Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Как работает суд присяжных заседателей в России? Кто такие присяжные заседатели? Суд присяжных заседателей В каких судах есть присяжные

    Как работает суд присяжных заседателей в России? Кто такие присяжные заседатели? Суд присяжных заседателей В каких судах есть присяжные

    Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
    Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

    Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

    Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

    Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

    1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

    2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

    Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

    1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
    3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
    4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
    2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
    3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

    1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

    2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

    3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

    4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

    Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

    1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

    2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

    3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

    4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

    5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

    6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

    7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

    8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

    9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

    10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

    11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

    12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

    13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

    14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

    Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

    1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

    2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

    Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

    1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
    2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

    а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
    б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
    в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

    г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

    д) военнослужащим;

    е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

    ж) священнослужителем.

    Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

    1. Составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

    2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

    3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

    Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

    Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

    Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

    1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

    2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

    Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

    1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

    2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

    3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

    4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

    Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

    1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

    2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 13. Заключительные и переходные положения

    1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения этих дел.

    3. Признать утратившими силу:

    1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
    2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
    3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

    Президент

    Российской Федерации
    В. Путин

    Теоретически присяжным заседателем может стать любой гражданин , который соответствует определенным требованиям, установленным законодательно.

    Как получить работу присяжным заседателем? Выбор кандидатов осуществляется по определенному алгоритму и с использованием специальной компьютерной программы.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

    Если гражданин решает отказаться от участия в судопроизводстве в качестве ПЗ, то ему необходимо написать соответствующее заявление и аргументировать свой отказ весомыми фактами.

    Особенности суда

    Что такое суд присяжных заседателей?

    При выборе гражданина оценивается его возраст, гражданство, некоторые нюансы, связанные с медицинскими показателями и образом жизни.

    Если у выбранного кандидата имеется погашенная или снятая судимость, то препятствий к назначению присяжным заседателем такой факт не создаст.

    Требования к ПЗ :

    • возраст старше двадцати пяти лет;
    • наличие гражданства РФ;
    • владение русским языком;
    • отсутствие судимости;
    • отсутствие учета у нарколога или психиатра;
    • отсутствие физических недостатков.

    Правила выбора

    Отбор кандидатов в ПЗ осуществляется на основании персональных данных избирателей .

    Конкретные граждане отбираются случайным образом с помощью специальной компьютерной программы.

    Имена выбранных присяжных заседателей обязательно публикуются в специализированных СМИ. После получения уведомления гражданин может отказаться от участия в судебных процессах. При наличии такого заявления на его место выбирается кандидат из дополнительного списка.

    Порядок отбора кандидатов для конкретного дела

    Процедура выбора присяжных заседателей для конкретного дела не отличается от общего отбора кандидатов . Выбираются они случайным образом.

    По закону не ранее, чем за неделю до судебного заседания, отобранные ПЗ должны получить повестки.

    На подготовительном заседании осуществляется дополнительный отбор в коллегию . Стороны процесса имеют право отклонить кандидатуру конкретного присяжного заседателя, но для этого необходимо наличие весомых аргументов.

    Нюансы отбора кандидатов:

    • в рассмотрении кандидатур принимают участие все стороны судебного процесса;
    • желание отклонить кандидатуру конкретного присяжного заседателя должно быть мотивировано;
    • участник процесса не может отклонить больше двух кандидатур.

    Права присяжных по закону

    Права лиц, выбранных в качестве ПЗ, указаны в 333 ст. УПК РФ .

    Законодательные нормы распространяются не только на основной список, но и дополнительных кандидатов из запасного перечня .

    Дополнительно закон устанавливает действия, которые заседатели не вправе осуществлять.

    К числу таких ограничений относятся общение с лицами, которые не имеют отношения к уголовному делу по поводу его обстоятельств, сбор различных сведений вне судебного процесса, нарушение тайны совещания и голосования.

    Что они делают?

    Присяжные заседатели принимают участие во всех этапах судебного рассмотрения уголовного дела. Они могут запрашивать имеющиеся вещественные доказательства и материалы для изучения.

    Дополнительно присяжные заседатели имеют право исследовать данные о проведении следственных мероприятий.

