Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Как оформить поднаем жилья военнослужащим в. Теория всего. Определение социальной нормы площади

    Как оформить поднаем жилья военнослужащим в. Теория всего. Определение социальной нормы площади

    Московский гарнизонный военный суд (Город Москва) - Гражданское

    Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих


    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания Редди Д.Д., с участием заявителя Сулименко А.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего, состоящего в распоряжении главнокомандующего Сухопутными войсками, майора Сулименко А.В. об оспаривании действий руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» (далее – УФО МО РФ), связанных с невыплатой компенсации за поднаем жилого помещения,

    установил:

    Сулименко обратился в суд с заявлением, в котором просил:

    Признать незаконными прекращение выплаты с 01 сентября 2014 года денежной компенсации за поднаем жилого помещения;

    Обязать руководителя УФО МО РФ выплатить денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с сентября 2014 года по январь 2015 года, компенсировав понесенный ущерб в части потерь от инфляции;

    Взыскать с УФО МО РФ в его пользу судебные расходы в сумме 300 руб.

    Заявитель в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, считая их законными и обоснованными.

    Руководитель УФО МО РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.

    В своем отзыве руководитель УФО МО РФ указала, что Сулименко не представлено документального подтверждения от Департамента жилищного обеспечения МО РФ, что на день издания должностным лицом приказа на выплату компенсации за поднаем жилого помещения он находится в списках нуждающихся в служебных жилых помещениях. Кроме этого, указано, что в управление поступили установочные приказы на выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения Сулименко только за сентябрь и октябрь 2014 года.

    Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

    Как усматривается из выписки из приказа главнокомандующего Сухопутными войсками от 13 октября 2009 года № 151 Сулименко зачислен в распоряжение названного должностного лица в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

    Согласно справке за подписью командира войсковой части 31460 от 03 декабря 2013 года, состав семьи Сулименко – 4 человека (он, жена, три дочери).

    Как усматривается из Единого реестра данных по жилью военнослужащих, заявитель и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях с 14 апреля 2009 года.

    Из договора найма жилого помещения от 01 декабря 2013 года усматривается, что Сулименко совместно с членами семьи осуществляет поднаем жилого помещения, находящегося по адресу: . Срок действия договора – до 01 декабря 2016 года, сумма ежемесячного платежа составляет 25 000 руб.

    В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

    Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.

    Частью 3 статьи 15 указанного Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

    В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

    Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, выплачивается в размере, не превышающем: в гг. Москве и Санкт-Петербурге – 15 000 руб.

    Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях: …совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.

    В соответствии с пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

    Согласно пункту 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года № 235, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).

    Согласно пункту 14 указанной Инструкции выплата денежной компенсации за наем жилого помещения производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются, дата начала найма (поднайма) жилья, наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах.

    Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); справки воинской части о составе семьи военнослужащего; выписки из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.

    В судебном заседании установлено, что Сулименко, состоящий в распоряжении главнокомандующего Сухопутными войсками, осуществляет поднаем жилого помещения, находящегося по адресу: . Ежемесячная сумма платежа составляла 25 000 руб. Главнокомандующим Сухопутными войсками изданы приказы на выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения за сентябрь и октябрь 2014 года в размере 22 500 руб. (с учетом проживающих совместно с ним членов семьи). Однако до настоящего времени названная компенсация Сулименко не выплачена.

    На основании изложенного, поскольку вышеприведенными нормативно-правовыми актами предусмотрен исчерпывающий перечень документов, на основании которых принимается решение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, при этом в обоснование отказа в выплате Сулименко денежной компенсации за поднаем жилого помещения указано на обстоятельство того, что заявителем не представлен документ, подтверждающий нахождение его на учете нуждающихся в служебных жилых помещений, при том, что такого рода документ не входит в соответствующий перечень документов, необходимых для принятия решения на выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения, то суд приходит к выводу о незаконности действий УФО МО РФ по отказу в выплате Сулименко денежной компенсации за поднаем жилого помещения за сентябрь и октябрь 2014 года.

    Для восстановления нарушенных прав, суд считает необходимым взыскать с УФО МО РФ в пользу Сулименко денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за сентябрь и октябрь 2014 года в сумме 45 000 руб.

    Рассматривая требование Сулименко в части выплаты названной компенсации за период с ноября 2014 года по январь 2015 года, то суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов, основанием для ее выплаты является приказ соответствующего должностного лица, в чью компетенцию входит разрешение названного вопроса. В судебном заседании установлено, что главнокомандующим установочных приказов на выплату Сулименко денежной компенсации за поднаем жилого помещения за вышеуказанный период не издавалось, а заявителем указанное бездействие не оспаривается.

    Рассматривая требования о восстановлении его нарушенных прав в полном объеме путем принятия решения по компенсации понесенного ущерба в части потерь от инфляции, суд исходит из того, что согласно статье Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» убытки, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

    В соответствии со статьей Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

    При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

    Поскольку денежная компенсация за поднаем жилья военнослужащим носит компенсационный характер и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 установлен ее конкретный размер для военнослужащих, относящихся к категории заявителя, судом нарушенное право заявителя на получение указанной компенсации в размере 22 500 руб. восстановлено, то его заявление в части требований о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения с учетом потерь от инфляции за сентябрь и октябрь 2014 года удовлетворению не подлежит.

    Исходя из того, что суд пришел к выводам о необходимости частичного удовлетворения требований заявителя, то на основании ч.1 ст. , понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины, которые подтверждаются чек-ордером от 04 февраля 2015 года, подлежат возмещению в размере 300 руб., путем их взыскания УФО МО РФ.

    Руководствуясь статьями - , 258 ГПК РФ, военный суд

    решил:

    заявление Сулименко А.В. – удовлетворить частично.

    Признать незаконными действия руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» по невыплате Сулименко А.В. денежной компенсации за поднаем жилого помещения за сентябрь, октябрь 2014 года.

    Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» в пользу Сулименко А.В. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за сентябрь, октябрь 2014 года в сумме 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.

    Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» в пользу Сулименко А.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 (триста) рублей.

    В удовлетворении заявления Сулименко А.В. в части признания незаконными действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» по невыплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с ноября 2014 года по январь 2015 года; возложении обязанности на руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» по выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с ноября 2014 года по январь 2015 года; возложении обязанности на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» по выплате денежной компенсации с учетом компенсации ущерба в части потерь от инфляции -отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий

    Судьи дела:

    Соцков П.М. (судья)

    Судебная практика по:

    Упущенная выгода

    Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ


    Возмещение убытков

    Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ

    К сожалению, не всегда воинская часть имеет возможность обеспечить военнослужащих жильем. Да и самостоятельно приобрести жилье граждане не в силах. Поэтому им часто приходиться снимать жилую площадь. В этом случае государством предусмотрена помощь госслужащим – компенсация за поднаем жилья для военнослужащих в 2020 году.

    Общее понятие поднайма и законодательство о государственной компенсации

    Часто люди путают два вида договора – найм и поднайм. Их различие состоит в том, что первая сделка заключается с владельцем жилой недвижимости, а вторая – с государственным органом. Таким образом, они подразумевают немного разные права и обязанностей сторон.

    Но в обоих случаях человеку, проходящему службу в ВС РФ, положено возмещение арендной платы. Регламентируется это право федеральным законом. Правительство РФ издало Постановления, которые в 2020 году устанавливают порядок выдачи военнослужащим. Также вопрос регулирует , описывающим понятия аренды жилья для военнослужащих, и ФЗ “ “.

    Кому выдают средства, и какие условия должны быть соблюдены?

    Компенсация за поднаем жилья военнослужащим в 2020 году предоставляется лицам, которые:

    • продолжают служить в ВС РФ по контракту;
    • являются уволенными в запас.

    Условия для получения госпомощи указанными категориями установлены простые. Главное, чтобы в собственности гражданина не было недвижимого имущества в районе, где он проходит военную службу. Также заявитель должен самостоятельно изъявить желание получить компенсацию.

    Граждане, проходящие службу по контракту, имеют возможность в любой момент обратиться за помощью. А для военных, которые уволены в запас и встали на очередь еще до 2005 года, могут претендовать на предоставление жилья в собственность или по договору соц. найма.

    Как оформляют?

    Порядок назначения и выплаты денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим в 2020 году предполагает сначала подачу своему начальнику. В этом документе должны быть отражены:

    1. Дата, когда военный начал службу.
    2. Наименование региона, где он снял жилье.
    3. Размер арендной платы в месяц.
    4. Указание об оформлении найма.

    К рапорту с просьбой о получении компенсации за съем жилья военнослужащим следует прикрепить пакет документов. В его перечень входят следующие бумаги:

    1. Соглашение о поднайме жилья. В нем обязательно должны содержаться сведения о величине площади квартиры, размере оплаты за нее.
    2. Выписка, подтверждающая зачисление военного в штат, из приказа.
    3. Паспорта всех членов семьи и свидетельства о рождении для детей до 14-ти лет.

