Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Картотека подвижных игр. Подготовительная группа. Организация и проведение игр в подготовительной группе

    Картотека подвижных игр. Подготовительная группа. Организация и проведение игр в подготовительной группе

    Сказочные прятки

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Ход игры: все игроки делятся на 2 команды, которые возглавляют 2 капитана — Иван-царевич и Змей-Горыныч. Команда Ивана-царевича прячется, а вторая команда их ищет. Для игры определяется «замок» — дерево, дверь или стена.

    Иван-царевич уводит свою команду и помогает ей спрятаться, а затем возвращается к команде Змея Горыныча. Он ходит вместе с ними, постоянно крича: «Мы находимся около деревьев» или «Мы находимся рядом со стеной» и т. д. Это помогает его команде сориентироваться: оставаться в укрытии или возвращаться в «замок».

    Если члены команды Змея Горыныча заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «замок».

    Команда, прибежавшая в «замок» раньше другой, получает очко. Команда Ивана-царевича может подбежать и занять «замок» еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

    Особые замечания: при повторении игры участники меняются ролями.

    Невидимки

    Цель игры: развитие двигательных способностей, ловкости и внимания.

    Атрибуты: свисток.

    Ход игры: игру следует проводить или на окраине леса или на поляне с кустарником. Из игроков выбирается один водящий — Великан. Он вместе с ведущим становится в центр круга, образованного остальными игроками.

    Все игроки, повернувшись спиной к центру круга, расходятся на 100 шагов, считая их вслух. Там они останавливаются, повернувшись лицом к кругу. По свистку Великана игроки начинают осторожно приближаться к водящему, стараясь не быть замеченными. Водящий внимательно наблюдает за их передвижениями. Через несколько минут Великан подает сигнал свистком, после которого все игроки остаются на своих местах, но выходят из своего укрытия. Тот игрок, который сумел незаметно подобраться ближе к кругу, побеждает.

    Особые замечания: если водящий заметит и узнает кого-либо из приближающихся незаметно игроков, он сообщает об этом Великану. Приближающимся игрокам можно пользоваться любыми способами передвижения: ползти, бежать пригнувшись, и т. д.

    Путаница

    Ход игры: игроки встают в круг. Один игрок выбирается ведущим и уходит в соседнюю комнату, или ему завязывают глаза. Дети крепко берутся за руки, образуя замкнутую в круг цепочку. Далее, не отпуская рук, игроки запутывают цепочку как можно сильнее. Для этого они поворачиваются, выворачиваются, переступают через руки, пролезают под руками, но при одном условии: ни в коем случае не выпускать рук соседа. Когда круг

    окончательно запутался, приглашают ведущего, который должен распутать игроков. Ведущий начинает разворачивать цепочку обратно, при этом опять же нельзя отпускать руки.

    Особые замечания: игру можно повторить с новым ведущим.

    Салки с лаптой

    Атрибуты: теннисный мяч, деревянная бита — лапта, флажок.

    Ход игры : игровая площадка имеет размеры 20 х 60 м. В одном ее конце проводится линия дома.

    Схема игры

    На расстоянии 10 м от нее ставят флажок. Игроки делятся на 2 равные команды. Одна команда, которая бьет, становится за линию дома в колонну по одному. Команде выдаются мяч и бита, выбираются капитан и подающий. Другая команда, водящая, располагается на площадке.

    Капитан бьющей команды отдает мяч подающему игроку. Тот подкидывает мяч вверх, а стоящий в колонне первым игрок старается попасть в него лаптой и послать мяч как можно дальше на площадку. При промахе подают до тех пор, пока мяч не удастся послать за линию дома.

    Как только мяч перелетел за линию дома, бьющий должен оставить лапту, пробежать до флажка, обогнуть его и вернуться обратно, встав в конец своей колонны. После этого он получает право бить. Бьющий приносит команде очко, если при перебежке водящим не удалось попасть в него мячом. В противном случае очко получают водящие. В задачу водящих входит взять пробитый мяч и попасть им в выбежавшего за линию дома бьющего. Чтобы было удобнее попадать, водящие могут перекидывать мяч друг другу. Если бьющий убежал за линию дома, водящие бросают мяч подающему.

    Водящие получают очко и за пойманный на лету пробитый мяч. Играют 2 раза, о времени договариваются заранее.

    Особые замечания: бьющий, перебивший мяч за линию дома, должен сразу же бежать. В противном случае водящие получают очко. Перед тем как бежать, водящий должен оставить лапту в пределах дома. Игроки команды бьющих, за исключением подающего, не имеют права касаться мяча сами как в пределах площадки, так и дома.

    Необыкновенные жмурки

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости движений.

    Атрибуты: столик или скамейка, 2 стула, 10 мелких игрушек, 2 повязки на глаза.

    Ход игры : на столике, поставленном в одном конце площадки, раскладывают игрушки. На другом конце площадки ставят на некотором расстоянии друг от друга 2 стула. Начинают играть 2 игрока — «лисенок» и «волчонок». Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные игроки располагаются по краям площадки. «Лисенок» и «волчонок» должны перенести со столика на свой стул по одному 5 предметов. Побеждает тот из «зверят», кто раньше справится с работой.

    Особые замечания: «волчонок» и «лисенок» должны начинать одновременно по сигналу.

    Прятки с мячом

    Атрибуты: 3 плоских камня, мяч среднего размера.

    Ход игры : перед началом игры на площадке отмечают место, где должны быть положены 3 плоских предмета — камня. В 5 м от камней проводится линия удара. Около камней остается водящий. Игроки, сбив камни, разбегаются и прячутся. Водящий должен собрать камни и с мячом в руках идти искать спрятавшихся. Заметив кого-либо из игроков, он обязательно называет его по имени, бросает в него мяч и бежит обратно к камням. Если он добегает до камней раньше найденного игрока, тот выходит из игры. Если найденный игрок оказывается у камней раньше, он сбивает камни и снова прячется. Пока водящий ищет игроков, любой из них может выбежать и сбить камни. Если кому-то это удается сделать, то все пойманные игроки имеют право опять прятаться. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает всех игроков.

    Особые замечания: прятаться можно только тогда, когда камни будут сбиты. Водящий ищет игроков после того, как он соберет и положит все камни на место. Назвав имя спрятавшегося игрока, водящий должен успеть прибежать к камням. Если названный игрок сумеет обогнать водящего, тот мячом может выбить его из игры.

    Не роняй камешки!

    Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции, внимания.

    Атрибуты: небольшой камешек.

    Ход игры: игроки встают по кругу на расстоянии 0,5 м друг от друга лицом в центр. Они начинают передавать камешек одной рукой по кругу сначала в правую, а потом в левую сторону. Игрок, уронивший камешек, выходит из игры.

    Особые замечания: в игре могут быть 2, 3 и более камешков. Камешки могут не передаваться, а перебрасываться.

    Продавец кваса

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

    Атрибуты: повязка на глаза.

    Ход игры: из игроков выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз. Игроки громко спрашивают:

    — Где стоишь?

    — На мосту.

    — Что продаешь?

    — Тогда ищи нас!

    «Жмурка» идет искать игроков, которые разошлись по площадке и остановились на месте после слов «Тогда ищи нас!» Найденный игрок становится «жмуркой», если водящий не только дотронется до него, но и назовет по имени.

    Особые замечания: дети, пока их ищет «жмурка», не сходят со своих мест, но могут приседать или отклоняться в сторону.

    Салки с Людоедом

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

    Атрибуты: яркая палочка.

    Ход игры : по жребию из игроков выбирается Людоед, у него в руках палочка. Все остальные игроки расходятся по игровой площадке. По сигналу ведущего Людоед поднимает вверх свою яркую палочку и говорит: «Я иду вас ловить!» Все игроки встают на одну ногу и стараются упрыгать от Людоеда. Тот игрок, кого Людоед коснулся рукой, выбывает из игры.

    Особые замечания: за время игры можно один раз поменять ногу. Людоед, преследуя детей, тоже прыгает на одной ноге.

    Жмурки с Великаном

    Цель игры: развитие координации движений. Атрибуты: повязка на глаза.

    Ход игры: игроки выбирают водящего — Великана. Ему завязывают глаза.

    Фрагмент игры

    Затем игроки легко ударяют его по ладоням вытянутых вперед рук и шепотом спрашивают: «Кто я?» Великан должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он отгадает, тот игрок становится Великаном. Если Великан не смог угадать 3 раза подряд, то выбирается новый водящий. Игра продолжается.

    Особые замечания: ударять по ладоням Великана может одновременно только один игрок. Нельзя подсказывать Великану.

    Молчанка

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

    Атрибуты: любые предметы для фантов.

    Ход игры : из игроков выбирается водящий. Остальные игроки начинают игру со слов:

    Первенчики, червенчики,

    Зазвенели бубенчики

    По свежей росе,

    По зеленой траве.

    Там семечки, орешки,

    Медок, сахарок,

    Закрой рот на замок!

    После слова «замок» игроки должны молчать. Водящий старается рассмешить игроков забавными движениями, словами, шутками. Игрок, который засмеялся или сказал хоть одно слово, отдает водящему фант. В конце игры игроки выкупают свои фанты. Водящий им назначает любые подвижные задания: пробежать 10 м задом наперед, попрыгать вокруг всех игроков на одной ноге, изобразить кривляющуюся обезьянку и т. д.

    Особые замечания: водящий не должен трогать игроков руками.

    Спасительные камешки

    Цель игры: развитие двигательных способностей, координации.

    Атрибуты: несколько плоских камешков среднего размера.

    Ход игры : игроки должны перейти импровизированное «болото», используя по 4 камешка. Они встают на линию игры и начинают передвигаться через «болото», наступая на камешки, а затем забирая их обратно и опять выкладывая ими свой путь. Выигрывает тот игрок, кто доберется до финиша первым.

    Особые замечания: если кто-то из игроков сваливается в «болото», он начинает игру заново.

    Защита укрепления

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания и ловкости.

    Атрибуты: 3 палки, волейбольный мяч.

    Ход игры : в середине игровой площадки вычерчивается большой круг, игроки выстраиваются по кругу на расстоянии вытянутых рук. В центре круга строится укрепление из трех палок, связанных сверху. В центр круга для защиты укрепления встает защитник.

    По сигналу ведущего игроки начинают сбивать мячом укрепление. Защитник препятствует этому, закрывая треножник своим телом и отбивая мяч руками и ногами. Тот игрок, которому удастся сбить укрепление, идет на место защитника, а бывший защитник становится в круг.

    Особые замечания: игроки не должны заходить за черту круга. Защитник не имеет права держать крепость руками. Если крепость только сдвинется с места, но не упадет, защитник продолжает охранять ее. Если защитник свалит крепость сам, то он перестает быть защитником, а на его место встает в круг тот игрок, у которого в этот момент мяч в руках.

    Вызов соперников

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, выявление способностей лидера и организатора.

    Ход игры: на двух противоположных концах игровой площадки чертятся линии городов. Участники игры дают им названия древнерусских городов (например, Муром и Суздаль). Расстояние между ними около 30 м. Из игроков выбираются 2 капитана. Остальные игроки делятся на 2 равные команды. Одна из них выстраивается шеренгой за линией одного города, другая — за линией другого.

    По жребию игру начинает одна из команд. Капитан посылает игрока в город другой команды, участники которой вытягивают вперед правые руки, ладонями кверху. Посланник вызывает померяться силами в беге любого из игроков: он дотрагивается до их ладоней, и, кого коснется в третий раз, тот вызван им. После третьего прикосновения игрок бежит к себе обратно, а соперник пытается догнать его до линии города. Если игрок пойман, он попадает в плен. Если нет, то пленником становится тот, кто догонял.

