Как заключать договора если не доведены лимиты. Что делать, если лимиты будут отозваны? Учет лимитов бюджетных обязательств
В статье 6 БК РФ говорится, что учреждение не вправе потратить в течение отчетного периода денег больше, чем доведено Минфином. По п. 2 ст. 219 БК РФ, принятие БО является обязанностью каждой организации в рамках процесса исполнения бюджета. Учреждение, которое принимает БО в пределах установленных ограничений, является получателем средств бюджета (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО уполномоченный финансовый орган — распорядитель средств бюджета — направляет ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств по форме 0504822 (Приказ Минфина РФ № 52н от 30.03.2015). В уведомлении содержится информация об объемах ЛБО, их текущих изменениях и соответствующих КБК.
Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является серьезным правонарушением.По п. 5 ст. 161 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты, которые заключены с превышением принятых ЛБО, признаются недействительными.
БО принимаются через государственные (муниципальные) контракты и договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством: Федеральным законом № 44 от 05.04.2013 и другими нормативно-правовыми актами. Доведение лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений — только половина процесса. По ст. 161 БК РФ, процедуры заключения, оплаты и исполнения госконтрактов и иных договоров производятся организацией в пределах выделенных на определенный финансовый год ЛБО в разрезе соответствующих КБК по направлениям расходов.
Чтобы подтвердить возникновение БО, ПБС предоставляют заявку и государственный (муниципальный) контракт на приобретение товаров, работ, услуг.
Как только организация получила ЛБО, она обязана опубликовать плановую документацию по закупкам. Лимиты бюджетных обязательств на 2020 год начнут доводить в ноябре 2019 года. Продлится процесс до февраля 2020.
ПБС вправе заключить контракт со сроком действия, который завершается как в отчетном, так и в плановом периоде, так как ЛБО доводятся либо на один, либо на 3 года. Если ограничения установлены на один, отчетный, период, то контракт необходимо исполнить в текущем году. Если пределы доведены в том числе на плановый период, то госконтракт заключается в соответствии с установленными ограничениями сроком до 3 лет.
Учет лимитов бюджетных обязательств
Принятие организацией БО в обязательном порядке должно отражаться в регистрах бухгалтерского учета. Для этих операций используется счет 0 502 01 000 «Принятые БО» (Единый план счетов, Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Наравне с вышеуказанным нормативно-правовым актом, учет в БУ регламентирует Приказ Минфина РФ № 183н от 23.12.2010, в казенных — Приказ № 162н от 06.12.2010, в автономных — Приказ № 183н от 23.12.2010.
Проведение операций по счету 0 502 01 000 по принятию ЛБО корреспондируются:
- для казенных учреждений — с Дт 0 501 00 000 «ЛБО»;
- для БУ/АУ — с Дт 0 506 00 000.
В свою очередь, если после расторжения контрактов заказчик будет фактически приобретать ресурсы без осуществления новых закупок, то такие действия заказчика могут быть квалифицированы как нарушающие требования Закона № 44-ФЗ. Соответственно, в дальнейшем ресурсы должны быть приобретены заказчиком только по результатам отдельных закупок на основании новых контрактов. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого Закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 той же статьи. При этом ч.ч. 2 и 3 ст.
Заключение контракта бюджетным учреждением без лбо
Поэтому напрашивается вывод, что заключение дополнительного соглашения о внесении в контракт изменения информации об источнике финансирования не будет противоречить положениям Закона № 44-ФЗ. Сказанное косвенно подтверждается арбитражной практикой, сложившейся в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулировавшего те же отношения, что и Закон № 44-ФЗ, и признающей правомерность изменения по соглашению сторон указания на источник финансирования в контрактах, заключенных по итогам торгов (например, постановления ФАС Центрального округа от 18.01.2011 № Ф10-6260/2010, ФАС Поволжского округа от 25.05.2011 № Ф06-2096/11).
