Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Изъятие земельных участков для федеральных нужд. Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Основания для изъятия земельного участка по закону

    Изъятие земельных участков для федеральных нужд. Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Основания для изъятия земельного участка по закону

    В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

    1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу ().

    Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

    Основания изъятия земельного участка

    ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте , затем на панели инструментов выберите "Изменения в документе", а в нем – "Обзор изменений".

    Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы "Тимофеев/Черепнов/Калашников" Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым ().

    Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

    Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (). Партнер юридической фирмы "АВЕЛАН" Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. "Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии", – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена ().

    Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках ().

    Юрист девелоперской компании "Сити-XXI век" Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " ". – Ред. ], могут возникнуть проблемы. "Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника", – рассуждает Василий Шарапов.

    Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) ( , ). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе ( , Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ).

    Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

    Решение об изъятии земельного участка

    После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе "электронки" – то со дня опубликования решения об изъятии).

    Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд ().

    Цена изъятого земельного участка

    На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения ().

    Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " "). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

    Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

    Соглашение об изъятии недвижимости

    Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества ().

    При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

    Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости ().

    Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании "Найдем Адвоката" Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней ().

    В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

    Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. "Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже", – предостерегает Сергей Казинец.

    ***

    В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

    С 1.04.2015 г. были введены в действие законодательные изменения, которые коснулись осуществления права собственности на земельные участки. Некоторые этапы по отчуждению землевладения в пользу государства или муниципалитета были существенно упрощены.

    Общие сведения

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Отсутствие сведений о собственнике или владельца земли в ЕГРН не является препятствием для изъятия объекта недвижимости. Сумма выкупа не может быть увеличена за счет стоимости выполненных неотделимых улучшений, если они существенно не повлияли на качество земли и были проведены незаконным способом.

    Сокращен срок подписания соглашения о выкупе земли. Если оно не будет достигнуто, то уполномоченный орган вправе обратиться в суд и приобрести права собственности на земельный участок в принудительном порядке.

    Введение изменений было обусловлено отсутствием учета в Росреестре более половины участков, находящихся у частных собственников — коммерческих организаций и представляющих интерес для государства и муниципальных образований.

    Участок можно изъять только на основании акта органов государственных власти или судебного решения. Гражданину или юридическому лицу (собственнику земли) присылается уведомление с текстом – проектом соглашения о выкупе.

    В соглашении обозначена () стоимость земли, условия и сроки выкупа, а также последствия для собственника, в случае, если он откажется от предложенных условий передачи права собственности на землю государству.

    Основания

    Основания изъятия земли для государственных и муниципальных потребностей обозначены в . Это необходимо для того, чтобы Россия выполнила свои обязательства в рамках международных договоров.

    Изъять участок могут также, если на нем необходимо построить стратегические и жизнеобеспечивающие объекты.

    Здания и сооружения государственного, регионального и местного уровня размещаются на изъятых земельных участках, если нет возможности построить их в другом месте, либо когда выбор альтернативных вариантов нецелесообразен.

    В перечень таких объектов входит:

    • объекты энергосистемы федерального, регионального и местного уровней;
    • объекты атомной энергетики;
    • линейные, коммуникационные, инженерно-технические и другие объекты, которые нужны для охраны Госграницы РФ, поддержании ее обороноспособности;
    • объекты транспортной инфраструктуры всех уровней;
    • объекты газо-, водо-, энергоснабжения всех уровней;
    • космические объекты.

    Земля может быть изъята с целью проведения работ по пользованию недрами. Тогда изъятию подлежит даже лесной участок.

    Перечень оснований считается открытым. Участок может быть изъят, если он потребуется для мелиоративных работ, рекультивации, ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях.

    Закон

    Законодательная база следующая:

    • Порядок изъятия земельного участка регулируется гл. 7. ЗК РФ – ст. 56.1 – 56.12.
    • Принудительное возмездное прекращение права собственности на землю ввиду ее нерационального использования регулируется ГК РФ – ст.284-286., ЗК РФ – ст. 44-47.54., а также ст. 7 ФЗ № 101 от 24.07.2002, регулирующий порядок оборота сельскохозяйственных земель.
    • Порядок реквизиции земельных участков обозначен в ГК РФ – ст.242, ЗК РФ – ст.51.
    • Конфискация земель осуществляется согласно УК РФ – ст. 104.1-104.3. Дополнительно процедура регулируется нормами ст. 243 ГК РФ, ст.50 ЗК РФ.
    • Передача права собственности на землю осуществляется согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.

