Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Кто такой уполномоченный по правам человека. Назначение уполномоченного по правам человека

    Кто такой уполномоченный по правам человека. Назначение уполномоченного по правам человека

    17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ " ").

    Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что "местечковый" правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

    Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале.

    Порядок назначения омбудсменов

    В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ " ", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой , более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека.

    СОВЕТ

    Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ.

    Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ " "; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства.

    Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) ().

    Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных.

    Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

    Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют "обвинительное прошлое". Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже.

    Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры ().

    Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ " ").

    Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве ( , ).

    Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано ().

    Полномочия омбудсменов

    Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

    Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:

    • беспрепятственно их посещать;
    • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
    • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
    • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими ().

    Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать.

    Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля "ложка дегтя" также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние "поставщики" жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания.

    Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.

    "Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание", – констатировала она.

    Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ.

    Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным).

    Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности "лишних" омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, "отбиться" от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных.

    Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности ().

    ***

    Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ.

    При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена.

    Права Уполномоченного по правам человека в РФ представляют собой возможности должностного лица по разрешению жалоб граждан на действия органов государства. Вышеназванная должность также носит название «омбудсмен».

    Понятие, цели и задачи деятельности

    Должность омбудсмена в первую очередь направлена на реализацию главного правового постулата - принципа законности. обязано реагировать на все жалобы, которые поступают в государственную канцелярию. Если государственные органы нарушили ваши права, поведение аттестованных сотрудников причинило вред вашим интересам, жалоба Уполномоченному - одно из самых эффективных решений возникшей проблемы.

    Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ направлены на решение ряда задач, а именно:

    1. Восстановить нарушенный Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения, например осуждённые, а также лица, находящиеся в следственных изоляторах, активно пользуются предоставленным правом жалобы на действия сотрудников учреждения.
    2. Посредническая деятельность направлена на поиск взаимовыгодного решения проблемной ситуации.
    3. Воспитательная деятельность. Омбудсмен занимается непосредственным разъяснением прав граждан, а также предоставляет информацию о способах защиты, подробно конкретизируя каждый пункт.
    4. Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключающееся в возможности внесения инициативы - не многие органы наделены таким правомочием, и среди них присутствует Уполномоченный по правам человека РФ; имеет право направлять в Гос. думу предложения по совершенствованию действующего законодательства.

    Омбудсмен: государственный институт или обычный гражданин?

    Уполномоченного по правам человека считают полноценным государственным институтом. Данный орган не только предназначен для решения проблемных правовых вопросов, но и непосредственно реализует охрану и защиту прав, гарантирует законность норм в России, оказывает помощью юридического характера.

    Деятельность омбудсмена регулируется действующим законодательством. Все права Уполномоченного по правам человека в РФ отражены в федеральном законе. Кроме того, его правовой статус могут составлять подзаконные НПА, которые издаются не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.

    Омбудсмен как государственный институт выполняет ряд функций:

    • Контрольная. Функция реализуется через рассмотрение жалоб граждан. Отвечая на каждое поступившее письмо, Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов страны в аспекте соблюдения правового статуса граждан.
    • Консультационная. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
    • Координационная и организационная. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами исполнительной и законодательной власти, которая направлена на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.

    Должностные полномочия

    Если вы решите обратиться за помощью к омбудсмену, то наверняка вас заинтересует вопрос: «Каковы права Уполномоченного по правам человека РФ?» Отвечая на данный вопрос, важно обратиться к законодательным нормам, которые чётко определяют должностную инструкцию данного представителя власти:

    1. Рассмотрение жалоб граждан, апатридов, а также лиц, прибывших из иностранных государств.
    2. Рассмотрение жалоб на действие/бездействие органов власти, в том числе осуществляющих уголовное преследование и наказания.
    3. Принятие необходимых мер, способных обеспечить надлежащую защиту нарушенного права. Данный пункт может быть выражен как в фактических действиях, так и в предоставлении консультации, касающейся дальнейших действий.

    Уполномоченный по правам человека РФ не вправе рассматривать жалобы на решения органов законодательной власти. Данный пункт касается не только федеральных органов, но и органов власти на уровне субъекта.

    Порядок рассмотрения жалобы

    Права Уполномоченного по правам человека в РФ позволяют обеспечить защиту прав граждан по поступившим жалобам в следующем порядке:

    • Путём обращения в суд по причине нарушенных прав. Лицо вправе как инициировать судебное разбирательство лично, так и передать свои полномочия представителю.
    • Путём обращения в надлежащие органы с прошением о возбуждении судопроизводства по уголовному или административному делу.
    • Путём обращения в органы прокуратуры.
    • Путём обращения к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела в порядке надзорного производства.

    О государственной должности

    На место Уполномоченного по правам человека может быть принят гражданин старше 35 лет. Назначаемое лицо в обязательном порядке должно обладать знаниями в области юриспруденции, а также обладать опытом защиты прав лиц в суде либо иными способами.

    Омбудсмен назначается на 5 лет. Права Уполномоченного по правам человека в РФ вступают в силу с момента принятия им Присяги в торжественной обстановке.

    Омбудсмены в субъектах страны

    С 1996 года в субъектах была введена должность "Уполномоченный по правам человека". Первым начал исполнение своих обязанностей Газитов Ч. Б. в республике Башкирия. Далее её опыт переняла Свердловская, а в следующем году - Смоленская области. Позже практически в каждом регионе образовалась должность омбудсмена.

    Сущность открываемой в регионе должности также заключается в проверки законности и соблюдения правового статуса человека. В субъекте омбудсмен выступает в качестве независимого правозащитного органа, который разрешает поступившие в канцелярию заявления и жалобы.

    это должностное лицо, избираемое парламентом, призванное осуществлять контроль за тем, чтобы государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, и должностные лица не нарушали прав человека и гражданина. В настоящее время существует около 100 омбудсменов (общей и специальной компетенции) в различных странах мира. В России данный институт учрежден и действует на федеральном уровне с 1998 г., кроме того, он создан также в более 30 субъектах РФ.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    российское наименование аналогичного государственно- правового института защиты прав человека, известного в мире как омбудсман. Этот институт в России предусмотрен впервые Конституцией РФ 1993 (п. «д» ст. 103). Основные цели, правовой статус, компетенция, организационные формы и условия деятельности определены Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997. Согласно Закону должность Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный наделяется следующими основными функциями: восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека. Выполнению этих функций способствует и правовой статус Уполномоченного: он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам; должность Уполномоченного несовместима с депутатской или какой-либо государственной должностью. Он не вправе заниматься политической деятельностью и состоять членом политической партии или общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный в полной мере обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Предусматривается усложненный порядок выдвижения кандидата на должность Уполномоченного (2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ). Важной дополнительной гарантией независимости является и тот факт, что Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на пять лет, т.е. его полномочия на один год превышают срок ее легислатуры. Законом также устанавливается, что истечение срока полномочий или роспуск Государственной Думы не влекут прекращения полномочий Уполномоченного (п. 2 ст. 10). Особо оговорено, что введение режима чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничений его компетенции. Он может быть досрочно освобожден от должности только в случаях: 1) нарушения им требований ст. 11 Закона о том, что Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного; 3) неспособности в течение длительного времени выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; наконец, по заявлению о сложении полномочий. Основной формой деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, нарушивших, по мнению заявителя, его права и свободы. Жалобы могут быть поданы гражданами РФ, находящимися на ее территории иностранными гражданами или лицами без гражданства. По закону жалоба может быть принята к рассмотрению, только если ранее заявитель обжаловал указанные решения в судебном или административном порядке, однако с их результатами не согласен (п. 1 ст. 16). Такое условие должно служить своеобразным фильтром, чтобы пресечь поток необоснованных и неоправданных жалоб. Других ограничений подачи жалобы Закон не предусматривает, обеспечивая для граждан открытость защиты. Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются. Поданные лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией этих мест не подлежат и должны быть направлены Уполномоченному в течение 24 часов. При проведении проверки жалобы Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все государственные органы и органы местного самоуправления; получать от этих органов, должностных лиц и государственных служащих необходимые документы и материалы или объяснения по вопросам, связанным с рассмотрением жалобы. Он также может проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными органами; истребовать уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Свое заключение, содержащее рекомендации о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод, он направляет соответствующим органам и должностным лицам. По результатам проверки Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении виновных должностных лиц, а также в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда. Закон предусматривает и право Уполномоченного обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой о нарушении конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. П о итогам рассмотрения жалоб, анализа положения дел с правами человека Уполномоченный направляет государственным органам свои замечания и предложения общего характера по обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Одновременно Уполномоченный может обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении или дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам прав человека. В случае массового и грубого нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Он также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод и о проведении парламентских слушаний. В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности во все высшие органы государственной власти РФ, высшие судебные инстанции РФ и Генеральному прокурору РФ. Доклад подлежит обязательному официальному опубликованию. Сравнение положений Федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ с зарубежной моделью института омбудсмана показывает, что российский Закон соответствует основным демократическим принципам и нормам, утвердившимся в мировой практике защиты прав человека посредством этого института. Лит.: Общая теория прав человека. М., 1996; Конституция РФ: Научно-практический комментарий. М., 1997. И.А. Ледях

    Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов, в выдвижении кандидатов на эту должность могут участвовать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, депутаты индивидуально или в виде депутатских объединений.

    Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на пять лет и может занимать эту должность, не более чем два срока (в 1995 г. Государственная Дума сместила Уполномоченного по правам человека досрочно).

    Уполномоченный по правам человека способствует с помощью конституционных средств восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в области прав человека и способов их защиты.

    Он вправе беспрепятственно посещать все органы власти , опрашивать должностных лиц и получать от них необходимые документы, касающиеся прав человека и гражданина. При выполнении своих функций Уполномоченный независим от каких-либо органов государственной власти, не подчинен им. Он не может участвовать в политической деятельности, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью , кроме научной, педагогической, творческой, не может быть депутатом (хотя обладает неприкосновенностью, аналогичной депутатской). Уполномоченный не наделен властными полномочиями , он не принимает нормативные правовые акты , не вправе давать указания, обязывающие государственные органы или должностных лиц. Основным содержанием его деятельности является рассмотрение жалоб о нарушениях основных прав человека и гражданина (жаловаться могут и находящиеся на территории РФ неграждане), анализ состояния прав человека и гражданина в стране и подготовка об этом ежегодного доклада (он публикуется в периодической печати), проверка соблюдения конституционных прав.

    Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) органов государства, субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при условии, если ранее заявитель уже обжаловал эти действия в административные или судебные органы, но не согласен с их решениями. Впрочем, имели место случаи, когда с жалобами обращались непосредственно к Уполномоченному (минуя ее предварительное рассмотрение в других органах), и он реагировал на них.

    Уполномоченный вправе отклонить жалобу, если она не относится к предметам его ведения (большинство поступающих жалоб именно такого рода). В случае отклонения жалобы Уполномоченный указывает причины этого и разъясняет, какие средства можно использовать, если права (хотя и не конституционного характера) подлежат защите. Отказ обжалованию не подлежит. Если Уполномоченный принял жалобу, он может ограничиться разъяснением о методах защиты прав, но может предпринять другие действия. Он вправе :


    1) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

    2) обратиться в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участвовать в судебном процессе;

    3) обратиться с ходатайством к компетентным органам о возбуждении административного, дисциплинарного производства (и соответствующего наказания виновных), о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица;

    4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора, определения) суда;

    5) обратиться к должностному лицу, имеющему право приносить протест на решения, изложив свои доводы.

    Уполномоченный наделен правом принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе в случаях, имеющих особое общественное значение, для защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Он вправе предложить Государственной Думе создать специальную комиссию для парламентского расследования фактов грубого или массового нарушения прав и свобод, выступать в Думе по этим вопросам. В некоторых субъектах РФ (Татарстан, Свердловская область, г. Москва и др.) действуют свои уполномоченные по правам человека, есть уполномоченные по правам детей. Однако их деятельность недостаточно эффективна.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

    Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Российская газета, N 233, 18.10.2006);
    (Российская газета, N 128, 18.06.2008);
    (Российская газета, N 296, 30.12.2010) (вступил в силу с 15 января 2011 года);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014) (о порядке вступления в силу см. );
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090016);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2015, N 0001201504070019);
    Федеральным конституционным законом от 23 мая 2015 года N 4-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2015, N 0001201505230003);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.01.2016, N 0001201601310004).
    ____________________________________________________________________

    Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

    Глава I. Общие положения (статьи 1-5)

    Статья 1

    1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

    3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    Статья 2

    1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

    Статья 3

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

    Статья 4

    Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

    Статья 5

    (Утратила силу с 18 апреля 2015 года - федеральный конституционный закон от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ .

    Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

    Статья 6

    На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

    Статья 7

    1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

    2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

    Статья 8

    1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

    2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

    3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Статья 9

    1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации , законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

    2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

    3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

    Статья 10

    1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

    2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

    3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

    Статья 11

    1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

    1_1. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
    (Пункт дополнительно включен с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ)

    2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

    3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

    Статья 11_1

    Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
    (Статья дополнительно включена с 3 июня 2015 года Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 4-ФКЗ)

    Статья 12

    1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

    2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

    Статья 13

    1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

    1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

    2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

    2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

    3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

    4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    Статья 14

    В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6-10 настоящего Федерального конституционного закона.

    Глава III. Компетенция Уполномоченного (статьи 15-36_1)

    Статья 15

    Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

    Статья 16

    1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

    Статья 17

    1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

    Статья 18

    Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2016 года Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 года N 1-ФКЗ .

    Статья 19

    Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

    Статья 20

    1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

    1) принять жалобу к рассмотрению;

    2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

    3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

    4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

    2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

    3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

    Статья 21

    При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

    Статья 22

    1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ .

    2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

    Статья 23

    1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

    1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

    2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

    3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

    4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

    5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

    6) знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
    Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ .

    2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

    Статья 24

    1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих обязанностей.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ .

    Статья 25

    При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

    Статья 26

    1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

    2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

    Статья 27

    Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

    Статья 28

    1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

    2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

    Статья 29

    1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

    1) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ .

    2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    2. Административное исковое заявление или ходатайство, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2016 года Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 года N 1-ФКЗ .

    Статья 30

    2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

    Статья 31

    По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

    1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

    2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

    Статья 32

    1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

    1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

    2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

    2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 29 октября 2006 года Федеральным конституционным законом от 16 октября 2006 года N 4-ФКЗ .

    Статья 33

    1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2010 года N 8-ФКЗ ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ .

    2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

    3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Российской газете" и в других изданиях.

    Статья 34

    1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

    2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

    Статья 35

    Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

    Статья 36

    Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Статья 36_1

    1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

    2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

    3. Общественная палата Российской Федерации информирует Уполномоченного о том, что в соответствующем субъекте Российской Федерации сформирована в правомочном составе общественная наблюдательная комиссия, а также об изменениях в ее составе.
    (Статья дополнительно включена с 29 июня 2008 года Федеральным конституционным законом от 10 июня 2008 года N 3-ФКЗ)

    Статья 36_2

    1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации.

    2. В целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Уполномоченный вправе:

    1) оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

    2) создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
    (Статья дополнительно включена с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ)

    Глава IV. Аппарат Уполномоченного (статьи 37-41)

    Статья 37

    1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

    2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

    3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

    Статья 38

    1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

    2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

    3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

    4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ .

    Статья 39

    1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

    2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.

    3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

    Статья 40

    1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.

    2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

    Статья 41

    При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

    Глава V. Заключительные положения (статьи 42-44)

    Статья 42

    Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

    Статья 43

    В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона.

    Статья 44

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.Ельцин

    Москва, Кремль
    26 февраля 1997 года
    N 1-ФКЗ



    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"