Войти
Образовательный портал. Образование
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Корректировка отопления: инструкция по применению. Вопросы корректировки платы за отопление

    Корректировка отопления: инструкция по применению. Вопросы корректировки платы за отопление

    Даже если в некоторых (но не всех 100%) квартирах есть ИПУ, начисление за отопление и корректировка применяется по формулам 3.1 и 3.2. Дубненское информагентство Для расчета корректировки в вашей квартире нужны данные: – площадь дома (указана на сайте УК) – площадь квартиры (указана в квитанции) – сумма, начисленная поставщиком тепла (данные за 2014 и 2015 указаны на сайте УК по каждому дому, за 2016 запросить в УК – при личном обращении экономист назвала запрашиваемые цифры) – данные в вашей квитанции по оплате отопления за год (обратите внимание: с 1 января по 1 июля – один тариф, с июля до конца декабря – другой). Порядок расчета размера корректировки за 2015 и 2016 год на примере квартиры площадью 51,1 м² в д. № 11/3 на ул. Энтузиастов.

    Заявление на перерасчет коммунальных услуг

    Что нужно сделать, дабы не мерзнуть следующей зимой и не платить огромных сумм? По возможности создать совет дома, председатель которого: – должен узнать, есть ли в доме Индивидуальный тепловой пункт. В ходе проекта по кредиту МБРР в 81 многоквартирном жилом доме с целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, были установлены ИТП. ИТП как раз и регулирует подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры воздуха на улице (похолодало – дает больше тепла в квартиры, потеплело – снижает температуру в батареях); – требовать от УК настройки инженерных систем дома перед отопительным сезоном (не допускать перетопа).

    Перерасчет оплаты коммунальных платежей

    Внимание

    Сначала полагается обратиться в УК, написать письмо или позвонить, чтобы пришел их специалист для изучения проблемы. Потом действия осуществляются в зависимости от реакции управляющей компании. Не существует точная формула расчета общедомовому счетчику, так как количество поставленной тепловой энергии не всегда соответствует качеству обогрева и нормам температурного режима.

    Чтобы самостоятельно сделать перерасчет, можно воспользоваться такой формулой.

    • Сначала нужно высчитать разницу между температурой воздуха по нормам и фактической.
    • Потом следует вычислить, на протяжении какого времени было нарушение норм теплоснабжения (этот показатель записывается в часах).
    • Еще одно число – размер стандартного месячного платежа.
    • Каждый час нарушения режима обогрева – это минус 0,5 % за градус.

    Сужусь с тсж по корректировке по отоплению

    Проще говоря, в домах, где есть общедомовой прибор учета тепла (ОПУ) – плата за отопление начисляется по среднемесячному показателю прошлого года. В домах, где нет ОПУ – по нормативу. А ресурсоснабжающая организация начисляет оплату за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепла за истекший год. По итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета тепла за этот год, УК получает разницу между тем, сколько уже начислили людям по плановым показателям и сколько должны предъявить по факту.

    Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус». – Температурный график прошлого сезона был гораздо выше – я имею в виду температуры были выше и объем в гигакалориях и потребление тепловой энергии населением было меньше. В этом году зима была холодная. И объем потребляемой тепловой энергии в гигакалориях был выше.

    Перерасчет за коммунальные услуги по 354 постановлению

    Общая площадь всех помещений МКД составляет area2 кв.м. Г) — общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.). За year год размер платы истца за отопление составил summa руб.
    Таким образом, корректировка платы за отопление составит: за year год = price руб.х area1 кв.м./ area2кв.м. – summaруб. = itog руб. Кроме того, бездействием ответчика по проведению корректировки за предоставленную услугу «отопление», мне как потребителю, причинен моральный вред. В силу п.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
    Согласно ст.

    Перерасчет за коммунальные услуги по закону

    Инфо

    В прошлом году ситуация была в пользу населения, а в этом в пользу энергопроизводителей, потому что зима холоднее. – Почему в квартирах у всех температура одинаковая зимой в целом, а корректировка пришла по 8 тыс, другим 3,5 тыс за одинаковые квартиры? – Все дома разные, внутридомовые инженерные коммуникации отрегулированы по-разному. Одни в носках и под двумя одеялами спят, у других окна открыты всю зиму. Мы со своей стороны будем рекомендовать УК регулировать тепло внутри домов.

    Кроме того, состояние домов везде разное. В новых домах хорошая теплоизоляция, там теплопотерь меньше. Где «сифонят» дома, теплопотери выше. Поэтому размер корректировки будет разный. – Достоверны ли показания счетчиков, расчеты котельных по домам? Может они нас обманывают и свои долги на нас «вешают»? – Не надо стоять над счетчиком и проверять каждый раз, когда УК снимает показания.

    Заявление(о перерасчете платы за отопление)

    Данные работы требуется подтвердить документами, подтверждающими эти работы (наряды на работы, приказы и проч.) В соответствии с Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 г., а именно с п.49, прошу в срок не более 3-х рабочих дней предоставить вышеуказанные документы и сведения, которые позволят мне лично проверить правильность выставленных корректировок. В случае не предоставления требуемой информации, я буду вынужден обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, с целью привлечения к административной ответственности ООО «Московская Жилищная Компания» за нарушения законодательства РФ в части защиты прав потребителей.

    Корректировка отопления: инструкция по применению

    Обратите внимание, нужно использовать тариф начисленный за отопление, а не тариф за Гкал. Для этого ваш тариф с 1 января по 30 июня умножим на 6 месяцев, затем тариф с 1 июля до 31 декабря умножим на 6 и сложим оба показателя: 1 293,18*6 = 7 759,08 1 377,69*6 = 8 266,14 7 759,08+8 266,14 = 16 025,22 руб. – оплачено по плановому показателю Считаем разницу между оплаченным по квитанции и начисленным по счетчику: 16 025,22 – 13 810,84 = 2 214,38 руб. – размер корректировки. Положительный результат говорит о том, что житель заплатил больше и на эту цифру должен быть уменьшен платеж за отопление в месяце, в котором сделана корректировка.
    Кстати, размер корректировки за 2015 год в данной квартире по версии УК – 87 рублей 38 копеек «в пользу» жителя. Дубненское информагентство 2016 год.

    Иск по корректировке за отопление

    • подробно проработана процедура монтажа измерительных приборов;
    • при помощи Постановления усиливается мотив на установку счетчика;
    • введена упрощенная схема оплаты за отопление;
    • с 2016 года предоставлять сведения со счетчиков стало необязательно;
    • при временном отсутствии электричества или другой услуги, оплата за нее не взимается;
    • порядок выполнения перечисленных условий.

    Особое место определено ответственности исполнителя перед потребителями и законами в случаях:

    • плохого качества услуг;
    • ущерба жизни и здоровью из-за некачественной услуги;
    • неполучения потребителем достоверной информации по качеству услуг;
    • условия соглашения нарушаются.

    При нарушении этих условий, исполнитель должен освободить потребителя от оплаты или предоставить ему компенсацию.
    При отсутствии данных факторов обогрев оплачивается полностью. Возврат денег за коммунальные услуги низкого качества предусмотрен законом, поэтому поставщики тепла не имеют права отказывать в заявлении на перерасчет. Но при стабильно низкой температуре в доме его владелец сам должен заставить УК уменьшить платеж, проверить и наладить отопление, коммунальные работники не будут проверять температуру в квартирах без заявления от жильцов. Как сделать, чтобы вернуть свои деньги, можно узнать у юристов или на соответствующих юридических сайтах. При этом стоит использовать на расчет нормативу постановление правительства РФ под номером 354 и нормы температурного режима. Теплосеть должна обеспечить в квартире температуру воздуха не меньше 18 градусов, более точные показатели зависят от вида помещения.


    Нормы потребления многоквартирном доме тепловой энергии можно найти в постановлении 354.
    Исходя из сведений, предоставленных Ответчиком об объемах и суммах, предъявленных поставщиком тепловой энергии и начисленных гражданам МКД и размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД составил year год Расчетный месяц Потреблено Гкал. на отопление по УКУТу,показания карточки (гКалл) Тариф (руб.) Стоимость отопления по УКУТу (руб.) 1 2 3=1х2 январь gkal_1 tarif summa_1 февраль gkal_2 summa_2 март gkal_3 summa_3 апрель gkal_4 summa_4 май gkal_5 summa_5 сентябрь gkal_6 summa_6 октябрь gkal_7 summa_7 ноябрь gkal_8 summa_8 декабрь gkal_9 summa_9 Итого: summa_itog Б) — общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м); Площадь квартиры Истца составляет area1 кв.м. В) — общая площадь всех помещений в многоквартирном доме (кв. м).

    Подборка ответов на вопросы о корректировке платы за отопление.

    Предварительная публикация данных по корректировке принесла ожидаемые плоды – появилась обратная реакция. И не только от управляющих компаний, жителей и контролирующих органов, но и от журналистов.

    Вопросы, в целом, однотипные – почему проводятся корректировки, как считаются, что делать, чтобы уменьшить суммы корректировок и т.д. Мы сгруппировали вопросы по своему содержанию и подготовили ответы.

    На каком основании проводятся корректировки?

    Корректировка платы за отопление проводится согласно п. 3(2) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354(далее Правила №354).

    Как часто проводятся корректировки?

    Корректировка проводится ежегодно, в первом квартале года, следующего за расчетным годом.

    Все ли дома попадают под корректировку платы за отопление?

    Нет, не все. Корректировка платы проводится в домах, оборудованных общедомовым прибором учёта тепловой энергии.

    Как определяется размер корректировки платы за отопление?

    Методология определения размера платы за отопление и проведения корректировок дана в вышеуказанных Правилах. В общем и в целом считается следующим образом:

    Для расчёта объёмов потребления тепла берутся данные прошедшего года – норматив потребления тепла и фактическое потребление тепла. Из нормативной величины потребления тепла вычитается величина фактического потребления за прошедший год. Разность - это базовая величина для корректировки размера платы.

    При проведении расчёта платы берутся ФАКТИЧЕСКИЕ данные потребления тепла за 1 и 2 полугодие отдельно, умножаются на соответствующий тариф (тарифы 1 и 2 полугодия разнятся, 1590,90 руб. и 1695,11 руб. соответственно), затем складываются. Из полученного результата вычитается суммарное начисление в течение года – это и есть величина корректировки. Эта сумма делятся на общую площадь жилых помещений, в результате появляется размер корректировки платы на 1 кв. м. жилой площади.

    Откуда берутся данные для проведения расчётов?

    Нормативная величина определяется как объём потреблённого тепла за предыдущий год и разделённый на 12 месяцев. Так как в Удмуртии платят за тепло в течении всего года ежемесячно.

    Фактические данные определяются по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Показания передаёт управляющая компания. Коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом, за правильность его работы и техническое состояние отвечает управляющая компания.

    Информация по площади жилых и нежилых помещений есть в ГИС ЖКХ. Именно этими данными пользуются и в Удмуртском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», и в контролирующих органах. Информацию в ГИС ЖКХ загружает управляющая компания.

    Если общедомовой прибор учёта работал не весь отопительный период?

    В этом случае первые три месяца считаются исходя из исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ за отопительный период, а начиная с четвёртого месяца считают с применением норматива потребления тепла.

    Аналогично считают и в том случае, когда управляющая компания не предоставила данные приборов учёта.

    Что необходимо предпринять жителям, чтобы уменьшить размер корректировки?

    Есть два пути. Первый – провести мероприятия, направленные на снижение объёмов потребления тепла. Это совместная работа жителей и управляющей компании. Это может быть и установка вторых дверей в подъездах, и контроль работы элеваторного узла, и монтаж приборов погодного регулирования, и применение теплоизоляционных материалов при проведении ремонтных работ.

    Есть второй путь, позволяющий полностью уйти от ежегодных корректировок платы за отопление – переход на оплату по факту. Сегодня по фактическим затратам отопление оплачивают жители Можги и Воткинска. В 2018 году к ним присоединятся и жители Завьяловского района. Для перехода на новую систему оплаты жителям необходимо изъявить свою волю и добиться от администрации города принятия соответствующего решения.

    Обратилась жительница Екатеринбурга, с просьбой прояснить ситуацию, связанную с разногласием между руководством УК и собственниками квартир по поводу правомерности произведенной корректировки платы за отопление.В сфере жилищно-коммунального хозяйства сегодня идут долгожданные перемены. Все мы надеемся на то, что рано или поздно здесь удастся навести порядок. Добропорядочные УК и ТСЖ смогут извлекать свою выгоду в ходе эффективного и прозрачного управления МКД. А собственники многоквартирных домов заживут в максимально комфортных для них условиях, станут довольны и качеством, и стоимостью предоставляемых коммунальных услуг.

    И, надо признать, во многом это зависит от активности и неравнодушия каждого, будь то представитель ведомства, ресурсоснабжающей организации, УК либо обычный житель, собственник, потребитель.

    Жительница одного из домов в Екатеринбурге, находящегося по адресу пер. Сухумский, д. 2, председатель собственников жилья Рябова Ольга Николаевна написала письмо в редакцию с просьбой помочь прояснить и прокомментировать ситуацию, связанную с возникшим разногласием между руководством УК и собственниками квартир по поводу правомерности произведенной корректировки размера платы за отопление и, соответственно, суммы очередной платежной квитанции:
    В квитанции за май 2014 года жильцам нашего многоквартирного дома была произведена корректировка на «плюс» размера платы за отопление за весь период 2011 года.
    Отвечая в связи с этим на наше обращение, руководство управляющей компании РЭМП УЖСК Чкаловского района ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, в которых предусмотрена обязанность УК один раз в год производить корректировку размера платы за отопление (указанные правила действуют до 01.01.2015 г.).
    С просьбой разъяснить действия РЭМП УЖСК мы, жители дома, обратились в Управление Госжилинспекции Свердловской области. В ответе сообщалось следующее: «Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подп. «б» пункта 21 Правил № 307, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги не позднее 1 месяца после перерасчета (п. 27 Правил № 307). Таким образом, по итогам корректировки потребитель доплачивает или возвращает стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии только за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии».
    Правомерно ли поступает наша управляющая компания?

    Согласившись помочь жителям четырехэтажного дома № 2 переулка Сухумский в Екатеринбурге, мы решили обратиться с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию, прежде всего, еще раз в Управление Госжилинспекции Свердловской области, к заместителю начальника отдела контроля над предоставлением коммунальных услуг Елене БЕЛЯКОВОЙ, а также к нашему постоянному автору статей, опытному эксперту в сфере управления МКД, директору СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» Елене ГОСТИНИНОЙ.

    Елена БЕЛЯКОВА, заместитель начальника отдела контроля над предоставлением коммунальных услуг Управления Госжилинспекции Свердловской области :
    – Ответ на обращение ГЖИ в связи с этим вопросом в РЭМП УЖСК Чкаловского района был получен, к сожалению, точно такой же.
    Госжилинспекция не обладает полномочиями осуществлять проверку за 2011-й год. Полномочиями по контролю и надзору за деятельностью УК, за порядком начислений гражданам ГЖИ наделена с 1 сентября 2012 года (ранее их осуществлял Роспотребнадзор). Однако, мы все же внимательно изучили этот вопрос и, не имея возможности в этой ситуации сделать управляющей компании предписание, направили УК предложение о его добровольном урегулировании – добровольном удовлетворении имущественных требований граждан.

    Тем не менее, УК в свою пользу трактует соответствующий пункт законодательства и по-прежнему считает возможным проводить корректировку размера платы за отопление один раз в год. К сожалению, некорректность формулировки в данном случае имеет место. Кроме того, прямого запрета в 307-х правилах на проведение корректировки не в следующем году, а позже, нет.

    Защищая права потребителей, ГЖИ осуществляет трактовку документов в их пользу. Некоторые УК в этом вопросе с нами соглашаются, в то время как РЭМП УЖСК добровольно «сдаваться» не хотят. В данном случае на кону сумма довольно-таки приличная – порядка полторы тысячи рублей на платежную квитанцию каждой квартиры. И здесь мы можем только посоветовать потребителям, жителям дома № 2 в переулке Сухумский, обратиться в суд.

    Сам факт проведения корректировки осуществлен в полном соответствии с законодательством. Но вот с величиной и годом корректировки – вопросы спорные . От судебной практики зависит, в чью пользу будет вынесено окончательное решение.
    Конечно, когда у нас делают корректировку жителям на «минус», никто не жалуется и не возражает… Но надо понимать, что в двух-четырех-этажных домах затраты на отопление действительно очень большие. Это обыкновенная физика процесса. В «высотках» гораздо меньше требуется тепла на отопление одного квадратного метра. Чем больше дом, тем меньше он «обогревает улицу», лучше хорошо сохраняет тепло. В таком доме корректировка как раз может быть на «минус». Маленькие дома в этом смысле гораздо более энергозатратны, у них большие потери тепла. Поэтому, чтобы создать в них комфортные условия для проживания, положенные плюс 20°С, количество тепла необходимо затратить гораздо большее.

    Начисление за отопление сегодня осуществляется либо по нормативу, либо среднемесячному показателю за прошлый год. Так, если прибор учета работал целый предыдущий год, например 2010-й год, то, в соответствии с 307-ми Правилами, УК должна была вычислить средний расход за прошлый год ежемесячно (взять весь объем за отопительный период, поделить на количество месяцев отопительного сезона, получить средний показатель), и весь 2011-й год его предъявлять жителям. А по итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета за этот год, получить разницу между тем, сколько людям предъявили и сколько должны были предъявить. Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус». Если всех данных за предыдущий год нет, то весь год счета выставляют по утвержденному администрацией по нормативу, потом также берут показания прибора учета за текущий год и рассчитывают корректировку.

    С 1 января 2015 года в части отопления у нас вступает в силу 354 Правило, согласно которому оплата за отопление будет производиться в соответствии с текущими показаниями. Сколько счетчик за месяц покажет, столько по нему и будут выставлять, и потом уже не будет никаких корректировок. Потребили – получили. Январь – самый холодный месяц, и плата за отопление в этот период будет выше среднего. Зато по окончании отопительного сезона станет нулевой.
    Елена ГОСТИНИНА, директор СРО «Ассоциация управляющих и собственников жилья» :
    – Если говорить о правомерности применения перерасчета за услугу отопления за 2011 год, то существует срок исковой давности. И если ориентироваться хотя бы на него, то в данном случае он давно истек. И эта просроченная дебиторская задолженность должна закладываться в убытки управляющей компании. Если руководство УК не согласится с требованиями жителей, то они имеют право подать заявление в суд. Но если присяжные примут сторону УК, то задолженность будет включена в тарифы на жилищные услуги и распределена между жителями дома.

    Что касается задолженностей предыдущих периодов, то по окончании года формируется отчет о фактических объемах потребления тепловой энергии и делается сравнительный анализ с выставленными объемами в платежных документах. Разница величин и будет либо начислена сверх оплаченного объема, либо наоборот снизит величину оплаты.

    Например, нам распределено (указано в квитанциях в течение года) 90 Гкал, а по данным общедомового прибора учета фактическое потребление составило 100 Гкал, это значит, что при перерасчете образуется разница в 10 Гкал, которые мы потребили, но они не были учтены в платежах в течение года и, соответственно, данная сумма подлежит включению в платежный документ и распределению по всем собственникам.

    Обращаю внимание, что каждый собственник имеет право открыто получать полную информацию о начислениях. При возникновении сомнений в строчках платежного документа Вы можете обратиться в управляющую организацию или ТСЖ с просьбой о разъяснениях. Немаловажно, что во время рассмотрения вопроса о перерасчете собственнику не начисляются пени.

    Необходимо прививать знания о правовых основах нашим гражданам. Если жители МКД будут знать свои права, то, возможно, и нарушений со стороны УК у нас станет меньше. Давайте вместе к этому стремиться, говорить об этом чаще, и жители наших домов, в конечном счете, будут довольны!

    При непосредственном способе управления, когда люди выбирают прямые расчеты за коммунальные услуги, жители квартир подписывают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией. При этом существуют типовые договоры, утвержденные постановлением Правительства РФ, на основе которых можно сформировать свой вариант договора и направить в ресурсоснабжающую организацию.

    Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми выпустило памятку для тех, кто получил немыслимые счета за коммунальные услуги.

    Прежде всего, необходимо выяснить правомерность осуществления управляющей организацией самой корректировки. Если корректировки осуществлены не в соответствии с законодательством, жители должны защищать свои права в рамках гражданского судопроизводства.

    Если корректировка предъявлена в соответствии с законодательством, необходимо совместно с управляющей организацией искать причины перерасхода коммунальных ресурсов и принять меры по его снижению:

    Проверить исправность индивидуальных приборов учета и правильность передачи жильцами дома их показаний;

    В случае сомнений в правильности снятия показаний общедомовых приборов учета жители могут выбрать инициативную группу из жильцов дома, которая будет принимать участие в снятии этих показаний;

    Выявить незарегистрированных граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета. Однако только выявления недостаточно. В настоящее время суды неоднозначно расценивают ситуацию, когда с незарегистрированных граждан взимается плата за коммунальные услуги, так как доказать постоянное их проживание в данной квартире бывает затруднительно. В этой связи рекомендуем жителям инициировать внесение в договор управления многоквартирным домом пункта о порядке выявления таких жильцов.

    Активизировать работу по установке индивидуальных приборов учета в квартирах, не оборудованных указанными приборами учета.

    К сожалению, действующее законодательство не стимулирует управляющие организации самостоятельно устанавливать причины перерасхода коммунальных ресурсов. В этом, прежде всего, должны быть заинтересованы жители, так как на их плечи возлагается оплата этих сверхпотреблений. Сегодня собственникам нужно выстраивать отношения с управляющими компаниями. Безразличное отношение жильцов дает почву для «самодеятельности» управляющих компаний. Пока одни равнодушны к управлению своими домами, а другие пользуются этим равнодушием в своих интересах, ожидать улучшения ситуации невозможно. Необходимы перемены в сознании собственников.

    Большинство жителей полагает, что установив индивидуальный прибор учета в квартире, они должны оплачивать только тот объем ресурса, который зафиксировал этот прибор, жители, проживающие в квартирах без индивидуальных приборов учета – только по нормативу. Однако существует еще общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов, который фиксирует потребление коммунальных ресурсов в целом по дому. И вот здесь жители каждого конкретного дома должны понимать, что оплатить они должны весь объем ресурса, который потреблен многоквартирным домом и зафиксирован общедомовым прибором учета.

    Для этих целей Правительством РФ предусмотрены корректировки размера платы за коммунальные услуги, которые представляют собой распределение между гражданами объемов коммунальных ресурсов, оставшихся не предъявленными к оплате жителям многоквартирного дома. Причем это распределение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. В этой связи в целях защиты прав потребителей коммунальных ресурсов утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, в котором прописано, по каким формулам и за какие периоды должны производиться корректировки в каждом конкретном случае в зависимости от наличия или отсутствия в доме общедомового и индивидуальных приборов учета.

    Рассмотрим ситуации, при которых законодательством предусмотрены корректировки размера платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, а также водоотведение).

    1. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета коммунального ресурса.

    Жителям, имеющим индивидуальные счетчики, начисление платы за горячую, холодную воду и водоотведение ежемесячно должно осуществляться по формуле № 9 указанного постановления, которая предполагает оплату не только объема потребленного ресурса внутри квартиры, но и разницы, возникающей между объемом воды по показаниям общедомового прибора учета, объемом воды, предъявляемого к оплате по нормативу и объемом воды по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах (разница распределяется пропорционально фактическому потреблению коммунальных ресурсов, зафиксированному индивидуальным прибором учета).

    Жильцам, не имеющим индивидуальным счетчиков, плата за горячую, холодную воду и водоотведение рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг. При этом 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором управления - 1 раз в год, осуществляется корректировка размера платы за коммунальные ресурсы по формуле № 4 (разница распределяется пропорционально площади занимаемого жилого помещения).

    2. Многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета коммунального ресурса.

    Жителям, имеющим индивидуальные счетчики, начисление платы за горячую, холодную воду и водоотведение должно осуществляться по показаниям индивидуальных приборов с последующей корректировкой 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором управления - 1 раз в год, по формуле № 4.

    Жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, начисление платы за коммунальные услуги осуществляется по нормативам потребления коммунальных услуг. Проведение корректировки размера платы для этой категории граждан законодательством не предусмотрено.

    Особо следует отметить, что проведение корректировок размера платы за коммунальные услуги должно осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. В случае, если в договоре управления многоквартирным домом периоды выставления корректировок не оговорены, их проведение должно осуществляться в соответствии с указанными Правилами.

    Сроки проведения корректировок. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 конкретный срок проведения корректировок размера платы не определен (предусмотрен только период – ежемесячно, или 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором управления - 1 раз в год). Пунктом 27 указанного Постановления установлено, что величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги, и рассчитанная в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

    Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

    В идеале корректировка не должна быть большой (максимум до 5-10 процентов). Если в доме во всех квартирах установлены индивидуальные приборы учета, корректировка будет минимальной или ее не будет вовсе, так как разница между показаниями индивидуальных и общедомового прибора учета будет незначительной. Или если в квартирах, где нет индивидуальных приборов учета, все проживающие зарегистрированы. В этом случае корректировка тоже должна быть небольшой.

    В ситуации, когда корректировка размера платы значительно превышает фактически потребленный гражданами объем ресурса, необходимо искать причину расхода коммунальных ресурсов, который остался неоплаченным жителями. Причины могут быть самыми разными. Это и неверно переданные показания индивидуальных приборов учета в случае их занижения, и перерасход воды жителями, не установившими приборы учета. Огромный перерасход коммунального ресурса в многоквартирном доме выходит в случаях, когда в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, проживают незарегистрированные граждане. В таких случаях получается, что в виде корректировки размера платы за коммунальные услуги жители оплачивают коммунальные услуги, потребленные этими незарегистрированными соседями.

    Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.5.2006 № 307. В частности, из подп. “а” п. 19 Правил было исключено последнее предложение. Эта норма устанавливала необходимость проведения исполнителем корректировки размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам, который также признан утратившим силу.

    Многие исполнители коммунальных услуг в течение нескольких лет вообще не занимались корректировками платы за отопление в соответствии с подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). Другие исполнители проводили корректировки только в случае, если собственники и наниматели должны были доплачивать им за отопление. Такая избирательность объясняется укоренившейся привычкой организаций ЖКХ нарушать законодательство, отсутствием должного контроля со стороны прокуратуры, государственного жилищного надзора, органов Роспотребнадзора, невысокой правовой грамотностью потребителей, популистскими высказываниями руководителей разного уровня о недопустимости корректировок. Реализация положения о проведении корректировок вызывает определенные вопросы.

    Правомерно ли проведение корректировки платы за отопление по Правилам № 307 после внесения в них изменений постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354? Несмотря на то, что новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), уже скоро вступят в действие, этот вопрос представляется актуальным. И не только в связи с тем, что правильность расчета платы за коммунальные услуги затрагивает права потребителей и обязанности исполнителей. Часто условия договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с теплоснабжающими организациями, содержат алгоритм расчета стоимости потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, аналогичный алгоритму, заложенному в Правилах № 307, включая корректировку платы за тепловую энергию. Поэтому вопрос о влиянии изменения Правил № 307 на установленный ранее порядок расчетов вполне актуален.

    Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

    До внесения поправок в подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 исполнитель был обязан провести корректировку платы за отопление. Нормы подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 императивные, обязательные, а не диспозитивные. Исполнитель не имел права отказаться от проведения такой корректировки ни единолично, ни по решению общего собрания собственников помещений, ни по решению органов управления товарищества или кооператива, ни в случае, когда возможность такого отказа была указана в договоре управления, ни по указанию органов местного самоуправления или органов государственной власти региона. Причем даже тогда, когда собственники и наниматели были обязаны доплатить за отопление. Однако следует отметить, что и от возврата излишне уплаченной собственниками и нанимателями платы исполнитель не имел права отказываться тогда, когда необходимость такого возврата вытекала из результатов расчета размера корректировки платы за отопление.

    При принятии исполнителем решения о проведении ежегодной корректировки платы за отопление необходимо сопоставить размер корректировки с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такой индекс устанавливается на очередной финансовый год по муниципальным образованиям и выражается в процентах (индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размеров платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года). Понятие “предельные индексы” ввел Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6). Было установлено, что “размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей”. Эта норма вводит ограничение для определения размера суммарной платы за коммунальные услуги. Расчетным периодом по оплате коммунальных услуг является месяц. Представляется, что в этом случае сумму корректировки платы за отопление неправильно расценивать, как это иногда бывает, в качестве 13-й платежки за отопление. Смысл корректировки заключается в уточнении ежемесячных платежей, которые определялись исходя из нормативов потребления без учета реальной температуры наружного воздуха.

    Исполнитель может проводить корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением – один раз в год. Ни прежняя, ни новая редакции Правил № 307 не устанавливали конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку). Она могла производиться один раз в год как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т. е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года). Если период корректировки не совпадает с календарным или бюджетным годом, то в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ исполнитель обязан сравнивать динамику платежей за все коммунальные услуги за соответствующий месяц с предельным индексом, установленным на соответствующий финансовый год. Дело в том, что тарифы, влияющие на стоимость коммунальных услуг, устанавливались, как правило, с 1 января и до 31 декабря. При сравнении необходимо сделать вывод о наличии (или отсутствии) превышения таких суммарных платежей по действующим в текущем году тарифам на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса над суммарным платежом за тот же перечень и объемы коммунальных услуг по тарифам, действующим на конец предыдущего финансового года. Превышение не может быть больше установленного предельного индекса. Соответственно, нельзя сравнивать с установленным предельным индексом только изменение платы за отопление.

    Изменения подп. “б” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 вступили в силу с 7 июня 2011 г. В связи с этим у отдельных исполнителей возникли следующие вопросы: можно ли провести корректировку платы за отопление после этой даты, но за месяцы предыдущего отопительного периода; можно ли с 7 июня 2011 г. сделать корректировку за период с 1 января до 14 апреля 2011 г.?

    Поскольку норма об отмене корректировке платы за отопление при отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии формально уже не действует, практиками высказывалось сомнение, не придается ли обратная сила положениям постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – постановление № 354).

    Гражданским кодексом РФ установлено, что “акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие” (п. 1 ст. 4) и уточняется, что “договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров” (п. 4 ст. 421, ст. 422). Необходимо отметить, что в рассматриваемом в настоящей статье случае, во-первых, подп. “б” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 в новой редакции применяются к отношениям по оплате коммунальных услуг, которые возникают после введения в действие изменений. То есть поправками никак не затрагивается определение размера ранее произведенных платежей за отопление – ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Просто, начиная с 7 июня, Правительством РФ исключено на будущее время основание для корректировки. Во-вторых, изменения, вносимые в Правила № 307 постановлением № 354, не содержат требований об изменении ранее заключенных гражданско-правовых договоров в отношении изменения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и (или) за коммунальные ресурсы.

    Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в т. ч. порядок корректировки платы за коммунальную услугу отопления императивно определяется постановлением Правительства РФ (в настоящее время – Правилами № 307) на основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Определять размер платы за коммунальные услуги можно только так, как это устанавливают действующие в соответствующий момент времени правила предоставления коммунальных услуг. Изменять договором управления, равно как и любым гражданско-правовым договором, императивные нормы действующих правил нельзя. Это будет противоречить п. 4 ст. 421 ГК РФ. Иными словами, даже если в договоре управления по решению общего собрания собственников помещений или решением управляющего будет установлен какой-то иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (например, вводить или отменять корректировку, изменять формулы), чем установленный Правительством РФ, то после такого изменения положений правил для расчета платы за коммунальные услуги все равно должен применяться порядок, установленный Правилами № 307. Исполнитель не может поступить иначе.

    Для многоквартирных домов, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установлен следующий порядок применения п. 19 Правил № 307 (в ред. постановления № 354):
    а) с 7 июня 2011 г. исполнитель не может: один раз в год осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу отопления (данные о размере такой корректировки не могут отражаться в выставляемых платежных документах); выставлять суммы доплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения 2 к Правилам № 307 (суммы такой корректировки не могут взыскиваться с потребителей даже в том случае, если корректировка приходится на время действия прежней редакции подп. “а” п. 19 Правил и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307);
    б) с 7 июня 2011 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда не обязаны оплачивать суммы перерасчета, если корректировка приходится на время действия новой редакции подп. “а” п. 19 Правил и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307, и не имеют права требовать возврата (зачета в счет будущих платежей) сумм переплаты, рассчитанных с использованием формул 2 и 4 приложения 2 к Правилам № 307 (если такие переплаты были).

    Если плата за коммунальные услуги начислялась и выставлялась в соответствии с порядком, установленным Правилами № 307, то в силу положений ст. 157 ЖК РФ, ст. 4 и 422 ГК РФ ее нельзя пересчитывать по новым формулам приложения 2 к Правилам № 307 после вступления в силу рассматриваемых изменений. Начисление платы за коммунальную услугу отопления с учетом корректировки и отражение перерасчета в выставляемых платежных документах в случае, указанном в п. 19 Правил № 307, были правомерны только до 6 июня 2011 г. (включительно), когда такая возможность была предусмотрена Правилами № 307.