Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Классификация норм по методу правового регулирования. Метод правового регулирования По способу правового регулирования нормы права бывают

    Классификация норм по методу правового регулирования. Метод правового регулирования По способу правового регулирования нормы права бывают

    Проблема объединения правовых норм в институты и отрасли права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

    Российские ученые называют два критерия выделения отраслей в системе права.

    Критерием деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования – это определенная совокупность однородных общественных отношений. Под предметом правового регулирования понимается то. Что подлежит урегулированию, то есть те отношения, которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь юридически значимые отношения, которые:

    Являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

    Создают объективную потребность в их урегулировании.

    В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

    а) субъекты – индивидуальные и коллективные;

    б) их поведение, поступки, действия;

    в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

    г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

    Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

    Предмет правового регулирования является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных причин в соответствии со спецификой связей между общественными отношениями, поэтому главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.

    Вторым основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Метод правового регулирования.

    Метод правового регулирования – есть совокупность способов и приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

    Если предмет – на вопрос что , то метод на вопрос – как регулирует.

    Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод является дополнительным , юридическим критерием, самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

    Наряду с общим методом правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей права. К ним относятся: 1) императивный методы, 2) диспозитивный метод, 3) метод поощрения, 4) рекомендаций, 5) метод автономии и равенства сторон, 6) убеждения, 7) принуждения, 8) альтернативный, 9) наказания.

    1) Императивный метод – метод властных предписаний, абсолютно определенного характера, исходящий от компетентного лица, обеспечивается мерами принудительного характера, содер­жащий, как правило, нормы-запреты. Он является властно-авторитарным, строго обязательным, это метод «вертикали». Предполагает запреты, обязанности, наказания. Характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.

    2) Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рам­ках закона. Он построен на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой, это – метод «горизонтали». Предполагает дозволения. Присущ в первую очередь гражданскому праву.

    3) Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. По­ощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и ме­далями).

    5) Метод автономии и равенства сторон характерен для про­цессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участ­ники судебного разбирательства находятся в одинаковом процес­суальном отношении друг перед другом, законом и судом; их от­ношениям присуща самостоятельность.

    6-7)В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение . Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

    8-10) Метод дозволения, обязывания и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

    11) В административном праве действует метод субординации и властного приказа позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

    Все названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

    Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения, и, наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

    Говоря о разделении права на отрасли, необходимо иметь в виду следующее:

    1. Все отрасли права по своему со­держанию могут быть разделены на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

    Материальное право - это совокупность правовых норм (объединенных, естественно, в институты, подотрасли и отрасли права), регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Таким образом, это отношения складывающиеся между людьми и их объединениями, отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. К отрас­лям материального права относятся конституционное, уголовное, админист­ративное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, се­мейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непо­средственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семей­ные отношения и т. д.

    Процессуальное право - совокупность правовых норм (объединенных в институты, подотрасли, отрасли права), регулирующих об­щественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. Таким образом, это отрасли, которые определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

    К отраслям процессуального права отно­сятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а согласно позиции некоторых авторов - и конституционно-процессуальное, арбитражное и админист­ративно-процессуальное право.

    2. Разделение права на частное и публичное. Это разделение, сложилось в юридической науке и практике еще в Древнем Риме. По широко известному определению римского юриста Доминиция Ульпиниана (III в.), публичное право относится «к положению Римского государства», частное – «к выгоде отдельных лиц». Публичное право – это область дел государственных, а частное право – область частных дел.

    Такое деление права было воспринято континентальной правовой системой.

    Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечи­вающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет главным образом об имущественных и личных неимущественных отно­шениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое (в странах, где оно выделилось в самостоятельную отрасль права), семейное право.

    Специфику частного права составляют следующие черты :

    1. Частное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

    2. Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовые средства и т.д.

    Регулирование отношений частных лиц между собой;

    Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

    Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав;

    Широкое использование договорной формы регулирования;

    Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту;

    Преобладание диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

    Использование классической юридической техники.

    4. Метод частного права – преимущественно диспозитивный.

    5. Отрасли, основу которых составляют нормы частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и др.

    Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный ин­терес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголов­ное, административное право.

    Специфику публичного права составляют следующие черты :

    1. Публичное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, организации и деятельности представительных учреждений, осуществление правосудия, борьбу с посягательствами на конституционный строй.

    2. Предметом регулирования публичного права является область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти всех, публичных институтов, аппарата государств, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

    Регулирование отношений между государственными органами или между частными лицами и государством;

    Обеспечение публичных интересов с акцентированием внимания на запретах, обязанностях граждан перед государством;

    Обеспечение одностороннего волеизъявления субъектов права;

    Включение в себя общих и безличных норм, имеющих нормативно ориентирующее воздействие;

    Преобладание директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

    Широкое использование новейших технических приемов.

    4. Метод публичного права – преимущественно императивный.

    5. Отрасли, основу которых составляют нормы публичного права: конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, уголовно-процессуальное право и др.

    В качестве критерия разграничения частного и публичного права в со­временной юридической науке признается и различие методов правового ре­гулирования. Для публичного права характерен метод централизации (суб­ординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как пра­вило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участни­ков правоотношений.

    Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы могут присутствовать в отраслях частного права, и наоборот. Так, например, в земельном праве – отрасли частного права – присутствуют и публично-правовые элементы в виде определения порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. В семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

    Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права: оно перешло в состав отраслей частного права, сохраняя публично-правовые элементы.

    Возрастание влияния современного государства на экономические отношения и увеличение объема его социальной деятельности обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения в современной России (например, договор о поступлении гражданина на государственную службу, контракт о службе в Вооруженных Силах РФ, контракт о службе в органах внутренних дел и т.д.).

    В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит ус­ловный характер (заметим, что в странах с англосаксонской системой права такого разграничения нет); ведь частный интерес, не соответствующий инте­ресу всего общества, т. е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту.

    Соотношение Публичное право Частное право
    1. Выражают интересы государства Частные интересы отдельных лиц
    2.Регулируют отношения Между государственной властью и гражданином Граждан и их частных объединений между собой
    3.Соотношение сторон, положение участников Присутствует подчиненность, неравноправие участников (субординация) Участники юридически равноправны (равноправие)
    4.Характер правоотношений Вертикальные по типу «власть-подчинение» Горизонтальные «координационного» типа
    5.Регулирование отношений Централизованная регуляция общественных отношений гос. власти Децентрализованное регулирование из независимых центров
    6. Метод правового регулирования императивный диспозитивный
    7. Правовые нормы Обязанности, запреты дозволение
    8. Средство правового регулирования Односторонне-властный акт компетентного государственного органа договор
    9. Сущность отношений (целевые установки) Сущность образует коллективное начало Образует индивидуальное начало
    10. Защита прав исходит Исходит от государства Исходит от заинтересованного частного лица
    11. Статус государства Властный субъект, наделенный компетенцией Юридическое лицо

    3. Международное право не входит ни в одну национальную сис­тему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, по­скольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударст­венные отношения. В нем выражается коллективная воля наро­дов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и ин­ституты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности госу­дарств - участников мирового сообщества, принципы их взаи­моотношений, поведение на международной арене.

    Это правовая система, включающая международное публичное право, регулирующее межгосударственные отношения, и международное частное право, регулирующее внутригосударственные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

    В современной юридической науке сложились различные концепции соотношения международного и национального права:

    1) монистические концепции, сторонники которых признают международное и национальное право составными частями единой системы права:

    Концепция примата (приоритета) национального права над международным;

    Концепция примата международного права над национальным.

    2) дуалистическая концепция, сторонники которой рассматривают международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые, изолированные и независимые друг от друга правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

    Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, рост значения роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общественные ценности и приоритеты.

    В этих условиях все большее число сторонников находит концепция верховенства международного права, разработанная основателем нормативистской школы права австрийским юристом Г. Кельзеном (1881-1973). Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств; истинность норм национального права определяется нормами международного пава.

    Международное право:

    1. Международное право является составной частью правовой системы каждого государства. Оно активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

    2. Международное право создается международными организациями, а т.ж. совместной деятельностью различных государств, а национальное право – компетентными субъектами, определяемыми в каждом отдельном государстве.

    3. Международное право распространяет свое действие на территорию всех государств, а национальное право – на территорию соответствующего отдельно взятого государства.

    4. Источниками международного права являются пакты, декларации, конвенции, международные договоры. Источниками национального права являются внутригосударственные нормативные правовые акты, договоры обычаи.

    5. В современном мире реализуется концепция примата (верховенство) международного права над национальным.

    Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В КонституцииРФ записано, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (ст. 15 ч. 4).

    Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам.

    Интеграция России в мировое сообщество, развитие сотрудничества с другими государствами, участие в разрешении региональных конфликтов, выполнение по мандату ООН миротворческих миссий свидетельствует о признании конструктивного влияния России на решение международных проблем. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России, о чем, в частности, свидетельствует возможность граждан РФ в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.


    Похожая информация.


    Поскольку право является важным социальным регулятором, объективно существуют различные средства воздействия на регулируемые общественные отношения. В качестве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования. Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно друг от друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.

    Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:

    • – порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
    • – средств их обеспечения (санкций);
    • – степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

    В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

    Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений (уголовное, административное, налоговое, таможенное право). Для него характерны несколько признаков.

    Во-первых, применение в отношениях субъектов права властных полномочий. Это означает, что решения, издаваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтересованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, например, посредством голосования в сети Интернет.

    Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномочия на выполнение управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.

    Особое значение при применении императивного метода имеет контроль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип – четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, нарушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходимость проведения кардинальных реформ данных структур.

    В-третьих, выполнение обязательных для государственных органов, должностных лиц и т.д. требований по регулированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полномочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или отстранить от должности руководителя и т.п.).

    В-четвертых, выражение императивного метода правового регулирования может проявляться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.

    Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).

    В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и принуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым воздействием на волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий. Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.

    Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас социальными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов поведения. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления, формируют самоуправленческий механизм.

    Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.

    Диспозитивность – это один из основных демократических принципов права. Он означает, что участники правоотношений могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).

    При этом диспозитивность, например в гражданском праве, нс тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.

    В общей теории права диспозитивность исследуется не в качестве принципа, а как один из методов правового регулирования. При диспозитивном регулировании "правовая энергия" поступает на соответствующий участок общественных отношений не только "сверху", от государственных органов, но и путем совершения правомерных действий самими участниками общественных отношений. Сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному взаимодействию.

    Диспозитивный метод допускает возможность урегулирования действий сторон по их усмотрению, пределы которого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.

    Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм поведения.

    Во-вторых, диспозитивный метод допускает возможность установления содержания конкретных правоотношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений в этом случае, является волеизъявление субъектов общественных отношений.

    Вполне понятно, что указанные выше общие черты диспозитивности конкретизировались в отраслевых юридических науках применительно к особенностям предметов и методов соответствующих отраслей права. Первая попытка усмотреть диспозитивность не только в процессуальных, но и в материальных отраслях права была предпринята О. А. Красавчиковым. С его точки зрения без диспозитивности в гражданском материальном праве нс было бы оснований для рассуждений о данной категории в праве процессуальном.

    Аналогичный подход к раскрытию содержания понятия диспозитивности характерен и для работ В. Ф. Яковлева, по мнению которого диспозитивность – эго возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Гражданским законодательством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рамки гражданской диспозитивности фиксируются различными способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.

    Несколько специфично понимание диспозитивности в науке трудового права. Так, по мнению А. И. Процевского, метод правового регулирования раскрывается только в характере правовых норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование – это воздействие, метод – способ такого воздействия. Так, метод правового регулирования трудовых отношений складывается как из способа, при котором сторонам предоставлена известная инициатива (диспозитивное регулирование), так и из способа, при котором государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы следующим образом: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения, т.е. правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.

    В науке семейного права метод диспозитивности либо вообще не упоминается, либо определяется как дозволительно-императивный (при этом допускается возможность конкретизированного диспозитивного регулирования, осуществляемого с помощью так называемых ситуационных норм, которые наделяют возможностью выбора правовых решений с учетом конкретных обстоятельств не самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы).

