Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как идёт рассмотрение дел о банкротстве. Правовое регулирование экономических отношений

    Как идёт рассмотрение дел о банкротстве. Правовое регулирование экономических отношений

    Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде производится в особом порядке. Особенности арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве юридического лица устанавливаются Законом о банкротстве. Дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

    Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

    1) должник;

    2) арбитражный управляющий;

    3) конкурсные кредиторы;

    4) уполномоченные органы;

    5) федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

    6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

    В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

    1) представитель работников должника;

    2) представитель собственника имущества должника– унитарного предприятия;

    3) представитель учредителей (участников) должника;

    4) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

    5) иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве.

    При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, осуществляет иные полномочия. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Судья арбитражного суда может принять меры для примирения сторон. Осуществление таких мер не может являться основанием для приостановления производства по делу о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве установлен в 7 месяцев.

    По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

    1) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 2) решение об отказе в признании должника банкротом;

    3) определение о введении финансового оздоровления;

    4) определение о введении внешнего управления;

    5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

    6) определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

    7) определение об утверждении мирового соглашения. Определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб, могут быть обжалованы.

    26. Участники экономического спора . Гражданин может быть субъектом экономического спора, рассматриваемого в арбитражной системе, при наличии у него статуса индивидуального предпринимателя, то есть при условии, что он зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

    Граждане, не прошедшие регистрацию, но занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть истцами делах обжалования отказа регистрационного органа произвести их регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или уклонения последнего от такой регистрации в установленный законодательством срок, а также участвующего в качестве кредитора в делах о несостоятельности (банкротстве).

    Участниками арбитражного процесса, согласно ст. 22 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ являются юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 51 ГК РФ и ФЗ от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

    Субъектами споров также могут быть:

    Российская Федерация;

    Субъекты Российской Федерации;

    Иностранные организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, занятые предпринимательской деятельностью.

    К числу государственных органов, которые могут быть участниками арбитражного процесса, относятся, например: налоговые органы, органы валютного контроля, Центральный Банк РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, таможенные органы, антимонопольные органы, комитеты по управлению имуществом всех уровней и другие органы.

    К «иным» могут относиться органы, входящие в систему органов, предусмотренных уставами муниципальных образований, выполняющих функции управления, контроля, распределения и наделения в силу этого определенными властными полномочиями. К «иным» могут относиться органы управления хозяйственных обществ и товариществ, другие коммерческие организации и другие подобные образования.

    Специальные процессуальные нормы правоспособности организаций связаны с наличием у них специального установленного у них законом права на судебную защиту. При наличии такого права организации статуса участника арбитражного процесса и в случае отсутствия у них статуса юридического лица.

    Участниками арбитражного процесса, согласно п.6 ст. 22 АПК РФ, являются также иностранные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом, под иностранными лицами имеются ввиду иностранные организации (юридические лица, зарегистрированные, или расположенные в иностранном государстве), международные организации (межправительственные и неправительственные), иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ч.1 ст. 210 АПК РФ).

    Таким образом, общим правилом подведомственностью дела арбитражным судам является то, что его участниками могут быть юридические лица и граждане, имеющие приобретенный в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

    В арбитражном суде участвуют многие лица, которых закон называет по-разному.

    2. Лица, участвующие в деле:

    o Стороны (истец и ответчик);

    o Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора;

    o Прокурор;

    o Иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу, возложенных на них законом функций.

    3. Лица, содействующие нормальному ходу разрешения спора:

    o Свидетели;

    o Эксперты;

    o Переводчики;