    На основании изученной информации коллегия должна путем голосования вынести определенный вердикт.

    Права ПЗ в районных судах:

    • участие в исследовании всех материалов по уголовному делу;
    • присяжные заседатели могут задавать вопросы по делу всем участникам процесса;
    • разрешено ведение записей во время судебного заседания;
    • допустимо обращение к судье за разъяснением норм законодательства.

    Причины отвода

    Для отвода присяжного заседателя необходимо наличие весомых аргументов . Нельзя без уважительной причины написать заявление об отказе.

    В некоторых случаях компьютерная программа может допустить ошибку, выбрав кандидата, не соответствующего установленным требованиям.

    Наличие факторов, противоречащих данному списку, дает возможность гражданину отказаться от участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя.

    Основания для отвода кандидата или отказа от исполнения обязанностей ПЗ:

    1. Несоответствие возрастным требованиям (возраст младше двадцати пяти или старше шестидесяти пяти лет).
    2. Некоторые профессии (военнослужащие, священники, адвокаты, судьи, государственные служащие, частные детективы и полицейские).
    3. Наличие непогашенной судимости или привлечение к уголовной ответственности.
    4. Физические недостатки или увечья, а также тяжелое состояние здоровья (необходимо подтверждение медицинской справкой).
    5. Нахождение на учете у наркологов или психиатров (должно быть подтверждено документально).
    6. Отсутствие владения языком, на котором ведется судопроизводство, а также наличие гражданства другого государства.
    7. Наличие недееспособности (причина ограничения дееспособности значения не имеет).

    Вердикт суда

    Процедура вынесения вердикта присяжными заседателями отличается некоторыми нюансами.

    Если в течение трех часов единогласного решения достичь не удается, то проводится голосование .

    Воздержаться от высказывания своего решения по делу присяжный заседатель не имеет права. Если голоса разделились поровну, то вердикт выносится в пользу лица, признанного обвиняемым.

    В некоторых случаях присяжные заседатели могут потребовать дополнительное время для вынесения решения и запросить дополнительные материалы по делу.

    Варианты вердикта присяжных заседателей:

    • оправдательный вердикт (если в пользу обвиняемого проголосовало большинство присяжных заседателей);
    • обвинительный вердикт (за обвинение должно проголосовать минимум семь присяжных заседателей).

    Если судья принимает решение о необоснованном вердикте присяжных заседателей , то коллегия может быть распущена. Для такой процедуры необходимо наличие весомых аргументов (например, наличие состава преступления, очевидное доказательство вины обвиняемого и пр.).

    Повторное рассмотрение уголовного дела назначается с новым составом суда присяжных заседателей.

    Наказание для осужденного лица

    Присяжные заседатели не имеют полномочий определять наказание по уголовному делу. Приговор выносится квалифицированным судьей с учетом обстоятельств, выясненных в процессе судебного разбирательства и вердикта коллегии.

    Решения не должны противоречить друг другу. Если обвиняемый не согласен с приговором, то его можно обжаловать в вышестоящие судебные инстанции.

    Чем отличается от статуса арбитражных заседателей?

    Основные требования к кандидатам в арбитражные и присяжные заседатели не отличается.

    Это должны быть граждане старше 25 лет, с отсутствием хронических психических заболеваний и физических отклонений, не состоящие на учете в наркологическом диспансере и не имеющие непогашенной судимости.

    Другие пункты содержат значительные отличия. Отличия присяжных заседателей от арбитражных заседателей:

    1. Максимальный возраст арбитражного заседателя ограничивается 70 годами (для присяжных — 65 лет).
    2. ПЗ принимают участие в рассмотрении уголовных дел в федеральных судах общей юрисдикции (арбитражные — в Арбитражных судах).
    3. В судебном рассмотрении дела принимают участие двенадцать присяжных заседателей, а арбитражных заседателей должно быть только два.
    4. Арбитражные заседатели должны иметь высшее профессиональное образование (юридическое, экономическое и пр.).
    5. Списки присяжных заседателей формируются случайным образом из избирателей (кандидаты в арбитражные управляющие направляются торговыми палатами, объединениями предпринимателей и другими организациями).
    6. Арбитражные заседатели должны иметь стаж работы не менее пяти лет (в финансовой, управленческой, экономической, юридической и других видах профессиональной деятельности).

    Принимая решение об участии в судебном рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя, гражданин должен осуществлять степень своей ответственности.

    При вынесении вердикта нельзя руководствоваться эмоциями. Решение должно быть основано на объективной оценке деталей уголовного дела.

    Кто может стать присяжными заседателями и какие решения они выносят? Узнайте об этом из видео:

    Автор статьи -

    С конца 20 века в нашей стране начала возрождаться такая форма судебного делопроизводства , как институт присяжных заседателей.

    В наши дни суд присяжных в России рассматривает около 10 % уголовных дел.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

    Что это такое?

    Это совершенно особая форма уголовного делопроизводства, при которой сам факт наличия преступления и то, насколько подсудимый виновен, решает коллегия присяжных .

    При этом присяжные - это люди, отобранные случайным образом и не получившие необходимого юридического образования.

    На основании вынесенного ими вердикта судья назначает наказание обвиняемому . Есть ли суд присяжных в России?

    История

    В Российской империи впервые заговорили о возможности такой формы делопроизводства при Екатерине II в 1767 году . Однако утверждена она была только через 97 лет в ходе судебной реформы, проведенной Александром II.

    В процессе этих преобразований судебная власть перестала зависеть от административной, процессы начали проводить открыто в присутствии защитников, а решения по ряду вопросов выносились при помощи жюри присяжных заседателей.

    В те дни войти в состав коллегии мог мужчина, принадлежащий к любому сословию, не моложе 25 и не старше 70 лет, являющийся российским подданным и проживающий два года и более в том уезде, где он был приглашен для участия в разбирательстве.

    В Европе суду присяжных были подвластны и гражданские тяжбы, тем временем в России рассматривались исключительно уголовные серьезные дела . Несмотря на это ограничение, по количеству судебных процессов, прошедших с участием присяжных, Россия в несколько раз превосходила европейские страны.

    После революции советская власть ликвидировала институт присяжных заседателей, выпустив декрет «О суде» номер 1.

    Восстановление этой важной системы в России началось в рамках судебной реформы 1990-х годов.

    Впервые в новейшей истории рассмотрение дела в подобном формате прошло в 1993 году .

    Это был процесс братьев Мартыновых , которых обвиняли в совершении предумышленного убийства трех человек. Присяжные сочли подсудимых действительно виновными, но статья обвинения в конечном приговоре была мягче.

    Как начинался суд присяжных в Российской империи? Узнайте из видео:

    Кто такие присяжные?

    Сейчас в России деятельность жюри присяжных регламентируется Федеральным законом No113-ФЗ . В этом законе оговорено, что существуют списки людей, потенциально способных занять место в ряду присяжных.

    Как только возникает потребность, для участия в процессе приглашают произвольных граждан из основного или запасного списков.

    Оказаться в этих листах может любой человек, выбирают кандидатуры из реестра, в котором указаны все, кто может голосовать на выборах .

    Перед тем, как приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей, присяжные проходят процедуру присяги .

    Только после этого они изучают те относящиеся к делу документы, которые судья определил как допустимые, могут общаться с обвиняемым и свидетелями через председателя суда, делать записи.

    При этом строго следят за тем, чтобы на заседателей было исключено всякое давление и никто не мог оказать влияние на их решение. В ходе слушания присяжные не выходят за пределы зала заседаний, им запрещено контактировать с посторонними, таким образом они не могут разгласить тайну голосования.

    Ввиду того, что к роли присяжных заседателей привлекаются обычные граждане, не имеющие какой бы то ни было юридической подготовки, в суде они решают только самые главные вопросы, не вдаваясь в узкоспециальные тонкости .

    Например, присяжные не занимаются квалификацией преступления, ведь они не знакомы с тем, что именно относится к отягчающим или, наоборот, смягчающим обстоятельствам.

    Главное, что они должны решить - виноват ли человек на скамье подсудимых в рассматриваемом преступлении и можно ли проявить по отношению к нему снисхождение.

    Какое именно наказание назначить решает профессиональный судья, руководствуясь в своих действиях буквой закона.

