Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • К принципам административного права не относится. Основные принципы административного права

    К принципам административного права не относится. Основные принципы административного права

    Понятие принципов административного права

    Определение 1

    Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

    Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

    Определение 2

    Принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

    Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права, которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

    Принципы административного права

    Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

    Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

    Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

    1. Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
    2. Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

      Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

      Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права.

      Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

    К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

    • принцип федерализма;
    • принцип разделения властей;
    • принцип признания местного самоуправления;
    • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Замечание 1

    Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

    Выводы

    Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

    1. перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
    2. формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
    3. Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

    Принципы административного права -- это исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности административно-правовых отношений, возникающих в общественной жизни.

    Значение правовых, в том числе отраслевых принципов, двояко. С одной стороны, они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования. Это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толковать и применять конкретные правовые нормы. С другой стороны, принципы права должны учитываться при обнаружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии. Для административного права это обстоятельство имеет особенно важное значение, ибо оно чаще других отраслей встречается с такими ситуациями. Дело не только в том, что оно в большинстве случаев содержит лишь общие правила, в которых невозможно предусмотреть все детали чрезвычайно многообразных и сложных административно-регулятивных отношений.

    Управленческий характер административно-правового регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые не регулируются прямо либо не предусмотрены в правовой норме, но соответствуют «общим началам и смыслу административного законодательства». Это, например, отношения, связанные с профессиональными особенностями представителей органов публичной администрации либо возникающие впервые Татарников С.А., Соломенников А.И. Основы государственного и административного права Республики Беларусь. Курс лекций по разделу. Минск, 2005..

    К особенностям правовых принципов необходимо отнести и то, что они, как правило, имеют свое «жесткое» законодательное закрепление и общеобязательный характер. Это, однако, не ослабляет попыток их научного разрешения. Подтверждением тому служат исследования ведущих ученых-административистов. Правда, как заметил А.П. Коренев, в последнее время наблюдается некоторое снижение их интереса к этому заслуживающему самого пристального внимания вопросу. Как нам представляется, такое явление обусловлено рядом причин, как субъективных (отсутствие специальных, отвечающих современности исследований, посвященных этой проблеме), так и вполне объективных, связанных с процессом преобразований как правовой системы в целом, так и административного права в частности.

    Однако этому вопросу уделяется серьезное внимание в работах таких ученых-административистов, как А.П. Коренев, К.С. Вельский, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, А.Н. Крамник и др. Так, например, А.П. Коренев, рассуждая о проблемах развития современного административного права, к числу основных принципов отрасли, требующих всестороннего исследования, относит: законность; научность; демократизм нормотворчества и реализации правовых норм; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимные права, обязанности и ответственность субъектов управления и личности; федерализм; гуманизм; государственную защиту прав, свобод и законных интересов граждан; оптимальное распределение компетенции (предметов ведения) между субъектами управления Крамник А.Н. Административное право и государственное управле-ние в Республике Беларусь. - Минск.: Амалфея, 2007..

    Следует отметить, что несколько ранее он выделял иные принципы административного права: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм; гуманизм; законность.

    Как видно из приведенных выше мнений одного автора, процесс определения основных принципов отрасли является творческим и, безусловно, не может быть ограничен какими-либо догмами.

    По мнению К.С. Вельского, к принципам административного права можно отнести: законность; научную обоснованность и доступность для понимания широкими массами народа; национальное построение административного права; федерализм и единство системы исполнительной власти; ответственность; активное гражданство; предупреждение правонарушений;, гарантированную помощь и защиту прав граждан.

    Д.М. Овсянко в качестве принципов деятельности органов исполнительной власти, содержание которых, по нашему мнению, не может рассматриваться в отрыве от основных принципов административного права, отмечает принцип народовластия; верховенства закона; разделения и взаимосдерживания властей; разграничения полномочий федеральных и региональных органов; законности; гласности; приоритета и гарантированности прав личности; федерального устройства; централизации; плановости, дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий органов исполнительной власти Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. -Минск.: Тесей, 2006..

    Высказываются и другие мнения по поводу принципов административного права. Однако все они едины в том, что в основу формирования этих принципов заложены управленческие и социальные начала.

