Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Кто контролирует рестораны. Отказать в проведение проверки собственник кафе или ресторана может при. Что делать, чтобы повысить качество

    Кто контролирует рестораны. Отказать в проведение проверки собственник кафе или ресторана может при. Что делать, чтобы повысить качество

    Наверное, почти каждый ресторатор из Украины слышал, что с 5 октября 2018 года начнется новая волна ужесточения мер по борьбе с неоформленными работниками. Для владельцев бизнеса это означает, что увеличится количество проверок .

    Текст официального распоряжения Кабинета Министров.

    Для российских рестораторов проблема тоже стоит остро

    Проверки Государственной инспекции труда в России всегда актуальный вопрос. Сейчас небольшая «передышка» - до 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки юрлиц и ИП, которые относятся к малым предпринимателям.

    Текст статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    А что будет после 31 декабря? Пока нет информации по этому поводу, но лучше подготовиться к проверкам заранее.

    Еще один важный момент, начиная с 2017 года Роструд может официально проводить проверки, предусмотренные Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства. Поэтому от внезапных «гостей» никто не застрахован. К тому же, Инспекция труда в РФ может проверять любого работодателя, независимо от того, сколько работников у него трудится.

    Итак, что делать, если к вам в заведение пришла с проверкой Инспекция труда?

    Чтобы избежать ошибок и быть готовыми к таким малоприятным форс-мажорам, наши юристы собрали основные советы, которых вам стоит придерживаться во время проверки.

      Первое и самое важное - обязательно проведите беседу с каждым сотрудником. Можно поручить это управляющему, главное, чтобы они знали как им вести себя при проверках, свои права и обязанности.

      Объясните, что они могут говорить проверяющим: «Я имею право не отвечать на поставленные вопросы». У них также нет обязанности подписывать какие-либо документы, предоставленные проверяющими. Вариант ответа на подобные просьбы: «Прошу прощения, но у меня нет полномочий и я не обязан подписывать документы».

      Лучше всего на все вопросы отвечать единственной фразой: «На все ваши вопросы ответит директор».

    Общее правило - действовать по инструкции. Исключите вариант, когда работники принимают решения самостоятельно. В случае проверки, все решения принимает только директор ресторана, кафе или бара.

    Запомните, когда сотрудник находится на своем рабочем месте: кухне, зале, веранде или даже просто выносит мусор в бак на заднем дворе, он - подчиняется только директору, а не работникам контролирующих органов.

    Если работники не знают, что делать и как поступить, чтобы не навредить себе и заведению, лучше идти в «глухую оборону»:

      прекратить общение;

      не выдавать никаких документов;

      не подписывать никаких документов;

      ждать указаний директора.

    Что делать собственнику или управляющему ресторана при проверке?

    Первое, дайте знать вашему юристу и бухгалтеру, что к вам нагрянула проверка. Если у вас нет таких, то советуем обзавестись контактами профильных специалистов, которые смогут вам помочь.

    Не стоит нервничать, спокойно возьмите контроль над ситуацией и попросите проверяющих не мешать работе заведения. Скажите, что вы сами ответите на все вопросы и предоставите документы.

    Для начала выясните цель визита и основания для проверки . Затем, проверьте срок проведения инспекционного посещения. Возможно, к вам пришли слишком поздно или не в назначенный срок.

    И только потом, основываясь на предоставленных документах и консультации юриста, принимайте решение про допуск или недопуск проверяющих к рабочим зонам заведения.

    Если оснований для недопуска к проверке у вас нет, подготовьте проверяющему инспектору труда рабочее место для работы с документами заведения.

    Общий принцип - берите инициативу в свои руки и будьте «ведущим» в ситуации, а не тем, кого «ведут». Не переживайте, вы в своем заведении и здесь вы главный.

    Отказать в проведение проверки собственник кафе или ресторана может при:

      отсутствии служебного удостоверения у проверяющих;

      превышении сроков проведения инспекционного посещения;

      несоответствии формы служебного удостоверения инспектора труда утвержденного образца.

    Официальный образец удостоверения для Украины.

    Официальный образец для России.

    Какие договоры могут потребовать во время проверки?

    Многое зависит от выбора правовой формы ООО или ФЛП (ИП для России), и на какую из них оформлены ваши сотрудники. Варианты:

      Трудовой договор. Для оформление трудовых отношений.

      Договор подряда. Для выполнения конкретных работ с ФЛП (ИП для России).

      Гражданско-правовой договор. Для заключения конкретных работ с физлицами.

    Как лучше организовывать работу в заведении общепита решать только вам. Ориентируйтесь на ваши текущие потребности и объемы работы заведения.

    Очень частый вопрос, который задают почти все предприниматели.

    Сколько человек должно быть трудоустроено?

    Количество людей трудоустроенных, либо выполняющих работу по гражданско-правовому договору или договору подряда - законом не предусмотрено. Поэтому каких-то ограничений здесь нет.

    Штрафы за неоформленных сотрудников в кафе и ресторане

    Начнем с Украины. на 2018 год дает такую информацию:

    3-кратный размер минимальной зарплаты или 11 169 грн.

      За нарушение установленных сроков выплаты заработной платы и других выплат, более чем за один месяц.

      Выплату заработной платы в неполном объеме.

      Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде.

      Создание препятствий в проведении такой проверки.

    Небольшой совет . Если по какой-то причине у вас нет всех документов в заведении и вы не можете их предоставить в кратчайшие сроки, как вариант, - лучше заплатить этот штраф. Так вы получите небольшую отсрочку для подготовки нужных договоров и не «попадете» на более крупный штраф.

    100-кратный размер минимальной зарплаты или 372 300 грн.

    Если вы не допустили комиссию к повторной плановой проверке или создали препятствия в ее проведении. Также вам грозит подобный штраф, если Инспекция труда выявила нарушения после окончания срока отсрочки на сбор документов.

    10-кратный размер минимальной зарплаты или 37 230 грн.

    За каждого работника

    30-кратный размер минимальной зарплаты или 111 690 грн.

    За каждого работника , в отношении которого совершено нарушение:

    Штрафы для России

    Здесь палитра взыскания гораздо богаче. Большую часть штрафов можно посмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях . Основные и самые частые из них мы выделили в статье:

    Уклонение от оформления, либо ненадлежащее оформление трудового договора

    До 100 000 рублей за первое нарушение и до 200 000 рублей за повторное.

    Нарушение требований охраны труда

    До 80 000 рублей за каждого человека при первом нарушении и до 200 000 рублей при повторном.

    Непроведение СОУТ (специальная проверка условий труда) или нарушения при проведении СОУТ

    До 80 000 рублей при первом нарушении и до 200 000 рублей за повторное.

    Допуск к работе сотрудника, не прошедшего обучение по охране труда или медосмотр

    До 130 000 рублей при первом нарушении и до 200 000 рублей за повторное нарушение.

    Невыполнение предписания ГИТ (Государственной инспекция труда) или выполнение не в срок

    До 200 000 рублей.

    Отдельно идут штрафы за сокрытие страхового случая на производстве. Для должностные лица – от 500 до 1000 руб., юрлица - от 5000 до 10 000 руб

    Согласно УК РФ , за нарушение трудового законодательства владелец заведения может нести и уголовную ответственность. В том числе, работодателю могут назначить штраф:

      до 200 000 руб. за увольнение беременной женщины или женщины, у которой есть дети в возрасте до 3-х лет;

      до 80 000 руб. за невыплату заработной платы работникам свыше 2-х месяцев;

      до 200 000 руб. за нарушение требований техники безопасности, из-за которых был нанесен тяжкий вред здоровью сотрудника.

    Что делать если проверяющие установили нарушения?

    Если у вас до этого момента не было юриста, обязательно найдите человека, который будет профессионально защищать ваш бизнес.

    Штрафы немалые и, чем больше у вас сотрудников, тем значительнее они могут повлиять на ваш бюджет. Поэтому экономить на юристе не стоит.

    И еще один важный момент - факт установления нарушение не означает автоматический штраф. Вы всегда можете его оспорить. Для этого нужно:

      Подать жалобу на акт (предписание или постановление) вышестоящему должностному лицу, начальнику вашего проверяющего.

      Или обратиться за защитой нарушенных прав в суд с иском о признании предписания или его части незаконным для его отмены.

    На момент проведения проверки функционировали 57 объектов, 9 объектов были закрыты в связи с прекращением своей деятельности.

    В ходе проведенных мероприятий по контролю в проверенных организациях общественного питания были выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области защиты прав потребителей.

    Основными из них явились:

    1. неудовлетворительное санитарно-техническое состояние отдельных помещений, а именно: полы в обеденных залах и на линии раздачи в сколах и выбоинах, стены в складских помещениях требуют проведение косметического ремонта - (Ресторан Иль Патио ул. Волхонка,д.13,стр.10); (Офисное кафе ул. Душинская, д.7); (Шереметьево: Московская область, г. Химки, Шоссе Международное, стр. 1, владение 2 (Терминал D аэропорта Шереметьево) ресторан Мама Раша ВВЛ; Бар Т.Ж.И. Фрайдис Московская область, г. Химки, Международное шоссе, стр. 1, владение 2, (МВЛ); Ресторан Иль Патио Московская область, г. Химки, шоссе Международное, стр. 1, владение 2, (ОЗВ);
    2. не обеспечена поточность технологических процессов, а именно: имеется встречное движение готовой продукции с необработанными фруктами и зеленью (РК ул. Б. Черкизовская, д.6, стр.1), а также не выделены: отдельный стол, место, разделочный и производственный инвентарь для обработки сырой птицы (Ресторан «Планета Суши» и Ресторан «Иль Патио» ул. Вавилова, д.3);
    3. не соблюдение температурного режима хранения продуктов питания: в холодильных витринах для реализации салатов и холодных закусок, пива, в кегах «Гиннесс» хранилось при температуре +25 гр.С, при норме +10+20 гр.С, (Ресторан Фрайдис, Москва, Площадь Киевского вокзала,д.2), в столовых и на линии раздачи температура составляла +8 гр.С, +9 гр.С, при норме не более +6гр.С (Столовая и буфеты Проспект Вернадского, д.82, стр. 1,2,3), «соусов для миксования риса» (хранился в производственном помещении без охлаждения при температуре +28 гр.С, необходимая температура хранения от 0 до +20 гр.С (РК Ленинградскоешоссе, д.16, стр.4),атакже очищенного картофеля (РК ул. Б. Черкизовская, д.6, стр.1);
    4. отсутствие маркировки на разделочных досках и ножах, в соответствии с видом обрабатываемого продукта (нож - Ресторан «Иль Патио» ул. Люблинская, д.153), а также часть маркировки не соответствует требованиям санитарных правил (жёлтая доска с.п. – сырая птица, белая доска г.п. – готовая продукция, белая доска ж.к.- жареная курица) (РК Шереметьево Шоссе Международное, стр. 1, владение 2, (Терминал D аэропорта Шереметьево) стерильная зона, левое крыло; Ресторан «Т.Ж.И. Фрайдис Московская область, г. Химки, Международное шоссе, стр. 1, владение 2(МВЛ); Ресторан Иль Патио Московская область, г. Химки, шоссе Международное, стр. 1, владение 2, (ОЗВ);
    5. не соблюдение порядка применения и хранения моющих и дезинфицирующих средств (РК Шереметьево Ресторан «Иль Патио» Шоссе Международное, стр.1, владение 2, ОЗВ);
    6. нарушение Правил оказания услуг общественного питания, выразившееся в не предоставлении возможности ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания, а также в меню предоставляемом посетителям, отсутствуют сведения о составе, калорийности и пищевой ценности предлагаемых пищевых продуктов (РК г. Москва, ул. Дмитрия Донского, д.11); Ресторан «Иль Патио» Московская область, г. Химки Шоссе Международное, стр. 1, владение 2, МВЛ; (РК ул. Гарибальди, д. 23); (Ресторан «Иль Патио» и Ресторан «Планета Суши» Ленинский проспект 68/10); (РК ул. Дмитрия Донского, д.11) и др.

    В ходе проверки снято с реализации 13 партий продукции с признаками порчи, истекшими сроками годности, без маркировки (мясо – сырьё, холодные закуски), а также яйцо столовое – 120 штук.

    Плановые проверки проводились комплексно с применением лабораторных исследований пищевого сырья, готовой продукции, проб воды, упаковки, смывов с рук персонала, оборудования и инвентаря на базе ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в административных округах города Москвы.

    1. На соответствие требованиям: Технического Регламента Таможенного Союза (ТР ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Федерального закона от 12.06.2008г №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», Технического Регламента Таможенного Союза (ТР ТС) 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию», а также «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» исследован 371 образец продовольственного сырья и пищевых продуктов на соответствие, из них:

    • из 168 исследованных образцов кулинарных изделий, в том числе нетрадиционных, 3 образца (1,8%) по микробиологическим показателям не соответствовали требованиям;
    • из 21 исследованного образца свежевыжатого сока 2 образца по микробиологическим показателям не соответствовали указанным требованиям;
    • из 38 исследованных образцов салатов 3 образца по микробиологическим показателям не соответствовали обязательным требованиям;
    • из 14 исследованных образцов иной продукции 1 образец (кетчуп) по микробиологическим показателям не соответствовал указанным требованиям;
    • 21 образец мясной продукции, 4 образца мяса птицы, 30 образцов молочной продукции, 33 образца рыбы, 2 образца кондитерских изделий,4 образца муки, крупы, зерна, 6 образцов овощей, 2 образца растительных жиров, 20 образцов безалкогольных напитков и 8 образцов алкогольных напитков, соответствовали требованиям по всем исследованным показателям.

    2. На соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011 исследованы 14 образцов упаковочных материалов - все соответствовали требованиям регламента.

    3. На соответствие требованиям «СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» - исследованы 18 образцов водопроводной воды - все соответствовали требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности питьевой воды.

    4. Исследовано 397 смывов с инвентаря на соответствие МУ 2657-82. «Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами» - из них в 6 (3%) (в т.ч. с рук персонала – в 2, с инвентаря – в 4) были обнаружены БГКП (бактерии группы кишечной палочки), что может свидетельствовать о нарушении режимов обработки инвентаря и низком уровне санитарной культуры персонала.

    В связи с выявленными нарушениями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей по результатам проверок:

    • Управлением вынесено 95постановлений о назначении об административных правонарушениях по статьям: 6.3; 6.4; 6.6; 8.2; ч.2 ст.9.16; 10.8; ч.1 14.4; ч.1 14.5; 14.7; ч.1 ст.14.8; 14.15, ч.3ст.14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: (25 - на юридическое лицо и 70 - на должностное лицо) на общую сумму 831 000 рублей.
    • 14 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации переданы в суды по подведомственности для вынесения решений.

    Генеральному директору ООО «Росинтер Ресторантс», руководителям проверенных предприятий даны предписания должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарных требований, а также предписания о прекращении нарушений прав потребителей.

    18.11.2013г. руководителем Управления Роспотребнадзора по г.Москве Андреевой Е.Е. проведено совещание с руководством сетевой компании по общественному питанию ООО «Росинтер Ресторантс», на котором обсуждены результаты проведения плановой проверки. Руководитель Управления потребовала от руководства ООО «Росинтер Ресторантс» принять меры по приведению сети ресторанов в соответствие с требованиями действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Информация о результатах проверки направлена в Департамент торговли и услуг г. Москвы.

    Проверка кафе контролирующими органами — с этим весьма неприятным событием рано или поздно сталкиваются все рестораторы. И, конечно же назвать сей процесс одним из самых прекрасных моментов в жизни кафе - однозначно нельзя=)) Проверки выматывают кучу нервов, а порой и заканчиваются чрезвычайно ощутимыми потерями финансов. А возможно ли подготовиться к проверкам? Или быть может их избежать?

    Ну, хотелось бы начать с того, что «по идее» ваше заведение должно быть идеально готово к проверкам с момента его открытия, причем постоянно находясь в этой кондиции.

    Но всё таки это совсем уж прекрасно-идеальный вариант, который на практике увы, весьма сложно достигаем. И во многом «благодаря» тому, что прийти на проверку к вам в заведение согласно нашему законодательству может около 50 контролируемых органов.

    Цифра кажется, безусловно, пугающе сумашедшей. Но не все так страшно происходит на практике. И шансы, что именно к вам придут представители всех 50 контролирующих органов все таки очень малы. А точнее даже хотелось заметить следующее: конкретный и ощутимый «наплыв проверяльщиков» все таки преимущественно бывает в тех заведениях, которые «успешно заказывают» недоброжелатели. Во всех остальных же случаях проверки носят более спокойный и «редкий» характер. И, преимущественно «наведываются» в кафе с проверкой представители налоговых, полиции и роспотребнадзора.

    А какие же проверки могут быть и с какой частотой?

    Существуют плановые и внеплановые проверки.

    Начнем с плановых. Благодаря чудесному закону «О Защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые проверки кафе различными органами возможны лишь 1 раз в три года. Точкой отсчета в данном случае служит государственная регистрация ИП или юридического лица, последняя плановая проверка или начало осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением.

    И вот как эти три года подойдут к концу, можно смело ждать уведомления, которое должно появиться у вас за 3 рабочих дня до начала проверки. Кроме того, благодаря тому, что и наше «органы» наконец то активно осваивают интернет, можно обнаружить план проверки своего предприятия и на сайте Генпрокураторы, которая 31 декабря выкладывает перечень организаций, которые и планируются проверить в следующем году.

    Что касается внеплановых проверок…

    Вот они то могут проходить как и следует из названия проверок практически в любой момент. А о количестве надзорных органов я уже писала чуть выше.

    Но внеплановая проверка не осуществляется просто так по неожиданному «озарению» какого либо инспектора в какой либо инстанции (хотя казалось бы и такое случается, но тем не менее даже для подобного «озарения» нужен повод -в виде реального заявления или не видимый - «звонок друга»=)) . Более официальный повод, а именно - жалоба или заявление кого-либо из «пострадавших» в вашим заведении. Хотя, из-за такой условно говоря «абстрактности» перечня оснований - провести внеплановую проверку в заведении общепита довольно таки легко.

    И вот что же нам говорит закон о проведении внеплановой проверки:

    Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ

    (ред. от 02.11.2013)

    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

    Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

    1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

    2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

    1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

    3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    (п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    Насколько реально появление представителей всех контролирующих органов и Роспотребнадзора, Ростехнадзора, и МВД, и ФМС, и МИНтруд, и Минсельхоз и прочее? Ну, чаще всего практически одновременное появление представителей контролирующих органов различных инстанций является знаком того, что ваше кафе, условно говоря «заказали». Просто так одновременно толпой они все таки к Вам не придут=))

    Что касается сроков уведомления о внеплановой проверки. Предприятие общественного питания должно быть уведомлено о внеплановой проверки за 24 часа до ее проведения.

    И, ещё, кстати помните о том, что каждый из надзор органов имеет свою компетенцию, то есть представитель Роспотребнадзора в принципе не имеет право требовать документы на ККМ. А также, если он появился по жалобе одного из клиентов, то и должен проверять только то, на что поступила жалоба. Грубо говоря, если ваш клиент отравился крылышками, то и проверять должны именно крылышки, а не начинать искать микробы в туалетах.

    И рассказывая о проверяющих органах, не могу не упомянуть о таком относительно новом явлении, как общественные организации, чьи представители порой с ярко выраженным удовольствием наведываются в заведения общественного питания по всей стране.

    Какие права и обязанности они имеют? И чем «страшны» для рестораторов?

    Во-первых, они все таки не столь «могущественны» как порой представляются их представители, уж извините за тавтологию =)). Выдавать предписания или выписывать штрафы они не имеют никаких законных оснований. Но вот взять и провести независимую экспертизу они вполне могут. И если, например, результаты покажут сомнительное качество ваших блюд и продуктов, то начать активные действие действия уже через официальные надзорные органы они вполне могут. В связи с чем, помните, что после посещения вашего кафе общественников велика вероятность возникновения и внеплановой проверки (это конечно же в том случае, если в заведении не так уж и «всё чисто»). Как же с ними лучше всего себя вести? Безусловно, вежливо, но при этом и решительно, помня о том, что в производственные заведения вход без санкнижки, маски и халата – строго воспрещен, в том числе и «общественникам».

    И в завершении хотелось бы написать вот о чем… Проверочная закупка Да, она действительно проводится. Но делать это может лишь сотрудник МВД и то при наличии предписании, в котором будет указана и цель проверки. Все остальные «проверяльщики» делать это имеют право только в присутствии того самого сотрудника МВД. Без него приобретать продукцию, а потом весело сообщать сотрудникам вашего заведения, что они только что совершили контрольную закупку (бывшее название закупки, сейчас она называется проверочной) и начинать «махать» в воздухе красными корочками с трудночитаемыми названиями организаций, откуда они якобы пришли – никакие «представители» не имеют прав.

    Ведение предпринимательской деятельности в виде кафе или закусочной имеет определенные нюансы не только организационного, но и юридического характера. В первую очередь, предпринимателя интересуют вопросы соблюдения требований законодательства: законности оформления деятельности заведения общественного питания, получения специальных разрешений, соответствия санитарно-гигиеническим нормам, качественного предоставления услуг потребителям. Немаловажно знать ответственность в случае несоблюдения тех или иных законодательных предписаний.

    Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора?

    1. Наличие документов о регистрации ИП или юридического лица с видом деятельности «Услуги общественного питания», документ на право собственности или пользования помещением (договор аренды);
    2. Соответствие помещения нормам санитарии, пожарного надзора;
    3. Договор на дератизацию и дезинсекцию, договора на вывоз пищевых отходов и бытового мусора;
    4. Сроки годности продуктов питания, правила товарного соседства продуктов (отдельно мясо от рыбы, овощи от фруктов, сырые от готовых продуктов и т.д.), условия и места хранения, маркировку продуктов;
    5. Лицензии и сертификаты на определенную продукцию (мясо, рыба, спиртные напитки);
    6. Документы о прохождении медосмотра работниками (медицинские книжки);
    7. Наличие спецодежды работников;
    8. Производственное оборудование.

    Проверяя кафе или закусочную, сотрудники Роспотребнадзора руководствуются законами:

    1. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
    2. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
    3. "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

    Среди прочих документов, Вам понадобятся:

    • ХАССП для общепита
    • Сертификат по ISO 22000:2007
    • Сертификация услуг общественного питания

    Описание услуги

    Каким нормам должно соответствовать кафе?

    Открыть кафе может как индивидуальный предприниматель, так и юридического лицо.
    Для организации работы заведения важно выбрать помещение, соответствующее санитарным нормам. ГОСТ «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания» содержит нормы и правила, предъявляемые к общепитам.

    Требования Роспотребнадзора к кафе следующие:

    1. Под кафе может использоваться отдельно стоящее нежилое помещение, помещение в виде пристройки или встроенно-пристроенное помещение к зданиям. Размещение заведения общественного питания в районе промышленного объекта - допускается, если оно создано для обслуживания рабочих.
    2. Заведение строго должно соответствовать нормам шума, вибрации, звукоизоляции. Если кафе расположено около жилых домов, жители не должны испытывать ухудшение условий проживания.
    3. Территорию объекта целесообразно оборудовать под автотранспортную площадку, площадку для сбора бытовых отходов. В ночное время суток необходимо обязательно освещать объект.
    4. Помещение внутри должно быть оснащено системой вентиляции, канализации, водосточной системой. Вода должна соответствовать нормам санитарного контроля, установленным для питьевой воды. Объект должен иметь обособленный туалет, раковины для мытья рук, дезинфицирующие средства. Для персонала должны быть обустроены отдельные комнаты для туалета. Стены объекта должны иметь моющееся покрытие. Помещение должно содержаться в чистоте, поэтому в заведении обязательно должны быть сотрудники по уборке.
    5. Не разрешается нахождение в помещении животных и птиц.
    6. Посадочные места должны соответствовать норме площади на 1 посетителя - 1,6 м.кв.

    Каким нормам должна соответствовать закусочная?

    Требования Роспотребнадзора к закусочной аналогичны требованиям, предъявляемым кафе. Отличие закусочной от кафе в том, что в закусочной зачастую не предусмотрены посадочные места, а имеются высокие столики без стульев.

    В закусочной больше осуществляется продажа алкогольных напитков. Поэтому, в обязательном порядке должна быть оформлена лицензия на торговлю алкоголем.

    Проверка заведения общественного питания Роспотребнадзором

    Проводить проверку работы кафе или закусочной уполномочены сотрудники Роспотребнадзора - контрольного-надзорного органа санитарно-эпидемиологических норм. Может быть произведена плановая и внеплановая проверка. Стоит сказать, что в течении трех лет с момента открытия Роспотребнадзор не будет проверять заведение. Затем кафе или закусочная включается в список объектов, подлежащих плановой проверке. Плановая проверка проводится раз в 3 года.

    О предстоящих мероприятиях Роспотребнадзор не позднее трех дней до начала проверки письменно уведомляет администрацию кафе. Внеплановая проверка проводится в тех случаях, если в Роспотребнадзор поступила жалоба от потребителей. О внеплановой проверке предупреждается за 24 часа.

    В случае выявленных нарушений накладываются административные санкции, установленные КоАП РФ). В основном - это штрафные санкции или закрытие заведения на определенный срок. Деятельность кафе или закусочной может быть приостановлена на срок до 90 суток. А за нарушения, имеющие состав уголовного преступления, может применяться уголовная ответственность.

    Открывая кафе или закусочную важно заранее оформить все разрешительные документы. Имея все документы на кафе или закусочную, можно не бояться проверки Роспотребнадзора.

    Для кого эта услуга

    Как подготовить финансовую службу к выездной проверке? Как определить правильный алгоритм взаимодействия с налоговыми инспекторами? Что делать в конфликтных ситуациях?

    Ольга Карпова, адвокат и партнер Forward Legal

    Когда вы обязаны впустить налоговиков

    Итак, на пороге вашего офиса появились сотрудники налоговой инспекции. Они должны вручить вам решение о проведении выездной проверки. Убедитесь, что оно составлено на утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 форме и содержит обязательную информацию:

    • кого проверяют (наименование юридического лица, его ОГРН, КПП);
    • кто проверяет;
    • налоги, правильность исчисления которых будут проверять;
    • периоды, за которые проводится проверка.

    На решении о проведении проверки должна стоять подпись руководителя налогового органа или его заместителя. Если решение оформлено правильно, проверьте, что к вам в офис пришли именно те специалисты, которые указаны в нем. Для этого они должны предъявить вам свои служебные удостоверения. В состав проверяющих могут входить сотрудники как налоговой инспекции, так и органов внутренних дел (их довольно часто привлекают к участию в проверках). Но все они должны быть перечислены в решении. Тех, кто не упомянут в нем, вы вправе не пропускать.

    Важно. Вы вправе не допускать в компанию сотрудников налоговой инспекции до того момента, пока они не предъявят вам свои удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

    Какие условия нужно обеспечить проверяющим

    В день появления сотрудников инспекции вам нужно наладить с ними рабочие отношения и обсудить, как будет построена работа. Если у вас есть свободные служебные помещения рядом с финансовой службой или бухгалтерией, целесообразно предоставить их инспекторам. Это позволит вашим сотрудникам оперативно обмениваться информацией с ними. Помните, что вы не обязаны предоставлять в распоряжение проверяющих оргтехнику, канцелярские принадлежности и какие-либо расходные материалы. Однако если вы сможете создать для них минимально необходимое пространство для работы (рабочий стол, стул, бумага, ручки, ксерокс), это положительно скажется на процессе проверки.

    Если у компании нет места, где можно разместить инспекторов, выездную проверку они могут провести у себя в инспекции (абз. 2 ч. 1 ст. 89 НК РФ). Но вам важно продемонстрировать проверяющим все офисные помещения, чтобы они убедились в отсутствии места, и согласовать с ними порядок предоставления документов по месту нахождения инспекции.

    Затем надо определить, кто из ваших сотрудников будет отвечать за оперативное взаимодействие с проверяющими: предоставлять им документы, отвечать на их вопросы. Проще всего, если это будет главный бухгалтер. Но если он временно отсутствует или объем его работы не позволяет часто отвлекаться на взаимодействие с инспекторами, утвердите ответственным другого сотрудника, причем желательно приказом по организации. Проинформируйте персонал компании, что все обязаны незамедлительно отвечать на запросы этого сотрудника и предоставлять ему необходимые документы.

    В ходе проверки желательно ознакомить инспекторов со спецификой своих производственных и бизнес-процессов. Очень часто налоговые органы подходят к налогоплательщикам с общей меркой. Но лучше, если они будут понимать суть процессов, происходящих в компании, которые влияют на выбор контрагентов, ценообразование и иные обстоятельства и в итоге сказываются на размере налогового обязательства. Я не говорю о том, что вы должны рассказать инспекторам всю подноготную компании, раскрыть секреты производства или ноу-хау, а также самостоятельно рассказать о своих проблемных контрагентах. Однако лучше сразу сообщить о том, что вы вынуждены по каким-то причинам часто проводить текущий ремонт помещений, что какая-то территория предприятия недоступна для осмотра, так как там идет капитальный ремонт или расположено опасное производство.

    Для чего это все нужно? Часто на практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда плохая организация взаимодействия приводит к конфликту проверяющих и налогоплательщика. В итоге обе стороны начинают вести себя нерационально, а компания получает необъективное решение налогового органа, с которым потом долго борется в суде. Да, бывают ситуации, когда сотрудники инспекции или налогоплательщик ведут себя некорректно и возникают межличностные конфликты. «Обвинительный» уклон в поведении инспекторов некоторые налогоплательщики воспринимают очень болезненно и единственным способом защиты видят либо открытый конфликт, либо саботаж требований. Данная стратегия неэффективна. Время выездной налоговой проверки ограничено, и задача сотрудников инспекции быстро получить необходимые документы, изучить их и сделать выводы. Если же документы предоставляются медленно, просьбы и требования налогового органа игнорируются или выполняются не полностью, налоговые инспекторы приходят к выводу, что компания что-то скрывает и действует недобросовестно. В результате проверяющие склонны толковать получаемые в ходе проверки документы не в пользу налогоплательщика, делать выводы, не основанные на специфике его деятельности. Более того, проволочки в предоставлении документов часто приводят к тому, что проверяющие, не дождавшись первичной документации, определяют налоговые обязательства расчетным путем (ст. 31 НК РФ). Если поведение проверяющих не выходит за рамки дозволенного, попробуйте более философски относиться к беспочвенным комментариям или замечаниям, старайтесь не отвечать на них. Если конфликт все же возник и вы понимаете, что его причина именно в недопустимом, некорректном поведении сотрудников налогового органа, вполне целесообразно руководителю вашей компании сходить на прием к руководителю инспекции или его заместителю, чтобы открыто обсудить сложившуюся ситуацию. Налоговый кодекс допускает замену одного проверяющего другим. Если вы приведете руководителю разумные доводы в пользу такой замены, вас вполне могут услышать.

    Что проверяющие могут делать в рамках выездной проверки

    Вот девять мероприятий, которые налоговики вправе проводить в рамках выездной проверки:

    1. изучать первичные документы бухгалтерского и налогового учета;
    2. истребовать документы;
    3. проводить выемку документов/предметов;
    4. осматривать помещения налогоплательщика;
    5. проводить инвентаризацию его имущества;
    6. допрашивать сотрудников налогоплательщика;
    7. запрашивать у третьих лиц документы, касающиеся деятельности контрагентов налогоплательщика;
    8. привлекать специалистов;
    9. назначать экспертизы.

    На проверку контрагентов, запросы у третьих лиц, допросы тех, кто не работает у вас, вы повлиять никоим образом не можете. А о результатах этих мероприятий узнаете, скорее всего, только из Акта выездной налоговой проверки. Его, кстати, налоговики должны оформить не позднее двух месяцев с даты составления справки об окончании проверки. А вот на процессы истребования или выемки документов, осмотры помещений и допросы сотрудников вы можете влиять. Поговорим о каждом из указанных действий подробнее.

    Оригиналы первичных документов инспекторы обязаны изучать на территории компании. За исключением случая, когда у вас нет возможности разместить инспекторов на своей территории. Но если вы им предоставили помещения для работы и доступ к документам, следовательно, и знакомиться с ними они обязаны на месте. Требования или просьбы инспектора передать ему оригиналы для того, чтобы он имел возможность изучать их в инспекции, попытки вынести оригиналы документов с территории предприятия, — незаконны. Забрать у вас оригиналы документов можно только в результате выемки/изъятия. А это самостоятельное действие. Осуществить выемку/изъятие можно только в том случае, когда есть достаточные основания полагать, что оригиналы документов могут быть уничтожены, изменены, сокрыты. При выемке/изъятии обязательно должен быть составлен протокол. В протоколе должны быть указаны все изымаемые документы/предметы. При выемке/изъятии должны присутствовать понятые, которые в обязательном порядке подписывают протокол выемки. При выемке документов инспекторы обязаны снять копии с изымаемых документов и передать их налогоплательщику.

    Истребование копий документов – еще один способ проверки деятельности налогоплательщика. В подавляющем большинстве случаев выездная налоговая проверка начинается именно с такого требования. Исполнить его вы обязаны в течение 10 дней с момента получения путем предоставления налоговому органу копий запрошенных документов. Передать копии можно через экспедицию налоговой инспекции или через систему электронного документооборота. Если объем запрашиваемых документов слишком большой и вы понимаете, что за 10 дней не успеете выполнить требование, вам необходимо направить в инспекцию уведомление о предоставлении большего срока. Уведомление необходимо направить в инспекцию на следующий день после получения требования. Уведомление должно быть мотивированным. Укажите в нем, какие документы из запрошенных вы предоставите в срок, а какие сможете предоставить позднее и почему. Например, вы крупный дистрибьютор, у вас огромный бумажный документооборот. Первичные документы по поставкам вы храните не в офисе, а в региональном архиве. В таком случае укажите, что вы отправите нескольких сотрудников в командировку в архив и они в течение определенного времени, подготовят копии документов. Можете приложить к данному письму договор аренды архивных помещений.

    Учтите, что проверяющие вправе требовать и изучать только документы, относящиеся к бухгалтерскому или налоговому учету. Инспекторы не вправе запрашивать у вас медицинские книжки сотрудников или результаты их аттестации, документы, касающиеся санитарного или противопожарного состояния помещений. Если запрашиваемые документы не относятся к проверяемому периоду или проверяемому налогу, пишите налоговому органу мотивированный отказ в их предоставлении.

    Если требование о предоставлении документов сформулировано некорректно, попросите налоговый орган уточнить их перечень. При передаче документов налоговому органу обязательно составляйте акт приема-передачи с описью. Да, все эти действия требуют много сил и времени, но они позволяют избежать серьезных проблем в будущем: если, например, налоговый орган потеряет ваши документы (а такое случается) и будет запрашивать их повторно, либо укажет в решении на то, что вы не предоставили документы и налоговый орган правомерно применил расчетный метод.

    Осмотр помещений компании позволяет налоговым органам проверить, действительно ли налогоплательщик имеет производственные мощности для своей деятельности, определить капитальный или текущий ремонт был проведен в помещениях. Очень часто к осмотру помещений привлекаются специалисты, которые могут помочь инспектору ответить на вышеназванные вопросы. Осмотр помещений должен проводиться в присутствии понятых, результаты осмотра заносятся в протокол. Вы имеете право присутствовать при осмотре помещений, указывать в протоколе осмотра свои замечания. При осмотре может проводиться фотосъемка или видеозапись, о чем обязательно должно быть указано в протоколе.

    Допросы сотрудников компании — одно из самых нервных мероприятий. Однако спокойное отношение к ним руководства налогоплательщика и правильная организация процесса позволяют избежать неприятностей. Если вы понимаете, что ваших сотрудников могут вызвать на допросы, проведите с ними общую или индивидуальные беседы. Пригласите на эти беседы адвокатов, имеющих опыт сопровождения выездных налоговых проверок. В самом начале проверки предупредите всех сотрудников о том, что по их месту регистрации могут прийти повестки с требованием явиться в налоговый орган для дачи показаний. Предупредите сотрудников, что они обязаны явиться на допрос. Также расскажите им обо всех правах, которые есть у свидетеля, о необходимости тщательно читать протокол допроса и делать замечания. Сообщите сотрудникам, что если повестку они получили слишком поздно, лучше позвонить инспектору и договориться о новой дате и времени допроса.

    Чаще всего на допросы вызывают сотрудников, работающих со спорными или проблемными контрагентами. Или сотрудников, которые могут рассказать, велась ли в действительности та или иная деятельность, отраженная в первичных документах (например, сотрудники склада, охранники, водители). Их спрашивают, как организована работа, кого из сотрудников спорных/проблемных контрагентов они знают, как оформляются те или иные документы, как организованы производственные процессы. Сотрудники, безусловно, обязаны давать правдивые показания. Но это не значит, что сотрудник обязан отвечать на все вопросы инспектора. Он должен рассказывать только о том, что знает лично, о том, что хорошо помнит, а не о том, о чем догадывается или слышал от кого-то. Если вопросы затрагивают деятельность или служебные обязанности иных лиц, сотрудник отвечать не обязан. Сотрудник вправе явиться на допрос с адвокатом, который проследит за правильностью ведения допроса и составления протокола. Присутствие адвоката дисциплинирует инспекторов: они не склонны в его присутствии давить на свидетелей или некорректно составлять протоколы.