    Как отмечают специалисты, диспозитивный метод в сфере правовых отношений основывается на следующих принципах их регулирования:

    • – равенство субъектов правовых отношений, выражающееся прежде всего в независимости их воли. Разумеется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участники, так и в смысле особенностей правоспособности юридических и физических лиц. Заключение договоров наиболее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;
    • – самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу "дозволено все, что не запрещено". Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гарантированной законом возможности юридического или физического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне.

    Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

    Методы правового регулирования

    Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

    Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

    В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

      • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов - особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
      • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
      • наделение и дееспособностью участников общественных отношений ( и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
      • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

    Виды методов правового регулирования

    Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

      • императивный;
      • диспозитивный;
      • поощрительный;
      • рекомендательный;
      • и другие.

    Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения , запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

    Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

    Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

    Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

    Способы правового регулирования

    В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

      1. дозволение,
      2. обязывание,
      3. запрещение.

    Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

      • субъективное право,
      • свобода,
      • законный интерес.

    Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

    Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

    Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

    Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником , эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

    Типы правового регулирования

    Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

    Выделяют два типа правового регулирования:

      1. общедозволительный;
      2. разрешительный.

    Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

    Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

    Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

    Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

    М.Ю. ОСИПОВ, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации Рассматриваются методы правотворчества и правового регулирования, а также критерии их соотношения; анализируются точки зрения ученых на проблему определения методов правового регулирования.

    Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


    УДК 340.113.1:342.52

    Страницы в журнале: 18-21

    М.Ю. ОСИПОВ,

    кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации

    Рассматриваются методы правотворчества и правового регулирования, а также критерии их соотношения; анализируются точки зрения ученых на проблему определения методов правового регулирования.

    Ключевые слова: методы правотворчества, методы правового регулирования, критерии соотношения, теория права.

    The methods and ways of create of law and methods and ways of legal regulation: notion and its correlation

    In article methods of lawmaking and legal regulation, and also criteria of their parity are analyzed; the points of view of scientists on a problem of definition of methods of legal regulation are analyzed.

    Keywords: methods of create of law, methods and ways of legal regulation, ratio criteria, theory of law.

    В юридической литературе вопрос соотношения методов правотворчества и правового регулирования вообще не рассматривался, равно как и не получила надлежащего освещения проблема методов правотворчества.

    Что касается методов правового регулирования, то данный вопрос в юридической литературе освещен более подробно. Существуют различные точки зрения относительно понимания метода правового регулирования. Так, метод правового регулирования, по мнению исследователей, - это:

    - «способ воздействия социальных управленческих систем на внешнюю и внутреннюю среду, представляющую собой обусловленную единым предметом правового регулирования систему, складывающуюся из трех первоначальных способов воздействия - предписания, дозволения и запрета» (В.Д. Сорокин);

    Средство влияния государства посредством институтов права на определенные виды волевых общественных отношений (Б.В. Шейдлин);

    - «способ воздействия государства на те или иные общественные отношения» (И.В. Павлов);

    Своеобразное средство давления на общественные отношения с целью их урегулирования, которые выражаются в установлении при помощи норм права определенного возможного и должного состояния воли субъектов в их взаимоотношениях, а также определенных и желательных результатов их поведения (В.М. Горшенев);

    Система приемов правового воздействия, закрепленная в нормах права, на основе которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений (С.А. Теряевский);

    - «обусловленная прежде всего регулируемыми общественными отношениями совокупность специфических юридических черт отрасли права, в которых в концентрированном виде выражаются соответствующие его содержанию и социальному назначению способы и средства регулирования определенного рода общественных отношений» (М.И. Байтин и Д.Е. Петров);

    - «объективно вытекающий из природы, качественной определенности и социальной предназначенности (функции) права способ его воздействия на регулируемую систему отношений, способ связи права с внешней средой» (Л.Б. Тиунова);

    Юридические способы влияния на поведение людей (А.Б. Пешков);

    Система приемов, позволяющих сформировать базовые, исходные, первичные модели правового регулирования общественных отношений(И.В. Рукавишникова).