    На основании данных бумаг будет приниматься решение о выдаче компенсации военнослужащим за жилье в 2020 году или отказе в ней. Если итог рассмотрения рапорта положительный, то на имя военнослужащего открывают счет в банке, на который в дальнейшем будут поступать денежные средства.

    Если в семье военного появляется ребенок, то величина госпомощи может быть увеличена. Для этого гражданину следует представить документ, подтверждающий рождение.

    Если государство отказало в выдаче денег, то военнослужащий имеет право обжаловать такое решение в суде или военной прокуратуре. При отклонении рапорта заявитель должен получить оповещение с указанием причины отказа.

    Компенсация военнослужащим за жилье 2020 перечисляется на их счет каждый месяц. Прекратить выплату компенсации могут в следующих случаях:

    • предоставления жилого помещения по другому договору, к примеру, социального найма;
    • получение государственной субсидии на возведение или покупку собственного жилья.

    Если сведения, которые были предоставлены военным для оформления компенсации, изменились, либо гражданин утратил право на госпомощь, то он обязан сообщить об этом своему командиру в срок не более 5 дней.

    Расчет возмещения

    Расчет компенсации за поднаем жилья военнослужащим в 2020 году производится, исходя из двух показателей:

    1. Норматив площади помещения для семьи.
    2. Цена одного квадратного метра в среднем.

    Социальный норматив площади определяется Правительством РФ. Он является неизменным и зависит от количества членов семьи военнослужащего. Таким образом, нормы установлены следующие:

    1. На одного гражданина 24 кв. м;
    2. На 2-х лиц 36 кв. м;
    3. На 3 членов семьи 43 кв. м;
    4. На 4 и более человек в семье – 12 кв. м на каждого.

    После оформления соглашения поднайма военнослужащий должен оповещать командира об изменениях, влияющих на выдачу субсидии. При увеличении количества членов семьи размер компенсации за поднаем жилья военнослужащим в 2020 году тоже будет выше.

    Стоимость одного метра жилой площади не является фиксированной. Она устанавливается местным органом самоуправления. Поэтому в каждом регионе цена своя. К примеру, в столице она составляет 847 рублей за кв. м, в Крымской республике – 506 рублей.

    Если данный показатель изменился в регионе, то получателю не требуется заново собирать документы и обращаться к начальству. Сотрудник госоргана самостоятельно производит повторный расчет величины компенсации.

    Можно самостоятельно определить сумму господдержки. Для этого на официальном сайте Министерства обороны имеется калькулятор компенсации за поднаем жилья военнослужащим в 2020 году с учетом региона проживания.

    Помощь солдатам и младшему составу

    К младшему составу относятся следующие военнослужащие.


    С помощью онлайн-калькулятора, размещенном на нашем сайте, вы сможете рассчитать размер денежной компенсации, которая положена вам за наем/поднаем жилья. Он разработан в мультимедийном формате и включает в себя ряд пояснений и интерактивных подсказок, которые разъясняют процедуру расчета компенсации.

    Согласно новым правилам, максимальный размер денежной компенсации, положенный мичманам, офицерам и прапорщикам, исчисляется по формуле, применяемой в случаях расчета компенсации федеральным гражданским госслужащим, приехавших в другой субъект РФ на новое место трудовой деятельности.

    Размер компенсации за жилье по найму или поднайму зависит от таких показателей, как наибольшая стоимость квадратного метра в данном российском регионе, из того, из скольких человек состоит семья военнослужащего и норматива общей площади жилья. Норматив на одинокого проживающего военнослужащего составляет 24 кв.м, на семью из двух человек - 36 кв.м, а на семью из трех человек - 43 кв.м. В случае, если семья состоит из четырех или более человек, на каждого человека норматив составит 12 кв.м.

    К примеру, наибольший размер компенсации для семьи мичмана, офицера, прапорщика, состоящей из трех человек, снимающих жилье в Москве, составляет 36 400 рублей, в Санкт-Петербурге – 25 600 рублей, в Архангельской области – 18 900 рублей, а в Хабаровском крае – 28 900 рублей.

    Инициатива внесения поправок в законодательство, регламентирующее выплату компенсаций, принадлежит Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России. Их разработка была выполнена в процессе выполнения поручения Сергея Шойгу о решении вопроса обеспечения служебным жильем и увеличения уровня соцзащищенности военнослужащих.

    Выплаты денежной компенсации за наем/поднаем жилья, регламентируются Федеральным законом от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства России № 909 от 31.12.04 года «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Инструкции от 30.09.10 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

    ВЕРХОВНЫЙ СУД
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Дело № 205-КГ16-37

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    дании административное дело по кассационной жалобе представителя руко­ водителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» (далее - Управление финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания) Елоевой Э.Т. на решение Махачкалин­ ского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное оп­ ределение Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г.

    по заявлению военнослужащего войсковой части рядового Мугутди- нова М И об оспаривании действий руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жи­ лого помещения.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп­ нова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержа­ ние судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жа­ лобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

    установила:

    решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северо- Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г., частично удовле­ творено заявление Мугутдинова М.И., в котором он просил признать неза­ конным отказ руководителя Управления финансового обеспечения по Рес­ публике Северная Осетия-Алания выплатить денежную компенсацию за на­ ем жилого помещения с января по декабрь 2014 года и возложить на руково­ дителя названного учреждения обязанность по выплате за этот период ком­ пенсации из расчета 400 5 рублей в месяц.

    Суд признал незаконными оспоренные действия руководителя Управ­ ления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания и обязал его выплатить заявителю денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с января по декабрь 2014 г. в размере 3 600 рублей ежемесячно, а в удовлетворении остальной части требований отказал.

    Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 1 декабря 2015 г. представителю руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассаци­ онной инстанции.

    В кассационной жалобе представитель должностного лица, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит су­ дебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

    В обоснование жалобы она указывает, что законодательство связывает получение военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жило­ го помещения с подачей рапорта о выплате компенсации, который Мугутди- новым М.И. был подан лишь в декабре 2014 года. В связи с этим наем заяви­ телем жилого помещения с января по декабрь 2014 года не является основа­ нием для выплаты ему компенсации.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

    Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кас­ сационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит судебные постановления подлежащими отмене.

    Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Рос­ сийской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм матери­ ального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устра­ нения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, сво­ бод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

    Из материалов следует, что Мугутдинов М.И., признанный в установ­ ленном порядке нуждающимся в жилом помещении по месту военной служ­ бы, 23 декабря 2014 г. обратился по команде с рапортом, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация) с 1 января 2014 г., приложив договор найма двух комнат в жилом помещении, датированный 19 марта 2014 г., справку о соста­ ве своей семьи, другие документы.

    Рапорт был зарегистрирован в воинской части 31 декабря 2014 г., после чего приказом командира войсковой части от 16 января 2015 г. № 5 было предписано выплатить Мугутдинову М.И. денежную компенсацию из расчета 3 600 рублей в месяц с января по декабрь 2014 года. Однако в выпла­ те указанной компенсации в требуемом размере заявителю было отказано Управлением финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, что им было оспорено в судебном порядке.

    Удовлетворяя частично заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Мугутдинов М.И. обладает правом на получение денежной компен­ сации, поскольку с 2010 года составом семьи из 2 человек состоит на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения, а несвоевремен­ ное обращение к командованию воинской части с рапортом не свидетельст­ вует об отсутствии у него такого права.

    Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Мугутдинов М.И. до января 2014 года получал денежную ком­ пенсацию и после этого права на нее не утратил, а прекращение ее выплаты обусловлено безосновательной инициативой командования.

    Между тем такие выводы основаны на неправильном истолковании норм материального права и без учета других подлежащих применению по­ ложений закона.

    Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа Мугут­ динову М.И. в выплате денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года явилось то обстоятельство, что с рапортом и приложенными к нему документами, подтверждающими его право на получение денежной компен­ сации, он обратился в декабре 2014 г., то есть спустя значительное время по­ сле заключения договора найма жилого помещения и за период, предшест­ вующий заключению указанного договора.

    Согласно пп. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе устано­ вить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношени­ ям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

    Следовательно, датой заключения Мугутдиновым М.И. договора найма жилого помещения является 19 марта 2014 г.

    Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной служ­ бы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые по­ мещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно вы­ плачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с пп. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенса­ ции за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Рос­ сийской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных право­ отношений), утвержденного постановлением Правительства Российской Фе­ дерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Положение), денежная компен­ сация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивает­ ся ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истек­ ший месяц по месту его военной службы.

    Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Инструкция).

    Кроме того, согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенса­ ции производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибы­ тия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в кото­ ром помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.

