Международное право регулирует отношения между. Что такое международное право и зачем оно нужно? Смотреть что такое "международное право" в других словарях
I : {{1}} k = c
S : Современное международное право - это: универсальная правовая система, нормы которой 1)создаются путем соглашений между государствами; 2)регулируют международные отношения и связанные с ними внутригосударственные отношения; 3)соблюдаются добровольно государствами и наряду с этим обеспечиваются мерами индивидуального или коллективного принуждения; 4)отражают характер и уровень политической борьбы на международной арене; 5) регулируют только отношения между государствами, вне связи с внутригосударственными отношениями;
-: все ответы неправильные.
I : {{2}} k = b
S : Что представляет собой международное право:
-: Систему норм, регулирующих межгосударственные отношения;
-: Совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;
+: Самостоятельную правовую систему;
-: Комплексную правовую систему, состоящую из норм и институтов различных отраслей международного и национального права.
I : {{3}} k = a
S :
I : {{4}} k = a
S : Международное право – это:
+: совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, создаваемые государствами в форме международных договоров и обеспечиваемые самими участниками отношений, т.е. государствами;
-: отрасль права, а не самостоятельная система.
I : {{5}} k = b
S : Что является предметом международного права при узком подходе?
+: только межгосударственные отношения;
-: межгосударственные отношения негосударственного характера;
-: определенные внутригосударственные отношения.
I : {{6}} k = c
S : Основными источниками международного права являются:
-: резолюции и постановления международных организаций;
-: декларации и заявления государств;
+: договоры и обычаи;
-: внутригосударственное законодательство.
I : {{7}} k = b
S : Что не присуще современному международному праву:
+: декларирование запрета агрессивных, захватнических войн;
исключение из равноправного общения так называемых слаборазвитых стран;
-: наличие универсальных, общепризнанных норм, а также локальных норм;
-: международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.
I : {{8}} k = b
S : Международное право регулирует отношения между:
-: государствами и физическими лицами;
+: государствами и международными организациями;
-: государствами и юридическими лицами;
-: физическими лицами разных стран.
I : {{9}} k = b
S : Предметом регулирования международного права являются:
-: правоотношения между государствами и иностранными физическими лицами;
-: правоотношения, обремененные иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);
+: правоотношения между государствами и международными межправительственными организациями;
-: правоотношения между международными организациями и физическими лицами.
I : {{10}} k = b
S : С какого периода говорят о современном международном праве?
-: после 1917 года;
-: после создания Лиги Наций;
+: после Второй Мировой войны.
I : {{11}} k = b
S : В какой период начало зарождаться международное право?
-: после 1917 года;
-: после французской буржуазной революции 1789 года;
+: с момента появления государств;
-: после Второй мировой войны.
I : {{12}} k = b
S : В систему международного права не входит:
-: Отрасль международного права;
-: Институт международного права;
+: международные отношения.
I : {{13}} k = b
S : Объектом международно-правого регулирования являются:
-: правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами;
+: публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий;+
-: отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи.
I : {{14}} k = b
S : Не являются источниками международного права:
-: международные договоры;
-: международные обычаи;
+: внутригосударственное право;
-: акты международных организаций.
1. Понятие международного права.
Международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного сообщества, складывающиеся в рамках международного правопорядка, а также отношения, складывающиеся в рамках национального правопорядка в единообразном развитии которого заинтересованы субъекты международного сообщества.
Предмет международного права двойственен. Выделяют классическое международное право, которое регулирует отношения между государствами (это отношения войны и мира, дипломатические права, права международных организаций, территории в международном праве). Второй вид – новое международное право, понимается более широко. Предполагает участие иных субъектов, таких как юридические, физические лица, отношения, связанные с защитой прав и свобод, отношения внутри государства.
Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения;
Международное право по его изначальным характеристикам - совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений - родственно праву государства (внутригосударственному, национальному праву), являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.
Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право"* не вполне адекватен истинному значению понятия.
Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").
Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.
2. Основные черты современного международного права.
Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития.
Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (формулировка Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН).
Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.
Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.
Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.
Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.
Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других государств, являются такие универсальные международно-правовые акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в перспективе - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на стыке веков, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обычаи.
Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства, составившие содержание указанных источников права, в порядке международного правопреемства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входившим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответственно употребляемые ныне в официальных документах формулировки - «международные договоры Российской Федерации», «действующие международные договоры», «международные договоры с участием Российской Федерации» и т. п. - охватывают как международные договоры, заключенные от имени Российской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу международные договоры Союза ССР.
Современное международное право является основой международного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.
Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эффективности международного права и о его дальнейшем прогрессе.
Международное право - это область юриспруденции, которая традиционно покрывала сферу взаимоотношений между государствами. Однако сейчас оно распространяется и на связи между различными странами, а также на тех, кто является их гражданами. Более того, оно даже применимо к взаимоотношениям между индивидами. Это зависит от того, в каких именно сферах заключены договоры, согласно которым действует данное соглашение, например: морская, дипломатическая, человека и так далее.
Как правило, государства руководствуются принципом, который называется «общее международное право». Это понятие включает в себя обычаи и практику, а также универсальные нормы, признанные цивилизованными нациями в качестве закона. Туда же относятся юридические суждения и теории самых квалифицированных экспертов в данной сфере. Эти принципы применяются ко всем государствам, даже к тем, которые не являются членами соглашений, где эти правила содержатся.
Обычное международное право
Это источник всех договоров между странами, а также пактов и конвенций. Оно состоит из международных правил, взятых из практики разных государств и рассматриваемых в качестве закона (opinio juris). Страны всего мира сами создают это право своими действиями или реакциями на поступки других. Как это происходит? Когда они оценивают какие-либо действия как законные или же нет, то сами развивают обычное международное право. Это происходит даже тогда, когда на практике сами правительства и страны нарушают эти правила. Например, запрет пыток. Всем известно, что людей мучают и выбивают из них показания в разных странах. Но сам факт того, что нет ни одного государства, где такое поведение было бы законным, поддерживает юридическую силу этого запрета. Некоторые нормы общего международного права являются столь важными, что ни одна страна не может от них ни уклониться, ни ограничить их действие ни при каких обстоятельствах. Эти стандарты известны как jus cogens и находятся в закона о договорах.
Современное международное право в области прав человека
Эта сфера мирового законодательства касается защиты свобод и достоинства всех людей: женщин, детей и мужчин. Оно обязывает государства уважать и защищать права человека, а также обеспечивать их на практике. Традиционно эта область международных договоров рассматривалась лишь в довольно узком контексте. Считалось, что речь идет о защите индивидуума от посягательств государства. Однако недавно было признано, что правительство имеет обязанность вмешиваться, если частные лица действуют таким образом, что это может нарушать права других. На чем основано его действие? Источником этой формы международного права являются договоры, например, различные Конвенции ООН и авторитетная интерпретация таких соглашений.
Международное гуманитарное право
Известное как «законы войны», оно применяется в ситуация внешнего и внутреннего вооруженного конфликта. Оно определяет стандарты поведения для комбатантов (активных участников боев) и их руководителей. В более широком смысле слова оно ограничивает способы и методы ведения войны, а также защищает больных, раненых, пленных, мирных жителей. Некоторые действия международное запрещает. Их нарушение является военным преступлением.
В настоящее время развивается международное Оно действует как при договорных отношениях, так и в области обычаев и помогает привлекать наиболее злостных нарушителей прав человека к ответственности. Оно является хорошей моделью для реформирования национального законодательства
Многие задаются вопросом: «что такое международное право?». На этот вопрос нет простого и однозначного ответа. Надо отметить, что «международное право» в некоторой степени не точное определение, так как относится, в первую очередь, к содержанию договоров или соглашений, а не обозначает некий кодекс правоустанавливающих норм, принятый центральной властью или законодательным органом.
Как правило международное право делится на две основные категории: публичное право и частное право . Публичное международное право имеет дело с отношениями между государствами и/или организациями или людьми из разных стран. Частное международное право, с другой стороны, рассматривает споры между гражданами или корпорациями из разных стран, зачастую решая вопрос — закон какой страны следует применить или в каком государстве проводить судебное разбирательство по существу дела.
Определение «Международного права».
Основная причина, почему выражение «международное право» не может обладать строгим определением, кроется в том, что не существует официально-образованной и международно-признанной судебной системы. В России, например, существует относительно понятная судебная система, являющаяся частью государственного устройства, с четкими процессуальными правилами и разграниченными пределами компетенции его органов, а также предоставлена возможность подачи апелляции. С другой стороны, существуют десятки международных органов выполняющий функции судов, имеющих пересекающиеся полномочия, при отсутствии по большей части механизмов апелляционного пересмотра. Например, есть Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, Международный военный трибунал, который в свое время проводил процесс над нацистскими военными преступниками после окончания Второй мировой войны, Международный Суд, есть Спортивный Арбитражный суд, который решает спорные ситуации с участниками международных спортивных состязаний.