    27. Понятие и источники трудового права. Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т.д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей. Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли. Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда, так как трудовое право исключительно динамичная отрасль права. С принятием нового Трудового кодекса ряд положений будет пересмотрен и в науке трудового права. Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности: 1. В создании актов трудового законодательства активно участвуют сами работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы, а также работодатели. 2. В систему источников трудового права России, обусловленную федеральным характером нашего государства, входят нормативные акты не только федерального ранга, но и акты субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные нашей страной (Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации Международной организации труда). Вся система источников трудового права РФ состоит из: федерального законодательства, регионального (субъектов Федерации), локального (на предприятии, в организации) и международных актов, которые имеют преимущество перед национальными актами в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ. 3. В этой системе не только федеральные централизованные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), определяющие минимальный уровень гарантий трудовых прав, как общих для всех работников, так и специальных для некоторых категорий, но и конституции, законы и иные акты о труде субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права и расширяющие указанные гарантии, повышающие их уровень. Все они должны соответствовать по содержанию их норм Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК) и не снижать, а лишь повышать уровень его гарантий. 4. Эта система состоит из общего трудового законодательства, относящегося ко всем работникам всей территории России, и специального, отражающего дифференциацию его норм, распространяющегося на определенные категории работников. В общих актах (ТК и др.) могут быть и специальные нормы (о труде на вредных, опасных работах, труде женщин, подростков и т.д.). Конституция РФ, Трудовой кодекс и федеральные законы о труде имеют верховенство на всей территории России. 5. Вся система делится на законы и подзаконные акты. Законы делятся на основные (Конституция), конститутивные (Декларация прав и свобод человека и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, №52, ст. 1865) и текущие (например Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”). Законы о труде могут быть кодифицированными, например ТК РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, как указанный Закон “О коллективных договорах и соглашениях”. Следует отметить, что текущие российские законы появились лишь с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). В настоящее время их действие продолжается лишь по тем вопросам, которые не урегулированы еще российскими законами. К подзаконным актам относятся все, кроме законов, нормативные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств, как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров). 6. В системе источников трудового права есть и нормативные акты по труду, охране труда специализированных органов (Министерства труда и социальной защиты), а также приказы, правила, инструкции специализированных государственных и профсоюзных инспекций, осуществляющих надзор и контроль за трудовым законодательством, охраной труда (Гострудинспекции, Госпромтехнадзора, Атомнадзора, Санэпидемнадзора и др.). 28. Основания возникновения трудовых отношений. Статья 16 ТК РФ. Основания возникновения трудовых отношений Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) избрания на должность; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) судебного решения о заключении трудового договора; абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. (часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается. (часть четвертая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ) 29. Изменение трудовых отношений.

    Возникновение трудовых правоотношений - между работником и работодателем на основании заключенного трудового договора или в соответствие с ТК РФ. В случаях, которые установлены законом, иными НПА или уставами организации трудовые правоотношения могут возникнуть в случает сложного юридического факта: 1. Избрание на должность (выборы). 2. Избранные по конкурсу на замещение вакантной должности. 3. Назначение или утверждение в должности (генеральный директор). 4. Направление на работу уполномоченным органом в счет установленной квоты (через службы занятости: например, инвалиды). 5. Судебное решение о заключении трудового договора. 6. Фактический допуск к работе по поручению или с ведома руководителя/его представителя, не зависимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен или нет. Изменение трудовых правоотношений - перемещение, перевод, отстранение и изменение существенных условий трудового договора. Изменениями будут считаться обстоятельства, указанные в главе 12 ТК РФ.

    30. Прекращение трудовых отношений . Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора(Трудового кодекса РФ Глава 13)

    Основаниями прекращения трудового договора являются:

    1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);

    2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

    3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);

    4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);

    5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

    6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);

    7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

    8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);

    9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);

    10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);

    11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

    Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    • Правовое регулирование экономических отношений
      • Экономические отношения как предмет правового регулирования
      • Понятие и признаки предпринимательской деятельности
      • Хозяйственное право и его источники
    • Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
      • Право собственности и другие вещные права
      • Юридические лица
        • Виды юридических лиц
        • Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
      • Индивидуальные предприниматели
      • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
        • Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
        • Наблюдение
        • Финансовое оздоровление и внешнее управление
        • Конкурсное производство и мировое соглашение
    • Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
      • Общие положения о договоре
      • Отдельные виды договоров
        • Договор поставки
        • Договор аренды
        • Договор подряда
    • Экономические споры
      • Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования
      • Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
    • Трудовое право как отрасль права
      • Предмет и структура трудового права
      • Источники трудового права
      • Трудовое правоотношение
    • Правовое регулирование занятости и трудоустройства
    • Трудовой договор
      • Трудовой договор: понятие, содержание, виды
      • Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
      • Изменение трудового договора
      • Прекращение трудового договора
    • Рабочее время и время отдыха
      • Рабочее время
      • Время отдыха
        • Отпуска
    • Заработная плата
      • Понятие и системы заработной платы
      • Правовое регулирование заработной платы
      • Тарифная система. Надбавки и доплаты
      • Порядок выплаты заработной платы
    • Трудовая дисциплина
      • Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
      • Дисциплинарная ответственность
    • Материальная ответственность сторон трудового договора
      • Понятие, условия и виды материальной ответственности
      • Материальная ответственность работника перед работодателем
    • Трудовые споры
    • Административные правонарушения и административная ответственность

    Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

    Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено на основании заявления с которым вправе обратиться:

    Должник . Целью обращения с заявлением для должника является необходимость расплатиться с кредиторами и освободить себя от долгов. Закон предусматривает не только право, но и обязанность должника обратиться с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). За неисполнение этой обязанности должник (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или члены ликвидационной комиссии должника) может быть привлечен к ответственности.

    Заявление подается в письменной форме на основании решения собственника или органа, уполномоченного руководить имуществом должника. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах, по которым должник не выполняет требований, и о сумме требований. К заявлению прилагаются список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление должника не может быть отозвано.

    Кредитор . Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Правом на подачу заявления обладают только конкурсные кредиторы, т. е. кредиторы по денежным обязательствам. В число конкурсных кредиторов не включаются граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из участия.

    От имени Российской Федерации, ее субъектов выступают уполномоченные на то органы государственной власти и местного самоуправления. Заявление о банкротстве может быть подано в арбитражный суд как одним кредитором» так и несколькими. Однако суд принимает указанное заявление и возбуждает дело о банкротстве лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Задолженность на меньшую сумму, не смотря на неплатежеспособность должника, не является основанием для возбуждения дела о банкротстве.

    Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнения обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.

    Прокурор . Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законом. Преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

    . Такое заявление может быть подано в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей. Данные органы не являются кредиторами по гражданско-правовым обязательствам, а выступают как субъекты публично-правовых отношений, реализуя свои властные полномочия.

    Представлять интересы РФ по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды может Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве). К заявлению налогового или иного уполномоченного органа должны быть приложены доказательства принятия мер к получению соответствующей задолженности. Таким доказательством, например, может быть платежное требование на бесспорное списание недоимки с юридического лица, предъявленное в учреждение банка, с отметкой о неисполнении из-за отсутствия средств на счете и другие документы.

    Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.

    В том случае, если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то наблюдение вводится непосредственно с даты принятия арбитражным судом заявления к производству. (О процедуре наблюдения и иных процедурах, применяемых в отношении должника в процессе банкротства, будет сказано ниже.)

    Дела о банкротстве подлежат рассмотрению арбитражными судами в сроки, не превышающие семи месяцев с даты поступления в суд соответствующих заявлений.

    Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из следующих актов:

    решение об отказе в признании должника банкротом . Такое решение принимается при отсутствии признаков банкротства, а также в иных случаях, предусмотренных законом;

    решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства . Данное решение принимается в случаях установления судом признаков банкротства должника при обоснованности и достаточности требований кредиторов и отсутствии оснований для введения процедур финансового оздоровления или внешнего управления;

    определение о введении финансового оздоровления ;

    определение о введении внешнего управления . Оба этих определения выносятся в случаях, если имеется возможность восстановить платежеспособность должника.

    определение о прекращении производства по делу о банкротстве . Такое определение выносится в случаях:

    • восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;
    • удовлетворения всех требований кредиторов в ходе любой процедуры банкротства;
    • заключения мирового соглашения;
    • в иных случаях, предусмотренных законом.

    Процедуры, применяемые к должнику

    Как уже было сказано, приняв заявление о банкротстве и установив обоснованность требований заявителя к должнику, арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения. В ходе банкротства арбитражным судом могут быть применены к должнику также такие процедуры, как финансовое оздоровление (санация), внешнее управление, конкурсное производство.

