Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Меры безопасности в туристическом походе. Памятка по обеспечению безопасности в туристских походах (путешествиях), загородных экскурсиях, при купании. Отравления продуктами питания

    Меры безопасности в туристическом походе. Памятка по обеспечению безопасности в туристских походах (путешествиях), загородных экскурсиях, при купании. Отравления продуктами питания

    Каждый турист, будь то профессионал или любитель, обязан беспокоиться о сохранении своего здоровья во время туристического похода, экспедиции или поездки. Существует ряд профилактических мероприятий, направленных на организацию безопасности участников турпохода и профилактику предотвращения возможных опасностей, поджидающих туристов буквально на каждом шагу их маршрута.

    Во первых – независимо от вида похода, длительности маршрута и местности, на которой он будет осуществляться, обязательным условием является наличие аптечки, которая должна содержать в себе антигистаминные средства, препараты от отравления, средства первой помощи при ушибах, ударах, порезах и медикаменты, необходимые участнику похода, который имеет хронические заболевания.

    Организация основа успеха

    Второй важный критерий группового туристического похода – наличие грамотных организаторов, компетентных в вопросах проведения группы по маршруту, и различных составляющих походной жизни. Количество организаторов туристического похода зависит от величины группы. Именно организаторы занимаются составлением и проведением инструктажей, предупреждением негативных последствий похода, сбором информации о местности, погодных условиях и прокладке маршрута сопровождением группы и наблюдением за действиями каждого участника маршрута, организацией кухни и быта группы.

    Каждый участник группы обязан полностью прослушать инструктаж и поставить отметку об ознакомлении с ним. Существует перечень общепринятых правил, которые соблюдаются в каждом турпоходе:

    Перечень правил в походе

    1. Участники похода должны быть совершеннолетними.
    2. Каждый несовершеннолетний участник похода обязан предоставить письменное согласие родителей или опекунов.

      Участник похода обязан оповестить руководителей о наличии медицинских противопоказаний и хронических болезней.

      Все участники похода должны неукоснительно соблюдать требования руководителя группы. Руководитель группы имеет право прекратить поход в любой момент или удалить участника похода.

      Запрещается распитие алкогольной продукции и употребление других психотропных средств во время похода.

    «Правила безопасности в туристическом походе».

    Нормативным документом для педагога, является Инструкция по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение № 1 к Приказу Министерства образования РФ).

    Юридическим основанием для проведения похода является приказ директора школы, в текст которого закладыва­ются формы, методы и сроки контроля при организации, проведении и подведении итогов похода, медицинский допуск участников, возложение ответственности за жизнь и здоровье детей на руководителя группы, определение места и времени сбора группы и сроков возращения с маршрута. К приказу прилагается список туристической группы, заверенный медицинским работником школы. Необходимо указать в списке домашние адреса и контактные телефоны родителей участников туристического похода.

    Согласно Инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий путешествий определяются права и обязанности руководителя группы:

    1) руководитель несет ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасность проведения похода;

    2) за нарушение инструкции руководитель несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством;

    3) руководитель обязан подготовить и провести инструктаж по технике безопасности с участниками похода,

    организовать их всестороннюю подготовку, разработать маршрут, обеспечить безопасность.

    Каждый участник похода обязан:

    1. Строго выполнять все распоряжения руководителя.

    2. Быть внимательным во время движения - не выходить из строя, соблюдать правила уличного движения.

    3. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

    4. В походе незнакомых ягод не есть, трав и кореньев в рот не брать, воду из колодцев, рек и водоемов без разрешения руководителя не пить.

    5. В лесу соблюдать правила пожарной безопасности: не бросать горящие спички, не оставлять без при­смотра костры; свечи и спички в палатках не зажигать.

    6. Немедленно сообщать руководителю о замеченной опасности, о малейших признаках заболевания, утомления, о незначительных на первый взгляд травмах и потертостях.

    7. Соблюдать правила безопасного обращения с огнем, острыми предметами.

    8. Во время следования по железной дороге садиться в вагон и выходить из него только при полной оста­новке поезда (трамвая), из окон не высовываться, в тамбурах и на подножке не стоять, не выходить без разрешения из вагона.

    9. Соблюдать правила личной гигиены.

    10. Бережно относиться к окружающей природе, заботиться о ее сохранности.

    Руководитель группы обязан позаботиться об аптечке. В которой должны быть следующие средства: бинты и вата стерильные, жгут, лейкопластырь обычный и бактерицидный, раствор перекиси водорода, спиртовой раствор йода, марганцовокислый калий, нашатырный спирт, левомицетин, сульфадиметоксин, анальгин, крем от ожогов, мазь ихтиоловая.

    Необходимо продумать порядок следования на маршруте: идти удобнее строем, в колонну по одному. Направляющий - впереди строя, замыкающий - в конце, четко обговорить способы сигнализации между ру­ководителем и его помощниками в начале и в конце строя.

    Собираясь в поход, не жалейте времени на подготовку: чем тщательнее подготовка, тем меньше непри­ятных неожиданностей. Убедите подростков в необходимой обязательности выполнения правил безопасно­го поведения.

    ФАКТОРЫ РИСКА В ПОХОДЕ

    В походе самой важной задачей инструктора является обеспечение безопасности туристского мероприятия. Поэтому необходимо учитывать факторы риска успешности предприятия.

    1. Природные особенности региона, где проходит маршрут, сложный рельеф с естественными препятствиями (крутые склоны, лед, обвалы, снежные лавины, бурные реки, пороги, завалы); неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка (резкие колебания температуры воздуха, пыльные бури, грозы, сильный дождь); плохая видимость, опасные хищные животные, растения, заросли колючего кустарники.

    2. Недостатки материально-технического обеспечения туристов (качество турснаряжения; несоответствие снаряжения, питания, медикаментов, ремнабора конкретным условиям путешествия, намеченному маршруту, сложности препятствий; отсутствие спасательных и защитных средств; потеря снаряжения на маршруте и т. д.).

    3. Несовершенство организации планового и самодеятельного туризма (слабая подготовка инструкторов; недостаточная работа по профилактике несчастных случаев; недостаточная обустроенность маршрута; дефицит карт; качество описания маршрутов; неудовлетворительный медицинский контроль за состоянием здоровья туристов; недостаточная требовательность МКК к нарушениям маршрута; низкий уровень культуры туристов).

    4. Медицинская безграмотность, недостаток опыта и тактико-технической подготовки, неорганизованность, недисциплинированность самих туристов.

    Целью любого похода так или иначе является контакт с природой. Активный отдых в естественных может осуществляться в любое время года, поэтому важно учитывать различные ситуации, несущие потенциальную опасность для жизни и здоровья клиента в природных условиях.

    1. Катастрофические явления природы (стихийные бедствия). Для правильного поведения инструктора необходима специальная подготовка к действиям в условиях ЧП.

    2. Перегрев, тепловой и солнечные удары . Возникает при длительном пребывании на солнце, особенно в летнее время. Организм человека не сразу адаптируется к повышенной инсоляции. Важно в первые же часы пребывания на солнце предпринять меры предосторожности от перегревания: одежда должна быть легкой и светлой, поверхность тела должно максимально быть прикрыта легкой одеждой – рубашка с длинным рукавом, брюки, головной убор. Если нет возможности спрятаться в тень, то необходимо периодически охлаждать организм вспомогательными средствами – купание, обильное питье. В часы максимального солнечного излучения, т.е. в полдень необходимо обеспечить для группы отдых в тени – натянуть тент, разбить привал в тени деревьев. Важно помнить, что перегревание организма лучше не допустить, чем иметь дело с его последствиями.

    3. Обморожение местное (отдельные части тела). Чаще всего возникает от воздействия холода на участки тела с затрудненным кровообращением – это тесная обувь, стягивающая резина; открытые, увлажненные (мокрая одежда) участки тела. Обморожение наступает быстрее в условиях повышенной влажности и на ветру. Инструктору необходимо понимать, что обморожение конечностей (и рук, и ног) клиента всегда ложится на совесть руководителя, потому что его можно и нужно избежать. Важноследить за самочувствием клиентов и вовремя реагировать на сигналы о замерзании. Обморожение – это коварная ситуация, поскольку при его легкой степени пострадавший страдает от болей в обмороженном участке тела и сигнализирует об этом, эту боль не следует «перетерпеть», так как затем наступает онемение обмороженной части тела, боль проходит. Это плохой признак, который говорит о тяжелой степени обморожения, которая грозит гибелью обмороженного участка (может привести к потере обмороженных пальцев, например). Если сложились экстраординарные обстоятельства – провал в прорубь, потеря обуви – необходимо пострадавшие конечности сразу же, но постепенно начать согревать. Снять мокрую обувь, перчатки, осторожно растереть конечность для восстановления кровообращения, использовать энергичные вращательные движения охлажденной конечности для нагнетания в нее дополнительной крови, использовать тепло других частей тела, развести костер, горячее питье. Не использовать снег для растирания, так как он повреждает поверхность кожи и усугубляет обморожение.

    4. Горная болезнь. В горных походах на высоте человек испытывает действие разреженного воздуха и пониженного атмосферного давления. К этому организм должен привыкнуть, адаптироваться, что произойдет в течение пары недель, а пока он не привык, наступает состояние, которое называется «горной болезнью». В зависимости от возраста, пола, тренированности, высотного опыта, физического и психического состояния, горная болезнь проявляется в разной степени в следующем: апатия, усталость, сонливость, недомогание, головокружение, расстройство пищеварения, тошнота, рвота, озноб, лихорадка.

    К высотным походам нужно готовиться заранее, за несколько месяцев и использовать для этого адаптогенотерапию (витамины, родиолу, элеутерококк, аралию, лимонник, селен и др.) под руководством специалистов. По прибытии в высокогорную местность необходимо предпринять меры по акклиматизации организма: значительная физическая активность даже на биваках, достаточный сон, калорийность питания до 5 тыс. ккал. (с содержанием углеводов и глюкозы), не меньше (!) 4-5 л. жидкости в сутки, повышенное потребление витаминов А, В, С, РР, фолиевой кислоты, продолжение применения адаптогенов, контроль за состоянием организма специалиста-медика. При развитии болезни – спуск; при угрозе развития различных осложнений – транспортировка в больницу.

    5. Снежная слепота. Возникает в результате солнечного ожога слизистой оболочки и сетчатки глаз, вызванного ярким солнечным светом, отраженным снегом, льдом или поверхностью воды. Проявляется в виде слезотечения, светобоязни, покраснения глаз, ухудшения зрения вплоть до временной потери. Предупредить снежную слепоту можно при использовании специальных солнцезащитных очков с сильным УФО и световым фильтром (на 50-70%). При возникновении солнечного ожега глаз необходимо оказать следующую помощь: темная повязка на глаза; холодные влажные компрессы на веки; промывание глаз 2-4 % раствором борной кислоты; эвакуация к врачу.

    6. Попадание в лавину. Часто сопровождается тяжелыми повреждениями организма (до летального исхода), возможно удушье, переломы, переохлаждения. Срочно необходима медицинская помощь. На месте инструктору необходимо быть готовым к проведению реанимационных мероприятий.

    7. Утопление. Это риск первой категории в условиях сплава, поэтому сплав клиенты должны осуществлять в спасательных жилетах, быть заранее проинструктированы о поведении на воде. Инструктор должен знать в группе всех клиентов, которые не умеют плавать. Группу повышенного риска составляют дети, поэтому они не должны оставаться на воде без присмотра. Спасение утопающего:

    · Не держать за волосы или голову

    · Подхватить под мышки

    · Повернуть к себе спиной

    · Плыть к берегу (голова над водой)

    5. Хищные и ядовитые животные. Всегда на маршруте есть опасность укуса животных и насекомых. В аптечке для оказания помощи специально комплектуются соответствующие медикаменты, но перед медикаментозной обработкой необходимо предпринять некоторые меры помощи.

    · Ядовитые змеи (кобра, эфа, гюрза). Помощь: 1) отсосать яд из ранки; 2) зафиксировать конечность в согнутом положении; 3) пить много жидкости (до 5 л.); 4) холод на место укуса; 5) по возможности ввести противоядный препарат.

    · Скорпионы, пауки (на Урале встречаются редко). Помощь как при укусе змеи.

    · Осы, пчелы . Реагируют на резкие запахи, резкие движения. Могут вызвать у пострадавшего аллергическую реакцию. Особенно опасны множественные укусы, в этом случае требуется срочная госпитализация пострадавшего.

    · Кровососущие насекомые и клещи. В зонах широкого распространения клещей необходимо организовать регулярный само- и взаимо-осмотр поверхности тела через каждый час пребывания на открытом пространстве. Необходимо помнить, что клещей больше всего скапливается в местах, где ходят или отдыхают животные – это тропы животных, пастбища, места водопоя. Эти места нужно избегать. Важным помощником в борьбе с клещом является светлая однотонная одежда (белая футболка), на которой клещей очень хорошо видно, верхняя одежда для похода в лес должна быть из скользкой ткани. Очень трудно обнаружить клеща на хлопчатобумажном камуфляже. При укусе клеща необходимо сразу осторожно вытащить, выкручивая против часовой стрелки, обработать место укуса йодом, следить за состоянием пострадавшего в последующие дни.

    ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ПОХОДЕ

    1. Общие правила безопасности:

    · Безопасность путешествия в значительной степени зависит от поведения туристов и их умения услышать инструкции руководителя группы и инструкторов .

    · Не допускать не обдуманных действий в выборе пищи, в выборе места купания, в соблюдении правил личной гигиены.

    · Особое внимание уделять общению с местными жителями и другими группами , уважительному отношению к местным традициям.

    · Надо помнить, что все травмы, ушибы, несчастные случаи, как правило, вызываются неорганизованностью, недисциплинированностью туристов , пренебрежением правил похода и данной группы.

    2. Безопасность на воде:

    · Не купаться в незнакомом месте, на перекатах, возле скал, по одному, в ночное время, во время грозы; не заплывать под катамаран, избегать попадания воды в рот во время купания – инструктор должен организовать предварительное обследование места купания.

    · Во время движения катамарана не прыгать в воду без предупреждения команды, не бегать по катамарану.

    · В случае поломки катамарана без паники двигаться к ближайшему берегу и звать на помощь.

    · В случае переворачивания катамарана выплыть на поверхность, проверить всех членов экипажа и двигаться к берегу.

    · Не отплывать от берега и не чалить катамаран к берегу без команды инструктора.

    · Тщательно укладывать вещи на катамаран и связывать их веревкой с целью избегания потерь и утопления вещей во время движения катамарана.

    · Во время движения катамарана применять способы самостраховки и взаимной страховки членов экипажа, в случае необходимости оказывать первую помощь.

    · Внимательно изучать русло реки и встречающиеся препятствия на реке (плавающие бревна, перекаты, нависающие с берегов ветви деревьев, большие камни и др.) уметь их различать и безопасно преодолевать.

    · Ход катамарана по реке должен четко соответствовать ходу первого инструкторского катамарана или в случае опасности выбрать другой путь.

    · Расстояние между катамаранами должны быть в зоне видимости и слышимости для возможности голосового общения капитанов экипажей.

    · На маршруте необходимо выполнять все требования инструктора или капитана катамарана. Ссоры и крики повышают риск аварии. Команда должна работать дружно, слажено, слушаясь капитана судна или инструктора.

    · Ремонтный набор всегда находится на катамаране, который идет последний в колонне.

    · Аптечка всегда находится у ответственного за нее инструктора или врача.

    · На воде больший риск солнечных ожогов – на голове обязательно должен быть головной убор, тело в случае покраснения необходимо прикрывать одеждой. Рыбалку с катамаран необходимо согласовывать со всем экипажем.

    3. Безопасность на берегу:

    • Нельзя прыгать с катамарана в воду, отталкиваясь ногами от судна.

    · Чалить катамаран необходимо аккуратно его приподнимая, чтобы избежать сильного шорканья по дну реки, завести нос катамарана на берег, спуститься на воду и разгрузить вещи на берег.

    · Место стоянки группы определяет только инструктор и руководитель группы.

    · Если Ваш катамаран причалился первым необходимо подождать всю группу и только потом начинать разгрузку вещей.

    · В случае дождя необходимо быстро разгрузить катамаран и накрыть все вещи тентом.

    4. Безопасность на суше:

    · Нельзя пить сырую воду! Нельзя есть грязные овощи и фрукты, неизвестные ягоды, траву, цветы и грибы. Быть особенно внимательными к подбору продуктов, следить, чтобы они не были испорчены и соответствовали нормам питания.

    · Садясь на землю нежелательно поднимать камни , т.к. под ними могут быть ядовитые насекомые и змеи.

    · Необходимо быть осторожным при спуске с высокого берега к реке.

    · Ночью нельзя спускаться со стоянки к реке без фонарика.

    · В случае возникновения пожара следует сбить пламя чехлом, рюкзаком, плащом, курткой и позвать на помощь.

    · Быть осторожным и внимательным при встрече со змеями, клещами, другими насекомыми и животными – в случае опасности позвать на помощь или оказать первую помощь.

    · Следить за своими личными вещами , на ночь прятать вещи и рюкзаки под общий тент или в палатку, мыть и убирать личную посуду.

    · Особо быть внимательным при посещении походной бани , не подходить близко к печке и не трогать камни руками.

    · Выход за пределы стоянки только с разрешения инструктора, в том числе и на рыбалку и купание.

    5. Безопасность у костра:

    · При приготовлении пищи дежурные обязательно должны быть одеты и обуты, у костра работать только в рукавицах!

    · Запрещается бросать в костер батарейки, газовые баллоны, запаянные консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки.

    · Запрещается сушить личные и общие вещи на костре без контроля за ними.

    · Обратить особое внимание на надежность тросика, крючков, кольев, перекладины и т.п.

    · После приготовления пищи необходимо обжечь все железные банки и закапать их в мусорной яме.

    · Горячую посуду с горячей пищей (канны, котлы) должна ставиться на безопасное ровное место.

    · За поддержанием огня при приготовлении пищи следят дежурные, для вечернего костра дрова должны быть заготовлены заранее.

    · Соблюдать осторожность при работе с топором, пилой (следить за их местонахождением на стоянке и транспортировкой на катамаранах); быть внимательным во время рубки и пилки дров – делать это в специальном месте, важно, чтобы рядом не было других людей. За состоянием топоров следит инструктор!

    · На момент ухода со стоянки , костер должен быть затушен, мусор убран.

    6. Безопасность в палатке:

    · Палатки необходимо ставить в том районе, на который указал инструктор (запрещается ставить палатку далеко от лагеря).

    · Палатку надо ставить правильно, хорошо натягивая тент , чтобы в случае дождя внутри палатки было сухо.

    Даже самые простые туристские маршруты не лишены некоторых опасностей. Но почти всякую опасность, если она вовремя замечена и оценена, можно избежать.

    Как бы ни осложнялась обстановка, какие бы препятствия ни воздвигла природа, правильно действующий, осмотрительно поступающий туристский коллектив в подавляющем большинстве случаев выходит победителем из сложной борьбы с опасностью. Во время походов, преодоления препятствий и выполнения общих работ на бивуаках в группе должно существовать строгое единоначалие, поддерживаемое дисциплиной, единой волей коллектива. Нарушения должны осуждаться всеми участниками похода, так как дисциплина в походе - не только категория порядка, но и самая главная мера безопасности. Факторами, исключающими или ослабляющими тяжелые последствия столкновения с опасностью, являются опыт, неослабная бдительность, хорошее знание техники пешеходного, таежного и горного туризма. Важно научиться заранее предвидеть опасность в походе и вовремя принимать необходимые меры предосторожности.

    Опасности в любых условиях похода

    Водоемы в походах представляют серьезную опасность, так как они, как правило, незнакомы туристам. Места для купания необходимо предварительно обследовать, на опасных участках устанавливать запретные зоны, строго регламентировать время купания, назначать дежурных по безопасности и, если туристов много, купаться отдельными группами, до и после купания пересчитывать участников. Сразу после марша, в чрезмерно разогретом состоянии, купаться нельзя. Не стоит купаться в холодных реках.

    Остро отточенный топор и заряженное ружье при неумелом обращении могут привести к тяжелым ранениям. Не умеющих обращаться с топором следует перед походом обучить рубке. Рубить надо так, чтобы в случае промаха или отскакивания топора в сторону лезвие или обух не ударили по ноге. Ноги надо расставлять пошире, не ставить их в направлении удара. Во время рубки следить, чтобы топор не соскочил с топорища, взмах делать так, чтобы по линии возможного полета сорвавшегося с топорища или вырвавшегося из рук топора не находились люди. Рубку производить в стороне от людей.

    Не класть топор без чехла под клапан рюкзака, так как во время движения он может выскользнуть и поранить ногу. Лучше поместить его внутрь рюкзака или прочно привязать под клапаном. Ружье никогда не направлять на людей и без нужды не браться за спусковой крючок. После охоты немедленно разряжать. Быть особенно осторожным с ружьем при перелезании через завалы, изгороди, при посадке в лодку и высадке.

    Пламя костра, кипяток в ведрах (суп, компот, кисель, чай) могут причинить сильные ожоги. Нельзя готовить у костра без одежды, защищающей тело. Раздувать костер следует, не приближая лица к пламени, а размахивая, например, штормовкой.

    Ведра, котлы, висящие над огнем надо передвигать или снимать рукой, одетой в рукавицу или чем-нибудь обернутой. Посуду с горячей пищей никогда не ставить среди людей (особенно в темноте). Котлы должны висеть над огнем, или стоять у самого костра, или размещаться на специально установленной для этого перекладине в стороне. При рубке сухостойных деревьев и переноске бревен можно попасть под бревно и получить тяжелые травмы. Когда валится сухостойное дерево, надо удалять всех людей на радиус более высоты дерева, следить за направлением падающего ствола. Не бросать переносимое бревно, а осторожно класть его на землю. Быть особенно осторожным около конца передвигаемого бревна, не подсовывать рук под бревно, которое тащат по земле. Переносить бревна на веревках.

    Безопасность в походе

    Тетрадь проверочных, контрольных работ и тестов

    Юг Западной Сибири, Горную Шорию недаром называют Сибирской Швейцарией, Красивых живописных мест здесь нисколько не меньше, чем в Европе. Поэтому с каждым годом растёт число людей, которые хотят полюбоваться на эти дивные природные места. А в связи с этим появляется проблема организации безопасных походов и профилактики травматизма, поэтому главная задача педагога – обучить будущих участников похода правилам безопасного поведения в природной среде.

    Существует большое количество литературы по данной теме: учебники, справочные пособия, популярные издания. Но недостаточно изданий для проверки знаний обучающихся. Представленные в работе материалы помогут педагогу, занимающемуся с детьми 10 – 17 лет, в решении этой проблемы, т.к. цель работы – контроль и закрепление знаний и умений обучающихся.

    Материал расположен по темам:

    Подготовка к походу;

    Правила поведения в походе;

    Безопасность в походе;

    ЧС в походе;

    Безопасность на воде;

    Безопасность у костра;

    Лекарственные и ядовитые растения;

    Первая медицинская помощь;

    Итоговое занятие-игра.

    С представленным материалом для проверочных работ обучающиеся могут работать как индивидуально, так и в группе. Вопросы для контрольных работ можно давать как отдельное задание, а можно добавлять к тестам или использовать для итоговой беседы. В большом объёме представлены тесты, т.к. они позволяют быстро и эффективно проверить знания детей на итоговом занятии по изученной теме или как итог подготовки к походу. Итоговая игра поможет оценить практические умения и навыки детей и определит их готовность к встрече с природой.

    Для более успешной работы педагога с детьми по данной тематике можно использовать литературу следующих авторов: Лукоянов, П.И., Зимние спортивные походы; Штюрмер, Ю.А., Опасности в туризме, мнимые и действительные; Гранильщиков, Ю.В., Семейный туризм; Марченко, Д.В., Ермаков, А.Р., Основы доврачебной помощи. Курс лекций. и другие.

    1. Тесты и вопросы к проверочным и контрольным работам

    1.1. Подготовка к походу. Тесты

    1. Основное направление в работе по безопасности похода:

    А) соблюдение режима дня;

    Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;

    В) словесные предупреждения;

    Г) призывы и назидания.

    2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:

    А) неблагоприятные метеорологические условия;

    Б) недостаток снаряжения;

    В) слабая дисциплина в группе.

    3. Дисциплина в походе - это;

    А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение инструкций по походу;

    Б) делать только то, что нравится мне;

    В) выполнять распоряжения моего друга - бывалого туриста.

    4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:

    А) руководитель похода;

    Б) родители;

    В) милиция;

    Г) сами туристы.

    5. Слабая дисциплина в группе может привести к:

    А) чрезвычайной ситуации;

    Б) перемене погоды;

    В) появлению диких животных.

    6. Травма – это:

    А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;

    Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;

    В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.

    7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:

    А) отставание от группы;

    Б) опоздание к приёму пищи;

    В) самовольные действия туристов.

    8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:

    А) хорошо знать маршрут;

    Б) взять с собой необходимое количество продуктов;

    В) одеться по сезону;

    Г) сделать поход безопасным и интересным.

    9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того, чтобы:

    А) знать наиболее интересные места;

    Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;

    В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.

    10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:

    А) он выписал справку;

    Б) определить состояние своего здоровья;

    В) успокоить родителей.

    11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:

    А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;

    Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него неожиданных поступков;

    В) чтобы было веселее.

    12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:

    А) внимание снижается, а реакция не изменяется;

    Б) реакция снижается, а внимание усиливается;

    В) внимание и реакция снижается.

    13. Главная цель похода:

    А) объединяет и сплачивает группу;

    Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;

    В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.

    1.2. Подготовка к походу. Вопросы для проверочной работы

    1. При прохождении маршрута вдали от населённых пунктов внезапно наступило похолодание и пошёл проливной дождь. Руководитель группы принял решение изменить маршрут и график движения группы. Подумайте и ответьте:

    А) В какой вид экстремальной ситуации попала туристская группа?

    Б) Какие ещё виды экстремальных ситуаций в природе вы знаете?

    В) Какой вид экстремальной ситуации в природе является наиболее опасным в нашей местности? Причины.

    2. Ежегодно тысячи туристов-школьников уходят в походы. Ваша группа тоже готовится к летнему походу. Подумайте и ответьте:

    А) Какие подготовительные мероприятия следует провести перед походом?

    Б) Какая задача при подготовке и проведении похода является главной?

    В) Почему о маршруте и сроках его прохождения руководитель похода должен сообщить в местную поисково-спасательную службу?

    3. В походе существуют правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий.

    А) Назовите основные из этих правил.

    В) Как называются хорошо заметные местные предметы, по которым можно определить своё местонахождение?

    4. Вам предстоит отправиться в недельный турпоход. При подготовке к нему необходимо подобрать одежду и обувь. Подумайте и ответьте:

    А) Каким требованиям должна удовлетворять обувь, предназначенная для туристских походов? Перечислите, какая обувь подходит для этой цели?

    Б) Какая одежда наиболее удобна в походе?

    В) Почему верхняя одежда должна иметь яркую расцветку?

    5. Если человек заблудился, то для него важно определить своё местоположение и расположение объектов на местности относительно сторон горизонта и местных предметов. Подумайте и ответьте:

    А) Каким образом можно определить стороны горизонта в ясную погоду днём и ночью?

    Б) Как определить направление «север – юг» по местным предметам?

    В) Как правильно сориентироваться в горах?

    6. Когда заблудившейся человек (или группа) ориентируется и определяет направление, в котором будет двигаться, для них становится главным не потерять это направление во время движения. Подумайте и ответьте:

    А) Какие способы выдержать выбранное направление движения вы можете предложить для заблудившихся?

    Б) Как правильно двигаться зимой?

    В) Как в этом случае преодолевать реки, ручьи и болота?

    7. Группа туристов из нескольких человек летом попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь прибудет не ранее, чем через 2 – дня. До ближайшего населённого пункта около 100 км. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

    А) Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?

    Б) Какие временные жилища можно соорудить для защиты от холода, солнца и дождя?

    В) Каким требованиям должно удовлетворять место, выбранное для лагеря?

    8. В походе очень важные функции выполняет костёр, Он необходим для многих нужд. Подумайте и ответьте:

    А) Какие виды костров вы знаете и для чего они предназначены?

    Б) Как правильно выбрать место для разведения костра?

    В) Каким образом можно добыть огонь при отсутствии спичек и зажигалки и как развести костёр?

    1.3. Правила поведения в походе. Тесты

    1. Главной задачей при подготовке к походу является:

    А) выполнение целей и задач похода;

    Б) обеспечение безопасности;

    В) полное прохождение маршрута.

    2. Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы:

    А) от ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте;

    Б) ПСС могла контролировать прохождение группой населённых пунктов, отмеченных в маршруте;

    В) ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь.

    3. Из перечисленных объектов линейным ориентиром является

    А) граница леса;

    Б) автобус, стоящий на остановке;

    В) трактор в поле.

    4. Наиболее удобной обувью в походе являются:

    А) резиновые сапоги;

    Б) полуботинки;

    В) кроссовки.

    5. Чтобы высушить резиновые сапоги в походе, нужно

    А) вытащить из сапог стельку и протереть внутри досуха тряпкой;

    Б) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги;

    В) набить сапоги сухой травой или бумагой и поставить около костра.

    6. Верхняя одежда туриста должна быть:

    А) однотонного цвета;

    Б) из камуфляжной ткани;

    В) яркая, демаскирующая.

    7. Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, необходимо (укажите последовательность действий цифрами):

    А) прислушаться к звукам;

    Б) определить, сколько времени двигались;

    В) остановиться и оценить ситуацию;

    Г) найти возвышенное место и оглядеться;

    Д) вспомнить свой путь;

    Е) искать дорогу или тропу, ручей или реку;

    Ж) осмотреться, искать затёсы или маркировку туристских маршрутов на деревьях;

    З) выйти на тропу, дорогу, к ручью.

    8. Приметами хоженой тропы могут быть:

    А) высокая трава;

    Б) низкая трава;

    В) следы от транспорта;

    Г) сломанные ветки;

    Д) наличие следов птиц и зверей.

    9. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:

    А) сверху – вниз;

    Б) справа – налево;

    В) снизу – вверх;

    Г) слева – направо.

    10. Если заблудился, нужно выходить к ручью или реке и идти вниз по течению, т.к.:

    А) вода необходима для питья;

    Б) можно ловить рыбу;

    В) можно выйти к поселению людей.

    1.4. Безопасность в природных условиях.

    1. Какие природные явления вызывают резкие изменения в природной среде?

    2. В результате каких причин могут возникнуть требующие экстренной медицинской помощи заболевания и повреждения организма человека при нахождении в природной среде?

    3. Перечислите подготовительные мероприятия, предшествующие походу на природу.

    4. Какое имущество, необходимое в экстренной ситуации, должно быть у каждого члена группы?

    5. В каком порядке осуществляется движение туристской группы на маршруте?

    6. Какую задачу во время движения выполняет замыкающий группы?

    7. Какие требования предъявляются к обуви, предназначенной для похода?

    8. Как предохранить обувь от намокания?

    9. Каким требованиям должна соответствовать верхняя одежда и нижнее бельё участников похода?

    10. Какая верхняя одежда лучше подходит для зимних прогулок и походов?

    11. Какие условия должны быть соблюдены при оборудовании лагеря?

    12. Как не допустить в группе возникновения конфликтов?

    13. Что нужно предпринять, если во время похода вы отстали от группы?

    14. Как определить направление на север в полдень солнечного дня?

    15. По каким местным предметам можно определить направление «север – юг»?

    16. Каким образом лучше уберечь спички от сырости?

    17. Как правильно выбрать место для костра?

    18. Какой материал лучше всего подходит для растопки?

    19. Назовите виды костров и их назначение.

    20. Как добыть огонь без спичек?

    21. Каким образом можно очистить воду?

    22. Какие предметы можно использовать для подачи сигналов бедствия?

    23. Назовите основные правила безопасного поведения на воде.

    24. Назовите основные причины несчастных случаев на воде.

    25. В чём заключается опасность водоёмов в разное время года?

    26. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при движении по льду водоёма?

    27. Как можно определить опасные места на льду водоёма?

    28. Что необходимо делать, если вы провалились в полынью?

    29. Какие необходимо принять меры по спасению пострадавшего, попавшего в полынью?

    30. Какие подручные средства можно использовать для спасения утопающего?

    31. Назовите правила безопасного поведения при использовании плавсредств (лодка, плот, шлюпка и т.д.).

    32. Как правильно преодолеть реку или ручей?

    34. Как правильно преодолевать заболоченные участки?

    35. Что делать, если вы провалились в болото?

    36. Какими способами можно определить стороны света на местности?

    37. Что такое «границы полигона» и зачем они определяются?

    38. Как высушить промокшую обувь в походе?

    39. Что нужно делать, если в походе отстал от группы?

    40. Как надо правильно и безопасно разводить костёр?

    41. Какие способы преодоления водных преград вы знаете?

    1.5. Чрезвычайные ситуации в природе. Тесты

    1. Быстро, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по

    крутым склонам гор называется:

    А) снежной бурей;

    Б) селем;

    В) обвалом;

    Г) лавиной.

    2. Основными поражающими факторами обвалов и снежных лавин являются:

    А) волновое колебание в скальных породах;

    Б) раскалённые лавовые потоки;

    В) удары движущихся масс горных пород;

    Г) взрывная волна;

    Д) заваливание или заливание движущимися массами горных пород определённого пространства.

    3. Обвалы и снежные лавины приводят к следующим последствиям:

    А) перекрытие русел рек и изменение ландшафта;

    Б) изменение климата и погодных условий;

    В) лесные пожары;

    Г) извержение вулканов;

    Д) гибель людей, животных, разрушение зданий.

    4. Наиболее безопасные места в случае схода снежных лавин:

    А) ущелья и выемки между горами;

    Б) возвышенности, расположенные с противоположной стороны лавиноопасного направления;

    В) долины между гор с лавиноопасным участком;

    Г) большие деревья с толстыми стволами;

    Д) склоны гор и возвышенностей, не расположенные к лавиноопасному процессу.

    5. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину высока. Выберите из предлагаемых вариантов правильные и отметьте их очерёдность цифрами:

    А) быстро начнём организованный выход из лавиноопасного участка;

    Б) укроемся за скалой или её выступом;

    В) разделимся на несколько групп, каждая из которых начнёт самостоятельно спускаться в долину;

    Г) ляжем и прижмёмся к земле, закрыв голову руками;

    Д) при помощи верёвок закрепимся за большие камни.

    6. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, надо (определить цифрами очерёдность действий):

    А) быстро выходить из леса в наветренную сторону;

    Б) определить направление распространения огня;

    В) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место;

    Г) определить направление ветра.

    7. Если вы оказались в зоне лесного пожара, необходимо (определить очерёдность действий):

    А) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;

    Б) для преодоления нехватки кислорода пригнуться к земле;

    В) накрыть голову и верхнюю часть тела верхней одеждой (желательно мокрой).

    8. Если на человеке загорелась одежда нужно:

    А) быстро побежать, чтобы сбить пламя;

    Б) снять горящую одежду;

    В) лечь на землю и, перекатываясь, сбить пламя.

    1.6. Чрезвычайные ситуации в природе.

    Вопросы для контрольной работы

    1. Какие основные правила безопасности в природе вы знаете?

    2. Что мы понимаем под опасным природным явлением?

    3. В чём разница между опасным природным явлением и стихийным бедствием?

    4. В результате чего при землетрясении происходит гибель людей? Правила безопасности во время землетрясения в природных условиях.

    5. При каких условиях возможен сход снежных лавин?

    6. Что необходимо делать, находясь в лавиноопасном районе?

    7. Правила безопасного поведения при внезапном сходе снежной лавины.

    8. Как необходимо действовать, оказавшись в снежной лавине?

    9. Ваши действия при урагане, буре, если вы находитесь на открытой местности.

    10. При каких условиях обычно возникают лесные пожары? Причины лесных пожаров.

    11. Какую опасность представляют лесные пожары для людей?

    12. Какие леса наиболее пожароопасны?

    13. В каком направлении следует уходить при приближении лесного пожара?

    14. Как защитить себя от угарного газа во время лесного пожара?

    15. Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара, в лесу, где возник пожар.

    16. Правила безопасного тушения небольшого загорания в лесу.

    1.7. Безопасность на воде. Тесты

    1. Основными причинами несчастных случаев на воде являются:

    А) купание в запрещённых и незнакомых местах;

    Б) длительное пребывание на солнце;

    В) шалости и игры на воде.

    2. Если поблизости нет специально оборудованного пляжа:

    А) купание допускается, если ребята предварительно проверят глубину и безопасность места купания;

    Б) руководитель группы обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания.

    В) купание возможно, если пловцы-разрядники, имеющиеся в группе, несколько раз пройдут выбранный участок по всем направлениям и будут показаны границы купания для всех.

    3. Купание детей ночью:

    А) не допускается;

    Б) допускается, если место купания оборудовано спасательными средствами и присутствует педагог;

    В) допускается в сумерки;

    Г) допускается, если водоём окружён осветительными сигнальными буями.

    4. Допустимая толщина льда при движении по нему людей должна быть:

    А) не менее 5 см;

    Б) не менее 8 см;

    В) не менее 10 см;

    Г) не менее 15 см.

    5. Не допускается подходить к кромке льда ближе чем:

    А) на 3 м;

    Б) на 5 м;

    В) на 7 м;

    Г) на 10 м.

    6. Если лёд ненадёжен, а обойти его нет возможности, нужно передвигаться:

    А) с шестом, держа его горизонтально на уровне груди;

    Б) ползком;

    В) обычным шагом, постукивая лёд перед собой палкой.

    7. При движении зимой по льду замёрзших рек необходимо:

    А) идти осторожно плотной группой;

    Б) снять лыжи и двигаться пешком;

    В) увеличить интервал между членами группы, приготовить верёвку и расстегнуть крепления лыж;

    Г) в случае необходимости лечь на лёд и передвигаться по-пластунски.

    8. Чтобы преодолеть реку, нужно:

    А) использовать надувные матрасы и камеры;

    Б) при переходе реки вброд использовать шест или альпеншток;

    В) преодолевать реку вплавь.

    9. По каким признакам можно определить возможность переправы вброд:

    А) отсутствие на берегах растительности;

    Б) тёмный цвет воды в реке;

    В) мелкая рябь на поверхности воды;

    Г) плавный поворот русла реки;

    Д) дороги, тропинки, колеи с обоих берегов реки.

    10. При переправе через реку вброд не рекомендуется выбирать местом перехода участок выше камней по течению, т.к. там:

    А) наибольшая глубина;

    Б) очень высокая скорость воды;

    В) часто встречаются водовороты;

    Г) вода выглядит спокойнее, но напор воды наибольший.

    11. При преодолении болот необходимо:

    А) идти друг за другом, держась за руки;

    Б) вооружиться шестом, настелить гать из жердей;

    В) идти осторожно, но широким шагом.

    1.8. Безопасность у костра. Тесты

    1. Выберите из предложенных вариантов требования, предъявляемые к месту разведения костра:

    А) необходимо найти хорошо проветриваемую поляну;

    Б) место разведения костра должно быть не далее десяти метров от источникаводы;

    В) необходимо найти поляну, защищённую от ветра;

    Г) в ненастную погоду надо разводить костёр под деревом, крона которого должна превышать основание костра на шесть метров;

    Д) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокогоснега;

    Е) место разведения костра должно быть обложено камнем;

    Ж) место разведения костра должно быть обложено поленьями.

    2. Как правильно разводить костёр. Пронумеруйте действия в нужном порядке:

    А) положить на почву растопку;

    Б) на растопку положить ветки;

    В) поджечь костёр двумя- тремя спичками;

    Г) приготовить растопку и дрова;

    Д) сверху веток положить поленья, дрова;

    Е) соблюдать правила пожарной безопасности.

    3. На каком костре можно быстро вскипятить воду:

    А) «нодья»;

    Б) «шалаш»;

    В) «таёжный»;

    Г) «колодец».

    4. Какой из костров относится к жаровым:

    А) «шалаш»;

    Б) «решётка»;

    В) «таёжный»;

    Г) «нодья».

    5. При разведении костра запрещается:

    А) разводить костёр возле водоисточников;

    Б) разводить костёр на торфяных болотах;

    В) разводить костёр на снегу;

    Г) разводить костёр близ деревьев;

    Д) использовать для костра сухостой;

    Е) использовать сухую траву;

    Ж) использовать живые деревья;

    З) использовать мох и мелко разрубленную кору;

    И) оставлять без присмотра горящий костёр;

    К) оставлять дежурить возле костра менее трёх человек.

    1.9. Лекарственные и ядовитые растения. Тесты

    1. Температуру тела помогает снизить:

    А) мята;

    Б) подорожник;

    В) листья и ягоды малины;

    Г) цветки липы.

    2. Лечение лекарственными растениями:

    А) фитотерапия;

    Б) акватерапия;

    В) соляризация.

    3. Лекарственное растение, используемое в качестве кровоостанавливающего средства:

    А) крапива;

    Б) смородина;

    В) подорожник;

    Г) берёза.

    4. Источник витамина С:

    А) зверобой (трава);

    Б) ива (кора);

    В) берёза (сок).

    5. Для заживления ран, ожогов можно использовать свежий сок:

    А) зверобоя;

    Б) липы;

    В) медуницы.

    6. Много крахмала, сахара и белка в:

    А) камыше;

    Б) ромашке;

    В) сосне.

    7. Ядовитые ягоды:

    А) клюква;

    Б) малина;

    В) волчье лыко.

    8. Съедобные ягоды:

    А) воронец;

    Б) вороний глаз;

    В) черника.

    9. Ядовитые грибы:

    А) лисички;

    Б) козляк

    В) желчный гриб.

    10. Все ядовитые грибы отличаются тем, что имеют:

    А) на нижней стороне шляпки веер пластинок;

    Б) пористую нижнюю сторону шляпки;

    В) тонкую ножку.

    11. У самого ценного белого гриба есть опасные двойники:

    А) мухомор;

    Б) сатанинский;

    В) ложный опёнок.

    12. Активированный уголь можно заменить угольками:

    А) берёзы;

    Б) осины;

    В) сосны.

    13. При простуде хорошо помогает чай из листьев и ягод:

    А) калины;

    Б) малины;

    В) голубики.

    14. Чай нельзя заваривать из:

    А) душицы;

    Б) мяты;

    В) борца.

    15. В походе в лечебных целях и в пищу можно употреблять:

    А) все дикорастущие растения;

    Б) те, что хорошо известны;

    В) те, что посоветовали знакомые.

    16. Если сомневаешься, съедобно растение или нет, то надо выдавить из его листа сок. Если сок молочного цвета, то:

    А) растение ядовито;

    Б) растение съедобно;

    В) растение сначала нужно сварить, а потом съесть.

    17. Мыло в походе можно заменить:

    А) травой осокой;

    Б) корневищами папоротника – орляка;

    В) соком крапивы.

    18. Для улучшения вкусовых качеств приготовленных в походе блюд можно использовать семена растения:

    А) волчье лыко;

    Б) вороний глаз;

    В) пастушья сумка.

    19. Ядовитые грибы при длительном кипячении:

    А) становятся пригодны в пищу;

    Б) теряют половину своего яда;

    В) остаются опасными.

    20. Кофе в походе можно приготовить из:

    А) коры осины;

    Б) корней крапивы;

    В) корней лопуха.

    21. Из-за отравления ядовитыми растениями может быть:

    А) перерождение организма;

    Б) тяжёлое заболевание и даже смерть;

    В) только головная боль.

    22. Чтобы избежать отравления ядовитыми растениями, нужно:

    А) не ходить в лес;

    Б) не прикасаться к незнакомым растениям;

    В) ходить в лес только со взрослыми;

    Г) хорошо знать и собирать только известные растения.

    23. Если произошло отравление ядовитыми растениями, нужно:

    А) вызвать рвоту, промыть желудок, обратиться к врачу;

    Б) выпить молока или других молочных продуктов;

    В) выпить несколько стаканов яблочного сока;

    Г) выпить несколько стаканов хлебного кваса.

    24. Главное правило сбора грибов:

    А) собирать все грибы, которые попадутся на глаза;

    Б) пробовать на вкус все грибы, которые собрали;

    В) не собирать и не пробовать на вкус не известные вам грибы.

    25. Первая помощь при отравлении грибами основана на:

    А) принятии дозы снотворного;

    Б) введении противовоспалительной сыворотки;

    В) промывании желудка;

    Г) измерении температуры тела.

    1.10. Первая медицинская помощь. Тесты

    1. В нашей местности из змей самая опасная:

    А) кобра;

    Б) гадюка;

    В) уж.

    2. При укусе змеи категорически запрещается:

    А) накладывать на поражённую конечность жгут;

    Б) давать пострадавшему пить;

    В) отсасывать из ранки яд.

    3. Если укусила гадюка, нужно:

    А) наложить жгут;

    Б) разрезать ранку (место укуса);

    В) отсосать из ранки яд не глотая; обратиться к врачу.

    4. Лесные клещи являются:

    А) переносчиками опасного конского бешенства;

    Б) клещевого энцефалита;

    В) малярии.

    5. Если клещ присосался к телу человека, нужно:

    А) не трогать его, сам отпадёт;

    Б) раздавить его;

    В) вытащить пинцетом;

    Г) прижечь горящей спичкой, оставшейся хоботок удалить иглой, прокалённой на огне, обратиться к врачу.