    Важнейшую роль здесь играет конституционное закрепление отношений в системе «человек -- общество -- государство». Исходя из этого можно предложить следующую классификацию основных принципов административного права Республики Беларусь:

    1. Принцип приоритета интересов человека перед интересами общества и государства.

    Данное положение вытекает, прежде всего, из содержания Конституции Республики Беларусь, в частности статьи 2, где указано, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Принцип, заложенный в данной статье, находит свое отражение в иных актах системы административного права, законах, декретах, постановлениях и т. д.

    2. Принцип компетентности органа, принимающегоадминистративный акт.

    Данный принцип основан на разделении труда между звеньями исполнительно-распорядительного механизма и является юридической базой организации управляемой среды. Он определяет полномочия органа в принятии им управленческих решений.

    3. Принцип законности в административном праве.

    Этот принцип вытекает из самой природы административного права как правовой отрасли. Он имеет конституционную основу и касается всех участников административно-правовых отношений. В частности, на это указывает статья 7 Конституции, в которой записано, что «государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства». В статье 52 указано, что «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции».

    4. Принцип эффективности административного права.

    Правовые нормы и акты правоприменительной деятельности в сфере административного права являются действенным средством организационного влияния на социальные процессы. Их природа и содержание обеспечивают быстрое и полное достижение целей исполнительно-распорядительными органами. Эффективность административного права обеспечивается, например, оперативной работой по выработке (принятию) и доведению до адресата решений в сфере правоприменительной деятельности органов государственного управления.

    Перечисленные общие принципы административного права органически связаны между собой и дополняют друг друга. Они определяют юридическую природу отрасли, ее место в правовой системе и социальную значимость.

    Общие принципы административного права находят свое отражение и в принципах отдельных административно-правовых институтов. В частности, принципами института административного производства являются: законность, гласность, публичность, экономичность, достижение объективной истины при рассмотрении дел, широкое участие общественности в их разрешении, право нарушителя на защиту.

    К принципам административного права с полной уверенностью можно отнести и иные общеправовые принципы, как-то: социальной справедливости, демократизма, гуманности, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину.

    Как уже говорилось, абсолютное большинство принципов административного права имеет конституционную основу, что обусловлено, не в последнюю очередь, местом и ролью административных органов, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции государственного управления. Все эти принципы, как уже отмечалось, имеют законодательное закрепление, а следовательно, и лица, их нарушившие, являются правонарушителями. Итак, принципы административного права являются важным элементом механизма административно-правового регулирования, его сущностной основой.

    Принципы – основополагающие положения деятельности в рамках административного права. Данная отрасль права имеет повсеместное распространение в повседневной жизни и охватывает огромный круг общественных отношений. Основным источником административного права выступает кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). КоАП РФ выступает в качестве федерального закона, как нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере административного законодательства. Рассмотрим кратко основные принципы.