    Для проведения процедур банкротства арбитражным судом назначается арбитражный управляющий {внешний, временный или конкурсный). Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не имеющее личной и (или) имущественной заинтересованности в отношении должника и кредиторов.

    Арбитражным управляющим в силу заинтересованности не могут быть назначены руководитель, а также лица, входящие в состав совета директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.

    Деятельность арбитражных управляющих подлежит лицензированию. Лицензии выдаются Федеральной службой по делам о несостоятельности (ФСДН).

    Лицензирующий орган осуществляет лицензионный контроль за деятельностью лиц, которым выдана лицензия. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирующий орган вправе обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсные кредиторы и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме их требований.

    К компетенции собрания кредиторов относятся:

    • принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
    • принятие решения о заключении мирового соглашения;
    • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
    • решение иных вопросов, предусмотренных законом.

    Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего и конкурсного управляющего. Если количество конкурсных кредиторов менее 50, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.

    В условиях кризиса все большее количество предприятий решают о реорганизации производства и всей коммерческой деятельности. У каждого на это есть свои предпосылки: в основном – недостаток финансов. Но согласно действующему законодательству убытки от закрытия или расформирования можно существенно сократить, признав себя банкротом.

    Законодательная сторона

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Понятие банкротство отождествляет состояние неплатежеспособности физического или юридического лица. Процедура осуществляется в арбитражном суде, по решению которого неплатежеспособного гражданина или предприятие обязуют погасить задолженность согласно новым утвержденным условиям, пересмотренным кредиторами.

    Подобные требования выдвигаются юридическим и физическим лицам, признающим себя банкротами, на основании ст. 2 ФЗ «О несостоятельности». Вся процедура дела о несостоятельности происходит согласно ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», а также п.1 ч.1 ст. 33 АПК РФ, ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    К нормативно-правовой базе также относят:

    • Ч.1 ГК РФ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — учитываются статьи 25, 61-65;

    В зависимости от ситуации рассмотрение дел о банкротстве (несостоятельности) затрагивает и другие правовые нормы, которые полностью регулируют деятельность предприятия

    Стадии рассмотрения дела о банкротстве

    Рассмотрение дела о банкротстве включает в себя установление факта несостоятельности, которое проводится в несколько этапов. С самого начала в арбитражный суд подается заявление, которое будет рассматриваться в соответствии с перечисленными выше законами.

    Заявление

    В арбитражный суд сам заявитель о неплатежеспособности или же кредитор должны подать заявление о признании банкротом. Помимо должника и кредитора, обратиться в суд могут другие заинтересованные лица, которые не получают соответствующих выплат от должника – прокурор, сотрудники налогового органа и прочие.

    Заявление составляется в соответствии с установленной формой, которую можно изучить на официальном сайте Федерального арбитражного суда РФ. Подача заявления осуществляется в электронном виде или лично по месту нахождения должника.

    Помимо заявления, в арбитражный суд заявитель должен представить:

    • доказательства о несостоятельности должника;
    • решение самого должника;
    • документы с подтверждением о сумме денежных средств, которая должником не может быть погашена;
    • документы на должника со сведениями о форме собственности и типе субъекта;
    • документация с подтверждением о невозможном удовлетворении финансовых выплат со стороны должника;
    • необходимо представить список всех кредиторов, а также должников с обязательной документацией о наличии кредиторской и дебиторской задолженности;
    • обязателен бухгалтерский баланс или другие используемые документы для ведения отчетности, отображающие финансовую ситуацию на момент подачи заявления;
    • чек или иной платежный документ с доказательством уплаты госпошлины.

    На основании ст. 225 АПК между должником и кредиторами может быть подписано . Тогда арбитражный суд не проводит основные этапы о банкротстве.

    Внешнее управление

    Внешнее управление – результат предоставленных оснований для проведения операции, а также решение кредиторов или самого должника, которые обратились в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Именно он принимает решение в пользу ведения процесса, что осуществляется немедленно, но может быть обжаловано.

    Принимается решение о проведении внешнего управления на собрании, которое проводится еще во время наблюдения – первой стадии банкротства. Кредиторы, должник и арбитражный суд внимательно изучают и анализируют ликвидность должника, квалификацию сотрудников, спрос на продукцию или услуги, а также прочие факторы.

    Здесь же определяются возможные последствия для неплатежеспособного должника после признания его банкротом.

    Срок рассмотрения дел о банкротстве может увеличиваться за счет времени, потраченного для выполнения той или иной работы. Сроки для внешнего управления ограничиваются 12 месяцами . Но в случае необходимости кредиторы и прочие заинтересованные лица могут продлить срок на основании поданного ходатайства в арбитражный суд на 6 месяцев .

    Как только начинается процесс внешнего управления происходит следующее:

    • должник снимается с должности, к работе приступает внешний управляющий;
    • должник, являясь руководителем предприятия, теряет свои полномочия;
    • теряют полномочия и другие органы управления предприятия должника;
    • снимаются меры обеспечения прав кредитора, которые ранее были приняты арбитражным судом;
    • снимается арест на имущество должника и прочие ограничения – теперь арестовывать и ограничивать в пользовании имущество может только арбитражный суд;
    • на время работы кредиторы не вправе требовать от должника .

    Всю работу ведет внешний управляющий, который назначается арбитражным судом. К нему на время работы переходят все полномочия должника. В завершении работы внешний управляющий представляет арбитражному суду отчеты о проделанной работе, который уполномоченный орган утверждает, дело о банкротстве прекращается.

    Если же арбитражный суд не утверждает отчет, или кредиторы обратились к нему с ходатайством, этап внешнего управления заканчивается, должник признается банкротом, принимается решение о проведении конкурсного производства

    Санация

    Подразумевает оздоровление, которое характеризуется оказанием финансовой помощи должнику. Оказывать помощь могут собственники, сами кредиторы и прочие заинтересованные лица. Процедура утверждается арбитражным судом на основании поданного ходатайства со стороны заявителей о признании неплатежеспособным должника.

    Преимущественное право на представленный тип процедуры имеют собственники, кредиторы и прочие сотрудники предприятия, которое признается банкротом. Если таких людей не нашлось, принимается решение о проведении конкурсного производства с участием юридических и физических лиц.

    Те же лица, которые решили принять участие и получили право на санацию, автоматически принимают ответственность за полный расчет с кредитором. Здесь же следует учесть все согласованные между должником и кредитором сроки. Также учитывается порядок расчета с кредиторами, которая регламентируется ст. 64 ГК РФ.

    Все участники санации имеют свои обязанности, которые указаны в соглашении, заключенное между ними. Для представленного этапа выделяется полтора года, причем по прошествии года должно быть удовлетворено 40% от требований кредиторов. При невыполнении требований процедура санации прекращается.

    В случае неэффективности санации арбитражный суд прекращает процедуру и выносит решение о начале конкурсного производства. При выполнении всех требований уполномоченный орган признает должника банкротом.

    Конкурсное производство

    Порядок разрешения любой стадии определяется только арбитражным судом. В зависимости от ситуации уполномоченный орган принимает решение о начале . Решение принимается сразу после подачи заявления или после неэффективной работы на предыдущих этапах.

    Цель операции – правильно распределить средства между кредиторами, которые были получены от и оставшейся продукции должника. Также посредством конкурсного производства происходит защита интересов и прав заинтересованных лиц от неправомерных действий друг к другу в сфере распределения имущества или средств.

    На правах начавшегося этапа конкурсного производства происходит:

    • начало отсчета срока исполнения денежных обязательств со стороны должника;
    • полное прекращение начисления к имеющемуся долгу штрафов или процентов;
    • доступность сведений о финансовом состоянии для всех заинтересованных лиц;
    • снятие ареста с имущества должника;
    • сделки по продаже имущества должника регулируются законодательно ст.6 «О несостоятельности (банкротстве)»;
    • предъявление требований осуществляется только на основании имеющихся правил и основ в рамках конкурсного производства.

    Начало конкурсного производства определяется принятым решением арбитражного суда, который признает должника банкротом. Сроки выполнения представленной операции не должны превышать 1 года , но при необходимости продлевается еще на полгода.

    С начала конкурсного производства руководитель отстраняется от дел, на его место приходит конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. Он проводит всю работу с учетом интересов участников, изучает бухгалтерию фирмы, а также руководит всеми ценностями должника. Работу контролирует комитет кредиторов.

    Процедура подразумевает определение конкурсной массы на начальном этапе. Здесь в ход идет имущество, принадлежащее предприятию. Не учитываются предметы во владении должника, а также арендованные площади и прочее оборудование, находящееся на хранении.

    Конкурсный управляющий должен обозначить сроки проведения аукционов, которые рассматриваются и утверждаются собранием или комитетом кредиторов. Торги проводятся открытые в соответствии с действующим законодательством. Для перечисления денежных средств от покупателей конкурсный управляющий предоставляет один лицевой счет.

    Во время проведения торгов определяются требования со стороны кредиторов. По окончании продаж составляется промежуточный баланс с предоставлением информации о сумме проданного имущества и вырученных денежных средств с требованиями от кредиторов.

    Если у должника не хватает средств для расчета со всеми кредиторами и участниками, значит, суммы рассчитываются в пропорциональном отношении к предъявленным требованиям. Если после расчета со всеми у должника остаются денежные средства, они переходят к собственнику или учредителю.

    Проведенную работу конкурсный управляющий представляет арбитражному суду в виде отчета и документации о перечисленных денежных средствах. Здесь же прилагаются требования со стороны кредиторов и их выполнение. На основании проделанной работы, арбитражный суд выносит вердикт о банкротстве должника.

    В течение 10 дней конкурсный управляющий предъявляет решение суда в , где вносится запись о ликвидации юридического лица. На этом этап конкурсного производства считается закрытым.

    Дополнительные меры

    Следует рассмотреть иные «варианты» банкротства, которые также предусмотрены законодательно и могут быть более выгодны должнику, нежели полная ликвидация.

    Внесудебные решения

    Должник может воспользоваться возможностью проведения внесудебной процедуры банкротства, на основании которой между должником и кредитором определяется договоренность о продлении со стороны должника дальнейшей предпринимательской деятельности или его ликвидации. Здесь же можно определиться с отсрочкой платежей по обязательствам перед кредитором, чем часто пользуются индивидуальные предприниматели.

    Перед утверждением договоренностей кредиторы с должником проводят полный анализ о возможной платежеспособности в дальнейшем. Если же обнаруживается неплатежеспособность, подписывается соглашение о ликвидации и начинается соответствующая процедура на основании ГПК РФ.

    Проводится под контролем совета кредиторов, но без обращения в арбитражный суд. На собрании проводится опубликование извещения, назначение арбитражного управляющего.

    Завершение ликвидации компании датируется днем исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Если же собственник не согласен о проведении подобных операций, он может обратиться в арбитражный суд.

    Мировое соглашение

    Кредитор и должник могут подписать , что также регулируется законодательно и арбитражным судом. Мировое соглашение составляется по правилам, где необходимо в точности указать сроки и правила выполнения обязательств со стороны должника. Также прописываются измененные условия погашения долга.

    Требования кредиторов указываются одинаково, но могут осуществляться в разных эквивалентах. Имущественные требования одного кредитора не должны выступать преимущественно над денежными требованиями другого кредитора.

    Этапы подписания мирового соглашения включают:

    • принятие решения должниками;
    • согласование требований и обязательств на собрании кредиторов;
    • составление и подписание договора;
    • рассмотрение намерений судом.

    В определенных ситуациях арбитражный суд может отказать в мировом соглашении. В основном это происходит вследствие нарушений законодательной базы или неравномерном распределении обязательств должника между кредиторами. В случае отказа может подаваться заявление на признание неплатежеспособности или приниматься иное решение проблем.

    Преимуществ у мирового соглашения много. Во-первых, договоренность между кредиторами и должником – это лучший выход для выплаты долгов, которые не могут осуществиться в ближайшее время. Во-вторых, должнику не потребуется оплачивать расходы по процессу о признании неплатежеспособности.

    Недостатки и сложности

    Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

    Рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

    Стадии рассмотрения дел о банкротстве : возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство , вынесение судебного акта , производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов .

    В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела.

    Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции . Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

    Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве .

    1. Подведомственность – специальная . Только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин.

    2. Подсудность - исключительная : заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

    - для юридического лица - местом его государственной регистрации;

    - для гражданина - местом его жительства.

    3. Состав суда . Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 223 АПК РФ). Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения ходатайств о продлении и введении процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично . В частности, единолично судья принимает заявление о признании должника банкротом (ст. 42 Закона), проводит заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и о введении наблюдения (ст. 48 и ч. 1 ст. 49 Закона), проводит подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 50 Закона), рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы (ч. 1 ст. 60 Закона).


    4. Состав лиц, участвующих в деле - 2 группы: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона), и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона). Законодательство о банкротстве вкладывает в деление участников процесса следующий смысл: к лицам, участвующим в деле, т.е. имеющим полный объем процессуальных прав, предоставленных АПК РФ и Законом, оно относит тех лиц, чьи интересы (прежде всего имущественные) затрагиваются рассмотрением дела. Это кредиторы (в том числе уполномоченные органы и органы исполнительной власти) и должники , а также арбитражный управляющий, непосредственно осуществляющий процедуры банкротства .

    Поскольку дела о банкротстве не относятся к делам искового производства , его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора , заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт, имеющий свои особенности: отказ должника или кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 Закона).

    Особым статусом , определяемым спецификой дел о банкротстве, обладает такой важнейший участник дела, как арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный управляющий , назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве во многом наряду с арбитражным судом, определяющим успешность решения задач арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве.

    5. Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 Закона составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом . Как видим, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .

    6. Представительство в делах о банкротстве осуществляется по общим правилам, установленным АПК РФ, при этом имеет одну особенность: в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

    Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным Законом о несостоятельности и АПК РФ. Наравне с общими положениями этих нормативно-правовых актов применяются специальные - Глава 8 АПК и Глава III указанного закона.

    Общие правила судопроизводства по делам о банкротстве

    Дела о банкротстве - исключительная подсудность арбитражного суда независимо от состава участников. Другие суды, в том числе третейские, не могут рассматривать никакие вопросы, связанные с банкротством. На это законом предусмотрен специальный запрет. Территориальная подсудность определяется местом нахождения (регистрации) должника. Первая судебная инстанция - арбитражные суды субъекта федерации.

    Отдельно стоит отметить, что банкротство физических лиц через арбитражный суд осуществляется вне зависимости от статуса кредиторов, их особенностей и специфики долгов. Рядовые граждане в этом отношении приравнены к организациям и ИП, а дела о банкротстве физических лиц - к экономическим спорам, подсудным арбитражным судам.

    Участники разбирательства:

    • Должники и кредиторы (конкурсные кредиторы) - юридические лица, ИП, физические лица.
    • Арбитражный управляющий в статусе временного, административного, внешнего, конкурсного управляющего (по делам о банкротстве юрлиц) либо в статусе финансового управляющего по делам о несостоятельности ИП и граждан.
    • Уполномоченные органы и органы исполнительной власти в лице своих представителей - фактически это кредиторы по денежным обязанностям должников, то есть органы ФНС (долги по налогам), ПФР (долги по страховым взносам) и т.п.
    • Лицо (лица), представившее обеспечение в ходе процедуры финансового оздоровления, введенной в отношении юридического лица.
    • Представители работников должника, собственников его имущества (учредителей, участников, акционеров), собрания кредиторов.
    • Представители должников и кредиторов (юристы, адвокаты, другие представители).
    • Иные лица, участие которых предусмотрено или допускается Законом о банкротстве и (или) АПК РФ. К таковым относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, третьи лица, супруг должника, законные представители и другие лица.

    Основания для разбирательства:

    1. Признаки банкротства или предвидение банкротства - необходимые и достаточные в соответствии с Законом о банкротстве условия для начала процесса признания должника несостоятельным.
    2. Заявление должника или кредитора, работников должника, уполномоченного органа, а также документы-приложения к заявлению, подтверждающие его и обосновывающие необходимость введения процедуры банкротства.

    Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

    или по телефону:

    Порядок банкротства не является единым для всех должников. Закон о банкротстве предусматривает три основных категории дел:

    1. в отношении юридических лиц;
    2. в отношении граждан (физических лиц);
    3. в отношении индивидуальных предпринимателей.

    Кроме того, специальный порядок предусмотрен для отдельных категорий должников - финансовых организаций (в частности, кредитных, страховых компаний), застройщиков, стратегических предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

    Наряду с полной процедурой банкротства в отдельных случаях действует упрощенный порядок. Он касается банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника, ипотечного агента и специализированного общества.

    Рассмотрение дела в каждом случае - индивидуальный судебный процесс. Для юридических лиц предусматриваются пять возможных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Организация-должник может пройти их все, а может - только одну или несколько.

    Для банкротства физических лиц и предпринимателей установлены три возможные процедуры : реструктуризация, реализация имущества и мировое соглашение. Как правило, граждане проходят одну или две процедуры, и крайне редко приходится прибегать ко всем трем.

    Разбирательство по делам о банкротстве

    Особенности разбирательств:

    • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
    • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему - 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные - ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
    • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона - в зависимости от статуса заявителя.
    • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
    • Заявление кредиторов - их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
    • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
    • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель - кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
    • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
    • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
    • Наблюдение - начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
    • Срок рассмотрения дела - 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
    • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

    Ход судебного разбирательства

    Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

    1. Подача заявления и его рассмотрение - начало судебного разбирательства.
    2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство - для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества - для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
    3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
    4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
    5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса - введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

    Само судебное разбирательство - это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства - вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса - это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

    Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

    Арбитражный суд в процедуре банкротства контролирует ход судебного процесса и принимает процессуальные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о банкротстве и АПК РФ. Роль суда в делах о банкротстве значительна, но не является главной, в отличие от ключевых участников процедур - должника, кредиторов, их представителей и арбитражного управляющего.

    Основные функции суда проявляются на стадии принятия и рассмотрения заявления должника или кредитора. Он принимает решения о принятии заявления, его обоснованности, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и начале определенной процедуры банкротства. Кроме того, суд рассматривает ходатайства участников процесса и принимает по ним решения.

    Назначенные процедуры реализуются без суда - это исполнение судебных решений. Но в компетенции суда - рассмотрение жалоб и ходатайств заинтересованных лиц, споров между участниками процесса, отчетов управляющего, принятие решения о введении, если необходимо, другой процедуры банкротства. Отнесено к компетенции суда и утверждение мирового соглашения должника и кредиторов, несмотря на то, что это - добровольная сделка. Мировое соглашение ведет к прекращению производства по делу, о чем решение, опять же, принимается судом.

    Отдельная компетенция арбитражного суда - рассмотрение заявлений о признании сделок должника недействительными. Такие заявления подаются в рамках дела о банкротстве и подлежат рассмотрению в ходе специально организованного судебного заседания. По сути, проводится самостоятельное разбирательство, предметом которого является только один вопрос - действительность/недействительность сделки (сделок). Эти судебные процессы схожи с аналогичными спорами, которые разрешаются арбитражными судами вне процедуры банкротства. Но здесь применяются не только нормы АПК РФ, но и положения Закона о банкротстве, регулирующие порядок оспаривания сделок должника, а принятые судом решения влияют на ход дела о банкротстве и проводимые в его рамках процедуры.

    Другие функции суда - рассмотрение вопросов:

    • о привлечении к субсидиарной ответственности;
    • о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о банкротстве;
    • о взыскании убытков при банкротстве;
    • об утверждении соглашений, связанных с привлечением к ответственности;
    • об отстранении управляющего, его замене;
    • об исключении имущества из конкурсной массы, о разделе спорного имущества.

    В рамках разбирательства по делам о несостоятельности арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры участников процесса. Главный критерий отнесения таких споров к компетенции суда - влияние на рассмотрение дела о банкротстве.

    Арбитражный суд ставит финальный аккорд в деле о банкротстве - завершает конкурсное производство (реализацию имущества) или прекращает производство в связи с погашением долгов или заключением мирового соглашения.