К сожалению, материалов правоприменительной практики по контрактам, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, обнаружить не удалось.
Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств
В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственный контракт должен быть заключен в соответствии с планом-графиком и оплачен в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. То есть в ст. 72 БК РФ отсутствует прямое требование о том, что заключение государственного контракта возможно только при условии доведения до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.Вправе ли заказчик проводить торги по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» без доведенных до него лимитов денежных средств? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:1.
Можем ли мы заключать контракты без доведенных лимитов, а именно внебюджет?
Закона N 44-ФЗ), осуществляется заказчиком в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.В настоящее время положениями КоАП не предусмотрена ответственность за включение в план-график информации о закупке и (или) размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки без достаточного объема прав на принятие бюджетных обязательств.Вместе с тем не исключаем, что подобные действия заказчика, являющегося получателем бюджетных средств, могут послужить поводом для возникновения разногласий с уполномоченными органами в ходе проведения ими контрольных мероприятий и до вступления в силу ст. 21 Закона N 44-ФЗ. Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТсоветник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна Ответ прошел контроль качества 18 сентября 2015 г.
Сначала лимиты, потом обязательства
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), ч.ч. 10 и 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, прямо устанавливающие требование о размещении планов-графиков получателями бюджетных средств после получения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств, вступают в силу с 01.01.2016.Контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ (вступает в силу с 01.01.2017).Напомним, что до вступления в силу ст.
Что такое лимиты бюджетных обязательств
Обоснование вывода:1. Прежде всего напомним, что абзацем первым п. 5 ст. 161 и абзацем третьим ст. 162 БК РФ предусмотрено, что заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение указанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными (абзац второй п.
5 ст. 161 БК РФ).Согласно п. 3 ст.
Нтвп «кедр — консультант»
Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Следовательно, по мнению департамента, принятие получателем бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств в отсутствие доведенных до него в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств является правонарушением и влечет за собой ответственность в соответствии со ст.
15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Кстати, данная статья в КоАП РФ введена федеральным законом 23.07.2013 №252-ФЗ.
А согласно ст.
Внимание
Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупки, используя «смешанное» финансирование. При этом, исходя из общего принципа, предусмотренного ст.
15
Закона № 44-ФЗ, при использовании «смешанного» финансирования закупка подлежит осуществлению в порядке, предусмотренном положениями Закона № 44-ФЗ. Законодательство РФ о контрактной системе основывается, в частности, на положениях ГК РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе и с единственным поставщиком, представляет собой гражданско-правовой договор (п.
3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), при определении существенных условий контракта следует руководствоваться нормами ГК РФ с учетом требований Закона № 44-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст.
Учитывая приведенные положения БК РФ, а также разъяснения Минэкономразвития России о том, что заказчики заключают контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг сроком до трех лет в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств (данный вывод возможно по аналогии применять и к муниципальному заказчику в рассматриваемой ситуации), следует сделать вывод, что заключение и исполнение указанного муниципального контракта правомерны, это не повлечет нарушение ст. 219 БК РФ в части исполнения бюджета по расходам в 2012 г. {Вопрос: Вправе ли администрация муниципального образования в 2012 г. провести торги и заключить муниципальный контракт на выполнение проектных работ, срок действия которого — ноябрь 2012 г.
Важно
ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Исходя из положений этой статьи, ч.ч. 2, 4, 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, обязательными для включения в контракт (то есть существенными) являются, в частности, условия о цене контракта и объеме поставляемого товара (оказываемых услуг и т.п.).
Кроме того, по общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.
Контракт на следующий год можно заключить, если ГРБС довел лимиты на очередной финансовый год, а также если закупка включена в план-график.
ГРБС доводит лимиты до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Так сказано в пункте 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ.
Государственные и муниципальные заказчики проводят закупки в соответствии с планом-графиком. Процедуры, которые не предусмотрены в плане-графике, проводить нельзя. Следовательно, контракты, которые заключите в текущем году, а исполните в следующем, включите в план-график текущего года. Например, до заказчика довели лимиты бюджетных обязательств на 2018 год в декабре 2017 года. Заказчик вправе заключить в 2017 году контракты на 2018 год, но прежде чем провести закупку, процедуру включите в план закупок и план-график.
Когда заказчик вправе заключать контракты на будущий год в текущем
Чтобы обеспечить организацию первоочередными товарами, работами и услугами в начале будущего года, заказчики заключают контракты заранее. В то же время заключить в текущем году контракт на будущий год можно, только если выполнено несколько условий. Разберем, какие условия соблюсти заказчику, чтобы в декабре 2017 года заключать контракты на 2018 год.
Ограничения к сроку заключения контракта установлены в отношении получателей бюджетных средств и не распространяются на бюджетные учреждения (ст. 6, п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
При каких условиях заключить контракт
Контракт на следующий год заключите, если одновременно соблюдены два условия.
Условие 1. ГРБС довел лимиты на очередной финансовый год.
Заказчики заключают и оплачивают контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые довел вышестоящий орган. Если ГРБС лимиты не довел, а вы заключили контракт, готовьтесь заплатить штраф – от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).
ГРБС доводит лимиты до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Условие 2. Заказчик включил закупку в план-график.
Государственные и муниципальные заказчики проводят закупки в соответствии с планом-графиком. Процедуры, которые не предусмотрели в плане-графике, проводить нельзя. Следовательно, контракты, которые заключите в текущем году, а исполните в следующем, включите в план-график текущего года. Например, до заказчика довели лимиты бюджетных обязательств на 2018 год в декабре 2017 года. Заказчик вправе заключить в 2017 году контракты на 2018 год, но прежде чем провести закупку, процедуру включите в план закупок и план-график.
Контрактного управляющего или работника контрактной службы, который разместит в ЕИС извещение о закупке и не включит процедуру в план-график, контролеры оштрафуют на 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Одновременно выполнены перечисленные выше условия – заключайте контракт на следующий год. Вывод следует из пункта 2 статьи 72, пунктов 3 и 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтвердил Минфин в письме от 14 апреля 2011 года № 02-06-10/1371.
Когда заказчик вправе заключить контракт сверх ЛБО
Заказчик вправе нарушить условия и заключить контракт сверх выделенных лимитов, но в исключительных случаях, которые перечислены в таблице (п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).
Предмет контракта | Срок и пределы средств | Основание |
Товары по госпрограмме вооружения | В пределах средств, которые выделили на госпрограмму, на срок реализации программы | Программа вооружения, которую утверждает Президент РФ |
Товары, работы или услуги, длительность производственного цикла которых превышает срок утвержденных лимитов | В пределах средств и на срок, который установили решением или актом | Решения о бюджетных инвестициях в объекты государственной и муниципальной собственности |
Товары по госконтракту со встречными обязательствами, когда обязательства не связаны с предметом их исполнения | В пределах средств, которые выделили по госпрограммам РФ или субъектов РФ, на срок, который превышает доведенные ЛБО | Решения Правительства РФ или высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ |
Энергосервисные контракты, в которых заказчик определил цену как процент от сэкономленных энергоресурсов | В пределах расходов, которые запланировали на оплату энергоресурсов и услуг на их доставку, на срок, который превышает доведенные ЛБО | Абзац 5 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ |
Минфин также считает, что заказчик вправе заключить контракт с превышением доведенных лимитов только в перечисленных в таблице случаях (письмо Минфина от 12 декабря 2014 года № 02-10-09/64499).
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Бюджетные обязательства - это деньги, которые ежегодно выделяются главным распорядителем бюджетных средств подведомственным учреждениям для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В том числе и для госзакупок. Разбираемся, может ли госзаказчик заключить контракты в случае отзыва и уменьшения установленных лимитов, и как правильно это провести.
Уменьшение и отзыв ЛБО
За счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год БО учреждения ведут свою закупочную деятельность. Бюджетные, казенные и автономные учреждения не имеют права использовать БО сверх установленных для них ГРБС лимитов.
Другими словами, бюджетные данные — это ассигнования, предельный объем установленного финансирования, или ЛБО. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию о том, что будет осуществлена отсрочка, уменьшение ЛБО, а также сведения о периоде, на который данное уменьшение осуществляется.
ЛБО могут быть уменьшены и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшить их могут как на государственном, так и на муниципальном уровне. Также ЛБО подлежат блокировке 31 декабря по причине окончания финансового года.
Отзыв лимитов бюджетных обязательств и приостановка операций на лицевых счетах учреждений происходит в том случае, если у организации-заказчика, являющейся получателем средств бюджета, есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятые обязательства), и она не освоила выделенные лимиты обязательств.
С 30.07.2018 доступна новая функция — бюджетное обязательство в ЕИС формируется согласно сведениям ПБС, возникшим на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ № 07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами ФК (ТОФК).
Действия заказчика
Согласно действующему законодательству, в процессе исполнения контракта не допускается изменение его основных условий. Но в случае, если бюджетные обязательства по 44-ФЗ уменьшатся, то договорные положения можно изменить по соглашению сторон (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК РФ). Однако пункт статьи 161 действует только в отношении казенных учреждений, а заказчики, принадлежащие к другим типам бюджетных учреждений, не могут воспользоваться данным допущением. При применении п. 6 ст 161 БК РФ пострадавшая сторона может требовать у казенного учреждения удовлетворения, возмещения фактически произведенных расходов, наступивших непосредственно из-за преобразований существенных контрактных условий.
Учреждения, осуществляющие свою закупочную деятельность на основании субсидий на государственное, муниципальное задание, должны в обязательном порядке включать в договоры условия о возможности изменения по соглашению сторон размера и сроков оплаты, а также объема товаров, работ, услуг в случае, если у ПБС произойдет сокращение лимитов бюджетных обязательств (п. 1, 5 ст. 78.1 БК РФ).
Уменьшение в контракте количественных и ценовых параметров в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ регламентируется Методикой, закрепленной ПП РФ № 1090 от 28.11.2013.
Если в случае уменьшения ЛБО стороны не достигли договоренности по поводу изменений цены или количества поставляемых на основании контракта товаров, работ или услуг, применяется пункт 2 Методики.
Пункты 4-7 Методики указывают, что организация-заказчик принимает решение об изменении госконтракта из-за сокращения ЛБО, базируясь на эквивалентности изменения количественных и ценовых критериев ТРУ. Внесение таковых преобразований осуществляется только в том случае, если контрактные отношения уже вступили в силу — когда контракт заключен и подписан обеими сторонами.
Все изменения оформляются в виде дополнительного соглашения сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ), а также в обязательном порядке вносятся в реестр контрактов, который заказчик ведет в ЕИС (п. 8 ч. 2, части 3, 7 ст. 103 44-ФЗ). Данные в реестр вносятся в течение трех рабочих дней. Изменения в контракте, в свою очередь, публикуются в ЕИС в течение одного рабочего дня после даты утверждения данных изменений (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
Можно ли заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств
С 01.01.2018 на основании изменений, внесенных 178-ФЗ в статью 72 БК РФ, у заказчиков появилась возможность заключать контракты в момент отзыва ЛБО.
На основании п. 2 ст. 72 БК РФ, организация-заказчик заключает госконтракты в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок товаров, работ, услуг, не превышая доведенные ЛБО (исключение — п. 3). Если отзыв лимитов был произведен в целях их приведения в соответствие с ассигнованиями, то у заказчика появляется возможность заключить необходимые контракты в объемах, не превышающих обязательства, поставленные на учет в определенном финансовом году.
Ольга Капиева
44-ФЗ Закупки без ЛБО на следующий финансовый год
В соответствии с ч. 2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ государственная (муниципальная) закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных до заказчика. На муниципальном уровне ЛБО доводятся до заказчиков после принятия решения о бюджете. Сроки принятия местного бюджета жестко зависит от сроков принятия закона о бюджете субъекта, в 2015 году примерно 22-23 декабря. Таким образом, ЛБО будут доведены примерно 25 декабря 2015г.. Процедура проведения торгов составляет минимум 26 дней. Таким образом, чтоб контракт был подписан 31 декабря 2015г. и услуги (работы) начали оказываться с 1 января 2016 года необходимо разместить извещение о закупке не позднее 3-5 декабря 2015 года, когда ЛБО еще не доведены до заказчиков. Если же извещение размещать только после доведения ЛБО, то заключение контракта в лучшем случае будет осуществлено в последних числах января. В этом случае муниципальные учреждения на 1-1,5 месяца останутся без жизненно необходимых услуг и работ (интернет, ГСМ, охрана, сопровождение программного обеспечения и т.п.). В частности Управление финансов в виду отсутствия интернета 1-1,5месяца не сможет осуществлять финансирование муниципальных учреждений города, т.к. финансирование ведется исключительно электронным документооборотом посредством интернет-технологий. Вопрос: Просим разъяснить, как в таком случае проводить закупки на следующий год, не нарушая законодательство и не парализовать работу муниципального образования? Возможно ли планировать и осуществлять закупки в счет ЛБО текущего года (2015г.), а заключить контракт уже когда будут ЛБО следующего года (2016г.)?
Ответил пользователь, Светлана Мартыненко (martinenko)
определенной долей риска.
1. Проводить закупки заблаговременно, до доведения лимитов бюджетных обязательств, например в ноябре или начале декабря 2015 года.
При этом срок действия договора будет установлен с 01.01.2016г.
Такой вариант может быть применен в случае закупок товаров (работ, услуг), без которых Заказчик не может начинать работать с 01.01.2016г. (например, коммунальные ресурсы, охрана здания и др.).
В этом случае с 01.01.2016г. исполнение контракта будет осуществляться на полноценной правовой основе, во исполнение заключенного договора.
Данный вариант может быть использован с учетом разъяснений Минэкономразвития России, содержащихся в письме от 22.01.2015 N Д28и-103, согласно которым в контракт недопустимо включать положения о том, что он применяется к отношениям сторон, возникшим до его заключения (то есть исполнение контракта возможно только после его заключения). 2. При этом, если контракт не будет заключен, но имеется потребность в потреблении некоторых значимых услуг (видов работ), например по поставке коммунальных ресурсов, то можно использовать другой вариант поведения, основанный на разъяснениях Минэкономразвития России, содержащихся в письме от 18.08.2015 N Д28и-2504, согласно которым для оплаты коммунальных услуг отдельный контракт заключать не обязательно, а можно вступить в фактические договорные отношения и просто оплачивать выставляемые счета (пока контракт будет заключен через определенное время). 3. Еще один из вариантов, который используют многие заказчики, заключается в том, что на первое время (около месяца – время, достаточное для проведения конкурентной закупки, например в январе текущего года) заказчик заключает на необходимые услуги (работы) прямые контракты с единственным поставщиком на сумму не более 100 000 рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ). При этом такие контракты заключаются сразу после доведения лимитов бюджетных обязательств и в тоже время до дня начала оказания услуги (выполнения работы). Однако, недостаток данного варианта заключается в том, что в первое время расходуется определенный «запас» таких прямых неконкурентных закупок, общее количество в год которых ограничено по сумме (не более 5% от совокупного годового объема закупок или не более 2 миллионов рублей, а также не более 50 миллионов рублей).Дмитрий Свиридов,
- Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
- Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
- Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
- Четверка монет таро значение
- Что такое договор найма служебного жилого помещения?
- Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
- Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета