Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Конспекты юриста. Понятие и источники международно-правового регулирования социального обеспечения

    Конспекты юриста. Понятие и источники международно-правового регулирования социального обеспечения

    Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и Международной организации труда (МОТ), регио­нальных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

    По географической сфере действия международные нор­мы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пре­делах конкретного региона; двустронние, обязательные только для стран-участников.

    Под имплементацией понимают способы претворения в жизнь международных норм о социальном обеспечении. Они обуслов­ливаются прежде всего юридической силой их источников, кото­рые можно разделить на три группы:

    Акты, обязательные для исполнения государствами-участ­никами международной организации, без ратификации;

    Акты, обязательные для исполнения после ратификации;

    Акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

    К первой группе относятся международные договоры. Они порождают юридические обязательства для государств-участни­ков, приводят в действие определенные средства международ­ного контроля, предусматривают ответственность за их неиспол­нение.

    Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обяза­тельные для соблюдения только после ратификации компетент­ным государственным органом.

    Ратификация конвенции - это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании кон­венции и берет на себя обязательство привести в соответствие с нею внутреннее законодательство и практику.

    Среди документов ООН следует прежде всего выделить: Все­общую декларацию прав человека 1948 г. и Декларацию соци­ального лрогресса и развития 1969 г. Данные декларации носят программно-политический характер.

    Среди рекомендаций МОТ наиболее важными по содержанию являются: Рекомендация № 167 о сохранении прав в области со­циального обеспечения (1983 г.); Рекомендация № 168 о профес­сиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) и др.

    44. Минимальные нормы социального обеспечения международно-правового регулирования.

    Минимальные нормы социального обеспечения закреплены Конвенцией № 102 (1952 г.). Эта конвенция является уникаль­ной по содержанию, так как охватывает все основные виды со­циального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудо­вое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца.

    Пособие на медицинское обслуживание предоставляется для оплаты расходов по оказанию следующих видов медицинс­кой помощи: общей врачебной помощи, включая посещение на дому; квалифицированной помощи специалистов в стационар­ных или амбулаторных условиях; приобретение медикаментов по рецепту врача; госпитализацию; наблюдение и помощь при беременности и родах. Срок выплаты пособия ограничивается 26 неделями при каждом случае заболевания, а в странах, рати­фицировавших Конвенцию с изъятиями, -13 неделями.

    Пособие по временной нетрудоспособности назначает­ся в целях замещения утраченного заработка. Срок его выплаты не должен превышать 26 недель. Допустимо установление "пе­риода ожидания", т.е. невыплата пособия в течение первых трех дней болезни.

    Пособие по безработице выплачивается лицам, способным и готовым работать. Минимальные сроки предоставления: для работающих по найму - 13 недель в течение 12 месяцев; для жителей, средства которых не превышают определенного уров­ня, - 26 недель в течение 12 месяцев. Допустимый "период ожи­дания" составляет 7 дней.

    Государственная поддержка в случае беременности и ро­дов включает медицинскую помощь и денежное пособие. Про­должительность выплаты пособия может быть ограничена 12 не­делями.

    Право на пенсию по инвалидности возникает в случае про­должения нетрудоспособности по истечении срока выплаты по­собия по болезни. Конвенция предусматривает разные условия приобретения права на пенсию по инвалидности в зависимости от категории охваченных граждан. Для наемных работников не­обходимо иметь 15-летний страховой или трудовой стаж либо прожить в стране не менее 10 лет. Для самозанятых граждан требуется 3-летний страховой стаж и определенная среднего­довая сумма взносов. При стаже уплаты взносов или работы по найму менее 5 лет пенсия исчисляется пропорционально стажу.

    Пенсия по инвалидности выплачивается до приобретения лицом права на пенсию по старости.

    Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют вдо­ва и дети умершего при отсутствии у них средств к существова­нию.

    Международно-правовое регулирование выражается в разработке международно- правовых стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

    Можно выделить некоторые варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство: прямое применение международных актов после их ратификации; включение международных норм в текст законов; реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

    Гармонизация международно-правового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция Международной организации труда (далее - МОТ) № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.). провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин и других.

    Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств - участников или стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. В частности, Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат.

    Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:

    запрещение дискриминации граждан стран - участников международного договора по признаку национальности;

    решение вопросов о применимом праве;

    суммирование периодов социального страхования. профессиональной деятельности или проживания в странах - участниках договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

    установление условий получения выплат в одной из стран участников в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

    взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

    Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 году. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

    С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935 году МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательства в сфере социального обеспечения.

    Подписание 29 марта 1966 года в Москве Договора об углублении интеграции в экономной и гуманитарной областях между Белорусью, Казахстаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией свидетельствует о начале поиска новых путей и методов сотрудничества. Статья 1 Договора юридически закрепляет в качестве главной цели - создание общества интегрированных государств. А более конкретными задачами интеграции провозглашены - последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса, формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан.

    Реализация указанных задач невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Наиболее ощутимый прирост мигрантов сложился за счет обмена с Казахстаном, Узбекистаном и Украиной. Необходимость адекватного правового регулирования процессов миграции трудоспособного населения, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей, гармонизации и координации законодательства в области социального обеспечения государств - участников СНГ является актуальной.

    Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные как действующим, так и будущим законодательством.

    Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992 года. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

    Документы необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

    Документы, оформленные на иностранных языках принимаются. если верность перевода засвидетельствована либо нотариусом либо консульским учреждением.

    Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Соглашения и порядок выделения средств на эти цели регулируются специальными соглашениями.

    При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством по новому месту жительства.

    Вопросы пенсионного обеспечения в государствах - участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 года Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04 декабря 1995 года, то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств..

    Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных сил и Пограничных войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности РФ и Республики Молдова. а также членов их семей. Указанные лица охвачены отдельным соглашением.

    Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 года о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

    Международными договорами установлено, что выплата пенсии за шесть или два месяца вперед не производится при выезде пенсионера из России на постоянное место жительства в Армению, Белорусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Чехию. Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Монголию.

    Однако социальную защиту трудящихся мигрантов нельзя ограничивать лишь пенсионным обеспечением. Не менее важное значение имеет и соответствующее обеспечение членов семьи, в частности, предоставление пособий на детей и других социальных выплат. К сожалению, собственного опыта в этой области межгосударственных отношений у стран - участников СНГ пока нет, поэтому весьма полезной может оказаться ориентация на правовые принципы и конструкции. применяемые при решении аналогичных вопросов в странах ЕЭС.

    Соглашение с Казахстаном заключено в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. (Официально не опубликовано в Российской Федерации и не ратифицировано ею. Документ содержится в информационно-правовой системе «Гарант». Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года.)

    В отношениях с Беларусью международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты». (ст. 10 Устава).

    Многостороннее Соглашение о пенсионных правах не было подписано Молдовой. Согласно оговорке, сделанной представителем Республики Молдова, вопрос о гарантиях пенсионных прав был отнесен к предмету исключительно двустороннего регулирования, чем и объясняется общий характер подписанного двустороннего соглашения: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года

    Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принципов сотрудничества в реализации права человека на социальное обеспечение государствами-участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г.Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств-участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, на которые каждый человек имеет право независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуществления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пенсионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).

    § 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

    Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

    Международно-правовое регулирование социального обеспе­чения выражается в разработке международных стандартов в обла­сти социального обеспечения, гармонизации и координации нацио­нальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохра­нения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

    Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратифи­кации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Бела­русь. В основном это связано с деятельностью Организации Объе­диненных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это дос­тигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими го­сударствами либо включения международных норм в текст нацио­нальных законов.

    Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалиднос­ти, потери кормильца, наступления старости или иного случая утра­ты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в та­ких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конститу­ции Республики Беларусь государство признает приоритет обще­признанных принципов международного права и обеспечивает со­ответствие им внутреннего законодательства.

    Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

    Прямое применение международных актов после ратификации;

    Включение международных норм в текст законов;

    Реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.

    Гармонизация международно-правового регулирования осуще­ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возмож­ные меры на международном, региональном и национальном уров­нях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохране­ние, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, об­разование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

    Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, Кон­венция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспе­чения» (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.

    Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следую­щим направлениям:

    Запрещение дискриминации граждан стран - участниц меж­дународного договора по признаку национальности;

    Решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;

    Суммирование периодов социального страхования, профес­сиональной деятельности или проживания в странах - участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

    Установление условий получения выплат в одной из стран-уча­стниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

    Взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

    Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие являет­ся основополагающим принципом международно-правового регу­лирования социального обеспечения.

    1. Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства - члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).

    Принцип равноправия касается не только обращения, но и со­хранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды соци­ального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

    Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иж­дивенцев, независимо от их гражданства.

    2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: продолжительности страхового или трудового стажа; времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с уче­том или без учета гражданства.

    Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере пра­воотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении междуна­родной системы сохранения прав в области социального обеспече­ния» (1982 г.). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

    Конвенция содержит толкование общепринятых терминов, пра­вила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за грани­цей. В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной де­ятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также прирав­ненные к ним периоды. Суммирование названных периодов произ­водится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

    3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальнос­ти, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне терри­тории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:

    На специальные безвзносовые пособия, назначаемые в каче­стве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление ко­торых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обес­печению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;

    Пособия, предоставляемые по переходным системам. В со­ответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу приме­няемого законодательства превышает установленный.

    Согласно Конвенции № 157 государства - члены МОТ, ратифи­цировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохране­нию приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член га­рантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инва­лидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

    Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в систе­ме сохранения прав, приобретенных на основании их законодатель­ства», в отношении: медицинского обслуживания, пособий по бо­лезни, беременности и родам, безработице, семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.

    Если право на медицинское обслуживание, пособия по болез­ни, беременности и родам приобретено по законодательству одно­го государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социаль­ном обеспечении, то первое государство возмещает второму фак­тические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

    Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть заре­гистрирован в качестве безработного в службах занятости всех госу­дарств, на территории которых он ищет работу. Производится сумми­рование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы об­щая продолжительность не превышала установленного срока.

    Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву-или многосторонними соглашениями могут предусматриваться сле­дующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финанси­рованию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

    Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм уста­навливаются международными договорами.

    Основными субъектами международно-правового регулирова­ния социального обеспечения являются Организация Объединенных Наций и Международная организация труда. МОТ является специа­лизированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уста­вом наделяется полномочиями по принятию международных кон­венций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

    Субъектами международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу об­ладают члены Содружества Независимых Государств, которое об­разовано в 1991 г.

    § 30.4. Источники международно-правового регулирования социального обеспечения

    Источниками международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения служат акты ООН и МОТ, региональных объеди­нений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры, соглашения стран СНГ.

    Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отноше­ний между нациями, содействовать: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социаль­ного прогресса и развития; б) разрешению международных про­блем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

    Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) закрепляют­ся основные социальные права человека. В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уро­вень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необхо­димое социальное обслуживание, который необходим для поддер­жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

    Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

    Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека, - это Международный пакт об экономических, со­циальных, культурных правах человека (1966 г.).

    Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее дея­тельности - нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Кон­венцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др.

    На региональном уровне источниками международно-право­вого регулирования социального обеспечения являются акты, приня­тые европейскими региональными объединениями государств: Со­ветом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

    Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым 5 мая 1949 г. (г. Лондон), является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и прин­ципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их эконо­мическому и социальному прогрессу.

    Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посред­ством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в эконо­мической, социальной, культурной, научной, правовой и админист­ративной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. В число этих документов входит: Европейская социальная хартия, принятая в 1961 г. и пересмотрен­ная в 1996 г. (вступила в силу в 1999 г.), - хартия практически фик­сирует универсальные права человека в социальной и экономичес­кой сферах, которые закреплены в документах ООН и МОТ, учиты­вая при этом в определенной степени региональную специфику; Хартия основных прав работника (1989 г.).

    Особую группу образуют соглашения государств - участников Содружества Независимых Государств. Первым шагом на пути гар­монизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Бе­ларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикис­тан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распростра­няется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные дей­ствующим, а также будущим законодательством.

    Подписание 29 марта 1996 г. (г. Москва) Договора об углубле­нии интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически зак­репляет в качестве главной перспективной цели создание Сообще­ства интегрированных государств.

    Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пен­сии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер зара­ботка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законо­дательством страны места жительства.

    Вопросы пенсионного обеспечения в государствах - участни­ках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Прави­тельство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Дан­ное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, по­стоянно проживающих на территории указанных государств.

    Временным соглашением между Правительством РФ и Прави­тельством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравнен­ных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспече­ния предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

    Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (1952 г.). В этой Конвенции охвачены прак­тически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионально­го заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кор­мильца).

    Например, основанием для предоставления пособия по старо­сти является достижение работником возраста 65 лет. Компетент­ный орган власти может установить более высокий возрастной пре­дел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа прожива­ния в стране.

    Когда выплата пособия по старости обусловливается минималь­ным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму.

    В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у кото­рых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет.

    Законодательство страны может предусматривать приостанов­ление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимаю­щимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход.

    Специальная часть:

    Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.

    Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

    Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

    Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается либо на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

    Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Свое правовое закрепление это право находит в таких актах как «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.).

    Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.

    Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения в настоящее время являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

    Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), которое образовано в 1991 году.

    Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и Международной Организации Труда (МОТ), региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

    Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН , которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:

    а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

    б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

    в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

    Во Всеобщей декларации прав человека , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепляются основные социальные права человека.

    В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

    Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

    Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.

    Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности - нормотворчество, то есть создание международных стандартов. Это выражается, в основном, в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 год), Конвенцию № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенцию № 118 о равноправии в социальном обеспечении и др. Всего к 1995 году их число достигло 357 (175 конвенций и 182 рекомендации).

    На региональном уровне источниками международно-правового регулирования социального обеспечения являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

    Целью Совета Европы в соответствии с его Уставом, принятым в Лондоне 5 мая 1949 г., является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

    Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях. СЕ принял более 130 конвенций, в том числе и в области социального обеспечения. Среди них Европейская социальная хартия (1961 г., новая редакция подписана 3 мая 1995 г.), Хартия основных прав работника (1989 г.).

    В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы.

    Особую группу образуют соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств . Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

    Подписание 29 марта 1996 г. в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией юридически закрепляет в качестве главной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств.

    Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

    Вопросы пенсионного обеспечения в государствах-участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. В частности, 10 февраля 1995 г. Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 4 декабря 1995 г., то есть после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.

    Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

    Минимальные нормы социального обеспечения установлены Конвенцией МОТ № 102 (Женева, 4 июня 1952 г.). В этой конвенции охвачены практически все виды социального обеспечения (оказание медицинской помощи, пособия по болезни, пособия по безработице, пособия по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца).

    Например, основанием для предоставления пособия по старости (по российскому законодательству - пенсии по старости) является достижение работником возраста 65 лет. Компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. Лицо имеет право на получение пособия по старости при наличии 30-летнего трудового стажа или 20-летнего стажа проживания в стране.

    Когда выплата пособия по старости обусловливается минимальным стажем уплаты взносов или работы по найму, сокращенное пособие выплачивается подлежащим обеспечению лицам, которые до охватываемого случая приобрели 15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму.

    В сокращенном размере пенсия выплачивается лицам, у которых нет требуемого стажа и возможности его приобретения в силу возраста, но имеется 10-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или проживания в стране не менее 5 лет.

    Законодательство страны может предусматривать приостановление выплаты пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход.

    Важное значение в международно-правовом регулировании имеет принцип равноправия в области социального обеспечения, который закреплен в Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 6 июня 1962 г.). В соответствии с ней государства, ратифицировавшие Конвенцию, предоставляют на своей территории гражданам любого другого государства-члена Международной организации труда одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия.

    В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев, независимо от их гражданства.

    В отношении пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и т. д.) равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

    По состоянию на 1998 год Конвенция МОТ № 118 Российской Федерацией не ратифицирована.

    Международно-правовое регулирование социального обеспечения граждан осуществляется и по другим направлениям (сохранение приобретаемых прав в области социального обеспечения, определение подлежащего применению законодательства, выплата пенсий и пособий за границей).