Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Контроль за выполнением коллективного соглашения осуществляется. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

    Контроль за выполнением коллективного соглашения осуществляется. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

    В соответствии с нормами действующего закона контроль в отношении исполнения коллективного договора совершается его сторонами и сторонними структурами, занимающимися государственным регулированием.

    В процессе представители сторон обязуются своевременно предоставлять друг другу (в первую очередь) и государственным органам по труду необходимую информацию не позднее 1 месяца. Если этого не сделать, наступит административная ответственность.

    Нормативная база и регулирующая документация

    Норм закона, которые регулируют этот аспект, не так много. Тем не менее, есть несколько пунктов, в которых прописаны базовые позиции по взаимоотношениям между сторонами.

    Договоры и соглашения коллективного характера выступают в качестве важнейших элементов в трудовых взаимоотношениях.

    Если в организации существуют и применяются такие акты, их исполнение нуждается в стороннем контроле. В соответствии с основными нормами ст. 51 ТК РФ данная опция возложена на следующие структуры :

    • стороны социального партнерства (подробности описаны в ст. 25 ТК РФ);
    • основные представители сотрудников, занимающиеся регулированием в соответствии с абзацем 2 ст. 29 ТК РФ ;
    • территориальные объединения, относящиеся непосредственно к профсоюзным организациям и подразделениям, о чем сказано в абзаце 3 ст. 29 Трудового кодекса РФ ;
    • представители нанимателя, чаще всего это руководитель компании или ИП (абзац 1 ст. 33 ТК РФ);
    • в абзаце 2 ст. 33 ТК РФ сказано, что за составление соглашения ответственность несут подразделения, находящиеся на различных уровнях;
    • государственные и муниципальные органы, а также различные отделения подведомственного типа.

    Стоит отметить, что сторона законодателя в процессе перечисления полномочий представителей нанимателя вовсе не упоминает о контроле исполнения КД и соглашения. Поэтому в рамках ТК РФ, когда речь идет о данном мероприятии, предполагается отнесение к работникам фирмы, поскольку именно они представляют собой наименее защищенную сторону в трудовых взаимоотношениях.

    Реализация коллективного договора

    Начало контрольных мероприятиймомент регистрации соглашения в государственном органе труда . В процессе проведения регистрационных процедур от государственного органа происходит обнаружение условий, содержащихся в документе, которые могут приводить к ухудшению положений личного состава по сравнению с положениями современного законодательства в трудовой сфере.

    Согласно данным положениям эти условия могут признаваться недействительными и не подлежат применению. Выявив их, госорган в сфере труда осведомляет о данном моменте сторон, которые заключили соглашение, а также государственную инспекцию по труду.

    После получения уведомления о том, что условия не актуальны, за ними закрепляется обязанность по уведомлению об этом факте лиц, на которых распространены основные положения. Получается следующее: субъекты и стороны, в отношении которых было применено условие, признанное недействительным, вправе обжаловать подобные уведомления и добиться признания их недействительности.

    Как уже отмечалось, сообщение направляется в государственную инспекцию по труду. Основываясь на нем, последняя инстанция сохраняет за собой право выдачи работодателю предписания о неприменении данных условий. В противном случае трудовое законодательство считается нарушенным и предполагает привлечение виновной стороны к ответственности.

    Процедура контроля и особенности ее проведения

    Стороны также имеют обязательство по осуществлению контроля в отношении исполнения основных условий КД. Они имеют полномочие не требование неукоснительного исполнения условий, которые содержатся в соглашении. Вот несколько аспектов , которые следует принимать во внимание.

    1. Работники могут применять процедуры, законодательно предусмотренные. С их помощью осуществляется разрешение трудовых спорных ситуаций в индивидуальном порядке.
      Стороны имеют право требовать от государственных органов и структур по труду признания факта недействительности условий, содержащихся в коллективном договоре, ухудшающих положение личного состава и противоречащих интересам сторон.
    2. Участники процесса наделены правомочием требования от органов государственного соблюдения действующих норм законодательства в рамках общего и судебного порядка.

    Отсюда следует вывод: мероприятия по регулированию исполнения кол. договора – важный инструмент , позволяющий обеспечивать соблюдение прав сотрудников и условий труда в рамках любой современной фирмы.

    Однако после заключения соглашения коллективного характера нужно предоставить его в орган, занимающийся трудовыми отношениями. Это осуществляет работодатель в срок, составляющий не более 7 дней с момента, когда документ был подписан. Эта процедура, по сути, выступает в качестве регистрации соглашения в уведомительном порядке, не оказывает влияния на статус документа.

    Что касается региональных и территориальных бумаг, их подача производится в органы по труду. Согласно ГК РФ, органы регионального характера зачастую наделены правами регистрации и контроля соблюдения коллективного соглашения по собственному усмотрению.

    Все эти мероприятия осуществляются для того, чтобы в трудовых актах можно было выявить условия, имеющие расхождения с нормами законодательства. Об этом от проверяющей инстанции поступает сообщение сторонам и в адрес государственной инспекции .

    Таким образом, контроль норм в отношении операций по договору коллективного характера – важнейший инструмент в процессе регулирования взаимоотношений. Это сказано в многочисленных нормах действующего законодательства и закреплено соответствующими подтверждающими документами.

    Дополнительная информация представлена ниже.

    В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду.

    При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

    Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

    Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруда России.

    При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в федеральную инспекцию труда, находящуюся в ведении Минтруда РФ.

    В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с зако-

    нодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

    После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

    Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

    Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

    В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

    Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

    Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания

    недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

    Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

    Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним.

    В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

    Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

    Органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и суд могут контролировать содержание и выполнение коллективных договоров и соглашений только после обращения к ним полномочных представителей сторон, работодателей, работников, по отношению к которым применяются коллективный договор, соглашение.

    Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
    При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

    Комментарий к статье 51 Трудового Кодекса РФ

    § 1. Часть 2 ст. 51 дополнена указанием на представление необходимой информации для контроля за выполнением коллективного договора, соглашения соответствующим органом по труду. Здесь же предусмотрен срок представления этой информации сторонами - не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

    Часть 2 ст. 51 в ее соотношении с ч. 1 этой же статьи можно истолковать как предоставление органам по труду права контролировать выполнение коллективных договоров, соглашений.

    В связи с тем что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 49 ТК) (т.е. проверяют законность содержания коллективных договоров и соглашений), именно с этой целью таким органам должна представляться сторонами необходимая информация.

    § 2. Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм.

    § 3. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется по двум направлениям:

    на основе принципов социального партнерства;

    уполномоченными государственными органами.

    § 4. Принципы социального партнерства проявляются при осуществлении контроля за исполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями.

    В соответствии с Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений (п. 3 ст. 13).

    § 5. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений со стороны уполномоченных на то государственных органов поручен соответствующим органам по труду.

    § 6. На практике проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.

    Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие в установленном порядке: либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему положений недействующими (см. ст. 50), либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений.

    § 7. Для осуществления контроля стороны (их представители) и проверяющие органы должны иметь всю необходимую информацию.

    Другой комментарий к статье 51 ТК РФ

    1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.

    2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

    Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства.

    Стороны обязаны:

    Организовывать своевременное выполнение всех взаимных обязательств, включенных в коллективный договор, соблюдать нормативные положения;

    Обеспечивать оперативный контроль за ходом реализации коллективного договора.

    Коллективный договор, соглашение предусматривают порядок и сроки (но не реже 1 раза в полугодие) информирования работников, от имени которых заключен коллективный договор, о ходе его исполнения. С этой целью проводятся специальные массовые проверки исполнения договоров, о результатах которых стороны отчитываются от общих собраниях трудовых коллективов.

    Выполнение коллективных договоров контролируют и сами трудовые коллективы : заслушивают отчеты нанимателей и профсоюзов, дают оценку их деятельности, вносят замечания и предложения по улучшению этого процесса, а в необходимых случаях ставят вопросы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства по договору.

    Систематический контроль за своевременным выполнением предусмотренных договорами обязательств, мероприятий, соблюдением нормативных положений осуществляют профсоюзы : профсоюзы вправе в случае принятия нанимателем решения, нарушающего условия коллективного договора, соглашения, внести представление об устранении этих нарушений, которое должно быть рассмотрено в двухнедельный срок. В случае отказа удовлетворить эти требования или недостижении соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством о разрешении коллективных трудовых споров.

    Профсоюзы имеют право общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и профессиональных союзах и вправе требовать устранения выявленных нарушений. Наниматель, собственник или уполномоченный ими орган управления рассматривают представление профсоюзов об устранении нарушений законодательства о труде и профессиональных союзах и в течение 1 месяца сообщают профсоюзу о результатах рассмотрения.

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе и коллективного договора, со стороны государства осуществляет Министерство труда и социальной защиты РБ.

    Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.

    Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.

    1. Порядок разрешения споров о применении коллективных договоров, соглашений. Ответственность сторон за невыполнение условий коллективного договора, соглашения.

    К коллективным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

    Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части коллективного договора, соглашения, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности . Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжкие последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности .

    Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного ущерба.

    Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности . Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности.

    Форма отчета, его наименование и содержание определяются сторонами, хотя документ может быть составлен и в произвольном виде. Подписывает данный акт руководитель профсоюза или иное избранное лицо. *** Итак, контроль коллективного договора (соглашения) начинается с его подписания и продолжается в течение всего времени действия. Основная цель - соблюдение прав работников. Контроль осуществляется как со стороны самих работников, так и со стороны властных органов.

    Кем осуществляется контроль за выполнением коллективного договора?

    Инфо

    Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду.


    Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

    Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения.

    Это может быть приостановка, ликвидация или реорганизация производства, которые повлекут за собой сокращение работников или ухудшение условий их работы.

    • Расторжение с работниками трудового договора или контракта.
    • Предоставление в суд исков, касающихся работников.
    • Подготовка и проведение диалога между нанимателем и государственными органами.

    Ответственность за несоблюдение коллективного договора Ответственность и контроль за выполнением коллективного договора устанавливаются законодательством федерального или регионального уровня. В Кодексе об административных правонарушениях в статье 5.31 установлена административная ответственность работодателя за нарушение колдоговора.
    Штраф составляет 30–50 минимальных зарплат. Если работник нарушил колдоговор, то к нему не применяется такое наказание.

    Куда можно пожаловаться С жалобой на противозаконные действия работодателя можно пойти в разные инстанции:

    • инспекция по труду;
    • полиция;
    • налоговая;
    • прокуратура.

    В случае если контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется инспекцией по труду, то она в праве рассмотреть любые споры, связанные с осуществлением трудового и смежных с ним процессов. Компетенция данного уполномоченного органа не ограничена.

    При необходимости трудовая инспекция может привлекать к разбирательству и другие органы. С заявлением в прокуратуру можно пойти в случае грубого нарушения законодательства со стороны работодателя.
    Подавать в суд можно, если вышеуказанные органы не решили возникшую проблему работника. Многие работники не решаются противостоять незаконным действия работодателя, боясь быть уволенными.

    Со стороны работодателя выступает руководить или его доверенное лицо.

    • Органы по труду государственного или муниципального уровня. Контроль выполнения коллективного договора осуществляют органы того уровня, на котором заключен данный документ.

    Процедура контроля за выполнением коллективного договора со стороны органа по труду Контроль за соблюдением локального документа начинается с момента его регистрации в органе, регулирующем трудовые отношения.

    Важно

    Там рассматривают представленный колдоговор на вопрос того, нет ли в нем положений, которые ухудшают условия для работников по сравнению с условиями трудового законодательства. Эти пункты будут признаны недействительными. Об этом будут направлены уведомления в организацию и в гострудинспекцию.

    Статья 51 тк рф. контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

    Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий.

    В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности. В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

    Статья 51. контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

    Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. 2. Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок предоставления информации, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.28 КоАП). Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП).

    Трудовое право

    Внимание

    Трудовое право (библиотека) ¦ ¦ Трудовое право (Главная) ¦ ¦ Вторая часть ¦ ¦ Третья часть ¦ ¦ Карта раздела ¦ В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию.


    Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

    Контроль за выполнением коллективного договора

    На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

    Контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется

    ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон. После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение.

    Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения.

    При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке. Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним. В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц.