Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Католицизм христианская религия. Принципиальные и обрядовые отличия православия от католицизма

    Католицизм христианская религия. Принципиальные и обрядовые отличия православия от католицизма

    Вера в Иисуса Христа объединила и воодушевила христиан, став основой религиозного мировоззрения. Без неё верующие не смогли бы совершать правильные поступки и заниматься честным трудом.

    Роль Православия в истории России огромна. Люди, которые исповедовали это направление в христианстве не только развивали духовную культуру нашей страны, но и вносили вклад в жизненный уклад русского народа.

    Католицизм также на протяжении столетий вносит в жизнь людей огромный смысл. Глава католической Церкви - Папа Римский определяет нормы социальной и духовной сферы общества.

    Различия в учениях православия и католицизма

    Православие в первую очередь признаёт те знания, которые не менялись со времён Иисуса Христа - I тысячелетия нашей эры. Оно основано на вере в единого Творца, сотворившего мир.


    Католицизм же допускает внесение изменений и дополнение основных догм религии. Так, можно определить главные отличия учений двух направлений в христианстве:

    • Католики считают символом Веры Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, а православные принимают только Святого Духа, исходящего от Отца.
    • Католики верят в положение о Непорочном Зачатии Девы Марии, а православные его не принимают.
    • Единым главой церкви и наместником Бога в Католицизме избран Папа Римский, Православие же не предполагает подобного назначения.
    • Учение католической церкви, в отличие от Православия, запрещает расторжение брака.
    • В православном учении не существует догмата о чистилище (блуждание души умершего человека).

    Несмотря на все различия, оба направления религии очень похожи между собой . И православные верующие, и католики верят в Иисуса Христа, соблюдают посты, возводят храмы. Огромное значение для них имеет Библия.

    Церковь и священнослужители в Православии и Католицизме

    Православная церковь включает в себя не менее 14 поместных церквей, признанных в конце XX века. Она управляет обществом верующих с помощью свода правил апостолов, жития святых, богословских текстов и церковных обычаев. Католическая церковь, в отличие от православной, представляет собой единый религиозный центр и возглавляется Папой Римским.

    Прежде всего, церкви разных направлений в христианстве отличаются своим внешним видом. Стены православных церквей украшены потрясающими фресками, иконами. Служба сопровождается пением молитв.

    Католический храм в готическом стиле украшен резьбой и витражами. Статуи девы Марии и Иисуса Христа заменяют иконы в нём, а служба проходит под звуки органа.


    И в католической, и в православной церкви присутствует алтарь . У православных верующих он ограждён иконостасом, а у католиков - находится в середине церкви.

    Католицизм создал такие церковные должности, как епископ, архиепископ, аббат и другие. Все они при поступлении на службу дают обет безбрачия.

    В Православии духовенство представлено такими титулами, как патриарх, митрополит, диакон . В отличие от строгих правил католической церкви, православное духовенство может вступать в брак. Обет безбрачия дают лишь те, кто избрал для себя монашество.

    В целом христианская церковь на протяжении столетий тесно связана с жизнью людей. Она регулирует поведение человека в быту и наделена большими возможностями.

    Обряды Православия и Католицизма

    Это прямое обращение верующего человека к Богу. Православные верующие во время молитвы обращены лицом на восток, а для католиков это не имеет никакого значения. Крестятся католики двумя пальцами, а православные - тремя.

    В христианстве таинство крещения допускается в любом возрасте. Но чаще всего и православные, и католики крестят своих детей вскоре после рождения. В православии при крещении человек погружается в воду три раза, а у католиков вода трижды льётся на его голову.

    Каждый христианин хотя бы раз в жизни приходит в церковь для исповеди. Католики исповедуются в специальном месте - конфессионале. При этом исповедуемый видит священнослужителя через решётку. Католический священник внимательно выслушает человека и даст нужный совет.

    Православный священник на исповеди может отпускать грехи и назначать Епитимью - исполнение благочестивых дел в качестве исправления ошибок. Исповедь в христианстве является тайной верующего.

    Крест - главный символ христианства . Он украшает церкви и храмы, носят на теле и устанавливают на могилах. Слова, изображённые на всех христианских крестах, одинаковы, но написаны на разных языках.

    Надетый во время крещения нательный крестик станет для верующего символом христианства и страданий Иисуса Христа. Для православного креста форма не имеет значения, гораздо важнее то, что изображено на нём. Чаще всего можно увидеть шестиконечные или восьмиконечные кресты. Образ Иисуса Христа на нём символизирует не только муки, но и победу над злом. По традиции православный крест имеет нижнюю перекладину.

    Католический крест изображает Иисуса Христа как человека умершего. Его руки согнуты, ноги скрещены. Такой образ поражает своей реалистичностью. Форма креста более лаконичная, без поперечной перекладины.

    Классическое католическое изображение распятия представляет собой изображение Спасителя со скрещёнными и пробитыми одним гвоздём ступнями. На его голове изображён терновый венец.

    Православие видит Иисуса Христа торжествующим над смертью. Его ладони открыты, а ноги не скрещены. Согласно традиции православия, изображения тернового венца на распятии встречаются очень редко.

    Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский. И это действительно одно из крупнейших (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, в Польше, Венгрии, в странах Латинской Америки, в США. Всего в мире сейчас насчитывают от 580 до 800 млн. приверженцев католицизма.

    ИСТОКИ КАТОЛИЦИЗМА

    Его истоки - в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.

    Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

    На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

    ОСНОВА КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

    Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и о б р я д ы, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

    Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

    Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

    Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпускать грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенцияхоб отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

    Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие - смертные - грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

    Учение о чистилище сложилось еще в 1 в. Православная и протестантская церкви учение о чистилище отвергают.

    Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть догматы о непогрешимости папы - принят на 1 Ватиканском соборе в 1870 г.: о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

    ТАИНСТВА В КАТОЛИЦИЗМЕ

    Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

    В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII. обязательно для всего духовенства.

    КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ

    Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре. распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Огромное, несоизмеримое с ростом человека, пространство готического собора, его устремленные к небу своды, башни и башенки навевают мысли о вечности, о том, что церковь - царство не от мира сего и несет на себе печать царства небесного, И все это при огромной вместимости храма. В Соборе Парижской Богоматери. например, могут одновременно молиться до девяти тысяч человек.

    Изобразительные средства и возможности католического искусства тоже имеют свои особенности. Строгий канон православной иконописи сводит до минимума возможности проявления творческой фантазии художника-иконописца. У западных художников всегда было меньше ограничений в изображении религиозного сюжета. Живопись, скульптура довольно натуралистичны.

    Особая роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.

    УБРАНСТВО КАТОЛИЧЕСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

    Каждодневная одежда католического священника - это длинная черная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митрупозолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает ее крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях:

    При коронации,

    Во время больших церковных праздников.

    Отличительная деталь папского одеяния - п а л л и и. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на нее крестами из черного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.

    КАТОЛИЧЕСКИЕ ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ

    Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

    Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями:

    В полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещен с Крещением и Богоявлением). Богоявление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло. У католиков есть ряд специфических праздников:

    Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение,

    Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

    Один из главных богородичных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных - успение Пресвятой Богородицы).

    Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище. Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

    После распятия Иисуса иудейский священный совет -Синедрион- начал
    жестокую расправу с последователями Христа.

    Из Библии мы знаем о фарисее по имени Савл, который был жестоким их
    гонителем. Позже он уверовал в Христа и отдал свою жизнь за веру в Него.
    Савл изменил своё имя и стал известен как апостол Павел. Гонимые
    христиане уходили дальше и дальше от Иудеи, проповедуюя свою веру
    язычникам, пока, наконец, христианство было распространено по всей
    Римской империи.
    Первым римским императором, начавшим расправы над
    христианами, был Нерон.

    Человек хитрый и жестокий, он возмечтал выстроить Рим по своему
    проекту, чтобы возвеличить своё имя. Для этого нужно было уничтожить
    старые жилые постройки в центре Рима. По его тайному приказу в 64 г. был
    учинён пожар.По недогляду сгорела почти половина Рима. Возмущённая
    толпа стала требовать у императора расследования и наказания преступников.
    Нерон быстро нашёл «виноватых». Ими оказались представители новой
    неизвестной религии - христиане. Христиан распинали на крестах, сжигали,
    бросали на съедение диким зверям.

    После Нерона казни за веру христианскую устраивали многие императоры.
    Христиане прятались в катакомбах, совершали свои собрания в тайных
    местах, и покорно шли на казнь, будучи обнаруженными. Но несмотря на
    преследования, христианство росло и крепло.

    Когда к власти пришёл император Константин,
    он в 313 г. издал Миланский едикт, который уравнял в правах все религии.
    Христиане вышли катакомб, им предоставили много прав, и вернули их
    собственность, отобранную у них предыдущим императором, Диоклетианом.
    Позже Константин всё более стал склоняться к христианской религии,
    построив несколько христианских соборов.