    Все указанные дефиниции обладают как положительными, так и отрицательными признаками. Метод правового регулирования, с точки зрения В.М. Горшенева, призван установить возможное и должное поведение участников общественных отношений, однако данное определение жестко связывает метод правового регулирования с деятельностью государства, и воздействие на волю участников общественных отношений предполагает использование преимущественно психологических методов, таких как убеждение и принуждение. Кроме того, данная дефиниция фактически отождествляет метод правового регулирования и метод информационного и ценностно-мотивационного действия права. Указанными недостатками обладает, по нашему мнению, и определение Б.В. Шейдлина.

    Согласно подходу С.А. Теряевского, в состав метода правового регулирования входят средства правового воздействия. Во-первых, возникает вопрос: включаются ли в состав метода правового регулирования такие средства, как субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, правоотношения, правовая информация, правовые ценности и т. д.? Во-вторых, данное определение не учитывает того факта, что способы правового регулирования могут быть закреплены не только в нормах права, но и в соглашениях сторон. В-третьих, данная дефиниция фактически смешивает разные категории, отождествляя способы, средства и принципы правового регулирования.

    Недостаток подхода М.И. Байтина и Д.Е. Петрова, с нашей точки зрения, состоит в том, что метод правового регулирования связывается в предложенном исследователями определении прежде всего с совокупностью черт той или иной отрасли права, тогда как своеобразие каждой отрасли права обусловливается не только методом правового регулирования, но и особыми механизмами, характерными для определенной отрасли права, специальными принципами правового регулирования, особенностями функций правового регулирования и т. д. Верно, что своеобразие метода правового регулирования оказывает влияние на становление специфических признаков той или иной отрасли (института) права, но сводить метод правового регулирования к совокупности юридических черт отрасли права означает отождествлять результат использования метода правового регулирования с самим методом правового регулирования.

    Достоинство определения Л.Б. Тиуновой, на наш взгляд, состоит в том, что в нем подчеркивается связь метода правового регулирования с природой и социальным предназначением права. Недостаток - данная дефиниция не позволяет разграничить методы правового регулирования и информационного и ценностно-мотивационного действия права.

    Слабая сторона определения И.В. Рукавишниковой: метод правового регулирования, по сути дела, отождествляется с методом познания правового регулирования общественных отношений, ведь моделирование есть прием познания правовой действительности.

    На наш взгляд, недостаток дефиниции А.Б. Пешкова состоит в том, что метод правового регулирования связывается с воздействием на поведение людей, тогда как в действительности метод правового регулирования влияет не на поведение людей, а главным образом на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

    Пробелом определения И.В. Павлова является то, что неясно, на какие общественные отношения и каким образом воздействует государство, каков результат влияния государства на общественные отношения?

    По нашему мнению, метод правового регулирования - система способов воздействия на объект и предмет правового регулирования, позволяющих придать общественным отношениям, входящим в предмет правового регулирования, юридическую форму и установить определенный правовой режим. В чем достоинство такого понимания метода правового регулирования? Во-первых, в отсутствии жесткой связи между деятельностью государства и методом правового регулирования, что позволяет распространить данную категорию на обычное, религиозное и международно-правовое регулирование. Во-вторых, в непривязке метода правового регулирования к отраслям права, что допускает классификацию методов правового регулирования на общеправовой, межотраслевой, отраслевой, институциональный (метод правового регулирования общественных отношений на уровне института права) методы.

    В-третьих, в возможности использования категории «метод правового регулирования» не только при анализе правового регулирования общественных отношений, но и при исследовании правового регулирования деятельности субъекта права, поскольку при помощи метода правового регулирования устанавливается определенный правовой режим.

    Какова структура метода правового регулирования? В юридической литературе нет однозначного ответа на данный вопрос. Так, Л.С. Явич отмечает, что метод правового регулирования раскрывает: а) порядок установления прав и обязанностей; б) степень определенности предоставленных прав и автономность действий их субъектов; в) взаимоположение субъектов правоотношения; г) наличие или отсутствие конкретной связи между субъективными правами и обязанностями; д) пути и средства обеспечения установленных субъективных прав.

