Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Любят ли умершие. Что видит человек после смерти. С точки зрения религии

    Любят ли умершие. Что видит человек после смерти. С точки зрения религии

    Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти.

    В статье:

    Видят ли нас умершие после смерти - теории

    Для того чтобы с точностью ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть основные теории о том, . Рассматривать версию каждой из религий будет достаточно сложно и трудоёмко. Так что существует неофициальное разделение на две основные подгруппы. Первая говорит о том, что после смерти нас ждёт вечное блаженство в «другом месте» .

    Вторая - о полном , о новой жизни и новых возможностях. И в обоих вариантах существует возможность того, что умершие видят нас после кончины. Сложнее всего понять это, если вы считаете верной вторую теорию. Но стоит задуматься и ответить на вопрос - как часто вас посещают сны о людях, которых вы никогда в жизни не видели?

    Странные личности и образы, которые общаются с вами так, словно давно вас знают. Или вообще не обращают на вас внимания, позволяя спокойно наблюдать со стороны. Некоторые считают, что это - просто люди, которых мы видим каждый день, и которые просто непонятным образом отложились в нашем подсознании. Но откуда тогда берутся те стороны личности, о которых вы не можете знать? Они разговаривают с вами определённым, незнакомым вам образом, используют слова, которых вы никогда не слышали. Откуда это берётся?

    Легко апеллировать к подсознательной части нашего мозга, ведь никто не сможет с точностью сказать, что именно там происходит. Но это - логический костыль, ни более и не менее. Ещё существует возможность, что это память о людях, которых вы знали в прошлой жизни. Но часто обстановка в таких снах поразительно напоминает нашу с вами современность. Как ваша прошлая жизнь могла выглядеть так же, как ваша нынешняя?

    Самая благонадёжная, по многим суждениям, версия говорит о том, что это - ваши мёртвые родственники, посещающие вас во снах. Они уже перешли в другую жизнь, но иногда тоже видят вас, а вы - их. Откуда они говорят? Из параллельного мира, или из другой версии реальности, или из другого тела - однозначного ответа на этот вопрос нет. Но одно можно сказать точно - таков способ общения между душами, которые разделены пропастью. Всё-таки наши сны - удивительные миры, где подсознание гуляет свободно, так почему бы ему не заглянуть на огонёк? Тем более, что существуют десятки практик, которые позволяют спокойно путешествовать во снах. Многие испытывали подобные ощущения. Это - одна версия.

    Вторая касается мировоззрения, в котором говорится, что души умерших уходят в другой мир. На Небеса, в Нирвану, мир эфемерный, воссоединяются с общим разумом - таких взглядов существует превеликое множество. Их объединяет одно - человек, перешедший в другой мир, получает огромное количество возможностей. А так как он связан узами эмоций, общих переживаний и целей с теми, кто остался в мире живых - естественно он может общаться с нами. Видеть нас и пытаться как нибудь помочь. Не раз и не два можно услышать истории о том, как мёртвые родственники, или друзья, предупреждали людей о больших опасностях, или советовали, как поступить в сложной ситуации. Как такое объяснить?

    Существует теория, что это - наша интуиция, появляющаяся в момент, когда подсознание более всего доступно. Оно принимает близкую нам форму и пытаются помочь, предостеречь. Но почему оно принимает форму именно мёртвых родственников? Не живых, не тех, с кем у нас прямо сейчас существует живое общение, а эмоциональная связь сильна как никогда. Нет, не их, а именно умерших, давно, или недавно. Бывают случаи, когда людей предупреждают родственники, которых они почти забыли - виденная всего несколько раз прабабушка, или давно умерший двоюродный брат. Ответ может быть только один - это прямая связь с душами умерших, которые в нашем сознании приобретают ту физическую форму, которая была у них при жизни.

    И есть третья версия, которую можно услышать не так часто, как первые две. Она говорит о том, что первые две верны. Объединяет их. Получается у неё вполне неплохо. После смерти человек попадает в иной мир, где благоденствует, пока ему есть кому помогать. Пока его помнят, пока он может проникнуть в чьё-нибудь подсознание. Но память человеческая не вечна, и наступает момент, когда умирает последний родственник, который хотя бы изредка вспоминал его. В такой момент человек и перерождается, чтобы начать новый цикл, обзавестись новой семьёй и знакомыми. Повторить весь этот круг взаимопомощи между живыми и мёртвыми.

    Что видит человек после смерти

    Разобравшись в первом вопросе, нужно конструктивно подойти к следующему - что видит человек после смерти? Как и в первом случае, никто не сможет с полной уверенностью заявить, что же именно встаёт перед нашими глазами в этот скорбный момент. Существует множество рассказов людей, переживших клиническую смерть . Рассказы о туннеле, ласковом свете и голосах. Именно из них, как считают самые авторитетные источники, и складывается наш посмертный опыт. Для того чтобы пролить побольше света на эту картину, нужно сделать обобщение всех историй о клинической смерти, найти пересекающиеся сведения. И вывести истину, как некий общий множитель. Что же видит человек после смерти?

    Прямо перед смертью в его жизни наступает некое крещендо, самая высокая нота. Предел физических страданий, когда мысль начинает понемногу затухать и в конце концов тухнет совсем. Часто последнее, что он слышит - как врач объявляет об остановке сердца. Зрение затухает окончательно, постепенно превращаясь в туннель света, а потом покрываясь окончательным мраком.

    Второй этап - человек словно появляется над своим телом. Чаще всего он висит в несколько метрах над ним, имея возможность рассмотреть физическую реальность до последней детали. Как врачи пытаются спасти ему жизнь, что они делают и говорят. Всё это время он находится в состоянии сильного эмоционального шока. Но когда буря эмоций успокаивается, он понимает, что с ним таки произошло. Именно в этот момент с ним происходит изменения, которые никак не обратить. А именно - человек смиряется. Смиряется со своим положением и понимает, что даже в таком состоянии всё равно есть дорога вперёд. Точнее - вверх.

    Что видит душа после смерти

    Разбираясь с самым важным моментом всей истории, а именно с тем, что видит душа после смерти, нужно понять важный момент. Именно в ту секунду, когда человек смиряется со своей участью и принимает её - он перестаёт быть человеком и становится душой . До этого момента его духовное тело выглядело точно так же, как в реальности выглядит тело физическое. Но, поняв, что оковы физического больше не держат его духовное тело, оно начинает терять свои первоначальные очертания. После чего вокруг него начинают появляться души его мёртвых родственников. Даже здесь они стараются помочь ему, дабы человек перешёл дальше, на следующий план своего существования.

    И, когда душа двигается дальше, к ней приходит странное существо, которое невозможно описать словами. Всё, что можно понять абсолютно точно - от него исходит всепоглощающая любовь, желание помочь. Некоторые побывавшие за гранью говорят, что это наш общий, первый предок - тот, от кого произошли все люди на земле. Он спешить помочь ещё ничего не понимающему мертвецу. Существо задаёт вопросы, но не голосом, а образами. Оно прокручивает перед человеком всю его жизнь, но в обратном порядке.

    Именно в этот момент он осознает, что приблизился к некому барьеру. Его не видно, но его можно ощутить. Словно некая мембрана, или тонкая перегородка. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что это - именно то, что отделяет мир живых от . Но что происходит за ней? Увы, такие факты не доступны никому. Всё потому, что человек, который пережил клиническую смерть, так и не перешагнул за эту черту. Где-то рядом с ней врачи вернули его к жизни.

    Когда умирает кто-нибудь из близких, живым хочется знать, слышат или видят ли нас умершие после физической смерти, можно ли с ними связаться, получить ответы на вопросы. Существует много реальных историй, подтверждающих эту гипотезу. В них рассказывается о вмешательстве потустороннего мира в нашу жизнь. Разные религии тоже не отрицают того, что души мертвых находятся рядом с близкими.

    ЧТО ВИДИТ ЧЕЛОВЕК, КОГДА УМИРАЕТ

    О том, что видит и ощущает человек, когда умирает физическое тело, можно судить только по рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Рассказы многих пациентов, которых врачи смогли спасти, многое объединяет. Все они говорят о похожих ощущениях:

    1. Человек наблюдает за другими людьми, склонившимися над его телом со стороны.

    2. Сначала чувствуется сильная тревога, как будто душа не желает покидать тело и прощаться с привычной земной жизнью, но потом наступает успокоение.

    3. Пропадает боль и страх, меняется состояние сознания.

    4. Человеку не хочется возвращаться обратно.

    5. После прохождения длинного тоннеля в круге света появляется существо, которое зовет за собой.

    Ученые считают, что эти впечатления не относятся к тому, что чувствует ушедший в мир иной. Они объясняют такие видения гормональным всплеском, воздействием лекарственных препаратов, гипоксией мозга. Хотя разные религии, описывая процесс отделения души от тела, говорят о таких же явлениях - наблюдение за происходящим, появление ангела, прощание с близкими.

    ПРАВДА ЛИ, ЧТО УМЕРШИЕ ЛЮДИ ВИДЯТ НАС

    Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, - это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи.

    Рассуждая, видят ли нас умершие после смерти, следует обратиться к Библии, где говорится о том, что души, покоящиеся в раю, помнят свою жизнь, могут наблюдать за земными событиями, но не испытывают при этом страстей. Люди, которые после смерти были признаны святыми, являются грешникам, пытаясь наставить их на истинный путь. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

    ВИДИТ ЛИ ДУША УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА СВОИХ БЛИЗКИХ

    После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она-присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

    МОЖЕТ ЛИ ДУША УМЕРШЕГО ПРИХОДИТЬ В ГОСТИ

    Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак. Другая теория говорит о том, что дух является в гости для общения только во сне, когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.

    МОЖЕТ ЛИ УМЕРШИЙ ЧЕЛОВЕК СТАТЬ АНГЕЛОМ ХРАНИТЕЛЕМ

    После потери близкого-боль утраты бывает очень велика. Хочется знать, слышат ли нас умершие родственники, чтобы рассказать о своих бедах и печалях. Религиозное учение не отрицает того, что умершие люди становятся ангелами-хранителями для своего рода. Однако чтобы получить такое назначение, человек при жизни должен быть глубоко верующим, не грешить и следовать божьим заповедям. Часто ангелами-хранителями семьи становятся дети, ушедшие рано, или люди, посвятившие себя богослужению.

    ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ С УМЕРШИМИ

    По мнению людей с экстрасенсорными способностями, связь между реальным и загробным миром существует, причем очень прочная, поэтому возможно выполнить такое действие, как поговорить с умершим. Чтобы связаться с усопшим из потустороннего мира, некоторые экстрасенсы проводят спиритические сеансы, на которых можно пообщаться с умершим родственником и задать ему вопросы.

    В христианстве и многих других религиях возможность вызвать упокоенный дух с помощью каких-то манипуляций полностью отрицается. Считается, что все души, которые приходят на землю, принадлежат людям, совершавшим при жизни много грехов либо не получившим покаяние. По православной традиции, если снится родственник, ушедший в иной мир, то нужно поутру пойти в церковь и поставить свечу, молитвой помочь обрести покой.

    В Писании есть несколько мест, в которых мы можем узнать о жизни после смерти. Мои рассуждения будут основаны на отрывке из Евангелия от Луки.

    Отрывок следующий: Ев. от Луки, глава 16, стихи с 19 по 31.

    Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов перевода вышеупомянутого отрывка из Писания.

    19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
    20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
    21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
    22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
    23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
    24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
    25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
    26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
    27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
    28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
    29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
    30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
    31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

    (Лук.16:19-31)

    19 Иисус сказал: «Жил однажды богач. Он одевался в самую дорогую и роскошную одежду и каждый день наслаждался своим богатством.
    20 К его воротам часто приносили покрытого язвами нищего по имени Лазарь.
    21 И он ожидал там, чтобы насытиться кусками еды, падавшими со стола богача. Даже собаки подходили и лизали его язвы.
    22 Когда нищий умер, ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили.
    23 И в царстве мёртвых, где истязали богача, взглянул он наверх и увидел вдали Авраама, держащего в объятиях Лазаря.
    24 И закричал он: «Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы он смочил палец водой и освежил мой язык, ибо я мучаюсь в этом огне!»
    25 Но Авраам сказал: «Сын мой, вспомни, что ты получал только хорошее в жизни, а Лазарь только плохое. Здесь же он утешился, а ты страдаешь.
    26 И огромная пропасть лежит между тобой и нами, никто не может перейти через неё и помочь, и никто к нам не может перейти».
    27 И сказал богач: «Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом отца моего,
    28 ибо у меня есть пятеро братьев; пусть он предупредит их, чтобы и они не попали сюда на мучения».
    29 Но Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки. Пусть слушают их».
    30 Тогда богач сказал: «Нет, отец Авраам, но если кто из мёртвых придёт к ним, они раскаются».
    31 На это Авраам ответил ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то даже и тому, кто воскреснет из мёртвых, они всё равно не поверят».

    (Лук.16:19-31)

    Кара за безчувственность

    Эта притча написана с таким мастерством, что нет ни одной лишней фразы. Рассмотрим поближе лица, изображенные в ней.

    1. Во-первых — богач . Каждое слово, сказанное о нем, показывает роскошь, в которой он жил. Он одевался в порфиру и в тонкую красивую льняную одежду. Так описывается обычно и одежда первосвященников, которая стоила по тем временам баснословных денег. И каждый день вкушал он роскошную пищу.

    В оригинале слово пиршествовать обычно применяли к гурману, вкушающему изысканные и дорогие кушанья. Богач же делал это каждый день. Этим он несомненно нарушал четвертую заповедь. Эта заповедь не только запрещает работать в субботу, но и гласит: «шесть дней работай» (Исх. 20,9).

    В стране, где простые люди были счастливы, если они ели мясо раз в неделю, и где они шесть дней недели упорно должны были трудиться, — богач воплощает праздность и потворство. А Лазарь лежал в ожидании крох, падавших со стола богача.

    В те времена не было ни ножей, ни вилок, ни салфеток; пищу кушали руками, а после еды руки мыли. А в очень богатых домах руки вытирали ломтиками хлеба, которые потом выбрасывали.

    Вот этих ломтиков хлеба и ждал Лазарь.

    2. Во-вторых — Лазарь. Как это ни странно, но Лазарь — единственное имя, упомянутое в притчах. Имя Лазарь — латинизированная форма иудейского имени Елеазар , означающее — «Бог — моя опора и помощь «.

    Он был нищим, покрыт струпьями и настолько слаб, что не мог отогнать собак, лизавших струпья его. Такова картина в этом мире. Но она меняется, и в мире грядущем Лазарь во славе на лоне Авраамовом, а богач — в аду в муках.

    В чем же состоит грех богача?

    Ведь он-же не приказывал убрать Лазаря от ворот своего дома. Он не возражал и против того, чтобы Лазарь получал хлеб, который выбрасывали с его стола. Он не ударил его ногой, когда проходил мимо. Нет, богач не был умышленно жесток к Лазарю.

    Но грех богача заключался в том, что он попросту не обращал внимания на Лазаря, он принимал его положение как естественное и неизбежное: Лазарь должен лежать в страданиях и голодный, в то время как он, богач, купался в роскоши.

    Кто-то сказал о нем: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал».

    Грех богача в том, что он мог спокойно видеть страдания и нужду, но они не наполняли его сердце жалостью и состраданием; он видел собрата, страдающего и голодного, и ничего не делал, чтобы что-нибудь исправить.

    Он был наказан за то, что не замечал горя ближнего.

    Может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря предупредить его братьев об ожидающей их участи. Но ведь совершенно ясно, что если людям дано истинное Слово Божие, и если везде, куда бы они не посмотрели — горе, требующее утешения; нужда, в которой нужно помочь; и страдания, которые нужно облегчить, — а это не вызывает у них сочувствия, помощи, — то им уже нечем помочь.

    Какое ужасное предупреждение: богач согрешил не тем, что делал плохое, а тем, что не сделал ничего благотворного.

    Разбираем место более детально

    16,19-21 Господь завершает Свою речь об управлении материальными ценностями рассказом о двух жизнях, двух смертях и двух последствиях. Следует обратить внимание, что это не притча. Мы подчеркиваем это, потому что некоторые критики стараются объяснить серьезный смысл этого рассказа ссылкой на то, что это якобы притча.

    С самого начала нужно четко указать, что безымянный богач не был осужден на пребывание в аду за свое богатство. Основание спасения — это вера в Господа, и люди будут осуждены за отказ веровать в Него.

    В частности, этот богатый человек показал, что не имел истинной спасающей веры, своим равнодушным презрением к нищему, который лежал у ворот его в струпьях.

    Если бы в нем была любовь Божья, он не смог бы жить в роскоши, комфорте и обеспеченности в то время, когда единоплеменник лежал у ворот его дома и умолял о крошках хлеба. Он вошел бы в Царство Божье с усилием, если бы оставил любовь к деньгам.

    Также истинно и то, что Лазарь был спасен не из-за своей бедности. В деле спасения своей души он доверился Господу.

    А теперь обратите внимание на портрет богатого человека , которого иногда называют «богач». Он одевался только в самые дорогие и модные одежды, а его стол был уставлен самыми изысканными блюдами. Он жил для себя, потакая удовольствиям и желаниям плоти. У него не было искренней любви к Богу и заботы о другом, таком-же, человеке.

    Лазарь — прямая противоположность ему. Это несчастный нищий, который каждый день лежал перед домом богача, он был покрыт струпьями, истощен от голода и преследуем грязными псами, которые лизали струпья его.

    16,22 Когда умер нищий, он был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Многие сомневаются, действительно ли ангелы участвуют в перенесении душ верующих на небеса. Мы не видим причины сомневаться в простой силе этих слов. Ангелы служат верующим в этой жизни, и есть, очевидно, причина, по которой они должны делать то же самое и в смертный час.

    Лоно Авраамово — это образное выражение, обозначающее место блаженства. Для любого еврея мысль о пребывании в общении с Авраамом связана с невыразимым блаженством. Мы придерживаемся того, что лоно Авраамово — это то-же самое, что и небеса.

    Когда умер и богач, его тело похоронили — то тело, которое он ублажал и на которое истратил так много средств.

    16,23-24 Но это еще не конец истории. Его душа, или обладающая самосознанием субстанция, попала в ад.

    Ад (греческий перевод ветхозаветного слова «шеол «) — это место обитания умерших душ. В ветхозаветный период о нем говорили как о местонахождении и спасенных, и неспасенных. Здесь о нем сказано как о месте, предназначенном неспасенным, потому что мы читаем, что богач был в муках. Учеников, вероятно, изумили слова Иисуса о том, что богач попал в ад.

    На основании Ветхого Завета их всегда учили, что богатство — это признак Божьих благословений и милости. Израильтянину, который повиновался Господу, было обещано материальное процветание. Как-же тогда мог богатый еврей попасть в ад?

    Господь Иисус только что провозгласил, что с проповедью Иоанна начался новый порядок вещей. Следовательно, богатство — это не знак благословения. Оно служит испытанием верности человека в домоуправлении. Кому много дано, с того много и спросится.

    Стих 23 развенчивает идею о том, что «душа спит», — теорию, согласно которой в период между смертью и воскресением душа находится в бессознательном состоянии. Стих доказывает, что по ту сторону могилы есть сознательное существование.

    Фактически, нас поражает обширность познания, которым обладал богач. Он увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. Он мог даже общаться с Авраамом. Назвав его «отче Аврааме», он умолял его о милосердии, и просил, чтобы Лазарь принес капельку воды и прохладил язык его.

    Возникает, конечно-же, вопрос: как бесплотная душа может испытывать жажду и мучения в пламени. Мы можем лишь заключить, что здесь образное выражение, однако это вовсе не означает, что страдания не настоящие.

    16,25 Авраам назвал его «чадо», подтверждая тем самым, что он был его физическим потомком, хотя, со всей очевидностью, не духовным. Патриарх напомнил ему о жизни, проведенной в роскоши, удовольствиях и утехах. Он также вспомнил о бедности и страданиях Лазаря. Теперь, по ту сторону могилы, они поменялись местами. Неравенство на земле стало обратным.

    16,26 Из этого стиха мы узнаем, что выбор, сделанный нами в этой жизни, определяет нашу вечную участь, и как только наступает смерть, — эта участь утверждена. Нет перехода из обиталища спасенных в местонахождение осужденных, и наоборот.

    16,27-31 После смерти богач вдруг становится евангелистом. Он хочет, чтобы кто-нибудь отправился к его пяти братьям с предупреждением, чтобы они не пришли в это место мучения.

    Авраам ответил, что эти пять братьев, будучи евреями, имели ветхозаветные Писания, и их должно быть достаточно для предупреждения. Богач возразил Аврааму, сказав, что если кто из мертвых придет к ним, то они точно покаются. Однако Авраам оставил последнее слово за собой. Он заявил, что отказ от слушания Слова Божьего является окончательным. Если люди не слушают предостережений Библии, то они не поверят, даже если кто-то воскреснет из мертвых.

    Убедительным доказательством этому служит то, что произошло с Самим Господом Иисусом. Он воскрес из мертвых, но люди все еще не верят этому.

    Из Нового Завета мы знаем, что когда умирает верующий человек, его тело попадает в могилу, а душа идет на небеса, чтобы быть с Христом.

    8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
    (2Кор.5:8)

    23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
    (Фил.1:23)

    Когда умирает неверующий, его тело точно так-же попадает в могилу, однако душа его идет в ад. Для него ад — место страданий и угрызений совести.

    При восхищении Церкви тела верующих восстанут из могил и воссоединятся с духом и душой.

    13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
    14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
    15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
    16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
    17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
    18 Итак утешайте друг друга сими словами.
    (1Фесс.4:13-18)

    Наверное, среди взрослого населения всей планеты не сыскать даже одного человека, который так или иначе не задумывался о смерти.

    Нас сейчас не интересует мнение скептиков, подвергающих сомнению все, что они не пощупали своими руками и не видели собственными глазами. Нас интересует вопрос, что такое смерть?

    Довольно часто приводящиеся социологами опросы показывают, что до 60 процентов респондентов уверены – загробная жизнь существует.

    Чуть более 30 процентов опрошенных, занимают нейтральную позицию в отношении Царства мертвых, полагая, что скорее всего их ждет после смерти реинкарнация и возрождение в новом теле. Остальной десяток не верит ни в первое ни во второе, считая, что смерть - это конечный итог вообще всему. Если же Вас интересует, что происходит после смерти с теми, кто продал свою душу дьяволу и обрел на земле богатство, славу и почитание — рекомендуем обратиться к статье о . Такие люди обретают благополучие и уважение не только при жизни, но и после смерти: продавшие душу становятся могущественным демонами. Оставить заявку на продажу души, чтобы демонологи провели ритуал для Вас: [email protected]

    На самом деле, это не абсолютные цифры, в одних странах люди охотнее верят в потусторонний мир, опираясь на прочитанные книги специалистов психиатрии, изучавших вопросы клинической смерти.

    В других местах полагают, что жить надо на всю «катушку» здесь и сейчас, а что ожидает потом их мало беспокоит. Вероятно, разброс мнений лежит в области социологии и среды проживания, но это совсем иная проблема.

    Из полученных в опросе данных ясно видится вывод, большинство жителей планеты верит в загробную жизнь. Это действительно волнующий вопрос, что ожидает нас в секунду смерти – последний выдох здесь, и новый вдох в Царстве мертвых?

    Очень жаль, но полноценного ответа на такой вопрос нет ни у кого, разве что у Бога, но если признать в нашем уравнении существование Всевышнего за верность, то разумеется ответ один – Грядущий мир есть!

    Рэймонд Моуди, жизнь после смерти существует.

    Множество видных ученых в разное время задавались вопросом, смерть - это особое переходное состояние между жизнью здесь и перемещением в потусторонний мир? К примеру, такой известный ученый как , изобретатель даже пытался наладить связь с обитателями загробного мира. И это лишь один пример из тысяч подобных, когда люди искренне верят в жизнь после смерти.

    Но если хоть что-то, что может дать нам уверенность в жизни после смерти, хоть какие-то признаки, говорящие о существовании загробного мира? Есть! Есть такие доказательства, уверяют исследователи вопроса и специалисты психиатрии, которые работали с людьми, пережившими клиническую смерть.

    Как уверяет нас такой известный специалист вопроса «жизни после смерти» Рэймонд Моуди, американский психолог и врач из Портердэйл, штат Джорджия – загробная жизнь существует вне всяких сомнений.

    Причем психолог имеет множество приверженцев из научной среды. Ну что же, давайте посмотрим, что за факты нам приводят в качестве доказательства фантастичной идеи существования загробной жизни?

    Сразу оговорюсь, мы сейчас не затрагиваем вопрос реинкарнации, переселения души или ее возрождения в новом теле, это совсем иная тема и даст бог, а судьба позволит, мы это рассмотрим позже.

    Так же замечу, увы, но несмотря на многолетние исследования и поездки по миру, ни Рэймонд Моуди, ни его последователи, не смогли разыскать хотя бы одного человека, который пожил в загробном мире, и вернулся оттуда с фактами на руках, — это не шутка, но необходимое примечание.

    Все доказательства о существовании жизни после смерти основаны на рассказах людей испытавших клиническую смерть. Это так называемый последние пару десятков лет и набравший популярность термин «предсмертный опыт». Хотя уже в самом определении закралась ошибка – о каком предсмертном опыте может идти речь, если смерти по факту не наступило? Но хорошо, пусть будет так, как об этом говорит Р. Моуди.

    Предсмертный опыт, путешествие в загробный мир.

    Клиническая смерть по выводам множества исследователей этой области предстает как разведывательный путь в загробную жизнь. Как это выглядит? Врачи-реаниматологи спасают человеку жизнь, но в какой-то момент смерть оказывается сильнее. Человек умирает – опуская физиологические подробности отметим, время клинической смерти составляет от 3 до 6 минут.

    Первая минута клинической смерти, реаниматолог проводит необходимые процедуры, а между тем душа умершего выходит из тела смотрит на все происходящее со стороны. Как правило, души людей на какое-то время перешедшие границу двух миров возлетают к потолку.

    Далее испытавшие клиническую смерть видят разную картину: одних что-то мягко, но уверено увлекает в тоннель, нередко спиралевидную воронку, где они набирают сумасшедшую скорость.

    При этом они чувствуют себя замечательно и свободно, четко осознавая, что впереди их ждет чудесная и прекрасная жизнь. Другие наоборот, напуганы картиной увиденного, их не затягивает в тоннель, они устремляются домой, к семье, видимо ища там защиты и спасения от чего-то не хорошего.

    Вторая минута клинической смерти, физиологические процессы в организме человека замирают, но сказать, что это умерший человек еще нельзя. Кстати, во время «предсмертного опыта» или вылазки в загробную жизнь на разведку, время претерпевает заметные трансформации. Нет, ни каких парадоксов, но то время, что здесь занимает считанные минуты, в «там» растягивается до получаса а то и более.

    Вот что рассказала молодая женщина, приобретшая предсмертный опыт: У меня появилось такое ощущение, что моя душа вышла из тела. Я видела врачей и себя лежащей на столе, но мне это не показалось чем-то страшным или пугающим. Я почувствовала приятную легкость, мое духовное тело излучало радость и впитывало покой и спокойствие.

    Затем, я вышла за пределы операционной и очутилась в очень темном коридоре, на конце которого виднелся яркий белый свет. Не знаю как это получилось, но я летела по коридору в направлении света с огромной скоростью.

    Это было состояние удивительной легкости, когда я достигла конца тоннеля и попала в объятия окружившего меня со всех сторон света….женщина вышла на свет, и оказалось, что рядом с ней стоит давно умершая мама.
    Третья минута реаниматологов, пациент вырван у смерти….

    «Дочка, тебе рано еще умирать», – сказала мне мама… После этих слов женщина провалилась в темноту и более ничего не помнит. Она пришла в сознание на третьи сутки и узнала, что приобрела опыт клинической смерти.

    Все рассказы людей, переживших пограничное состояние между жизнью и смертью чрезвычайно похожи. С одной стороны, это дает нам право верить в загробную жизнь. Однако, сидящий внутри каждого из нас скептик нашептывает: как так, «женщина ощутила, как ее душа покидает тело», но при этом она все видела? Вот интересно, она ощущала или все же смотрела, согласитесь, это разные вещи.

    Отношение к вопросу предсмертного опыта.

    Я ни разу не скептик, и верю в потусторонний мир, но когда читаешь полную картину опроса клинической смерти от специалистов, не отрицающих возможность существования жизни после смерти, но смотрящих на это без вольности, то отношение к вопросу несколько меняется.

    И первое что изумляет, так это сам «предсмертный опыт». В большинстве случаев такого события, не тех «нарезок» для книг, что мы так любим цитировать, а полный опрос людей переживших клиническую смерть, то видишь следующее:

    Оказывается, в группу, подвергавшуюся опросу входят все пациенты. Все! Неважно чем человек болел, эпилепсия, впал в глубокую кому, и пр… это вообще может быть передозировка снотворных или тормозящих сознание препаратов – в подавляющем своем большинстве, для опроса достаточно заявить, что переживал клиническую смерть! Удивительно? А то, если врачи, фиксируя смерть делают это по отсутствию дыхания, кровообращения и рефлексов, то для участия в опросе это как бы не важно.

    И еще странность, на которую мало обращают внимания когда психиатры описывают пограничные состояния человека близкие к смерти, хотя это и не скрывается. К примеру, тот же Моуди признается, что в обзоре есть множество случаев, когда человек видел/переживал полет через тоннель к свету и прочую атрибутику загробной жизни не имя никаких физиологических повреждений.

    Это действительно из области паранормального, но психиатр сознается, что во многих случаях, когда человек «летел в загробную жизнь», его здоровью ничего не угрожало. То есть, видения полета в Царство мертвых, как и предсмертный опыт, человек приобретал не будучи в предсмертном состоянии. Согласитесь, это меняет отношение к теории .

    Ученые, несколько слов о предсмертном опыте.

    По уверению специалистов, вышеописанные картины «полета на тот свет» приобретаются человеком до наступления клинической смерти, но не как после нее. Выше упоминалось, что критические повреждения организма и невозможность сердца обеспечить жизненный цикл разрушают мозг спустя 3-6 минут (не будем обсуждать последствия критического времени).

    Это убеждает нас в том, что перейдя смертную секунду, умерший не имеет возможности или способа что-либо чувствовать. Все ранее описанные состояния человек испытывает не во время клинической смерти, а во время агонии, когда кислород еще разносится кровью.

    Почему картины, пережитые и рассказанные людьми заглянувшими «по ту сторону» жизни очень похожи? Это вполне объясняется тем, что во время предсмертной агонии, на работу мозга любого человека, переживающего это состояние, влияют одни и те же факторы.

    В такие минуты сердце работает с большими перебоями, мозг начинает испытывать голодание, дополняют картину скачки внутричерепного давления, и прочее на уровне физиологии, но без примеси потустороннего.

    Видение темного тоннеля и полеты на тот свет с огромной скоростью так же находят научное обоснование, и подтачивают нашу веру в жизнь после смерти, — хотя как мне кажется, это лишь ломает картинку «предсмертного опыта». Из-за сильнейшего кислородного голодания, может проявить себя так называемое тоннельное зрение, когда мозг не может правильно обработать сигналы идущие с периферии сетчатки глаз, и принимает/обрабатывает лишь сигналы полученные с центра.

    Человек же в этот момент наблюдает эффекты «полета сквозь тоннель к свету». Достаточно хорошо усиливают галлюцинации бестеневая лампа и врачи, стоящие с двух сторон стола и в голове, – имевшие подобный опыт знают, зрение начинает «плыть» еще до наркоза.

    Ощущение души покидающей тело, видение врачей и себя как бы со стороны, наконец-то приходящее облегчение от боли – на самом деле это действие медицинских препаратов и сбой в работе вестибулярного аппарата. Когда же наступает клиническая смерть, то в эти минуты человек ничего не видит и не чувствует.

    Так, к слову говоря, высокий процент людей принимавших тот же ЛСД сознавался, что в эти моменты они приобретали «опыт» и ходили в другие миры. Но не считать же это открытием портала в другие миры?

    В заключение, я бы хотел отметить, что цифры опроса, приведенные в самом начале, это лишь отображение нашей веры в жизнь после смерти, и не могут служить доказательством жизни в Царстве мертвых. Статистика официальных медицинских программ выглядит совсем иначе, и может даже у оптимистов отбить веру в загробный мир.

    На самом деле, у нас крайне мало тех случае, когда люди действительно пережившие клиническую смерть, могли вообще хоть что-нибудь рассказать о своих видениях и встречах. Причём это не те 10-15 процентов о которых говорят, это всего лишь около 5%. Среди которых находятся люди, перенесшие смерть мозга – увы, но им даже психиатр владеющий гипнозом не сможет помочь что-либо вспомнить.

    Другая часть выглядит гораздо лучше, хотя конечно о полном восстановлении речи нет, и достаточно трудно понять, где у них собственные воспоминания, а где возникшие после бесед с психиатром.

    Но в одном вдохновители идеи «жизни после смерти» правы, клинический опыт действительно сильно меняет жизнь людей переживших это событие. Как правило, это долгий период реабилитации и восстановления здоровья. В некоторых историях рассказывают, что люди пережившие пограничное состояние и вдруг открывают в себе ранее не виданные таланты. Якобы общение с ангелами встречающими умерших на том свете, кардинально меняют мировоззрение человека.

    Другие наоборот, пускаются в такие тяжкие грехи, что начинаешь подозревать либо писавших в искажении фактов и умолчавших об этом, либо…либо некоторые провались в преисподнюю, и поняли, что ничего хорошего их в загробной жизни не ждет, вот и надо здесь и теперь «накуриться» перед смертью.

    И все же она существует!

    Как сказал идейный вдохновитель биоцентризма профессор Роберт Ланц, из медицинской школы Университета Северной Каролины, человек верит в смерть потому что его этому учат. Основа этого учения лежит на основах философии жизни – узнай мы наверняка, что в Грядущем мире жизнь обустроена счастливо, без боли и страданий, то зачем нам ценить эту жизнь? Но это же говорит нам о том, что потусторонний мир существует, смерть здесь – это рождение в Том мире!

    Можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти?

    Наверно, каждому человеку хочется верить в то, что его близкие после смерти достигают райских обителей, наслаждаясь райскими благами вместе со святыми угодниками, и совсем не хочется верить в то, что душа человека попала в ад. Каждый раз, слыша от разных людей вопрос о том, можно ли узнать, куда попала душа близкого человека после смерти, приходится задумываться, чтобы дать ответ на этот, вроде бы не требующий особого рассмотрения, вопрос. Казалось бы, что может быть проще, чем сказать: грешил человек – значит попадет в ад, жил праведно – значит попадет в рай? Но не все так просто. Мы не можем за Бога провозгласить вердикт о загробной участи души. Только Господь творит суд над человеком. Поэтому и все размышления данной статьи имеют право на существование только на правах предположения. В различных культурах можно наблюдать совершенно разные описания загробной участи людей. И даже внутри самой культуры порой встречаются разности в описании жизни души после смерти. Поэтому в данной статье я постараюсь рассмотреть вопрос, озвученный выше, только в свете православного вероучения о загробной участи человека.

    Итак, что же мы знаем о жизни души после смерти? Священное Писание учит, что после смерти человека душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», – сказал Христос (Мф. 22, 32; Еккл. 12, 7). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (2 Пет. 1, 15; Фил. 1, 23; 2 Тим. 4, 6; Деян. 13, 36). Ясно, что слово «успение» (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше. Говоря академически, по церковному учению, первые три дня душа проводит на земле, вблизи тех мест, где она жила. С третьего по девятый день возносится для поклонения Богу и знакомства с красотами рая. С девятого по сороковой день она смотрит ад, после чего наступает время частного суда Божия. Разлучение души от тела носит временный характер – до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. Поэтому достигнуть всей полноты наслаждения райскими благами или подвергнуться адским мучениям человек может только после Суда. Сейчас же души умерших людей находятся в ожидании Второго Пришествия Христова. О состоянии души до всеобщего воскресения Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о Православной вере, член 18). Хочется особо отметить, что человеку будет дано не новое тело, а душа соединится именно с тем телом, которое принадлежало ей раньше, но обновленное и нетленное, приспособленное для новых условий бытия. Таким образом, Бог удостоит всей полноты райского блаженства или навечно заключит в геене огненной именно человека, а не только его душу. Мы веруем, что окончательная судьба человека до Страшного Суда еще не определена, поэтому Церковь призывает молиться за своих верных чад, таким образом даруя грешникам облегчение адских мучений или прославление праведников в райских обителях. Поступая таким премудрым образом, памятуя о том, что у Бога все живы (Лк. 20, 38), Церковь не дает конкретного ответа для каждого человека на вопрос о том, куда попадает его душа после первых сорока дней после смерти, оставляя это только на милость Божию. Однако мы можем сказать с уверенностью – души людей пребывают либо в раю, либо в аду. Об этом говорят свидетельства людей, милостью Божией еще до смерти удостоившихся видений райских обителей или геены огненной. Вот свидетельство Сальвия Альбийского, галльского иерарха VI века, который вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня: «Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя Ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца, и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих. Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие – в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье. Затем голос из облака сказал: «Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви». А я пал ниц на землю и заплакал. «Увы, увы, Господи, – сказал я. – Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?» Но голос ответил: «Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место». Тогда я, плача, пошел обратно через ворота, в которые вошел». Сальвий Альбийский видел множество людей, насельников райских обителей. Несомненно, это были души тех людей, которые своей богоугодной жизнью сподобились пребывания в раю.

    В свидетельствах о видениях ада также есть места, говорящие о том, что души грешников пребывают там в ужасных мучениях. Вот, к примеру, рассказ из книги «Из писем Святогорца»: «Один расслабленный, промучившись много лет, наконец взмолился к Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел и сказал: «Твои грехи требуют очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай». Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого Ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание геенского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что Ангел забыл про него. Но вот наконец появился Ангел и спросил: «Каково тебе, брат?» – «Ты обманул меня! – воскликнул страдалец. – Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!» – «Что за годы?! – переспросил Ангел, – прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два часа». Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. «Хорошо, – ответил Ангел, – Бог проявит к тебе великую Свою милость». Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже». Интересно то, что в аду грешники заняты исключительно собой и своими мучениями, в то время когда в раю совершается непрестанное всеобщее прославление Бога. Это, по всей видимости, происходит в силу пристрастий душ ко греху, проявления гордыни и страстных желаний, которые и при жизни заставляют человека думать только об услаждении собственного «я». Логично было бы предположить, что у каждого грешника будет «свой» ад, «свои» мучения, основанные исключительно на собственных грехах. В раю же непрестанное славословие и прославление Бога является вполне логичным и правильным завершением земной жизни праведника, всей своей жизнью старавшегося угодить Богу и быть ближе к нему.

    Итак, рассмотрев православное учение о посмертной участи душ человеческих, стоит вспомнить и о том, что далеко не все наши близкие являются добропорядочными православными христианами, чающими наследовать Царство Небесное. Да и вообще, большинство людей нельзя отнести ни к отъявленным грешникам, ни к абсолютным праведникам. Одно мы знаем точно – безгрешных людей не бывает. Тем не менее большая часть наших современников живет, следуя каким-то своим внутренним принципам, некому моральному кодексу, обычно привитому родителями с самого детства. Но при этом они не считают нужным каким-то образом проявлять свои чувства по отношению к Богу. Обычно позицию этих людей можно определить в одной фразе: «Я верю в Бога, но не мешайте мне верить так, как я хочу, и не навязывайте мне то, что я должен делать». Позиция, скажем, не самая правильная, но все же требующая рассмотрения и поправки, т. к. некоторая часть людей, размышляющих подобным образом, в итоге все же попадают в Церковь и становятся добропорядочными православными христианами. Можно с уверенностью сказать, что моральные устои этой категории людей имеют свое основание именно в Священном Писании, в заповедях Божиих. Но недостаточность религиозного образования, либо полное его отсутствие, оставляет этих людей на перепутье в поисках истинной веры в Бога. Обычно они либо начинают упорно искать Бога, причем зачастую ищут в сектах или оккультных учениях, либо, вконец запутавшись, вообще оставляют это занятие и предпочитают верить в некого абстрактного Бога, Который вроде бы есть, но в то же время Он никак не влияет на их жизнь. В таком случае хочется вспомнить слова ап. Иакова: «Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 18–26). Что пользы человеку, если он верит в Бога, но ни на йоту не приближает себя к Царству Небесному?

    Есть и другие люди – это представители иных религиозных верований, а также люди, вообще не верящие в Бога, атеисты. Думается, что в случае с последними все более или менее понятно – отрицание существования Бога или даже воинственное отношение к вере и верующим не могут не сказаться на загробной участи этих людей. Достаточно вспомнить, к чему привело грехопадение первых людей, преступление всего одной заповеди воздержания. В жизнь людей вошла смерть, и потребовалась Искупительная Жертва Спасителя, чтобы вновь открыть людям двери в рай. Так к чему же может привести полное отрицание этой Жертвы, отрицание Самого Создателя? Такая позиция отрицания Бога в некоторой степени аналогична отрицанию существования собственных родителей либо пренебрежение ими. Если человечество смотрит на людей, не чтущих своих родителей, минимум с осуждением, а максимум с презрением, то каково же должно быть отношение Божие к этим людям? Поэтому вполне логично утверждать, что атеисты никак не могут наследовать Царство Небесное. Тем более что они в него и не верят. О представителях иных верований мы и вовсе ничего не можем сказать, кроме как повторить слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Думается, что самым правильным было бы более не углубляться в размышления о загробной участи атеистов и иноверцев, памятуя слова ап. Павла: «внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 13), а просто привести отрывок из повествования чудесного откровения Ангелов Макарию Александрийскому: «С душами же, не принявшими Святого Крещения, так не бывает. По разлучении этих непросвещенных душ от тела неумолимые Ангелы, взяв их, жестоко бьют и говорят: «Сюда иди нечестивая душа, познай же ныне, осужденная на вечную муку». И восхищают ее до первого неба, поставляют и показывают издалека славу Ангелов и всех небесных сил, говоря: «Всех сил Господь есть Иисус Христос, Сын Бога Живого, Которого ты не хотела познать и почтить поклонением. Отыди отселе к подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, которым ты в жизни, как богам, поклонялась».

    Стоит обратить внимание читателя на еще один, на мой взгляд, немаловажный момент в вопросе о загробной участи души. Обычно после смерти родственника близкие хотят знать, какова участь его души. Это желание знает диавол, и он может показать умершего человека в добром состоянии, в белых одеждах, в раю. Это может произойти во сне, когда человек наиболее уязвлен. Такой обман близкие умершего могут не заметить, особенно если они желают увидеть его во сне или просто надеются увидеть какой-то знак, говорящий им о загробной участи умершего. Поэтому святые отцы строжайше запрещают желать видеть во сне умершего. Если мы увидим его (как его может показать бес) во святых, то у нас прекратится желание за него молиться, мы будем думать, что он уже в раю. А на самом-то деле это может быть далеко не так, и душе почившего в этот момент, наоборот, очень нужна молитва. Поэтому Церковь и призывает нас, невзирая на ни на что, молиться об усопших, а Господь Сам все управит, если будет на то Его Святая воля.

    Но, бывает, для поддержки духа некоторым людям Господь показывает участь души. Однако бывает это крайне редко. Вот один такой пример: «У одной дочери умер отец, и она увидела его мертвым. Она начала сильно молиться за него, и ей снова было показано, что он потихоньку стал оживать. Она постоянно подавала на Божественного Литургию в его поминовение, и через сорок дней она увидела, что он встал с одра болезненного – весь в язвах. Она снова несколько лет молилась, и Господь показал ей – эти язвы начали заживать. Она молилась еще, и однажды она увидела отца в белых одеждах; он улыбнулся и сказал: «Спасибо, дочь, тебе за твои молитвы, за милостыни, за Псалтырь – за все доброе»«(Казанская епархия, www.kazan.eparhia.ru). Этот пример очень ярко показывает, как необходима молитва душе умершего.

    Протоиерей Валентин Уляхин пишет: «Так Господь устроил душу человека, что она способна воспринимать некое веяние, находясь в тонком сне. И особенно это касается посещения нас усопшими, когда во сне – а такие сны нельзя отвергать, хотя и не нужно принимать к сердцу – к нам приходят усопшие и просят о молитве. О таком общении с усопшими мы читаем в житиях многих святых. И молитва веры, особенно соборная молитва Церкви, творит чудеса…

    Улучшается положение того, за кого молишься. Я думаю, Господь таинственно, через смерть творит чудеса: приводит людей к познанию Своего святого имени и через молитву Церкви улучшает положение тех, кто, казалось бы, совершенно безнадежно уходит в вечность».

    Утвердившись в православном учении о загробной участи души, укрепляясь верой в то, что Господь волен сотворить чудо, даруя грешнику ослабление адских мучений по молитвам Церкви за него, будем «чаять воскресения мертвых и Жизни Будущего Века», когда все мы сможем самолично увидеть Владыку Христа и получить по своей вере и делам на Страшном Судищи Христове.

    Иерей Дионисий Свечников