    Состав

    При слушании дела, проходящего в присутствии присяжных заседателей, обвиняемого судит один судья и жюри присяжных, численность которого чаще всего составляет двенадцать человек .

    Прежде всего для участия в процессе отбираются двадцать человек. Далее из этих потенциальных кандидатов на предварительном слушании формируют коллегию.

    В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

    Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

    23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ " ". Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

    Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных , и , и . Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"), ст. 357 ("Геноцид"). Пожалуй, преступления по ("Убийство") и ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

    Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

    Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои "за" и "против". На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

    Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так "отфильтровать" доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

    Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

    10.04.19 31 491 7

    И как заработать на гражданском долге

    Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.

    Людмила Петкилёва

    В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.

    Больше присяжных

    Присяжные заседают в районных судах и в судах уровня субъекта РФ - это областные, краевые или верховные суды республик. Суды уровня субъекта обычно выступают апелляционной инстанцией по отношению к районному суду, то есть пересматривают их решения. Однако сложные и наиболее опасные дела - например, в которых содержится государственная тайна, - суды уровня субъекта РФ рассматривают как первая инстанция.

    Как стать присяжным

    Намеренно стать присяжным не получится. Все решает случай. Списки кандидатов в присяжные заседатели формируются через специальную программу «Выборы». Она же используется для выборов в органы власти. Поскольку в ней содержатся персональные данные всех избирателей страны, закон позволяет использовать ее для формирования списков кандидатов в присяжные. Программа выбирает случайных людей в нужном городе.

    Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.

    Уведомление. Еще до вызова в суд гражданину приходит уведомление о том, что его включили в список кандидатов в присяжные заседатели. Это не значит, что его точно вызовут, - государство просто сообщает, что при необходимости будет рассматривать его в качестве присяжного.

    В списке кандидат находится 4 года. Через 4 года он может оказаться в еще одном списке.

    Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом - пришлет письменное приглашение по почте.


    Приглашение - это письмо кандидату о том, что суд ждет его тогда-то по такому-то адресу в качестве присяжного. Но вызывают не на заседание, а на проверку: суд и стороны будут решать, может ли кандидат быть беспристрастным и объективным и вершить правосудие. Так создается предварительный список присяжных.

    Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда. По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения. Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, - это решает сам суд. Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.

    Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных - многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.

    В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.

    Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.

    Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.

    Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.


    Проверка присяжных и их отвод. Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы. Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод - отстранить от участия в процессе.

    Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные - член политической партии или профсоюза. Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам - общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные - член общества защиты природы. В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.

    Отвод также может быть немотивированным: подсудимый, его адвокат и прокурор могут вычеркнуть из списка присяжных по одной фамилии без объяснения причин. Например, стороне защиты присяжный может показаться строгим и принципиальным - это усложнит процесс доказывания невиновности. Это необъективно, но такое право предусмотрено законом.

    Обязательно ли быть присяжным

    По закону участие в судебном заседании в качестве присяжного - гражданский долг. Но гражданский долг - это не юридическая категория, а моральная. Невыполнение гражданского долга не влечет никакой ответственности.

    После того как кандидат в присяжные заседатели получит уведомление, он может написать заявление об исключении его из списка кандидатов в администрацию города. Его можно отнести в администрацию лично или отправить почтой по адресу из уведомления. У кандидата должны быть уважительные причины, которые препятствуют участию в процессе. Из списка кандидатов в присяжные исключают госслужащих, военнослужащих, нотариусов, адвокатов, священнослужителей, лиц старше 65 лет или просто лиц, которые не могут выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.

    Кроме того, можно заявить самоотвод, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:

    1. Лиц старше 60 лет.
    2. Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
    3. Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
    4. Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.

    Даже если препятствующих обстоятельств нет, человек вправе просто проигнорировать все приглашения в суд и не явиться туда. Суд просто будет направлять приглашения другим гражданам до тех пор, пока не соберется нужное количество присяжных. Государство не может обязать человека стать присяжным или привлечь к ответственности за отказ. Человек сам принимает решение.

    Как проходит заседание с участием присяжных

    Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных - в зависимости от суда.

    До начала рассмотрения дела по существу присяжные заседатели в отдельной комнате открытым голосованием выбирают себе старшину. Он руководит ходом совещания присяжных, через него другие присяжные задают вопросы судье, он же оглашает окончательный вердикт присяжных.

    Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.

    Главная особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей. Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции. От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.

    Пример воздействия на эмоции присяжных - выступление адвоката Федора Никифоровича Плевако по делу об убийстве: один мужчина убил свою жену. Плевако много, очень много раз повторил присяжным одну и ту же фразу: «Господа присяжные заседатели!» Через некоторое время зал был в недоумении и гудел вместе с судьей, прокурором и заседателями. После этого Плевако сказал: «Господа, вы не выдержали и 15 минут моего эксперимента. А каково было этому несчастному мужику слушать 15 лет несправедливые попреки и раздраженное зудение своей сварливой бабы по каждому ничтожному пустяку?» Подсудимого оправдали.

    Эмоциональные решения суда присяжных

    Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.

    Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо

    В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.

    Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны , и направил дело на новое рассмотрение.

    Права присяжных

    Во время заседания присяжные вправе:

    1. Исследовать все обстоятельства уголовного дела, осматривать вещественные доказательства и документы, задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам.
    2. Просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия.
    3. Вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта.

    При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.

    Как присяжные голосуют

    Присяжные принимают решение по вопросам в совещательной комнате, где они находятся без иных лиц. Выйти из совещательной комнаты можно только после голосования. Заходить к присяжным тоже никто не может. Но есть исключение. С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

    Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя - присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.

    Обсуждать дело присяжные могут не более трех часов. Если после этого они не пришли к единому выводу, они переходят к голосованию. Если голоса по какому-то вопросу разделятся поровну, принимается наиболее благоприятное для подсудимого решение. Присяжные голосуют открыто и устно, а письменный подсчет голосов ведет старшина присяжных заседателей.

    Как присяжные выносят вердикт

    Если присяжные заседатели решат, что подсудимый невиновен, судья не вправе назначать ему наказание. То же самое будет, если присяжные ответят «нет» на два других вопроса.

    Если присяжные признают подсудимого виновным, размер и вид наказания будет определять судья. Именно от судьи зависит, отправится подсудимый в колонию или наказание ограничится обязательными работами.

    В своем вердикте присяжные заседатели могут признать лицо виновным, но заслуживающим снисхождения. Это значит, что судья не сможет назначить пожизненное лишение свободы и не сможет определить размер наказания больше ¾ максимального срока. Например, по делу об убийстве максимальный срок лишения свободы 15 лет - то есть судья может посадить виновного максимум на 12 лет.

    За пределами процесса

    Уголовный процесс состоит не из одного заседания и может длиться год и больше. Обычно между заседаниями есть перерывы в несколько недель или даже месяцев. В это время присяжные заседатели могут работать и заниматься своими делами.

    Однако присяжным запрещено делиться информацией об обстоятельствах дела с кем-либо в обычной жизни, собирать какие-либо сведения вне заседания, высказывать свое мнение по процессу за его рамками и нарушать тайну совещательной комнаты. Если угрозы жизни и здоровью нет, за присяжным никто не следит. Но если выяснится, что тайна совещательной комнаты была нарушена, приговор могут отменить. В остальном присяжные заседатели свободны в своих действиях.

    Присяжные - обычные люди, со своими страхами и слабостями. Нет гарантии, что их не смогут подкупить за пределами процесса. Например, в 2005 году коллегия присяжных оправдала подозреваемых в организации преступного сообщества Игоря Поддубного и Евгения Бабкова. По протесту прокуратуры Верховный суд отменил приговор. Прокуратуре показалось подозрительным, что, когда подсудимые были оправданы, их адвокат Виктор Паршуткин пригласил присяжных в ресторан. В итоге Паршуткина признали виновным по ст. 294 ч. 1 уголовного кодекса «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производства предварительного расследования».

    Неприкосновенность присяжного

    Во время процесса присяжный заседатель неприкосновенен от любого противоправного воздействия, трудовых обязанностей и какого бы то ни было давления.

    Защита жизни и здоровья. На присяжного распространяются гарантии защиты жизни и здоровья судьи. Это значит, что при малейшем намеке на угрозу присяжному могут изменить внешность (например, при помощи парика и накладных усов), могут назначить личных охранников - представителей правоохранительных органов. В моей практике был случай, когда ЖЭК не знал, куда направить платежку за квартиру, так как по запросу органов из базы было полностью удалено имя человека как раз по этой причине.

    По этой же причине в России нет судебной практики по делам об убийстве или причинении вреда присяжным.

    Защита трудовых прав. Пока присяжный исполняет свой гражданский долг и участвует в судебных заседаниях, работодатель не вправе его уволить или перевести на другое место работы. Все потраченное в суде время засчитают в трудовой стаж.

    Зарплата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Причем размер заработной платы может быть сколь угодно высоким. Закон не устанавливает ограничения - государство заплатит. Для этого нужно будет предоставить в суд справку 2-НДФЛ .

    Все эти гарантии могут быть, только если присяжный в обычной жизни Если человек самозанятый или работает по гражданско-правовому договору, гарантии на него не распространяются.

    Если начался конфликт с работодателем по поводу выполнения обязанностей присяжного заседателя, достаточно указать В ней закреплена неприкосновенность работника и обязанность работодателя освободить его от работы на время заседаний. Также можно напомнить работодателю, что заработная плата работника-присяжного выплачивается из бюджета государства - денежная нагрузка на работодателя уменьшится.

    За воспрепятствование явке присяжного в суд предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей , который компетентные органы могут наложить на работодателя.

    1000 Р

    максимальный штраф для работодателя, который препятствует явке присяжного в суд

    В некоторых субъектах РФ присяжным дарят справочные материалы. Например, в Брянской области прокуратура выдает каждому присяжному информационные буклеты, в которых перечислены все трудовые гарантии.


    Вознаграждение присяжного

    Присяжные заседатели получают компенсации и вознаграждение за свою деятельность.

    Вознаграждение. Для официально работающих присяжных заседателей вознаграждением считается зарплата, которую сохраняет государство. А если присяжный не работает или работает неофициально, то за каждый день рассмотрения дела в составе коллегии присяжных он все равно получит деньги.

    По закону неработающие присяжные заседатели получают 50% от должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально количеству дней судебного разбирательства. То есть размер выплаты зависит от двух критериев:

    1. Размер оклада судьи того суда, где рассматривается дело.
    2. Количество дней, которое потребуется для разрешения дела.

    В России суд присяжных есть в районных судах и судах субъекта РФ - это краевые, областные, республиканские и равные им суды, - а также в равных им военных судах. Следовательно, существует три вида оклада. На 2019 год оклад районного судьи равен 21 504 рубля, а судьи суда субъекта - от 23 109 до 24 713 рублей.

    Для расчета вознаграждения не работающего официально присяжного нужно разделить оклад судьи на 2 (50%) и 22 (количество рабочих дней в месяце). То есть за каждый день работы присяжным заседателем можно получать 488-561 Р . Длительность процесса всегда разная: минимум 10 дней, а может быть несколько месяцев. Для неработающего человека процесс можно считать в какой-то степени подработкой.

    Транспортные расходы. Все транспортные расходы присяжных, которые связаны с рассмотрением дела, компенсируются. Для этого нужно обязательно сохранить документальное подтверждение оплаты проезда - билет или чек.

    Расходы на проживание. Если суд находится далеко, присяжных обеспечивают жильем в гостинице. Окружные военные суды могут формировать коллегию присяжных из нескольких субъектов РФ. Это значит, что, например, жители Воронежа, Владимира, Смоленска и иных регионов могут отправиться в Москву как присяжные заседатели. Им оплатят гостиницу, все транспортные расходы, выплатят денежное вознаграждение или зарплату с сохранением рабочего места. Такой своеобразный отпуск.

    Над материалом работали

    Автор - Людмила Петкилёва, шеф-редактор - Кристина Фролова, выпускающий редактор - Марина Сафонова, фоторед - Максим Копосов, информационный дизайнер - Женя Софронов, ответсек - Анна Лесных, корректор - Ольга Бекасова, иллюстратор - Ksusha Itwascool, верстальщик - Евгения Изотова