Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Материнский капитал понятие условие получения размер. Порядок предоставления материнского (семейного) капитала. Как потратить материнский капитал на обучение в вузе

    Материнский капитал понятие условие получения размер. Порядок предоставления материнского (семейного) капитала. Как потратить материнский капитал на обучение в вузе

    Условия получения материнского капитала детально зафиксированы в ФЗ-256 о дополнительных мерах господдержки семей с детьми. Эти положения определяют базовые принципы соответствия лица, претендующего на материнский капитал. То есть, кто имеет право и в каких ситуациях он получит МСК. Рассмотрим, кому положен материнский капитал и при каких обстоятельствах его выдадут.

    Скачать для просмотра и печати:

    Кто может получить МСК

    Претендент на маткапитал должен иметь на него законное право.

    Кто сегодня имеет право получить материнский капитал:

    1. женщина, родившая 2-го (последующего) малыша или усыновившая тождественного по счету ребенка;
    2. мужчина, выступающий единственным усыновителем 2-го (последующего) отпрыска;
    3. биологический отец/усыновитель 2-го (последующего) ребенка, если мать по крови или усыновительница утратила по каким-то причинам свое право на МСК;
    4. сами дети, если оба родителя (усыновителя) утратили свое право на материнский капитал.

    Иные условия получения МСК

    Требуется также соблюдение принципа гражданства:

    • наличие у женщины (претендента на МСК) гражданства РФ на момент рождения или усыновления указанных выше детей. Только в этом случае возникнет право на выдачу маткапитала;
    • наличие у усыновляемого и рожденного ребенка российского гражданства;
    • не влияет гражданство родителя только в случае смерти матери/усыновительницы, имевшей право на получение МСК.

    Еще одно условие - период рождения/усыновления 2-го либо последующего в порядке очередности ребенка. Он должен быть рожден/усыновлен с 1.01.2007 г. по 31.12.2021 г. Ранее было до 31.12.2018 г. Сейчас действие программы официально продлили.

    Важно! Если ребенок был рожден или усыновлен до либо после указанного периода, то его родители не могут участвовать в программе господдержки.

    Иными словами, получить материнский капитал может каждая российская семья вне зависимости от места проживания, в которой ожидается до 31.12.2021 г. появление либо уже появился до 1.01.2007 г. 2-й или последующий по счету ребенок.

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Сколько раз можно получить МСК

    Материнский капитал в РФ дают лишь единожды в жизни. Если право на МСК было реализовано, то при появлении в семье следующих детей, такое право не возобновляется.

    Внимание! Правила выдачи материнского капитала предполагают получение акта, подтверждающего право на господдержку - сертификата.

    Его выдача осуществляется в любое время после рождения/усыновления 2-го, следующего по счету ребенка.

    Сроки использования МСК

    Право на маткапитал - бессрочно. Согласно общим условиям получить материнский капитал можно лишь после наступления 2-му или следующему по счету малышу в семье 3-х лет. Но есть и исключение - использование средств МСК на погашение ипотечного займа. Однако необходимости в обязательном обращении за выдачей средств материнского капитала сразу же после исполнения ребенку 3-х лет нет.

    Внимание! Родители вправе обратиться за реализацией своего права по истечении любого периода времени: 5, 10 и даже 20 и более лет.

    Но фактическое использование на все предусмотренные законом целевые направления все-таки ограничено временными рамками:

    1. На обучение детей деньги можно направить только до наступления им 25 лет.
    2. Для приобретения средств адаптации детям-инвалидам необходимо, чтобы им было менее 18 лет.
    3. Для направления денег в счет пенсионного накопления необходимо, чтобы матери еще не была назначена пенсия.
    4. Самостоятельное получение средств МСК детьми при утрате обоими родителями/усыновителями права на семейные выплаты возможно лишь до наступления 23-летнего возраста.
    5. Получение ежемесячных выплат предполагается только до фактического исполнения 2-му ребенку 1,5 лет.

    Единственное, что реально не ограничено временными рамками - это приобретение жилья.

    Внимание! В 2019 году условия получения материальной господдержки в виде материнского капитала не серьезно изменились. Появилось новое направление реализации средств МСК - ежемесячные выплаты на 2-го ребенка.

    А также продление действия программы, о котором упоминалось выше.

    Решение спорных вопросов

    Выдача материнского капитала на протяжении всего периода существования программы господдержки сопровождается многочисленными спорами. ПФ часто отказывает людям в выдаче сертификата или переводе денег по выбранному направлению. Что вызывает соответствующее общественное негодование и судебные тяжбы.

    Внимание! Оспаривать действия ПФ можно в вышестоящее подразделение этого же органа. Либо непосредственно в суд.

    Судебные иски


    Прежде чем подавать иск в суд, необходимо убедиться, что:

    • действительно есть право на выдачу материнского капитала;
    • соблюдены правила распоряжения средствами МСК.

    Для этого предварительно можно проконсультироваться с юристами или иными специалистами в области МСК. В противном случае ждут неоправданные издержки и впустую потраченное время.

    Совет! Можно самостоятельно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими правила получения МСК. Они находятся в свободном доступе на правовых ресурсах. Обязательно необходимо убедиться, что вы ознакомились с актуальной версией закона.

    Спорные моменты


    Наиболее часто возникающие спорные вопросы (согласно обзору ВС РФ):

    • гражданство родителей и детей - оно должно быть однозначно российским у матери и всех детей;
    • погашение задолженности, приобретение жилья за счет заемных средств - допускается только для двух видов договоров: кредит (включая ипотечный) и заем;
    • приобретение за средства МСК доли жилья в праве общей долевой собственности - законом допускается;
    • собственнические права в приобретенном за средства МСК жилье - возникают у всех членов семьи в равных долях, включая детей;
    • направление денег на образование - допускается для оплаты платных образовательных услуг. А также иных связанных с получением образования издержек, перечень которых устанавливает Правительство РФ. Правила направления денег в этих целях тоже определяет правительство.
    Важно! Средства могут быть направлены и на содержание, присмотр за детьми в детском саду, а также на проживание (оплату жилья, коммунальных услуг) учащегося ребенка в общежитии ВУЗа, колледжа.
    • право на маткапитал в случае смерти одного из детей - возникает при наличии у родителей документов, подтверждающих факт рождения этих детей.
    Внимание! Не распространяется на мертворожденных детей.
    • опекунство - такие правоотношения не дают права на материнский капитал, равно как и не предоставляют прав на распоряжение средствами МСК;
    • территориальное расположение объектов, организаций направления средств МСК - приобретаемое жилье, земельный участок, на котором планируется строительство, учебная организация должны находиться только в пределах РФ;
    • количество займов, погашение которых осуществляется средствами МСК - закон их не ограничивает, поэтому маткапитал можно перенаправлять на погашение неограниченного числа кредитов;
    • отзыв ранее поданного заявления на направление средств в накопительную часть пенсии - допустим только до даты назначения пенсии;
    • оплата средств социальной адаптации детей-инвалидов - предоставляется только в виде компенсации уже понесенных заявителем расходов. При условии документального подтверждения социально-медицинской необходимости и реального несения таких издержек.

    При возникновении любого отказа со стороны ПФ в реализации права на МСК граждане имеют право обжаловать такие решения и деяния (действия/бездействия). При этом иск подается в обычном гражданском порядке. На этот счет имеется соответствующее разъяснение ВС РФ.

    Куда обращаться за разъяснениями


    Чтобы убедиться, что обращение в суд действительно обоснованно, лучше предварительно проконсультироваться с юристами. Поскольку подавляющее большинство исковых требований, ввиду их необоснованности, остается без удовлетворения.

    Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч. 1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренным Федеральным законом 1 , путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

    1) улучшение жилищных условий;

    2) получение образования ребенком (детьми);

    3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего и последующих детей, начиная с 1 января 2007 года.

    При этом распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям.

    3.1 Направление средств материнского (семейного) капитала на решение жилищной проблемы

    Порядок направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий установлен ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, определяющими виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

    Согласно Правилам направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года №862 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 января 2009 года №20), средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на:

    – оплату приобретаемого жилого помещения;

    – в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве;

    – оплату строительства индивидуального жилого дома;

    – уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;

    – уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;

    – погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу).

    Средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении перечисляются территориальным органом Пенсионного фонда РФ путем безналичного перечисления указанных средств:

    1) организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;

    2) либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения;

    3) либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

    Лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств.

    Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала подается в письменной форме с предъявлением следующих документов:

    – подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты или порчи сертификата);

    – основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;

    – основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, – в случае подачи заявления через представителя;

    – основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, – в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат;

    – свидетельство о браке – в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат (п. 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий).

    В зависимости от вида расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий лицо, получившее сертификат, дополнительно представляет необходимые документы. 1

    В случае удовлетворения заявления территориальный орган Пенсионного фонда РФ перечисляет средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в счет оплаты приобретаемого или строящегося жилого помещения в течение 15 дней со дня зачисления средств на счет Пенсионного фонда, но не ранее первого банковского дня второго полугодия текущего года в случае, если заявление было подано не позднее 1 мая текущего года, либо первого банковского дня первого полугодия года, следующего за годом подачи заявления, если заявление было подано не позднее 1 октября текущего года, за исключением случая удовлетворения заявления в части направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилого помещения либо по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита на приобретение или строительство жилья. В этом случае территориальный орган Пенсионного фонда РФ перечисляет средства на указанные цели в течение двух месяцев со дня принятия этими органами решения по заявлению.

    Государственная поддержка семей и стимулирование рождаемости применяется во многих странах, в которых демографическая ситуация оставляет желать лучшего. Для России эта тема актуальна вдвойне: большая территория и низкая плотность населения предрасполагают к увеличению популяции россиян путем введения стимулирующих программ. Самой главной такой программой, начиная с 2007 года, является на материнский капитал при рождении ребенка.

    Мнения экспертного сообщества на тему долговременного влияния политики субсидирования с помощью материнского капитала расходятся. Одни эксперты считают, что материнский капитал получают, в основном, семьи, в которых и без него с рождаемостью все в порядке. Другие указывают на то, что повышение уровня рождаемости в малообеспеченных социальных группах, приведет к возникновению социальных «перекосов» в будущем. Государственные чиновники рапортуют о стремительном увеличении рождаемости – это единственный факт, который дискуссий не вызывает.

    В соответствии с Законом №256-ФЗ от 29.12.2006 материнский капитал представляет собой дополнительную меру по поддержке семей с детьми и предоставляется единожды следующим категориям российский граждан:

    • Женщинам, родившим (усыновившим) второго или любого последующего ребенка.
    • Мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго или любого последующего ребенка.

    Важно отметить, что сертификат на материнский капитал может быть получен только один раз. Например, получив сертификат после рождения (усыновления) второго ребенка, при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей сертификат получить невозможно.

    Косвенной возможностью получения сертификата на материнский капитал может являться переход права на него:

    • , если женщина (мать) была лишена родительских прав на ребенка, появление которого привело к выдаче сертификата, либо на предыдущего ребенка, который учитывался в очереди, либо в результате смерти женщины. При этом отец может не являться российским гражданином.
    • К ребенку (или детям в равных долях), если отец (или одинокая мать) был лишен родительских прав на ребенка, появление которого привело к выдаче сертификата, либо на предыдущего ребенка, который учитывался в очереди, либо в результате смерти отца, либо если у отца не возникало права на материнский капитал (например, если первый ребенок в семье приходился ему не родным).

    Следует отметить, что возраст первого ребенка в семье не имеет значения. Даже в случаях, когда первый ребенок является совершеннолетним, рождение второго ребенка создает первично у матери право на материнский капитал.

    Материнский капитал не облагается никакими налогами.

    Срок обращения за сертификатом

    Сертификаты на материнский капитал выдаются Пенсионным фондом РФ или через многофункциональные центры оказания госуслуг путем написание заявления. Срок обращения за сертификатом не лимитирован. Это можно сделать в любое время после наступления события, наделяющее правом на его получение.

    Решение о выдаче сертификата принимается Пенсионным фондом в течение месяца со дня приема заявления. За это время чиновники фонда проводят проверку сообщенных в поданных документах сведений. В течение пяти дней после вынесения решения заявитель уведомляется о готовности сертификата.

    Сроки распоряжения средствами

    Распорядится материнским капиталом возможно через три года после рождения (усыновления) ребенка, с которым было связано получение сертификата.

    Исключительным случаем признается погашение долга и процентов по договору кредита или займа на приобретение (строительство) изолированного жилого помещения. С этой целью материнский капитал может быть потрачен в любое время. Договор купли-продажи с рассрочкой жилого помещения у физического лица не входит в эту категорию.

    Целевое использование средств материнского капитала

    Материнский капитал может быть использован в нескольких целях.

    Улучшение жилищных условий

    Данное направление использования материнского капитала является наиболее востребованным. Оно включает в себя:

    • Строительство жилого помещения.
    • Приобретение жилого помещения.
    • Строительство или реконструкция индивидуального объекта жилья.
    • Исполнение обязательств по жилищным кредитам или займам.

    Реализация данного целевого направления использования материнского капитала имеет некоторые ограничения:

    • Улучшение жилищных условий должно происходить в пределах России. Покупать на материнский капитал квартиру за рубежом запрещено.
    • Нельзя использовать материнский капитал для приобретения земли или земельного участка (например, под строительство).
    • Нельзя использовать материнский капитал для проведения ремонта или реконструкции жилого помещения (квартиры).
    • Законом не предусмотрено использование материнского капитала для приобретения долей в праве общей долевой собственности.

    Образование детей

    Материнский капитал может быть потрачен на обучение одного или нескольких детей в образовательном учреждении любого уровня и направления. При этом:

    • Образовательное учреждение (школа, включая художественные, техникум, вуз, детсад) должно находиться на территории РФ.
    • Ребенку на момент начала обучения должно быть не более 25 лет.

    Помимо отплаты непосредственно образовательных услуг, материнский капитал может быть направлен на оплату расходов, сопутствующих получению образования: например, на оплату проживания в общежитии, а при отсутствии общежития – на оплату найма квартиры.

    Формирование накопительной части пенсии матери ребенка

    Средства материнского капитала могут быть направлены на формирование накоплений материнской пенсии. Если женщина не принимала решения об использовании материнского капитала, она может учесть средства материнского капитала при назначении ей накопительной пенсии.

    Это целевое направление не предусмотрено для мужчин, усыновивших детей, а также тех, которые получили право на материнский капитал в порядке перехода от женщины.

    Использование капитала на несколько целей

    Средства материнского капитала могут быть использованы по многоцелевому принципу:

    • Часть средств направлена на решение жилищных проблем,.
    • Часть – на обучение детей.
    • Часть – на пенсионные накопления.

    Осуществлять разделение материнского капитала можно в произвольном соотношении. После каждого этапа использования средств материнского капитала Пенсионный фонд извещает обладателя свидетельства об остатке денежных средств.

    Какие документы требуются для получения материнского капитала

    Набор документов, требуемых для получения и распоряжения средствами материнского капитала, зависит от цели его направления. Независимо от цели направления обязательным является заявление о распоряжении средствами материнского капитала.

    Строительство или реконструкция индивидуального объекта жилья:

    • Копии документов, подтверждающих право собственности (аренды, безвозмездного срочного пользования) на землю, на которой предполагается осуществлять строительство.
    • Копии разрешений на строительство или копии свидетельства о праве собственности на объект индивидуального жилья при реконструкции.
    • Письменное обязательство оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) при помощи средств материнского капитала, в общую собственность всех членов семьи, включая супруга и детей.

    Строительство или покупка изолированного жилого помещения (квартиры):

    • Копии договора купли-продажи, свидетельства о регистрации права собственности.
    • Копия кредитного договора, если помещение приобретается в кредит.
    • Письменное обязательство оформить квартиру в общую собственность всех членов семьи в случае, если право собственности не зарегистрировано.

    Обучение детей:

    • Копия договора об оказании платных услуг образования.
    • Копия лицензии образовательного учреждения.
    • Копия свидетельства о государственной аккредитации учреждения.
    • При оплате сопутствующих образовательных услуг – документы их подтверждающие (например, договор найма квартиры или помещения в общежитии).

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

    Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

    В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

    – формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

    – повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

    – создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

    Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

    Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку.

    Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей.

    Задачи курсовой работы:

    – охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал;

    – изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

    – рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

    Источниковую базу составляет Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, дополнительная литература и периодические издания.

    Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава раскрывает понятие и значение материнского (семейного) капитала. Вторая глава посвящена правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В третьей главе описывается, в каких направлениях могут использоваться средства материнского (семейного) капитала.

    1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

    1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

    Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

    Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

    Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ –государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

    В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

    – Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

    – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

    – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

    К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

    – постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

    – постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

    – постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

    капитал материнский поддержка государственный

    МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ

    Понятие, лица, порядок и условия получения материнского (семейного) капитала

    В России в середине 2000-х гг. руководство страны связало задачи семейной политики со стимулированием женщин к рождению большего числа детей. В качестве ключевой меры, призванной побудить женщин к рождению (как минимум) второго ребенка, в 2006 г. была провозглашена программа материнского (семейного) капитала. «Введение данной меры знаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 109..

    Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. // Российская газета.-11.05.2006.. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

    Это нововведение - материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322. (далее - Закон о поддержке семей).

    Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) Части 3, 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322..

    Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

    Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

    Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право.-2012.-№ 6.-С. 34. (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

    Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 16; Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми: реальность и перспективы.-М.: Волтерс Клувер, 2010.-С. 78..

    Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и пра- ктические проблемы. Дисс. … докт. юрид. наук.-М., 2012.-С. 125..

    Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 35..

    Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

    Отношения по получению сертификата,

    Отношения по получению кредита на недвижимость,

    Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

    Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

    Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» Грек Н.В. Указ. соч.-С. 39..

    Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей» См. там же.. Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 112..

    Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

    Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

    Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

    Иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. У семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона о поддержке семей также обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона о поддержке семей противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; «кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга» Бубон К.В. Узаконенное неравенство или кому нужен Закон о материнском капитале // Адвокат.-2006.-№ 3.-С. 49..

    Семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение последних лет на уровне Правительства РФ, «направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 г.» Адзиев Х.Г. Семейная политика Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания.-2011.-№ 4.-С. 149..

    Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Ст. 26 Постановления ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991.-№ 52.-Ст. 1865., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 № 534-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаховой Оксаны Борисовны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс (официальный сайт) Точка доступа: www. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=1478;dst=0;ts=CE2C52EC6FF1482C7A86232DDC11065B;rnd=0.8427114344667643. Дата обращения: 29.05.2012..

    Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Бюллетень Верховного Суда РФ.-2012.-№ 3.-С. 12..

    Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

    Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

    При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

    Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

    Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 36..

    Более подробное определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям Часть 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

    Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

    Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

    Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

    По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www. duma.gov.ru/. Дата обращения: 29.05.2012..

    Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели См. Кузьмин И.Ю. Вопросы подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Бюджетный учет.-2012.-№ 8.-С. 8; См. также: Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 30.-Ст. 3946; 2013.-№ 13.-Ст. 1559..

    Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» Бондарева Э.С., Фильчакова С.Ю., Черняк Л.Ю. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации // Вестник института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского.-2012.-№ 2.-С. 32..

    Региональный материнский капитал в Волгоградской области Закон Волгоградской области от 27.02.2012 № 6-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 08.08.2005 № 1097-ОД "О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка" и Закон Волгоградской области от 10.04.2007 № 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области"» // Волгоградская правда.-01.03.2012. выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

    Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

    Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, Волгоградская область прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

    В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» Президент Владимир Путин потребовал от регионов увеличить размер материнского капитала [Электронный ресурс] // http://v102.ru/news/38354.html/ Дата обращения: 29.05.2012..

    Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.