    6. Лесные клещи активны:

    А) в любое время суток;

    Б) только утром;

    В) только днём;

    Г) только вечером.

    7. Чтобы предохранить себя и окружающих вас людей от поражения клещевым энцефалитом, нужно:

    А) сделать прививку;

    Б) чаще осматривать тело и одежду и снимать прицепившихся клещей;

    В) не обращать на клещей никакого внимания.

    8. Чтобы уберечь себя от ужаливания пчёл, ос, шершней, нужно:

    А) не приближаться к пчелиным ульям, особенно в жаркие дни;

    Б) не делать резких движений;

    В) нужно ходить в противомоскитной сетке и плотной одежде.

    9. Кому в первую очередь опасны ужаливания пчёл, ос, шершней:

    А) всем людям;

    Б) больным;
    В) испытывающим аллергию на ужаливания этих насекомых.

    10. Особенно опасно ужаливание пчёл, ос, клещей:

    А) в руку;

    Б) в щёку;

    В) в язык;

    Г) в шею.

    11. Что происходит с кожей человека после ужаливания опасных насекомых:

    А) ничего не происходит;

    Б) кожа белеет;

    В) кожа краснеет;

    Г) ощущается сильная боль и зуд.

    12. Если ужалила пчела, нужно сразу же:

    А) промыть место ужаливания холодной водой;

    Б) удалить жало из ранки;

    В) смазать ранку мазью.

    13. Если ужалила оса, нужно:

    А) выпить лекарство;

    Б) наложить холодный компресс;

    В) промыть желудок.

    14. Причины возникновения у человека солнечного удара:

    А) голова не защищена от прямых солнечных лучей;

    Б) общий перегрев организма;

    В) лёгкая одежда;

    Г) сон в тени.

    15. Симптомы солнечного удара:

    А) характерные симптомы отсутствуют;

    Б) лицо сначала краснеет, затем бледнеет, появляется головная боль, головокружение, головокружение.

    В) общая слабость, шум в ушах, пульс едва прощупывается, дыхание еле заметно;

    Г) желудочные расстройства.

    16. Чем характеризуется капиллярное кровотечение:

    17. Чем характеризуется венозное кровотечение:

    А) кровь из раны вытекает пульсирующей струёй, имеет яркую окраску;

    Б) кровь из раны вытекает непрерывно, тёмно-красного цвета;

    В) кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывается пятном.

    18. Чем характеризуется артериальное кровотечение:

    А) кровь из раны вытекает пульсирующей струёй, имеет яркую окраску;

    Б) кровь из раны вытекает непрерывно, тёмно-красного цвета;

    В) кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывается пятном.

    19. Чтобы остановить капиллярное кровотечение, надо:

    А) наложить на рану давящую повязку;

    Б) наложить жгут или закрутку на конечность;

    В) согнуть конечность в суставе;

    Г) осуществить пальцевое прижатие.

    20. Чтобы остановить венозное кровотечение на конечности, надо:

    21. Чтобы остановить артериальное кровотечение на конечности, надо:

    А) наложить жгут или закрутку на конечность;

    Б) наложить асептическую повязку;

    В) наложить антисептическую повязку.

    22. Признаки внутреннего кровотечения:

    А) бледный цвет кожных покровов, низкое артериальное давление, потеря сознания;

    Б) высокая температура тела, судороги;

    В) резкая боль, припухлость кожи, галлюцинации.

    23. Как оказать первую помощь при небольшой и неглубокой ране:

    А) наложить стерильную повязку;

    Б) промыть рану лекарством;

    В) обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку.

    24. Первая медицинская помощь при вывихе конечности:

    А) дать обезболивающее средство, вправить вывих, зафиксировать конечность;

    Б) осуществить иммобилизацию повреждённой конечности, дать обезболивающее средство, положить холод, вызвать 03;

    В) зафиксировать конечность, положить грелку с горячей водой, вызвать 03.

    25. В каком положении транспортируется пострадавший с вывихом бедра:

    А) лёжа;

    Б) сидя;

    В) как ему удобно.

    26. В каком положении транспортируется пострадавший с вывихом верхней конечности:

    А) лёжа;

    Б) сидя;

    В) как ему удобно

    27. Какой материал может быть использован в качестве шины:

    А) бинт, вата;

    Б) любая ткань;

    В) кусок доски, жердь.

    28. Для каких целей при оказании первой медицинской помощи не используется марганцево-кислый калий (марганцовка):

    А) наружно в водных растворах для промывания горла;

    Б) для промывания ран;

    В) в водных растворах для промывания желудка;

    Г) протирать кожу от укусов комаров и клещей.

    29. Для каких целей используется йод:

    А) для обработки кожи вокруг раны;

    Б) для обработки всей поверхности раны при сильном загрязнении;

    В) для обработки ожогов, вызванных щелочью.

    30. Сульфацил натрия применяется для:

    А) промывания ран;

    Б) стерилизации обожжённой поверхности кожи;

    В) промывания глаз (3-5 капель закапать в глаз).

    31. Назначение активированного угля:

    А) при болях в животе;

    Б) высокой температуре тела;

    В) при желудочном отравлении.

    32. Назначение нашатырного спирта (раствора аммиака 10 %):

    А) для обработки ран;

    Б) согревающего компресса;

    В) вдыхание при обмороке или отравлении угарным газом.

    33. Эластичный бинт нужен для:

    А) фиксации иммобилизационных шин;

    Б) для наложения пращевидной повязки;

    В) для фиксации перевязочного материала при ранении пальцев, кисти.

    34. Перекись водорода нужна для:

    А) защиты от пчёл, ос, шершней;

    Б) для очистки ран;

    В) защиты от комаров и мошки.

    35. Первая медицинская помощь при открытом переломе:

    А) концы сломанных костей совместить;

    Б) убрать осколки костей;

    В) наложить стерильную повязку на рану, осуществить иммобилизацию конечности, покой.

    36. Признаки закрытого перелома костей конечности:

    В) синяки, ссадины на коже.

    37. Признаки открытого перелома:

    А) сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности;

    Б) конечность деформирована, повреждён кожный покров, видны осколки костей;

    В) синяки, ссадины на коже.

    38. Признаки перелома рёбер:

    А) боль, припухлость с красно-синюшным оттенком;

    Б) боль усиливается при кашле, движении, глубоком вдохе;

    В) кашель, боль при дыхании, повышенная температура тела.

    39. Основные правила наложения шины при переломе костей голени:

    А) наложить две шины с внешней и внутренней сторон ноги от стопы до коленного сустава и прибинтовать их;

    Б) наложить две шины с внутренней и наружной стороны от стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный суставы;

    В) наложить одну шину с внутренней стороны и прибинтовать.

    40. Наложение шины при переломе бедренной кости в нижней трети:

    А) наложить одну шину от стопы до середины бедра;

    Б) наложить две шины, одну от стопы до подмышечной впадины, другую – от стопы до паха;

    В) наложить две шины от стопы до конца бедра.

    41. Первая медицинская помощь при переломе костей таза:

    А) придать пострадавшему полусидячее положение, наложить тугую повязку;

    Б) уложить пострадавшего на ровную жёсткую поверхность, согнуть и развести коленные суставы, положить под них валик из одежды или другого заменяющего её материала;

    В) уложить пострадавшего на спину на жёсткую поверхность, к местам повреждения приложить грелку или пузырь со льдом или холодной водой.

    42. Как наложить шину при переломе пальцев или кисти:

    А) по ладонной поверхности предплечья от начала пальцев до локтевого сгиба;

    Б) с обеих сторон кисти и прибинтовать.

    В) по ладонной стороне предплечья от начала пальцев до плечевого сустава.

    43. Транспортная шина должна:

    А) фиксировать только места перелома;

    Б) фиксировать места перелома и обездвиживать ближайший сустав;

    В) фиксировать места перелома и два смежных сустава.

    44. При транспортировке с переломом позвоночника пострадавший должен быть:

    А) уложен на жёсткий щит в положении на животе (с валиком под верхнюю часть туловища) или на спине (с валиком под поясничным отделом);

    Б) уложен на жёсткий щит в положении на животе с приподнятым головным концом;

    В) быть уложен на жёсткий щит с опущенным головным концом.

    45. Первая медицинская помощь пострадавшему с переломом плечевой кости:

    А) подвесить руку на косынке, дать обезболивающее средство;

    Б) прибинтовать руку к туловищу, дать обезболивающее средство;

    В) в подмышечную область положить валик, согнуть руку в локтевом суставе, наложить шину от здорового надплечья до кончиков пальцев, дать обезболивающее средство.

    46. Первая медицинская помощь при переломе костей предплечья – наложение шины от:

    А) кончиков пальцев до локтевого сустава;

    Б) кончиков пальцев до верхней трети плеча;

    В) лучезапястного сустава до верхней трети плеча.

    47. Первая медицинская помощь при переломе ключицы:

    А) наложить две шины на плечо;

    Б) прибинтовать руку к груди;

    В) наложить марлевую повязку «Дезо».

    48. При переломе для уменьшения боли можно применять:

    А) валидол;

    Б) анальгетики и холод;

    В) энтеродез.

    49. Первая медицинская помощь при переломе костей черепа:

    А) уложить пострадавшего набок, голову зафиксировать уложенным вокруг неё валиком из одежды;

    Б) уложить пострадавшего на спину дать тёплое питьё, на голову положить компресс.

    В) уложить на спину, под ноги положить валик.

    50. Первая медицинская помощь при переломе бедра:

    А) наложить одну шину от колена до подмышечной впадины;

    Б) наложить одну шину с наружной стороны от стопы до подмышечной впадины, вторую – от стопы до места перелома;

    В) наложить одну шину с наружной стороны от стопы до подмышечной впадины, вторую – от стопы до паха.

    51. Первая медицинская помощь при переломе лопатки:

    А) наложить шину;

    Б) наложить тугую повязку;
    В) подвесить руку на косыночную перевязь.

    52. Первая медицинская помощь при переломе костей стопы:

    А) наложить восьмиобразную повязку;

    Б) наложить шину от кончиков пальцев до коленного сустава;

    В) наложить тугую повязку.

    53. При переломе нижней челюсти пострадавшего нужно перевозить:

    А) лёжа на животе;

    Б) лёжа на спине;

    В) сидя.

    54. Реанимация состоит из:

    А) прекардиального удара, искусственного дыхания, непрямого массажа сердца;

    Б) измерения артериального давления, удара по спине между лопатками;
    В) удара по левой половине грудной клетки, наложения на рану стерильной повязки, шины.

    55. Где нужно определять пульс, если пострадавший без сознания:

    А) на лучевой артерии;

    Б) на бедренной артерии;

    В) на сонной артерии.

    56.Правила выполнения реанимации одним человеком:

    А) одно вдувание, пять надавливаний на грудину;

    57. Правила выполнения реанимации двумя спасателями:

    А) одно вдувание, пять надавливаний на грудину

    Б) два вдувания, пятнадцать надавливаний на грудину;

    В) три вдувания, двадцать надавливаний на грудину.

    58. Признаки клинической смерти:

    А) отсутствие сознания, пена изо рта;

    Б) отсутствие пульса на сонной артерии; расширенные зрачки;

    В) бред, высокая температура, расширенные зрачки.

    59. Признаки термического ожога I степени:

    А) покраснение кожи с пузырями;

    Б) покраснение и отёк кожи, жгучая боль;

    В) покраснение кожи, сильный зуд.

    60. Первая медицинская помощь при ожогах I степени:

    А) вскрыть пузыри, наложить мазевую повязку;

    Б) обработать кожу 5% раствором йода;

    В) охладить обожжённую поверхность, наложить стерильную ватно-марлевую повязку.

    61. Первая медицинская помощь при ожоге кипятком:

    А) смазать обожжённый участок мазью или лосьоном, наложить стерильную повязку, дать обезболивающее средство;

    Б) промыть ожог холодной водой минут десять, наложить стерильную повязку, дать обезболивающее средство;

    В) присыпать пищевой содой, наложить повязку.

    62. Признаки ожога II степени:

    А) покраснение, жгучая боль, повышенная температура;

    Б) покраснение кожи с пузырями;

    В) ожог кожи, мышц, обугливание.

    63. Первая медицинская помощь при ожогах II степени:

    А) вскрыть пузыри, наложить марлевую повязку;

    Б) вскрыть пузыри, протереть спиртом, наложить стерильную повязку;

    В) не вскрывать пузыри, наложить стерильную повязку.

    64. Мозоли и потёртости на ногах образуются из - за:

    А) плохой погоды;

    Б) длительной ходьбы;

    В) плохо подобранной обуви.

    65. Степени обморожения человека делятся на:

    А) две;

    Б) три;

    В) четыре;

    Г) пять.

    66. Первая медицинская помощь при обморожении:

    А) обмороженное место растереть снегом;

    Б) обмороженное место растереть шерстяной тканью (шарф, рукавица);

    В) обмороженное место прикрыть шарфом, рукавицей, пить горячий чай, кофе.

    67.Основное средство оказания первой медицинской помощи при ранах:

    А) бинтовые повязки;

    Б) заклеивание лейкопластырем;

    В) наложение шин.

    68. Если подвернул ногу, нужно:

    А) примотать к здоровой ноге;

    Б) наложить тугую повязку, сверху – холод;

    В) наложить шину.

    1.11. Первая медицинская помощь. Вопросы для контрольной работы

    1. Какие препараты и средства оказания первой медицинской помощи должны быть в походной аптечке, их назначение.

    2. Назовите признаки укуса ядовитой змеи и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

    3. Назовите признаки солнечного ожога и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

    4. Перечислите признаки утопления. Что нужно сделать в первую очередь после извлечения пострадавшего из воды?

    5. Назовите признаки укуса насекомого (пчела, оса, шершень, слепень, клещ, комар, мошка). Первая помощь.

    6. Что такое термический ожог? Виды термических ожогов. Первая помощь.

    7. Признаки обморожения и переохлаждения организма. Первая помощь.

    8. Последовательность оказания первой медицинской помощи при утоплении.

    9. Какие факторы указывают на механическую травму?

    10. Признаки ушибов, вывихов и переломов.Оказание первой медицинской помощи.

    11. От чего зависит способ переноски пострадавших? Как сделать самодельные носилки?

    12. Какие травмы относятся к закрытым и какие к открытым?

    13. Признаки растяжений и разрывов связок. Первая помощь.

    14. Как сделать носилки-волокуши из подручных материалов?

    15. Можно ли пострадавшего переносить в рюкзаке?

    16. Укусы каких насекомых могут вызвать аллергическую реакцию у пострадавшего?

    17. Чем опасен укус лесного клеща?

    18. Укусы каких змей опасны для жизни человека?

    19. Что запрещается делать при оказании первой помощи человеку, укушенному змеёй?

    20. Чем опасны открытые раны в походных условиях?

    2. Итоговое контрольное занятие «Мы туристы»

    (игра-соревнование)

    Цель: контроль полученных знаний, умений и навыков по туристской подготовке; воспитание сплочённости, умение работать в группе.

    План игры (этапы)

    1.Укладка рюкзака.

    2.Переправа через «реку», «болото» одним из способов.

    3.Определение и назначение лекарственных растений

    4.Первая медицинская помощь.

    5.Очистка воды одним из способов.

    6.Раскладка костра (виды костров и назначение костра).

    7.Творческое задание «Безопасность в походе».

    8.Итоги, награждение.

    Ход игры

    1.Оргмомент. Несколько групп по 4-5человек. Выбрать капитана (командира), название, девиз, придумать эмблему. Можно всё это сделать заранее. Объяснение правил игры и судейства. На каждом этапе судья оценивает команду по пятибалльной системе: правильность, скорость, взаимоотношения в группе, итоговый балл и подпись судьи с расшифровкой.

    Капитаны (командиры) получают маршрутные листы (см. приложение 1)

    Первый этап. Укладка рюкзака

    Цель этапа. Правильная и быстрая укладка в рюкзак вещей и продуктов.

    На поляне разложены вещи, продукты, предметы (несколько лишних, а аптечки нет). Быстро и правильно уложить рюкзак, участвуя всей командой и объясняя, почему одни предметы кладутся в рюкзак, а другие нет. Чего не хватает? (аптечки).

    Вопросы команде:

    Почему нужно правильно укладывать рюкзак?

    Для чего в поход нужно брать аптечку?

    Какие средства первой помощи должны быть в аптечке?

    Как подобрать одежду и обувь для похода?

    Баллы снимаются: за каждый неправильно положенный в рюкзак предмет – 1 балл, за неправильный ответ на вопрос – 1 балл; неточный ответ – 0,5 балла.

    Второй этап. Переправа через «реку» («болото»). Для переправы через «реку» нужно дерево, за толстую ветку которого привязывается верёвка, конец которой достаёт до земли.

    Цель этапа. Умение правильно преодолевать препятствия.

    (см. приложение 2, приложение 3)

    Если нет дерева, можно организовать переправу через «болото» по «кочкам» при помощи жердей. Для «кочек» будут нужны бруски (4 – 5 шт. длиной около метра), 4 – 6 жердей (длиной около двух метров). Баллы снимаются: за попадание в «реку» или «болото» одной ногой – 0,5 балла; двумя ногами – 1 балл.

    Примечание: усложнение – пройти по «кочкам» всей команде с тремя, двумя или одной жердями.

    Вопросы команде:

    В чём состоит опасность переправы через реку, болото.

    Приведите варианты различных опасных ситуаций и способы выхода из них.

    Третий этап. Определение и назначение лекарственных растений.

    Цель этапа. Проверка знаний о лекарственных и ядовитых растениях нашей местности.

    Для работы командам выдаются карточки (5 – 6 на команду) с рисунками или фото лекарственных и ядовитых растений, произрастающих в нашей местности. Это могут быть такие лекарственные растения, как крапива, ромашка, малина, подорожник, земляника и т.д. и ядовитые: дурман, лютик едкий, чистотел.

    Члены команды в течение двух-трёх минут рассматривают растения и рассказывают, что это за растение и как используется в лечении. За каждый правильный, быстрый и чёткий ответ – один балл. Отвечать должны все члены команды по очереди в произвольном порядке. Если отвечают не все – снижаются баллы в графе «отношение в группе».

    Четвёртый этап. Первая медицинская помощь при травмах в походе.

    Цель этапа. Знание основных приёмов оказания первой помощи. Вопросы команде:

    Какие травмы чаще всего случаются в походе? Их причины. Основной закон при оказании первой медицинской помощи? (не навреди!)

    Какие переломы костей вы знаете? (закрытые и открытые)

    Особенности первой медицинской помощи при переломах.

    Правила транспортировки пострадавшего (не давать нагрузку на повреждённую конечность).

    Как можно транспортировать пострадавшего с вывихом плечевого сустава?

    Как можно транспортировать пострадавшего с переломом голени?

    Из чего можно изготовить носилки в походных условиях?

    Из чего можно изготовить жгут для остановки кровотечения? и т.д.

    Практическое задание. Оказать первую медицинскую помощь условно пострадавшему (перелом предплечья, плеча, кисти и т.д.).

    Примечание. Вопросы можно оформить и в виде билетов.

    Пятый этап. Очистка воды одним из способов.

    Цель. Очистка воды от примесей. Приготовить прозрачные ёмкости с мутной водой по количеству команд.

    Для этого этапа понадобится: марганцевокислый калий, бриллиантовый зелёный, берёзовые угольки или активированный уголь, промытый песок, воронка, х/б ткань, щебень, глина. Члены команды должны из предложенных предметов выбрать то, что нужно для очистки мутной воды до прозрачного состояния.

    Вопросы команде:

    Почему необходимо пить только чистую воду?

    В чём опасность неочищенной воды?

    Универсальное средство очистки воды.

    Шестой этап. Раскладка костра.

    Цель. Быстрота, безопасность и правильность разжигания костра.

    Из предложенных поленьев, растопки команда раскладывает костёр и поджигает его. Если разжечь костёр нет возможности, оценивается правильная его раскладка.

    Вопросы команде:

    Виды костров и их назначение (уют, тепло, свет, приготовление еды, отпугивание хищных зверей, сушка одежды, подача сигнала бедствия).

    Правила безопасности при приготовлении костра и пищи на нём.

    Правила безопасной заготовки дров.

    Седьмой этап. Творческое задание «Безопасность в походе».

    Цель. Умение импровизировать на заданную тему.

    Подготовить и показать песню, частушку, стихотворение, рисунок, плакат, шарж, карикатуру и т.д. на заданную тему. Этап может быть и как домашнее задание.

    8. Подведение итогов, награждение.

    Во время подсчёта баллов можно разложить костёр или его имитацию и петь туристские песни под гитару. Можно устроить что-то типа песенного соревнования, марафона и т.д.

    Награждать лучше вкусными призами, т.к. дети на свежем воздухе быстро проголодаются. Награждать обязательно все команды, как призёры, так и участницы.

    Примечание. Игру можно включить в поход выходного дня, как тренировку перед многодневным походом или как итоговое занятие в конце учебного года.

    Этапы игры даны произвольно, как примерные. Их можно менять местами, заменять по своему усмотрению в связи с изученным материалом.

    Заключение

    Представленные в пособии материалы помогут педагогу лучше подготовить туристскую группу к безопасному походу, проконтролировать знания, умения и практические навыки детей и подкорректировать пробелы. Опираясь на предложенные материалы, можно самим составить различные вопросы и задания для своих воспитанников.

    К каждой встрече с природой надо готовиться, стараясь учесть опасные ситуации и их последствия.

    Серьёзная подготовка к походу – это залог интересной, запоминающейся и, главное, безопасной встречи с природой, выполнение поставленных целей и задач, приятный отдых, как для детей, так и для взрослых.

    Счастливого похода!

    Список литературы

    1. Винокуров, В.К. Безопасность в альпинизме [текст] / В.К. Винокуров.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- 168 с.

    2. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды [Текст] / В.Г. Волович. – М.: Мысль, 1993. – 98 с.

    3. Вяткин, Л.А., Сидорчук, Е.В., Немытов, Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н.Немытов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

    4. Гранильщиков, Ю.В. Семейный туризм [текст] / Ю.В. Гранильщиков.- М.: Профиздат, 1983.- 112 с.2.

    5. Ильин, А.А. Школа выживания в природных условиях [Текст] /А.А. Ильин. – М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2001. – 384 с.

    6. Ильичёв, А.Л. Зимняя аварийная ситуация [Текст] / А.Л. Ильичёв. – М.: Дорога, 1991. – 100 с.

    4. Калихман, А.Д., Колчевников, М.Ю. Спортивные походы на плотах [текст] / А.Д.Калихман, М.Ю. Колчевников.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 128 с.

    7. Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст] / Г.В.Крылов. – Кемеровское издательство. – 1989. – 334 с

    8. Латчук, В.Н., Марков, В.В., Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 9 кл.: Дидактические материалы [Текст] / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000. – 320 с.

    9. Лосев, К.С. По следам лавин [текст] / К.С. Лосев.- Л.: Гидрометеоиздат, 1983.- 136 с.

    10. Лукоянов, П.И. Зимние спортивные походы [текст] / П.И. Лукоянов.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-192 с..

    11. Мэйелл, Марк. Энциклопедия первой помощи [Текст] / Марк Мэйелл. – Спб.: ОО «Диамант», АОЗТ «Золотой Век», 1995. – 688 с.

    12. Марченко, Д.В., Ермаков А.Р., Основы доврачебной помощи: Курс лекций [текст] / Д.В. Марченко, А.Р. Ермаков.- Иркутск: ВСИ МВД РФ, 1999.- 156 с.

    13. Моцный, Н.Н. Неосторожен на воде – быть беде! (предупреждение утоплений и оказание помощи утопающим) [Текст] / Н.Н.Моцный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 6. – с. 16 – 19.

    14. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника [Текст] / Главный редактор В. П. Ситников. – М.: Филол. общество «Слово», 1997. –

    448 с.

    15. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие [Текст] / Главн. редактор В.В. Полишко. – Смоленск: Вентана – граф, 1995. – 224 с.

    16. Поляков, В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях [Текст] / В.В.Поляков. – М.: Знание, 1992. – 198 с.

    17. Попок, В.Б. Путешествие с друзьями [текст] / В.Б. Попок.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006.-235 с.11.

    18. Репин, Ю.В., Шабунин, Р.А., Середа, В.А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях [Текст] / Ю.В.Репин, Р.А. Шабунин, В.А.Середа. –Алматы: «ДЕМЕУ», 1994. – 160 с.

    19. Симаков, В.И. Туристские походы выходного дня [Текст] / В. И. Симаков.

    М.: Советская Россия, 1984. – 128 с.

    20. Соловьёв, С.С. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Комплект тестовых заданий для учащихся 6 кл. [Текст] / С.С. Соловьёв. – М.: «Интеллект-Центр», 2000. – 146 с.

    21. Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные [текст] / Ю.А.Штюрмер.- М.: Физкультура и спорт, 1983.-144 с.

    Приложения

    Приложение 1

    Маршрутный лист

    Маршрутный лист команды ________________

    капитан (командир)________________________

    этапы

    баллы

    Фамилия,

    И,О,судьи

    подпись

    судьи

    правиль-

    ность

    скорость

    отношения

    в группе

    всего

    баллов

    Приложение 2

    Рисунок. Переправа через «реку»

    Приложение 3

    Схема. Переправа через «болото»


    Приложение 4

    Ключи к тестам

    I . Подготовка к походу:

    1 - б;

    2 - г;

    3 - а;

    4 - а;

    5 - а;

    6 - в;

    7 - в;

    8 - г;

    9 - б;

    10 - б;

    11 - б;

    12 - в;

    13 - а.

    II . Правила поведения в походе:

    1 - б; 6 - в;

    2 - в; 7 - в, д, б, а, ж,г, е, з;

    3 - а; 8 - в, г;

    4 - в; 9 - в;

    5 - а; 10 - в.

    III . ЧС в природе:

    1 - г; 5 - б, г;

    2 - в, д; 6 - г, б, в, а;

    3 - д; 7 - б, в, а;

    4 - б, д; 8 - в.

    Продолжение приложения 4

    IV . Безопасность на воде:

    1 - г; 7 - в;

    2 - б; 8 - б;

    3 - а; 9 - в;

    4 - в; 10 - в; 24 - в;

    25 - в.

    VII . Первая медицинская помощь:

    1 - б; 24 - б; 46 - б;

    2 - а; 25 - а; 47 - в;

    3 - в; 26 - в; 48 - б;

    4 - б; 27 - в; 49 - а;

    5 - г; 28 - г; 50 - в;

    6 - а; 29 - а; 51 - в;

    7 - а; б; 30 - в; 52 - б;

    8 - а; 31 - в; 53 - в;

    9 - в; 32 - в; 54 - а;

    10 - в; 33 - в; 55 - в;

    11 - в; г; 34 - б; 56 .- б;

    12 - б; 35 - в; 57 - а;

    13 - б; 36 - а; 58 - б;

    14 - а; б; 37 - б; 59 - б;

    15 - б; 38 - б; 60 - в;

    16 - в; 39 - б; 61 - б;

    17 - б; 40 - б; 62 - б;

    18 - а; 41 - б; 63 - в;

    19 - а; 42 - а; 64 - в;

    20 - а; 43 - в; 65 - в;

    21 - а; 44 - а; 66 - в;

    22 - а; 45 - в; 67 - а;

    23 - в; 68 - б.