Международное право состоит более чем на 20 , которые в свою очередь разделяются на подотрасли и институты права. В дополнение к правам человека и трибуналом по военным преступлениям, международным правом, регулируется контроль за распространением наркотических веществ, морские перевозки и международная авиация, права на интеллектуальную собственность, торговые отношения, военное разоружение, телекоммуникация и Интернет, космическое право, и другие дела, выходящие за пределы правомочий отдельных стран.
Разумеется, без централизованного регулирования и надзора это «право» действует как основополагающая рекомендация. В самом деле, страны подчиняются действию международных законов только тогда, когда правительства этих стран дают согласие. Государство может присоединиться к некоторым договорам при одном правительстве, а несколько лет спустя выйти из этого соглашения, когда новая администрация пришла к власти. Государство может присоединиться к таким международным организациям как ООН или Европейский Союз и дает согласие следовать всем правилам обязательным для ее членов, но, когда эти правила становятся неудобны, просто игнорирует их. С другой стороны, государство может быть привлечено к ответственности, вытекающей из правил и договоров, к которым оно не присоединялось, в частности это касается вопросов защиты прав человека, военных преступлений и территориальных споров. К сожалению, возможность требовать соблюдения «международного право» и быть ответственным по нему серьёзно зависит от военно-политической мощи государства.
Международное публичное право.
Международное публичное право имеет отношение к ситуациям, когда у двух или более стран, или суверенных субъектов, возникают разногласия. Обычно, этот раздел международного права охватывает вопросы, касающиеся прав человека, преступлений военного времени, и спорные ситуации, возникающих на морских территориях и так далее. При возникновении конфликтов между государствами, вводятся различные наказания за нарушение этих «правил», такие как санкции со стороны третьих стран, вроде запрещения некоторых видов торговли или сотрудничества, разрыву дипломатических отношений между странами, или, в крайнем случае, объявления войны.
Международное частное право.
Частное международные право, с другой стороны, относятся к людям, объединениям и частным организациям, находящихся в разных странах, не только в той, которую эти лица зовут своим домом. Международное частное право часто включает в себя регулирование вопросов, таких как, какие законы суверенным государствам следует применять в своем праворегулировании и судопроизводстве или определяют в какой из стран предпочтительнее проведение судебного разбирательства. Хотя рассматриваются взаимоотношения между частными лицами или организациями, часто возникает необходимость принятия участия государства в судебном процессе для того, чтобы помочь своим гражданам решить возникшие спорные ситуации и добиться более благоприятного исхода.
Международное право – это совокупность норм, регулирующих международные отношения между их участниками , основанных на добровольном подчинении им и обеспеченных силой индивидуального либо коллективного принуждения, ограниченной согласованными пределами. Международное право разделяется на международное частное право (МЧП) и международное публичное право (МПП).
Особенности:
Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. Международное право не входит ни в одну национальную правовую систему, но в то же время оно оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются.
Особые субъекты международного права. Субъектами международного права выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации. Среди самих субъектов главное место принадлежит суверенным государствам.
Особые объекты международного права. Объектами международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства.
Особый порядок нормообразования. В международном сообществе государств отсутствует наднациональный властный орган, поэтому нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Это происходит путем свободного согласования воль государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними мегкдународных договоров. В современном мире проявляются тенденции образования международных органов, связанные объединительными процессами между государствами, их формирующими. Так, действует Европарламент, а государства- члены Евросоюза одобрили принятие общеевропейской Конституции.
Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права. Принуждение субъектов международного права осуществляется самими субъектами международного права, как правило, государствами, на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров. В этом и состоит особый порядок принуждения, поскольку никакого надгосударственного "надзирающего органа" не существует.
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации определила место международного права в национальной правовой системе. Пункт 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Этот факт ознаменовал признание Россией своей принадлежности к единому мировому сообществу и окончательное отрешение от концепций раздела мира на самостоятельные мировые системы. Конституция подтвердила ответственность и готовность государства следовать установленным современным международным правом правилам сосуществования и сотрудничества в едином мировом пространстве.
Международное право, обладая основными признаками права, являет собой особую, специфическую систему права. В отличие от внутригосударственного права, которое регулирует общественные отношения, складывающиеся внутри данного государства, международное право представляет собой созданную и развивающуюся на основе согласования воль государств систему юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в рамках мирового сообщества , главным образом, взаимоотношения между государствами.
Международное право функционирует в рамках межгосударственной системы. Предметом регулирования международного права являются отношения: - между государствами - двусторонние и многосторонние; - между государствами и международными организациями; - между международными организациями; - между государствами и национальными политическими организациями, возглавляющими борьбу за национальную независимость; - отношения между другими субъектами международного права.
Международное право отличается от внутригосударственного права не только по объекту регулирования, но и по особому способу образования норм, по способам функционирования. Международное право обеспечивается добровольным соблюдением или принуждением. Принуждение в международных отношениях не носит решающего характера. Более значимым в международном праве является общее согласие, общая договоренность, отвечающая как интересам отдельных государств, так и общим интересам человечества. Следование принципам международного права - единственно возможный сегодня образ жизни для каждого народа, для каждого государства. Они гарантируют обеспечение каждому народу свой путь развития, его экономическую, политическую, военную безопасность, уважение самобытности каждой страны, отвечают национальным интересам любого государства. Современное международное право - это право, основанное на признании взаимозависимости мира и его многообразии. Его развитию способствовало окончание «холодной войны», прекращение использования международных организаций в качестве арены идеологического противоборства, расширение экономического сотрудничества государств.
Нормы международного права: понятие, особенности, виды и механизм реализации.
Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную правовую систему. Это: 1) предмет регулирования - межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов ; 2) порядок создания - согласование позиций государств; 3) форма закрепления (существования) - соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций); 4) обеспечение реализации, как правило, самими государствами - создателями норм индивидуально или коллективно, в том числе посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализации норм.
Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям:
По форме : документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).
К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах - решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.
В зависимости от предмета регулирования различаются:
По субъектно-территориальной сфере действия нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.
Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатических сношениях , Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.
Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.
В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).
По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие - предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).
Механизм реализации норм .
Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (лат. implere - выполнять) норм. Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют: система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности; совокупность норм международного права, содействующих осуществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государствами об инспекциях в связи с Договором. Национально-правовой механизм имплементации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права, а именно: система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспечивает его реализацию во внутригосударственных отношениях; , обеспечивающих эффективное осуществление внутри страны международно-правовых норм.
Международный обычай как основной источник международного права.
Международный обычай, наряду с договором, также является источником международного права. Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
До XX столетия международный обычай играл важную роль:
обычных норм международного права количественно было значительно больше, чем договорных.
Обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.
Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. Примерами обычая могут служить: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а гуманитарное право в период вооруженных конфликтов часто именуют «законами и обычаями войны».
Как и другие международно-правовые нормы, обычные нормы международного права образуются в два этапа:
1) согласование правила поведения и
2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.
Однако стадии процесса нормотворчества выражены здесь не столь отчетливо, как в случае создания нормы договорной.
Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка времени. Однако само по себе длительное повторение одних и тех же действий само по себе не создает еще международного обычая. Продолжительность существования правила поведения не может служить главным доказательством существования обычая.
Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому можно различать универсальные (признаваемые большинством субъектов международного права) и локальные (признаваемые двумя или несколькими субъектами) обычаи.
Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления, переписка, решения законодательных и судебных органов и т.д.). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.
От международно-правового обычая следует отличать обыкновение - правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения - лишь как недружественный акт. Примером обыкновения является, скажем, правило, согласно которому вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания.
В качестве обычных норм могут при определенных условиях выступать нормы резолюций международных организациях. Так, п. 14 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.) гласит: «Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право».
Необходимо также учитывать, что в международном праве не установлена иерархическая структура норм; обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Более того, значительное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.
Необходимо также учитывать, что договорные нормы могут действовать в качестве обычных, если по каким-либо причинам не участвующее в конкретном договоре государство заявит о том, что нормы данного договора оно будет применять как обычаи.
Общие принципы права в системе международного права.
Как уже говорилось, «конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.
Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.
Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.
Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.
Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.
Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств , добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.
Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.
Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.
I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:
все государства юридически равны;
все государства должны уважать правосубъектность других государств;
все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;
территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;
государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;
государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.
II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны.
Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.
Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.
III. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир , безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.
Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.
IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:
не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;
не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также
не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.
Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).
V. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.
VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.
VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.
VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса , свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.
Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.
IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.
X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.
- Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
- Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
- Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
- Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
- Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
- Четверка монет таро значение
- Что такое договор найма служебного жилого помещения?