    Пятьюдесятью годами позже император Феодосий

    объявил кафолическое* (*термин «кафолическая церковь», или православная,
    что значит: истинная,употреблялся по отношению к христианству Рима с
    начала 2-го века, и к христианству Константинополя - с конца 4-го века)
    христианство государственной религией и запретил языческое поклонение,
    преобразовав все языческие храмы в христианские. Чтобы помочь язычникам
    перейти в христианство, языческие праздники были объявлены
    христианскими, языческим иконам и статуям были даны библейские имена,
    многие языческие ритуалы стали ритуалами христианской церкви. Так
    церковь Рима утратила чистоту христианского учения, исказив многие
    положения Библии (поклонение Марии, святым, статуям, языческие
    праздники, молитвы за умерших, крещение младенцев и пр.).

    После смерти Феодосия Римская империя была разделена между 2-мя его
    сыновьями на Западную часть с центром в Риме иВосточную - с центром в
    Константинополе. В 476 г. император западной части империи Ромул Август
    был вынужден отречься от престола, и вся власть сосредоточилась в руках
    восточной части империи (Константинополь).
    Западная часть империи
    осталась без государственной поддержки иармии, и часто завоёвывалась
    соседними варварскими племенами. Оккупанты облагали народ непосильным
    и податями и единственной властью, к которой народ мог обратиться за
    помощью, стала церковь. Церковь вела дипломатические переговоры с
    захватчиками, суля им заступничество Бога за их сотрудничество и помощь.

    С того времени, как Феодосием была основана церковь в Константинополе,
    она постоянно находилась в конфликте с церковью Рима из-за различий в
    обрядах и догмах, имущественных споров, богослужения на разных языках
    (латынь - на западе, и греческий - на востоке) и борьбы папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских
    патриархов. Императоры поддерживали восточную церковь, западная же
    настаивала на своём первенстве, как, якобы, основанной апостолом Петром.

    В 606 году Риму удалось добиться от императора Фоки декрета, которым
    узаконивалось, что "Епархия Благословенного Апостола Петра должна быть
    главою всех Церквей". Декрет гарантировал, что титул "Вселенский Епископ"
    может принадлежать исключительно только Епископу Рима, также он
    получил титул «наместник Иисуса на Земле» и «папа», что означает: “Отец”.

    Почувствовав власть, уже в 716г. римский папа Григорий II отлучил от церкви
    императора Льва
    III , который пробовал запретить поклонение иконам
    (иконоборчество) в Италии имперским указом, без согласования с папой. А
    в 741 г. папаЗахарий даже не обратился к Византийскому императору, чтобы
    утвердить своё избрание в папы (хотя это и было формальностью, но для
    народа создавало видимость, что папа находится в подчинении у императора).

    Когда лангобарды стали притеснять население Западной части империи, папа
    обратился за помощью к королю франков Пипину Короткому. Папа обещал
    поддержать его династию Карловингов, и за это король Пипин очистил
    западную часть империи от варваров и подарил церкви обширную Папскую
    область, а папе -привилегии духовного наставника всех правительств. В 756 г.
    папа короновал сына Пепина, Карла, на престол Римской империи.


    Византийский император уже не претендовал на власть над Западной частью.
    Римской империей теперь считалась только Западная часть, Византийской
    империей осталась только Восточная половина.

    С тех пор папство получило абсолютную власть, и могло утвердить или
    отклонить любого кандидата на престол империи. Без одобрения папы
    император не мог принять никакого важного решения, находясь под угрозой
    отлучения от церкви.

    В 1054 году церковь Константинополя категорически отказалась находиться
    подконтролем Рима. Обе церкви предали друг друга анафеме. Так произошёл
    раскол: церковь Рима стала католической, церковь Константинополя -
    православной.

    Русская церковь находилась в подчинении у Константинопольского
    патриархата. В Киевской Руси православная вера стала государственной
    религией около 990 года, после крещения Руси князем Владимиром.


    Приблизительно в конце 16 века Русская православная церковь получила
    независимость от Константинополя.

    После раскола, с 1096 г. до конца 13 столетия католическая церковь
    организует ряд крестовых походов для освобождения Святой Земли от
    захвативших её мусульман-турок.

    В начале 13 в.(1215г.) для борьбы с ересью католическая цеквовь учреждает
    особый судебный орган «Святую инквизицию».