    Изъятие земельного участка

    Неправомерное лишение гражданина или организации права собственности на землю запрещено. При выкупе земли для государственных и муниципальных потребностей сделать это можно только предоставив собственникам земли соразмерную компенсацию.

    Возмещению также подлежат убытки и упущенная выгода гражданина или компании, если они использовали участок для ведения ЛПХ или бизнеса.

    При согласии собственника ему может быть предоставлен другой участок. Тогда заключению подлежит сделка мены.

    Если стоимость предлагаемого участка выше цены на существующую изымаемую землю, то собственнику предлагается доплатить определенную сумму. Доплата также возможна собственнику, если ему предлагается участок меньший по размеру и хуже по качеству.

    Для государственных нужд

    Земля подлежит изъятию для государственных нужд только в крайних случаях, обозначенных в ЗК РФ – ст.49. Решение об этом уполномочен принимать федеральный орган исполнительной власти.

    Взамен собственнику должен быть предоставлен участок по равнозначной цене или выплачено соответствующее денежное возмещение. Оно должно быть предварительным.

    Если собственник возражает против совершения сделки выкупа, в том числе по причине низкой оценки земли, то уполномоченные должностные лица обращаются в арбитражный суд и получают возможность изъять участок в принудительном порядке.

    Для муниципальных нужд

    Изъятие земельного участка для муниципальных нужд возможно, если это нужно в целях развития территории – по градостроительному плану. Решение о комплексном развитии территории принимается на основании ее проекта межевания и застройки.

    Изъятие предполагает обязательное соблюдение договорного порядка. При невозможности прийти к взаимному согласию выкуп проводится по судебному акту.

    В суде будут определены условия изъятия и размер выкупной стоимости. Она перечисляется на действующий счет собственника (правообладателя) или остается на депозите у нотариуса до востребования.

    Принудительное

    У собственника земельного участка есть 90 дней с момента получения уведомления на то, чтобы подписать к уполномоченным государственным (муниципальным) органов власти соответствующее соглашение.

    Если это не будет сделано, то подается исковое заявление в арбитражный суд с целью прекратить права собственности ответчика на участок на законных основаниях.

    В суде также озвучивается суммы выкупа. Предлагаются условия, максимально приемлемые для собственника изымаемой земли. Он в свою очередь также вправе оспаривать оценку участка, проводить независимую землеустроительную экспертизу.

    Спор может возникнуть из-за того, что, помимо самого участка, к государству (муниципалитету) отходит право собственности на располагающиеся на земле здания, сооружения. Их наличие существенно увеличивает сумму выкупа.

    Если права на здания (сооружения) не были зарегистрированы надлежащим образом, то собственник участка может не получить за них ожидаемую компенсацию.

    Ввиду ненадлежащего использования

    В 2019 году по-прежнему существует возможность изъять участок из-за его или нерационального и ненадлежащего использования. Сделать это можно, если землей не пользовались в течение трех лет с момента перехода законных прав к собственнику.

    В трехлетний срок не засчитывается время необходимое для подготовительных работ для освоения земли.

    По поводу правонарушения возможно административное расследование. Местная администрация подает иск в суд, с целью изъять у ответчика землю и продать ее через публичные торги. Полученная сумма, за вычетом сумм, необходимых на судебные расходы и организацию торгов, передается бывшему собственнику.

    Порядок действий

    Он включает выработку решения об изъятии земли. Оно принимается в форме постановлении главы региона или муниципального образования. После принятия постановления собственник получает соответствующее уведомление, с проектом договора и сроками, необходимыми для оформления сделки.

    Судебное разбирательство проводится при отказе собственника от предложенных государством (муниципалитетом) условий сделки.

    Предметом спора может быть стоимость договора, сумма компенсации за убытки.

    Разработка проекта договора, ведение переговоров обычно поручается Департаменту имущественных отношений регионов (муниципалитетов).

    Постановление

    Оно содержит дату, входные данные, а также сведения об авторе – обычно это глава исполнительной власти региона, руководитель муниципального образования. Далее указываются сведения об участке, цели его экспроприации, а также ссылка на гражданское и земельное законодательство.

    Формулируется распоряжение изъять земельный участок с указанной площадью, с конкретным , расположенный по определенному адресу.

    Обозначается информация о выявленном собственнике участка. Затем следует перечень поручений и полномочий Департамента имущественных отношений региона. Контроль за изъятием осуществляет глава региона (муниципалитета), а также руководитель ответственного органа.

    Уведомление

    В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее. Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136. По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

    136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

    Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

    Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

    • сельскохозяйственного назначения;
    • населенных пунктов;
    • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
    • для осуществления космической деятельности;
    • оборонительно-стратегические земли;
    • других специальных назначений;
    • охраняемых территорий;
    • охраняемых объектов;
    • лесного фонда;
    • водного фонда;
    • запаса.

    Основания для изъятия земельного участка по закону

    В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

    Статья 49 ФЗ № 136

    В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

    1. в соответствии с международными договорами России;
    2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
    • энергетические системы регионального значения;
    • системы использования атомной энергии;
    • системы обороны и безопасности;
    • системы федерального транспорта;
    • космической деятельности;
    • линейного производства;
    • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
    • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

    Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

    Статья 50 136 закона

    Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

    Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

    Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

    Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта. Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию. В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

    Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно

    Земельный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного изъятия земельных наделов у собственника, если на то существуют государственные или муниципальные нужды. Данный вопрос на сегодняшний день является особенно актуальным и злободневным, так как, основываясь на данную правовую норму, многие органы государственной власти превышают свои полномочия и ущемляют граждан в их законных правах.

    Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Такое понятие как институт изъятия земельных участков известен практикующим юристам давно. Он существовал и в Российской империи, и в СССР, и РСФСР, и теперь оказывает свое непосредственное влияние на распределение земель в России. И если данное понятие было отлично урегулировано дореволюционным и советским законодательством, то сегодня Земельный кодекс России содержит в себе большое количество коллизий и пробелов по данному вопросу.

    Что же собой представляет понятие «изъятие земельного участка»? Это закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела посредством выкупа для государственных или же муниципальных нужд, который подразделяется на 4 конкретные стадии:

    • принимается решение об изъятии земельного участка у собственника, после чего осуществляется госрегистрация;
    • происходит уведомление собственника о подобном государственном решении, которое направлено на изъятие участка;
    • осуществляется определение конкретных условий и порядка изъятия и перечисления выкупа за территорию;
    • вносится оплата за земельный участок, равная выкупной цене, а также дополнительная компенсация.

    В юридической литературе понятие «изъятие земельного участка» находит различную трактовку, в частности, во внимание берутся такие основания, как, например, правовой статус земельного участка. Некоторые ученые сходятся во мнении, что подобное правомочие со стороны государства является сделкой на подобии купли-продажи. Другие, напротив, находят основания, чтобы придать изъятию статус «квази-сделки», в частности, из-за его принудительного характера.

    Условия изъятия участков. Возмещение убытков при изъятии земельных участков

    На сегодняшний день Земельный кодекс РФ, а также гражданское законодательство закрепляют все основополагающие условия, которые могут использоваться в качестве основания для изъятия земли у собственника.

    В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст. 55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

    Что собой представляет понятие «возмещение убытков при изъятии участков»? Это равноценная плата за подобное правомочие со стороны государственных или же муниципальных органов, которая подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, но и покрытие дополнительных расходов собственника, и финансовое возмещение за убытки, причиненные государством.

    При этом порядок и условия возмещения всех убытков и внесения платы определяется участниками правоотношений по обоюдному соглашению. Этот контракт подразумевает ключевую обязанность со стороны государственной власти уплатить рыночную стоимость и компенсировать дополнительные причиненные убытки собственника.

    Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа

    Стоит отметить, что Земельный кодекс РФ, четко регламентирует порядок изъятия участка путем выкупа. В частности, в нем прописаны все ключевые случаи, когда может быть осуществлено данное правомочие со стороны государственной власти:

    • изъятие земли у собственника происходит в том случае, если надел необходим для исполнения РФ всех своих международных обязательств;
    • принудительное изъятие собственности осуществляется в том случае, если существует необходимость разместить на участке государственный объект, а иных вариантов для строительства не имеется;
    • изъятие происходит в иных случаях, которые закрепляет как Земельный кодекс, так и федеральное или региональное законодательство РФ.

    Как было сказано выше, размер выкупа определяется сторонами соглашения. Если подобного согласия достичь не удается, то выкупная цена определяется арбитражным судом РФ. При этом судья берет во внимание рыночную стоимость, которая зафиксирована на момент судебного разбирательства.

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанное с выполнением международных обязательств

    Рассмотрим перечисленные выше основания более подробно. Если обратиться к современному российскому законодательству, то особую роль в нем играют международные обязательства, которые берет на себя РФ. Зачастую, чтобы выполнить их, государству требуются многочисленные ресурсы, к которым можно причислить и земельные территории.

    Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

    Как и во всех остальных случаях изъятия участка, владельцу земли перечисляется выкуп и возмещаются дополнительные убытки, в том числе и упущенная выгода, которую он мог получить, распоряжаясь территорией по своему усмотрению.

    Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в рамках развития застроенных территорий

    Порядок изъятия земель, которые необходимо освоить с целью дополнительного развития территорий для удовлетворения муниципальных нужд, имеет стандартное воплощение. Свое закрепление данное правомочие со стороны органов нашло в статье 49 ЗК РФ.

    Порядок изъятия земли для строительных работ подразумевает прохождение двух ключевых стадий, которые регулирует указанный выше Кодекс. На первой стадии происходит предварительное согласование о том, в каком конкретном месте будет возведено то или иное строение для обеспечения нужд конкретного муниципалитета. Далее процесс переходит в стадию непосредственного изъятия частной собственности в пользу государства.

    На первом этапе обязательным условием его легитимации считается участие собственников земельных территорий. В том случае если возникают какие-либо проблемы в урегулировании вопроса, касающегося предварительного согласования, владелец надела может найти защиту в уполномоченных органах, то есть судебных инстанциях.

    Если предварительная стадия прошла успешно и никакие законодательные проблемы не возникли, то принимается решение об изъятии территории. Но даже при этом собственник имеет законное право использовать земельный участок в своих целях на протяжении 1 года с момента подписания официального решения.

    Это является дополнительной гарантией соблюдения прав и интересов гражданина РФ.

    Освоение территории до истечения годовалого срока может быть обусловлено лишь с согласия собственника, который стал участником процесса изъятия территорий.

    Изъятие земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций

    Одной из ключевых задач любого государства признается своевременное и полноценное обеспечение обороны и безопасности страны, а также благополучия населения, проживающего на ее территории. Именно поэтому Земельный кодекс России в ст. 49 предусматривает законодательную возможность осуществить изъятие наделов, находящихся в частной собственности, для поддержания должного уровня обороноспособности РФ.

    Осуществляется подобное изъятие по решению судебного органа, которое принимается после предварительного согласования и перечисления выкупной стоимости участка. После ограничения в обороте изъятые территории наделяются особым правовым статусом, согласно ст. 27 ЗК РФ.

    В большинстве случаев подобные наделы становятся режимными объектами, в том числе начинают входить в так называемые закрытые административно-территориальные образования. Подобная особенность регламентирована законом под № 3297-1.

    Иные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Земельный кодекс РФ предусматривает и иные основания, которые позволяют осуществить изъятие земельного участка из частной собственности в государственную или муниципальную собственность. Дать исчерпывающий перечень подобных причин для передачи прав собственности от одних субъектов правоотношений к другим просто невозможно. Это связано с тем, что иные основания закрепляются федеральными и региональными законами в каждом конкретном субъекте РФ.

    Показательным примером в данном случае выступает процесс изъятия земель для строительства спортивной инфраструктуры в городе Сочи. В качестве нормативно-правового акта, который обусловил эту необходимость, считается Федеральный закон под № 310-ФЗ.

    Процедура изъятия земельных участков была достаточно сложной и болезненной для собственников, поэтому получила название «сочинский синдром».

    Не менее интересным примером является изъятие земель для прокладки на их территории дорог и автобанов, которые соединяют собой поселения, города, районы и даже страны, а также для разработки полезных ресурсов из недр земли и пр.

    Таким образом, изъятие земельных участков предусматривается современным российским законодательством, даже если их используют на праве частной собственности. Но при этом государство стремится обеспечить должную защиту интересов и прав граждан, предоставляя за подобное правомочие равноценную компенсацию и денежный выкуп, которые покрывают собой все убытки субъектов правоотношений.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста