, а за малолетних, несовершеннолетних и состоящих в опеке – их опекуны и попечители, если как поверенные, так и опекуны и попечители, подходят под имущественные условия, для участия в избирательных съездах ст. 23 и 28 постановленныя, и если к допущению их в сии съезды нет препятствий, указанных в ст. 17-й. Сверх того, лица женскаго пола могут уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятей и родных братьев, даже и в тех случаях, когда уполномочиваемые не соответствовали бы означенным выше имущественным условиям, если только к допущению их в избирательные съезды не будет препятствия по ст. 17-й.

    Примечание. Упомянутыя в сей статье доверенности на участие в земских выборах должны быть написаны на установленной для доверенностей гербовой бумаге и подписаны самим верителем и двумя свидетелями, с удостоверением подписи верителя полициею, или ближайшим начальством, или Мировым Посредником (а по учреждении должности Мировых Судей – Мировым Судьею). Лица, явившиеся на съезд с доверенностями, писанными на простой бумаге, допускаются к участию в съезде не прежде, как по уплате следующей за гербовую бумагу пошлины.

    19. Богоугодныя, благотворительныя, учебныя и другия учреждения, общества, компании и товарищества, владеющия недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных, с соблюдением условий, в предшедшей статье установленных.

    20. Неотделенные сыновья могут участвовать в выборах, вместо своих отцов, по их уполномочию.

    21. Лица, арендующия в уезде участки земли по законным контрактам, заключенным не менее как за два года до выборов и на сроки не менее шести лет, и если при том до истечения срока контракта остается не менее трех лет, могут участвовать в выборах вместо земледельцев, у коих они арендуют землю, но только в тех случаях, когда земледелец, не имея, по какой либо причине, возможности присутствовать лично на избирательном съезде, передаст свой голос такому арендатору, по доверенности, совершенной порядком.

    22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.

    23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

    а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом росписании;

    б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;

    в) назначенные на основании ст. 18–21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли и имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи;

    г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, недостигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);

    д) уполномоченные от Священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462–463 ст. Свода зак. Т. Х ч. III кн. II и в приложении к ст. 523-й Свода зак. Т. IХ (изд. 1857 г.).

    Примечание. В избирательном съезде землевладельцев участвуют лично, или через уполномоченных, те крестьяне, которые приобрели в собственность, вне пределов крестьянского надела, участки земли, достигающие размеров, указанных в пунктах а) и г) сей статьи.

    24. Означенные в пунктах г) и д) ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и Священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уездах, смотря по местным уездам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследования и распоряжения Предводителем Дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.

    25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезд, полагая одного уполномоченнаго на пространство земли, определенное в пункте а) ст. 23-й.

    26. При вычислении пространства земли, дающего, на основании 23-й статьи, право участия в избирательных съездах, не различается, состоит ли означенная земля в непосредственном распоряжении владельца по праву собственности, или отведена в постоянное пользование крестьян, или же отдана в арендное содержание другим лицам. Но выкупленные крестьянами земельные участки, со дня окончательного утверждения выкупной сделки, исключаются из счета обшаго пространства земель, принадлежащего владельцу имения.

    27. Созвание избирательного съезда землевладельцев, по воспоследовании распоряжения о выборе Гласных, производится Уездным Предводителем Дворянства, на котораго возлагается вместе с тем и председательство на означенном съезде.

    28. В городских избирательных съездах участвуют:

    а) лица, имеющия купеческия свидетельства;

    б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей;

    в) лица, владеющия на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 5000 рублей;

    г) назначенные на основании ст. 18–20-й поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи.

    29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.

    30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общаго числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждаго сельскаго общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

    31. В каждом назначается, по распоряжению Губернскаго Правления, несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделяются по мировым участкам, а в случае местнаго для того неудобства – по странам. Каждый из сих съездов, избирает сообща, без различия ведомств, всех Гласных, причитающихся на участок.

    32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности Мироваго Судьи, Мировым Посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающия при выборе Гласных недоразумения.

    33. Для определения числа Гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельскаго населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число Гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости.

    34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию Гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются Гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.

    35. В Гласные избираются, в определенном в ст. 33-й числе:

    а) съездом уездных землевладельцев – члены онаго, в ст. 23-й означенные;

    б) городскими избирательными съездами – члены оных, в ст. 28-й означенные, не исключая и тех землевладельцев, которые имеют право участия в городских избирательных съездах;

    в) избирательными съездами сельскаго сословия – лица, участвующие в сих съездах; и члены избирательного съезда землевладельцев, а также местные Православные: приходские Священники и вообще Священнослужители.

    36. Не могут быть избираемы в Гласные: местные Начальники губерний, Вице-Губернаторы, Члены Губернских Правлений, Губернские и Уездные Прокуроры и Стряпчие и чины местной полиции.

    37. Поверка числа Гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое Земское Собрание.

    38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Министром Внутренних Дел, по Особому росписанию губерний.

    39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.

    40. Независимо от избираемых, вышеизложенным порядком, Гласных, в состав Земских Собраний тех уездов, в которых находятся казенные и уездные земли, не отведенные в постоянное пользование крестьян, назначаются члены от ведомств государственных имуществ и удельного, по избиранию начальства сих ведомств.

    41. Если количество находящихся в непосредственном распоряжении казны или удела земель составляет менее четверти всего пространства уездных земель, то в Земское Собрание назначается один член от ведомства государственных имуществ или один от удельного, или по одному от того и другого ведомства, когда в уезде находятся и казенные и удельные земли, если количество сих земель составляет от одной четверти до половины всех земель уезда, то могут быть назначаемы два члена, если же более половины, то три.

    42. Для законного состава заседаний Земскаго Собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.

    43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства.

    44. Для производства дел, на время заседаний, Уездныя Земския Собрания избирают Секретарей из числа своих членов.

    45. Обшия Городския Думы в С.-Петербурге, Москве и Одессе и Земские Собрания уездов сих городов могут, по требованию своих Председателей (обоих или одного), иметь соединенныя заседания с разрешения: в С.-Петербурге и Москве – Начальников губерний, а в Одессе – местнаго Генерал-Губернатора. В таком соединенном заседании председательствует Городской Голова. В случае, если против постановления большинства такого соединеннаго собрания будет заявлено несогласие большинства членов Думы или большинства членов Уезднаго Собрания, то дело поступает на решение Губернскаго Земскаго Собрания (ст. 15).

    46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.

    47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая Мировых Судей), чиновники местных Казенных Палат и Уездных Казначейств, и лица духовнаго звания. Прочия служащия лица допускаются к занятию должностей членов Земских Управ не иначе, как с разрешения их начальства.

    48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника губернии.

    49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уезднаго Земскаго Собрания.

    50. Губернския земския учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

    51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

    52. Число Губернских Гласных от всякаго уезда определяется соразмерно числу Гласных местнаго Уезднаго Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й. В Губернских Земских Собраниях С.-Петербургском, Московском и Херсонском участвуют Гласные, выбранные для сего Городскими Думами С.-Петербурга, Москвы и Одессы в числе, показанном в той же ведомости.

    53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

    54. Правила о законном составе Уездных Собраний и об избрании Секретаря Собрания (ст. 42 и 44) распространяются и на Губернския Земския Собрания.

    55. В Губернском Земском Собрании присутствуют, на равных правах с прочими членами, Управляющие местною Палатою Государственных Имуществ и местною Удельною Конторою.

    Примечание 1. Если в губернии, где находятся казенные земли, нет Палаты Государственных Имуществ, то назначение члена от ведомства государственных имуществ в Губернское Земское Собрание предоставляется Министерству Государственных Имуществ.

    Примечание 2. Если в губернии не одна Удельная Контора, или удельныя земли, в губернии находящиеся, состоят в заведывании Конторы, учрежденной в другой губернии, то назначение члена от удельнаго ведомства в Губернское Земское Собрание предоставляется Департаменту Уделов.

    56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

    57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Управы зависит от Губернского Земского Собрания.

    58. Назначение сумм на содержание Канцелярий Земских Управ зависит от постановлений Земских Собраний, а образование и состав сих Канцелярий от распоряжения самих Управ.

    Примечание. Порядок созвания избирательных собраний, составления избирательных списков и производство выборов, определяется на вышеизложенных основаниях, в особых правилах об открытии земских учреждений.

    59. Земским Собраниям предоставляется, независимо от выбора Председателей и членов в Земския Управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений Земских Собраний.

    60. Земским Управам предоставляется, с разрешения Земских Собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, за счет назначенных для сего по смете сумм.

    Гл. 3. - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений

    61. Губернския земския учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которыя относятся до всей вообще губернии или нескольких ея уездов.

    62. Независимо от сего, к ведомству губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

    I. Разделение на губернския и уездныя: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественнаго призрения, а равно перемены в сем разделении.

    II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

    III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

    IV. Представление, чрез Начальника губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

    V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.

    VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земския учреждения по закону или особому, Высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.

    VII. Разсмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.

    VIII. Разсмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.

    63. Уездныя земския учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждаго отдельнаго уезда.

    64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

    I. Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездныя учреждения.

    II. Составление предварительных предположений, для губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду губернских отнесенных, и представление означенных предположений в Губернскую Управу.

    III. Представление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.

    IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.

    V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.

    VII. Местныя распоряжения и надзор, по указаниям губернской управы, в пределах уезда, по устройству губернских путей сообщения, по исполнению потребностей управления, на губернския повинности отнесенных, и по взаимному страхованию; представление о действиях по сим предметам отчета Губернской Управе (ст. 72).

    65. В круге обязанностей, возлагаемых на земския учреждения по 2, 61–64 ст. сего Положения, принадлежат: Земским Собраниям – распорядительная власть и общий надзор за ходом дела, а Земским Управам – как распоряжения исполнительныя, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.

    66. Губернския Земския Собрания могут издавать обязательныя для местных земских учреждений той же губернии постановления, а Уездныя Земския Собрания – давать, с своей стороны, инструкции Уездным Управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений Губернских Собраний, с тем: 1) чтобы означенныя постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению.

    67. Губернския Земския Собрания могут разрешать Управам, по непредвиденным и нетерпящим отлагательства надобностям, отступления от смет, временныя заимствования и т.п., определяя в этих случаях границы такого полномочия.

    68. К ведомству Губернских Земских Собраний, в особенности, относятся:

    разсмотрение и утверждение губернских земских смет и раскладок денежных и натуральных повинностей, составление земской росписи;

    разрешение приобретения и отчуждения недвижимых имуществ губернскаго земства;

    распоряжение губернскими земскими капиталами;

    образование, сверх принадлежащих земству капиталов обшественнаго призрения, народнаго продовольствия и взаимнаго страхования, других постоянных капиталов на предметы губернских земских потребностей;

    разрешение предположений о займах на нужды земства губернии;

    разрешение кратковременных заимствований из губернских капиталов земства, имеющих определенное назначение;

    отнесение проселочных дорог в разряд земских губернских, а сих последних в разряд проселочных; изменение направления губернских земских дорог;

    установление новых сборов на губернския земския потребности;

    назначение сборов с приходящих и проезжающих по губернским земским дорогам, мостам и переправам;

    назначение губернских выставок местных произведений, с целию поощрения местных промыслов;

    обсуждение заключений и сведений, высшему Правительству представляемых, по его требованиям, или по ходатайству Управ и членов Собрания;

    представление, чрез Начальника губернии, на разрешение высшаго Правительства предположений об учреждении Губернских Земских Банков, а также заключений по предметам местной торговли, земледелия и промыслов в тех случаях, когда меры, признаваемыя Земским Собранием полезными, превышают пределы предоставленной ему власти;

    уполномочия Губернским Управам и разрешения по возникающим недоразумениям, или особо важным вопросам;

    разсмотрение жалоб на Губернския Земския Управы;

    утверждение отчетов по земскому хозяйству;

    производство выборов Председателей и членов Губернских Управ и назначение сумм на их содержание; поверка выборов в Губернские Гласные.

    69. На обязанности Губернских Управ, независимо от исполнения распоряжений Губернских Собраний и управления, под руководством Губернских Земских Собраний, имуществами земства и вообще земским хозяйством губернии, лежит: составление губернских смет, раскладок и отчетов; подготовление всех нужных для Собрания сведений и заключений; надзор за поступлением земских доходов; расходование губернских земских сумм; ведение, под наблюдением Земских Собраний, исков по имущественным делам земства и разсмотрение жалоб на Уездныя Земския Управы.

    70. Уездныя Земския Собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как Губернския по губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.

    71. Губернския и Уездныя Земския Собрания для поверки земской отчетности избирают из среды своей особыя ревизионныя Комиссии, заключения которых поступают на утверждение Земских Собраний (ст. 113).

    72. Обязанности Уездных Земских Управ по уезду суть те же, как и Губернских Управ по губернии. Кроме того, Управы исполняют упомянутыя в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению Губернской Управы.

    73. Земския Собрания и Управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст. 3, 7).

    74. Земския Управы не могут учреждать никаких сборов и повинностей, кроме утвержденных Собраниями, и вообще не имеют права отступать, без особого разрешения Собраний (ст. 67), от установленных Собраниями смет и раскладок. В случае же неотложной необходимости произвести расход, не показанный в смете, Управы могут употреблять для своего сбережения от сметных сумм, не выходя однако из общей суммы, назначенной по смете на все расходы.

    75. Земския Собрания и Управы не могут приводить в исполнение, без утверждения местного или высшего Правительства, те из распоряжений своих, для которых такое учреждение требуется законом (ст. 90 и 92)…