Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Конституционное право. Конституционно-правовые нормы в рф

    Конституционное право. Конституционно-правовые нормы в рф

    Нормы конституционного права классифицируют по раз­личным основаниям.

    В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивные и охранительные ; от способа воздействия на субъекты права - на управомочивающие, обязывающие и запрещающие . Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений на материальные и процессуальные . По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные . В зависимости от времени действия эти предписания бывают постоянными и временные. По территории их действия конституционно-правовые нормы могут быть действующими в границах всей Российской Федерации, ее субъектов и в пределах конкретного муниципального образования.

    В конституционном праве различают нормы:

    1. Императивные, в которых, правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;

    2. Диспозитивные , в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации...». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».



    3. Материальные нормы - предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).

    4. Процессуальные нормы определяют формы (процедуры), в которых эта норма должна быть реализована: "Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ" (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов.

    5. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях, предусмотренных в них предписаний. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

    - Нормы-правила. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ "Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания".

    6. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (уплата налогов, служба в ВС). Примером такой нормы будет и ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

    7. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

    8. Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека").

    9. Дефинитивные нормы (нормы – определения) выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий.


    Норма права - это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений

    • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
    • Конституционное право как отрасль права
      • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
      • Предмет и метод конституционного права России
      • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
      • Система конституционного права
      • Система источников конституционного права
      • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
      • Особенность международных договоров как источников конституционного права
      • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
      • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
    • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
      • Понятие и предмет науки конституционного права
      • Источники и методы науки конституционного права
      • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Конституция и этапы ее развития
      • Конституционализм и этапы его развития
      • Понятие и функции Конституции
      • Форма и структура Конституции
      • Юридические свойства Конституции
      • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
    • Основы конституционного строя
    • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
      • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
      • Экономические основы конституционного строя
    • Конституционные основы гражданского общества
      • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
      • Гражданское общество и государство
      • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
      • Статус средств массовой информации
      • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
    • Права и свободы человека и гражданина
    • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
      • Гражданство и правосубъектность
      • Конституционные принципы правового статуса личности
      • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
      • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Гражданство: понятие, сущность, принципы
      • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
      • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
    • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
      • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
      • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
    • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
      • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
      • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
      • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
    • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
      • Становление института Уполномоченного по правам человека
      • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
    • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
      • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
      • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
      • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
      • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
    • Федеративное устройство
    • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
      • Государственное устройство: понятие и формы
      • Особенности Федерации в России
      • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
    • Избирательная система Российской Федерации
    • Избирательная система Российской Федерации
    • Избирательное право в Российской Федерации
    • Избирательный процесс
      • Понятие и основные стадии избирательного права
      • Организация и порядок проведения выборов
      • Голосование: классификация видов и итоги
    • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
    • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
      • Общие положения
      • Государственные органы и их система: понятия, признаки
      • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
    • Президент Российской Федерации
      • Сущность президентской власти
      • Полномочия Президента РФ
      • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
    • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
      • Парламент в государственном механизме
      • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
      • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
      • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
      • Процедурные правила рассмотрения вопросов
      • Законодательная процедура парламента РФ
    • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
      • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
      • Полномочия парламентариев
      • Гарантии депутатской деятельности
    • Правительство Российской Федерации
      • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
      • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
      • Полномочия Правительства РФ
      • Акты Правительства РФ
    • Судебная власть в Российской Федерации
    • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
      • Понятие «национальная безопасность»
      • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
      • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
    • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
      • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
      • Права и обязанности
      • Проблемы совершенствования местного самоуправления
    • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
      • Система безопасности в Российской Федерации
      • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
      • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
      • Следственный комитет РФ
      • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

    Конституционно-правовая норма

    Поскольку правовой институт представляет собой совокупность норм, уточним понятие конституционно-правовой нормы.

    Конституционно-правовая норма - это принятые непосредственно народом, органами местного самоуправления, установленные (или санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

    Нормы конституционного права имеют формальное закрепление в различных источниках права данной отрасли. Эти нормы содержатся главным образом в нормативных правовых актах, лишь в редких случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая и нормативного договора.

    Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

    Специфика предмета конституционного права определяет и особенности конституционно-правовых норм.

    1. Особое содержание - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм содержанием и сферой регулируемых ими общественных отношений. Они закрепляют основные устои общества и государства, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения в сфере публичной власти.

    2. Основополагающий источник - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм формой закрепления: большое количество этих норм содержится в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, вследствие этого они обладают высшей юридической силой, и им должны соответствовать все другие нормы права.

    3. Учредительный характер предписаний - они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.

    4. Своеобразие вида норм - в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм-принципов, норм-дефиниций и правил общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера.

    Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые выступают как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на все правоприменяющие субъекты независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). К ним можно отнести, например, нормы Конституции РФ, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принципы разделения властей. Вторые - это, например, нормы Конституции РФ о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.

    5. Особый механизм реализации - возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через конкретные нормы других отраслей права.

    6. Особый состав субъектов . Среди особых субъектов конституционных отношений можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы и т.д.

    7. Особенности структуры - статьи нормативных актов, закрепляющие нормы конституционного права, имеют усеченную структуру. Как известно, в классическом варианте статьи, закрепляющие правовые нормы, состоят из трех составных частей: гипотезы (условия, при котором данная норма должна действовать), диспозиции (права и обязанности, права, обязанности) и санкции (юридические последствия соответствующей реализации диспозиции). Для большинства статей, закрепляющих конституционно-правовые нормы, не характерна трехзвенная структура. Чаще всего они имеют только одну диспозицию (т.е. права или обязанности) или же диспозицию и гипотезу, а санкции содержатся, как правило, в других законодательных актах иных правовых отраслей. Например, ст. 3 Конституции РФ устанавливает запрет на захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия, указывает Конституция, преследуются федеральным законодательством. Конкретные санкции за такого рода действия содержатся в нормах уголовного права. Санкции за нарушение норм избирательного законодательства, направленные на обеспечение свободного участия граждан в выборах, предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

    Классификация конституционно-правовых норм

    Многообразие и своеобразие норм конституционного права диктуют необходимость их классификации, которая проводится по различным основаниям.

    1. По характеру содержащихся в них предписаний . По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

    1. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такие нормы закрепляют компетенцию Российской Федерации, ее субъектов (ст. 71-73). С помощью таких норм определяются полномочия различных государственных органов (например: «Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...» - ст. 83 Конституции РФ).
    2. Обязывающие нормы устанавливают обязанности субъектов соотносить свое поведение с требованиями нормы, выбирать соответствующие вид и меру поведения. Именно такие нормы закрепляют обязанности граждан (например: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» - ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). К обязывающим следует относить и нормы, которые исключают любой другой вариант действия, кроме того, который предусмотрен нормой. Так, ст. 11l Конституции РФ закрепляет, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур он назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Норма Конституции обязывает Президента РФ совершить именно те действия, которые ею предусмотрены.
    3. Запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы (например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и лишение права на его изменение; в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

    2. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

    1. Императивные нормы не предоставляют субъектам права менять условия и характер отношений по своему усмотрению, а предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах (например: «Никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление» - ст. 50 Конституции РФ).
    2. Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения участником конституционно-правового отношения (например: «Государственная Дума может быть распушена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации» - ч. 1 ст. 109; «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» - ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

    3. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права подразделяются на материальные и процессуальные.

    1. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, устанавливающих права и обязанности субъектов (например: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» - ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
    2. Процессуальные нормы определяют порядок, в которых материальные нормы должны быть реализованы (например: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» - ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

    4. По действию в пространстве . Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

    5. По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные. Большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. К временным относится ряд норм, содержащихся во втором разделе Конституции РФ 1993 г. «Заключительные и переходные положения». Например, в п. 3 установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств: такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

    6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

    7. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

    1. закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);
    2. устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);
    3. закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, нормы Федеративного договора) и т.д.

    В юридической литературе используются и другие критерии классификации конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов Федерации; и др.

    2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

    В теории права под нормами права понимаются исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

    Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е. в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

    В качестве одной из особенностей норм, конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций.) Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

    Нормы конституционного права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. Первичным является деление норм этой отрасли на регулятивные и охранительные.

    Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.

    Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

    Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

    Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

    Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

    Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).

    Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

    Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

    Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

    Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

    Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

    По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные.

    Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

    Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект Федерации решает самостоятельно.

    Наряду с императивными и диспозитивными нормами необходимо выделять нормы, сочетающие в себе признаки первых и вторых. Данные нормы предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.

    По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, актах органов государственной власти, актах муниципальных образований и их органов, уставах, иных актах общественных, религиозных объединений, средств массовой информации. По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

    Институты конституционного права

    Институт права - это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородное, однопорядковое общественное отношения и образовывают однородную группу. Это в полной мере касается и конституционно-правового института, нормы которого отмечаются определенной автономией, объединяются на основе определенных принципов и методов, отличаются относительной самостоятельностью правового регулирования. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.

    Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..

    Таким образом, конституционно-правовой институт - это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это - главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько різ-новидів правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.

    Конституционные институты в своей совокупности образовывают стройную систему, которая является основой Конституции Украины. Институты расположены в определенном порядке, надлежащим образом включенные в текста Конституции. Общее представление о системе этих институтов дает ее (Конституции) содержание. Это - институт общих основ конституционного порядка, институт прав и свобод человека и гражданина, институт прямого народовластия, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт территориального устройства, институт местного самоуправления, институт, который определяет порядок изменений и дополнений Конституции.

    Можно предложить и другую классификацию конституционных институтов в зависимости от отношений, которые они за-кріплюють в источниках конституционного права.

    I. Институт народовластия, который включает:

    1) непосредственное народовластие (прямая демократия);

    2) представительное народовластие (осуществляется через

    избранных представителей народа);

    3) местное самоуправление.

    II. Институт конституционного оформления народо

    1) конституционный порядок;

    2) юридическая конституция;

    3) конституционные законы;

    4) конституционная законность;

    5) конституционные обычаи, традиции.

    III. Институт правового статуса человека и гражданина:

    1) гражданство (постоянная связь лица и государства);

    2) система основных прав и свобод человека и грома

    3) гарантии основных прав и свобод.

    IV. Институт государственного строительства:

    1) форма государства;

    2) территориальная организация Украины;

    3) механизм государства.

    Понятие и предмет конституционного (государственного) права РФ.

    Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

    Конституционное право может выражаться в следующих элементах:

    2. Отрасль.

    3. Учебная дисциплина.

    Наука Конституционного права – это совокупность, система взглядов, идей, точек зрения о Конституционном праве как отрасли права и регулируемых этой отраслью общественных отношений.

    Конституционное право как отрасль – это основополагающая отрасль права; совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, взаимоотношения между государством и личностью, государственно-территориальное устройство, порядок образования и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Это фундаментальная отрасль Российского права.

    Конституционное право как учебная дисциплина – это определённая совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

    Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

    Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

    1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

    2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:



    3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

    4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

    Методы регулирования. В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

    Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

    Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

    В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом кодексе).

    Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

    1. формально-юридического анализа

    2. сравнительно-правовой

    3. системный

    4. правового моделирования

    5. статистический

    6. конкретно-социологический

    7. диалектический

    Вывод: конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

    Нормы конституционного права: понятие, виды, особенности.

    Конституционно-правовая норма установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

    Классификация конституционно-правовых норм . Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

    I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

    а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

    б) закрепляющие статус человека и гражданина;

    в) федеративное устройство России;

    г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

    II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

    III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

    а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

    б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

    в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

    IV. По территории действия:

    а) федеральные конституционно-правовые нормы;

    б) правовые нормы субъектов РФ.

    V. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

    а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

    б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

    VI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

    а) материальные;

    б) процессуальные (процедурные).

    VII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

    а) общие - неопределенный круг лиц;

    б) специальные - определенный круг лиц.

    Особенности конституционно-правовых норм . Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт:

    1. В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация... есть демократическое..., правовое государство...»), ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...») и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.

    2. Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию...» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием... или выносится на всенародное голосование...» (ч. 3 ст. 135) и др.

    3. Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).

    4. Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

    Нормы конституции

    Замечание 1

    Нормы конституции представлены правовыми нормами, регулирующими общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права.

    Нормы конституционного права обладают своими характерными особенностями. Отличаясь от правовых норм иных отраслей, как правило, имеющих гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формируется, как правило, только гипотеза и диспозиция, а санкции устанавливаются в актах других отраслей права: административного, уголовное и т. п.

    Нормы конституционного права подразделяют на группировки, то есть классифицирую. Данная классификация может производиться по разнообразным критериям, признакам. В юридической науке есть множество подобных критериев. Зависимо от объекта правового урегулирования нормы конституционного права подразделяются на такие группировки:

    1. укрепляющие и регулирующие базисы конституционного строя РФ – гл. 1 Конституции Российской Федерации;
    2. формирующие правовой личностный статус, свободы и права гражданина и человека - гл. 2 Конституции, законодательные акты «о гражданстве Российской Федерации», «о статусе иностранных граждан»;
    3. укрепляющие федеративную устроенность - гл. 3 Конституции, нормы Федеративного Договора;
    4. контролирующие порядок деятельности и формирования системы органов власти государства гл. 4-8 Конституции, законодательство о выборных мероприятиях, о депутатском статусе.

    По характеру содержимых предписаний нормы конституционного права классифицированы на следующие:

    1. управомочивающие нормы, представленные статьями 20, 83 Конституции РФ;
    2. обязывающие нормы, представленные статьями 58, 59 Конституции РФ;
    3. запрещающие нормы, представленные статьей 13 Конституции РФ.

    По степени определенности содержимых предписаний разделяют следующие:

    1. императивные нормы, представленные ст. 72 Конституции РФ;
    2. диспозитивные нормы, представленные ст. 66 Конституции РФ.

    По форме закрепления (юридической силе) данные нормы подразделены на:

    1. конституционные нормы, то есть обладающие верховной юридической силой;
    2. содержимые в других актах законодательного характера.

    Конституционно-правовые нормы могут объединяться в правовые институты по признакам урегулирования однородных и взаимно связанных общественных отношений, которые имеют относительную обособленность. Такими представляются институт гражданства, институт избирательного права и пр.

    Принципы конституции

    Замечание 2

    Принципы Конституции представляются основными идеями, руководящими (основополагающими) положениями (началами),определяющими содержание и направленность правового урегулирования. Они формируют основу образования и реализации конституционного права, ориентируются на последующую демократизацию всех областей жизни общества, установление правовой государственности.

    На основании конституционных принципов реализацию получают не лишь конституционные институты и нормы, но целая правовая система России. Они служат определенным ориентиром правоприменительной и правотворческой деятельности государства.

    1. Демократизм и полновластность народа . Суть данного принципа состоит в том, что статья 3 К. РФ установила принадлежность народу всей полноты власти в государстве. Носитель суверенитета и единственный в РФ, подчеркнуто в данной статье, - ее многонациональный народ.
    2. Законность . Провозглашение РФ правовым государством предполагает укрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого находится в строжайшем соблюдении законодательных требований. Данный принцип находит собственное отражение в статье 15 К. РФ, которая устанавливает верховную юридическую силу и прямое воздействие Конституции по всей территории РФ. В п. 2 ст. 15 закреплено, что властные органы государства, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общности обязаны соблюдать Конституцию РФ и законодательство.
    3. Равноправие и полноправие граждан, гарантии прав и свобод . Данный принцип состоит в признании человека, его свобод и прав в качестве высшей ценности. Ст. 19 К. РФ установила: Все являются равными перед судом и законом. И после подчеркнуто, что государство гарантирует равенство свобод и прав гражданина и человека вне зависимости от расы, пола, национальности, происхождения, языка, должностного и имущественного положения, места проживания, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, убеждений, а также иных обстоятельств. Запрещены всяческие формы по ограничению прав граждан по признаку расовой, социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Женщина и мужчина обладают равными правами и свободами и равными возможностями их реализации.
    4. Гуманизм . В признании человека наивысшей ценностью отражается принцип гуманизма, что значит заботу о человеке, о полнейшем развитии его физических и духовных качеств, условиях жизни материального плана.
    5. Государственное единство . Для многонационального федеративного государства решающим значением обладает проведение в Конституции принципа единства государственности. Данный принцип находит собственное отражение в Преамбуле и статье 4 Конституции РФ, где устанавливается, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространим на всей ее территорию.
    6. Самоопределение и равноправие народов . Данный принцип обуславливается многонациональным характером государства и ее федеративным устройством. Данный принцип закрепляется в Преамбуле Конституции РФ;
    7. Разделение властей . Данный принцип считается новым в конституционном законодательстве России, он закрепляется в статях10 и 11 Конституции РФ. Его суть: власть государства в РФ реализуется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
    8. Многопартийность и идеологическое многообразие .