Методическое пособие по расчету нормированию и контролю выбросов. Отправьте нам сообщение Методика по расчету нормированию и контролю выбросов
Настоящее пособие является переработкой изданного "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., 2002.
Ранее изданное "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., 2002, по результатам его практической апробации переработано и дополнено в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников в свете Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
Нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);
Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта;
Технические нормативы выбросов.
При подготовке нового издания Пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 2001 - 2004 гг., а также замечания и предложения территориальных органов по охране окружающей среды МПР России (в настоящее время Ростехнадзора) (г. г. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.), основанные на практическом опыте работ по инвентаризации и нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов.
Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), М.В. Волкодаева, А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Н.Н. Звягина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, М.М. Полуэктова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, В.В. Цибульский, П.М. Шемяков и Л.Г. Хурудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством В.Б. Миляева.
Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также органов по охране окружающей среды Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.
Пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол N 32 от 5 ноября 2004 г.).
Введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004.
Перечень сокращений
ЗВ - загрязняющее (вредное) вещество
ИЗА - источник загрязнения атмосферы
ПДВ - предельно допустимый выброс (допустимый выброс)
ВСВ - временно согласованный выброс (лимит на выброс)
ТНВ - технический норматив выброса
СЗЗ - санитарно-защитная зона
ЭЗЗ - экозащитная зона
ПДК - максимальная разовая предельно допустимая
концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе
населенных мест
ПДК - среднесуточная предельно допустимая концентрация
загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест
ОБУВ - ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
ГВС - газовоздушная смесь
ГОУ - газоочистная установка
ОНД - общесоюзный нормативный документ
НМУ - неблагоприятные метеорологические условия
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина
УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы
ППД (ПД) - предпроектная документация (проектная документация)
АЗС - автозаправочная станция
ТЭС - теплоэлектростанция
ТЭЦ - теплоэлектроцентраль
ГРЭС - государственная районная электростанция
Введение
В настоящее время нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха продолжает развиваться на основе научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.
Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:
Обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" , а с 2002 г. и Федерального закона "Об охране окружающей среды" ;
Необходимостью, с одной стороны, большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и, с другой стороны, необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.
Положения Федерального закона и подзаконных актов уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.
В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества атмосферного воздуха является и вопрос о переходе от термина "санитарно-защитная зона" (СЗЗ) к термину "экозащитная зона" (ЭЗЗ), т.е. зона, за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.
В соответствии с Федеральным законом в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ предусматривается установление технического норматива выброса (ТНВ).
Базовой основой работ по нормированию выбросов, как и всей воздухоохранной деятельности, являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст. 22 Федерального закона . Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.
Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.
Ст. 22 Федерального закона также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.
Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе и за счет иностранных инвестиций).
К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального закона в воздухоохранной деятельности.
С учетом вышеизложенного, в настоящем Пособии, исходя из результатов практической апробации основных положений "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (СПб., 2002 г.), НИИ Атмосфера переработал и дополнил ряд разделов Пособия, что будет способствовать более эффективному ведению воздухоохранной деятельности на территории России.
Приведено детальное описание процедуры инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уточнены и верифицированы на примерах различных производственных объектов показатели, регламентирующие значимость источников загрязнения атмосферы и необходимость их учета и вредных веществ, поступающих в атмосферу, при государственном учете и нормировании выбросов в атмосферу.
Доработаны подходы к расчету выбросов автотранспортных средств и дорожно-строительной техники при их эксплуатации на различных режимах, при хранении и перегрузке сыпучих материалов, нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д.
Существенные разъяснения методического характера даны по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов теплоэнергетики большой мощности и для котлов производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а также от животноводческих комплексов.
Исходя из требований новой законодательной базы по охране атмосферного воздуха, дополнены условия, определяющие учет при установлении нормативов предельно допустимых выбросов совокупности критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельно допустимых нагрузок и других экологических требований.
Конкретизированы основные этапы проведения расчетов загрязнения атмосферы с помощью компьютерных программ, уточнены требования к учету фонового загрязнения атмосферы и его учета в зависимости от уровней приземных концентраций, формируемых источниками выбросов в атмосферу.
Доработаны требования к периодичности производственного контроля и организации контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе на границе жилой застройки.
Расширен раздел по организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта в городах (регионах) и использованию результатов сводных расчетов для определения фоновых концентраций широкого спектра вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и не контролируемых на сети мониторинга, а также определению допустимых вкладов предприятий в формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах и их использованию при нормировании выбросов и установлении нормативов выбросов в атмосферу.
Уточнены рекомендации по структуре и содержанию "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия" и "Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия", внедрение которых в практику воздухоохранной деятельности взамен изложенному в обеспечит повышение обоснованности результатов инвентаризации и устанавливаемых нормативов выбросов.
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера)
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
(Дополненное и переработанное)
Санкт-Петербург
2005
Настоящее пособие является переработкой изданного «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2002.
Ранее изданное «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2002., по результатам его практической апробации переработано и дополнено в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников в свете Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» и соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации.
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
и их источников;
- нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);
- контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
- сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта;
- технические нормативы выбросов.
При подготовке нового издания Пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 2001-2004 гг., а также замечания и предложения территориальных органов по охране окружающей среды МПР России (в настоящее время Ростехнадзора) (гг. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.), основанные на практическом опыте работ по инвентаризации и нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов.
Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), М.В. Волкодаева, А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Н.Н. Звягина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, М.М. Полуэктова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, В.В. Цибульский, П.М. Шемяков и Л.Г. Хуршудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством В.Б. Миляева.
Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также органов по охране окружающей среды Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.
Пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол № 32 от 05 ноября 2004 г.).
Введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора № 14-01-333 от 24.12.2004 г.
Перечень сокращений
ЗВ |
- загрязняющее (вредное) вещество |
ИЗА |
- источник загрязнения атмосферы |
ПДВ |
- предельно допустимый выброс (допустимый выброс) |
ВСВ |
- временно согласованный выброс (лимит на выброс) |
ТНВ |
- технический норматив выброса |
СЗЗ |
- санитарно-защитная зона |
ЭЗЗ |
- экозащитная зона |
ПДК м.р. |
- максимальная разовая предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест |
ПДК с.с. |
- среднесуточная предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест |
ОБУВ |
- ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест |
ГВС |
- газовоздушная смесь |
ГОУ |
- газоочистная установка |
ОНД |
- общесоюзный нормативный документ |
НМУ |
- неблагоприятные метеорологические условия |
ПЭВМ |
- персональная электронно-вычислительная машина |
УПРЗА |
- унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы |
ППД(ПД) |
- предпроектная документация (проектная документация) |
АЗС |
- автозаправочная станция |
ТЭС |
- теплоэлектростанция |
ТЭЦ |
- теплоэлектроцентраль |
ГРЭС |
- государственная районная электростанция |
Введение
В настоящее время нормативно-методическая база
по охране атмосферного воздуха продолжает развиваться на основе
научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по
обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного
воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации
выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как
инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения
расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам
ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля
за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования
выбросов в периоды НМУ.
Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:
- обязательностью введения в практику
воздухоохранной деятельности положений Федерального Закона «Об охране
атмосферного воздуха» , а с 2002 г. и Федерального Закона «Об охране
окружающей среды» ;
- необходимостью с одной стороны большего
обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и с другой
стороны необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.
Положения Федерального Закона и подзаконных
актов уточняют требования к нормированию выбросов и
предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев
качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных
критических нагрузок и других экологических требований (в том числе, к
сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.
В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества атмосферного воздуха является и вопрос о переходе от термина «санитарно-защитная зона» (СЗЗ) к термину «экозащитная зона» (ЭЗЗ), т.е. зона за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.
В соответствии с Федеральным Законом в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ предусматривается установление технического норматива выброса (ТНВ).
Базовой основой работ по нормированию выбросов как и всей воздухоохранной деятельности являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст.22 Федерального Закона .Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.
Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.
Ст. 22 Федерального Закона также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.
Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе, за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе, и за счет иностранных инвестиций).
К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального Закона в воздухоохранной деятельности.
С учетом вышеизложенного, в настоящем Пособии, исходя из результатов практической апробации основных положений «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (С-Пб., 2002 г.), НИИ Атмосфера переработал и дополнил ряд разделов Пособия, что будет способствовать более эффективному ведению воздухоохранной деятельности на территории России.
Приведено детальное описание процедуры инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уточнены и верифицированы на примерах различных производственных объектов показатели, регламентирующие значимость источников загрязнения атмосферы, и необходимость их учета и вредных веществ, поступающих в атмосферу, при государственном учете и нормировании выбросов в атмосферу.
Доработаны подходы к расчету выбросов автотранспортных средств и дорожно-строительной техники при их эксплуатации на различных режимах, при хранении и перегрузке сыпучих материалов, нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д.
Существенные разъяснения методического характера даны по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов теплоэнергетики большой мощности и для котлов производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а также от животноводческих комплексов.
Исходя из требований новой законодательной базы по охране атмосферного воздуха, дополнены условия, определяющие учет при установлении нормативов предельно допустимых выбросов совокупности критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельно допустимых нагрузок и других экологических требований.
Конкретизированы основные этапы проведения расчетов загрязнения атмосферы с помощью компьютерных программ, уточнены требования к учету фонового загрязнения атмосферы и его учета в зависимости от уровней приземных концентраций, формируемых источниками выбросов в атмосферу.
Доработаны требования к периодичности производственного контроля и организации контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе на границе жилой застройки.
Расширен раздел по организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта в городах (регионах) и использованию результатов сводных расчетов для определения фоновых концентраций широкого спектра вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, и неконтролируемых на сети мониторинга, а также определению допустимых вкладов предприятий в формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах и их использованию при нормировании выбросов и установлении нормативов выбросов в атмосферу.
Уточнены рекомендации по структуре и содержанию «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия» и «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия», внедрение которых в практику воздухоохранной деятельности взамен изложенному в обеспечит повышение обоснованности результатов инвентаризации и устанавливаемых нормативов выбросов.
НАУЧНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ
ОХРАНЫ
АТМОСФЕРНОГО
ВОЗДУХА
(НИИ АТМОСФЕРА
)
МИНИСТЕРСТВА
ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
по
расчету
,
нормированию
и
контролю
выбросов
загрязняющих
веществ
в
атмосферны
й
воздух
Санкт - Петербург
2002
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2002 г.
Настоящее пособие разработано в целях развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников.
Расчетная инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
Нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);
Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта.
Наряду с этим в данном документе изложен ряд методических рекомендаций по ведению воздухоохранной деятельности в свете Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», многие положения которого определяют необходимость внесения изменений и дополнений в процедуру нормирования выбросов и установления нормативов ПДВ (ВСВ).
Основной целью разработки данного документа является доведение до широкого круга природопользователей, контролирующих органов по охране окружающей среды, организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, методических рекомендаций и разъяснений, исходя из множества запросов, которые поступают в НИИ Атмосфера.
При разработке методического пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 1998 - 2001 гг., практический опыт работ по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов во многих территориальных комитетах по охране окружающей среды (гг. Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.)
Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, Н.В. Нестерова, С.А. Столярова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, П.М. Шемяков и Л.Г. Хуршудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством Миляева В.Б.
Настоящее пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол № 57 от 27 ноября 2001 г.) и рекомендовано к применению в воздухоохранной деятельности (письмо НИИ Атмосфера № 33/33-07 от 25 января 2002 г.)
Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также комитетов природных ресурсов МПР России и служб охраны окружающей среды администраций городов и регионов России.
Перечень сокращений
ЗВ - загрязняющее (вредное) вещество
ИЗА - источник загрязнения атмосферы
ПДВ - предельно допустимый выброс (допустимый выброс)
ВСВ - временно согласованный выброс (лимит на выброс)
ТНВ - технический норматив выброса (технологический норматив)
СЗЗ - санитарно-защитная зона
ЭЗЗ - экозащитная зона
ПДК - предельно допустимая концентрация
ГВС - газовоздушная смесь
ГОУ - газоочистная установка
ОНД - общесоюзный нормативный документ
НМУ - неблагоприятные метеорологические условия
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина
УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы
ППД (ПД) - предпроектная документация (проектная документация)
АЗС - автозаправочная станция
ГЭС - теплоэлектростанция
ТЭЦ - теплоэлектроцентраль
ГРЭС - государственная районная электростанция
Введение. 4
1. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 6
1.1. Общие положения. 6
1.2. Расчетные методы определения выделений (выбросов) в атмосферу. 9
1.2.1. О применении методик но расчету выделений (выбросов) от различных производств. 10
1.2.2. Транспортные средства. 12
1.2.3. Резервуары и АЗС.. 14
1.2.4. Сжигание попутного нефтяного газа.17
1.2.5. Промышленность строительных материалов. 18
1.2.6. Нанесение лакокрасочных покрытий. 18
1.2.7. Механическая обработка материалов. 20
1.2.8. Производство металлопокрытий гальваническим способом.. 20
1.2.9. Асфальто-бетонные заводы (АБЗ)22
1.2.10. Стационарные дизельные установки. 23
2. Нормирование выбросов в атмосферу. 24
2.1. Общие положения. 24
2.2. Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы.. 28
2.2.1. Выбор гигиенических критериев качества атмосферного воздуха. 28
2.2.2. Учет длительности выброса загрязняющих веществ (ЗВ) при расчетах загрязнения атмосферы.. 31
2.2.3. Задание параметра F .. 32
2.2.4. Задание высоты выброса. 34
2.2.5. Стилизация источников выбросов. 35
2.2.6. Учет нестационарности выбросов. 37
2.2.7. Учет влияния застройки. 39
2.2.8. Учет трансформации вредных веществ в атмосфере. 40
2.2.9. Привязка местоположения предприятия к системе координат па местности. 40
2.3. Расчеты загрязнения атмосферы.. 41
2.3.1. Подготовка к проведению расчетов. 41
2.3.2. Начальный этап расчетов. 42
2.3.3. Детальные расчеты.. 42
2.4. Учет фонового загрязнения атмосферы при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 43
2.5. Санитарно-защитная и экозащитная зоны.. 45
2.6. Учет залповых и аварийных выбросов в атмосферу. 46
2.7. О нормировании выбросов предприятий, находящихся на одной производственной территории. 49
3. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов. 49
4. Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)52
6. Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта и их применение при нормировании выбросов предприятий. 56
7. Об использовании промышленных отходов в качестве добавки к основному топливу котельных. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65
Приложение 1. 65Структура «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия». 66
Приложение 2. 66Установление источников и перечня вредных веществ, подлежащих нормированию.. 66
Приложение 5.73Учет нестационарности выбросов. 73
Приложение 6.74Определение категории предприятия по воздействию его выбросов на атмосферный воздух.74
Приложение 7. 77
1. Отраслевая нормативно-техническая и методическая документация, применяемая при определении, нормировании и контроле выбросов. 78
2. Нормируемые выбросы и источники выбросов. 78
3. Оценка загрязнения атмосферы и учет фонового загрязнения. 81
4. Разработка мероприятий по снижению выбросов. 82
5. Организация контроля выбросов. 82
6. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)82
7. О «Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» .82
Введение
У нас в стране уже более 20 лет развиваются работы по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и установлению нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов (ПДВ и ВСВ). На первом этапе работ нормативы ПДВ (ВСВ) разрабатывались для основных загрязнителей-предприятий, дающих превалирующий вклад в формирование зон повышенного загрязнения воздуха в городах и населенных пунктах. В последние годы в результате структурных изменений в экономике и промышленности страны происходит разукрупнение производственных объектов, перепрофилирование производств, на территориях крупных промышленных предприятий размещаются десятки мелких производств разного профиля. Это приводит к увеличению как числа источников загрязнения атмосферы, так и спектра поступающих в атмосферу вредных веществ.
К настоящему времени степень охвата предприятий и объектов, имеющих источники загрязнения атмосферы (ИЗА), работами по нормированию выбросов составляет более 85 %. Причем основная работа сейчас идет за счет вовлечения в систему нормирования вновь образуемых мелких предприятий и объектов (в т.ч. мелкого бизнеса и транспортной инфраструктуры).
Существует определенный процент предприятий, которые не разрабатывают нормативы выбросов, и территориальные комитеты по охране окружающей среды устанавливают им лимиты выбросов. Это связано или с отсутствием средств у предприятий, или предприятию выгоднее платить за лимит (или сверхлимит), чем проводить инвентаризацию и разработку проекта ПДВ.
Основной пакет нормативно-методической документации для обеспечения этих работ, сформированный в конце 80-х и начале 90-х годов, действует и сегодня. Среди этих документов основополагающую роль играют:
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., Из-во стандартов, 1979, ;
ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987, ;
Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Л., 1990, ,
А также перечни инструментальных и расчетных методов определения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух , которые периодически обновляются и уточняются.
В настоящее время нормативно-методическая база нормирования продолжает развиваться в значительной мере благодаря научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.
Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:
Обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» , а с 2002 г. и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» ;
Необходимостью с одной стороны большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и с другой стороны необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.
Как известно, Федеральный Закон действует уже более двух лет, появился ряд подзаконных актов - Постановления Правительства РФ .
Положения Закона и подзаконных актов уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе, к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.
В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества воздуха является и вопрос о переходе от термина «санитарно-защитная зона» (СЗЗ) к термину «экозащитная зона» (ЭЗЗ), т.е. зона за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.
В соответствии с Федеральным Законом в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ устанавливается технический норматив выброса (ТНВ). Норматив ПДВ устанавливается с учетом ТНВ, а норматив ВСВ может быть установлен только при условии соблюдения ТНВ.
ТНВ - это характеристики уровня экологичности технологического оборудования или процесса, которые достаточно широко используются за рубежом. Наличие таких нормативов позволяет существенно упростить контроль за воздухоохранной деятельностью предприятий и обоснованно разрабатывать стратегию снижения негативного воздействия конкретного объекта на окружающую природную среду.
Базовой основой работ по нормированию выбросов как и всей воздухоохранной деятельности являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст. 22 Федерального Закона . Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.
Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ и, следовательно, к завышению платы за выбросы.
Ст. 22 Федерального Закона также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.
Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе, за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе, и за счет иностранных инвестиций).
К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального Закона и учесть накопленный опыт работ по нормированию выбросов.
На основе результатов ежегодных научно-исследовательских работ, выполняемых НИИ Атмосфера по планам МПР (а ранее Госкомэкологии), постоянных методических работ по уточнению и разъяснению положений действующей документации по многочисленным запросам природопользователей, контролирующих органов и организаций, работающих в области охраны атмосферного воздуха, а также анализа результатов воздухоохранной деятельности в разных регионах России, в данном методическом пособии приведены основные результаты этих проработок (в основном в виде рекомендаций).
Учитывая, что большая часть задаваемых вопросов относится к широкораспространенным источникам загрязнения атмосферы - объектам теплоэнергетики (ТЭЦ, ТЭС, ГРЭС и котельным), в данном пособии в виде отдельных разделов изложены особенности определения, нормирования и контроля выбросов для объектов теплоэнергетики (Приложение 7).
- Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
- Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
- Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
- Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
- Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
- Четверка монет таро значение
- Что такое договор найма служебного жилого помещения?