Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Меры безопасности в туристическом походе. Основы безопасности и выживания в природной среде. Основные правила безопасности при движении по болоту

    Меры безопасности в туристическом походе. Основы безопасности и выживания в природной среде. Основные правила безопасности при движении по болоту

    Правила безопасности при проведении походов и туристских слетов

    1. Общие требования:

    1.1. Требования настоящей инструкции являются обязательными для педагогов, проводящих внеклассные и внешкольные мероприятия, и учащихся. Невыполнение требований инструкции рассматривается как нарушение дисциплины.

    1.2. Руководитель группы перед отправлением на маршрут обязан лично проверить обеспечение ее питанием, снаряжением, инструментом, сигнальными средствами и медикаментами в соответствии с условиями района, где проходит маршрут.

    1.3. Перед выездом группы ее руководитель должен предварительно проверить маршрут следования и места дислокации.

    1.4. При возникновении несчастного случая руководитель группы обязан организовать немедленное оказание первой доврачебной помощи пострадавшему. О каждом несчастном случае, происшедшем во время похода, туристского слета, он немедленно сообщает директору гимназии.

    1.5. Всю ответственность за нарушение правил безопасности во время нахождения группы в походе и на туристском слете несет руководитель группы.

    2. Действия до начала мероприятий

    2.1. Перед выходом группы с учащимися должен быть проведен инструктаж по правилам поведения при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий . Они должны быть ознакомлены с возможными причинами несчастных случаев при организованном движении на общественном транспорте или специально выделенных транспортных средствах, при движении вблизи железнодорожного полотна, по проезжей части улиц и дорог, при нахождении у водоемов, в лесу, при переправе через реку, при движении в горах и т.д. (в зависимости от особенностей местности, в которой проводится мероприятие).

    2.2. При выходе организованной группы проводится перекличка.

    3. Действия во время мероприятий

    3.1. Учащиеся обязаны:

    соблюдать порядок движения группы;

    не отставать от общей группы и не уходить вперед за пределы голосовой связи и видимости.

    3.2. Учащимся запрещается:

    отступать от заданного маршрута движения;

    сбрасывать камни и отваливать без надобности неустойчивые глыбы при движении в горах;

    ходить по железнодорожному полотну и переходить его в неустановленном месте;

    находиться вблизи одиночных деревьев и мачт электропередачи во время грозы;

    прикасаться к оборванным проводам электрических линий.

    3.3. Если в районе движения встречаются ядовитые змеи и ядовитые насекомые, то у участников похода должна быть плотная одежда и обувь, защищающая от укусов.

    3.4. В местах, заросших травой и кустарником , участники похода обязаны пользоваться палкой.

    3.5. Не допускается разбивать лагерь в зоне приливов на морском побережье.

    3.6. Для переправы через реку руководитель группы должен привлекать опытных проводников.

    4. По окончании похода

    По окончании похода учащиеся обязаны возвращаться организованной группой, отправившейся от места сбора.

    Не сложность маршрута, а опыт участников похода больше всего определяет степень его безопасности. Чем лучше вы подготовитесь к походу, тем вернее сумеете совершить его успешно без аварий. Все это в равной степени относится и к походам выходного дня, потому что хотя в них меньше потенциальных опасностей, чем в сложных и дальних, но участвует значительно больше людей вообще и неопытных в частности. А неопытность (плохая физическая подготовка, техническая и тактическая неграмотность, незнание опасностей и способов защиты от них) опасна даже в самых простых походах.

    Походы же выходного дня, от простейших до тренировочных и соревновательных, помогают приобретать этот опыт, походные навыки и умения, конкретное представление о возможных опасностях, общую физическую подготовку.

    Несчастье может произойти не от вызвавшей его опасности, а вследствие паники и замешательства. Дружное взаимодействие группы решает многое не только в аварийной ситуации. Внимательное наблюдение, всесторонняя ориентировка, постоянная готовность, чувство локтя  вот качества, вырабатываемые на маршрутах выходного дня.

    Велика роль руководителя в предупреждении и ликвидации аварийной ситуации. Он должен держать в поле зрения всю группу, поэтому часто его место на тропе или на реке – сзади. От воли, авторитета, решимости руководителя иногда зависит все, и члены группы должны быть едины в подчинении ему. Командовать в походе должен только один. Дискуссии и споры на подходе к каждому препятствию вредны и недопустимы. Однако вера в руководителя не должна быть слепой, надежда на товарищей не должна демобилизовать. Всегда нужно суметь критически оценить свои действия, действия руководителя и группы.

    Важно научиться взвешивать свои возможности, быть осторожным, даже рискуя. Но в походе жизнь должна быть спокойной, ритмичной. И чем ритмичней, тем лучше, тем больше увидишь, сделаешь, тем больше получишь удовлетворения. На маршруте не должно быть приключений. Если они были, значит, что-то упущено. Опыт подскажет и допустимую долю риска. Возможность неудачи должна «перекрываться» избытком опыта, слаженностью группы.

    Достичь спокойной уверенности удается только учебой, в которой главным воспитателем служит сама природа. Овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка  таковы основные меры безопасности в туризме. Для устранения мелких неполадок и неудобств в снаряжении, одежде, обуви служит, как уже говорилось, первая остановка вскоре после начала движения. Надо устранить причину неудобства, не ожидая, пока появятся поломка, жжение или боль. Общая профилактика  правильный подбор снаряжения и одежды, проверка и подготовка его до выхода на маршрут. Если снаряжение, одежда и обувь соответствуют погоде, темпу движения, хорошо подогнаны, не будет опрелостей, потертостей, пузырей.

    Топоры, пилы, ножи носите зачехленными. На привалах острые орудия складывайте в одном месте, не втыкайте их в деревья (тем более на высоте человеческого роста), на ночлеге кладите под палатку, пилой и топором работайте в рукавицах, обрубая ветки лежащего дерева, находитесь по другую сторону ствола. Не бросайте ножи и топоры в деревья.

    Дежурные у костра должны быть одеты и обуты, иметь рукавицы; костровые рогульки, перекладина или тросик для подвески ведер должны быть надежными; посуду с горячей пищей, кипятком надо ставить туда, где на них не могут наступить и где они не опрокинуться; при приготовлении пищи на костре пользуйтесь поварешками с длинными ручками. При пользовании примусами, особенно в палатке, желательно иметь самодельную походную кухню. Складывающаяся рама кухни изготавливается из дюралевого уголка, кастрюли устанавливают в отверстия металлического листа. Примусы размещаются под листом на подставке. Рама закрыта с боков такой же стеклотканью.

    Не собирайте неизвестных, старых или требующих особой обработки грибов. При варке грибов первую воду после кипячения желательно слить и налить новую. Недоваренные, недожаренные, даже вторично разогретые грибы могут вызвать отравление.

    Желательно знать опасные растения, которые могут встретиться в походе, ознакомиться с ними предварительно по определению. В средней полосе страны к ним относятся вех ядовитый (цикута), волчьи ягоды, волчье лыко, бузина, марьин корень, белоголов пятнистый.

    В пеших походах , двигаясь по лесным зарослям, среди завалов, кочек, защищайте тело штормовкой, идите внимательно, чтобы не упасть и не повредить ногу, не получить травму головы, лица или глаз из-за сучьев, веток, стволов.

    При организации переправ или купания места их обследуйте. Нельзя нырять в неизвестных местах, купаться сразу после перехода или еды. Не нужно двигаться в темноте, особенно по лесу: можно легко повредить ноги, глаза.

    Во избежание теплового или солнечного удара не применяйте темную одежду, не пропускающую воздух и не впитывающую пот. Переходы в жаркое время года делайте пораньше утром и ближе к вечеру, используйте для передвижения теневые, обдуваемые места. Не наедайтесь плотно перед выходом, в сильную жару передвигайтесь медленно. Летом носите головной светлый убор с козырьком и солнцезащитные очки, применяйте солнцезащитные кремы. Не загорайте после еды, не спите на солнце.

    В лесу при грозе не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна. В березу и клен молния ударяет редко. На открытом месте нужно сесть или лечь в сухую яму, канаву.

    В лыжных походах опасны морозы, снегопад при сильном ветре, метель, резкое похолодание, ограниченная видимость, крутые склоны, участки с тонким заснеженным льдом и промоины на реках и водоемах. Заснеженные промоины образуются чаще, в устьях притоков рек, у береговой кромки льда, в истоках вытекающих из озер ручьев.

    Идти по заснеженному льду нужно осторожно, с рюкзаком на одном плече, ослабленными креплениями и снятыми с рук темляками палаток. Интервал между участниками не менее 10 метров. Провалившись, освободитесь от рюкзака и лыж, выбирайтесь на лед, опираясь на палки и локти. Товарищи должны бросить веревку, помочь.

    Чтобы в походе не обморозиться, не замерзнуть, не простудиться, надо иметь ветро- и влагонепроницаемую одежду, а зимой маску,запасные рукавицы; под дождем и на ветру не оставаться без движения; на привалах в холодное время сразу надевать теплые вещи; по возможности просушивать одежду, носки, стельки, спальные мешки; не пить холодную воду, не есть снег. Обувь должна быть просторной, носки сухими, чистыми, стельки  толстыми, желательно войлочными.

    При очень сильном ветре, метели, пыльной буре надо срочно устраивать вынужденный бивак под защитой леса, склона, оврага.

    При первых признаках озноба и обморожения надо усилить кровообращение: если мерзнут ноги,  делать широкие махи (3050 раз), если руки, махи от плеча, быстро сжимать и разжимать пальцы. Для защиты открытых частей тела (щеки, нос, подбородок) смазывайте гусиным салом без примесей чистую и сухую кожу.

    В водных походах , особенно весной в большую воду, не исключены пробоины, перевороты при затягивании под нависающие кусты, при навалах на упавшие деревья; не всегда безопасно прохождение под низкими мостами с сильным, зачастую косым течением в захламленном русле.

    На равнинных реках средней полосы и юга страны нередки искусственные пороги в местах разрушенных плотин бывших мельниц, большие участки быстрой мелкой воды в каменистых руслах. Ряд маршрутов частично проходит по большой воде на весенних разливах рек и озер, где высокая волна в непогоду может быть опасной для плавания.

    На водных маршрутах возможны аварии при неудачной посадке в судно или высадке из него, из-за крупной пробоины или прорыва оболочки, при посадке на подводное препятствие. Поэтому туристы-водники должны иметь индивидуальные и групповые спасательные средства.

    На судоходных реках надо двигаться вне фарватера.

    Обеспечение безопасности в велопоходах носит несколько иной характер, чем в водных, пеших и лыжных; поскольку наибольшую опасность для велотуристов представляет автотранспорт на напряженных магистралях. Маршруты велопоходов лучше прокладывать по местным дорогам, избегая шоссе с напряженным движением. Но совсем таких трасс не избежать. Поэтому велотурист должен хорошо знать Правила дорожного движения, причем не только знаки и предписания, касающиеся велосипедистов, но и дорожные знаки, а также указатели общего содержания.

    Знаков для велосипедистов два: запрещающий знак «Движение на велосипедах запрещено» (контур велосипеда в круге, окаймленном красной полосой) и предписывающий знак «Велосипедная дорожка» (белый контур велосипеда на голубом круге). Еще есть табличка знака дополнительной информации с изображением велосипеда, которая устанавливается вместе с каким-нибудь другим знаком, указывая, что он распространяется лишь на велосипедистов. Наконец, есть предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой», но он больше адресуется водителям автомобилей. Основные правила, которые касаются непосредственно велосипедистов:

      управлять велосипедом при движении по автодорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (в некоторых республиках и областях – 12 лет);

      при движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед должен быть оборудован спереди фонарем (фарой) с белым светом, сзади  фонарем с красным светом или красным светоотражателем;

      движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 метра от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для обгона, объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота, разрешается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам;

      водителю велосипеда запрещается: ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам; ездить не держась за руль; перевозить пассажиров (кроме ребенка на дополнительном сиденье, оборудованном подножками); перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда; двигаться по основной дороге, если рядом идет велосипедная дорожка, обозначенная соответствующим знаком; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы движения в данном направлении. Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

    И еще несколько рекомендаций. На магистралях старайтесь ехать как можно прямолинейнее, ближе к краю полотна дороги, без надобности не вилять, не делать резких виражей. Нужно также расстаться с привычкой некоторых особенно горячих и неопытных велосипедистов делать петли - заезжать вперед группы, а потом разворачиваться и возвращаться обратно. Стоящие автомобили объезжайте плавно, только слева, перед выездом обязательно оглянитесь (посмотрите в зеркало заднего вида). Друг друга обгоняйте тоже только слева. Остерегайтесь грузовых автомашин с сеном, прицепами и длинномерными грузами. На узком шоссе, если спереди и сзади одновременно идут автомашины, разумно съехать на обочину.

    Казалось бы, куда очевиднее: при появлении на дороге автомобилей прижиматься к своей, правой, обочине. Однако некоторые неопытные велосипедисты умудряются при этом заезжать на левую обочину. Нет ничего опаснее такого маневра! Поэтому в начале велопохода категорически объявите: никаких левых обочин! Даже на остановках не следует без особой надобности переходить на другую сторону шоссе. Как только остановитесь, вся группа вместе с велосипедами должна немедленно сойти на обочину, даже если не видно автомашин. Велотуристам для всевозможных маневров вполне хватает правой половины шоссе, и за осевой линией просто нечего им делать.

    Подведем итоги :

    Обеспечение безопасности в туризме является одной из важнейших составляющих разработки и проведения туристских походов. Турист постоянно находится под воздействием обстоятельств повышенной опасности и, в общем случае, пребывает в незнакомой среде, отличной от обычной среды его проживания. Турист может оказаться в ситуации непривычной для повседневной его жизнедеятельности: не знать обычаев, языка, традиций, типичных бытовых опасностей, не иметь иммунитета от болезней, распространенных в данной местности, быть неприспособленным к интенсивным нагрузкам и проживанию в какой-либо местности (высокогорье, пустыня).

    Из числа причин, определяющих возникновение несчастного случая, можно выделить четыре, образующих формулу: «маршрут – снаряжение – путешественник – общество». Для каждого вида туризма первые элементы этого комплекса будут выглядеть конкретно, например как «река – лодка – рулевой» и т. п.

    Основные меры безопасности в туристских походах – это овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка.

    При подготовке к походу следует внимательно изучить возможные факторы риска и его источники, исследовать возможность и вероятность проявления данного источника на опасном для туриста уровне, подверженность человека воздействию источников опасности и, в итоге, предусмотреть комплекс мер по защите здоровья и жизни туриста и его имущества.

    Литература: 2, 3, 19, 21, 23, 30, 32, 35.

    Вопросы для обсуждения:

    Рассмотреть возможные аварийные ситуации (причины их возникновения, возможные последствия, меры предупреждения, способы выхода из этих ситуаций) в следующих видах туризма:

    - пешеходном;

    - горном;

    - водном;

    - лыжном;

    - велосипедном;

    - конном;

    - авто-мото;

    - спелеотуризме.

    Даже самые простые туристские маршруты не лишены некоторых опасностей. Но почти всякую опасность, если она вовремя замечена и оценена, можно избежать.

    Как бы ни осложнялась обстановка, какие бы препятствия ни воздвигла природа, правильно действующий, осмотрительно поступающий туристский коллектив в подавляющем большинстве случаев выходит победителем из сложной борьбы с опасностью. Во время походов, преодоления препятствий и выполнения общих работ на бивуаках в группе должно существовать строгое единоначалие, поддерживаемое дисциплиной, единой волей коллектива. Нарушения должны осуждаться всеми участниками похода, так как дисциплина в походе - не только категория порядка, но и самая главная мера безопасности. Факторами, исключающими или ослабляющими тяжелые последствия столкновения с опасностью, являются опыт, неослабная бдительность, хорошее знание техники пешеходного, таежного и горного туризма. Важно научиться заранее предвидеть опасность в походе и вовремя принимать необходимые меры предосторожности.

    Опасности в любых условиях похода

    Водоемы в походах представляют серьезную опасность, так как они, как правило, незнакомы туристам. Места для купания необходимо предварительно обследовать, на опасных участках устанавливать запретные зоны, строго регламентировать время купания, назначать дежурных по безопасности и, если туристов много, купаться отдельными группами, до и после купания пересчитывать участников. Сразу после марша, в чрезмерно разогретом состоянии, купаться нельзя. Не стоит купаться в холодных реках.

    Остро отточенный топор и заряженное ружье при неумелом обращении могут привести к тяжелым ранениям. Не умеющих обращаться с топором следует перед походом обучить рубке. Рубить надо так, чтобы в случае промаха или отскакивания топора в сторону лезвие или обух не ударили по ноге. Ноги надо расставлять пошире, не ставить их в направлении удара. Во время рубки следить, чтобы топор не соскочил с топорища, взмах делать так, чтобы по линии возможного полета сорвавшегося с топорища или вырвавшегося из рук топора не находились люди. Рубку производить в стороне от людей.

    Не класть топор без чехла под клапан рюкзака, так как во время движения он может выскользнуть и поранить ногу. Лучше поместить его внутрь рюкзака или прочно привязать под клапаном. Ружье никогда не направлять на людей и без нужды не браться за спусковой крючок. После охоты немедленно разряжать. Быть особенно осторожным с ружьем при перелезании через завалы, изгороди, при посадке в лодку и высадке.

    Пламя костра, кипяток в ведрах (суп, компот, кисель, чай) могут причинить сильные ожоги. Нельзя готовить у костра без одежды, защищающей тело. Раздувать костер следует, не приближая лица к пламени, а размахивая, например, штормовкой.

    Ведра, котлы, висящие над огнем надо передвигать или снимать рукой, одетой в рукавицу или чем-нибудь обернутой. Посуду с горячей пищей никогда не ставить среди людей (особенно в темноте). Котлы должны висеть над огнем, или стоять у самого костра, или размещаться на специально установленной для этого перекладине в стороне. При рубке сухостойных деревьев и переноске бревен можно попасть под бревно и получить тяжелые травмы. Когда валится сухостойное дерево, надо удалять всех людей на радиус более высоты дерева, следить за направлением падающего ствола. Не бросать переносимое бревно, а осторожно класть его на землю. Быть особенно осторожным около конца передвигаемого бревна, не подсовывать рук под бревно, которое тащат по земле. Переносить бревна на веревках.

    Туристские путешествия, будь то походы выходного дня или многодневные категорийные походы в труднодоступные районы, таят в себе много неожиданного, а порой и опасного. Это ни в коей мере не умаляет значения туризма, как активного отдыха и спорта, но для того, чтобы занятие туризмом было действительно во благо, а не во вред, необходимо знать и быть готовыми к преодолению неблагоприятных факторов.

    Опасности в туристских походах можно разделить на две группы: субъективные, которые зависят от моральной, физической и технической подготовки, поведения человека; и объективные, обусловленные сложностью маршрута, погодными условиями и наличием необходимого снаряжения.

    Туризмом могут заниматься люди с разным уровнем физического развития. Однако есть некоторые заболевания, при которых следует воздержаться от туристских походов. К таким заболеваниям относятся: порок сердца, стенокардия, гипертония, активная стадия туберкулеза легких, обострение язвенной болезни, воспаление желчного пузыря, почек, послеоперационные осложнения, грыжа, хронический суставной ревматизм, инфекционные заболевания. Несовместимость большинства заболеваний с участием в походах очевидна: обострение заболевания в полевых условиях, где нет возможности оказать квалифицированную помощь может привести к тяжелым последствиям. Обострение заболевания вызывает слабость, быструю утомляемость, головные боли, раздражительность, бессонницу и другие неприятные симптомы. Все это изменяет поведение человека в походе и увеличивает риск, который возникает на маршруте. Следует иметь ввиду, что у практически здорового человека могут быть такие дефекты, которые в определенных условиях приведут к несчастному случаю. К ним относятся: пониженные слух и зрение, нарушенное восприятие некоторых цветов, снижение зрения в сумерках.

    Усталость на маршруте является одним из главных факторов, которые повышают опасность и могут привести к несчастному случаю. Статистика утверждает, что четверть всех тяжелых травм случается у туристов в состоянии усталости. В походе практически у каждого туриста отмечается утомляемость, что приводит к замедлению реакции, снижению внимания, нарушению координации движений. Основные причины повышенной утомляемости: плохая тренированность туристов, тяжелый маршрут, очень напряженный график похода, плохие погодные условия. Все эти факторы, за исключением последнего, можно регулировать в процессе подготовки к походу - проводить тренировки по общефизической подготовке, разработать оптимальный маршрут и график похода. Если усталость выявится на маршруте, то руководитель похода не должен игнорировать этот факт. В таком случае необходимо изменить темп на более медленный, провести внеплановую остановку на привал или сделать день отдыха.

    Неумение правильно оказать доврачебную помощь потерпевшим может осложнить последствия травмы. Однако к оказанию доврачебной помощи при серьезных травмах туристы не всегда готовы. Характерными ошибками при оказании помощи являются: транспортировка пострадавшего при переломах конечностей без наложения шин и обезболивания; неправильная транспортировка, которая не соответствует характеру повреждений; наложение жгута на длительный период; употребление большого количества питьевой воды при острых кишечных заболеваниях. В некоторых случаях необходимо принять срочные меры для спасения потерпевших – искусственное дыхание при асфиксии, очистка желудка при острых отравлениях.

    Даже после правильно оказанной помощи необходимо организовать уход за больным: поставить палатку, положить потерпевшего в удобную позу, согреть, дать отдохнуть, при необходимости подготовить транспортные средства для доставки в лечебное учреждение.