    Игра продолжается, только теперь вызывает соперника на состязание уже игрок другой команды. Участники каждой команды стремятся не попасть в плен и выручить своего игрока из плена. Они стараются вызвать игрока другой команды, у которого находится пленник. Если вызванный игрок не может догнать своего соперника, он идет к нему в плен, а его пленник возвращается на свое место. Если же вызванный игрок догонит соперника, то у него будет 2 пленника. Количество игроков в командах постоянно меняется. Выигрывает команда того города, в котором до окончания заранее оговоренного времени игры (например, 5 или 10 минут) будет находиться большее количество пленных.

    Особые замечания: вызывая соперника, игрок ударяет по ладоням, одновременно громко считая вслух: «Раз, два, три!» Пленники встают сзади игрока, взявшего их в плен. Если капитан попал в плен, его заменяет кто-то из игроков команды.

    Соперники

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.

    Ход игры: игроки делятся на 2 команды — «красные» и «зеленые». В каждой команде выбирается капитан. Обе команды становятся шеренгами одна напротив другой на расстоянии 10 м. Перед ними проводятся линии домов. Капитаны начинают диалог:

    — Я стрелу пустил.

    — Я вора поймал.

    — Я камень бросил.

    — Я зайца поймал.

    — Кто из вас придет к нам?

    — Я, храбрец!

    После последнего слова один из игроков «красных» бежит к другой команде и стремится пробежать между игроками. Они, взявшись за руки, стараются не пропустить его. Игроки команды «зеленых», между которыми храбрецу удалось проникнуть через шеренгу, идут в его команду.

    После этого между капитанами снова происходит диалог, только теперь его начинает капитан команды «зеленых». Если храбрецу не удается пробежать между игроками другой команды, он остается у них в плену. Выигрывает та команда, у которой будет больше пленных.

    Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.

    Но и в обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш. А. Амонашвили в его интересной книге «Здравствуйте, дети!», и научные исследования в этой области.

    Руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.

    Роль ведущего в играх детей 6 — 7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.

    Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому воспитателю. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Эти игры описаны в разных методических пособиях по определенному разделу работы.

    Остановимся на организации и руководстве играми вне занятий. Шестилетние дети в часы, свободные от занятий, с увлечением и интересом играют. Но воспитатель может давать новые игры в том случае, если у ребят имеются необходимые для решения игровых задач знания. Например, детям нравится игра «На земле, в небесах и на море». Но играть в нее они смогут, если у них будут представления о некоторых характерных особенностях в одежде пехотинцев, летчиков и моряков, атрибутов, машин и др.

    Принципы отбора игр, таким образом, остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.

    При анализе проведенной игры воспитатель в большей мере отмечает нравственное поведение детей: способность прийти на выручку, не хвастаться своими успехами, быть терпеливым, не перебивать своего товарища, подождать, пока он соберется с мыслями. Все это очень важно для формирования правильного поведения детей на уроке в школе.

    В подготовительной к школе группе многие игры, описанные в данном сборнике, воспитатель изготавливает вместе с детьми. Чтобы эта работа была результативной, педагогу нужно знать, какой иллюстративный материал будет нужен, и его надо постепенно подбирать; какие предметы надо сделать самим (коробки, карточки, фишки и др.). Эта работа важна сама по себе, так как с ее помощью воспитывают у детей трудолюбие, развивают навыки ручного труда, а главное, формируют чувство ответственности за порученное дело.

    Здесь важна роль самого воспитателя, его руководство дидактической игрой, отношение к игре как методу воспитания и обучения детей седьмого года жизни. Прежде всего он сам должен хотеть играть с детьми. Ш. А. Амонашвили пишет по этому поводу: «Они будут смеяться, когда я преднамеренно с ошибками прочитаю текст и им будет поручено обнаружить мои «ошибки». А я приму вполне серьезный вид и буду настаивать на своем, пока они не докажут свою правоту. Они будут смеяться и тогда, когда я попрошу их продиктовать свои примеры, которые я специально буду решать неправильно. Найдя мою «ошибку», они будут со смехом доказывать, почему я не прав <…> И как же, если не в споре со мной, переживать ребенку чувство радости от своей интеллектуальной победы, от провозглашения и утверждения истины!»

    Опыт показывает, что именно в таком «бою» дети в большей мере узнают радость познания; при этом у них развивается ценное качество будущего ученика, личности: умение доказать правильность своего решения, суждения.

    Через усвоение игровых правил, а следовательно, с помощью дидактической игры воспитатель подводит детей к серьезному отношению к правилам и в других видах деятельности: в творческой игре, в труде, на занятиях. Нельзя не выполнять правила — это усваивают дети на протяжении всего своего детства. И усвоению этого в большей степени способствуют дидактические игры. Уже самые маленькие дети часто жалуются на своих сверстников: «Я с ним не буду играть, он действует не по правилам!» Поэтому так важно, чтобы воспитатель всегда очень точно, объективно оценивал выполнение правил каждым играющим, всей группой.

    И в подготовительной к школе группе воспитатель продумывает связь дидактических игр с другими видами детской деятельности, с творческими играми, трудом, художественной деятельностью. Опыт показывает, что дидактические игры являются одним из путей создания игрового замысла в творческой игре. Предметы, атрибуты, эмблемы, с которыми дети знакомятся в дидактической игре, они используют затем в своих самостоятельных играх. Это повышает интерес детей и к некоторым занятиям.

    Во время трудовой деятельности воспитатель также часто прибегает к дидактическим играм, объединяя детей в бригады, звенья, вводя элементы соревнования с подведением итогов работы. Игровая форма организации труда детей (работа в огороде, уборка групповой комнаты, изготовление игрушек и т. п.) делает их труд более интересным, увлекательным.

    Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр у них развивается связная, образная речь, юмор, умение шутить. Эти игры повышают интерес детей к приобретению новых знаний.

    Перед тем как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали. Дети отвечают, что небылица — это выдумка, то, чего не бывает в жизни, небылицы часто встречаются в сказках. Если они не смогут ответить, воспитатель сам скажет им об этом.

    Он предлагает детям рассказать какую-нибудь небылицу из знакомых сказок. Дети вспоминают: «Красная Шапочка не могла выйти живой из брюха волка», «Гуси не могут унести на крыльях Иванушку», «Рыбка не может делать чудеса», «Звери не умеют разговаривать» и т. д.

    Когда дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведение с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием. Бывает так, что у ребят возникают вопросы, на которые воспитатель сразу не может дать ответ, например: плавают ли слоны, заправляют ли ракету бензином и т. п. В таких случаях он обещает детям рассказать об этом завтра и, выяснив для себя, что требовалось, на следующий день обязательно дает им правильный ответ. Иначе у ребят пропадает интерес к таким играм.

    При проведении игры следует брать не все произведение, а лишь часть его. Первоначально отрывок может содержать 2 — 3 небылицы, а затем их может быть больше. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запомнить и назвать 6 — 7 небылиц, содержащихся в отрывке. Исходя из этого, воспитатель самостоятельно разбивает произведение на смысловые части.

    Таким образом, и в подготовительной группе воспитатель активно руководит дидактической игрой. Здесь игра шире используется как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.

    Игры с предметами для детей 6-7 лет

    Первоклассник

    Дидактическая задача . Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

    Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

    Игровое действие. Соревнование — кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.

    Ход игры . На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

    После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо все складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.

    Что изменилось?

    Дидактическая задача . Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие с предметами: заменили бантик на косичке у куклы, поменяли туфли, расстегнули пуговицу, подняли правую (левую) руку; объяснять связно, что изменилось.

    Игровые правила. Отгадывает, что изменилось, тот, кому водящий бросает мяч. Если отгадал правильно, он становится водящим.

    Игровые действия . Водящий делает за ширмой различные изменения в предметах; бросает мяч тому, кто будет отвечать.

    Ход игры . Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Игра вам знакома. Но в этой игре, — предупреждает воспитатель детей,— надо быть особенно внимательным: изменения будут очень незаметными, вы все-таки постарайтесь их заметить и назвать. Первого ведущего выберем считалочкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому ведущий бросит мяч. Поэтому будьте все готовы быстро и правильно отвечать».

    Выбранный считалочкой ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с предметами и запомнить их. Затем, закрыв ширмой предметы (или предложив всем детям закрыть глаза), что-то изменяет в одежде, в расположении частей тела (поднята рука, повернута голова куклы и др.). Затем он убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на предметы. Все готовы?» — спрашивает он у ребят и бросает мяч кому-нибудь из них. Тот ловит его и отвечает. Если ответ правильный, он становится ведущим.

    Изменение надо делать одно, чтобы игра проходила более динамично и большее число детей активно играли. Если же поймавший мяч не ответил, он платит фант, а в конце игры или на прогулке фанты отыгрываются.

    Для чего нужен предмет?

    Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.

    Игровые правила . Рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета. Он получает фишку.

    Игровые действия . Поиск предметов, соревнование.

    Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, в труде, как надо бережно к ним относиться.

    — Сейчас мы поиграем в такую игру, где вам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по-разному. (Предметы, инструменты, орудия труда — игрушки — раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы их хорошо было видно.)

    Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет, рассказывает, как им пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать. Все дети слушают и дополняют в случае необходимости ответ. Например, ребенок взял ведерко. Он может рассказать так: «Это ведро. Оно нужно для того, чтобы в нем носить воду, поливать огород, в ведре можно переносить и песок, а доярки в ведре носят молоко». Или: «Это шланг. Из него поливают цветы, огород, дорожки. Через шланг можно перепрыгнуть, как через веревочку». Или: «Это веревка. Она нужна, чтобы ею привязывать, связывать что-то, на ней можно повесить качели, белье. Через веревочку можно скакать, сделать круг и делать всем вместе упражнения». Безусловно, не все эти возможности использования предметов дети сразу вспоминают. Но данная игра приучает их припоминать, извлекать из своего прошлого опыта необходимые знания, активно мыслить.

    Кто потрудился?

    Дидактическая задача . Расширять, уточнять знание детей о тРУДе людей, воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к ним.

    Игровое правило. Группировать предметы по месту их производства: фабрика (завод) и колхоз (совхоз).

    Игровое действие. Соревнование двух команд: «колхозники», «рабочие».

    Ход игры. Для игры необходимо подобрать такие предметы, чтобы можно узнать, кто их сделал или вырастил: колоски, овощи, фрукты, коробочка хлопка, семена огородных растений, мед (в баночке), игрушки, одежда кукол, обувь, посуда, мебель. Все эти предметы лежат на столе. Воспитатель поднимает предмет и спрашивает:

    — Что это? Кто его сделал?

    Дети хором отвечают:

    — Рабочие!

    Предмет кладут в одну сторону на столе.

    —- А это что? Кто его вырастил?

    — Колхозники!

    Предмет кладут на другую сторону стола.

    Но вот воспитатель поднимает бублик.

    — А это что?

    — Бублик.

    — Кто его испек?

    — Рабочие пекарни.

    — А из чего? (Кто вырастил пшеницу? Кто молол муку?)

    Так воспитатель подводит детей к самостоятельному умозаключению, что труд колхозников и рабочих тесно связан между собой, что труд одних людей зависит от труда других.

    — Как же нам поступить? Куда положим бублики?

    — И туда, и сюда! — предлагают дети.

    — Правильно, дети.

    Кладет бублики на стол. Когда предметы на столе разложены на две группы, воспитатель заключает эту часть игры словами:

    — Все, что нас окружает, все предметы сделаны руками человека-труженика. Видите, как много мы сегодня рассмотрели и назвали предметов. Но их ведь значительно больше. Вот сейчас и поиграем так. У нас будет две команды: «колхозники» и «рабочие». Сейчас команды по сигналу «Начали!» будут собирать предметы в нашей комнате, так чтобы в одном конце комнаты было собрано все, что сделано рабочими, а в другом конце все, что выращено колхозниками.

    После сигнала «Стоп!» проверяется правильность отбора предметов по месту их производства. Выигрывает та команда, у которой не было ошибок. Ее приветствуют аплодисментами.

    Настольно-печатные игры для детей 6-7 лет

    От зернышка до булочки

    Дидактическая задача. Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона валкоподборщик, элеватор, комбайн.

    Игровые правила. Отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего.

    Игровые действия . Разделение играющих на три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка». Соревнование — кто быстрее отберет нужные карточки с изображением машин, помогающих хлеборобам в их работе, и закроет ими пустые клетки на своем поле.

    Ход игры. До начала игры дети рассматривают хлеб на поле. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегозадержатель, валкоподборщик, борона.

    — Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называются машины, когда, какие машины работают. Посмотрите на эти картины!

    Воспитатель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют, почему они считают, что на картине такие времена года.

    — У нас будет три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка» (в каждой бригаде по 2 — 3 человека). Картина, на которой изображено поле весной, выдается бригаде «зернышко», поле летом — бригаде «колосок», поле осенью — бригаде «булочка». На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. Начинайте! — объясняет правила воспитатель. — Выигрывает та бригада, которая правильно отберет, назовет машины и закроет ими пустые клетки.

    После обмена картинами можно ввести элемент соревнования — кто скорее отберет нужные картинки. Для того чтобы усложнить задание, при перемешивании картинок можно подложить такие, на которых изображены машины, используемые в данном виде труда, например каток, бульдозер, подъемный кран.

    Выигравшая бригада получает фишку. В -конце игры подсчитывают фишки и объявляют победителей.

    Кем быть?

    Дидактическая задача . Закреплять, углублять знания детей о разных видах сельскохозяйственного труда; воспитывать уважение к труженикам села, желание брать на себя роли в творческих играх на темы труда сельскохозяйственных рабочих.

    Игровое правило. О содержании картинки, на которую указывает стрелка, рассказывает ребенок, названный ведущим.

    Игровое действие. Выбор считалочкой ведущего. (Использование стрелки для выбора картинки.)

    Ход игры . Воспитатель вначале вспоминает с детьми о том, что они видели во время экскурсии на колхозном поле, на ферме, пастбище, в свинарнике, механической мастерской. Вспоминают, как помогали телятницам и свинаркам кормить и поить телят и поросят. (Заранее приготовлены фотографии, на которых изображены играющие дети: они трудятся, как взрослые, в разных сферах сельскохозяйственного производства.) Затем кладет на стол круг из плотной бумаги, по краям которого прикреплены фотографии, а в середине — вращающаяся стрелка.

    Вариант 1. Воспитатель объясняет правила:

    — Сейчас мы выберем водящего. Он будет вращать стрелку так, чтобы она показала на какую-либо картинку, затем скажет: «Стрелка, покажи, а ты, Витя (Света, Оля), расскажи, что делают люди, изображенные на картинке. Кто правильно расскажет, тот становится потом водящим.

    Уточнив еще раз правила, выбирают водящего, и игра начинается.

    Вариант 2 . Играть можно и так: заменить картинки новыми, с другим сюжетом. Например, дети, играя, воспроизводят действия взрослых по уходу за животными, выращиванию овощей, фруктов.

    В процессе этой игры воспитатель формирует у детей интерес к труду для всех, желание трудиться в родном колхозе (совхозе).

    Из чего и кем сделано?

    Дидактическая задача . Уточнять знания детей о том, что их платья и костюмы сделаны из хлопчатобумажной ткани.

    Игровые правила. Слушать внимательно рассказ педагога, по ходу показывать картинку, иллюстрирующую рассказ.

    Игровые действия. Путешествие туда, где растет хлопок; где из хлопка изготавливают хлопчатобумажные ткани — в «ситцевое царство». Путешествие на фабрику одежды, где из ткани шьют платья и костюмы. Показ картинок, соответствующих содержанию рассказа воспитателя.

    Ход игры. Для игры нужны картинки, изображающие хлопковые поля, хлопок (цветок с коробочкой хлопка); большие машины, отвозящие хлопок на фабрики, очищающие хлопок от семян; прядильно-ткацкие фабрики, ткачих, изготовляющих полотно; художников, делающих рисунки для тканей; печатные машины, наносящие рисунки на ткани. Образцы хлопчатобумажных тканей: ситец, сатин, бязь и др. Картинки, на которых нарисована разная одежда из ситца. До начала игры воспитатель раздает детям эти картинки, затем говорит:

    — Знаете ли вы, из чего сделаны ваши платья, костюмы? Посмотрите внимательно! Многие из них сшиты из хлопчатобумажной ткани. Хлопок, из которого сшита одежда, растет там, где много тепла и солнца.

    Первое наше путешествие и будет в солнечный Узбекистан, где растет хлопок. (Дети рассматривают растения хлопчатника и плоды — коробочки с белым пушистым хлопком.) Эти коробочки собирают и отправляют на очистительные фабрики. (Показ картинки.) Там хлопок расчесывают щетками и пересылают на прядильные фабрики. Прядильные машины прядут нити и наматывают их на веретена. (Показ картинки.) Из ниток ткачихи ткут ткань. (Показ картинки.) Художник придумывает рисунок на ткань. (Показ картинки.) Так получается ситец или сатин. (Показ тканое разными рисунками.) Из этой ткани шьют разную одежду. (Показ картинки.)

    Воспитатель в конце игры отмечает тех детей, кто внимательно слушал рассказ, своевременно показывал картинки.

    После этой игры можно предложить сшить для кукол одежду из ситца или сатина, из разных лоскутов.

    Кто быстрее?

    Дидактическая задача . Уточнять и расширять знания детей видах спорта: зимних и летних; воспитывать желание занимать- физкультурой, спортом, развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей.

    Игровые правила. Поиск предметов и картинок с изображением разных видов спорта начинать только по сигналу водящего (свистку). Выигравшей команде вручается флажок какого-либо находящегося поблизости спортивного общества. С этим флажком команда делает круг почета.

    Игровое действие. Поиск предметов по сигналу.

    Ход игры. Воспитатель коротко беседует с детьми о спорте, его видах, о чемпионах, известных детям, уточняет понятия «зимний» и «летний» виды спорта, затем объясняет правила игры:

    — Сейчас мы разделимся на две команды, выберем считалочкой командиров. На одном столе вы видите картинку с изображением летнего вида спорта. Какой это вид спорта?

    — Это гребля, — отвечают дети.

    — Правильно, на этом столе лежит картинка, на которой изображен летний вид спорта. Посмотрим теперь, что нарисовано на другой картинке.

    — Это фигурное катание.

    — К какому виду спорта мы его отнесем?

    — У нас в комнате лежат разные предметы, которые используются в спорте, и картинки о спорте. Ваша задача — найти их и положить на свой стол.

    Воспитатель приглашает к себе двух командиров и на ухо им сообщает, что одна команда будет называться «зима», а другая «лето». Каждый из играющих подходит к командиру и тихо спрашивает: «В какую команду идешь: «зима» или «лето»? Кончается сговор разделением детей на две команды так, чтобы играющих получилось поровну. Выбирают судью, ему вручают свисток. По сигналу судьи дети расходятся по комнате и ищут предметы и картинки, относящиеся к спорту, быстро кладут их на свой стол, также по сигналу возвращаются на место. Вместе с судьей проверяют правильность отбора предметов (шарики, мячи, обручи, ракетки, воланы, лук, клюшка и др.) и картинок, считают их количество. Команда, собравшая большее количество предметов и картинок, награждается спортивным флажком и во главе с командиром проходит под песню (марш) по кругу. Все болельщики приветствуют ее. Затем игра повторяется. Усложнение игры возможно за счет сокращения времени для поиска.

    После этого увлекательно проходят спортивные игры на участке, так как у детей создан определенный к ним интерес и они теперь имеют для их проведения разнообразное оборудование.

    Умные машины

    Дидактическая задача . Закреплять знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины; учить группировать машины по одному признаку: по их назначению; упражнять в правильном названии машин, активизировать словарь детей: бульдозер, подъемный кран, «Скорая медицинская помощь», грузовой автомобиль, снегоуборочная машина и др.

    Игровые правила. Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым закрыл клетки своего игрового поля.

    Игровое действие . Закрывать клеточки фишками.

    Ход игры . Прежде чем начать игру, воспитатель проводит вместе с детьми рассматривание картинок, на которых изображены умные машины, помогающие людям в домашней работе: пылесос, электроутюг, мясорубка, стиральная машина и др.; на строительстве: бульдозер, подъемный кран, экскаватор, землечерпалка, самосвал и др.; на транспорте: трамвай, автобус, троллейбус, такси, самолет и др.; машины, помогающие развозить грузы в магазины: «Хлеб», «Молоко», «Продукты», «Игрушки», «Хозтовары», «Мука». Проводится краткая беседа о разнообразии машин, используемых людьми для облегчения своего труда (см. рис).

    Затем объясняются правила игры: передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике.

    Победителем будет тот, кто не ошибется, правильно отберет карточки с нужными машинами и первым закроет кружки.

    При повторении игры дети могут поменяться местами, тогда у них будет другое игровое поле, поэтому надо будет искать другие машины.

    Игры для детей подготовительной группы

    Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения от­дельных растений (например: нарцисс, тюльпан - весной, золотой шар, астры - осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.

    Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

    «Вкусная и полезная пища»

    Дидактическая игра

    Цель: учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).

    Материал: картинки с изображением разнообразных продуктов пита­ния - овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие «Заходи в супермар­кет»), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).

    «Где спрятано растение?»

    Дидактическая игра

    Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти из­менения в их расположении.

    Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

    Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

    Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для после­дующих - до 7-8.

    Вариант 1

    Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить расте­ния и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь от­кройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. - Какие рас­тения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показы­вают.)

    Вариант 2.

    Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

    Примечание

    Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает орга­низовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них - растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет расте­ния (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).

    «Кто кем будет?»

    Дидактическая игра

    Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, же­лезо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?». При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

    Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры за­ключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпле­нок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусени­цей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.

    «Кто летает, прыгает, плавает?»

    Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знако­мых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треу­гольника), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий.

    Игры для детей подготовительной группы

    «Вырастим яблоки»

    Дидактическая игра

    Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бе­режное отношение к результатам их труда.

    Игровые задания: «вырастить» яблоки.

    Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Допол­нять друг друга, не повторяясь.

    Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приго­товленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фиш­ки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).

    Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но... их угостят, если они захотят стать садоводами.

    Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рас­сказ.

    Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие мо­гут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но кар­тинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображаю­щей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.

    Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.

    Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)

    Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. На­стало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко, (яблоко)

    Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)

    Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.

    Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, на­граждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.

    При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.

    «Загадывание желаний»

    Словесная игра

    Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность , высказывая са­мые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в об­щий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

    Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие же­лания, например:

    - Если бы я был котом, я бы...

    - Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

    - Если бы я стал птицей, я бы...

    - Если бы я стал насекомым, я бы...

    - Если бы я был цветком, я бы...

    - Если бы я стал деревом, я бы...

    - Если бы я был слоном, я бы...

    Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться - реальные или фантас­тические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объеди­нить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

    «Консервный завод»

    Дидактическая игра

    Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

    Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему при­знаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

    Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

    Оборудование: на трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухоф­руктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поста­вить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

    Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные - сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют ово­щи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.

    «Экосистемное домино»

    Дидактическая игра

    Место: групповое помещение.

    Материалы: плотная бумага, цветные фломастеры, карандаши, ножни­цы.

    Понятия и взаимосвязи: пищевая цепь, хищник - жертва, производи­тель - потребитель. Стабильность экосистем.

    Мотивация: побеседуйте с детьми об определенной экосистеме дети должны выяснить, какие животные и растения относятся к ней. а какие бы в ней не выжили.

    Задание: выберите растения и животных, проживающих в да ной эко­системе (лес, луг, поле), запишите (зарисуйте) их в заранее заготовленные таблички в форме домино.

    Ведущий заранее готовит таблички для записи животных и растений по количеству играющих в группах. После рассказа о данной экосистеме дети называют как можно больше названий ее обитателей. Потом всей группой составляют разветвленную пищевую цеп; как минимум из 10 животных (растений). В произвольном порядке записывают их названия в заготов­ленную таблицу. Таблицу разрезают на карточки домино. Правила такие же, как и в обычном домино. Карточки можно прикладывать со всех сто­рон, учитывая реальные взаимосвязи.

    «Энергия»

    Дидактическая игра

    Цель: дать детям представление о биоценозе луга, отметить различия между двумя местами обитания - лесом и лугом. Познакомить детей с пи­щевыми отношениями между живыми существами, ввести понятие «пи­щевая цепь».

    Реквизит: куклы, тарелка с печеньем.

    Схема занятия:

    1. Показать детям кукольный спектакль «Кто самый важный на лугу?» После спектакля обсудить важность совместного проживания раз­ных существ, их взаимосвязь друг с другом. Особое внимание уделить рас­смотрению пищевых связей.

    2. Предложить поиграть в игру «Пищевая цепочка», раздав детям роли персонажей кукольного спектакля.

    Действующие лица: солнце (1 человек), трава (6 человек), мышка (3 че­ловека), лиса (1 человек).

    Перед началом игры обсудите роль солнца в спектакле.

    Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» траве - по две штуки каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает - эта «энергия» расходуется на поддержание жизненных процес­сов травинки, а второе передает мышкам. Часть «энергии» (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) отдает лисе. Таким об­разом, у лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет ее съесть.

    После игры обязательно обсудить с детьми процесс передачи энергии. Кто получил энергию непосредственно от солнца? Только трава может по­лучать энергию от солнца! Сколько бы лисы и мыши ни загорали, есть им все равно хочется. Кто получил энергию от травы? Мыши - травоядные животные. Кто получил энергию от мышей? Лиса - плотоядное живот­ное.

    Изготовить коллективный коллаж «Луг». Разделить детей на несколько групп и раздать им наборы картинок с изображением разных растений и животных. Предложить каждой группе сделать коллективный коллаж на тему «Луг», наклеив на лист бумаги изображения только тех животных и растений, которые живут на лугу постоянно. В завершение предлагается нарисовать лес таким, каким он был в начале игры (или наклеить рисун­ки).

    Эти игры направлены на развития ребенка как всестороннюю личность. Они предназначены для детей старшего и подготовительного возраста. Данные игры могут быть задействованы в непосредственной образовательной деятельности.

    «Найди пару»

    Цель: развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

    На стол выкладывают предметы, которые сочетаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Детям предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить, потом почему он считает эти предметы парными.

    Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаши, бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.). Раскладывают предметы на столе и перемешивают. Детей усаживают либо, деля на команды, либо в парах за стол, или по одному.

    Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или ребенок выбирает предмет самостоятельно). Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.

    Берут следующий предмет и повторяют тоже самое. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам. Вместо предметов можно использовать картинки с предметами.

    Интерактивные технологии : работа в парах, хоровод, цепочка.

    «Как живешь?»

    Цель: развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки, координацию движения.

    Выбирается ведущий. Ребенок показывает движения, а остальные дети повторяют за ним. Игру можно усложнить разделить детей на команды и под руководством взрослого команды выполняют движения. Во время игры можно включить негромкую музыку.

    Как живешь? Вот так!

    Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.

    Как идешь? - Вот так!

    Маршировать.

    Как бежишь? - Вот так?

    Бег на месте.

    Ночью спишь? - Вот так!

    Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)

    Как берешь? - Вот так!

    Прижать ладонь к себе.

    А даешь? - Вот так!

    Выставить ладошку вперед.

    Как шалишь? - Вот так!

    Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.

    Как грозишь? - Вот так!

    Погрозить пальцем вперед, или друг другу.

    Интерактивные технологии : работа в малых группах (тройках), «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Скажи наоборот»

    Цель: учить быстро, находить слова противоположные по значению, развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.

    Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов.

    аккуратный - неряшливый
    белый - черный
    бледнеть - краснеть
    блестеть - мерцать
    близкий - далекий
    богач - бедняк
    большой - маленький
    быстрый - медленный
    верный - ошибочный
    веселый - грустный, печальный, скучный
    ветреный - безветренный
    ветхий - новый
    вопрос - ответ
    восход - закат
    высокий - низкий
    гасить - зажигать
    гладкий - шершавый
    гласный - согласный
    глубокий - мелкий
    говорить - молчать
    город - село, деревня
    горький - сладкий
    горячий - холодный
    греть - охлаждать
    грязь - чистота
    делать - бездельничать
    день - ночь
    добро - зло
    друг - враг
    жара - холод и т.д.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «интервью», «цепочка».

    «Челночок»

    Цель: Развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу

    Пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.

    Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах»

    «Колобок»

    Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий, развивать слуховое внимание через игру.

    Мяч для этой игры может быть любого размера. Покидать свое место игрокам нельзя. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга - водящий. Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его. Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. Нельзя только брать его в руки. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему.

    Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого к нему попал мяч.

    Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «ЩУКА»

    Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.

    Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на середину круга.

    Мимо леса мимо дач,

    Плыл по речке

    красный мяч.

    Увидала щука: -

    Что это за штука?

    Хвать, хвать.

    Не поймать.

    Мячик вынырнул опять.

    Выходи, тебе водить!

    На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч.

    На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».\

    «Кто ушел?»

    Цель: Развивать внимательность, сообразительность. Умение быстро найти недостающего.

    Запрещается подглядывать, можно назначить ведущего ребенка.

    Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Педагог дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Педагог разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

    Интерактивные технологии

    «Летает -не летает»

    Цель: Развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.

    Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим

    Дети идут в колонне по одному. Педагог называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Хоровод»

    Цель: Развивать навык действовать по сигналу или под музыку, координацию движений. Внимательно слушать задания педагога. Ведущего можно выбрать ребенка с помощью считалки.

    Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение:

    «хоровод», «Ручеек»

    Совершенствовать умение действовать по сигналу, развивать координацию движений. Нельзя размыкать руки.

    Дети идут в колонне по двое. По команде педагога «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.

    Интерактивные технологии «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах».

    "Холодно горячо"

    Цель: Развивать слуховые качества, физические качества.

    Запрещается подглядывать, когда ведущий прячет предмет.

    Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:

    холодно…тепло,…горячо…помогая найти спрятанный предмет.

    Интерактивные технологии : «хоровод».

    "Водяной"

    Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества.

    Дедушка - Водяной!

    Что сидишь ты под водой?

    Выйди, выйди хоть на час.

    Угадай кого из нас!

    Запрещается подглядывать. Можно усложнить игру - выбрать 2 водяного

    Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: - выйди, выйди... водяной идет с закрытыми глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка».

    «Шмель»

    Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

    Мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.

    Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка».

    Цель: развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.

    Водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

    «Мы немножко порезвились,

    По местам все разместились.

    Ты,…(имя), отгадай,

    Кто позвал тебя, узнай».

    Ведущий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Топор»

    Цель: развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу.

    Ведущему нельзя показывать, кому он дал предмет.

    Взял Егор в углу топор,

    С топором пошел во двор.

    Стал Егор чинить забор,

    Потерял Егор топор.

    Вот и ищет до сих пор,

    Поищи и ты топор!

    Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идет его искать

    Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Найдите различия»

    Цель: развивать внимание, память, умение действовать по сигналу.

    Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.

    Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    Цель: развивать слуховые качества, физические качества.

    Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

    Мы собрались в ровный круг,

    Повернемся разом вдруг,

    А как скажем «Скок-скок-скок»,

    Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Статуи»

    Цель: развивать координацию движений, слух, физические качества, умение играть по правилам.

    Нужно кидать мяч прямо в руки. Внимательно слушать ведущего.

    Эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: продолжает игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то наказание снимается; он становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок поймает мяч, ему прощаются все наказания, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А если постигнет неудача, придется выбыть из игры.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Чем все закончилось»

    Цель: развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.

    В игре используется сказочный сюжет. Прочитайте начало сюжета и попросите продолжить его. Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес по грибы. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» - радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал….

    Интерактивные технологии : работа в малых группах (тройках),«цепочка», «карусель»,

    «аквариум», «большой круг»

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    Подготовительная группа

    К 1. «Природа и человек».

    Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

    Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

    К 2. «Наоборот».

    Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

    Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

    К 3. «Назови растение с нужным звуком».

    Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

    К 4. «Назови три предмета».

    Цель: упражнять детей в классификации предметов.

    Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

    «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

    К 5. «Добавь слог».

    Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

    Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

    К 6. «Скажи по-другому».

    Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

    К 7. «Мое облако».

    Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

    Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

    Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

    К 8. «Найди листок, как на дереве».

    Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

    Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

    Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

    К 9. «Закончи предложение».

    Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

    Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

    К 10. «Не ошибись».

    Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

    Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

    К 11. «Летает – не летает».

    Цель: развивать слуховое внимание.

    Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

    К 12. «Кто больше знает?».

    Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

    Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

    К 13. «Найди предмет той же формы».

    Цель: уточнить представление о форме предметов.

    Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

    К 14. «Отгадайте, что за растение».

    Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

    Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

    К 15. «Похож – не похож».

    Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

    Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

    К 16. «Что это за птица?».

    Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

    Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

    К 17. «Угадай, что в мешочке».

    Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

    Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

    К 18. «Придумай сам».

    Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

    Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

    К 19. «Отгадай-ка!».

    Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

    Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

    К 20. «Вершки и корешки».

    Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

    Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

    К 21. «Лесник».

    Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

    Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».

    Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

    К 22. с мячом «Бывает – не бывает».

    Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

    Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

    Иней летом… (не бывает).

    Снег зимой… (бывает).

    Мороз летом… (не бывает).

    Капель летом… (не бывает).

    К 23. «Что это такое?».

    Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

    Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

    К 24 «Узнай, чей лист».

    Цель: учить узнавать растения по листу.

    Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

    К 25 «Расскажи без слов».

    Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

    Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

    Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

    Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

    К 26 «Найдите, что опишу».

    Цель: развивать умение искать растение по описанию.

    Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

    К 27 «Отгадываем загадки».

    Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

    Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

    К 28 «Когда это бывает?».

    Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

    Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

    К 29 «Что вокруг нас?».

    Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

    Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад), две части (забор, кусты, цветы, песок, трава), три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

    К 30 «Скажи, что ты слышишь».

    Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

    Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

    К 31 «Кто же я?».

    Цель: указать названное растение.

    Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.