    К основным относятся

    • Принцип законности . Основополагающий принцип, администрирования общественных отношений. Все участники данных правоотношений независимо от их роли (государственные органы власти, нарушители правопорядка, надзорные и контролирующие органы) должны в неукоснительном порядке соблюдать нормы законодательства, прежде всего федерального, что позволит соблюсти принцип законности и не нарушить права субъектов данных правоотношений;
    • Презумпции невиновности . Это общеотраслевой принцип отечественного законодательства, применяемы во многих сферах права. Смысл его заключается в невиновности лица и неприменении в отношении него административной ответственности до момента подтверждения его вины. Лицо – субъект административных отношений, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и не вынесено решение компетентного органа (суда, должностного лица, органа государственной власти). Основополагающим моментом данного принципа является отсутствие обязанности у привлекаемого к ответственности лица доказывать свою невиновность, а также в трактовке всех сомнений в пользу обвиняемого;
    • Приоритетности интересов личности . Конституционный принцип, распространяющий свое влияние и на административное право. Государственные органы согласно данному постулату гарантируют в своей деятельности в первую очередь руководствоваться интересами личности во благо общества. При административном производстве органы должны руководствоваться не только совершенным правонарушением, но и вопросом соблюдения основных прав и свобод гражданина, гарантированных Конституцией РФ;
    • Законности при применении мер административного воздействия . Зачастую в практической правоприменительной деятельности возникают нарушения со стороны органов государственной власти норм административного права (превышение должностных полномочий, неправильное толкование норм законодательства, противоправные действия по отношению к субъектам правоотношений). В административном законодательстве предусмотрены механизмы привлечения обвиняемого к ответственности без нарушения его прав и свобод. Согласно КоАП РФ привлечение лица к ответственности осуществляется без превышения полномочий органов государственной власти, а применение процедур воздействия не должно нарушать основных свобод, закрепленных законодательством в отношении привлекаемого к ответственности лица;
    • Разделения властей . Еще один конституционный принцип, применяемый в области административных правоотношений. Ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) в образцовом правовом государстве должны быть независимы друг от друга и осуществлять свою деятельность без какого-либо давления со стороны. В случае административной деятельности органы власти осуществляют свою деятельность, руководствуясь, прежде всего законодательством и не должны оказывать на другие ветви власти никакого давления, что позволит объективно осуществлять выявление нарушений, вынесение решений судами, осуществлять законотворческую деятельность в данной области;
    • Гласности, предполагает вступление в силу судебных решений, постановлений надзорных органов, приказов должностных лиц, то есть актов, имеющих административную составляющую с момента их оглашения, опубликования. При этом деятельность органов, осуществляющих деятельность в рамках административного права не должна являться закрытой от общественности. Все решения, имеющие административную составляющую, могут быть преданы огласке, с согласия субъектов правоотношений. Это неотъемлемый общеотраслевой принцип права, позволяющий обществу осуществлять контроль за деятельностью надзорных и проверяющих органов, а данным госструктурам этот принцип не позволяет принимать неправомерных решений без общественной огласки;
    • Ответственности сторон . Нормы законодательства должны соблюдаться всеми сторонами правоотношения, иначе нарушитель будет подвергнут санкциям. Это относится не только к гражданам, организациям и предприятиям, но также и к государственным органам надзора и контроля и их должностным лицам. В случае несоблюдения норма законодательства нарушителя ждет определенная мера наказания. Данный принцип гарантирует соблюдение сторонами законодательства и установленного порядка деятельности при осуществлении своих полномочий со стороны государственных органов и субъектов права;
    • Разумности и достаточности . Одним из основных законотворческих принципов в области администрирования. Данный принцип означает, что любые условия, положения или требования законодательства не должны противоречить здравому смыслу и быть достаточными для вынесения объективного решения (наложение административного штрафа должно быть соразмерно с совершенным правонарушением и соотносится со здравым смыслом – к примеру, штраф за вождение в нетрезвом виде составляет несколько десятков тысяч рублей, что соотносится с опасностью совершения ДТП и причинения более серьезного урона себе и другим лицам).

    Обращаясь к другим , мы можем найти определенные законодателем принципы, которые служат основными началами различных сфер общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Например, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации " (в ред. от 1 июня 2005 г.) определены основные принципы деятельности Правительства РФ; в соответствии со ст. 3 названного Закона Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия , федерализма, разделения властей , ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

    В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" ее деятельность базируется на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

    Основными принципами лицензирования , закрепленными ст. 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

    • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
    • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
    • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
    • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
    • гласность и открытость лицензирования;
    • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

    Анализируя сформулированные в различных актах административного права принципы, мы можем сделать вывод о том, что ему присущи принципы как общеправовые, свойственные всем отраслям российской системы права , межотраслевые, характерные для группы отраслей, имеющих публично-правовую направленность (конституционное, административное, уголовное, уголовный процесс), так и принципы, подчеркивающие индивидуальность административного права как отрасли.

    Общеотраслевые принципы базируются на конституционных положениях, в том числе тех, которые составляют основу конституционного строя Российской Федерации. К общеотраслевым принципам применительно к административному праву мы можем отнести, в частности:

    Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств, а юридические лица - независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Принцип законности . Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти , органы местного самоуправления , должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

    Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти , органов местного самоуправления , государственных и муниципальных служащих.

    Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества . Основа данного принципа -положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права. Так, статьей 3 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (в ред. от 29 декабря 2004 г.) в числе основных принципов осуществления государственной охраны закреплено уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип конкретизирован в иных нормах данного Закона. В частности, по общему правилу запрещается применение огнестрельного оружия в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних , если их возраст очевиден или известен сотруднику органов государственной охраны. Исключение возможно только в случае совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при оказании вооруженного сопротивления.

    Аналогичные нормы содержатся и в иных федеральных законах, регламентирующих возможность применения принуждения сотрудниками уполномоченных органов исполнительной власти . В качестве другого примера можно привести Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 22 августа 2004 г.), определяющий (ст. 3) в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

    Принцип гласности . Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права. Пока же приведем пример, взятый из ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", которая определяет следующие правила, направленные на практическую реализацию принципа гласности:

    • постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну , или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно;
    • датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации;
    • постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

    Другим уровнем или, точнее, другим аспектом реализации принципа гласности является его обязательность в практической повседневной деятельности органов исполнительной власти , органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих. Так, в числе основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", закреплен принцип гласности в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Приведенный пример - частный случай реализации принципа гласности в практической деятельности органов исполнительной власти.

    В качестве иных проявлений принципов гласности является устанавливаемая законодательством обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих информировать общественность о своей деятельности, в том числе посредством публикации отчетов и других сведений.

    Принцип ответственности . Это универсальный принцип, характерный для всех отраслей права, направлен на обеспечение соблюдения иных принципов, в частности законности. Это своего рода страж, который наделен правом принуждения к соблюдению правовых норм. Принцип ответственности было бы неверно распространять только на сферу административных правонарушений и ответственности за их совершение. Данный принцип имеет гораздо более широкую сферу применения, поскольку направлен на обеспечение соблюдения норм не только административного, но и многих других отраслей права и в равной степени применим ко всем участникам отношений, регулируемых нормами административного права. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (вступает в силу в конце 2006 г.) лица, виновные в нарушении данного Закона, несут ответственность, примеры которой рассматривает ст. 16:

    • гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда , причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа , органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ч. 1 ст. 16);
    • в свою очередь, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы , понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда (ч. 2 ст. 16).

    Вместе с тем в некоторых случаях устанавливается приоритетная ответственность того или иного участника регулируемых административным правом общественных отношений. Например, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в нем.

    Ряд принципов является характерным для отраслей права, которые принято относить к публичному праву (в противоположность частному праву), таких как гражданское, семейное и т.д.

    В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как принцип презумпции невиновности (на наш взгляд, далеко не бесспорный принцип применительно к административному праву о чем подробнее будет сказано при рассмотрении его источников), принцип федерализма, в том числе реализуемый через установление единства системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, принцип разделения властей, принцип признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

    Наконец, есть значительное количество принципов, которые можно считать собственно административно-правовыми, характерными именно для данной отрасли. Как правило, эти принципы определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить специфические принципы государственной гражданской службы , определенные ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", такие как стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Более того, в некоторых случаях законодатель идет по пути установления принципов, определяющих составные элементы регулируемых отношений.

    Возвращаясь к административно-правовому регулированию государственной гражданской службы посредством норм Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отметим, что названный Закон определяет не только общие принципы гражданской службы (ст. 4), но и такие частные, как принципы формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе, которые в соответствии со ст. 60 этого Закона обеспечиваются на основе:

    • назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
    • совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.

    Другим примером специфических административно-правовых признаков могут выступать такие названные принципы, как установление единого порядка лицензирования на территории РФ, а также определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

    Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее:

    перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;

    формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности , федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

    Принципы административного права - это основополагаю­щие идеи, установления, выражающие объективные закономер­ности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), опре­деляющие научно обоснованные направления реализации компе­тенции, задач и функций государственных управленческих ор­ганов по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).

    Административное право строится на таких принципах , кото­рые свойственны:

    1) организации государственного управления и местного са­моуправления (принципы так называемого "организацион­ного" административного права);

    2) функционированию государственного управления и местного самоуправления (принципы государственной и муниципаль­ной службы);

    3) процессу управления (управленческим процедурам), т.е. про­цессу совершения административных действий;

    4) административно-юрисдикционному процессу;

    5) судебному процессу по защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления, от нарушений прав и свобод граждан.

    Конституционные принципы административного права:

    1. Принцип законности. Этот принцип можно назвать также принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, устанавливающими организацию и функционирование исполнительной власти, государственного управления, деятельность государственных служащих, обеспечение прав и свобод граждан.

    2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты. Права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

    3. Принцип единства системы государственной власти, раз­граничения предметов ведения между Российской Федераци­ей и субъектами Российской Федерации. Этот принцип иногда называют принципом федерализма. Административное право рег­ламентирует организацию государственной власти в РФ, устанав­ливает единую систему органов государственной власти, которые в свою очередь состоят из множества государственных должнос­тей. Государственная власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ России. Никакой госу­дарственный орган, а следовательно, никакой вид государствен­ной службы или никакие государственные служащие не могут претендовать на суверенное осуществление государственной влас­ти. Они исполняют лишь соответствующие функции государ­ственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отноше­ний, складывающихся преимущественно в системе исполнитель­ной ветви государственной власти (не следует забывать, что адми­нистративное право регулирует определенные отношения в систе­ме законодательной и судебной власти - так называемые внут­ренние, внутриаппаратные, управленческие отношения).

    5. Принцип обеспечения права граждан на участие в госу­дарственном управлении; принцип эффективного управления. Статья 32 (ч. 1) Конституции РФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое учас­тие обеспечивается реализацией гражданином своего права изби­рать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референду­ме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами государства в ч. 4 ст. 32 Конститу­ции РФ определяется государственная служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к государствен­ной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

    6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот прин­цип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и дол­жностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

    7. Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма зак­лючается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкос­новенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, дру­гому жестокому или унижающему человеческое достоинство об­ращению или наказанию.

    Организационно-функциональные принципы административного права:

    1. Принцип подконтрольности и подотчетности государ­ственных органов и государственных служащих (принцип вер­тикальной подчиненности в системе управления). Контроль представляет собой одну из основных функций государственного управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством федеральных законов и иными нормативными правовыми акта­ми. Контрольно-надзорная деятельность - обязательный спут­ник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффек­тивность функционирования государственных органов, реализа­цию прав и свобод граждан в сфере управления. Надзорные орга­ны должны также обеспечивать законность в деятельности государ­ственных служащих.

    2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению. Согласно этому принципу еди­ными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственному уп­равлению, так и к государственной службе (а следовательно, и к государственному служащему): к организации управления, к ус­тановлению стандартов управленческой деятельности и требова­ний к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.

    3. Принцип профессионализма и компетентности государ­ственных служащих при осуществлении государственного уп­равления. Административное право устанавливает правовые ос­новы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональ­ное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип административного права, ибо с его помо­щью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно про­возгласило в качестве государственных.

    4. Принцип гласности в осуществлении государственного управления. Административное право, регулируя процедуру го­сударственного управления, должно обеспечивать открытость ин­формации об осуществляемой управленческой деятельности. Принцип гласности в системе управления - важнейшая правовая ос­нова выполнения государством провозглашенных целей; этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, на его органы исполнительной власти с целью достижения истины и эффектив­ности.

    5. Принцип ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения); принцип ответ­ственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и пра­вильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязатель­но должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами го­сударственного управления, должны отвечать требованиям целе­сообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности. Неком­петентные управленческие решения могут причинить ущерб об­щественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений следует придавать особо важное значение.

    6. Принцип обязательного учета научных основ организа­ции государственного управления. Вданном случае речь идет о том, что административное право, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого про­цесса управления. Сюда относятся такие принципы, как диффе­ренциация и фиксирование управленческих функций и должност­ных полномочий; учет отраслевого начала (управление отрасля­ми народного хозяйства) и функционального начала в системе управления (реализация надведомственных функций, функций ме­жотраслевого характера, функций координации); территориаль­ный принцип управления (обеспечение управления на конкрет­ной территории страны, в крае, области, республике); соединение единоначалия и коллективности при осуществлении управленчес­кой деятельности.