Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Как проходят чтения в госдуме. Принятие закона о. Принятие закона - подписание закона главой государства и официальное опубликование

    Как проходят чтения в госдуме. Принятие закона о. Принятие закона - подписание закона главой государства и официальное опубликование

    Главное, что надо знать о втором чтении закона об изменении пенсионной реформы, - представители всех политических партий парламента поддержали поправки президента России и пропустили документ на третье рассмотрение. Оно пройдет уже завтра, 27 сентября. Результат второго чтения однозначный: 385 депутатов проголосовали «за» без единого противника или воздержавшегося.

    Всего на этом этапе к законопроекту добавилось 324 поправки, в числе которых и предложения президента страны Владимира Путина . Во время второго чтения депутаты воспользовались шансом еще раз обсудить саму реформу и ее детали. Федеральное агентство новостей наблюдало за ходом думских дискуссий, которые в эти дни определяют судьбу россиян на многие десятилетия вперед.

    Более трехсот поправок к сложному законопроекту изучал, рассматривал и обсуждал думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов вплоть до даты второго чтения. Его председатель Ярослав Нилов почти четыре часа провел на ногах за трибуной и, несмотря на личное мнение представителя ЛДПР, старался объективно донести до коллег позицию комитета.

    Поправки от президента, депутатов, членов Совета Федерации, законодательных собраний регионов разделили: одни принять, о других - поспорить. В первую группу вошли в том числе поправки президента России, одобренные большинством депутатов.

    «Все-таки есть то, что нас объединяет. Правильно, Владимир Вольфович?» - спросил Володин у Жириновского после того, как экраны показали 385 голосов «за» президентские правки к закону и ни одного голоса «против».

    Среди одобренных поправок президента в закон вошли предложения:

    Повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет (в первом чтении предлагался возраст 63 года);

    Гарантировать досрочный выход на пенсию многодетным россиянкам (мать троих детей уйдет на заслуженный отдых на три года раньше срока, женщина с четырьмя детьми - на четыре года раньше, с пятью и более - выйдет на пенсию в 50 лет);

    Обеспечить возможность оформления пенсии на 6 месяцев раньше для тех, кто уже планировал уйти на заслуженный отдых в ближайшие два года;

    Увеличить максимальное пособие по безработице для людей предпенсионного возраста (с 4900 до 11280 рублей);

    Сократить стаж, который обеспечивает досрочный выход на пенсию (37 лет для женщин и 42 года для мужчин);

    Выплачивать уже с 1 января 2019 года надбавку 25% пенсионерам в деревнях со стажем не менее 30 лет работы в сельскохозяйственной отрасли;

    Предоставить работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты;

    Кроме того, ранее Госдума одобрила закон об уголовном наказании за увольнение возрастных сотрудников. Из принципиальных поправок, которые добавили депутаты и члены Совета Федерации, выделяются предложения сохранить действующие нормы для накопления пенсий с возможностью единовременной выплаты, возможность выйти на заслуженный отдых на полгода раньше получателям социальных пенсий, уточнение процедуры взаимодействия между ПФР и органами государственной власти.

    Еще около 70 вариантов изменений в закон депутаты вынесли на отдельное голосование и воспользовались случаем, чтобы еще раз высказаться по поводу пенсионной реформы от своего лица или от имени партии. Сразу скажем, что за четыре часа ни одна из поправок так называемой «второй таблицы», куда попали отклоненные комитетом предложения, не была принята.

    «Многие эти поправки выходят за рамки концепции либо за рамки предмета регулирования, - объяснил Ярослав Нилов. - Многие касаются отдельных категорий страховых пенсий или предложения льготных категорий, по которым уже высказалось правительство».

    После первых же нескольких выступлений стало понятно, что нет смысла «просить» за жителей сел, Дальнего Востока и Крайнего Севера, учителей, врачей и творческих работников, - все пункты, совпадающие по теме с инициативами президента, не прошли отбор комитета и правительства.

    Если только предложение депутата касалось организации новой льготной категории и грозило нарушить принципы кредитования, Нилов от лица комитета сразу об этом напоминал, а в некоторых случаях отмечал, что иногда парламентарии предлагали нормы даже более жесткие, чем президент.

    За российские территории с суровым климатом депутаты переживали активнее всего.

    «Оставьте прежний возраст для Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, - призывала Вера Ганзя от КПРФ. - У нас и так уезжают люди из Сибири и с Востока, а так мы только увеличим отток».

    Олег Шеин от «Справедливой России» прокомментировал целый пакет поправок к закону: и пожелание отложить принятие реформы до 2035 года, и идею вернуть страховой период, и восстановление индексации пенсий для работающих пенсионеров, и регламентацию самозанятых россиян. Сразу несколько заявлений политик завершил словами, что обещанной индексации в 7% в следующем году мы не увидим, на что Володин был вынужден призвать к ответу министра труда и социальной защиты Максима Топилина .

    «Я неоднократно говорил, что правительство подготовило вместе с федеральным бюджетом проект бюджетного фонда, - объяснил министр. - Индексация все шесть лет пенсий неработающим пенсионерам составит в среднегодовом выражении по 1000 рублей, эта позиция закреплена в бюджете на три года.

    Это позволит нам за шесть лет достичь средней пенсии в 20 тысяч рублей. Никаких других цифр и обоснований с момента внесения законопроекта правительство не давало. Что касается вашего заявления о том, что не будет 7% в следующем году, еще раз отвечу: индексация 7% заложена».

