Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Композиторы венской классической школы. Шпаргалка: Венская классическая школа. Гайдн дирижирует струнным квартетом

    Композиторы венской классической школы. Шпаргалка: Венская классическая школа. Гайдн дирижирует струнным квартетом

    Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

    Общая характеристика эпохи

    Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.

    Культурная жизнь

    Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

    Реформа оперы

    Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.

    Значение

    Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

    Произведения композитора

    Венская классическая школа легла в основу всего мирового музыкального театра. Немалая заслуга в этом принадлежит Глюку. Его опера «Орфей и Эвридика» стала прорывом в данном жанре. В ней автор сконцентрировал внимание не на виртуозности исполнения, а на драме героев, благодаря чему произведение получило такое звучание и исполняется до сих пор. Другая опера - «Альцеста» - также была новым словом в мировой музыке. Австрийский композитор снова сделал упор на развитие сюжетной линии, благодаря чему произведение получило мощную психологическую окраску. Сочинение до сих пор исполняется на лучших сценах мира, что говорит о том, что реформа оперного жанра, проведенная Глюком, имела принципиальное значение для эволюции музыкального театра в целом и определила дальнейшее развитие оперы в указанном направлении.

    Следующий этап развития

    Австрийский композитор Гайдн тоже принадлежит к знаменитой плеяде авторов, внесших существенный вклад в реформирование музыкальных жанров. Он известен прежде всего как создатель симфоний и квартетов. Благодаря им маэстро получил широкую популярность не только в центральноевропейских странах, но и за их пределами. Наиболее широко известными являются его произведения, которые вошли в мировой репертуар под названием «Двенадцать лондонских симфоний». Они отличаются чувством оптимизма и жизнерадостности, что, впрочем, характерно почти для всех сочинений этого композитора.

    Особенности творчества

    Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

    Другие работы автора

    Оперы Гайдна не пользуются такой широкой популярностью, как его квартеты и симфонии. Тем не менее данный музыкальный жанр занимает видное место в творчестве австрийского композитора, поэтому следует упомянуть ряд его сочинений этого рода, тем более что они являются заметным этапом в его творческой биографии. Одна из его опер носит название «Аптекарь» и была написана к открытию нового театра. Еще несколько сочинений подобного рода Гайдн создал также для новых зданий театра. Он писал в основном в стиле итальянской оперы-буффа и иногда соединял комические и драматические элементы.

    Наиболее знаменитые сочинения

    Квартеты Гайдна по праву называют жемчужной мировой классической музыки. В них объединились основные принципы композитора: изящность формы, виртуозность исполнения, оптимистическое звучание, тематическое многообразие и оригинальный способ исполнения. Один из известных циклов назван «Русским», поскольку посвящен цесаревичу Павлу Петровичу, будущему российскому императору Павлу I. Другая группа квартетов предназначена для прусского короля. Эти сочинения были написаны в новой манере, поскольку отличались необыкновенной гибкостью звучанию, богатством контрастных музыкальных оттенков. Именно с данным видом музыкального жанра имя композитора получило мировое значение. Здесь же следует отметить, что автор часто прибегал к так называемым «сюрпризам» в своих сочинениях, делая неожиданные музыкальные пассажи в тех местах, где публика меньше всего это ожидала. К числу таких необычных сочинений принадлежит «Детская симфония» Гайдна.

    Общая характеристика творчества Моцарта

    Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.

    Оперы композитора

    Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.

    Самой знаменитой оперой, пожалуй, является «Свадьба Фигаро». Это, наверное, самое жизнерадостное и одновременно необыкновенное смешное сочинение автора. Юмор звучит почти в каждой партии, что обеспечило ему такую популярность. Знаменитая ария главного героя уже на следующий день стала настоящим хитом. Музыка Моцарта - яркая, игривая, шаловливая, но вместе с тем необыкновенно мудрая по своей простоте - сразу завоевала всеобщую любовь и признание.

    Еще одна знаменитая опера автора - «Дон Жуан». По популярности она, пожалуй, не уступает вышеупомянутой: постановки этого спектакля можно увидеть и в наше время. Показателен тот факт, что довольно сложную историю этого человека композитор преподнес в очень простой и вместе с тем серьезной форме, тем самым еще раз продемонстрировав свою глубокое понимание жизни. В этом гений сумел показать и драматическую, и оптимистическую составляющие, которые во всех его произведениях неразрывно друг с другом связаны.

    В наше время не меньшей известностью пользуется опера «Волшебная флейта». Музыка Моцарта достигла в ней апогея по своей выразительности. В этом сочинении она легка, воздушна, весела и вместе с тем необыкновенно серьезна, так что остается только удивляться, каким образом автор сумел в таких простых, гармоничных звуках передать целую философскую систему. Известны и другие оперы композитора, например, в настоящее время периодически можно услышать «Милосердие Тита», причем как в театральном, так и в концертном исполнении. Таким образом, оперный жанр занимал одно из главных мест в творчестве гениального композитора.

    Отдельные произведения

    Композитор работал в самых различных направлениях и создал большое количество музыкальных произведений. Моцарт, «Ночная серенада» которого, например, уже давно вышла за рамки концертных исполнений и получила широкую известность, писал очень простым и доступным языком. Возможно, именно поэтому его часто называют гением гармонии. Даже в трагических произведениях звучал мотив надежды. В «Реквиеме» он выразил свои мысли о лучшей будущей жизни, так что, несмотря на трагический тон музыки, произведение оставляет чувство просветленного умиротворения.

    Концерт Моцарта также отличается стройной гармонией и логической завершенностью. Все части подчинены единой теме и объединены общим мотивом, который задает тон всему произведению. Поэтому его музыка слушается на одном дыхании. В данном виде жанра нашли воплощение основные принципы творчества композитора: гармоничное сочетание звуков и частей, светлое и одновременно виртуозное звучание оркестра. Никто другой не мог так стройно выстроить свое музыкальное произведение, как Моцарт. «Ночная серенада» композитора - это своеобразный эталон гармоничного сочетания разных по звучанию частей. Бодрые и громкие пассажи очень ритмично сменяются чуть слышными виртуозными партиями.

    Отдельно следует сказать о мессах автора. Они занимают видное место в его творчестве и, так же как и другие произведения, проникнуты чувством светлой надежды и просветленной радости. Также следует упомянуть про знаменитое «Турецкое рондо», которое вышло за рамки концертных исполнений, так что его часто можно услышать даже в рекламах по телевидению. Но наибольшим чувством гармонии, пожалуй, обладает концерт Моцарта, в котором принцип логической завершенности достиг наивысшей степени.

    Кратко о творчестве Бетховена

    Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль.

    Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

    Некоторые факты биографии

    Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.

    Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.

    Наиболее известные произведения

    Выше уже говорилось о том, что характерной особенностью творчества Л. В. Бетховена было стремление изобразить сильные, эмоциональные характеры, борьбу страстей, преодоление трудностей. Среди произведений такого жанра особо выделяют «Аппассионату», которая по накалу чувств и эмоций, пожалуй, является одной из самых сильных. Когда композитора спрашивали о замысле её создания, то он ссылался на пьесу Шекспира «Буря», которая, по его словам, и послужила источником вдохновения. Автор проводил параллель между мотивами титанических порывов в сочинении драматурга и своей музыкальной интерпретации данной темы.

    Одна из самых популярных работ автора - это «Лунная соната», которая, напротив, проникнута чувством гармонии и умиротворения, как бы в противовес драматической мелодии его симфоний. Показателен тот факт, что само название данному произведению дали современники композитора, возможно, потому, что музыка напоминала морские переливы тихой ночью. Именно такие ассоциации возникали у большинства слушателей при прослушивании данной сонаты. Не меньшей, а может, даже и бо́льшей популярностью пользуется знаменитое сочинение «К Элизе», которое композитор посвятил жене русского императора Александра I Елизавете Алексеевне (Луизе). Данное сочинение поражает удивительным сочетание легких мотивов и серьезных драматических пассажей в середине. Особое место в творчестве маэстро занимает его единственная опера «Фиделио» (переводится как «Верный» с итальянского языка). Это произведение, как и многие другие, проникнуто пафосом свободолюбия и призывом к свободе. «Фиделио» до сих пор не сходит со сцен ведущих хотя признание опера получила, как это почти всегда бывает, не сразу.

    Девятая симфония

    Это сочинение является, пожалуй, самым известным среди остальных работ композитора. Оно было написано за три года до его смерти, в 1824 году. Девятая симфония завершает долгие и многолетние поиски композитора в создании совершенного симфонического произведения. Она отличается от всех предыдущих тем, что, во-первых, в ней введена хоровая часть (на знаменитую «Оду радости» Ф. Шиллера), а во-вторых, в ней композитор реформировал структуру симфонического жанра. Главная тема постепенно раскрывается через каждую часть произведения. Начало симфонии довольно мрачное, тяжелое, однако уже тогда звучит отдаленный мотив примирения и просветления, который нарастает по мере развития музыкальной композиции. Наконец, в самом финале звучит довольно мощный хоровой вокал, призывающий всех людей мира объединиться. Таким образом композитор еще больше подчеркнул главную идею своего произведения. Он хотел, чтобы его мысль была выражена как можно более отчетливо, поэтому не ограничился только музыкой, но ввел и исполнение певцов. Симфония имела оглушительный успех: на первом представлении публика устроила композитору овации. Показателен тот факт, что Л. В. Бетховен сочинил ее, будучи уже совершенно глухим человеком.

    Значение венской школы

    Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен стали основоположниками классической музыки, оказав огромное влияние на всю последующую музыкальную историю не только Европы, но и мира. Значение этих композиторов и их вклад в реформирование музыкального театра трудно переоценить. Работая в самых различных жанрах, они создали костяк и форму произведений, на основе которых их последователи сочиняли новые произведения. Многие их творения давно вышли за рамки концертных исполнений и получили широкое звучание в кинофильмах, на телевидении. «Турецкое рондо», «Лунная соната» и многие другие сочинения данных авторов известны не только меломанам, но даже и тем, кто не знаком близко с классической музыкой. Венский этап развития классики многие исследователи совершенно справедливо называют определяющим в истории музыки, поскольку именно в этот период были заложены основные приниципы создания и написания опер, симфоний, сонат и квартетов.

    Венская классика является направлением европейской музыки второй половины XVIII и первой четверти XIX веков. Это направление характеризуется наличием аккомпанемента, сквозных тем, а также работой над формой и темой. Венский классицизм от остальных направлений классической музыки отличается логичностью, универсальностью и ясностью художественного мышления и формы. Сочинения гармонично сочетают в себе комические и трагические нотки, естественность звучания расчет, интеллектуальную и эмоциональную тематику.

    В музыке венских классиков ярко выражена динамика, которая в полной мере отражается в сонатной форме, что и объясняет симфонизм многих сочинений этого жанра. Именно с этим направлением - с симфонизмом и связано развитие основных инструментальных жанров эпохи венской классики: камерного ансамбля, концерта, симфонии и сонаты. В это же окончательное формирование четырех-частного сонатно-симфонического цикла. Разработанная венской школой классики система форм, жанров и правил гармонии действует до сих пор.

    Расцвет венского классицизма выпал на эпоху развития симфонического оркестра, его определением с функциональностью оркестровых групп и стабильного состава. Образовались основные типы классических камерных ансамблей: струнный квартет, фортепианное трио и так далее. Из сольного инструментала наиболее сильно выделилась фортепианная музыка.

    Венские классики

    Впервые термин «венские классики» был упомянут в 1834 году австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером по отношению к Гайдну и Моцарту, чуть позже другими авторами в этот был и Бетховен. Венские классики считаются представителями Первой Венской школы.

    Каждый из трех мастеров венской классики внес свою лепту в развитие музыки этого направления. Бетховен, как и Гайдн, предпочел музыку, но если Бетховен тяготел к героике, то Гайдн – к народно-жанровым образам.

    Более универсальный Моцарт в равной степени проявил себя как в инструментальных, так и в оперных жанрах, но отдавал предпочтение лирике. Оперные сочинения Моцарта помогли в развитии различных направлений этого жанра: лирической, музыкальной драмы, социально-обличительной комедии и философской оперы-сказки.

    Трех разных композиторов объединяет превосходное владение приемами композиции и умением создавать разнообразную музыку: от полифонии эпохи барокко до народных песен. Вена же в то время была столицей музыкальной культуры, центральной площадкой ее развития.

    Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

    1. Австрия - крупнейший музыкальный центр Европы.
    2. Композиторы - венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.
    3. Расцвет ряда жанров в их творчестве.
    4. Знакомство с жанром квартета.
    5. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).

    Музыкальный материал:

    1. Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание);
    2. В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (слушание);
    3. Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (слушание, по желанию педагога);
    4. Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение).

    Характеристика видов деятельности:

    1. Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
    2. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов - венских классиков)

    В контексте истории

    Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

    Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

    Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.

    Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

    Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

    Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

    Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

    С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.

    Гайдн. Краткие биографические сведения

    Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.

    Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.

    В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.

    Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.

    В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.

    В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.

    Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.

    За свою долгую жизнь Гайдн подарил миру огромное количество гениальных творений. И хотя многое из его наследия было утеряно и того, что сегодня известно потомкам, было достаточно чтобы Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его - не было бы ни Моцарта ни Бетховена».

    Звуки музыки

    Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

    Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты ­либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина...

    Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.

    Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.

    Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.

    Моцарт. Краткие биографические сведения

    Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.

    Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.

    Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.

    Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.

    В 1770 году Моцарт вместе с отцом отправился в Италию, где с триумфальным успехом прошли премьеры его опер, в том числе и новой - «Митридат, царь Понта». В Сикстинской капелле Моцарт прослушал хоровое сочинение Аллегри «Мизерере», которое было запрещено публиковать и исполнять вне капеллы. Молодой композитор поразил всех, по памяти записав произведение после единственного прослушивания.

    Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Моцарту настоящий экзамен - предложили сочинить фугу. Обычно на это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним всего за полчаса. После этого юный композитор был избран членом Болонской музыкальной академии.

    После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.

    В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.

    Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.

    Правда, в последние годы жизни Моцарт создал ещё одну оперу - светлую и радостную сказку «Волшебная флейта». В музыке этой оперы преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомрачённая лирика. Вместе с тем в ней немало сцен, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

    Последнее произведение Моцарта гениальный «Реквием» - осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 г. в Вене. Похоронили Моцарта на кладбище для бедняков, и его могила затерялась.

    Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.

    Звуки музыки

    Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».

    Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.

    Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно-виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я беспощадна!» - восклицает Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

    Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».

    Бетховен. Краткие биографические сведения

    Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.

    Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

    Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Людвиг прошёл хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

    В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Её столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

    Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

    Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

    В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

    Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.

    Звуки музыки

    Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

    Для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом - ввёл в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

    Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.

    Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

    Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.

    Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

    По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

    Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (фрагмент).

    Вопросы и задания:

    1. Какого из великих композиторов называют венскими музыкальными классиками?
    2. Чем объясняется такое определение?
    3. Расцвет каких музыкальных жанров связан с творчеством венских классиков?
    4. Назовите состав классического (струнного) квартета.
    5. Что отличает звучание квартета Й. Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие?
    6. Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна?
    7. Ария Царицы ночи – это ария мести. Послушайте арию. Только ли драматический характер присущ ей? Подумайте, почему?
    8. Какое произведение венчало собой творчество Л. Бетховена?
    9. Кто автор стихов, положенных в основу финала Девятой симфонии?
    10. Каков характер финала Девятой симфонии?

    Презентация

    В комплекте:
    1. Презентация, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    Бетховен. Ода к радости. Симфония № 9 (финал), mp3;
    Гайдн. Струнный квартет ор. 76 № 2, IV часть, mp3;
    Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы Волшебная флейта, mp3;
    3. Сопровождающая статья, docx.

    Венская классическая школа

    (нем. Wiener Klassik) - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью, к-рая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности муз. языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматич. начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героич. пафос борьбы, преодоления, победы. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значит. вклад внёс в область инстр. музыки и оратории ("Сотворение мира", "Времена года"); в творчестве Моцарта, обогатившего и инстр. музыку, важнейшее место принадлежит опере; Бетховен, создатель единств. оперы "Фиделио", над к-рой он работал многие годы, по природе своего дарования тяготел к инстр. музыке. При всём индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников обнаруживаются важнейшие общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, подлинная народность, демократизм. Сочинения композиторов В. к. ш. отличает широта охвата жизненного содержания. Глубокая серьёзность органически сочетается в них с весёлостью, шуткой, трагич. начало - с комическим. Эмоциональное соединяется с рациональным; свободный полёт фантазии - с точным расчётом, предельной стройностью, ясностью, совершенством формы. Представители В. к. ш. умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком.
    В. к. ш. как художеств. направление складывалась по мере продвижения к творч. зрелости старших её представителей - Гайдна и Моцарта. А творчество позднего Бетховена выходит уже за пределы типичного для всей В. к. ш. стиля. Поэтому нек-рые исследователи (Г. Аберт) ограничивают период В. к. ш. 1782-1812 годами, хотя творческая деятельность Гайдна и Моцарта началась несколькими десятилетиями раньше, а младший из представителей В. к. ш., Бетховен, продолжал творить до 1827.
    Становление В. к. ш. приходится на годы бурного развития нем. и австр. просветительства. Переживает свой расцвет нем. поэзия; возникает художеств. критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи - Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель - выдвигают новые гуманистич. идеалы. Лучшие представители нем. и австр. культуры впитывают и передовые общественно-политич., этич. и эстетич. идеи франц. бурж. просветителей. Многое из их эстетич. идеалов, в частности провозглашённый Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов В. к. ш. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой франц. революции.
    Композиторы В. к. ш. унаследовали достижения т.н. ранней венской школы, виднейшими представителями к-рой были Г. X. Вагензейль (1715-77), Г. М. Монн (1717-50), Г. Муффат (1690-1770), Й. Старцер (1726-87). Однако муз. истоки В. к. ш. не сводятся к собственно австр. иск-ву - они гораздо шире. В их числе и итал. опера, к-рая издавна культивировалась в Вене, и итал. инстр. музыка. Моцарт знакомился с итал. музыкой не только в Вене, но и в самой Италии, к-рую он посетил в 1771 и в 1772-73. Немаловажная роль в формировании В. к. ш. принадлежит мангеймской школе, сложившейся в Баварии; в неё входили видные чеш. музыканты Я. Стамиц (1717-57), Ф. К. Рихтер (1709-89), К. Каннабих (1731-98) и др. Несомненное влияние на представителей В. к. ш. оказало и творчество И. С. Баха (1685-1750), его сыновей Карла Филиппа Эмануэля (1714-88) и Иоганна Кристофа (1732-95), а также Г. Ф. Генделя (1685- 1759). Непосредств. предшественником В. к. ш. был К. В. Глюк (1714-87). Он начал свою оперную реформу в Вене (1750-72) и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное иск-во мирового значения, повлиявшее на всё последующее развитие европ. оперы. "Глюков-ские" черты ясно сказываются в "Идоменее" и "Дон Жуане" Моцарта, в увертюрах к опере "Фиделио" и ораториях Бетховена. На творчество Гайдна определённое влияние оказала и музыка Англии, в к-рой он побывал в 1791-92 и 1794-95.
    В числе важнейших муз. истоков В. к. ш. - нар. музыка. Население Австрии было многонациональным - в его состав, помимо австр. немцев, входили также чехи, венгры, словенцы, обладавшие своей самобытной нар. муз. культурой. В Вене встречались нар. музыканты всех этих национальностей. Композиторы В. к. ш. впитывали элементы их иск-ва, к-рые образовывали в их творчестве характерный австр. "сплав". Наиболее непосредственно нар. мелодии претворил в своих сочинениях Гайдн. Моцарт реже прибегал к использованию подлинных нар. мелодий, однако глубоко усвоил их характер и дух; многие из созданных им оригинальных тем близки к образцам нар. нем. и австр. песенности (напр., в операх "Волшебная флейта", "Дон Жуан"). Большой интерес к нар. песенности проявлял Бетховен. Им были осуществлены многочисленные обработки нар. песен разл. национальностей. Творчество композиторов В. к. ш. было тесно связано с венской бытовой музыкой. Об этом свидетельствуют созданные Гайдном и Моцартом дивертисменты, серенады, кассации, написанные Бетховеном марши, танцы.
    Композиторы В. к. ш. по существу обобщили весь предшествующий опыт мирового муз. искусства. На этой основе и при сохранении главенствующей роли нем. и австр. нац. элемента они выработали поистине универсальный язык. "Мой язык понятен во всем мире", - писал Гайдн, и так оно и было в действительности. Композиторы В. к. ш. осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи - Гердера, рассматривавшего музыку как "искусство человечества", Глюка, к-рый признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.
    Муз. языку композиторов В. к. ш. свойственны простота, ясность, выразительность. Сравнительно с музыкой предклассического и раннеклассич. периодов их ритмика более естественна, непринуждённа, разнообразна и характерна. Одна из важных новых черт муз. языка представителей В. к. ш. - чёткое членение муз. ткани на относительно краткие построения, своего рода "выразит. ячейки", "зёрна", отвечающие единому структурному принципу. В этом отношении опорой композиторам В. к. ш. служили нар. песня и танец с характерным для них принципом структурного объединения чётного числа тактов - двух, четырёх, восьми и т.д. Особое значение в творчестве венских классиков приобретает восьмитактный период, распадающийся на два подобных четырёхтактных предложения (последние в свою очередь подразделяются на двутакты).
    В. к. ш. принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники В. к. ш. применяли по преимуществу аккорды трёх осн. функций, представители В. к. ш. широко используют и др. созвучия мажорной и минорной систем, что знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонич. языка Г. Ф. Генделя - И. С. Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них иск-во модуляции. Ими применяются и хроматич., энгармонич. модуляции; неожиданные гармонич. "повороты" особенно часты у позднего Гайдна и Моцарта. Хотя представители В. к. ш., как и композиторы предклассич. периода, отдают предпочтение мажорным тональностям, круг используемых тональностей у них очень расширяется. Наряду с характеристич. трактовкой каждой отдельной тональности осваиваются выразит. и формообразующие возможности сопоставления тональностей.
    Опираясь на богатства нар.-песенного иск-ва, представители В. к. ш. пришли к новому пониманию мелодии, её функций и возможностей. Именно с периодом В. к. ш. связано утверждение муз. темы не только как носителя определённой выразительности, но и как художеств. образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.
    В процессе становления В. к. ш. характерность, индивидуальность, вырази- тельность исходного мелодич. построения, темы приобретают огромное значение. Её "облик" с первых тактов определяет теперь "лицо" сочинения. В соответствии с песенным складом, тема в произведениях композиторов В. к. ш. чаще всего излагается в виде закруглённого периода. При всём лаконизме подобной структуры тема часто оказывается внутреннесложной, так как обычно состоит из ряда индивидуальных, противостоящих и уравновешивающих друг друга мотивов.
    В силу этого классич. муз. тема способна интенсивно развиваться, подвергаясь разл. преобразованиям, но не теряя наиболее существ. черт, позволяющих слушателю "узнать" её даже в сильно изменённом виде. Композиторы В. к. ш. достигли высочайшего мастерства в области тематич. развития, разработки, используя самые различные приёмы - изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т. п. Но особенно характерно для них расчленение темы на отд. мотивы, к-рые сами подвергаются разл. преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом. Т. о., "зерном" развития порой оказывается не вся тема, но один лишь её мотив. Тем не менее благодаря логике, целеустремлённости развития (особенно в сочинениях Бетховена) у слушателя нередко создаётся впечатление, что всё "заложенное" в данном тематич. ядре развивается "само" как живой организм. У Гайдна и Бетховена нередко целые части строятся на основе немногих мотивов, что, помимо прочего, обеспечивает единство и целостность сочинений. Моцарт с его мелодич. изобретательностью обычно более "расточителен", однако он также оценил способ "мотивной" разработки, изучив его по сочинениям Гайдна, пионера в этой области.
    Основной и наиболее характерной для В. к. ш. муз. формой является сонатное allegro. Хотя его становление началось значит. ранее, именно композиторы В. к. ш. внесли решающий вклад в область формирования сонатного allegro и создали подлинно классич. тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного allegro является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству (см. Сонатная форма).
    Сонатное allegro y композиторов В. к. ш. является "краеугольным камнем" многочастных инстр. форм. В их творчестве складывается классич. тип четырёхчастного сонатно-симфонич. цикла - с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживлённым, часто рондообразным финалом.
    Цикл этот лежит в основе всех крупных инстр. сочинений композиторов В. к. ш. - симфоний, различных камерных ансамблей, получивших названия по их составу (трио, квартеты, квинтеты и т. п.), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классич. концерт строится как трёхчастный цикл - в нём отсутствуют менуэт и скерцо. В остальном отклонения от вышеизложенной схемы встречаются редко.
    Сонатно-симф. цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, послужил основой наивысших достижений композиторов В. к. ш. в области инстр. музыки. В этих крупных инстр. сочинениях, выражающих большое жизненное содержание, они поднялись на высочайшую ступень художественного обобщения. Во многих зрелых инструментальных сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.
    Могучее развитие инстр. музыки в творчестве композиторов В. к. ш. тесно связано и с развитием инструментария, исполнит. ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симф. оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав т.н. классического (малого) симф. оркестра установился во 2-й пол. 18 в. в творчестве Й. Гайдна. Ни один из инструментов, вошедших в классич. оркестр, не был новым; изменились, однако, их функции. Состав оркестра в целом стабилизировался. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты её семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошёл в симф. оркестр только с 5-й симфонии Бетховена. При довольно большой группе струнных (от 24 до 30 скрипок, 10-20 прочих струн. инструментов) утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Все инструменты использовались в наиболее естеств. объёмах и регистрах. Духовые, выполнявшие прежде вспомогат. функции, стали самостоят. группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.
    Новым в области камерно-инстр. ансамблей было упрочение их состава - на смену прежним многообразным объединениям пришли строго регламентированные устойчивые составы струнного и фп. трио, струн. квартета, квинтета, дуэта к.-л. инструмента и фп.
    Из сольных инструментов первостепенное значение приобрело фп., постепенно вытеснившее клавикорд и клавесин (чембало). Изменилась сама трактовка фп.: на смену прозрачности, камерности звучания, свойственным сочинениям Моцарта и Гайдна, пришла "оркестральность" звучания произведений Бетховена.
    В области оперы в особенности значительны достижения Моцарта и Бетховена (Гайдн уделял опере меньшее внимание). Новые оперные формы складывались в творчестве Моцарта с большой постепенностью, на основе усвоения опыта предшественников (итал. опера-сериа и опера-буффа, в особенности поздненеаполитанские её разновидности, нем. зингшпиль, "реформаторские" оперы Глюка). Три значительнейшие оперы Моцарта - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта" - заложили основы разл. типов классич. оперы - реалистич. комедии, характеризующейся острым философско-психологич. конфликтом, комедии-драмы ("Dramma giocosa", как назвал "Дон Жуана" сам Моцарт) и поэтичной нар. муз. сказки. Оперы эти отличают глубокий реализм, тонкая индивид. обрисовка персонажей, выступающих в сложных взаимоотношениях, подлинная муз. драматургия, пронизывающая всё действие, органич. соединение различных, казалось бы противостоящих друг другу начал - серьёзного, возвышенного и весёлого, комического. Хотя первые две из этих опер были написаны на итал. либретто, они были обращены к австр. и нем. слушателю и составили важнейшие этапы развития нем. нац. оперы. Бетховен в своём "Фиделио" создал своеобразный тип возвышенной революционно-героич. оперы, обобщив и переосмыслив опыт Глюка и "оперы спасения" времён Великой франц. революции.
    Ярчайшей вехой на пути развития жанра оратории явились оратории Гайдна "Сотворение мира" и "Времена года", увенчавшие его творчество. Объединив элементы генделевских ораторий, оперы, зингшпиля, песни, церковной музыки и симфонии, Гайдн создал глубоко впечатляющие произведения, соединяющие в себе значительность содержания с простотой и доступностью музыкального языка.
    Представленные в творчестве композиторов В. к. ш. жанры церк. музыки, не изменившись внешне, переосмыслены "изнутри". Гайдн, Моцарт и Бетховен насытили их муз. образами исключительной яркости и глубины (Реквием Моцарта); из произведений церк. обихода они превратились в особый род концертной вок.-инстр. музыки (бетховенские месса C-dur и Торжественная месса D-dur).
    Творчество композиторов В. к. ш. составляет одну из вершин мирового муз. иск-ва. Оно оказало неизгладимое влияние на всё последующее развитие муз. иск-ва. Яркость и глубина тематизма, логичность и целеустремлённость развития, строгость и вместе с тем одухотворённость и свобода форм сочинений композиторов В. к. ш. до сих пор остаются непревзойдённым образцом.
    Литература : Бrаудо E. М., Всеобщая история музыки, т. 2, Л., 1925, 1930; его же, История музыки (сжатый очерк), М., 1928, 1935; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М. - Л., 1939; её же, История западноевропейской музыки до 1789 года, М. - Л., 1940; Левик Б. С., История зарубежной музыки, вып. 2, М., 1966; Jьrisson J., Viini klassikaline koolkond, Tallinn, 1967; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd II, Tl 3, Lpz., 1913, 1922; Corder F., The classical tradition, "MQ", 1917, v. III, p. 282-87; Rolland R., Voyage musical au pays du passй, P., 1919; рус. пер. в кн.: Роллан Р., Собрание сочинений, т. 17, Л., 1935; Весking G., Klassik und Romantik. Bericht ьber den ersten musikwissenschaftlichen Kongress... in Leipzig, 1925, Lpz., 1926; Adler G., Die Wiener klassische Schule, в кн.: Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. von G. Adler, Bd 2, В., 1930; Fischer W., Zur Entwicklungsgeschichte des Wiener klassischen Stils, "Studien zur Musikwissenschaft", Potsdam, 1931; Mies P., Zu Musikauffassung und Stil der Klassik, "ZfMw", Jg XIII, 1930-31, S. 432-43; Adler G., Haydn and the Viennese classic school, "MQ" v. XVIII, 1932, p. 191-207; Вirtner H., Renaissance und Klassik in der Musik. Festschrift Th. Kroyer, Regensburg, 1933; Bьcken E., Die Musik des Rokokos und der Klassik, Wildpark-Potsdam, 1927, рус. пер., M., 1934; Besseler H., Schiller und die musikalische Klassik, "Vцlkische Musikerziehung", Jg. 1, Braunschweig, 1934; Westpha1 К., Der Begriff der musikalischen Form in der Wiener Klassik, Lpz., 1935; Reb1ing E., Die soziologischen Grundlagen der Stilwandlung in Deutschland um die Mitte des 18. Jahrhunderts, Saalfeld (Ostpr.), 1935 (Diss.); Tоbe1 R. von, Die Formenwelt der klassischen Instrumentalmusik, Bern - Lpz., 1935 (Diss.); Вuсhwa1d R., Schiller und Beethoven. Zur Wesengestalt deutscher Klassik, Waibstadt bei Heidelberg, 1946; Werkmeister W., Die Stilwandel in der deutschen Dichtung und Musik des 18. Jahrhunderts, Gцttingen, 1936; Gerber R., Klassischer Stil in der Musik, "Die Sammlung", Gцttingen, Jg IV, 1949, S. 652-65; Geоrgiades Th. G., Zur Musiksprache der Wiener Klassiker, Mozart-Jahrbuch, 1951, Salzburg, 1953, S. 50-59; Stephenson К., Die musikalische Klassik, Kцln, (1953) (Das Musikwerk VI); Sing1eton J. C., The rationality of 18th century musical classicism, a study of the relationship between the rationalistic philosophies of Descartes, Spinoza and Leibniz and the classicism of Haydn, Mozart and Beethoven, v. 1-2, N. Y., 1954 (Diss.); Die Wiener Schule und ihre Bedeutung fьr Musikentwicklung im 20. Jahrhundert, Sonderheft der "Цsterreichischen Musikzeitschrift", Jg 16, 1961, No 6/7, S. 261-332; Landon H. Ch. R., Essays on the Viennese classical style: Gluck, Haydn, Mozart, Beethoven, N. Y., 1970. См. также лит. к статьям Гайдн Й., Моцарт В. A.,