    Среди ошибок, которые случаются непосредственно на маршруте и могут стать причиной несчастного случая, следует отметить ошибочные действия членов туристской группы на скальных участках: движение по камнепадно опасному склону; нахождение туристов одного над другим; ненадежное крепление страховочной веревки; движение на крутых склонах без страховки. Переправы через реки всегда являются потенциально опасными, но в результате каких-либо ошибок в действиях участников похода угроза жизни и здоровью резко возрастает. К типичным ошибкам при переправе вброд можно отнести: брод без разведки; разрыв стенки из участников при переходе; брод без обуви. При организации переправ по бревну часто пренебрегают наведением перил и использованием сопровождающей веревки, а при укладке бревна его концы не закрепляют, что может привести к тому, что вода снесет бревно когда на нем находится человек. Навесные переправы являются наиболее сложными и требуют от туристов умения и опыта. Частыми ошибками при этом способе переправы являются отсутствие сопровождающей и слабое натяжение перильной веревок. Это может привести к тому, что турист при переправе коснется воды или совсем погрузится в воду и захлебнется. При движении в условиях плохой видимости - в тумане, в темноте, можно потерять ориентацию и выйти на опасные участки с непредсказуемыми последствиями.

    Большую опасность в туристском походе представляет гроза. При приближении грозы необходимо закрыться под выступающими возвышенностями. Не следует, однако, прятаться от грозы в нишах скал, небольших ямах и впадинах на склонах, а также у входа в пещеру. Во всех этих случаях тело человека - лучший путь для токов земли, так как оно играет роль проводящей перемычки между краями поверхности, имеющей разрыв. Во время грозы нельзя находиться в непосредственной близости от костра, поскольку столб горячего воздуха - хороший проводник тока, превышающий высоту окружающих деревьев, способствует разряду молнии в костер. Одинокое дерево может быть использовано для защиты от грозы, если располагаться под ним на расстоянии не ближе 2 метров от ствола. Наиболее часто подвергаются удару молнии дуб и тополь, реже - береза и клен. Необходимо по возможности изолировать тело от грунта с помощью имеющегося снаряжения. Во время грозы нельзя бежать, так как при этом увеличивается опасность быть пораженным молнией.

    К заболеваниям может привести купание в реке сразу после перехода, когда разгоряченный человек резко ныряет в воду. В таких случаях кроме простуды может наступить спазм сосудов, что приводит к трагическим последствиям.

    В походе необходимо строго соблюдать правила противопожарной безопасности: не использовать для освещения палаток приспособления с открытым пламенем, правильно выбирать место для костра и тщательно гасить его, покидая стоянку. Неосмотрительность при приготовлении пищи, нахождение без обуви возле костра, работа без рукавиц приводят к ожогам кипятком и огнем. Часто желание согреться слишком близко возле огня приводит к тому, что жар от костра может зажечь одежду, деформировать обувь. Все это осложняет проведение похода, ведет к травмированию ног, переохлаждению тех, кто не смог правильно высушить свое снаряжение.

    Снаряжение играет важную роль в обеспечении безаварийности путешествий. Плохое снаряжение для ночлега может привести к переохлаждению и различным заболеваниям. Неразношенная и плохо подогнанная обувь приводит к травмированию ног. Если у обуви скользкие подошвы, могут быть срывы и падения, и, как следствие, тяжелые травмы. Некачественные продукты питания, плохая упаковка, продукты, у которых срок хранения закончился, а также употребление в пищу грибов и сырой воды, могут вызвать пищевые отравления. Отсутствие головного убора может привести к солнечному удару и укусам клещей. Туристская группа должна иметь качественные средства страховки - основные веревки диаметром 1 см, необходимой для наведения переправ длины, карабины, спусковые устройства, каски, страховочные системы. Неумение правильно пользоваться бивачным и страховочным снаряжением, а также пренебрежение правилами безопасности при их использовании, очень часто приводит к травматизму. При работе с капроновыми веревками туристы часто не пользуются рукавицами, что может привести к ожогам, а плохо завязанный узел на страховочной системе или веревке приводит к падению с тяжелыми для человека последствиями.

    Категорически недопустимо употребление в туристском походе спиртных напитков. Даже в небольшом количестве. Сколько трагедий можно было бы избежать, если бы все туристы понимали это! Очень важно также понимание того, что все участники путешествия отвечают друг за друга и обязаны заботиться о товарищах.

    Отправляясь в поход, помните, что природа не прощает ошибок, и мы не имеем права платить по счетам, которые могут нам предъявить наша неподготовленность и беспечность.

    Совет Туристической библиотеки: Если Вы собрались в поездку в Санкт-Петербург и ищете где остановиться - обратите внимание на сайт "