    Из изложенных положений нормативных актов следует, что: основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение ком­ пенсации; ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил дого­ вор найма (поднайма) жилья; день найма (поднайма) жилого помещения может не совпадать с фак­ тической датой начала найма (поднайма) жилья.

    Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномо- чий определено, что право на получение денежной компенсации военнослу­ жащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

    При таких данных военнослужащий имеет право на получение денеж­ ной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соот­ ветствующим рапортом, что указывает на ошибочность выводов судов о пра­ ве заявителя на получение денежной компенсации с указанной в договоре да­ ты в качестве начала фактического найма жилого помещения.

    Что касается указанного в договоре соглашения о применении к отно­ шениям, сложившимся между Мугутдиновым М.И. и наймодателем до за­ ключения договора, условий об обязанности заявителя по внесению ежеме­ сячной платы за пользование двумя комнатами с 1 января по 31 декабря 2014 г., то они, являющиеся по своей сути гражданско-правовыми, не могут распространяться на административные отношения, основанные на ином правовом регулировании, а именно на властном подчинении одной стороны другой, и возлагать на финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации обязанность по возмещению понесенных заявителем расходов за этот период.

    Для выплаты денежной компенсации Правительством Российской Фе­ дерации установлены иные условия, которые заявителем не выполнялись до даты заключения договора найма жилого помещения и обращения с рапор­ том о выплате компенсации.

    Вместе с тем при наличии исключительных обстоятельств, свидетель­ ствующих об уважительности причин обращения заявителя с рапортом спус­ тя значительное время после указанной в договоре даты начала найма жилого помещения, суд может рассмотреть вопрос о праве военнослужащего на де­ нежную компенсацию с момента заключения договора найма.

    Однако этого судом сделано не было, в связи с чем в судебном заседа­ нии не исследовались имеющие значение для дела обстоятельства заключе­ ния договора найма, даты обращения заявителя к командованию воинской части с рапортом о выплате компенсации, а также уважительности причин несвоевременного представления договора и рапорта командиру воинской части.

    Нарушение судом норм материального права и недоказанность уста­ новленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к то­ му, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Мугутдинова М.И. на получение денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года.

    В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелля­ ционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рас­ смотрение в гарнизонный военный суд.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Фе­ дерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

    определила:

    решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного воен­ ного суда от 22 июля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И - в связи с существенным нарушением норм материального права от­ менить, дело направить на новое рассмотрение в Махачкалинский гарнизон­ ный военный суд.

    Отменить приостановление исполнения решения Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И.

    Крупное Председательствующий А.В. Воронов Судьи: О.А. Дербилов

    Статьи законов по Делу № 205-КГ16-37

    ГК РФ

    Военнослужащим РФ в 2020 году полагается два вида компенсаций: за наем и поднаем жилья. Между понятиями «наем» и «поднаем» есть принципиальная разница: при найме предполагается аренда жилья у собственника – гражданского лица, при поднайме – у государства. Однако военнослужащим в обоих случаях полагается компенсация, т. к. до момента выделения государственной субсидии на приобретение недвижимости им необходимо жилье для проживания.

    Законодательная база

    Особенности предоставления компенсации за поднаем жилья регулируются законодательными актами:

    В 2016 году в законодательстве произошли изменения, касающиеся найма и поднайма недвижимости: в некоторых субъектах была увеличена минимальная стоимость 1 кв. м. при расчете, а также повысились максимальные размеры выплат в регионах.

    Для достоверного расчета выплат необходимо руководствоваться не только федеральными, но и региональными законодательными актами, в которых будет установлена максимально допустимая сумма ежемесячных перечислений военнослужащим.

    Кто имеет право на компенсацию?


    Подать рапорт на предоставление компенсации могут все военные, не имеющие жилья в собственности на территории несения службы, а именно:

    • трудоустроенные по контракту.
    • уволенные в запас, вставшие на учет как нуждающиеся в жилье до 1 января 2005 года.

    Если у военнослужащего или члена его семьи есть недвижимость, пригодная для проживания, ему будет отказано в предоставлении компенсации. То же самое касается и солдат и офицеров, находящихся в браке: если их супруги приобретут жилье в собственность, выплаты в их адрес прекратятся.

    Правила расчета

    Согласно действующему законодательству, для расчета выплат необходимо учитывать два показателя:

    • среднюю стоимость 1 кв. м (для каждого региона она устанавливается индивидуально);
    • социальную норму жилплощади.

    Норма жилплощади регулируется в зависимости от количества членов семьи. Одному человеку полагается 24 кв. м., двум – 36 кв. м., трем – 43 кв. м. Если у супругов появляется второй ребенок, то на каждого члена семьи предусматривается по 12 кв. м. При увеличении числа проживающих в квартире родственников необходимо уведомить об этом командира части или человека, ответственного за предоставление компенсаций, иначе они будут перечисляться по старым нормам.

    Также большое значение имеет средняя цена на аренду квадратных метров в регионах. Например, в 2020 году в Москве 1 кв. м стоил 847 руб. 10 коп., в Воронеже – 223 руб. 40 коп., в Крыму – 506 руб. 34 коп.

    Как выглядит алгоритм расчета величины выплат?

    1. Определяется норма площади для проживания в соответствии с количеством членов семьи.
    2. Устанавливается средняя стоимость аренды 1 кв. м. в населенном пункте.
    3. Вычисляется максимальная сумма выплат.

    Рассмотрим на наглядном примере.

    Прапорщик Сафонов В.В. был переведен для несения службы в Воронеж. Вместе с ним переехала и его семья – жена и маленькая дочь. На трех человек норма площади составляет 43 кв. м. Средняя стоимость аренды – 223 руб. 40 коп. за квадратный метр.

    Рассчитаем полагающуюся сумму: 43 кв. м. х 223,40 = 9 606 руб. 20 коп.

    Стоит отметить, что если в регионе установлен допустимый предел выплат за аренду в размере 8 000 руб. или иной суммы, то учитываться будет он, а не социальные нормы вкупе со средними показателями стоимости съема жилья.


    Порядок выплат

    Первый шаг, который необходимо сделать после нахождения жилища для получения денежных выплат – посещение командира части с рапортом о предоставлении компенсации. Он должен содержать следующую информацию:

    • Ф.И.О. руководителя, наименование подразделения, адрес;
    • от кого: Ф.И.О. военнослужащего, звание, личный номер;
    • просьба о перечислении выплат;
    • адрес расположения жилого помещения, дата начала аренды;
    • фактический размер ежемесячных выплат за поднаем;
    • предлагались ли квартиры военнослужащему или же он выбрал жилье самостоятельно.

    Чтобы составить рапорт правильно, можно его шаблон в интернете, т. к. установленного законодательством образца нет.

    В конце документа должна содержаться информация об обязательствах военнослужащего сообщать об изменениях в предоставленных ранее сведениях в течение 5 дней. Например:

    • увеличился или уменьшился состав семьи;
    • супруг(-а), трудоустроенный(-ая) на государственной гражданской службе или в ВС РФ, также стал(-а) получать компенсацию за съем жилища;
    • было предоставлено специализированное жилье из жилого фонда по месту прохождения службы;
    • была перечислена субсидия на покупку или строительство недвижимости.


    Существуют и другие обстоятельства, по которым выплаты за аренду квартиры приостанавливаются: приобретение имущества в ипотеку, получение супругом(-ой) жилья в собственность, расторжение контракта по вине военнослужащего и т. д. Обо всем этом следует информировать командира части, в противном случае при выявлении подобных ситуаций гражданину придется вернуть излишне уплаченные деньги.

    К рапорту необходимо приложить пакет документов:

    • договор поднайма;
    • копии паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи;
    • справку о составе семьи;
    • выписку из приказа о зачислении в воинский штат.

    После того, как будет составлен рапорт и собраны документы, все это необходимо предоставить командиру части. После проверки материалов он издает приказ, на основании которого на имя военнослужащего открывается специальный счет, куда ежемесячно перечисляются выплаты.

    Итак, пошагово порядок оформления выплат выглядит следующим образом.

    1. Военный выбирает предложенное руководством жилье.
    2. Заключается договор поднайма, составляется рапорт.
    3. Рапорт вместе с подтверждающими документами предоставляется командованию ВЧ.
    4. Комиссия вместе с командиром рассматривают представленные сведения, издается приказ.


    Изменения в 2020 году

    Все основные корректировки, касающиеся предоставления компенсаций за наем и поднаем жилых помещений, были произведены еще в 2016 году. В 2020 году меняется только предельная стоимость 1 кв. м – она устанавливается для государственных гражданских служащих по каждому региону отдельно.

    Предоставление компенсации за наем жилья актуально для военнослужащих только в первые три года службы. По истечении трех лет они могут претендовать на получение военной ипотеки, но до этого времени тем, кто не имеет недвижимости в собственности, придется ее арендовать.