Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Кто является единственным поставщиком по 223 фз. Можно ли подавать поставщикам заявки на участие в электронной форме

    Кто является единственным поставщиком по 223 фз. Можно ли подавать поставщикам заявки на участие в электронной форме

    Скажите пожалуйста,ФГУП имеет положение о закупках, в котором прописана возможность неконкурентного способа закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб.(не указано в какой период). До 12 мая существовал план закупок, в котором были три закупки на 99 000 руб. 16 мая план закупок изменен и включены 4 новые закупки каждая на 399 тыс и все они отданы одному единственному поставщику. Действие договоров распространено на отношения сторон возникшие до заключения контрактов и до размещения планов этих закупок. Предыдущие три закупки был другой поставщик (те. которые по 99 000 руб). Законны ли действия закупщика?

    Ответ

    Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, вправе самостоятельно выбрать основания, по которым будут заключать договоры с единственным поставщиком по 223-ФЗ . В законодательстве нет ограничений. Главное - прописать основания в Положении о закупке. Однако не сводите все или большинство сделок к закупке у единственного поставщика. Есть риск, что ФАС России обвинит вас в том, что вы ограничиваете конкуренцию, то есть нарушаете один из принципов закупок (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

    Как указано в письмах Минэкономразвития, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность выполнения работ и их оплаты до заключения договора по результатам проведения процедур закупки согласно положениям Закона № 223-ФЗ при условии, что именно победитель закупочных процедур будет осуществлять указанные работы.

    Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

    Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

    По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика. Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.

    Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.

    Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.

    Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме. Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Это способ закупки также называют безальтернативным.

    Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

    Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.

    Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них - размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.

    Какая информация размещается на сайте госзакупок:

    • Положение о закупке, а также вносимые в него изменения (в течение 15 дней со дня утверждения).
    • План закупок товаров, работ, услуг (в течение 10 календарных дней со дня утверждения, не позднее 31 декабря).
    • Информация о конкретной закупке. В пакет документов входят: извещение о закупке, в том числе извещение о закупке у единственного поставщика; документация о закупке; проект договора; изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений); протоколы; информация об изменении договора.
    • Отчетная информация. (Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным).

    Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.

    Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:

    • Если сведения по конкретной закупке составляют государственную тайну;
    • Если по закупке принято решение Правительства Российской Федерации;
    • Если стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой до 5 млрд. рублей);
    • Если стоимость закупки не превышает 500 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой свыше 5 млрд. рублей).

    Основания для закупки у единственного поставщика 2017:

    По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.

    Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.

    Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

    Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку

    Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако - так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.

    Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.

    ТОП нарушений в сфере госзакупок:

    1. Неразмещение или несвоевременное размещение на официальном сайте информации (Положение о закупке, план закупки, извещение и документация о закупке, протоколы и т.д.).
    2. Несоответствие положения о закупке и иных документов, регламентирующих закупочную деятельность заказчика, нормам закона №223-ФЗ.
    3. Преднамеренное ограничение количества участников закупки, частности за счет предъявления завышенных требований к участникам закупки.
    4. Нарушение собственного Положения о закупке и других документов, регламентирующие закупочную деятельность компании.

    Как стать единственным?

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.

    С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:

    Действия правительства направлены на то, чтобы оживить рынок закупок, дать шанс новым компаниям войти в пул господрядчиков. А для этого надо держать руку на пульсе закупочной деятельности. Современные электронные сервисы призваны моментально дать вам всю картину закупок в РФ. Одним из таких популярных сервисов является «СБИС Торги» , который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей.

    Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.

    Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты . Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.


    Примите участие в семинаре «Электронные торги от А до Я. Участвуйте и побеждайте!» и получите практические навыки участия в торгах и тендерах.

    С 1 июля 2018 года начали действовать изменения, внесенные в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона N 223-ФЗ) в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 505-ФЗ).

    Согласно Закону N 505-ФЗ, заказчики должны привести в соответствие с нормами, введенными им в Закон № 223-ФЗ , действующие у них положения о закупках и разместить обновленные положения в единой информационной сети (ЕИС) до 1 января 2019 года.

    Как разъяснил Минфин России в Информационном письме от 25.06.2018 N 24-06-08/43650 «О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ» заказчики с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ.

    Однако, к 1 января 2019 года необходимо, чтобы положение о закупках учитывало все изменения Закона № 223-ФЗ . В противном случае заказчикам придется осуществлять закупки по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который гораздо жестче регламентирует их действия при осуществлении закупок нежели Закон № 223-ФЗ. В связи с этим заказчикам целесообразно все же поработать над действующими у них положениями, тем более, что время еще позволяет это сделать.

    Ранее мы освещали все изменения, внесенные Законом N 505-ФЗ в Закон N 223-ФЗ , и обращали внимание на новую редакцию части 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой в положении о закупке теперь должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные способы закупок. В данной статье мы чуть более подробно расскажем о закупках, которые возможно совершить только из единственного источника, то есть о таком неконкурентном способе закупки как закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

    Как указано в ч.3.2 ст.3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

    Особенностью неконкурентных закупок является то, что они проходят существенно быстрее и содержат меньше этапов, но использование такого способа закупки должно быть обоснованным, поскольку, согласно Закону N 223-ФЗ , закупка у единственного поставщика основана на невозможности выбора иного, конкурентного, способа закупки. В связи с этим, исходя из новых требований, действующих с 1 июля 2018 года, а именно ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, в положении о закупках необходимо установить порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Если же заказчик осуществит закупку не в соответствии с нормами утвержденного им положения, это может быть признано нарушением ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ , а заключенный договор признан судом недействительным.

    Соответствующую закупку по общему правилу необходимо предусмотреть в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-Ф). Осуществление закупки, не предусмотренной планом закупки влечет привлечение заказчика к ответственности в виде штрафа.

    При проведении таких закупок заказчик по общему правилу обязан все же подготовить документ, обосновывающий то, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно. Однако, заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика, так как Закон N 223-ФЗ не обязывает его готовить такие документы в ходе такой закупки как, например, извещение, документацию, проект договора, если иное заказчик сам не предусмотрел в положении о закупке

    Заключение договора с единственным поставщиком осуществляется либо путем составления договора, включающего все условия, указанные в законе, либо, когда закупка осуществляется на сумму до 100 тысяч рублей путем направления поставщику (исполнителю) заявки и оплаты заказчиком выставленного счета. Такая упрощенная форма заключения договора для названного вида закупки является законной и соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и Закона N 223-ФЗ . Например, заказчик вправе заключать мелкие сделки за наличный расчет и в последующем оформлять авансовые отчеты, при этом исполнение сделки происходит в момент ее совершения. В таких случаях письменная форма договора в силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ будет считаться соблюденной, а договор - заключенным.

    После заключения договора заказчик обязан в течение 3 рабочих дней внести установленные сведения и документы о заключении этого договора в реестр договоров, который ведет в ЕИС Федеральное казначейство. Но из этого правила есть исключение, согласно которому в реестр договоров можно не включать сведения о договорах, заключенных на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей и 500 тысяч руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.

    С 01.07.2018 согласно ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчики должны ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС отчеты, содержащие сведения по всем заключенным договорам и отдельно сведения по договорам, заключенным с единственным поставщиком.

    Данные должны включать:

    • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
    • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
    • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

    Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должны размещать все заказчики, осуществляющие закупки по Закону N 223-ФЗ . В отчет включаются сведения о договорах, заключенных с единственным поставщиком в течение отчетного месяца независимо от основания такой закупки. В отчете приводятся данные и о тех сделках, стоимость которых составляет не более 100 тыс. руб. (не более 500 тыс. руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.), даже когда при осуществлении таких закупок сведения о них в ЕИС не размещаются.

    Требование ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ применяется в том числе и к сделкам, заключенным с единственным поставщиком без оформления единого документа под названием «договор». Датой заключения и исполнения такого договора, как следует из сказанного выше, является дата оплаты счета, выставленного таким поставщиком (исполнителем).

    В заключении хочется отметить, что при составлении положения о закупках заказчикам не рекомендуется отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции.

    В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора.

    Осуществление закупки у единственного поставщика - экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.

    Целью этих действий, как правило, становится:

    1. Запланированное приобретение продукта.
    2. Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
    3. Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.

    цель и способы

    Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками. С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений.

    Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты). Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам. Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения.

    Субъекты неконкурентной закупки

    В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):

    1. Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
    2. Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
    3. Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
    4. Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).

    Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

    Особенности неконкурентных закупок

    Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов.

    Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию.

    Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации.

    Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.

    Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках». В нем описана последовательность действий госучреждений, которые прибегают к закупкам на контрактной основе.

    Контролирующие органы имеют право проверить правильность проведения данного вида закупок и в случае нарушения законодательства расторгнуть договор.

    В каких случаях допустимо выполнение закупки у единственного поставщика

    Закон включает перечень ситуаций, которые могут стать основанием и оправданием неконкурентных закупок:

    Нетипичной становится ситуация, при которой идут с участием единственного поставщика. По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы.

    Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним. Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика.

    Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.

    Что включает подготовка к заключению контракта

    Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.

    Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:

    • Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
    • Расчета цен и формулировки обоснования.
    • Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
    • Проекта контракта.

    Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.

    Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование

    Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:

    • Код, присвоенный закупке.
    • Кто выступает заказчиком.
    • Пункт о том, что данная закупка является вынужденной или оправданной по ряду причин (указание обоснований).
    • Наиболее важные тезисы: что, в каком количестве и почему планируют покупать. Также важны цена и срок выполнения контракта. Все эти пункты должны быть обоснованы.
    • Дата составления договора.

    Пример для иллюстрации

    Чаще всего примеры закупок у единственного поставщика - это заказ оборудования вместо вышедшего из строя или срочный наем исполнителей для устранения повреждений.

    Если проблема с электрической проводкой приведет к поломке электронной техники и компьютеров в классе информатики, то администрации школы придется принимать меры для их срочного ремонта или замены. Обоснованием закупки нового оборудования у единственного поставщика может стать близость экзаменов и отсутствие времени на поиск наиболее выгодных

    Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка.

    Как определяют стоимость контракта

    Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе. Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом.

    Законодательством предусмотрено исключение:

    1. Закупка с целью обеспечения гособоронзаказа.
    2. Ситуация, когда объектом торга становится экономжилье.

    В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.

    Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.

    Для чего нужна публикация информации о сделке

    Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.

    Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.

    Как происходит заключение контракта

    Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:


    Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:

    • Они являются субъектами и центрального депозитария.
    • Если объем закупок очень мал.
    • Когда предметом торга становятся услуги коммунальных хозяйств.
    • В ситуациях выполнения закупок для организаций медицины, культуры, спорта или для госаппарата.

    Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.

    Нюансы, связанные с исполнением контракта

    Лица, осуществляющие неконкурентные закупки, должны понимать, что экспертиза становится неотъемлемым этапом приемки товара. Ее проводят в подавляющем большинстве случаев. Для этого приглашают сторонних специалистов или обходятся своими силами.

    Экспертиза не нужна в ряде случаев:

    • Если предметом закупки становятся услуги экспертных организаций или частных экспертов.
    • При малых объемах поставки.
    • Если итог работ уже прошел экспертизу (проект строительства или другой результат инженерных изысканий обязательно проходит оценку экспертов).

    По факту исполнения контракта составляется отчет и публикуется в единой информационной системе. Его содержание включает основные данные и сведения. Также к нему должны быть прикреплены документы, использовавшиеся в ходе подготовки сделки.

    Прямая закупка - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).

    Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:

    Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);

    Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Случаи осуществления прямой закупки:

    1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ ).

    2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:

    Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ );

    Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

    Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.

    Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

    Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:

    • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
    • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
    • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг;
    • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества;
    • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества;
    • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
    • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.;
    • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий;
    • Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;
    • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
    • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы;
    • Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
    • Возникла возможность закупки товаров (работ, услуг) по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), и такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
    • Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование Заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику;
    • Закупка осуществляется на приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) у непосредственного разработчика или его официального представителя и обновление указанных программ для ЭВМ и баз данных;
    • Приобретается право на объект интеллектуальной собственности у правообладателя;
    • Возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения Заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами) в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика;
    • Заключается договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;
    • При осуществлении закупки услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;
    • Осуществляется закупка финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов и по осуществлению расчетов по этим счетам, по размещению депозитов, для получения в качестве принципала банковских гарантий;
    • В иных случаях, когда закупка из единственного источника не противоречит законодательству РФ и признана руководством Заказчика более целесообразной с экономически-производственной точки зрения. Условия закупки товаров, работ, услуг способом прямой закупки должны быть подтверждены документально.

    Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ ).

    При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее - ООС, официальный сайт).

    Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:

    • В план закупок может не включаться.
    • Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.
    • В ежемесячный отчет включается.
    • В отчет Росстат включается.

    При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908).

    Таблица 1 -Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС

      В соответствии с Положением о закупке

      (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

    • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
    • ч.26-27 ПП № 908

    Информация о закупке:

    Срок:

    Порядок:

    1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

    • ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ
    • п.20-25 гл.IV ПП № 908

    2. Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок

    • ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
    • В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

    3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке

    • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений

    (ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ)

    4. Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

    • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений

    (ч.11 ст.4 Закона № 223-фз)

    • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
    • ч.28-29 ПП № 908

    Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).

    Согласно п.20 ч. IV ПП № 908 , данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ , а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч. IV ПП № 908) . При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.

    Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908 ). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ) , такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908) .

    Таблица 2 - Способ публикации сведений о закупке на ООС

    Наименование сведений о закупке

    Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908

    Функционал ООС

    Электронный вид

    Графический вид

    Извещение

    Обязательно

    (п.20, 21 ПП № 908)

    Обязательно

    (п.22 ПП № 908,

    ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ)

    Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа.

    Документация

    Отсутствует техническая возможность размещения на ООС.

    Размещение не предусмотрено законодательством.

    Обязательно

    (п.22 ПП № 908)

    Проект договора

    Обязательно

    (п.22 ПП № 908)

    Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика

    Обязательно

    (п.23 ПП № 908)

    Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.

    Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

    Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.

    Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).

    Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

    Срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).