Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Можно ли взять на работу гражданина белоруссии. Прием на работу гражданина белоруссии

    Можно ли взять на работу гражданина белоруссии. Прием на работу гражданина белоруссии

    Трудоустройство граждан Белоруссии почти ни чем не отличается от оформления на работу граждан Российской Федерации, так как с гражданами ЕАЭС установлен льготный трудовой режим.

    Порядок оформления прост:

    • Проверяем документы
    • Заключаем трудовой договор
    • Уведомляем ГУВМ МВД

    1. Документы для оформления гражданина Белоруссии на работу в России

    1.1. Паспорт Гражданина Республики Белоруссии (Пашпарт)

    1.2. Регистрация гражданина Белоруссии

    Для справки. Регистрация гражданина Белоруссии в России требуется только если планируемый срок прибытия превышает 30 дней.

    Регистрацию гражданин Белоруссии может получить встав на учет в ГУВМ МВД (ФМС) с помощью:

    • Гражданина Российской Федерации у которого проживает беларус
    • Лицо с видом на жительство, у которого проживает беларус
    • Организаций, в которой работает гражданин Республики Беларусь
    • Гостиницы, отеля, общежития, в которой гражданин останавливается на срок более 30 дней.

    Важно! Очень часто для того, чтобы сэкономить время и деньги люди покупают регистрации за 1-2 тысячи рублей на вокзале или в переходе у не понятных граждан или организаций.

    Первое что вам нужно – это проверить регистрацию по внешнему виду, так как, к сожалению, не по каким базам вы этого сделать не сможете. Основные признаки поддельной регистрации – грамматические ошибки в написании, которые официальные органы делать не будут.

    В случае обнаружении такого нарушения лучше переделать документы, так как при уведомлении ГУВМ МВД вам может прийти отказ по данному сотруднику.

    1.3. СНИЛС

    Получить СНИЛС (Страховой Номер Индвидуального Лицевого Счета) гражданин Республики Беларусь может самостоятельно, обратившись в Пенсионный Фонд по месту проживание или, в случае, если он уже устроен на работу это должны сделать вы, как работодатель, в течении двух недель после принятия его на работу.

    Форма АДВ-1 для получения СНИЛС

    1.4. ИНН

    В оформлении ИНН для граждан Белорусси так же нету ничего сложного – он оформляется в налоговой по месту жительства.

    2. Заключаем трудовой договор с гражданином Белоруссии

    2.1. Подписываем все соглашения с:

    • Правилами внтуреннего распорядка
    • Системой мотиваций и штрафов
    • Правила об охране труда
    • Любые другие акты, свзаные с профессиональной деятельностью гражданина Белоруссии

    Важно: сотрудник из Республики Беларусь должен подписать все соглашения до момента подписания трудового договора!

    2.2. Заключаем трудовой договор с гражданином Беларуси

    3. Уведомляем ГУВМ МВД (ФМС) о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии.

    Важно! Вы, как работодатель, обязаны уведомить миграционную службу о принятии на работу гражданина Белоруссии в течении 3 дней!

    Существует много споров касательно того необходимо ли уведомлять миграционную службу о приеме на работу грждан Беларуссии. Вот официальынй ответ из ФМС в виде письма:

    Офицальный ответ ФМС по вопросу уведомлений по гражданам Белоруссии

    Из письма ясно, что уведомлять о приеме граждан Белоруссии на работу необходимо !

    Существуют ли случаи отмены штрафов за гражда Республики Беларусь? Да. Но эти случаи еденичны и мы всегда уведомляем Миграционную Службу о приеме и увольнении беларусов с работы, чего и вам советуем для избежания лишней головной боли в моменты проверок.

    С 2015 года граждане Белоруссии, Казахстана и Армении могут получать больничные и другие виды пособий, а также бесплатную скорую медицинскую помощь (см. « »). Это связано со вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 24 мая 2014 года. Этот же договор упростил процедуру принятия указанных граждан на работу. Требуется ли иностранцам из названных республик получать патент или разрешение на трудовую деятельность в России? Обязаны ли работодатели уведомлять ФМС о заключении с ними трудовых договоров? Нужен ли нотариальный перевод документов об образовании таких работников? Давайте разбираться.

    Трудоустройство иностранных работников: общий подход

    Прежде чем обсудить главные вопросы этой статьи, остановимся на общих правилах трудоустройства иностранных работников в России. Напомним, что правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера. Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

    Режимы нахождения иностранцев в России

    Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент. Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.

    Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником (см. таблица).

    Действия работодателя при приеме на работу временно пребывающего иностранца

    Визовый режим

    Безвизовый режим

    Работодателю, в общем случае, требуется:

    • обратиться в службу занятости (с заявкой о потребности в специалистах);
    • получить в ФМС разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
    • получить для иностранца разрешение на работу;
    • оформить приглашение на въезд в Россию;
    • поставить иностранца на миграционный учет (после въезда).

    Если иностранец уже временно пребывает в России, то для работы ему необходим патент. В таком случае работодатель может заключить с ним трудовой (или гражданско-правовой) договор, и обязан уведомить об этом миграционную службу.

    Если иностранец еще пребывает в своем государстве, но желает въехать в Россию в безвизовом порядке, то от работодателя потребуется:

    • оформить приглашение на въезд;
    • поставить прибывшего иностранца на миграционный учет.

    Прибывший иностранец должен будет получить патент.

    Граждане республик Беларусь, Казахстан и Армения: особый порядок приема на работу

    Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан и Армения, которые временно пребывают на территории России. Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд). А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.

    Уведомление о прибытии иностранца

    Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу. Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

    Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор:

    «Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора).

    Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

    • для организации — штраф от 400 000 до 500 000 рублей;
    • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

    Срок пребывания иностранного работника в России

    Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора).

    При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

    Граждан Белоруссии принимают на работу в упрощенном порядке. Но оформление белорусов все-таки несколько отличается от приема граждан России. Расскажем о 3 отличиях, знание которых убережет от серьезных нарушений.

    В статье:

    Скачайте документы по теме:

    Как составить трудовой договор с белорусом

    Сведения о сторонах

    Обязательные условия трудового договора

    Дополнительные условия трудового договора

    Фамилия, имя, отчество гражданина Белоруссии, с которым заключается договор

    Место работы

    Условие об испытание

    Сведения о документах, удостоверяющих личность (паспорт гражданина Белоруссии)

    Трудовая функция

    Уточнение обязанностей работника

    Наименование работодателя

    Дата начала работы

    Условия, улучшающие положение работника

    (на усмотрение работодателя)

    ИНН работодателя

    Срок трудового договора

    Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями

    Условия оплаты труда

    Место и дата заключения трудового договора

    Режим работы и отдыха

    Сведения о документе, разрешающем пребывание в РФ

    Таким документом может быть:

    • миграционная карта,
    • патент, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство.

    У граждан Белоруссии из перечисленных документов может быть только ВНЖ. Миграционные карты при въезде они не оформляют, патенты не получают.

    Характеристика условий труда на рабочем месте

    Гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда

    Характер работы

    Условие об обязательном социальном страховании

    Как правильно указать сведения и условия - в статье: Трудовой договор

    Нужно ли в трудовом договоре с белорусом указывать, на каком основании ему будет оказываться медицинская помощь в течение срока действия трудового договора?

    На этот вопрос можно встретить самые разные ответы. Но анализ нормативных документов позволяет сделать следующие выводы:

    • Статья 327.2. ТК РФ требует указывать основания оказания медицинской помощи только в договорах с временно пребывающими в РФ иностранцами. Это нужно потому, что временно пребывающие иностранцы не являются застрахованными лицами, поэтому не по российским законам не могут получать пособия по нетрудоспособности и обращаться за врачебной помощью.
    • Пункт 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС устанавливает, что социальное обеспечение граждан стран-участниц осуществляется в том же порядке, что и граждан страны трудоустройства. Это значит, что граждане Белоруссии с любым статусом являются застрахованными лицами, и им помощь оказывается на основании полиса ОМС. Этот же вывод следует из новой редакции правил обязательного медицинского страхования в России.

    Следовательно, в договоре с гражданином Белоруссии не нужно указывать полис ДМС, поскольку он ему не нужен.

    Вопрос-ответ из «Системы Кадры»

    Как принять на работу гражданина Белоруссии

    Рассказывает Вероника Шатрова, эксперт по трудовому законодательству, издатель и автор Системы Кадры и журнала «Кадровое дело»

    Граждан Белоруссии принимайте на работу в упрощенном порядке, поскольку эта страна входит в ЕАЭС. Для работы в России гражданам Белоруссии не нужны…

    Особенности приема на работу белорусов в 2019 году

    Белоруссия - первая страна, которая после распада СССР попыталась сохранить для своих граждан свободу передвижения и трудоустройства в России. В 1998 году был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах. Белорусы могут свободно въезжать и выезжать из РФ, передвигаться и выбирать место жительства. Им гарантируются равные с россиянами права на обеспечение медицинской помощью и в вопросах трудовых отношений.

    Белорусы не обязаны получать миграционную карту и патент на работу, а их российские работодатели не оформляют для них приглашение на въезд, а также разрешение на привлечение иностранных работников. Граждане этой замечательной страны получают сразу вид на жительство, минуя статус «временно проживающий» (РВП).

    Поскольку ни патента, ни РВП у белорусов нет, то они и не привязаны ни к какому субъекту РФ, то есть могут работать в любом регионе России.

    3 отличия в процедуре приема на работу белоруса и россиянина

    1. Документы граждан Белоруссии должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык,
    2. Миграционный учет для граждан Белоруссии существует: в течение трех месяцев (90 суток) они вправе не регистрироваться в миграционной службе, но потом обязаны встать на учет по месту проживания или пребывания.
    3. После заключения трудового договора работодатель уведомляет миграционную службу о приеме иностранца на общих основаниях - в течение трех рабочих дней.

    Уведомление о приеме на работу белоруса

    Пункт 8 статьи 12 Закона № 115-ФЗ обязывает работодателя уведомлять миграционную службу МВД о заключении трудового договора с любым иностранным гражданином. Поскольку граждане Республики Беларусь являются все-таки гражданами другой страны, о приеме белорусов также следует извещать ГУВМ на общих основаниях.

    В журнале «Кадровое дело» расскажут, что делать если забыли уведомить МВД о приеме иностранца.

    Штрафы

    О том, что нужно извещать говорят и сотрудники миграционной службы, выписывая огромные штрафы за неуведомление о приеме иностранцев (часть 3 статьи 18.15. КоАП РФ):

    • должностным лицам - от 35 000 до 50 000 рублей,
    • организациям и ИП - от 400 000 до 800 000 рублей.

    Но есть прецедент, когда Верховный Суд РФ отменил штраф организации за неуведомление о приме на работу белоруса (постановление от 30.05.2017 № 78-АД17-19). Суд разъяснил: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 установлено, что в отношении граждан Республики Беларусь и их работодателей не применяются положения Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку нормы международного права являются приоритетными, то все установленные для иностранных граждан особенности приема на работу, в том числе положения статьи 13 закона № 115-ФЗ, для белорусов не действуют.

    Но чтобы избежать споров с ГУВМ, все-таки мы рекомендуем уведомлять управление по вопросам миграции о приеме и увольнении граждан Белоруссии.

    Уведомлять о заключении трудового договора и ставить на миграционный учет точно не нужно, если граждане ЕАЭС, в том числе белорусы, фактически не въезжают в Россию. Это возможно, если заключается договор о дистанционной работе. Это правило установлено статьей 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете» и разъяснено в письме МВД от 25.11.2016 № 20/16199.

    Допустим, вам нужно принять на работу высококлассного специалиста-иностранца.

    Исходя из официальной статистики, на сегодняшний день в России официально работает более полумиллиона белорусов. Интересно, что большинство из занимаемых ими должностей связаны с интеллектуальной деятельностью, также прослеживается тенденция создания белорусами в России собственного бизнеса.

    Почему в 2018 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси. На работодателя не распространяется множество миграционных особенностей, которым он должен следовать, сотрудничая с другими иностранцами.

    Правила приема на работу в отношении белорусов следующие:

    1. Прием на работу иностранца из Беларуси не требует от нанимателя получения соответствующего разрешения в госинстанциях, которое подтверждает привлечение сотрудников, изначально проживающих и зарегистрированных за границей.
    2. Гражданина Беларуси не касается норма закона, ограничивающая прием на работу физических лиц, которые прибыли в страну на временной основе, даже если осуществление ими профессиональной деятельности подразумевает розничную куплю-продажу. Сюда же подпадает торговля алкогольными напитками и лекарственными медицинскими препаратами.
    3. Прием на работу гражданина соседствующего государства разрешает не уведомлять учреждения ФМС и занятости об оформлении и, наоборот, расторжении трудового соглашения с жителем Беларуси, а также о предоставлении отпускных дней без подсчета за это время заработной платы, если отпуск длится более 30-31 календарного дня на протяжении 1 года.

    Именно из-за этих привилегий, которые предоставило правительство России, гражданина Беларуси считают &своим&; иностранцем и не боятся брать на работу. Более того, многие начальники и предприниматели уверены в том, что прием на работу белоруса – практически то же самое, что нанять россиянина. Хотя если покопаться в законах, можно увидеть, что это не совсем так.

    Как заключается трудовой договор

    Если рассматривать пошаговый порядок оформления гражданина Республики Беларусь на работу в 2018 году, он не имеет особенных отличий, но все же существуют отличительные признаки, и заключаются они в нескольких важных моментах:

    1. В случае когда белорус в качестве трудовой книжки представляет документ советского образца, проблем при фиксации записей возникнуть не должно. По закону такие книжки до сих пор действительны на территории РФ.
    2. Если же трудовая книжка заменена на книжку образца, который утвержден в Беларуси, нужно иметь в виду, что такой документ по праву является иностранным, а значит признать действие свидетельства в России нельзя. Чтобы позже не пришлось нести ответ за нарушение действующего отечественного законодательства, требуется завести и сделать соответствующие записи в новой трудовой книжке, причем нет необходимости переносить и дублировать в обновленный образец ранее сделанные пометки.

    Прием на работу: порядок

    Итак, трудовой договор между работодателем и наемным работником, где в качестве последнего выступает гражданин Беларуси, в 2018 году составляется в следующем порядке:

    1. Не верьте вашему будущему сотруднику на слово. Не стесняйтесь попросить его ознакомиться с документом, подтверждающим гражданство. Для этого достаточно оригинала паспорта или другой официально зарегистрированной бумаги, которая отражает принадлежность к тому или иному гражданству.
    2. Возьмите у гражданина Беларуси трудовую книжку. Если же оформляется гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна.
    3. Если у белоруса на руках есть страховое свидетельство относительно государственного страхования по пенсии, и, кроме этого, он получил статус временно или постоянно проживающего на территории России гражданина, наемного работника следует застраховать по статье обязательного пенсионного страхования. Если свидетельства нет в наличии, и до этого белорус никогда не работал в РФ, вам придется побеспокоиться и оформить этот вид документа самостоятельно, в местных органах ПФР.
    4. Также понадобится диплом о получении образования или выписка из соответствующего учебного учреждения. Поинтересуйтесь, нет ли у специалиста дополнительной бумаги о присвоении определенной квалификации или специальных знаний для осуществления своей профессиональной деятельности.

    Миграционный учет гражданина Беларуси

    Что касается миграционного учета белорусов, в 2018 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.

    Однако жителям соседнего государства не требуется оформлять никакие документы, регламентирующие дату пересечения границы, погранслужбе нет надобности ставить штамп о заполнении миграционных карт.

    Но как тогда ориентироваться работодателю? В качестве ориентира может выступить железнодорожный или авиа-, автобусный билет, сохраненный лицом, ранее проживавшим в Беларуси. Сотрудники органа ФМС, так или иначе, отталкиваются от даты составления трудового договора.

    Безусловно, к белорусам, которые вовремя не встали на миграционный учет, относятся более лояльно, чем к другим иностранцам. Судебной практике практически не известны случаи, когда наказание было очень строгим и существенным.

    Но работодателю все равно не следует относиться к этому правилу приема на работу халатно. Если гражданин Беларуси считает, что можно не спешить, апеллируя наличием корешка уведомления о постановке на учет, перепроверьте его действия, проконтролируйте ситуацию и можете спать спокойно, не думая о том, что вас привлекут к ответственности.

    Более чем просто убедительными являются штрафы, которые предприятию придется заплатить при нарушении российского законодательства в этом вопросе в 2018 году:

    • индивидуальному предпринимателю придется пожертвовать суммой от 400 000 до 500 000 рублей;
    • личная ответственность начальника исчисляется в размере установленных 40 000 – 50 000 рублей.

    Чтобы поставить гражданина Республики Беларусь на учет, произведите какое-либо из действий:

    1. Посетите ближайшее отделение почты и отправьте оттуда уведомление.
    2. Если в вашем регионе есть Центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оформите уведомление прямо там.
    3. Составьте уведомление и передайте его компетентным сотрудникам ФМС, к отделению которой относится ваша фирма.

    Заполнение формы уведомления невозможно без наличия паспорта гражданина Беларуси. Когда процедура подойдет к своему логичному завершению, иностранец получит отрывную часть документа, где будет проставлена метка почтового отделения или ФМС. Обязательно отксерокопируйте бумагу и подшейте к остальным документам, находящимся в личном деле работника.

    Что с НДФЛ

    В данном случае никаких премудростей не применяется. В 2018 году при заключении трудового соглашения, которое является бессрочным или предусматривает осуществление профессиональной деятельности иностранцем на вашем предприятии от полугода и дольше, доходы сотрудника исчисляются из расчета ставки НДФЛ в размере 13%.

    Белорус также имеет право рассчитывать на соответствующие налоговые вычеты (если он подпадает под данную категорию). Если же до конца календарного года пребывание иностранца составит менее 183 дней, НДФЛ действует в величине 30%, о вычетах тоже можно забыть.

    Суммы ежемесячных страховых взносов

    Прием иностранного коллеги на работу предусматривает обязательные отчисления страховых взносов в казну России. Большое влияние здесь имеет статус мигранта:

    1. Итак, если физическое лицо имеет вид на жительство в РФ, с его заработной платы удерживаются те же суммы, что и с российского гражданина, работающего по найму.
    2. Если на руках у белоруса есть разрешение на временное проживание в стране, взносы в ПФР взимаются со страховой части, тариф 22%. Остальные суммы равны величинам, применяемым к российским работникам.
    3. Взносы не берутся, если иностранец временно пребывает в РФ, а трудовое соглашение составлено на срок до 6 месяцев включительно.
    4. Договор, действующий более полугода, начисляет взнос в ПФР по ставке 22%, оставшиеся отчисления не удерживаются.

    Заработная плата, вне зависимости от статуса гражданина Беларуси, всегда облагается взносами, предусматривающими травматизм на месте работы.

    В 2018 году прием на работу белорусских граждан не предполагает экономию на отчислениях в ПФР, постоянно заключая трудовое соглашение, рассчитанное на короткий период времени. Сегодня прием на работу предусматривает страхование в ПФР любого иностранца, если с ним был составлен хотя бы один трудовой контракт (или совокупность нескольких), каждый из которых может действовать от полугода. Если же через полгода работник переходит на работу к другому работодателю, сроки службы не суммируются, и отчисления в госфонды делать не нужно.

    Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

    Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

    Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

    Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

    Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

    Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

    Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

    Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

    Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

    «Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

    Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

    Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

    Руководителю ФМС России

    Ромодановскому К.О.

    ПИСЬМО

    22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

    Пункт первый данного решения гласит:

    «1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

    08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

    В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

    Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

    «8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

    Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

    Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

    В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

    Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

    Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

    19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

    30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

    Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

    Новость дополнена 21.03.2018 г.

    Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

    Начальнику отдела по вопросам миграции
    УМВД России по городу Смоленску

    Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

    Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

    Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

    Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.