    Армии палачей и шпионов от церкви, лжесвидетелей, поджидающих, как бы
    урвать от имущества казнённого «еретика», наводнили улицы городков.
    Церковь, разжиревшая на крови невинных людей, теперь, как дамоклов меч,
    висела над каждым. Никто не имел защиты от неё, даже короли. Почти
    ничего в церкви не осталось от учения Христа. Народ облагался огромными
    налогами, а церковь не платила ни за что. Все служения проводились на
    латинском, и люди для понимания учения Христа могли положиться только
    на разъяснения священников.

    Когда папа издал булл о прощении грехов церковью и продаже индульгенций,
    молодой немецкий теолог Мартин Лютер написал и огласил 95 тезисов,


    в которых он указал на внебиблейские, антихристианские догмы церкви.
    Против папства и раньше были выступления (чешский проповедник Ян Гус и
    его последователи были казнены за это церковью), но так смело, открыто и
    обоснованно как Лютер, никто не выступал. Он призвал всю немецкую
    нацию к борьбе с папским засильем. За это он был отлучён от церкви, и
    приговорён к казни (умер своей смертью до назначенной казни). Он перевёл
    Библию на немецкий. Приблизительно в это же время Новый Завет на
    разговорный английский переводит
    Уильям Тиндэйл. За это он был сожжён
    церковью, и большинство экземпляров перевода были изъяты и сожжены
    также. Однако многие успели прочесть, и понять, что церковь - не святая, а
    грешница, причём великая. Другой реформатор Жан Кальвин с его
    последователями завершают перевод Нового Завета на французский.

    С этого времени начинается период, называемый Реформацией. Если
    сторонники Лютера (лютеране) старались убрать из церкви всё, что
    противоречит Библии, то последователи Кальвина (кальвинисты; те же
    гугеноты во Франции) старались убрать из церкви всё, о чём в Библии не
    упоминается.

    Кальвинисты ввели в практику толкование любого места Библии не с позиций
    какого-либо человеческого авторитета, а исключительно с помощью
    авторитета Божьего — т.е. других мест Библии. Они ликвидировали
    церковную обрядность, признали богодухновенность только Священного
    Писания, и потому погрешимость любых церковных соборов. Кальвинисты
    отказались от монашества, потому чтоБог создал мужчин и женщин для
    создания семьи и рождения детей. Они отверглинеобходимость помощи
    духовенства в спасении людей, считая, что спасение подается только по вере
    во Христа, и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется,
    истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.
    Кальвинистам удалось
    добиться полной свободы от папства. Женева стала центром реформации.

    В Англии обстановка была более напряжённой. Реформация проходила не
    «снизу», а «сверху». Король Генрих VIII, личность жестокая и
    непредсказуемая (имел 6 жён, двух из них обезглавил), хотел добиться
    независимости от Рима. Часть Англии ещё оставалась католической, часть кальвинистской. Используя религиозный конфликт, Генрих старался
    осуществить свои политические замыслы об абсолютной монархии, и
    диктовал церкви свои условия. Волнения не стихали. Много конфликтов было
    вокруг собственности церкви.

    После его смерти к власти пришла дочь Генриха - Мария, католичка. Она
    восстановила власть Рима над церковью Англии, законы о ереси опять вошли
    в силу, и началась инквизиция над протестантами. После смерти Марии,
    получившей от народа прозвище «Кровавая Мария», на трон взошла её сестра -
    Елизавета. Ей удалось добиться некоторого баланса, ущемив права католиков
    и дав некоторые права протестантам. Однако конфликт усиливался.
    Католические священники были под полномочием Рима и отказывались
    признавать полномочия королевы. Елизавета отдала приказ о казни
    католических священников.

    Где-то в это смутное время зародился пуританизм. Пуритане хотели добиться
    большей чистоты догм церкви и полной независимости от католического
    влияния. Когда к власти пришёл король Яков, они надеялись на реформу
    церкви Англии. Однако Яков отверг их предложение, потому что испугался,
    что отрицание пуританами абсолютной власти короля над верующими может
    привести к бунту. В это время, в 1620г., многие пуритане покинули Англию и
    переселились в Америку в надежде установить государство с единой религией,
    очищенной от всего наносного, основанной только на Слове Бога и свободной
    ото всех католических выдумок.



    Так зародился протестантизм в Америке.

    В то время, когда пуритане осваивали Америку и изучали Библию, в России
    (реформа патриарха Никона 1650-1660гг.) спорили о том,двумя или тремя
    пальцами креститься, сколько поклонов отдавать, кланяться ли до земли, или
    по пояс, какую печать делать на просфорах, сколько раз говорить «Алиллуя»,
    в какую сторону ходить крёстному ходу. За это «староверов», т.е. тех, которые
    хотели креститься двумя пальцами, церковь казнила.

    Перевод Библии на русский был осуществлён только в конце 19 века, и
    появился в узком обращении десятилетиями позже. Последующие войны,
    революции, Советская власть, и вообще дефицит книг- всё это отбросило
    православную церковь далеко назад в изучении науки богословия (теологии).
    Если все англоязычные страны столетиями обменивались достигнутыми
    знаниями и опытом, данным Святым Духом не только священникам, но и
    пастве Божией, издавая массу библий и литературы для изучения Библии,
    доступных любому желающему, православная церковь «варилась в
    собственном соку», перечитывая снова и снова работы средневековых старцев
    и изредка издавая какую-то богословскую работу, десятилетиями доступную
    для прочтения только ограниченному кругу монахов.

    Сегодня, став снова государственной церковью, она старается своим
    авторитетом подавить в народе всякое желание ознакомиться с накопленным
    богословским опытом своих англоязычных собратьев по вере, объявляя
    протестанские церкви сектами и поливая их грязью.

    SUMMA SUMMARUM : Факты говорят сами за себя.

    Христианство является доминирующей религиозной конфессией на планете. Число ее последователей исчисляется миллиардами человек, а география охватывает большинство развитых стран мира. Сегодня она представлена множеством ветвей, самыми значительными из которых являются католики и православные. В чем разница между ними? Чтобы узнать это, нужно окунуться в глубь веков.

    Исторические корни схизмы

    Великий раскол христианской церкви или схизма произошел в 1054 году. Ключевые моменты, которые легли в основу фатального разрыва:

    1. Нюансы проведения богослужения. В первую очередь, наиболее остро стоял вопрос, на пресном или квасном хлебе проводить литургию;
    2. Непризнание Римским престолом концепции Пентархии. Она предполагала равное участие в решении вопросов богословия пяти кафедр, расположенных в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии и Константинополе. Латиняне традиционно выступали с позиции папского примата, чем сильно оттолкнули от себя остальные четыре кафедры;
    3. Серьезные богословские споры. В частности, относительно сущности Триединого Бога.

    Формальным поводом для разрыва стало закрытие греческих церквей в Южной Италии, подвергшейся нормандскому завоеванию. На это последовал зеркальный ответ в виде закрытия латинских храмов в Константинополе. Последняя акция сопровождалась глумлением над святынями: Святые Дары, приготовленные для литургии, были растоптаны.

    В июне-июле 1054 года состоялся взаимный обмен анафемами, что означало раскол , который продолжается до сих пор.

    В чем различие между католиками и православными?

    Раздельное существование двух основных ветвей христианства продолжается вот уже почти тысячу лет. За это время успел накопиться большой массив существенных различий во взглядах, которые касаются любой стороны церковной жизни.

    Православные имеют следующие взгляды, которые никак не приемлют их западные собратья:

    • Одна из ипостасей триединого Бога, Святой Дух, берет свое начало лишь от Отца (творец мира и человека, основа всего сущего), но не от Сына (Иисус Христос, ветхозаветный мессия, который принес себя в жертву за людские прегрешения);
    • Благодать суть действие Господа, а не нечто само собой разумеющееся исходя из акта творения;
    • Существует собственный взгляд на очищение грехов после смерти. Грешники у католиков обречены на муки в чистилище. У православных же их ждут мытарства - путь к единению с Господом, не обязательно предполагающий истязания;
    • В Восточной ветви также совершенно не почитается догмат о непорочном зачатии Богородицы (матери Иисуса Христа). Католики же считают, что она стала матерью, избежав порочной половой связи.

    Дифференциация по обрядовому признаку

    Различия в области богослужения не носят жесткого характера, но в количественном отношении их гораздо больше:

    1. Персона священнослужителя. Римско-католическая церковь придает ей чрезвычайно большое значение в литургии. Он вправе от своего имени произносить знаковые слова при совершении обрядов. Константинопольская традиция отводит священнику роль «раба божьего» и не более;
    2. Различается и количество разрешенных богослужений в день. Византийский обряд допускает делать это только единожды на одном Престоле (храм на алтаре);
    3. Крещение ребенка только у восточных христиан проходит путем обязательного погружения в купель. Во всем остальном мире достаточно лишь окропить дитя освященной водой;
    4. В латинском обряде для исповеди используются специально отведенные помещения, называемые конфессионалами;
    5. Алтарь (жертвенник) только на Востоке отгорожен от остальной части церкви перегородкой (иконостасом). Католический пресвитерий, напротив, спроектирован как архитектурно открытое место.

    Армяне - католики или православные?

    Армянская церковь считается одной из самых самобытных в восточном христианстве. Она обладает рядом черт, которые делают ее абсолютно уникальной:

    • Иисус Христос признается сверхчеловеческим существом, которое не имеет тела и не испытывает никаких потребностей, присущих всем остальным людям (даже еда и питье);
    • Практически не развиты традиции иконописи. Художественным изображениям святых поклоняться не принято. Вот почему интерьер армянских храмов так сильно отличается от всех прочих;
    • Вслед за латинянами праздники привязаны к григорианскому календарю;
    • Имеется уникальная и ни на что не похожая религиозная «табель о рангах», включающая пять ступеней (в отличие от трех в РПЦ);
    • В дополнение к Великому Посту существует дополнительный период воздержания под названием арачаворк;
    • В молитвах принято возносить хвалу только одной из ипостасей Троицы.

    Официальное отношение РПЦ к армянской конфессии подчеркнуто уважительное. Однако последователи ее не признаются православными, почему даже посещение армянского храма может быть достаточным поводом для отлучения.

    Следовательно, верующие армяне являются католиками .

    Особенности почитания праздников

    Ничуть не удивительно, что различия существуют и в проведении праздников:

    • Самый главный пост во всех христианских церквях, именуемый Великим , в латинском обряде начинается в среду седьмой недели перед Пасхой. У нас же воздержание начинают на два дня ранее, в понедельник;
    • Существенно отличаются методики вычисления даты Пасхи. Они совпадают довольно редко (как правило, в 1/3 случаев). И в том, и в другом случае за отправную точку принимается день весеннего равноденствия (21 марта) по григорианскому (в Риме) или юлианскому календарю;
    • Набор красных дней церковного календаря на Западе включает неизвестные в России праздники почитания Тела и Крови Христовых (через 60 дней после Пасхи), Святейшего Сердца Иисуса (через 8 дней после предыдущего), Праздник Сердца Марии (на следующий день);
    • И наоборот, у нас отмечаются такие праздники, которые совершенно неизвестны сторонникам латинского обряда. Среди них - поклонение некоторым реликвиям (мощи Николая Чудотворца и цепи Апостола Петра);
    • Если католики полностью отрицают празднование субботы, то православные почитают ее одним из господних дней.

    Сближение православных и католиков

    Между христианами всего мира сегодня гораздо больше общего, чем даже сто лет назад. Что в России, что на Западе церковь находится в глубокой осаде со стороны светского общества. Количество прихожан среди молодежи год от года сокращается. Появляются новые культурные вызовы в виде сектантства, псевдорелигиозных течений и исламизации.

    Все это заставляет прежних врагов и конкурентов забыть старые обиды и попытаться найти общий язык в условиях постиндустриального общества:

    • Как было заявлено на Втором Ватиканском Соборе, различия между восточной и западной теологиями являются скорее взаимодополняющими, нежели конфликтующими. Декрет «Unitatis Redintegratio» гласит, что так достигается наиболее полное видение христианской истины;
    • Папа Римский Иоанн Павел II, носивший папскую тиару в 1978-2005 годах, отмечал, что христианской церкви нужно «дышать обоими легкими». Он подчеркнул синергию рациональной латинской и мистически-интуитивной византийской традиций;
    • Ему вторил преемник, Бенедикт XVI, заявивший, что восточные церкви не отделены от Рима;
    • С 1980 года проводятся регулярные пленумы Комиссии по богословскому диалогу между двумя церквами. Последняя встреча, посвященная вопросам соборности, прошла в 2016 году в Италии.

    Еще несколько сотен лет назад религиозные противоречия вызывали серьезные конфликты даже в благополучных европейских странах. Однако секуляризация сделала свое дело: кто такие католики и православные, в чем разница между ними - это мало волнует современного обывателя. Всесильные агностицизм и атеизм превратили в прах тысячелетний христианский конфликт, оставив его на откуп седовласым старцам в стелющихся по полу одеждах.

    Видео: история раскола между католиками и православными

    В данном ролике историк Аркадий Матросов расскажет, почему христианство раскололось на два религиозных течения, что предшествовало этому:

    Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

    У нас разные кресты

    Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

    Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

    В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

    Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

    Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.