    Депутаты от КПРФ также выступили с рядом комментариев по своим поправкам в законопроект. К слову, некоторые из них попробовали устроить флешмоб на заседании и появились в футболках с перечеркнутыми числами 63 и 65. Правда, Володин попросил их на депутатскую зарплату купить более подходящие костюмы.

    Коммунисты еще раз высказались в пользу сельских жителей, россиян Сибири и Дальнего Востока и укорили правительство в отсутствии точных расчетов для принятия закона. После эмоционального выступления Николая Коломейцева Володин вновь призвал ответить от правительства Максима Топилина.

    «Был ли другой путь, кроме того, что мы рассматриваем?» - уточнил он у министра.

    «В представлении законопроекта в первом чтении в ходе обсуждения в рабочей группе с участием профсоюзов и экспертов на общественных слушаниях мы рассматривали варианты, - прокомментировал Топилин. - Этот вариант оказался единственно возможным, способным обеспечить рост пенсий выше инфляции для неработающих пенсионеров.

    Все остальные варианты разрушают страховую систему. Чтобы создать предпосылки для роста пенсий с учетом демографической перспективы, нам необходимо именно сегодня принять это решение. Ситуация на рынке труда сейчас является наиболее благоприятной для этих преобразований: по данным Росстата, безработица сейчас снизилась до рекордных показателей».

    После многочисленных депутатских заявлений по поводу возрастных изменений в законопроекте министру пришлось выступить еще раз и объяснить, почему правительство выбирает пенсионный возраст, который оказался сегодня на футболках депутатов КПРФ.

    «Мы исходим из того, что дополнительно одобрено право выхода на досрочную пенсию для тех, кто уже мог бы выйти в ближайшие два года. Это позволяет создать комфортный переходный период до 2028 года, - заявил министр.

    Мы апеллируем не к продолжительности жизни, а к периоду жизни после достижения пенсионного возраста. У нас он каждый год увеличивается. Чтобы создать ресурсы в пенсионной системе для повышения уровня пенсий, такие параметры, как пять лет, нами рассматриваются как необходимые».

    «У нас уже были моменты, когда за спиной у народа принимали решения, которые нас потом оставили без страны, - прокомментировал желание депутата Володин. - Так что давайте принимать решения поименно, открыто, и каждый должен свою позицию обосновать перед своими избирателями».

    Через несколько минут на экраны вывели результаты голосования. Итоги второго чтения законопроекта об изменении пенсионного законодательства таковы: 326 голосов «за», 59 депутатов «против» и один воздержался.

    Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов предполагает ряд стадий законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая вступлением проекта федерального закона в силу после его официального опубликования.

    После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет формирует специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ с компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрения законопроекта в первом чтении.

    Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит в течение 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в трех чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

    Первое чтение законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:

    1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
    2. отклонить законопроект;
    3. принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).

    Второе чтение законопроекта должно пройти в течение четырех месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом, включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

    1. возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
    2. принять законопроект во втором чтении;
    3. отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
    4. вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
    5. принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

    После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

    В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

    Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».

    Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, но и все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

    Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

    1. Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования.

    2. Акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

    3. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

    Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

    И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

    Первое чтение

    Первое чтение являет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

    Второе чтение

    Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

    Третье чтение

    Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

    Принятие закона

    Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.

    В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

    обсуждение на пленарном заседании палаты поправок к законопроекту, поступивших от субъектов права законодательной инициативы, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом последовательность обсуждения следующая. Перед вторым чтением ответственный за данный законопроект комитет Государственной Думы обобщает все поправки, поступившие на законопроект, составляет таблицу поправок, одобренных комитетом (№ 1), и таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению (№ 2) (см. Таблица поправок). Вначале рассматривается таблица поправок № 1. При отсутствии возражений против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта (т.е. включенных в таблицу № 1), председательствующим на заседании палаты ставится на голосование вопрос о принятии поправок в целом. При наличии возражений против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых к принятию вначале проводится голосование по тем поправкам (из таблицы № 1), по которым нет возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, по которой имеются возражения. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) поправок.

    Аналогичны процедуры обсуждения поправок, включенных в таблицы № 2 и 3. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются. При наличии возражений в отношении таких поправок проводится голосование. Если палата поддерживает поправку, она вносится в текст законопроекта. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки.

    По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. Если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов (большинство голосов от общего числа депутатов), то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Дальнейшему обсуждению такой законопроект не подлежит.

    Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки, необходимой в связи с внесенными в текст законопроекта в процессе второго чтения изменениями. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в Совет палаты для включения в проект порядка работы палаты.

    При обсуждении законопроекта во втором чтении после выступлений докладчика от ответственного комитета, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта и Правительства РФ проводится голосование по поводу одобрения или отклонения поправки. При рассмотрении возражений против поправок проводится голосование о принятии проекта за основу. При утверждении палатой рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки.

    Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

    Общие сведения

    Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

    Законодательный процесс в РФ

    Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

    Инициатива

    Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

    Подготовка

    Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

    Процедура принятия и изменения закона

    Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе - тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье - одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого - также в 14-дневный период - документ предается президенту.

    Одобрение в СФ

    Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

    Подписание президентом

    Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

    Опубликование

    Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ". Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

    Специфика правил

    Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

    Действия СФ

    Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

    1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
    2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
    3. Статуса и защиты госграницы страны.
    4. Мира и войны.
    5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

    Урегулирование разногласий

    Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

    Вето президента

    После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

    Виды отказа

    Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

    Нюансы обнародования

    Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

    Срок

    Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" либо "Парламентской газете". ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

    Другие нормативные акты

    Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

    Специфика действия правовых актов во времени

    После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается - с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

    Действие в пространстве

    Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

    Заключение

    Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.