    М.И. Байтин и Д.Е. Петров в структуру метода правового регулирования включают отраслевые принципы правового регулирования, функции данной отрасли права, приемы формирования изменения и прекращения субъективных прав и обязанностей, средства защиты субъективных прав и обеспечения обязанностей; особенности правового положения субъектов права, реализации субъективных прав и обязанностей, применения ответственности в случае нарушения общих правовых предписаний. И.В. Рукавишникова считает: «Метод правового регулирования определяет особенности возникновения изменения или прекращения правовых отношений, влияет на выбор способов установления прав и обязанностей субъектов, степень свободы действий субъектов в рамках правоотношений, их правовое положение по отношению друг к другу, определяет специфику и взаимосвязь их субъективных прав и обязанностей, а также возможность использования тех или иных средств защиты субъективных прав участников правоотношения».

    На наш взгляд, основными недостатками указанных подходов являются: а) достаточная размытость рассматриваемых элементов (например, непонятно, что понимается под характером правового положения участников регулируемых отношений); б) слабая связь между предметом и методом правового регулирования (особенность предмета практически никак не влияет на особенность метода правового регулирования); в) включение в число элементов метода правового регулирования функций и принципов правового регулирования.

    По нашему мнению, для раскрытия особенностей структуры метода правового регулирования необходимо исходить из следующих положений: а) метод правового регулирования способствует достижению цели правового регулирования; б) в содержание метода правового регулирования входят способы правового регулирования; в) специфика метода правового регулирования обусловлена спецификой предмета правового регулирования.

    Если исходить из вышеуказанных положений, то метод правового регулирования характеризуется следующими особенностями: а) спецификой правового статуса субъектов общественных отношений, регулируемых при помощи данного метода; б) особенностью правового режима объектов общественных отношений, регулируемых при помощи данного метода; в) самобытным характером и содержанием субъективных прав и обязанностей; г) спецификой оснований возникновения и прекращения правоотношений; д) особым видом норм, источников, в которых они выражены, а также пределов этих норм во времени, в пространстве и по кругу лиц; е) своеобразием способов и сроков реализации субъективных прав и обязанностей.

    На наш взгляд, подобное структурирование метода правового регулирования позволяет объяснить многообразие отраслей и институтов права. В самом деле, субъектами гражданского права являются физические, юридические лица, государство, муниципальные образования. Субъектами же семейного права выступают супруги, родители (лица, их заменяющие) и дети. Субъектами трудового права являются работодатели, работники и их объединения. Объектом земельного права служит земля, тогда как объектами гражданского права могут быть вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, работы, услуги, информация, объекты интеллектуальной собственности, иные нематериальные блага. Если для гражданского права правомерным основанием возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей служат в основном сделки, то для семейного права - акты гражданского состояния, для административного права - односторонние акты органов управления, для налогового права - наличие у налогоплательщика объекта налогообложения, истечение определенных сроков, установленных нормами налогового права, их наступление и т. д.

    Что же касается методов правотворчества, то, на наш взгляд, они представляют собой систему приемов и способов, направленных на достижение целей правотворчества, как в целом, так и задач каждой стадии правотворчества.

    К числу методов правотворчества можно отнести методы, связанные с анализом современного состояния системы права, направленные на разработку концепции законопроекта (концептуальное проектирование) и на подготовку проектов нормативных правовых актов, методы внесения проектов нормативных правовых актов в правотворческий орган, обсуждения проектов в правотворческом органе и принятия законопроекта в правотворческом органе, подписания и утверждения проектов нормативных правовых актов, вступления в силу нормативных правовых актов.

    К первой группе относятся методы анализа системы права. К числу этих методов может быть отнесен: формально-логический и системный подходы, а также использование алгоритма правового регулирования.

    Ко второй группе могут быть отнесены методы, направленные на разработку концепции законопроекта. В их число входят методы концептуального проектирования, моделирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, CASE-технологий, SADT-проектирования, использование алгоритма правового регулирования.

    К третьей группе относятся методы, направленные на подготовку проектов нормативных правовых актов: метод «юридическая техника: правотворческая техника», а также правовые, лингвистические, социологические методы.

    Четвертая группа - методы внесения проектов нормативных правовых актов в правотворческий орган: пакетное представление проектов нормативных правовых актов либо по отдельности.

    К пятой группе относятся методы обсуждения проекта нормативного правового акта: методы диалога, обратного отклика, обсуждения в рабочих группах, анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок, докладов, «защита проекта», «конференция и круглый стол» и ряд других приемов.

    Шестую группу составляют методы принятия проекта нормативного правового акта. В соответствии с порядком принятия можно выделить методы принятия документа без обсуждения и после обсуждения. В зависимости от наличия чтений - принятие документа без чтений и по чтениям (от 3 до 4). В соответствии с необходимым числом голосов - принятие законопроекта большинством голосов и квалифицированным большинством голосов (2/3 и 3/4). В зависимости от способа голосования - открытое, тайное, поименное, с использованием электронной системы или без нее.

    К седьмой группе относятся методы подписания и утверждения проектов законов и иных нормативных правовых актов. Это самая закрытая группа из всех методов, и о ней мало что известно.

    К восьмой группе относятся методы вступления нормативных правовых актов в силу: вступление нормативного правового акта в силу с момента подписания, через определенный срок с момента подписания, с определенной даты, со дня вступления в силу другого законопроекта.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что правотворчество отличается от правового регулирования по своему методу. Если посредством метода правового регулирования общественным отношениям, входящим в его предмет, придается юридическая форма и устанавливается определенный правовой режим, то методы правотворчества в конечном итоге направлены на принятие, изменение или отмену норм права.

    Библиография

    1 Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс. - СПб., 2003. С. 102-115.

    2 См.: Шейдлин Б.В. Сущность советского социалистического права. - Л., 1949. C. 117.

    3 Павлов И.В. О системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. № 11. С. 7.

    4 См.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования. - М., 1972. C. 80.

    5 См.: Теряевский С.А. Понятие метода правового регулирования в отечественной юридической науке // Новая правовая мысль. 2005. № 4. С. 18.

    6 Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 95.

    7 Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. - СПб., 1991. С. 93-94.

    8 См.: Пешков А.Б. О методе правового регулирования // Правоведение. 1971. № 2. С. 27.

    9 См.: Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Там же. 2003. № 1. С. 221.

    10 См.: Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 3 т. Т. 1: Элементарный состав. - М., 2002 С. 385.

    11 См.: Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. - М., 1961. С. 89.

    12 См.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Указ. раб. С. 92-93.

    13 Рукавишникова И.В. Указ. раб. С. 222.

    14 О включении в число элементов метода правового регулирования принципов и функций правового регулирования см.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Указ. раб. С. 92-93.

    15 О том, что метод правового регулирования способствует достижению цели правового регулирования, см.: Хвалева М.А. Метод публичного права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Казань. 2007. С. 19.

    16 О концептуальном проектировании см.: Кононенко А.А., Кучкаров З.А., Никаноров С.П. Технология концептуального проектирования. - М., 2004.

    Поделитесь статьей с коллегами:

    Выделяются три основных способа воздействия на поведе­ние субъектов :

    императивный - строго обязательное предпи­сание;

    автономный (диспозитивный) - возможность для вы­бора или свободного волеизъявления;

    В соответствии с ними выделяют:

    1. Императивные нормы - категорические, строго обяза­тельные, не допускающие отступлений и иной трактовки пред­писания. Например, «Финансирование судов производится только из федерального бюджета...» {статья 124 Конституции РФ).

    2. Диспозитивные нормы либо позволяет выбрать из пред­ложенных в норме вариантов поведения, либо предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегули­ровать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях и лишь на случай, если они не сделают этого, пред­писывается определенный вариант поведения.

    Все это влияет на особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки включает слова: «если иное не предусмотрено договором». В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву. Наприме р: часть 2 статьи 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю перехо­дит право собственности на ту часть земельного участка, кото­рая занята зданием (сооружением) и необходима для его ис­пользования».

    3. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наи­более желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Например, Указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обес­печению прав вкладчиков и акционеров» (с изменениями от 02.04.1997, 16.10.2000) п. 4.5.1.В случае неисполне­ния предписаний Центрального банка РФ,... Центральному банку РФ рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) бан­ка требования о проведении мероприятий по финансовому оз­доровлению банка либо о реорганизации банка и решать воп­рос о замене его руководителей.

    4. Поощрительные нормы - это предписания о предос­тавлении органами и должностными лицами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом полез­ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих обязанностей либо в дости­жении результатов, превосходящих обычные требования.

    В поощрительных нормах может содержаться и правомо­чие (право работника на дополнительное вознаграждение или льготы при перевыполнении норм выработки и т. п.) и связыва­ние (обязанности администрации поощрить выплатить подоб­ное вознаграждение).

    VIII. По степени регламентации поведения.

    1. Абсолютно определенные и относительно определен­ные нормы .

    Если норма формулирует правило, условия его действия с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то она абсолют­но определенная .

    Например , п. 1 ст. 4 Патентного закона: «Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, име­ет изобретательский уровень и промышленно применимо».

    2. Относительно определенные нормы допускают возмож­ность вариантов поведения с учетом конкретных обстоятельств. Эти нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотре­ния адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - пре­доставляют возможность выбора из обозначенных в норматив­ном акте вариантов.

    Например, п. 4 ст. 13. Патентного закона: «В интересах нацио­нальной безопасности (в случае если сложится ситуация зат­рагивающая интересы национальной безопасности) Правитель­ство РФ имеет право разрешить использование объекта промыш­ленной собственности без согласия патентообладателя с вып­латой ему соразмерной компенсации» и «В случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объяв­ляет об отставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу» (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).

    IX. По времени действия выделяют постоянные нормы и временные .

    Большинство правовых норм относятся к постоянным нор­мам, что видно из признаков правовой нормы. Однако достаточно часто в переходных положениях нор­мативно правовых актов используются и временные нормы.

    Например , Совет Федерации первого созыва и Государствен­ная Дума первого созыва избираются сроком на два года (пункт 7 Раздела второго - Заключительные и переходные положения Конституции РФ).

    Кроме того, оперативные нормы выполняют кратковремен­ную задачу: вводят новые и исключают устаревшие нормы.

    Нормы права классифицируются по различным критериям.

    По роли и месту в правовой системе (по социальному назначению):

    Учредительные нормы – выполняют функцию норм – принципов. Данные нормы закрепляют:

    1) основы общественно – политического;

    2) права и свободы граждан;

    3) основы политической системы;

    4) основы правовой системы.

    Примером указанных норм, являются конституционные нормы.

    Регулятивные нормы – выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

    1) управомочивающие – предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

    2) обязывающие – вынуждают к определенным действиям;

    3) запрещающие – устанавливают запрет на совершение, или не совершение тех или иных действий.

    Охранительные нормы – выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действия с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Пример – норы уголовного кодекса, устанавливающие наказание за совершение преступления.

    Обеспечительные нормы играют роль норм – гарантий, которые способствуют исполнению других норм, т.е. гарантируют их исполнение).

    Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).

    Дефинитивные нормы – выполняют функцию норм – определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

    Коллизионные нормы являются нормами – арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

    Оперативные нормы – выполняют роль норм – инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

    По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных.

    По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:

    1) императивными – применяются при отношениях, власти и подчинении, носят строгий обязательный характер;

    2) диспозитивными – применяются при регулировании отношений, равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

    По субъектам правотворчества выделяются:

    Нормы, исходящие от государства, т.е. изданные государственными органами – к ним относятся большинство правовых норм;

    Нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

    По сфере действия правовые нормы могут быть:

    Нормами общего действия – действуют на территории всей страны в отношении всех граждан – нормы Конституции;

    Нормами ограниченного действия – действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой – либо ограниченной территории – нормы законов, акты субъектов РФ;

    Локальными нормами – распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур – работники предприятий, организаций.

    По времени действия выделяются:

    Постоянные нормы – действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно – правовой акт не будет отменен, либо изменен;

    Временные нормы – действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени.

    По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан. Например: нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих.

    По функциональной роли правовые нормы могут быть:

    Общими – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов в соответствующей отрасли права;

    Специальные – охватывают часть институтов соответствующей отрасли права, и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы.