Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Мораторий как инструмент санации банков. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов: действие, особенности

    Мораторий как инструмент санации банков. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов: действие, особенности


    [Закон «О банкротстве»] [Глава VI] [Статья 95]

    1. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей.

    2. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:

    приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

    не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

    На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

    Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.

    Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей такими размером или сроком.

    Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

    Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке, установленном статьей 121 настоящего Федерального закона. Если такое удовлетворение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

    3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

    4. Утратил силу.

    5. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, о возмещении морального вреда.


    1 комментарий к записи “Статья 95 Закон о Банкротстве. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов”

      Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

      Комментарий к статье 95

      1. Необходимое условие восстановления платежеспособности должника — приостановление исполнения его денежных обязательств, включая погашение долгов перед контрагентами, уплату налогов и других обязательных платежей. Такое приостановление исполнения денежных обязательств какого-либо субъекта (или каких-либо субъектов) в силу прямого указания закона принято называть мораторием. Во время действия моратория не начисляются санкции за просрочку исполнения, не могут быть взысканы с должника убытки, вызванные мораторием, приостанавливается течение срока исковой давности.
      2. Нормативные положения, определяющие правовой режим моратория по Закону о банкротстве, во многом идентичны положениям Закона о банкротстве 1998 г. (ст. 70). Но есть и отличия, которые, однако, не бесспорны. Так, к числу тех требований, на которые не распространяется мораторий, законодатель отнес теперь требования о возмещении морального вреда, которые не были предусмотрены Законом о банкротстве 1998 г. (п. 5 ст. 70). Компенсация морального вреда в отличие от возмещения убытков не носит восстановительного характера. Не случайно ст. 151 ГК РФ названа «Компенсация морального вреда», в ней не используется понятие «возмещение вреда». Назначаемые судами суммы компенсации морального вреда могут быть достаточно крупными, их выплаты могут изменить финансовое положение организации-должника. Поэтому вряд ли оправданно выведение из сферы действия моратория требований о компенсации морального вреда.
      С другой стороны, совершенно неясно, почему в п. 5 комментируемой статьи не указаны требования о взыскании задолженности по алиментам (в п. 5 ст. 70 Закона о банкротстве 1998 г. требования о взыскании по алиментам были указаны). Следовало бы исправить этот недостаток и указать требования о взыскании задолженности по алиментам в числе требований, на которые мораторий не распространяется. Нельзя в связи с этим не отметить, что в комментируемой статье дважды Федеральными законами от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» <1> и от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносились изменения и дополнения, но предложения, высказываемые автором комментария к настоящей статье <2>, не были приняты во внимание законодателем.
      ———————————
      <1> См.: СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
      <2> См.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2003. С. 202 — 203.

      3. За изъятиями, установленными в п. п. 2 и 5 комментируемой статьи, мораторий распространяется на все денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей; в частности, исполнительное производство по взысканию задолженности по текущим платежам не приостанавливается <1>.
      ———————————
      <1> См.: пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 58 «О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 9. С. 99.

      Согласно п. 3 комментируемой статьи мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Распространение моратория на такого рода убытки дает внешнему управляющему возможность определять, какие договорные обязательства должника следует исполнять, а от исполнения каких целесообразно отказаться, не ухудшая при этом финансовое положение должника.
      4. В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что на период моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда по имущественным взысканиям. Но мораторий не распространяется на исполнительные листы по ряду требований, которые выведены из-под действия моратория (они перечислены в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи), при условии, что исполнительные документы выданы на основании решений суда, вступивших в законную силу до введения внешнего управления.
      5. В Законе о банкротстве более подробно регламентированы вопросы начисления процентов годовых на суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Проценты годовые начисляются в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на дату введения внешнего управления. Но по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором размер процентов может быть снижен или сокращен период их начисления. Конкурсные кредиторы могут пойти навстречу деловым предложениям внешнего управляющего, тем более что суммы начисленных процентов годовых не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам на собрании кредиторов.
      Из контекста комментируемой статьи вытекает, что возможность уменьшения процентов по соглашению с внешним управляющим распространяется и на задолженность должника по налоговым и другим обязательным платежам.
      6. В первоначальной редакции комментируемой статьи содержался п. 4, согласно которому правила, предусматривавшиеся п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, не применялись к денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Тем самым мораторий не распространялся на денежные обязательства и обязательные платежи, которые «возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления». Эта формулировка значительно сужала круг требований, подлежавших удовлетворению в период внешнего управления, по сравнению с редакцией п. 4 ст. 70 Закона о банкротстве 1998 г., в котором речь шла об обязательствах, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Такая регламентация создавала неопределенность и усложняла решение вопросов, связанных с применением моратория. Поэтому вполне обоснованно положения п. 4 комментируемой статьи были признаны утратившими силу согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

    Одна из процедур, которая вводится по отношению к потенциальному банкроту по решению кредиторского собрания, это внешнее управление. Данная процедура внедряется на предприятии, если у кредиторов и суда есть веские основания полагать, что критическое финансовое положение возникло по вине неумелых действий менеджеров и назначение независимого управляющего способно исправить ситуацию. Конечной ее целью является абсолютное восстановление платежеспособности юрлица-должника.

    При благоприятном завершении данного этапа конкурсное производство не инициируется, компания самостоятельно оплачивает все долги и продолжает свое существование в качестве самостоятельного рыночного субъекта.

    Для достижения целей, поставленных перед внешним управляющим, применяется комплекс мероприятий, разрабатывается план финансовой реабилитации, одним из составляющих которого является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

    Мораторий обозначает приостановку выполнения должниками их денежных и имущественных обязательств перед кредиторами и в части налоговых платежей. Особенность данного периода состоит в отсутствии у должника полномочий самостоятельно решать, какие платежи производить, а какие – нет.

    Но также мораторий ограничивает и кредиторов и заставляет их забыть о своих претензиях в данный период. Считается, что мораторий на удовлетворение требований ущемляет гражданские права кредиторов, но позволяет им рассчитывать на полное получение назад всей задолженности. Тогда как при конкурсном производстве такой шанс им вряд ли представится.


    Смысл заморозки в удовлетворении кредиторских требований в том, чтобы у компании появилась возможность направить деньги, предназначенные для исполнения долговых обязательств, на различные экономические и организационные мероприятия для стабилизации ее финансовых показателей. Это должно гарантировать постепенный и безболезненный выход из финансовой ямы.

    Регулируется действие моратория ст.95 ФЗ о несостоятельности.

    Введение моратория

    Решение о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов - в компетенции управляющего, ведь менеджмент компании в этот период отстраняется от финансовых рычагов и руководства в целом. Но постановление об официальном запрете на исполнение действующих обязательств вводится судебной инстанцией.

    Суд руководствуется целесообразностью введения моратория и возможным положительным эффектом от временного сохранения ликвидной массы при рассмотрении поступившего искового заявления. Если арбитражным судьей вынесено решение о заморозке, то сразу приостанавливаются все выплаты по денежным обязательствам как в добровольном, так и принудительном порядке.

    Обычно о предполагаемом старте процедуры объявляется при признании своей финансовой несостоятельности и неспособности платить по долгам, если его инициатором является сам должник, либо после публикации сообщения в СМИ, когда инициатива исходила от кредиторов.

    Мораторий в банковских организациях вводится по решению регулятора – ЦБ РФ. Стоит отметить, что в российской практике к данной мере Центробанк прибегает достаточно редко. Обычно регулятор действует более решительно и сразу отзывает лицензию на банковские операции.

    Срок действия

    Сроки моратория, на которые замораживается удовлетворение кредиторских требований, устанавливаются на усмотрение управляющего. При необходимости он может подать ходатайство о пролонгации данного периода заморозки, если в первоначальные сроки не удалось достигнуть целевых показателей и исправить текущую финансовую ситуацию на предприятии.

    В указанный период внешний управляющий не только вправе отказаться от выплат по накопившейся задолженности, но и от исполнения сомнительных сделок и договоров, которые могут существенно повлиять на платежеспособность должника и принесут лишь убытки.

    Трехмесячный мораторий на удовлетворение требований кредиторов

    Минимальный срок действия моратория в законе не прописан. При этом законодательство содержит указание о том, что заморозка не может длиться бесконечно. Максимальный период составляет три месяца. Тогда как внешнее управление может пролонгироваться вплоть до 18 месяцев, если это необходимо для выполнения всех поставленных задач

    Каков вариант развития событий возможен для должника после снятия трехмесячного моратория? При благоприятном исходе у предприятия появляются активы для погашения задолженности и процедура банкротства прекращается.

    Если же желаемых финансовых результатов достичь не удалось, то собрание кредиторов обычно принимает решение о старте процедуры конкурсного производства. Она предполагает реализацию всего ликвидного имущества на торгах для формирования конкурсной денежной массы. Вырученные средства в полном объеме идут на погашение задолженности. Завершает конкурсное производство ликвидация предприятия и снятие с нее всей ответственности по долгам.

    Если речь идет о банковской организации, в отношении которой ЦБ ввел мораторий, то после моратория производится либо отзыв лицензии (т.е. деятельность финансовой организации прекращается), либо принимается решение о санации (спасении) банка. В последнем случае банк продолжает свою работу в штатном порядке. Решение о санации обычно принимается в отношении крупных системообразующих банков, при отзыве лицензии у которых может «пошатнуться» вся банковская система.

    На кого распространяется?

    Временная приостановка удовлетворения кредиторских требований распространяется на следующие платежи, если обязательства по ним наступили до введения на предприятии внешнего управления:

    • по исполнительной документации;
    • имущественным взысканиям (в том числе, на предмет залога по ипотечному договору);
    • иным документам, предполагающим принудительное взыскание;
    • решений о взыскании накопившегося долга по зарплате, авторским договорам;
    • решений о возмещении морального вреда;
    • истребовании имущества из чужого владения.

    Этот период имеет некоторые особенности. Так, на задолженность перестают начисляться штрафные санкции и пени, а также иные предусмотренные финансовые санкции, не применяется инфляционный индекс. Проценты по требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов начисляются в размере ключевой ставки. Проценты начисляются с даты старта внешнего управления до постановления о начале расчетов с кредиторами или открытии конкурсного производства.

    Если управляющему удастся договориться с кредиторами, процентная ставка может быть снижена или же уменьшен срок начисления процентов. Надо учитывать, что начисленные проценты не участвуют при определении голосов на кредиторских собраниях.

    Заморозка действует и на кредиторские требования о возмещениях убытков, возникших из-за отказа назначенного управляющего от исполнения некоторых договорных обязательств. При этом управляющий не вправе отказаться от обязанностей в рамках сделок, заключенных и одобренных им на этапе внешнего управления.

    В ходе моратория приостанавливается исковая давность по делам.

    Указанные послабления помогают компании максимально быстро сконцентрироваться на восстановлении финансового состояния.

    Мировое соглашение на данном этапе банкротства не заключается.

    На кого не распространяется?

    Мораторий не может быть введен при банкротстве по упрощенной схеме. В такой ситуации не допускается введение в компании процедур финансового оздоровления или внешнего управления, сразу открывается процесс ликвидации.

    Заморозка не может распространяться на такие кредиторские требования как:

    • выплата зарплаты;
    • алиментные обязательства работников;
    • авторские гонорары;
    • возмещение по причинённому ущербу здоровью/жизни;
    • требования по текущим платежам.

    Мораторий может быть введен только по тем обязательствам, которые возникли до инициации процедуры банкротства. Если долги возникли уже после введения внешнего управления (так называемые требования текущих кредиторов), их придется выплачивать.

    Мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка что это такое?

    Мораторий может быть введен не только в юридических лицах, но и в банках. Не всем гражданам, у которых открыты банковские вклады известно, что получить страховку по системе АСВ можно не только после отзыва лицензии у банка, но и при введении временного моратория. На это указывается в законе о страховании вкладов. Страховка выплачивается в стандартном размере: в сумме не более 1,4 млн.р.

    Банк России прибегает к данной процедуре весьма редко, так как у него обычно есть все основания для отзыва лицензии (например, участие в сомнительных сделках, утрата ликвидности и пр.). В числе прецедентов введения заморозки в банковском секторе можно отметить «Нота-банк», «Внешэкономбанк» и последний – «Татфондбанк». В качестве причины инициации процедуры заморозки выступает неустойчивое финансовое положение банковской организации.

    Мораторий предполагает право на отсрочку по обязательствам и вводится на максимальный срок 3 месяца. При этом ЦБ опирается на следующие условия старта данной процедуры:

    • в банке приостановлена работа исполнительных органов;
    • кредитная организация как минимум неделю не исполняет свои обязательства перед кредиторами.

    Одновременно ЦБ вводит в банке временную администрацию.

    Введение моратория в банке обозначает, что в этот период организация временно не исполняет свои обязательства (например, нельзя забрать вклад), не проводятся операции и платежи (за исключением текущих). В этот период временная администрация занимается оценкой текущих активов и принимает решение, что делать дальше (отзывать лицензию или санировать).

    В ходе действия заморозки на банковские счета начисляются проценты по ставке 2/3 действующей ставки рефинансирования (в 2016 году ее заменила ключевая ставка) Сегодня ее значение составляет 10%. Следовательно, проценты вкладчикам начисляются в размере 6,67% годовых, даже если по условиям договора по их вкладу действовала повышенная ставка.

    Как вести себя вкладчикам после введения заморозки? Они вправе обратиться за получением страхового возмещение через 14 дней после ее старта по решению ЦБ. Помимо суммы вклада в АСВ должны выплатить проценты, начисленные с учетом ключевой ставки.

    При этом обращение за страховкой – это право, а не обязанность вкладчика. Он может дождаться, как будут дальше развиваться события. Так, после снятия заморозки ЦБ может объявить о санации банка. Тогда его клиентов будут обслуживать на прежних условиях (пока таких случаев в российской практике не было).

    Возможно, после прекращения переходного периода и выявления недостаточности активов, у банка отзовут лицензию. Тогда также наступает страховой случай уже на основании прекращения деятельности финансовой организации и вкладчики могут получить назад сумму в пределах 1,4 млн.р.

    Одна из основных особенностей деятельности должника в период внешнего управления - мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Предоставление моратория может рассматриваться как значительная льгота, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника.
    Мораторий представляет собой отсрочку в исполнении определенных обязательств, т. е. в течение внешнего управления должник получает законную возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, не исполняя обязательств. Он распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Иными словами, требования кредиторов, включенных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.
    В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организаиии-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:
    о взыскании задолженности по заработной плате;
    выплате вознаграждений по авторским договорам;
    истребовании имущества из чужого незаконного владения;
    возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
    возмещении морального вреда;
    взыскании задолженности по текущим платежам.
    Мораторий не распространяется на требования о взыскании
    задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.
    Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не надо. В то же время п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве требует начислять проценты на такие обязательства. Проценты на суммы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекращается в следующих случаях:
    ^ арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами;
    ^ требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления;
    ^ должник признан банкротом и открыто конкурсное произ-водство.
    Размер процентов определяется исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Однако по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления.
    Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 60, 66, 67, 76 - начислены проценты».
    Следует сказать, что эти проценты, согласно п. 1 ст. 265 НК РФ, относятся к внереализационным расходам. Это значит, на их сумму можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.
    На сумму требований уполномоченного органа начисляются пени, сумма которых не уменьшает базу, облагаемую налогом на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Отражая пени в бухгалтерском учете, бухгалтер делает такую проводку: «Дебет счета 99 Кредит счета 68 - начислены пени».
    Пункт 2 ст. 61 НК РФ допускает изменение сроков уплаты налогов в порядке, который установлен гл. 9 «Изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени» НК РФ. Организация, которая находится на грани банкротства, может перенести уплату налога на более поздний срок с помощью:
    ^ отсрочки;
    У рассрочки;
    ^ налогового кредита.
    Таким образом, в том случае, если организации будет предоставлена отсрочка, рассрочка или налоговый кредит, она может приостановить платежи в бюджет и при этом избежать санкций.
    Если организации разрешено перенести сроки уплаты нало-гов, на сумму налоговой задолженности начисляются проценты. Если организации-должнику предоставлена рассрочка или отсрочка, для их расчета берется "/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. А если организации предоставлен налоговый кредит, то процентная ставка по нему равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ. В учете при этом производится следующая запись: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 68 - начислены проценты*.
    При расчете налога на прибыль эти проценты можно включить в состав внереализационных расходов. В Законе о банкротстве 2002 г. реализована нейтральная концепция моратория. В соответствии с ней с момента введения внешнего управления исполнение требований приостанавливается, а начисление санкций, предусмотренных законом или договором, прекращается. Это, безусловно, служит интересам должника, позволяя ему функционировать, не расплачиваясь по старым долгам.
    При этом начинается начисление на сумму основного долга процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Следовательно, кредиторы могут по окончании моратория претендовать на удовлетворение требований в части основного долга и процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, что служит интересам кредиторов. Таким образом, в отличие от двух предыдущих этапов в ходе внешнего управления организация осуществляет только текущие платежи, т. е. платежи (в том числе налоговые), срок испол-нения которых наступил после введения моратория.

    Еще по теме Мораторий на удовлетворение требований кредиторов:

    1. Формирование реестра требований кредиторов. Первое собрание кредиторов
    2. Определение конкурсной массы и требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс
    3. Прокурор или органы власти должны иметь полномочия по признанию прав кредиторов по обеспеченным залогом обязательствам без дополнительного обращения таких кредиторов с иском в судебные инстанции
    4. Необходимо четко определить процессуальные нормы и требования к содержанию как искового требования властей, так и ответного заявления владельца активов

    Мораторий – это необычный процесс, который вводится не только в разных компаниях, но и даже в банках. Каждый человек, у которого имеется вклад в банке, должен знать о том, когда он сможет получить страховку.

    Это возможно сделать не только тогда, когда организация объявляется банкротом, но и при введении моратория.

    В этом случае максимальная страховая сумма, которая выплачивается вкладчикам, равна 1,4 млн. руб.

    Важно! Мораторий представлен специальным процессом, при котором предоставляется право банку на получение отсрочки по обязательствам, причем максимальный период времени, на который вводится данная процедура, представлен тремя месяцами.

    В России к такой процедуре прибегает Банк России достаточно редко, так как обычно альтернативой выступает отзыв лицензии.

    Также нередко используется процедура банкротства, если организация не может далее справляться со своими обязательствами.

    При введении моратория выполняются стандартные действия:

    • приостанавливается функционирование исполнительных органов в банке;
    • от одной недели до трех месяцев банковская организация не исполняет обязательства перед многочисленными кредиторами.

    Все эти действия приводят к тому, что прекращается основная работа банка.

    Приостановка удовлетворения требований

    После введения моратория назначается для банка временная администрация.

    Вся процедура предполагает, что банк на некоторое время не исполняет свои обязательства, поэтому вкладчики не обладают возможностью забрать свой вклад.

    Дополнительно не проводятся разные платежи кроме текущих.

    Назначенная администрация оценивает имеющиеся активы, после чего принимается решение о том, какие действия будут предприниматься в отношении банка, так как может проводиться процедура санации или может отзываться лицензия.

    Важно! Даже в случае заморозки вкладов все равно происходит далее начисление процентов, но для этого используется 2/3 ставки рефинансирования.

    Каждый вкладчик в случае применения моратория к банку может обратиться в АСВ для получения страхового возмещения.

    Что такое система страхования вкладов? Смотрите по .

    Выполнять этот процесс надо через две недели после начала процедуры. Помимо самого вклада выплачиваются и начисленные проценты.

    Вкладчики могут и не обращаться за своими , так как могут подождать окончания срока моратория.

    Как вводится мораторий в банке на примере банка Югра? Смотрите видео:

    Нередко применяется к банку процедура санации, поэтому далее будут обслуживаться клиенты в прежнем режиме.

    Законодательное регулирование

    Все действия, осуществляемые при введении моратория, регулируются ФЗ №177, а именно ст. 95 данного закона.

    В нем говорится о том, что мораторий представлен процедурой, позволяющей банку взять отсрочку платежа по всем имеющимся долгам.

    В ФЗ №127 указывается на то, что Банк России обладает возможностью применять мораторий, срок которого не может превышать трех месяцев.

    В этот промежуток времени банк обладает правом не удовлетворять требования кредиторов, поэтому не выплачиваются средства по вкладам и не перечисляются проценты.

    Дополнительно в этом законе прописывается, что вводится для такого банка временная администрация, а это требуется, если не исполняются организацией обязательства перед кредитором в течение 7 дней.

    Во время действия моратория выполняются действия:

    • не начисляются неустойки, которые могут оговариваться в договоре или назначаться по закону, а также не применяются иные санкции к банку;
    • не взыскиваются какие-либо долги;
    • приостанавливаются исполнительные производства, открытые в отношении банка;
    • запрещается удовлетворять организацией требования учредителей или кредиторов.

    Не распространяется мораторий на:

    • удовлетворение требований людей, перед которыми банк несет ответственность за то, что им по его вине был нанесен вред;
    • на требования людей по получению ими зарплаты или разных пособий;
    • на требования по оплате разных организационных или хозяйственных затрат, которые требуются для работы банка.

    Таким образом, после официального введения моратория банки перестают отвечать по обязательствам, поэтому кроме текущих платежей не исполняются какие-либо иные платежи или обязательства.

    Важно! Назначенная временная администрация производит оценку активов, чтобы определить, достаточно ли их, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов.

    Как вводится мораторий

    Вводится данная процедура исключительно Банком России.

    Также может кредитор подать иск в суд, после чего выносится соответствующее решение, на основании которого выбранный банк получает запрет на исполнение обязательств.

    Какие депозиты для юрлиц предлагают банки? Смотрите .

    Во время принятия решения суд ориентируется на целесообразность применения моратория, так как от него должен производиться положительный эффект.

    Это обусловлено тем, что на это время полностью сохраняется ликвидная масса активов банка, поэтому назначенная временная комиссия сможет рационально определить его стоимость.

    Решение ЦБ на объявление маратория в банке.

    После вынесения решения суда, замораживаются все выплаты по обязательствам банка, причем если отказывается организации выполнять это добровольно, то к ней могут применяться принудительные меры.

    Как долго действует мораторий

    Применяется данный процесс в отношении банков, которые перестают справляться со своими обязательствами, причем срок его действия зависит от мнения управляющего.

    Важно! Максимальный срок длительности моратория равен 9 месяцев, но управляющий может подать специальное ходатайство, на основании которого будет осуществляться пролонгация периода заморозки, если в назначенный срок не получилось выполнить все необходимые действия и оценить полностью финансовое состояние банка.

    В это время могут выявляться какие-либо сомнительные сделки или контракты, которые при этом станут основанием для улучшения платежеспособности банка или могут стать причиной значительных убытков.

    Особенности трехмесячного моратория

    В законе отсутствуют сведения о том, каков минимальный период моратория, но максимально он равен 3 месяца.

    Не разрешается накладывать заморозку на слишком долгий срок, поэтому допускается пролонгация исключительно на срок до 18 месяцев, если это нужно, чтобы выполнить все текущие задачи назначенной комиссией.

    После окончания данного срока выбирается один из вариантов:

    • выявляется, что у банка имеется достаточно много активов, чтобы справиться с требованиями кредиторов, поэтому требуется проведение процедуры санации, а все вкладчики, которые не потребовали свои средства по страховому возмещению, далее могут рассчитывать на начисление процентов по вкладам;
    • определяется, что активов банка недостаточно, чтобы справиться с имеющейся нагрузкой и количеством требований, поэтому начинается процедура банкротства.

    Если вбирается второй вариант, то начинается процесс конкурсного производства.

    Конкурсное производство: особенности

    Он заключается в том, что все имущество, принадлежащее банку, продается на специальных торгах, что дает возможность сформировать конкурсную денежную массу.

    Полученные от этих действий деньги полностью направляются на погашение долгов организации. В конце данного процесса производится ликвидация банка, после чего с него снимается ответственность по оставшимся задолженностям.

    Важно! Процедура санации выбирается достаточно редко, причем обычно в отношении банков, которые являются крупными и системообразующими, поэтому если у них будет , то это может негативно сказаться на всей банковской системе.

    На что распространяется мораторий

    При использовании данной процедуры приостанавливается удовлетворение требований кредиторов в отношении платежей:

    • по исполнительным производствам;
    • по взысканиям, которые являются имущественными, причем сюда же относится разное залоговое имущество;
    • по решениям, на основании которых требуется банку возместить моральный вред клиенту;
    • по другим документам, по которым с банка принудительно взыскиваются средства;
    • по решениям, на основании которых взыскиваются долги по зарплате или авторским контрактам;
    • по требованию имущества, которое должно забираться из чужого владения.

    Период, когда введен для банка мораторий, обладает многими нюансами.

    Как получить деньги, когда в банке введен мораторий? Советы вкладчика банка Югра в этом видео:

    К ним относится:

    • на долги не начисляются штрафы, пени или иные виды санкций;
    • не используется инфляционный индекс;
    • все начисляются исключительно по ключевой ставке независимо от ставки, которая прописывается в договоре, составленным с вкладчиком;
    • управляющий может договариваться с кредиторами в отношении снижения ставки, по которой начисляются проценты;
    • во время моратория даже приостанавливается срок исковой давности.

    За счет всех этих особенностей банк может оперативно концентрироваться на улучшении своего финансового состояние.

    На что не распространяется мораторий

    Важно! Мораторий допускается вводить при банкротстве, которое осуществляется с использованием упрощенной схемы, поэтому отсутствует возможность для санации или внешнего управления, так как требуется сразу начинать процедуру ликвидации организации.

    Не допускается заморозка на:

    • выплату зарплаты;
    • перечисление алиментов работников банка;
    • гонорары по авторским контрактам;
    • возмещение вреда, нанесенному жизни или здоровью людей со стороны банка;
    • требования, имеющие отношения к текущим платежам.

    Если долги возникают после начала внешнего управления, то они должны выплачиваться.

    Могут ли вкладчики обратиться за страховкой

    Важно! Мораторий является основанием для вкладчиков воспользоваться своим правом обратиться за страховым возмещением.

    В этом случае надо обращаться в АСВ, в результате чего будет возвращена вся вложенная сумма с процентами. Максимально она равна 1,4 млн. руб.

    Если была вложена на счет банка большая сумма денег, то некоторая часть суммы пропадет.

    Поэтому если у вкладчика вложено больше денег, то для него более целесообразным считается подождать решения комиссии, так как если банк является крупной организацией, то велика вероятность, что будет применена процедура санации, поэтому можно будет полностью вернуть все вложенные деньги.

    Как начисляются мораторные проценты по вкладам.

    Понятие и правила получения мораторных процентов

    В период действия моратория продолжают начисляться проценты по вкладам, хотя для их расчета используется ставка рефинансирования, а не та ставка, которая указывается в договоре, составленным между банком и вкладчиком.

    Такие проценты называются мораторными.

    Если после моратория начинается ликвидация компании, то мораторные проценты выплачиваются только после того, как будут удовлетворены требования всех кредиторов.

    Если же на эти цели не хватит имущества банка, то проценты не будут выплачиваться.

    Если в результате моратория назначается процедура санации банка, то мораторные проценты будут начислены вкладчикам в полном размере.

    Заключение

    Таким образом, мораторий считается специфической процедурой, во время которой прекращается удовлетворение требований кредиторов.

    Этот процесс обладает строго определенной длительностью и предназначен для оценки активов банка.

    Во время процедуры вкладчики могут получить страховое возмещение.

    Результатом моратория может стать банкротство банка или его санация.

  • 1.5. Процедуры банкротства и порядок их реализации
  • 2.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность -информационная база анализа
  • Отчетности
  • 2.2. Оценка качества информации в финансовой отчетности
  • 2.3. Система финансовых показателей в анализе потенциального банкротства
  • 2.4. Российские и зарубежные методы прогнозирования банкротства
  • 2.5. Анализ угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки
  • 2.6. Анализ вероятности банкротства по российским методикам
  • Оценка структуры баланса
  • Структура актива баланса, анализ основных разделов актива предприятия ооо «пром» в его производственной деятельности и в получении прибыли
  • 3.1. Реорганизация и обновление предприятий в ходе досудебной санации
  • 3.2. Порядок подготовки передаточного акта
  • 3.3. Формирование передаточного акта, заключительной и вступительной бухгалтерских отчетностей при преобразовании, присоединении, слиянии
  • 5 Учет и анализ банкротств
  • 3.4. Разделительный баланс при реорганизации в форме разделения и выделения
  • 3.5. Государственная поддержка неплатежеспособных предприятий в целях сохранения перспективных товаропроизводителей
  • 1. Форма собственности и распределения уставного капитала.
  • 7. Оценка воздействия производственной деятельности предприя­ тия на экологическую ситуацию в регионе.
  • 4.1. Особенности процедуры наблюдения и роль временного управляющего
  • 4.2. Бухгалтерский учет расходов должника, связанных с процедурой наблюдения
  • 4.3. Финансовый анализ возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника
  • 4.4. Формирование реестра требований кредиторов. Первое собрание кредиторов
  • 5.1. Последствия введения финансового оздоровления
  • 5.2. План финансового оздоровления и график погашения задолженности
  • 1. Общая характеристика предприятия.
  • 2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
  • 3. Анализ финансового состояния предприятия.
  • 4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и под­ держанию эффективной хозяйственной деятельности.
  • 5. Рынок и конкуренция.
  • 6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
  • 7. План производства.
  • 8. Финансовый план.
  • 5.3. Бухгалтерский учет операций, связанных с процедурой финансового оздоровления
  • 6.1. Задачи внешнего управляющего, его права и обязанности
  • 6.2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
  • Учетная карта организации
  • Требования кредиторов
  • 6.4. Бухгалтерский учет в ходе процедуры внешнего управления
  • 7.1. Роль конкурсного управляющего в принудительной ликвидации организации
  • 7.2. Определение конкурсной массы и требований
  • 7.3. Продажа имущества должника, расчеты с кредиторами и составление ликвидационного баланса
  • Ликвидационный баланс 000 «Пекарь»
  • 6.2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

    Одна из основных особенностей деятельности должника в пери­од внешнего управления - мораторий на удовлетворение требова­ний кредиторов. Предоставление моратория может рассматривать­ся как значительная льгота, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника.

    Мораторий представляет собой отсрочку в исполнении опре­деленных обязательств, т. е. в течение внешнего управления долж­ник получает законную возможность осуществлять предпринима­тельскую деятельность, не исполняя обязательств. Он распро­страняется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Иными словами, требования кредиторов, включен­ных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.

    В течение срока действия моратория приостанавливается ис­полнение исполнительных документов по имущественным взыска­ниям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организации-должнику при­дется выплачивать долги по исполнительным документам, которые

    выданы на основании решения суда до введения внешнего управ­ления:

      о взыскании задолженности по заработной плате;

      истребовании имущества из чужого незаконного владения;

      возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

      возмещении морального вреда;

      взыскании задолженности по текущим платежам. Мораторий не распространяется на требования о взыскании

    задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

    Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным пла­тежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени на­числять не надо. В то же время п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве тре­бует начислять проценты на такие обязательства. Проценты на сум­мы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекраща­ется в следующих случаях:

    S арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кре­диторами;

    s требования кредиторов удовлетворены должником или треть­им лицом в ходе внешнего управления;

    J должник признан банкротом и открыто конкурсное произ­водство.

    Размер процентов определяется исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Однако по соглаше­нию внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежаших уплате процентов или более короткий срок их начисления.

    Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете следу­ющей проводкой: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 60, 66, 67, 76 - начислены проценты».

    Следует сказать, что эти проценты, согласно п. 1 ст. 265 НК РФ, относятся к внереализационным расходам. Это значит, на их сум­му можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.

    На сумму требований уполномоченного органа начисляются пени, сумма которых не уменьшает базу, облагаемую налогом на

    прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Отражая пени в бухгалтерском учете, бухгалтер делает такую проводку: «Дебет счета 99 Кредит счета 68 - начислены пени».

    Пункт 2 ст. 61 НК РФ допускает изменение сроков уплаты нало­гов в порядке, который установлен гл. 9 «Изменение сроков упла­ты налога и сбора, а также пени» НК РФ. Организация, которая находится на грани банкротства, может перенести уплату налога на более поздний срок с помощью:

    J отсрочки;

    У рассрочки;

    S налогового кредита.

    Таким образом, в том случае, если организации будет предо­ставлена отсрочка, рассрочка или налоговый кредит, она может приостановить платежи в бюджет и при этом избежать санкций.

    Если организации разрешено перенести сроки уплаты нало­гов, на сумму налоговой задолженности начисляются проценты. Если организации-должнику предоставлена рассрочка или отсроч­ка, для их расчета берется "/ 2 ставки рефинансирования Централь­ного банка РФ. А если организации предоставлен налоговый кре­дит, то процентная ставка по нему равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ. В учете при этом производится следу­ющая запись: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 68 - начислены про­центы».

    При расчете налога на прибыль эти проценты можно включить в состав внереализационных расходов. В Законе о банкротстве 2002 г. реализована нейтральная концепция моратория. В соответствии с ней с момента введения внешнего управления исполнение требо­ваний приостанавливается, а начисление санкций, предусмотрен­ных законом или договором, прекращается. Это, безусловно, слу­жит интересам должника, позволяя ему функционировать, не рас­плачиваясь по старым долгам.

    При этом начинается начисление на сумму основного долга процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Следовательно, креди­торы могут по окончании моратория претендовать на удовлетворе­ние требований в части основного долга и процентов по ставке ре­финансирования Центрального банка РФ, что служит интересам кредиторов. Таким образом, в отличие от двух предыдущих этапов в ходе внешнего управления организация осуществляет только те­кущие платежи, т. е. платежи (в том числе налоговые), срок испол­нения которых наступил после введения моратория.

    б.З. План внешнего управления и отчет о его выполнении

    Внешний управляющий осуществляет меры по восстановлению платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления. План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим не позднее чем через месяц с даты утверждения внешнего управляющего и представляется собранию кредиторов на утверждение. Этот план должен предусматривать меры по восста­новлению платежеспособности должника, срок восстановления платежеспособности, а также обоснование возможности восста­новления платежеспособности должника в установленный срок (ст. 106 Закона о банкротстве).

    План внешнего управления рассматривается собранием креди­торов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Собрание кредиторов имеет право принять одно из следующих ре­шений:

      об утверждении плана внешнего управления. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представ­ляется в арбитражный суд внешним управляющим не позд­нее чем через пять дней с даты проведения собрания креди­торов;

      отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банк­ротом и об открытии конкурсного производства;

      отклонении плана внешнего управления как неприемлемого. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, который не может превышать 12 месяцев с даты принятия указанного решения;

      отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением са­морегулируемой организации, из членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кан­дидатуре внешнего управляющего.

    В целях восстановления платежеспособности должника внеш­ний управляющий осуществляет меры, предусмотренные планом внешнего управления. Их перечень не является исчерпывающим и определен ст. 109 Закона о банкротстве:

    продажа предприятия должника:

    S продажа части имущества должника;

    s уступка прав требования должника;

    исполнение обязательств должника иными лицами;

    S увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

    размещение дополнительных обыкновенных акций долж­ника;

    S замещение активов должника.

    План внешнего управления должен содержать прогноз поступ­лений (притоков) средств к должнику (выручка по основной дея­тельности; реализация части имущества; исполнение обязательств должника третьими лицами; амортизационные отчисления и др.) и прогноз расходов (на закрытие нерентабельных производств; на реализацию имущества должника и иных мер по восстановле­нию платежеспособности; на судебные издержки; на удовлетворе­ние требований к должнику, не подпадающих под мораторий, и др.). Наиболее часто встречающиеся в планах внешнего управления не­достатки: неучет процентов, подлежащих начислению; отсутствие взаимоувязки данных по накоплению средств для погашения тре­бований кредиторов с данными реестра требований кредиторов; существенное превышение сроками реализации мероприятий пла­на внешнего управления максимальных сроков внешнего управле­ния и др.

    Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, он вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Если во время наблюдения первое собрание кредиторов приня­ло решение об открытии внешнего управления, а арбитражный суд, вопреки этому решению и при наличии соответствующего ходатай­ства, вынес определение о введении финансового оздоровления и в дальнейшем финансовое оздоровление было досрочно прекраще­но в связи с нарушением сроков удовлетворения требований кре­диторов и было вновь введено внешнее управление и, кроме того, в течение двух месяцев с даты вторичного введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, то арбитражный суд также может принять решение об открытии конкурсного производства.

    Структура плана внешнего управления следующая:

    Финансовый план проведения процедуры внешнего управления

    Код ИНН

    © 2005-2017, HOCHU.UA